Научная статья на тему 'Среднее специальное образование в Курской области в середине 1950-х гг. '

Среднее специальное образование в Курской области в середине 1950-х гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / specialized secondary education / skilled personnel / specialized secondary schools / public education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огневщиков В. В.

Автор анализирует имеющиеся проблемы в состоянии средних специальных учебных заведений и пути их решения в Курской области в 1950-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED SECONDARY EDUCATION IN KURSK REGION IN THE MID 1950-s

The issue studies the problems concerning the development of specialized secondary education in Kursk Region during the 1950s.The main attention is paid to the condition of specialized secondary schools. The author analyzes the existing problems and their solutions.

Текст научной работы на тему «Среднее специальное образование в Курской области в середине 1950-х гг. »

УДК 94/99 (2 Рос-4 Кус)

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В СЕРЕДИНЕ 1950-Х ГГ.

© 2013 В. В. Огневщиков

аспирант каф. истории Отечества e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Автор анализирует имеющиеся проблемы в состоянии средних специальных учебных заведений и пути их решения в Курской области в 1950-е гг.

Ключевые слова: среднее специальное образование, квалифицированные кадры, средние специальные учебные заведения, народное образование.

К середине 1950-х гг. в развитии средней специальной школы накопилось множество проблем. К ним относились достаточно низкий уровень материальнотехнической базы техникумов и училищ, несовершенство системы управления, недостатки выпуска и распределения кадров и многие другие.

В целом по стране к 1954 г. выпуск специалистов средних специальных учебных заведений резко отставал от выпуска специалистов вузов. Вследствие этого сложилась ненормальная ситуация, при которой в отраслях народного хозяйства по ряду специальностей техников имелось меньше, чем инженеров.

Исходя из этого, Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации», в котором обязали Госплан СССР и Министерство высшего образования устранить недостатки в планировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. Также предусматривались и меры по приведению выпуска специалистов в соответствие с потребностями народного хозяйства. Эти мероприятия были направлены на расширение подготовки специалистов по дефицитным специальностям до уровня потребности в них. Имелось в виду, что в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи на одного специалиста высшей квалификации приходилось бы 2-4 и более специалистов средней квалификации, в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Министерствам и ведомствам в постановлении было дано указание улучшить учебно-материальную базу техникумов, оборудовать лаборатории и мастерские, обеспечить учащихся учебниками и учебными пособиями. Требовалось в короткий срок разработать перечень новых специальностей в соответствии с требованиями развития отраслей народного хозяйства и культуры и новые учебные планы и программы; в течение 3-4 лет подготовить по этим специальностям стабильные, высококачественные учебники и учебные пособия; создать необходимую учебную базу.

Правительство старалось уделять пристальное внимание заочному и вечернему образованию. В приказе по Министерству высшего образования СССР от 14 января 1955 г. «О мероприятиях по улучшению заочного и вечернего среднего специального образования» [1] говорилось, что «за последние годы заочное и вечернее образование получило значительное развитие». По сравнению с 1940 г. контингент учащихся заочных учебных заведений вырос более чем в 10 раз, а вечерних — в 5 раз. В ряде

техникумов повысилось качество подготовки специалистов без отрыва от производства, улучшилось снабжение учащихся-заочников необходимой учебнометодической документацией.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, состояние заочного и вечернего среднего специального образования в учебных заведениях большинства министерств и ведомств ещё не отвечало требованиям растущего народного хозяйства. Многие министерства и ведомства все ещё неудовлетворительно планировали подготовку специалистов в заочных и вечерних техникумах. Поэтому в последующие годы правительством был принят ряд мер по улучшению заочного и вечернего образования.

В сентябре 1956 г. вышел приказ Министерства высшего образования СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки специалистов средней квалификации в сети вечернего обучения». В нем отмечалось, что учебно-материальная база вечерних ссузов и особенно их филиалов при предприятиях оставалась неудовлетворительной. Многие вечерние техникумы были размещены в не приспособленных для учебных занятий заводских зданиях. Крайне ограниченная учебная площадь (примерно от 2,5 до 1,2 кв. м на одного учащегося) препятствовала созданию лабораторий и кабинетов, а также нормальной организации учебной работы в техникумах. Из-за отсутствия лабораторной базы практические работы, предусмотренные учебными программами, выполнялись не полностью или не проводились совсем. Директора техникумов нередко нарушали правила комплектования групп и, вместо установленной нормы, комплектовали группы по 3235 и более человек, что нарушало нормальный ход учебного процесса и вело к снижению его качества.

