Научная статья на тему 'Сравнительный гендерный анализ психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся младших, средних и старших классов различных типов муниципальных общеобразовательных учреждений крупного города (на примере г. Уфы)'

Сравнительный гендерный анализ психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся младших, средних и старших классов различных типов муниципальных общеобразовательных учреждений крупного города (на примере г. Уфы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / SCHOOL STUDENTS / PSYCHIC DESADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимербулатов И. Ф., Юлдашев В. Л.

Сравнительная оценка эмоционального состояния учащихся обследованных школ на основании изучения у них показателей тревожности и депрессии показала, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем у учащихся средних общеобразовательных школ. Также психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий по сравнению с лицеистами. Оценка влияния учебной нагрузки в обследованных школах на развитие психической дезадаптации учащихся подтвердила наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием как по показателю тревожности, так и депрессии, что свидетельствует о существенной роли учебной нагрузки в формировании психической дезадаптации школьников, необходимости поиска наиболее эффективных и приемлемых механизмов её оптимизации с целью профилактики психической дезадаптации школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE GENDER ANALYSIS OF PSYCHOGENIC DESADAPTATION FORMS OF CHILDREN TRAINED AT VARIOUS SCHOOLS OF LARGE CITY MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Comparative assessment of emotional state of pupils in schools undergone on the basis of their anxiety and depression level control has showed that the scale of psychic desadaptation is undoubtedly higher with students of innovative schools as compared with pupils in ordinary ones. Psychic desadaptation of the kind manifests much more with students of the so called, gumnasias rather than with the pupils of lyceums. The assessment of influence of the amount of subjects to be studied on the development of psychic desadaptation of school students clearly shows that there exists direct correlation with their emotional state both in anxiety and depression levels, which shows that the amount of subjects to be studied plays an important part in formation of pupils psychic desadaptation, so we need to think about ways of optimization of school programmers to prevent pupils psychic desadaptation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный гендерный анализ психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся младших, средних и старших классов различных типов муниципальных общеобразовательных учреждений крупного города (на примере г. Уфы)»

УДК 616.89-008.441.1-053.5/6 © И.Ф. Тимербулатов, В.Л. Юлдашев

И.Ф. Тимербулатов, В. Л. Юлдашев СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОГЕННЫХ ФОРМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРУПНОГО ГОРОДА

(НА ПРИМЕРЕ Г. УФЫ)

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Сравнительная оценка эмоционального состояния учащихся обследованных школ на основании изучения у них показателей тревожности и депрессии показала, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем у учащихся средних общеобразовательных школ. Также психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий по сравнению с лицеистами. Оценка влияния учебной нагрузки в обследованных школах на развитие психической дезадаптации учащихся подтвердила наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием как по показателю тревожности, так и депрессии, что свидетельствует о существенной роли учебной нагрузки в формировании психической дезадаптации школьников, необходимости поиска наиболее эффективных и приемлемых механизмов её оптимизации с целью профилактики психической дезадаптации школьников

Ключевые слова: школьники, психическая дезадаптация

I.F. Timerbulatov, V.L. Yuldashev COMPARATIVE GENDER ANALYSIS OF PSYCHOGENIC DESADAPTATION FORMS OF CHILDREN TRAINED AT VARIOUS SCHOOLS OF LARGE CITY MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Comparative assessment of emotional state of pupils in schools undergone on the basis of their anxiety and depression level control has showed that the scale of psychic desadaptation is undoubtedly higher with students of innovative schools as compared with pupils in ordinary ones. Psychic desadaptation of the kind manifests much more with students of the so - called, ‘gumnasias’ rather than with the pupils of ‘lyceums’. The assessment of influence of the amount of subjects to be studied on the development of psychic desadaptation of school students clearly shows that there exists direct correlation with their emotional state both in anxiety and depression levels, which shows that the amount of subjects to be studied plays an important part in formation of pupils’ psychic desadaptation, so we need to think about ways of optimization of school programmers to prevent pupils’ psychic desadaptation.

