Научная статья на тему 'Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь'

Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОБЩЕЕ БЛАГО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / SOCIO-ECONOMIC VALUES / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / SOCIAL FUNCTION OF PROPERTY / SOCIAL JUSTICE / COMMON GOOD / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алямкин Сергей Николаевич

В cвоей статье автор провел сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проведенный анализ показал, что в Конституции Республики Беларусь закреплена более целостная модель социальной ответственности бизнеса, чем в Конституции Российской Федерации. Обосновывается отнесение социальной ответственности к важнейшим конституционным социально-экономическим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алямкин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative legal and philosophical reflection constitutional model of socially responsible business in the Russian Federation and Belarus

In this article the author conducted a comparative analysis of the philosophical and legal constitutional models of corporate social responsibility in the Russian Federation and Belarus. The analysis showed that the Constitution of the Republic of Belarus secured a holistic model of corporate social responsibility than the Constitution of the Russian Federation. Substantiates the assignment of social responsibility to the most important constitutional socio-economic values.

Текст научной работы на тему «Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь»

С.Н. Алямкин СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

КОНСТИТУЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4.5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Алямкин Сергей Николаевич, к.ф.н., преподаватель, кафедра теории и истории государства и права, НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»

Аннотация: В cвоей статье автор провел сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проведенный анализ показал, что в Конституции Республики Беларусь закреплена более целостная модель социальной ответственности бизнеса, чем в Конституции Российской Федерации. Обосновывается отнесение социальной ответственности к важнейшим конституционным социально-экономическим ценностям.

Ключевые слова: социально-экономические ценности, социальная ответственность бизнеса, социальная функция собственности, социальная справедливость, общее благо, права человека

COMPARATIVE LEGAL AND PHILOSOPHICAL REFLECTION CONSTITUTIONAL MODEL OF SOCIALLY RESPONSIBLE BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND BELARUS

Alyamkin Sergey Nikolaevich, candidate of Philosophy, lecturer, cathedra of Theory and History of State and Law of Mordovian Humanitarian Institute

Annotation: In this article the author conducted a comparative analysis of the philosophical and legal constitutional models of corporate social responsibility in the Russian Federation and Belarus. The analysis showed that the Constitution of the Republic of Belarus secured a holistic model of corporate social responsibility than the Constitution of the Russian Federation. Substantiates the assignment of social responsibility to the most important constitutional socio-economic values.

Keywords: socio-economic values, social responsibility of business, social function of property, social justice, common good, human rights

Необходимым условием современного правового государства мы считаем определенность социальной ответственности бизнеса в конституционном праве. Конституционно-правовая модель социальной ответственности бизнеса должна включать приоритет общего блага народа, некоторую модель справедливости, социальную функцию собственности, право на труд и его

оплату, достаточную для воспроизводства этнокуль-

1

турной семьи .

Собственность есть не абсолютное право, а социальная функция (долг) и только в этих пределах она пользуется социальной защитой. Конституции большинства развитых стран содержат понятие социальной функции собственности и подчеркивают, что собственность обязывает, ее использование должно одновременно служить общему благу. При этом способы приобретения, пользования собственности и границы ее действия должны обеспечивать ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех.

Сравнительное исследование Конституции Российской Федерации 1993 г2 и Конституции Республики

Алямкин С.Н. Социальная ответственность бизнеса : философско-правовой анализ : монография / С. Н. Алямкин. -Саранск : Изд-во Мордов. ун.-та, 2012. - 10о с.

2 Конституция Российской Федерации 1993 г. [Электрон. ресурс] : (в ред. Законов Рос. Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от

30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Беларусь 1994 г3 позволило выделить соответствующие конституционно-правовые модели социальной ответственности бизнеса.

Понятие социальной функции собственности отсутствует в Конституции Российской Федерации, но присутствует в Конституции Республики Беларусь: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» (статья 44). Кроме того Основной закон Беларуси провозглашает принцип государственной защиты собственности, которая приобретена законным способом.

