СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ СИЛЫ У ЮНОШЕЙ 17-19 ЛЕТ В ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
В.Ю. Кокин
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье приводятся результаты исследований формирования силовой направленности физкультурного образования студентов на основе индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. Анализ результатов комплексных исследований позволил дать оценку функциональным резервам и двигательной подготовленности студентов основного учебного отделения.
Изменения, происходящие в современной России, отчетливо выявили противоречие между потребностью в выпускниках вузов, обладающих высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности, хорошими физическими качествами и снижением роли физической культуры и спорта в высшей школе, сопровождающимся уменьшением двигательной активности и неуклонным ростом заболеваемости студенческой молодежи.
Социальный заказ настоятельно требует подготовки таких специалистов, которые ведут здоровый образ жизни, и утверждают цивилизованный стиль деловых и межличностных отношений. Путь к цивилизованности обязывает перевести физическое воспитание студенческой молодежи на современный уровень с учетом социально значимой ориентации вузовских занятий по физической культуре и спорту, предполагающий внедрение инновационных технологий, базирующихся на личностно-ориентированной и гуманистической направленности. Актуальность таких подходов к физическому воспитанию студентов диктуется и необходимостью решения современных проблем молодежи.
По мнению многих специалистов, сложившаяся система высшего профессионального образования в области физического воспитания не позволяет сегодня в силу объективных причин разрешить проблему повышения уровня физического состояния студентов. Более того, наблюдается тенденция к некоторому снижению уровня разносторонней физической подготовленности [1]. В настоящее время в физкультурном образовании доминирует направленность на развитие скоростных, координационных способностей и выносливости, а формированию силовой направленности не уделяется должного внимания. Сложившуюся практику усугубляет использование таких традиционных видов физкультурной деятельности как плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры и др. Многочисленные опросы студентов и анкетирование показывают, что большинство из них оценивают свое участие в занятиях, проводимых с
преимущественным использованием традиционных видов и систем физических упражнений как принудительное. Подобное отношение не способствует формированию у студентов интереса к активным занятиям физической культурой, не создает устойчивой мотивации к ним, не обеспечивает приобретения личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры [2].
Одним из путей повышения эффективности физического воспитания в вузе, на наш взгляд, является достижение его нового качественного состояния на основе укрепления внутрисистемных связей, которые бы позволили увеличить и расширить поле применения организационных форм овладения содержанием образовательной области «Физическая культура» на паритетных началах традиционных и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и силовой направленности.
Одним из нестандартных видов физкультурной деятельности, пригодным для оздоровления и физического развития студентов, является атлетическая гимнастика.
Комплексное воздействие на организм, широкий выбор средств и методов, возможность рационального дозирования нагрузки, сочетаемость с другими физическими упражнениями и системами упражнений делают атлетическую гимнастику предпочтительной в ряду других нетрадиционных форм занятий физической культурой.
Вместе с тем существует объективная потребность в более глубоких, научно-обоснованных знаниях о занятиях атлетической гимнастикой, необходимых для реализации физической культуры личности в процессе занятий. Это важно, прежде всего, с позиции того, чтобы избежать механического переноса спортивной направленности тренировки на физкультурно-оздоровительную атлетическую подготовку. К тому же в настоящее время недостаточно полно разработана структура и содержание физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий атлетической подготовкой студенческой молодежи в учебном процессе по
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
физическому воспитанию. Значительная доля таких занятий основана на приблизительных расчетах по всем основным параметрам, выбранных зачастую опытным путем: интенсивность нагрузки, ее регламентация, функциональный контроль, восстановительные мероприятия. Такой эмпирический подход порой оборачивается неадекватными нагрузками (недостаточными или чрезмерными).
Очевидно, что становится актуальной проблема разработки специализированных учебных программ элективных и факультативных курсов с использованием отдельных видов упражнений силовой направленности, учитывающих индивидуальное воздействие на морфо-функциональные и психофизические особенности организма студенческой молодежи.
Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей.
Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.
Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений - общеподготовительного и специализированного.
Общеподготовительное направление призвано способствовать формированию у каждого занимающегося кондиционной двигательной подготовленности, т.е. соответствующей общепринятым половозрастным и программным (прежде всего в сформированности минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, физического развития и физической подготовленности). Поэтому, основное содержание программы занятий в рамках данного направления определяется независимо от индивидуальных склонностей [3].
Индивидуализация же осуществляется главным образом с помощью методов обучения и воспитания, а также дополнительных средств. Таким образом, общеподготовительное направление имеет более коррегирующую функцию по отношению к занимающимся с недостаточной двигательной подготовленностью.
Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности и развивает двигательные способности, функции, свойства и качества личности в зависимости от индивидуальных склонностей и одаренности занимающихся. Индивидуализация здесь
осуществляется не только с помощью методов обучения и воспитания, но и со сменой программного содержания занятий.
Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.
Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидуумам. Поэтому индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания, причем большей частью ее вполне можно обеспечить в групповых занятиях.
Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой частной задачи - будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся и их личностными потребностями.
Руководствуясь единством двух направлений (общеподготовительным и специализированном) при решении проблемы индивидуализации в учебно-тренировочном процессе, задания на развитие силовых способностей могут быть, как дифференцированными (в одинаковых для всей группы упражнениях устанавливаются различные требования к их выполнению для каждого занимающегося в зависимости от его подготовленности и возможностей), так и индивидуальными (для отдельных студентов, отстающих от группы в присвоении физкультурных ценностей или, наоборот, проявляющих интерес к совершенствованию в отдельных упражнениях).
В течение учебного года мы изучали влияние различных методов воспитания силы и связанных с ней способностей на развитие двигательной и функциональной подготовленности студентов-юношей основного учебного отделения.
В ходе эксперимента студенты обследовались два раза (сентябрь, май) по комплексной программе: бег на 1000 м., прыжок в длину с места, подтягивание из виса на перекладине, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 1 мин., сгибание и разгибание рук в упоре лежа, жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, становая тяга; измерения показателей силы мышц кистей (кистевая динамометрия), разгибателей туловища (становая динамометрия); измерения показателей физического развития - вес, рост, объем грудной клетки, голени, бедра, плеча, талии, ЖЕЛ; функциональная подготовленность оценивалась по показателям физической работоспособности, МПК, ЧСС.
По результатам первого комплексного обследования все студенты основной медицинской группы основного учебного отделения были раз-
Кокин В.Ю.
Сравнительный анализ воздействия методов ________развития силы у юношей 17-19 лет...
биты на 3 экспериментальные группы по 12 человек в каждой. В первую группу вошли студенты со слабой физической и функциональной подготовленностью. Во вторую группу вошли студенты с удовлетворительной физической и функциональной подготовленностью. Студенты обеих групп ранее никогда не занимались атлетической гимнастикой и не имели опыта занятий по системам упражнений с силовой направленностью. Третью группу составили студенты с хорошей физической и функциональной подготовленностью, ранее занимавшиеся в тренажерных залах и имевшие стаж занятий от 0,6 месяцев до 1 года.
Первая экспериментальная группа занималась, используя экстенсивный интервальный метод развития силы с формой организации занятий -«круговая» тренировка. Вторая экспериментальная группа использовала комплексный метод развития силы с формой организации занятий - «по комплексам». Третья экспериментальная группа применяла ММСН (метод многократных субмакси-мальных напряжений) с формой организации занятий - «по станциям».
Программа силовой подготовки студентов была рассчитана на учебный год и состояла из двух полугодовых циклов, первый из которых проводился с сентября по декабрь, а второй - с февраля по май.
В учебно-тренировочном процессе использовались наиболее эффективные упражнения с внешним сопротивлением, воздействовавшие на крупные группы мышц. Они подразделялись на упражнения с тяжестями (гири, гантели, штанга и др.), упражнения на тренажерах блочного типа, упражнения с весом собственного тела.
В каждой экспериментальной группе занятия проводились с соответствующей методу интенсивностью. Интенсивность нагрузки в занятиях силовой подготовкой - понятие условное, характеризующее напряженность усилий. Определяется она как процентное отношение веса отягощения или количества повторений к максимальному результату, показанному в упражнении.
Поскольку максимальный результат с внешними отягощениями или собственным весом при одинаково заданной интенсивности у всех студентов различный, то и объем выполняемой нагрузки всегда будет различным дня каждого студента.
Общий объем нагрузки во втором полугодии несколько выше, чем в первом за счет увеличения числа серий - до 3-х.
В соответствии с общими закономерностями распределения тренировочной нагрузки недельные объемы ее колебались то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, причем интенсивность постепенно возрастала. Недельный цикл состоял из двух урочных занятий. В недельном цикле занятий колебания объема и интенсивности нагрузки носили разнонаправленный характер, т.е. с повышением объема нагрузки на уроке интенсивность уменьшалась.
Сопоставление конечных результатов эксперимента с исходными величинами показало, что у всех испытуемых имеет место положительная динамика развития физических качеств, двигательной и функциональной подготовленности (табл. 1).