Key word: school students, psychic desadaptation

Психическое здоровье подрастающего поколения является необходимым условием для приобретения им профессиональных знаний, трудовых навыков и социализации личности [2, 7, 17].

Сохранение психического здоровья школьников в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения гигиенических норм учебной деятельности [3,5,9,11,13,18,19]. В то же время существующая система обучения в общеобразовательных учреждениях характеризуется все более увеличивающимися нагрузками, что не отвечает требованиям гигиены и, естественно, научным основам возрастной психофизиологии [8,10,12,15]. Большая учебная нагрузка вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни, сокращать или полностью исключать дневной отдых, при ней существенно уменьшается продолжительность ночного сна, что негативно сказывается на их функциональном состоянии и здоровье [1,6,20]. В связи со сказанным изучение психической дезадаптации школьников является одной из важнейших задач психогигиены [4,16,17].

Методика исследования

Нашим исследованием было охвачено 3582 школьника, обучающегося в общеобразовательных учреждениях г. Уфы: средних общеобразовательных школах №№ 1, 18, 22, 25, 35, 41, 44, 54, 104, 129, 155; лицеях №№ 5, 60, 62, 94, 107, 123 и гимназиях №№ 39, 47, 86, 93, 115, 158, из них 1619 (45,2%) - учащиеся средних общеобразовательных школ (без классов выравнивания и классов для детей с задержкой психического развития), 1139

(31,8%) - учащиеся лицеев и 824 (23,0%) -учащиеся гимназий, что отражает долю обучающихся в соответствующих учебных заведениях к общему количеству школьников города. Из общего количества школьников 1440 (40,2%) составляли мальчики и 2142 (59,8%) девочки, что отражает сложившуюся в российских школах ситуацию преобладания девочек. Из числа обследованных 1264 (35,3%) -учащиеся 1-4 классов, 1383 (38,6%) - учащиеся 5-9 классов, 935 (26,1%) - учащиеся 10-11 классов. Психическая адапта-

ция/дезадаптация школьников оценивалась на основе изучения их эмоционального состояния по показателям тревожности и депрессии.

Для оценки тревожности у учащихся младших классов применялась детская шкала проявлений тревожности (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), разработанная A. Castenada, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тэйлор (J. Taylor, 1953), адаптированная А.М. Прихожан (1994). Для оценки тревожности у учащихся средних и старших классов применялась шкала проявлений тревожности для подростков (Manifest Anxiety Scale MAS), разработанная Дж. Тэйлор (1953) и адаптированная Т.А. Немчиным (1966). Для разграничения ситуативной и личностной тревожности применялась шкала STAI (State - Trate - Anxiety- Inventory), разработанная Ч.Д. Спилбергером (1972) и адаптированная Ю.Л. Ханиным

(1976). Для оценки депрессии у детей и подростков применялась шкала самооценки депрессии Цунга (Self - Rating Depression -

SDS) [Zung W.W.K., Durham N.C., 1965], адаптированная в НИИ психоневрологии им В.М. Бехтерева Т.Н.Балашовой (1988).

Для статистического анализа материала были вычислены относительные величины (P), их ошибки (m). Оценка достоверности различий средних и относительных величин проводилась при помощи критерия Стьюден-та (t) и критерия уровня значимости (P). Оценка влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников проводилась с помощью корреляционного анализа.

Результаты и их обсуждение

Проведенная нами сравнительная оценка психической адаптации/ дезадаптации школьников различных типов общеобразовательных учреждений на основе оценки их эмоционального состояния по показателям тревожности и депрессии представлена в таблице.

