нению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран: Директива № 2008/115/ЕС Европейского парламента от 18.06.2008 г. // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2568270/#ixzz30FmybzpP
7. О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 23.07.2010 г. № 178-ФЗ // Российская газета. 2010. № 164.
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. № 140.
9. О создании федерального государственного учреждения «Центр для содержания лиц, подпадающих под реадмис-сию»: распоряж. Правительства РФ от 06.12.2004 г. № 1568-р // Российская газета. 2004. № 275.
10. Паукова Ю.В. Административное выдворение, депортация и реадмиссия как механизм удаления иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 55-57.
11. Положение о пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о ре-адмиссии, иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы: постановл. Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 555 // Российская газета. 2009. № 4960.
УДК159.9.37.015 3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ
1 О _ <5
© Н.Е. Горская1, В.Е. Глызина2, Е.С. Белоусова3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11. 3Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассмотрена самооценка как субъективное и очень личностное образование психики человека, являющаяся интегратором поведения, деятельности личности и обуславливающая реализацию ее потенциальных возможностей. Подчеркнут тот факт, что самооценка формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира. Описаны уровни самооценки. Уделяется внимание изучению развития самооценки в онтогенезе. Использована методика А.А. Реан «Самооценка личности», позволяющая определить уровень сформированности функций регуляции жизнедеятельности и психологического развития личности в целом на основании определения коэффициента ранговой корреляции, который является показателем адекватной или неадекватной самооценки. Представлены результаты исследования самооценки студентов. Доказано, что только у небольшой части студентов в процессе обучения в вузе происходит изменение самооценки в положительную сторону. Преподавателям рекомендовано учитывать личностно-психологические особенности студентов с целью дифференцированного подхода к обучению для более успешного освоения ими учебной программы. Табл. 2. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: самосознание; структурные компоненты самосознания; саморегуляция; самоуправление; уровни самооценки; онтогенез.
COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDENT LEVEL OF SELF-ESTEEM N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina, E.S. Belousova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article treats self-esteem as a very subjective and personal feature of human psyche, which integrates behavior and
1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 для технических специальностей, тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]
Gorskaya Natalya, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no. 1, tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]
2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89025680387, e -mail: [email protected]
Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025680387, e-mail: [email protected]
3Белоусова Евгения Сергеевна, ассистент кафедры иностранных языков, тел.: 89025449111, e -mail: [email protected] Belousova Evgeniya, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages, tel.: 89025449111, e-mail: [email protected]
activity of a personality and determines the implementation of his/her potential. It is emphasized that self-esteem is formed under more or less active participation of the personality and reflects the qualitative uniqueness of the mental world of an individual. Having described the levels of self-esteem, the authors focus on the study of self-esteem development in ontogenesis. They use A.A. Rean's methodology "Personality self-esteem" to identify the development level of the functions regulating life activities and psychological development of the individual as a whole on the basis of determining the rank correlation coefficient, which is an indication of adequate or inadequate self-esteem. The results of students' self-esteem study are presented. It is proved that only a small percentage of students demonstrate positive changes in self-esteem while being trained at the university. Teachers are recommended to consider the personal and psychological characteristics of students within the differentiated approach to training to ensure successful mastering of curriculum by students. 2 tables. 10 sources.
Key words: self-awareness; structural components of self-awareness; self-regulation; self-control; levels of self-esteem; ontogenesis.
Отличительной чертой системы образования в наши дни стало возникновение негосударственных вузов как следствие развития рыночных отношений. В процессе подготовки необходимых специалистов они работают по государственным стандартам и учебным планам. Результатом работы негосударственных вузов, как и государственных, является качественно подготовленный специалист, способный исполнять свое профессиональное назначение. Однако перед негосударственными вузами стоят нерешенные проблемы, такие как недостаточная учебная и научная базы, неполное материально-техническое оснащение и ряд других. Кроме того, известно, что негосударственные вузы набирают студентов без вступительных экзаменов, а они всегда считались едва ли не единственным критерием обучаемости. Бытует мнение, что отсутствие вступительных экзаменов обусловило поступление в негосударственные вузы лиц с низким уровнем школьной подготовки и способностью к обучению, с такими личностными и психологическими особенностями, которые не могут обеспечить им успешное освоение учебного материала. Становление личности студента успешно осуществляется лишь в том случае, если в процессе обучения в вузе у него формируется потребность в умении использовать научное содержание для выработки дисциплинарной целостной картины процесса решения познавательных и профессиональных задач, а также стремление и способность к личностностно-профессиональному росту. Решение данных задач обеспечивает высокое качество подготовки специалистов.
