Научная статья на тему 'Сравнительный анализ ВСР высококвалифицированных спортсменов с различной готовностью к риску'

Сравнительный анализ ВСР высококвалифицированных спортсменов с различной готовностью к риску Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / CARDIAC RHYTHM VARIABILITY / RISK READINESS / PLAYING SPORTS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ ВСР высококвалифицированных спортсменов с различной готовностью к риску»

ery, intensity.

УДК 612

Власенко Р. Я., Шабаев В. С., Антипов А. Ю.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВСР ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К РИСКУ

НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, [email protected]

Риск играет ключевую роль, прежде всего, при формировании этапа принятия решения в структуре целенаправленного поведенческого акта [1]. В групповых ситуационных видах спорта риск связан с принятием решения о выборе тактики в соревновательном действии, причем это решение носит уже не только индивидуальный характер, но и становится коллективным [2]. Готовность к риску является компонентом доминирующего мотивационного состояния, влияющего на результат соревновательной деятельности спортсмена [3]. Выявление уровня готовности спортсмена к риску, а также сопровождающих такую активность физиологических коррелятов представляется актуальной задачей

[4].

Цель работы - сравнительный анализ особенностей вариабельности ритма сердца (ВСР) у высококвалифицированных спортсменов регбистов с различным уровнем готовности к риску.

Решались следующие конкретные задачи исследования:

1. Выявить различия в спектральных параметрах ВСР в состоянии функционального покоя и сразу после выполнения нагрузочного теста.

2. Проанализировать полученные данные и сопоставить их с уровнем готовности к риску у представителей контактно-игрового вида спорта.

Материалы и методы. В работе приняли участие 14 спортсменов-добровольцев, в возрасте 23±3 лет. Эксперименты выполнялись с учетом всех этических требований согласно Хельсинкской декларации. Все испытуемые

3 Vlasenko R.Ya., Shabaev V.S., Antipov A.Yu.COMPARATIVE ANALYSIS OF CARDIAC RHYTHM VARIABILITY OF HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN WITH VARIOUS LEVELS OF RISK READINESS. Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia, [email protected]

представители регбисты, имеющие по Единой Всероссийской Спортивной Классификации (ЕВСК) спортивное звание кандидата в мастера спорта. Масса спортсменов 75 ± 6 кг, стаж занятия спортом от 4 до 8 лет.

Кардиоритмография (КРГ) (регистрировали 400 кардиоинтервалов) осуществлялась в состоянии покоя лежа на кушетке и сразу после нагрузочного теста -субмаксимальная ЧСС (вариант велоэргометрия), во время которого проводилась запись ЭКГ и измерение АД. Подбор нагрузки осуществлялся индивидуально из расчета из расчета 2 Вт/кг. Для анализа результатов избрали абсолютные значения спектральных показателей ВСР, максимальное потребление кислорода (МПК) и величину суммарной работы, выполненной в нагрузочном тесте. Для регистрации всех показателей использовали комплекс функциональной диагностики «Валента» (Санкт Петербург). Для оценки достоверности полученных результатов использовали и-тест Манна-Уитни.

В таблице представлены результаты исследования ВСР высококвалифицированных спортсменов с различной готовностью к риску.

После обработки полученных результатов, был замечен достоверно больший вклад мощности быстрых волн (НБ) у спортсменов с высокой готовностью к риску (р<0,01). После нагрузочного теста показатели НБ волн всех спортсменов снижались до сопоставимых значений.

Подобную особенность наблюдали также при анализе медленных волн ^Б) -рисковые спортсмены имели больший уровень интенсивности LF волн до нагрузки (р<0,05), однако происходило выравнивание показателей после велоэр-гометрии у рисковых и не рисковых спортсменов. Отмечали, что у рисковых спортсменов после нагрузочной пробы сохраняется превалирующее действие НБ волн над LF.

Уровень МПК как и величина суммарной работы, выполненной в нагрузочном тесте, у спортсменов обеих групп были на примерно сопоставимом уровне, что свидетельствовало об одинаковой общей физической подготовленности.

При сравнении полученных результатов ВСР у высококвалифицированных спортсменов с различной готовностью к риску, было показано, что волновые показатели ВСР «рисковых» спортсменов качественно отличаются от волновых показателей «осторожных» субъектов эксперимента, что говорит об индивидуальных психофизиологических особенностях субъектов двух экспериментальных групп.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, готовность к риску, игро-

402

вые виды спорта

Keywords: cardiac rhythm variability, risk readiness, playing sports

УДК 612:796.01

Л.М.Волкова, В.Ю.Волков

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»4

Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербург,

volkovalm@bk. т

За обозреваемый период прикладные программные продукты прошли путь от программ для микрокалькуляторов до мультимедиа-систем. Анализ литературы по проблеме исследования позволил систематизировать материал и выделить наиболее перспективные направления по применению новых информационных технологий в процессе обучения физической культуре в вузе.

Публикаций, посвященных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в вузах ведется, в том числе и по обучающим системам, направленным на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями.

Прогрессивные тенденции в физическом воспитании определяются сегодня не в интенсификации учебного процесса, а в использовании интегративной технологии информационного обеспечения психофизической учебной и вне-учебной подготовки по физическому воспитанию студентов средствами компьютерных технологий, адекватных современнму уровню информатизации. С этой точки зрения компьютерные технологии рассматриваются нами как действенные средства интеграции методологических приемов организации познавательной деятельности и дидактических принципов выдачи информации.

Применение информационных технологий в физическом воспитании не отменяет его классические принципы, а генерирует новые дидактические принципы (индивидуализации, многоканальности, модульности и другие). Возможности информационной обучающей среды, методически проработанная контек-

4 lM.Volkova, V.Y.Volkov INFORMATION-DIAGNOSTIC TECHNOLOGY IN THE PRACTICE OF MASTERING THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" St. Petersburg state polytechnic university, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.