Таблица

Сравнительная оценка психогенной дезадаптации учащихся различных типов школ с учетом пола и возраста (по показателям тревоги и депрессии)

Шкалы Пол Средние общеобразовательные школы Инновационные школы P Инновационные школы P

лицеи гимназии

CMAS* М 19,1±1,5% 38,5±1,7% <0,05 34,7±2,2% 42,3±2,7% <0,05

Ж 25,5±1,4% 47,8±1,5% <0,05 45,4±1,9% 50,2±2,2% <0,05

MAS** М 16,3±1,4% 27,6±1,6% <0,05 26,2±2,0% 29,0±2,5% >0,05

Ж 20,8±1,3% 32,4±1,4% <0,05 30,3±1,8% 34,5±2,1% <0,05

STAI *** A - state М 28,3±1,8% 49,5±1,8% <0,05 47,1±2,3% 51,9±2,7% <0,05

Ж 34,9±1,5% 55,7±1,5% <0,05 52,8±1,9% 58,6±2,2% <0,05

A - trait М 26,6±1,7% 29,8±1,6% >0,05 29,2±2,1% 30,4±2,5% >0,05

Ж 30,9±1,5% 33,1±1,4% >0,05 31,5±1,8% 34,7±2,1% >0,05

SDS**** М 39,4±1,9% 41,7±1,7% >0,05 43,8±2,3% 39,6±2,7% >0,05

Ж 45,6±1,6% 65,3±1,4% <0,05 62,1±1,8% 68,5±2,1% <0,05

* По шкале CMAS суммарная оценка 0 - 5 баллов свидетельствует о низком уровне тревоги; 5 - 15 - об уровне тревоги ниже среднего; 15 - 25 - о среднем уровне тревоги; 25 - 40 - об уровень тревоги выше среднего; 40 - 50 - о высоком уровне тревоги. ** По шкале MAS суммарная оценка 0 - 5 баллов рассматривается как показатель низкого уровня тревоги; 5 - 15 - свидетельствует о среднем уровне тревоги (с тенденцией к низкому); 15 - 25 - о среднем уровне тревоги (с тенденцией к высокому); 25 -40 - о высоком уровне тревоги; 40 - 50 - об очень высоком уровне тревоги.

*** По шкале STAI оценивается ситуативная тревожность (A - state) и личностная (A - trait); оценка до 30 баллов свидетельствует о низкой ситуативной или личностной тревожности; 31 - 45 баллов - об умеренной тревожности по первой или второй подшкале; 46 и более баллов - о высокой тревожности.

**** По шкале SDS оценка ниже 50 баллов свидетельствует о нормальном психоэмоциональном состоянии учащегося; 51 - 59 баллов - о легкой депрессии; 60 - 69 баллов - об умеренной депрессии; выше 70 баллов - о тяжелой депрессии.

Из таблицы следует, что у учащихся средних общеобразовательных школ преобладает средний уровень тревожности с некоторой тенденцией к высокому у девочек (за счет ситуативного компонента), в то время как у учащихся инновационных школ (как мальчиков, так и девочек) преобладает высокий и даже очень высокий уровень общей и ситуативной тревожности. У учащихся инновационных школ гуманитарного направления достоверно выше уровень общей и ситуативной тревожности, чем у учащихся инновационных школ естественнонаучного направления (лицеев). Вместе с тем уровень личностной (базальной) тревожности у учащихся лишь незначительно превышает норму без достоверных различий по полу и школам обу-

чения. По шкале депрессии превышение нормы отмечено у девочек, обучающихся в инновационных школах. При этом у учащихся гимназий этот показатель достоверно выше, чем у учащихся лицеев.

Проведенная нами оценка влияния учебной нагрузки на развитие психической дезадаптации школьников показала наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием как по показателю тревожности (р<0,05 для учащихся младших, р<0,05 для учащихся средних и старших классов), так и депрессии (р<0,05 для учащихся младших классов). Причем по последнему показателю достоверные данные получены лишь для девочек. Полученные данные свидетельствуют о значимой роли ситуативного

компонента внутришкольной среды в формировании психической дезадаптации школьников. Необходимо дальнейшее исследования этой проблемы с целью разработки комплекса профилактических мер, направленных на укрепление здоровья несовершеннолетних, снижение уровня тревожности детей и подростков.