В целях устранения указанных недостатков и улучшения постановки вечернего среднего специального образования начальникам Управлений учебными заведениями министерств и ведомств было приказано представлять на заключение в Министерство высшего образования СССР ходатайства об организации вечерних техникумов при предприятиях, но лишь при наличии самостоятельных помещений для учебных занятий, обеспечивающих нормальное проведение учебного процесса и создание необходимых лабораторий и кабинетов по общеобразовательным предметам. При дневном или вечернем техникуме, как правило, могло быть организовано не более двух филиалов на предприятиях.

Что касается учебных заведений Курской области, то в рассматриваемый период времени они испытывали определенные трудности.

В ноябре 1953 г. в Курском кооперативном техникуме, открытом ещё в 1945 г., начался набор на заочное отделение, а с августа открылись 6-месячные курсы продавцов. Сначала заочное отделение обслуживало учащихся только Курской и Брянской областей, а с 1954 г. ещё и Белгородской области. В 1955 г. заочное отделение было закрыто, а личные дела учащихся-заочников переданы Всесоюзному заочному кооперативному техникуму. С августа 1959 г. заочное отделение было открыто вновь, но теперь оно обслуживало заочников только Курской и Белгородской областей [2].

По итогам смотра массовой физической и спортивной работы по коллективам физической культуры техникумов Роспотребсоюза коллективу Курского кооперативного техникума было присуждено второе место, вручены вымпел и грамота Центрального совета ДССО «Урожай», а также спортивный инвентарь на сумму 5 тысяч рублей. 16 человек из коллектива техникума, включая директора, были награждены значками «Почетный член ДССО «Урожай» и грамотами Центрального совета за активное участие в смотре физкультурной работы и достигнутые успехи в развитии физической культуры на селе [3].

В 1960 г. была проведена проверка работы техникума бригадой

Роспотребсоюза. В акте проверки отмечалось, что учебные помещения техникума состояли из двух зданий, но имевшаяся учебная площадь была недостаточна для проведения учебно-воспитательной работы с увеличившимся контингентом учащихся очного и заочного отделений. На очном отделении обучалось 246 человек, на заочном 435 человек, на курсах 150 человек. Техникум имел общежитие общей площадью 882 квадратных метра, в котором размещалось 137 человек. Серьезных недостатков проверкой выявлено не было, а проблемы, имевшиеся в техникуме, носили схожий характер с другими подобными учебными заведениями [4].

Фельдшерско-акушерская школа 17 ноября 1954 г. была преобразована в Курское медицинское училище. Располагалось училище в здании Курского медицинского института, но после увеличения контингента учащихся в институте и училище сложились тяжелые условия работы. Училище занимало всего 195 квадратных метров учебной площади и не могло обеспечить проведение занятий даже в три смены. После письма Министерства здравоохранения РСФСР Курскому облисполкому медицинское училище было переведено (с сентября 1956 г.) в здание, принадлежащее Курскому облздравотделу [5]. Однако оно просуществовало недолго и в целях упорядочения сети медицинских училищ 31 марта 1958 г. было переведено в г. Рыльск на базу бывшего строительного техникума, который, в свою очередь, был переведен в город Белгород. Училищу были переданы два учебных корпуса, общежитие и один жилой дом.

В 1954 г. в Курском техникуме железнодорожного транспорта было открыто отделение вечерней подготовки, которое проработало до 1960 г. В 1955 г. коллектив техникума едва не подвергся расформированию. В ГУУЗе Министерства путей сообщения СССР возникла мысль о ликвидации ряда техникумов транспорта, в том числе и Курского. Но, благодаря энергичным действиям начальника техникума А.Ф. Желнова и поддержке заместителя заведующим отделом связи и транспорта ЦК КПСС С. А. Аристова, техникум в Курске был сохранен. Переход на новые виды тяги - электровозную и тепловозную, потребовал коренной перестройки работы коллектива техникума. Были организованы лаборатории и кабинеты, учебные мастерские для подготовки техников-электриков. Была осуществлена и переподготовка преподавателей и мастеров производственного обучения. Первый выпуск специалистов нового профиля был осуществлен в 1960 г.

Как и в предыдущий период, техникумы Курской области сталкивались с различными проблемами, многие из которых носили бытовой характер. К примеру, проблемы имели место быть в Курском строительном техникуме в середине 1950-х гг. Техникум имел свой собственный учебный корпус, мастерские, учебный полигон, общежитие, большинство кабинетов были солидно оснащены наглядными пособиями [6]. Но учебный корпус не соответствовал требованиям учебного процесса: узкие темные коридоры, отсутствие рекреаций, одна лестничная клетка, отсутствие канализации. Техникум с трудом размещал 40 учебных групп при занятиях в 2-2,5 смены, читальный зал был слишком мал, отсутствовали помещения для кружковой работы и для курсового проектирования. Имеющийся у техникума 24-квартирный жилой дом частично использовался под общежитие, но в нем могло разместиться максимум 120 учащихся. Между тем в техникуме из 1200 обучающихся 800 было иногородних, 680 размещались на частных квартирах [7]. В их числе свыше 100 детей погибших во время Великой Отечественной войны воинов и сироты. Многие из них платили в месяц по 90-100 рублей за угол, вследствие чего жили почти впроголодь. Кроме этого, бытовые условия во многих частных квартирах были совершенно

неудовлетворительные. Несмотря на нелегкие бытовые условия, можно отметить, что воспитательная работа, так же как и дисциплина, были на довольно высоком уровне.