Общее направление развития бизнеса в стране во многом зависит от целеполагания бизнеса на интересы общей экономики либо на индивидуалистические интересы. Целеполагание бизнеса на интересы общей экономики может выражаться в конституционном гарантировании осуществления предпринимательства в соответствии с требованиями общей экономики и публичной инициативы в экономической деятельности по примеру Испании. В этой части Основной Закон России ограничивается запрещением экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Конституция Республики Беларусь задает социальную цель бизнесу в ст. 13:

3 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., прин. на респ. реф. 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) [Электрон. ресурс] http: // www.president.gov.by / press19329.html#doc

Социально-политические науки

3’2012

«государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях».

Немаловажным является целеполагание использования богатств страны в различных его формах (включая землю, природные ресурсы, недра). Конституционные модели использования народных богатств варьируются от признания подчинения всего богатства страны общему интересу (Испания) до провозглашения свободы их использования собственниками, при условии отсутствия нарушений прав иных лиц (Россия). Согласно Конституции Беларуси «недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13).

Важным моментом для становления в обществе социальной ответственности бизнеса является выражение государством отношения к социальному расслоению в стране, принципов социальной справедливости (наличие или отсутствие цели выравнивания уровня жизни населения, тип налоговой системы и т.д.). Конституционное регулирование в данном случае предполагает установление цели содействия увеличению доходов и богатства и их наиболее справедливого распределения либо отсутствие таких целей. В Конституции Республики Беларусь государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни (ст. 13). В Основном законе России такое право отсутствует.

Необходимым элементом системы социальной ответственности бизнеса является вознаграждение за труд, достаточное для воспроизводства работника и его семьи. Согласно статье 42 Конституции Республики Беларусь «лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Пунктом 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Конституция Республики Беларусь закрепила принцип социального партнерства: «отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон» (ст. 14). В Конституции России принцип социального партнерства отсутствует.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Конституции Республики Беларусь закреплена более целостная модель социальной ответственности бизнеса, чем в Конституции Российской Федерации.

Согласно А.А. Белкину, «безупречность конституции не может быть достигнута на стадии сочинения или обсуждения проекта», она «достигается через осуществление конституции и стимулируемую практи-

кой осуществления последующую модификацию кон-

4

ституции» .

И.Г Дудко под конституционной модернизацией понимает изменение первоначального содержания (смысла) нормы Конституции РФ, которое осуществляется текстуальной и не текстуальной процедурами, и в различных формах (модификаторской, преобразовательной, пресекательной)5.

Одним из способов модернизации конституционных норм является деятельность Конституционного Суда РФ. В ряде решений КС РФ существенно обогатил конкретным содержанием весьма абстрактные положения ч. 3 ст. 55 Конституции о допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. КС отметил: предусмотренные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения «должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмеренными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей». Фактически КС сформулировал указания для законодателя.

Здесь мы обращаемся к категории конституционнозначимых ценностей и в данном случае надо констатировать об отсутствии ценности социальной ответственности бизнеса в Конституции Российской Федерации.

А.А. Гагаев среди конституционных ценностей наряду с экономической свободой выделяет ценность баланса прав, свобод и социальной ответственности бизнеса, необратимости наказания за отказ от социальной ответственности. Он подчеркивает необходимость совместимости ценностей наемного работника и предпринимателя и запрета исключения социальных групп из доступа к власти, захвата ее одним слоем (формирования олигархий); узурпации ресурсов; рассогласования статусов; злоупотребления влияниемб.

Актуальной задачей в указанном свете видится систематизация и обновление группы конституционных социально-экономических ценностей.

Будущие конституции в идее О. Тоффлера, представят современные социальные структуры в праве и ограничат индивидуализм, делая акцент на солидарных правах и социальном капитале, а не промышленном капитале и праве частной собственности. В настоящее время такие конституции отсутствуют.

Список литературы:

1. Алямкин С.Н. Социальная ответственность бизнеса : философско-правовой анализ : монография / С. Н. Алямкин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун.-та, 2012. - 100 с.

2. Белкин А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. 1995. № 1. С. 73 - 94.

3. Гагаев А.А. Проблема изменения Конституции и её моральная структура. Доклад на заседании научного семинара Представительства Отделения общественных наук РАН при Мордовском госуниверситете 19.10.2010 г. // http://proon.mrsu. ш^етта г.рЬ| p?te ma=3&doklad=11.