Выводы: В результате проведенной нами оценки эмоционального состояния учащихся различных типов общеобразовательных учреждений города на основании изучения у них показателей тревожности и депрессии выявлены особенности психической адаптации/дезадаптации школьников. Показано, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно вы-

ше, чем у учащихся средних общеобразовательных школ. Также психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий по сравнению с лицеистами. При этом отмечено достоверное преобладание ситуативного компонента тревожности, что свидетельствует о существенной роли факторов внутришколь-ной среды в формировании психической дезадаптации школьников.

В сложившихся условиях необходимо дальнейшее исследования этой проблемы, поиск наиболее эффективных и приемлемых механизмов оптимизации внутришкольной среды с целью профилактики психогенной дезадаптации школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997.- №3.- С. 29-33.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей - М.: Издательский дом «Династия», 2004. - 168 с.

3. Бруй Б.П., Дмитриев В.И., Булыгин М.М. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Здравоохранение Российской Федерации.- 1999.-№2.-С. 41-47.

4. Вишневская Е.Л., Широкова Т.Н., Мирская Н.Б., Кочеткова Н.К., Полесский В.А. Некоторые проблемы формирования здоровья школьников методами и средствами гигиенического обучения и воспитания //Школа здоровья - 1996. - Т. 3, №4.- С. 98-99.

5. Глушкова Е.К., Доскин В.А., Сорокина Т.Н. Оптимизация урока как один из путей профилактики утомления школьников // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков.- М., 1987.-С. 153.

6. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся.- М.: Медицина, 1988.-272 с.

7. Жариков Н.М., Логинова М.С., Лебедев М.А. Пограничные нервно - психические расстройства. - М.: Медицина, 1983.- Гл. 3: Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы.- С. 54-57.

8. Калиберный В.В., Сайкинова Н.Н., Чернышова Э.С., Ткаченко М.Е. Возрастные особенности некоторых психофизиологических функций у школьников // Гигиена детей и подростков -важнейшее звено профилактической медицины.-М., 1989.- С. 97-98.

9. Каневская Л.Я., Шелонина О.А. Гигиеническая оценка факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе // Школа здоровья. - 1996.-Т. 3, №4.-С. 36.

10. Кучма В.Р. Физиолого-гигиенические проблемы выполнения конвенции ООН о правах ребенка (к пятой годовщине присоединения к конвенции России) // Гигиена и санитария. -1996.-№ 2.- С. 40-43.

11. Ляхович А.В., Маркова А.И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария.-1994.-№7.- С. 47-50.

12. Маймулов В.Г. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда -здоровье населения.- СПб., 1991.-С. 19-24.

13. Мокеева М.М., Сетко Н.П., Бейлин С.М. Сравнительная характеристика изменений уровней невротизации младших школьников в зависимости от формы обучения // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. - М.,2007.

14. СанПиН 2.4.2.1178 - 02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

15. Сердюковская Т.Н., Сапожникова Г.М., Белявская В.И., Шаршаткина Г.А. Внедрение результатов научных исследований по гигиене детей и подростков в практику санитарноэпидемиологического надзора // Гигиена и санитария. - 1993.- № 8.-С. 45-48.

16. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие. - М., 2002.

17. Ястребов Г.Г., Ершова Т.Н., Новичкова П.И., Айдинов Г.В. Системный подход в решении региональных проблем здоровья населения России // Региональные проблемы профилактической медицины: матер. Междунар. конф. - Великий Новгород, 1999. - С. 9-10.

18. Der-Karabetian-A; Stephenson-K; Poggi-T Enviromental risk perception, activism and worldmindedness among samples of British and U.S. college students. Percept-mot-Skills. 1996 Oct; 83(2): 541-62-англ.

19. Duncan-DF; Bomar-GJ; Nicholson-T; Wilson-R; Higgins-W Health practices and mental health revisited. Brown University, Providence, RI 02912, USA. // Psychol-Rep. 1995 Aug; 77(1): 205-6-англ.

20. Myrtek-M; Weber-D; Brugner-G; Muller-W Occupational stress and strain of female students: results of physiological, behavioral, and psychological monitoring. Psychologisches Institute, University Freiburg, Germany. // Biol-Psychol. 1996 Feb 5; 42(3): 379-91-англ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.