Резкое сокращение контингента учащихся (с 1200 до 700 человек) позволило в 1957/1958 уч. г. разместиться несколько просторнее и проводить занятия преимущественно в одну смену [8]. 5-этажное общежитие было достроено к концу 1958 г. Оно было оборудовано центральным водяным отоплением, водопроводом, канализацией и столовой на 70 посадочных мест. К 1959/1960 уч. г. в общежитии могли размещаться 500 человек [9].

С 1953 по 1958 г. Курский строительный техникум был подчинен Министерству строительства СССР, а с 1958 г. Министерству строительства РСФСР и был переименован в монтажный, так как Министерство строительства РСФСР не вело общестроительных работ, а занималось монтажом.

Подробнее остановимся на деятельности Курского музыкального училища-интерната слепых. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 7 августа 1954 г. «О реорганизации Курской музыкальной школы-интерната для слепых», было образовано музыкальное училище-интернат слепых с 4-годичным сроком обучения. Образованное училище вошло в подчинение Управления трудового и бытового устройства и обучения инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР. В училище принимались юноши и девушки - инвалиды I и II групп по зрению. Для повышения квалификации преподавателей Курского музыкального училища-интерната слепых почти каждый год несколько преподавателей регулярно направлялись в Москву и Харьков для изучения лучших методов обучения и воспитания учащихся в ссузах [10].

Училище находилось на полном государственном обеспечении и являлось единственным специальным учебным заведением для слепых в Советском Союзе [11]. Однако в училище тоже было множество проблем. В этом можно убедиться, ознакомившись с письмом заведующего областным отделом социального обеспечения Сентюрева и директора музыкального училища Решетилова в исполком Курского областного Совета депутатов трудящихся. Несмотря на интернатное положение училища, дирекция не имела возможности создать элементарные условия для нормального хода учебного процесса. В частности, это объяснялось недостатком площади как под учебные цели, так и под общежитие, учебных классов и кабин для индивидуальных занятий было недостаточно. Учащиеся были вынуждены заниматься круглосуточно, нарушая режим дня, что, естественно, вело к ослаблению занятий. В общежитии училища была очень большая скученность, что не позволяло создать минимальных условий быта для людей с ограниченными возможностями. Инвалидов по зрению, желающих поступить в училище и получить профессию, было довольно много. Об этом свидетельствовал период набора, когда в училище прибывали со всех концов страны до 300 человек всего на 25 мест. Не случайно Министерство социального обеспечения РСФСР в 6-м пятилетнем плане (1956-1960 гг.) планировало увеличить контингент учащихся до 200 человек [12]. Училищу принадлежал отдельный стандартный дом на 4 квартиры, но он лишь наполовину был занят училищем, а во второй его части располагался магазин. В конце письма дирекция училища и отдел социального обеспечения просили дать указания горсовету о выводе магазина из помещения.

В связи с реорганизацией музыкальной школы в профтехшколу с профилем декоративного садоводства Управление социального обеспечения с 1 сентября 1958 г. перевело 15 человек учащихся отделения баянистов-исполнителей в Курское музыкальное училище-интернат слепых. Вместе с учащимися Есентукской школы Курскому училищу было передано имеющееся оборудование: фортепиано,

магнитофон, баяны, специальная литература и другое оборудование [13]. При ликвидации музыкальных школ инвалидов Отечественной войны в Загорске, Иваново, Ростове-на-Дону, Ленинграде учащиеся этих школ также переводились в Курск для продолжения учебы. Вместе с ними передавалось имущество, ликвидированных школ, в том числе и музыкальные инструменты [14]. Несмотря на это, в Курском училище создалось тяжелое положение с музыкальными инструментами. Дело в том, что баяны и пианино, в большинстве своем, приобретались во всех школах в момент их организации ещё в 1945 г. Естественно, после длительного их использования половина пришла в негодность, а другая требовала капитального ремонта. После окончания училища всем выпускникам выдавался баян, но в целях более бережного отношения к инструментам было принято решение о закреплении баяна за учащимся ещё на первом курсе.