Для оценки эффективности функционирования вуза актуальным является изучение становления лич-ностно-профессионального самосознания и мотива-ционной сферы студентов и возможности их личност-но-профессионального роста в процессе обучения. В психологическом плане решение этой задачи должно опираться на закономерности и условия развития личности в онтогенезе, закономерности ее становления. Важным в этом направлении является формирование личностно-профессионального самосознания, поскольку именно самосознание личности является наиболее действенным средством саморазвития и саморегуляции человека как субъекта профессиональной деятельности. Значимым фактором, определяющим эффективность любой деятельности человека, в том числе и учебной, основой субъективной ак-
тивности, становления личности как субъекта деятельности является также мотивационная сфера. Качественные изменения самосознания и мотивацион-ной сферы, происходящие в процессе учебной деятельности, свидетельствуют о личностном росте студентов. Под личностно-профессиональным ростом мы понимаем активизацию психологического потенциала личности, ее интеллектуальных, умственных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для успешного овладения образовательными программами в вузе и успешного выполнения будущей профессиональной деятельности.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы и их становление у студентов негосударственного вуза (в сравнении со студентами государственных вузов, прошедших конкурсный отбор). Психологическим обследованием были охвачены студенты с 1-го по 5-й курс юридических факультетов, факультетов региональной экономики, а также менеджмента. Всего в эксперименте участвовало 530 студентов, обучающихся в негосударственном и государственных вузах. Студенты государственных вузов прошли конкурсный отбор при поступлении в вуз и учатся на бюджетной основе.
Мы считаем, что качественные изменения самосознания и мотивационной сферы, происходящие в процессе обучения, свидетельствуют о личностном росте студентов. К их числу относятся положительные изменения таких компонентов самосознания, как самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе и к другим, уровень субъективного контроля в области достижений, межличностных и профессиональных отношений; изменения мотивационной сферы, которые выражаются в усилении мотивов достижения высоких результатов деятельности, в стремлении реализовать себя в качестве субъекта деятельности и т.д. Указанные изменения могут рассматриваться как показатели личностно-профессионального роста студентов в процессе обучения, что важно учитывать при совершенствовании методов обучения, разработке новых программ и учебных материалов, организации инновационной деятельности негосударственных вузов, обусловленной особенностями контингента студентов и современными требованиями к подготовке специалистов. Полученные результаты показали, что студенты негосударственного вуза на начальном эта-
пе обучения имеют определенные особенности в сфере самосознания и мотивации и отличаются некоторыми психологическими характеристиками от студентов государственных вузов.
Одной из задач исследования было изучение самооценки у студентов с использованием методики А.А. Реан «Самооценка личности» [3]. Цель исследования - определить уровень сформированности функций регуляции жизнедеятельности и психологического развития личности в целом. Выявленный коэффициент ранговой корреляции является показателем адекватной или неадекватной самооценки.
Проблема самосознания является в настоящее время проблемой высокого жизненного значения. Становление самосознания и его роль в структуре личности широко исследуется специалистами различных областей науки [1; 2; 4-6]. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика [3; 7; 9; 10]. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой общей теории личности. Большинство психологов рассматривают самосознание как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования [8]. Эти компоненты становятся одними из необходимых потребностей личности. Степень развития этих потребностей влияет на формирование личности, являясь одной из предпосылок становления ее нравственной устойчивости. Структурные компоненты самосознания выступают в глубоком внутреннем единстве существования самосознания личности. Содержание эмоциональных отношений следует искать в действительных, жизненных отношениях личности и стоящем за ним социальном контексте [4]. Результаты интегративной работы в сфере познания и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения объединяются в особое образование самосознания личности - в ее самооценку [6]. В связи с этим актуальным является изучение самооценки как одной из основных форм проявления самосознания, которая выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность, активность [5].
Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая в ходе становления личности проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития. С переходом на все более высокие генетические уровни психического развития у человека складывается более или менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения лич-
ности. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личности соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития; в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости.