Таблица 1
Величины прироста показателей физического развития, функциональной физической подготовленности, %
№ Показатели Экспериментальные группы
1 2 п О
1 Кросс 1000 м 7,4 3,1 1,6
2 Прыжок в длину с места 3,8 6,1 5,2
3 Подтягивание 2,6 зд 5,7
4 Приседание со штангой 2,9 3,6 7,4
5 Жим штанги лёжа 3,5 4,9 6,7
6 Кистевая динамометрия 4,8 3,5 4,1
7 Становая динамометрия 3,9 4,6 7,7
8 Физическая работоспо- собность (Р\¥С170) 11,2 6,1 8,9
9 ЖЕЛ 3,1 2,0 2,6
Величины прироста показателей в кистевой динамометрии в первой и второй экспериментальных группах были выше, чем в третьей. Это можно объяснить тем, что у новичков при выполнении упражнений с отягощениями, составляющими 40-55 % от максимального веса, как правило, темпы прироста значительно выше, чем у тренированных.
В то же время темпы прироста показателей становой динамометрии в третьей экспериментальной группе превосходили темпы прироста в первой и второй группах, т.к. студенты этой группы выполняли упражнения с интенсивностью до 85 % от максимального значения.
Показатели физической работоспособности (Р\УС170) значительно увеличились в третьей группе. По мнению автора, это произошло не столько из-за адаптации кардиореспираторной системы к задаваемым нагрузкам, сколько из-за увеличения собственного веса студентов, выполнявших силовую нагрузку для увеличения физиологического поперечника мышц. В первой экспериментальной группе величина прироста физической работоспособности была наибольшей. Причиной этому послужило то, что упражнения силовой направленности выполнялись методом «круговой» тренировки, при которой энергообеспечение организма в большей мере идет за счет аэробных процессов. Показатели ЖЕЛ также были выше в первой экспериментальной группе. Так же наблюдался прирост показателей ЖЕЛ у студентов
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
третьей экспериментальной группы. Это произошло потому, что при выполнении упражнений силовой направленности с интенсивностью до 85 % происходит натуживание. Это явление возникает во время любой деятельности, связанной с большим напряжением мышц. Оно характеризуется повышенным давлением в брюшной и грудной полостях, из-за задержки дыхания на вдохе.
В силовых показателях (жим штанги, подтягивание и приседание со штангой) наибольшего прироста достигли студенты третьей экспериментальной группы. В скоростно-силовом движении -прыжках в длину с места - наибольший прирост результатов произошел во второй группе.
В кроссовом беге на 1000 м. самые высокие показатели прироста наблюдались в первой группе. Необходимые адаптационные явления наступили под воздействием упражнений на большие группы мышц с ЧСС от 140 до 160 уд/мин, когда улучшается не только регуляция сердечно-сосудистой системы, но и аэробный обмен веществ.
Таким образом, сравнительный анализ воздействия методов развития силы у юношей 17-19 лет позволил определить ожидаемую величину прироста показателей, как физического развития, так и функциональной и физической подготовленности.
Так, при использовании в учебном процессе экстенсивного интервального метода развития силы с формой организации занятий «круговая» тренировка с интенсивностью 40-55 % от максимальной наряду с повышением физической подготовленности стимулируется развертывание в организме занимающихся аэробных процессов, что благоприятно сказывается на повышении физической работоспособности, восстановительных процессах организма и развитии общей и силовой выносливости.
Комплексный метод развития силы с органи-
зационной формой проведения занятий - «по комплексам» и с интенсивностью до 65 % от максимальной создает предпосылки для дальнейшего прогрессирующего повышения нагрузок на основе равномерного физического и функционального развития.
Метод многократных субмаксимальных напряжений с формой организации занятий «по станциям» с интенсивностью до 85 % от максимальной увеличивает физиологический поперечник и силовые возможности занимающихся.
Анализ результатов комплексных исследований позволяет говорить о том, что при использовании различных методов и форм организации учебно-тренировочных занятий силовой направленности появляется возможность избирательно воздействовать на развитие тех или иных физических качеств и связанных с ними способностей. Дифференцируя учебные задания и способы их выполнения, становится возможным индивидуализировать учебный процесс по формированию силовой направленности, как с целью коррекции по отношению к студентам с недостаточной двигательной подготовленностью, так и с целью ее дальнейшего совершенствования.
Литература
1. Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: Метод, пособие для преподавателей вузов. - М.: Высш. Школа, 1979. -125 с.
2. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -144 с.
3. Коровин С.С., Менщиков В.М. Основы методики физического образования: Учеб. пособие. -Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2002. -160 с.