Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 3 (257).
Управление. Вып. 7. С. 109-111.
Е. Н. Елисеева
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
На основе изучения мнений и оценок студентов и выпускников факультета управления Челябинского государственного университета в 2006, 2007, 2010 гг. сделан сравнительный анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг. Предложена единая шкала для оценки удовлетворенности потребителей по следующим направлениям: удовлетворенность выбранной специальностью и удовлетворенность качеством обучения студентов и выпускников.
Ключевые слова: потребители образовательных услуг, оценка потребителей, качество обучения, трудоустройство молодых специалистов.
В высшем учебном заведении основными потребителями образовательных услуг являются студенты, выпускники и работодатели. Изучение мнений и оценок потребителей образовательных услуг факультета управления Челябинского государственного университета осуществляется с 2006 г. Определено несколько направлений для исследования: социальный портрет первокурсника; учебный процесс глазами студентов; адаптация молодых специалистов на рынке труда, изучение требований работодателей. В данной статье внимание будет уделено студентам и выпускникам факультета управления по специальности «Государственное и муниципальное управление» Челябинского государственного университета.
Исследование было осуществлено в ноябре 2006, 2007 и 2010 гг. (в 2008 и 2009 гг. опрос не проводился). Сравнительный анализ сделан по основным направлениям изучения удовлетворенности потребителей образовательных услуг (первокурсников, студентов старших курсов, выпускников). Выбрана единая 5-тибалльная шкала для оценки удовлетворенности потребителей.
Представим некоторые результаты исследования.
1. Удовлетворенность выбранной специальностью студентов 1 курса
Объектом изучения выступили студенты 1 курса очного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление». Было опрошено в 2006 - 80,3 %, в 2007 - 91 %, в 2010 - 80,6 % от общего количества первокурсников, обучающихся по данной специальности.
Студенты 1 курса достаточно высоко оценивают удовлетворенность выбранной специальностью, это показывают данные исследований в 2006, 2007, 2010 гг. (рис. 1). Средний балл от
4,6 до 4,8 - это хороший показатель, свидетельствующий о высоком уровне заинтересованности в выбранной специальности.
Рис. 1. Динамика удовлетворенности выбранной специальностью студентов 1 курса специальности «Государственное и муниципальное управление» (2006, 2007, 2010 гг.)
В рамках следующего исследования запланировано изучение удовлетворенности выбором вуза и специальности не только студентов первого курса, но и студентов старших курсов и выпускников.
2. Удовлетворенность качеством обучения студентов старших курсов.
В исследовании участвовали в 2006 г. -63 %, в 2007 г. - 76 % от общего количества студентов 5 курса, а в 2010 г. - 75 % от общего количества студентов 4-5 курсов, обучающихся по данной специальности.
Удовлетворенность качеством обучения студентов старших курсов представлена тремя составляющими: организация учебного процесса, условия обучения и качество преподавания профессорско-преподавательского состава. Условия обучения и качество преподавания на факультете держится на уровне четырех баллов с 2006 г. А вот организация учебного процесса улучшилась с 3,8 баллов до 4,6 балла (рис. 2). В
целом, качество обучения на факультете управления ЧелГУ студенты старших курсов оценивают на «хорошо».
Рис. 2. Динамика удовлетворенности качеством обучения студентов старших курсов специальности «Государственное и муниципальное управление» (2006, 2007, 2010 гг.)
3. Удовлетворенность качеством обучения выпускников.
В опросе участвовали выпускники факультета управления по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2006 г. было опрошено 50 % от выпуска, в 2007 г. - 58 % от выпуска, а в 2010 г. - 43 % от выпуска 2009 и 2010 гг. По сравнению со студентами старших курсов выпускники оценивают качество обучения ниже от 3,2 до 3,8 балла, причем в 2010 г. на 0,2 ниже, чем в 2007 г. (рис. 3).
Рис. 3. Динамика удовлетворенности выпускников качеством обучения («Государственное и муниципальное управление») (2006, 2007, 2010 гг.).
Как правило, выпускники с учетом уже имеющегося опыта работы, требований работодателей могут более объективно судить о качестве обучения. Другой вопрос, работают ли эти выпускники по основной или смежной специальности? К сожалению, даже при желании работать по специальности, не у всех выпускников есть шанс попасть в сферу государственного и муниципального управления. Но
надо отметить, наблюдается положительная динамика, связанная с увеличением количества выпускников, работающих по специальности. По данным опроса, проведенного в 2010 г., в органах государственного и муниципального управления работает 21 % выпускников, на государственных предприятиях и в муниципальных учреждениях - 16 %, в коммерческих структурах - 39 %, имеют собственный бизнес - 8 %, не работают - 16 %.
По мнению выпускников, востребованность специалистов в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда оценивается невысоко - на уровне 3 баллов (рис. 4).
3,1
средний балл
3
2006 2007 2010
Рис. 4. Динамика востребованности специалистов в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда (2006, 2007, 2010 гг.).
В связи с этим необходимо больше внимания уделять содействию в трудоустройстве выпускников, их информационной поддержке в вопросах занятости, проблеме адаптации молодых специалистов на рынке труда.
На основе анализа уже проведенных исследований можно выделить не только потребителей образовательных услуг, но и основные показатели для оценки их удовлетворенности (см. таблицу).
Основные показатели для оценки удовлетворенности потребителей образовательных услуг
Потребители образовательных услуг Основные показатели для оценки удовлетворенности потребителей
Студенты-пер- вокурсники 1. Удовлетворенность выбором вуза и специальности.
Студенты старших курсов 1. Удовлетворенность выбором вуза и специальности. 2. Удовлетворенность качеством обучения: - организация учебного процесса; - условия обучения; - качество преподавания ППС.
Продолжение таблицы
Выпускники (молодые специалисты) 1. Удовлетворенность полученной специальностью. 2. Удовлетворенность качеством обучения. 3. Удовлетворенность адаптацией молодых специалистов на рынке труда.
Работодатели 1. Удовлетворенность качеством подготовки специалистов - наличие общекультурных и профессиональных компетенций. 2. Удовлетворенность адаптацией молодых специалистов на рынке труда.
Изучение удовлетворенности потребителей образовательных услуг необходимо проводить регулярно в мониторинговом режиме. Это позволит отслеживать динамику изменений в мнениях и оценках студентов, выпускников и работодателей по проблемам качества обучения будущих специалистов и их адаптации на рынке труда.