Самооценки отдельных ценностей личности, ее мотивации, отношений, проявление тех или иных психологических особенностей и прочее взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия самооценок могут быть самыми разнообразными: единство, согласованность, взаимодополнение, но нередко они находятся и в конфликтных отношениях. Эти достаточно сложные связи между отдельными самооценками предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных поисках личности самой себя, в непрерывной актуализации внимания на своем внутреннем мире с тем, чтобы понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений [3]. Процесс выработки единой самооценки, синтезированный из многих частных самооценок, неравномерно распределен во времени. Кроме того, должны объединяться разные по содержательности и в генетическом плане самооценки. Эти дополнительные обстоятельства усложняют выработку единой самооценки.
По своему внутреннему составу самооценка сложна не только потому, что она многоаспектна, но и потому, что составляющие ее элементы могут отличаться различными уровнями осознанности. Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценки личности в целом свя-зяно с тем, что результаты самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка, сами могут находиться на разных уровнях осознанности, то есть знание себя и эмоционально-ценностное отношение к себе выступают с неодинаковой степенью яркости и отчетливости. Поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности. Она может быть заниженной или, наоборот, завышенной. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки является общественная ценность того, что оценивает в себе личность [3]. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. Самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный
комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, представляя собой центральное звено системы самоуправления [2].
В психологических исследованиях большое место занимает изучение развития самооценки в онтогенезе. Исследованию самооценки в дошкольном, школьном,
подростковом возрасте посвящено много работ, однако самооценка личности студентов в процессе обучения изучена не достаточно. Так, А.М. Ахмедханов, изучая динамику самооценки и межличностных отношений в студенческом коллективе, установил, что самооценка меняется в ходе общения. Положительные изменения способствуют существенным изменениям в самосознании личности студентов. Исследования особенностей самооценки личности студентов в условиях успеха и неудачи З.В. Кузьминой доказывают, что в зависимости от успеха или неудачи происходит общее изменение самооценки студентов, неуспех вызывает наиболее существенную переоценку ценностей. Е.П. Гиоева, изучая психологические особенности учебной самооценки студентов педагогического вуза, выявила связь между личностными качествами, проявляющимися в процессе самооценки, и результатами познавательной деятельности. О.Г. Мельниченко исследовала самооценку студентов и некоторые ее изменения в зависимости от возраста. Она выявила, что возрастные факторы непосредственно не влияют на уровень притязаний, однако с возрастом снижается неадекватность в реакциях на успех и неудачу, что свидетельствует о стабилизации самооценки и повышении адекватности поведения [3].
Мы исходили из представления о том, что самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе. Это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения [1; 6]. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности - в стремлении изменить, улучшить себя, а также в реализации этого стремления. Традиционно принято выделять адекватную, завышенную и заниженную самооценки. Результаты нашего исследования пока-
зали, что обследованные студенты также имеют разные показатели уровня самооценки. Разброс этих показателей значителен, коэффициент ранговой корреляции колеблется от 0,1 до 0,9. Показателем адекватной самооценки является коэффициент ранговой корреляции от 0,4 до 0,6. Данные, характеризующие самооценку личности студентов разных групп, представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, большинство студентов негосударственного вуза (66,6%) имеют неадекватную самооценку, то есть завышенную или заниженную. Число студентов, характеризующихся заниженной самооценкой, составляет 34,5%. Лицам с заниженной самооценкой свойственно обостренное чувство вины, тревожности, нерешительности, неверие в себя, и это затрудняет проявление профессиональных качеств. Заниженная самооценка влияет на эффективность процесса обучения, сужает круг интересов, тормозит развитие таких черт характера, как инициативность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость и другие.
Также среди студентов негосударственного вуза довольно часто (32,1%) встречаются лица, имеющие завышенную самооценку. Завышенная самооценка характеризуется излишней самоуверенностью, некритичностью к себе, неумением объективно оценить себя, склонностью переоценивать свои возможности в ситуациях, которые не дают для этого повода. В целом лица, имеющие неадекватную самооценку, слабо владеют способами и приемами рефлексии, а неумение осуществлять рефлексию приводит к разрозненному, фрагментарному представлению о себе, обусловливающему формирование неустойчивого «образа Я». В свою очередь, это может повлечь снижение активности, отрицательно скажется на развитии профессионально значимых качеств, может препятствовать общему личностно-профессиональному росту и развитию профессионального самосознания.
