Научная статья на тему 'Сравнительный анализ удовлетворённости потребителей образовательных услуг'

Сравнительный анализ удовлетворённости потребителей образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / ASSESSMENT OF CONSUMERS / THE QUALITYOF EDUCATION / EMPLOYMENT OF YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Николаевна

На основе изучения мнений и оценок студентов и выпускников факультета управления Челябинского государственного университета в 2006, 2007, 2010 гг. сделан сравнительный анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Предложена единая шкала для оценки удовлетворенности потребителей по следующим направлениям: удовлетворенность выбранной специальностью и удовлетворенность качеством обучения студентов и выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on astudyof opinions and assessments of students and graduates of the Facultyof Management of Chelyabinsk State Universityin 2006, 2007, 2010 made acomparative analysis of satisfaction of consumers of educational services. We propose aunified scale for assessing customer satisfaction in the following areas: satisfaction with the chosen specialtyand satisfaction with the qualityeducation of students and graduates.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ удовлетворённости потребителей образовательных услуг»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).

Управление. Вып. 7. С. 109-111.

Е. Н. Елисеева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

На основе изучения мнений и оценок студентов и выпускников факультета управления Челябинского государственного университета в 2006, 2007, 2010 гг. сделан сравнительный анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Предложена единая шкала для оценки удовлетворенности потребителей по следующим направлениям: удовлетворенность выбранной специальностью и удовлетворенность качеством обучения студентов и выпускников.

Ключевые слова: потребители образовательных услуг, оценка потребителей, качество обучения, трудоустройство молодых специалистов.

В высшем учебном заведении основными потребителями образовательных услуг являются студенты, выпускники и работодатели. Изучение мнений и оценок потребителей образовательных услуг факультета управления Челябинского государственного университета осуществляется с 2006 г. Определено несколько направлений для исследования: социальный портрет первокурсника; учебный процесс глазами студентов; адаптация молодых специалистов на рынке труда, изучение требований работодателей. В данной статье внимание будет уделено студентам и выпускникам факультета управления по специальности «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета.

Исследование было осуществлено в ноябре 2006, 2007 и 2010 гг. (в 2008 и 2009 гг. опрос не проводился). Сравнительный анализ сделан по основным направлениям изучения удовлетворенности потребителей образовательных услуг (первокурсников, студентов старших курсов, выпускников). Выбрана единая 5-тибалльная шкала для оценки удовлетворенности потребителей.

Представим некоторые результаты исследования.

1. Удовлетворенность выбранной специальностью студентов 1 курса

Объектом изучения выступили студенты 1 курса очного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление». Было опрошено в 2006 - 80,3 %, в 2007 - 91 %, в 2010 - 80,6 % от общего количества первокурсников, обучающихся по данной специальности.

Студенты 1 курса достаточно высоко оценивают удовлетворенность выбранной специальностью, это показывают данные исследований в 2006, 2007, 2010 гг. (рис. 1). Средний балл от

4,6 до 4,8 - это хороший показатель, свидетельствующий о высоком уровне заинтересованности в выбранной специальности.

Рис. 1. Динамика удовлетворенности выбранной специальностью студентов 1 курса специальности «Государственное и муниципальное управление» (2006, 2007, 2010 гг.)

В рамках следующего исследования запланировано изучение удовлетворенности выбором вуза и специальности не только студентов первого курса, но и студентов старших курсов и выпускников.

2. Удовлетворенность качеством обучения студентов старших курсов.

В исследовании участвовали в 2006 г. -63 %, в 2007 г. - 76 % от общего количества студентов 5 курса, а в 2010 г. - 75 % от общего количества студентов 4-5 курсов, обучающихся по данной специальности.

Удовлетворенность качеством обучения студентов старших курсов представлена тремя составляющими: организация учебного процесса, условия обучения и качество преподавания профессорско-преподавательского состава. Условия обучения и качество преподавания на факультете держится на уровне четырех баллов с 2006 г. А вот организация учебного процесса улучшилась с 3,8 баллов до 4,6 балла (рис. 2). В

целом, качество обучения на факультете управления ЧелГУ студенты старших курсов оценивают на «хорошо».

Рис. 2. Динамика удовлетворенности качеством обучения студентов старших курсов специальности «Государственное и муниципальное управление» (2006, 2007, 2010 гг.)

3. Удовлетворенность качеством обучения выпускников.

В опросе участвовали выпускники факультета управления по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2006 г. было опрошено 50 % от выпуска, в 2007 г. - 58 % от выпуска, а в 2010 г. - 43 % от выпуска 2009 и 2010 гг. По сравнению со студентами старших курсов выпускники оценивают качество обучения ниже от 3,2 до 3,8 балла, причем в 2010 г. на 0,2 ниже, чем в 2007 г. (рис. 3).

Рис. 3. Динамика удовлетворенности выпускников качеством обучения («Государственное и муниципальное управление») (2006, 2007, 2010 гг.).

Как правило, выпускники с учетом уже имеющегося опыта работы, требований работодателей могут более объективно судить о качестве обучения. Другой вопрос, работают ли эти выпускники по основной или смежной специальности? К сожалению, даже при желании работать по специальности, не у всех выпускников есть шанс попасть в сферу государственного и муниципального управления. Но

надо отметить, наблюдается положительная динамика, связанная с увеличением количества выпускников, работающих по специальности. По данным опроса, проведенного в 2010 г., в органах государственного и муниципального управления работает 21 % выпускников, на государственных предприятиях и в муниципальных учреждениях - 16 %, в коммерческих структурах - 39 %, имеют собственный бизнес - 8 %, не работают - 16 %.

По мнению выпускников, востребованность специалистов в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда оценивается невысоко - на уровне 3 баллов (рис. 4).

3,1

средний балл

3

2006 2007 2010

Рис. 4. Динамика востребованности специалистов в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда (2006, 2007, 2010 гг.).

В связи с этим необходимо больше внимания уделять содействию в трудоустройстве выпускников, их информационной поддержке в вопросах занятости, проблеме адаптации молодых специалистов на рынке труда.

На основе анализа уже проведенных исследований можно выделить не только потребителей образовательных услуг, но и основные показатели для оценки их удовлетворенности (см. таблицу).

Основные показатели для оценки удовлетворенности потребителей образовательных услуг

Потребители образовательных услуг Основные показатели для оценки удовлетворенности потребителей

Студенты-пер- вокурсники 1. Удовлетворенность выбором вуза и специальности.

Студенты старших курсов 1. Удовлетворенность выбором вуза и специальности. 2. Удовлетворенность качеством обучения: - организация учебного процесса; - условия обучения; - качество преподавания ППС.

Продолжение таблицы

Выпускники (молодые специалисты) 1. Удовлетворенность полученной специальностью. 2. Удовлетворенность качеством обучения. 3. Удовлетворенность адаптацией молодых специалистов на рынке труда.

Работодатели 1. Удовлетворенность качеством подготовки специалистов - наличие общекультурных и профессиональных компетенций. 2. Удовлетворенность адаптацией молодых специалистов на рынке труда.

Изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг необходимо проводить регулярно в мониторинговом режиме. Это позволит отслеживать динамику изменений в мнениях и оценках студентов, выпускников и работодателей по проблемам качества обучения будущих специалистов и их адаптации на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.