По окончании 1955/1956 уч. г. были ликвидированы сельскохозяйственные школы по подготовке председателей колхозов. Учащихся 2 и 3 курсов ликвидируемых школ обучение заканчивали при сельскохозяйственных техникумах по учебному плану школ, с сохранением за учащимися размера стипендии и других видов материального обеспечения. Учащиеся, которые не собирались продолжать обучение в техникумах, направлялись на практическую работу в сельское хозяйство. Сельскохозяйственным техникумам передавались учебные хозяйства, здания, оборудование и другое имущество ликвидируемых школ. В Курске на базе Курской средней сельскохозяйственной школы по подготовке председателей колхозов был организован Курский сельскохозяйственный техникум с подчинением Министерству сельского хозяйства РСФСР [15]. В 1959 г. учебная база состояла из учебного корпуса, учебного хозяйства площадью земли 364 га, клуба на 450 человек, столовой, общежития для учащихся на 100 человек. 27 комнат учебного корпуса тоже были использованы под общежитие, в котором размещались 110 человек.

Другое сельскохозяйственное учебное заведение - Кучеровский техникум, одно из старейших учебных заведений Курской области. Контингент учащихся на 1957/1958 уч. г. составлял 228 человек [16]. Учебная практика учащихся проходила в основном в учебном хозяйстве, которое располагало всесторонней базой для практики, а также в подшефном колхозе «Родина» Кондратовского сельсовета. Учебное хозяйство имело 166 га пахотной земли. Производственная практика проводилась в колхозах Курской области [17]. В целом можно отметить что, по сравнению с другими ссузами области, Кучеровский сельскохозяйственный техникум находился в неплохом состоянии, а существующие недостатки быстро устранялись [18].

Продолжали свою работу Курское музыкальное училище, основанное в 1936 г. и Обоянский библиотечный техникум, основанный в 1935 г. Из отчета по распределению выпускников музыкального училища в 1955 г., видно, что из 44 человек 22 человека, то есть половина, была направлена на работу в Курскую область, остальные, преимущественно в соседние - Белгородскую и Брянскую, а также в Калининградскую, Пензенскую, Арзамасскую, Новосибирскую области и Алтайский край [19].

Ещё один отчет, того же 1955 г. свидетельствует о том, что педагогический коллектив училища был крайне перегружен учебными часами, а также совместной работой в других учреждениях города. Так, из 42 преподавателей 24 имели нагрузку от 40 до 72 часов в неделю, что отрицательно сказывалось на всей учебнопроизводственной и учебной работе училища. Открытые уроки в училище не проводились, а текущая успеваемость учащихся находилась на низком уровне. В 1957 г. Курское музыкальное училище, для получения методической помощи было прикреплено к Государственному музыкальному педагогическому институту имени Гнесиных [20].

В середине 1950-х гг. техникумы Курской области имели невысокий уровень материально-технической оснащенности, а проблемы, возникавшие в учебных заведениях, носили в основном бытовой характер, что не могло ни сказаться как на построении учебного процесса, так и на качестве образования. На долгие годы затягивалось или вообще не было начато строительство объектов для техникумов и училищ. Поскольку процессы обучения тормозились, государство принимало соответствующие решения в области образования.

1. ГАКО. Ф. Р - 508. Оп. 1. Д. 59. Л. 1.

2. ГАКО. Ф. Р - 5349. Оп.1. Д. 48. Л. 192.

3. ГАКО. Ф. Р - 5349. Оп.1. Д. 49. Л. 146.

4. ГАКО. Ф. Р - 5349. Оп. 1. Д. 48. Л. 197.

5. ГАКО. Ф. Р - 3142. Оп. 1. Д. 50. Л. 1.

6. ГАКО. Ф. Р - 163. Оп. 1. Д. 62. Л. 1.

7. ГАКО. Ф. Р - 163. Оп. 1. Д. 62. Л. 10.

8. ГАКО. Ф. Р - 163. Оп. 1. Д. 76. Л. 1.

9. ГАКО. Ф. Р - 163. Оп. 1. Д. 84. Л. 1.

10. ГАКО. Ф. Р - 203. Оп. 1. Д. 29. Л. 35.

11. ГАКО. Ф. Р - 203. Оп. 1. Д. 29. Л. 105.

12. Там же.

13. ГАКО. Ф. Р - 203. Оп. 1. Д. 36. Л. 79.

14. ГАКО. Ф. Р - 203. Оп. 1. Д. 36. Л. 49.

15. ГАКО. Ф. Р - 209. Оп. 1. Д. 1. Л. 50.

16. ГАКО. Ф. Р - 209. Оп. 1. Д. 20. Л. 2.

17. ГАКО. Ф. Р - 4938. Оп. 2. Д. 57. Л. 4.

18. ГАКО. Ф. Р - 4938. Оп. 2. Д. 57. Л. 34.

19. ГАКО. Ф. Р - 508. Оп. 1. Д. 59. Л. 26.

20. ГАКО. Ф. Р - 508. Оп. 1. Д. 79. Л. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.