Следует отметить, что довольно большой процент студентов негосударственного вуза (33,4%) имеет адекватную самооценку. Принято считать, что лица, имеющие адекватную самооценку, уверенны в себе, критично воспринимают требования и замечания, у них высокая степень собственной ценности и позитивное отношение к тому, что входит в сферу «Я», а также и к окружающим. Можно считать, что такие студенты имеют более высокий уровень развития личностного самосознания.
Аналогичная картина наблюдается в группе студентов государственных вузов. Так, основная часть студентов (62,5%) характеризуется неадекватной самооценкой. Среди студентов государственных вузов 37,5% имеют адекватную самооценку. Заниженную
Таблица 1
Распределение студентов по уровням самооценки, %_
Вид вуза Уровень самооценки
адекватная завышенная заниженная
Негосударственный 33,4 32,1 34,5
Государственный 37,5 40,0 22,5
самооценку выявляют 22,5% от общего числа испытуемых. Наиболее характерной для студентов государственных вузов (40%) является завышенная самооценка. Выявленные различия в уровне самооценки у студентов негосударственного и государственных вузов являются недостоверными (р = 0,3).
Проанализируем изменения уровня самооценки в процессе обучения студентов в вузе. Результаты исследования изменения самооценки у студентов обеих групп на разных курсах обучения представлены в табл. 2.
Распределение студентов по уровням
го курса (42,4%) выявляют адекватную самооценку. Среди студентов по-прежнему довольно часто (39,4%) встречаются лица, имеющие завышенную самооценку, и только 18,2% студентов государственных вузов имеют заниженную самооценку. Однако на старших курсах обучения у студентов не происходит дальнейших изменений в сторону адекватной самооценки. Большая часть студентов государственных вузов (45,4%) по-прежнему выявляет завышенную самооценку.
Таким образом, нами не обнаружено достоверных
Таблица 2
самооценки на разных курсах обучения, %
Вид вуза Курс Уровень самооценки
адекватная завышенная заниженная
Негосударственный 1-й 33,3 27,3 39,4
1-й 30,3 30,3 39,4
3-й 27,3 39,4 33,3
4-й 30,3 33,3 36,4
5-й 30,3 30,3 39,4
Государственный 1-й 33,3 39,4 27,3
1-й 42,4 39,4 18,2
3-й 33,3 42,4 24,3
4-й 33,3 48,5 18,2
5-й 30,3 45,4 24,3
Как видно из таблицы, основная часть студентов 1-го курса негосударственного вуза характеризуется неадекватной самооценкой (66,7%). Число студентов, имеющих заниженную самооценку, составляет 39,4%. Достаточно большой процент (33,3%) составляют студенты 1-го курса, имеющие адекватную самооценку. И почти треть студентов негосударственного вуза (27,3%) имеют завышенную самооценку. Анализ данных изменения самооценки на 2-м курсе показал, что у студентов негосударственного вуза не происходит положительных изменений в сторону адекватной самооценки. Большинство студентов (39,4%) по-прежнему имеют заниженную самооценку. Следует отметить, что на 2-м курсе на 3% снизилось число студентов негосударственного вуза, характеризующихся адекватной самооценкой, однако несколько возросло количество студентов, имеющих завышенную самооценку. Таким образом, можно наблюдать у студентов негосударственного вуза некоторые изменения на 3-м, 4-м и 5-м курсах, но эти изменения происходят не в сторону адекватной самооценки.
Аналогичная картина наблюдается в группе студентов государственных вузов. Так, большая часть студентов 1-го курса (66,7%) также характеризуется неадекватной самооценкой. Заниженную самооценку выявляют 27,3% студентов государственных вузов, завышенную - 39,4%. У студентов государственных вузов на 2-м курсе происходят некоторые положительные изменения. Так, большее число студентов 2-
различий в уровне самооценки у студентов обеих групп между первыми и пятыми курсами обучения. Большинство студентов негосударственного вуза и государственных вузов и на младших, и на старших курсах характеризуются неадекватной самооценкой. Наши данные подтверждают данные И.И. Бороздиной в том, что самооценка является достаточно устойчивым образованием психики человека. Она формируется значительно раньше периода обучения в вузе, последующие влияния внешних и внутренних факторов мало ее меняют [3]. Устойчивость самооценки за период обучения в вузе связана с отсутствием резких изменений в условиях развития личности студентов. Сходство жизненных задач подросткового и юношеского возрастов не создает значительных изменений в уровне самооценки. Знания о личностно-психологических особенностях студентов нужны для разработки дифференцированного подхода к их обучению.