4 Белкин А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. 1995. № 1. С. 88.

5 Дудко И.Г. Конституционная модернизация. Доклад на заседании научного семинара Представительства Отделения общественных наук РАН при Мордовском госуниверситете 19.10.2010 г. // http://proon.mrsu.ru/ semma^php?tema=3&doklad=10

6 Гагаев А.А. Проблема изменения Конституции и её моральная структура. Доклад на заседании научного семинара Представительства Отделения общественных наук РАН при Мордовском госуниверситете 19.10.2010 г. // http://proon.mrsu.ru/ seminar.php?tema=3&doklad=11

С.Н. Алямкин СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

КОНСТИТУЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4. Дудко И.Г. Конституционная модернизация. Доклад на заседании научного семинара Представительства Отделения общественных наук РАН при Мордовском госуни-верситете 19.10.2010 г. // http://proon.mrsu.ru/seminar. php?tema=3&doklad=10.

5. Конституция Российской Федерации 1993 г. [Электрон. ресурс] : (в ред. Законов Рос. Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФкЗ). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., прин. на респ. реф. 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.) [Электрон. ресурс] http: // www.president.gov.by / press19329 .html#doc.

Reference list:

1. Alyamkin S.N. The social responsibility of business: a legal and philosophical analysis: monograph / S.N. Alyamkin. - Saransk: Mordovian University Publishing House, 2012. - 100 p.

2. Belkin A.A. Revision of the Constitution (theoretical aspects) // Jurisprudence. 1995. № 1. P. 73 - 94.

3. Gagaev A.A. The problem of changing the Constitution and its moral structure. Report at the meeting a scientific seminar Representative Office of Social Sciences in Mordovia State University 19.10.2010 // http://proon.mrsu.ru/seminar.php? tema=3&doklad=11.

4. Dudko I.G. Constitutional modernization. Report at the meet-

ing a scientific seminar Representative Office of Social Sciences in Mordovia State University 19.10.2010 //

http://proon.mrsu.ru/ seminar.php?Tema=3& doklad = 10.

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by national-wide voting 12.12.1993) (amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from

30.12.2008 № 7-FKZ) - Access from legal-reference system "ConsultantPlus".

6. The Constitution of the Republic of Belarus in 1994 (as amended. And add., Principles. On resp. Ref. 11.24.1996 and 10.17.2004 // http:// www.president.gov.by / press19329.html # doc.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью С.Н. Алямкина на тему: «Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь».

Тема работы С.Н. Алямкина «Сравнительный философско-правовой анализ конституционных моделей социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации и Республике Беларусь» актуальна, поскольку необходимым условием современного правового государства является определенность некоторой модели экономических отношений в конституционном праве.

Конституции большинства развитых стран содержат понятие социальной функции собственности и подчеркивают, что собственность обязывает, ее использование должно одновременно служить общему благу. При этом способы приобретения, пользования собственности и границы ее действия должны обеспечивать ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех. В связи с указанным выделение конституционно-правовых моделей социальной ответственности бизнеса их сравнительный анализ - важная и актуальная задача современной правовой науки.

Сравнительное исследование Конституции Российской Федерации 1993 г. и Конституции Республики Бе-

ларусь 1994 г. позволило автору выделить соответствующие национальные конституционно-правовые модели социальной ответственности бизнеса, включающие понятие социальной функции собственности, це-леполагание бизнеса, использования богатств страны на интересы общей экономики либо на индивидуалистические интересы, принципы социальной справедливости, закрепление вознаграждения за труд, достаточного для воспроизводства работника и его семьи, принцип социального партнерства.

Проведенный анализ показал, что в Конституции Республики Беларусь закреплена более целостная модель социальной ответственности бизнеса, чем в Конституции Российской Федерации.

Кроме того обосновано отнесение социальной ответственности к важнейшим конституционным социально-экономическим ценностям.

Следует отметить, что рецензируемая статья содержит обоснованные выводы, обладающие достаточно высокой научной значимостью, она в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного рода, и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Декан факультета повышения квалификации Средне - Волжского (г. Саранск) филиала «Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации», доцент, к.ю.н. В.Ю. Перепелкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.