В заключение хотелось бы отметить, что для более успешного усвоения учебного материала студентами целесообразно в качестве одного из основных принципов обучения использовать принцип новизны. Необходимо организовывать процесс обучения наиболее рациональным образом, то есть учитывать познавательные потребности студентов, особенности их познавательной сферы, а также личностно-психологические особенности [8].
Статья поступила 04.03.2014 г.
Библиографический список
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания / пер. с англ. зе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-34.
М.: Прогресс, 1986. 422 с. 3. Горская Н.Е. Особенности и становление личностно-
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогене- профессионального самосознания и мотивационной сферы
студентов негосударственного вуза в процессе обучения: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07. Иркутск, 2004. 170 с.
4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 196 с.
5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
6. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
7. Coopersmith S. The antecedent of self-esteem. San Francisco, 1967.
8. Gorskaya N., Glyzina V. Level of subjective control (LSC) in the area of interpersonal relations as one of the fundamental needs of the individual // Middle-East Journal of Scientific Research (MEJSR). 2013. V. 13. I. 13: special issue on socioeconomic sciences and humanities. P. 34-37.
9. Harter S. Davelopmental perspectives on the self-esteem // Handbook of child psychology / ed. P. Mussen. N.Y., 1989.
10. Hoge D., MeCarthy J. Influence of individual and group in-dentity salience in the global self-esteem of youth // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. V. 47. P. 403-414.
УДК 37.013
ГОТОВНОСТЬ К ФАНДРАЙЗИНГУ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК НОВЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛЬНОСТИ
© А.Р. Дуисеева1
Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Представлен анализ готовности к фандрайзингу как условию развития инновационного интегративного качества будущих магистров по педагогическому направлению, отражающемуся в способности принимать обоснованные решения, делать адекватный выбор способа деятельности. Акцентируется внимание на характере взаимосвязи современных явлений в сфере образования - фандрайзинга и готовности к его осуществлению. Выделяется ряд специфических способностей и индивидуально-личностных качеств, определяющих готовность магистрантов к процессу поиска дополнительного финансирования. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: активность; готовность; магистр; профессиональная готовность; фандрайзинг; финансирование.
FUTURE MASTERS OF PEDAGOGICS READINESS TO FUNDRAISING AS A NEW SIGNIFICANT REALITY
COMPONENT
A.R. Duiseeva
Irkutsk State Linguistic University,
8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article presents the analysis of future Masters of pedagogical direction readiness to fundraising as a development condition of innovative integrative quality that is implemented in the ability to make reasoned decisions and adequate choice of the activity mode. It focuses on the relationship nature of "fundraising" and "readiness to its implementation" as contemporary phenomena in the field of education. A number of specific skills and individual traits that determine master's degree students' readiness to searching for additional funding is identified.
9 sources.
Key words: activity; readiness; Master's degree student; professional readiness; fundraising; funding.
На сегодняшний момент в исследовательской сфере науки и образования прослеживается тенденция альтернативности финансирования. Сегодня становится все более очевидно, что многие образовательные учреждения и ученые кроме бюджетного финансирования могут получать дополнительные финансовые средства, становясь обладателями различных грантов как зарубежных, так и отечественных благотворительных организаций или фондов. Средства, поступающие от данных организаций, с течением времени увеличиваются, и суммы достигают порой впечатляющих размеров. В связи с этим довольно актуальной становится работа многих высших учебных заведений, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых в сфере процесса поиска дополнительных средств финансирования для реализации различных проектов, идей, меро-
приятий - фандрайзинга.
Так, все чаще реализуя идеи вариативного, многоуровневого, разнотемпового образования, современная образовательная система резко увеличивает объем научной, исследовательской работы магистрантов и ставит их перед необходимостью не только выявлять новые положения в науке, но и достигать их успешной апробации. Таким образом, сфера деятельности будущего магистра сегодня создает объективные предпосылки для осуществления им самостоятельного и ответственного профессионального выбора.
Сказанное обусловливает возникновение противоречия между повышением требований к будущему магистру, продиктованных изменениями в обществе, и недостаточной подготовкой его к полноценной профессиональной деятельности, отличающейся само-
1Дуисеева Алина Романовна, аспирант, тел.: 89027609196, e-mail: [email protected] Duiseeva Alina, Postgraduate, tel.: 89027609196, e-mail: [email protected]