► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
COMPARATIVE ANALYSIS OF LEARNING OBJECTIVES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MODERN RUSSIA
Вачков Игорь Викторович
Профессор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследование, проведенное в 37 образовательных организациях 11 регионов Российской Федерации, позволило выявить пять основных групп целей обучения в порядке частоты встречаемости: высшие образовательные достижения, релевантность целям новых ФГОС, развитие личности, повышение уровня культуры, развитие проектных и исследовательских навыков.
Ключевые слова: цели обучения, образовательные организации, повышенный уровень образования, развитие личности, культура, проект.
Vachkov Igor V.
Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of national economy and public administration, ScD in Psychology, Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The study conducted in 37 educational institutions from 11 regions of the Russian Federation, has allowed to identify five major groups of learning objectives in order of frequency of occurrence: the highest educational achievement, the relevance to the objectives of the new Federal State Standard, the development of personality, increasing the level of culture, development of design and research skills.
Keywords: learning objectives, educational organization, an increased level of education, personality development, culture, design.
В рамках реализации особого образовательного проекта было проведено специальное довольно масштабное исследование образовательных учреждений Российской Федерации, в котором приняли участие 37 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, из 9 регионов: Московской, Калининградской, Самарской, Калужской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Иркутска, Мурманска [1]. Это исследование исходило от уже полученных недавно данных [2].
Изучение целей обучения исследованных образовательных организаций было необходимо, во-первых, для оценки уровня рефлексии администрациями ожидаемых результатов, образов будущего организации, стратегического направления развития, во-вторых, для выяснения степени сформированности способности к целеполаганию, в-третьих, для определения заявленной миссии организации, что позволяет понять ключевые идеи, заложенные в образовательный процесс. Выбранные цели определяют всю деятельность образовательной организации и отношения между педагогами и обучающимися [3].
В результате проведенного исследования обнаружилась определенная закономерность. В беседах руководители многих организаций и их заместители часто не могли точно сформулировать важнейшие цели возглавляемых ими учреждений или предлагали очень общие формулировки. Для выяснения задекларированных целей образовательных организаций пришлось обратиться к важнейшим документам, определяющим жизнедеятельность любого учреждения: образовательным программам, ежегодным публичным докладам директора и программам развития. Как оказалось, и в этих документах формулировки целей обучения не всегда присутствуют явно. В подавляющем большинстве случаев цели были представлены в программах развития. Как ни странно, почти у всех образовательных организаций на сайтах цели обучения отсутствовали в разделах, содержащих сведения об учреждениях, и обнаруживались только в документах, которые требовалось специально скачать с сайта.
Теперь перейдем собственно к сравнительному анализу целей обучения. Сопоставление формулировок показало, что совокупность заявленных целей обучения распадается на несколько групп.
В первую группу (37%) попали цели, сформулированные в основном в документах лицеев и некоторых гимназий. В них в большинстве случаев фиксируется нацеленность этих образовательных организаций на предоставление более высокого, чем в обычных школах, уровня и качества образования, способствующего в дальнейшем профессиональному и жизненному успеху, что соответствует результатам исследований [4]. Так, например, целью одного из самых известных московских лицеев является повышенный уровень образования по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов, обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования. Фактически речь идет об обязательстве лицея обеспечить поступление выпускников в высшие учебные заведения.
Сходные цели перед собой ставят лицеи не только Москвы, но и других регионов Российской Федерации. Хотя они не занимают лидирующих позиций в рейтинге лучших школ России, но также стремятся к высокому уровню образования. Это иллюстрирует следующая формулировка, предложенная в одном из региональных лицеев: установить предметное и надпредметное содержание образования, обеспечить каждому ребенку высокое
качество образования, адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам.
Высокая планка образования, которую сами себе задают лицеи, четко отражается, например, в такой амбициозной цели обучения, которую с предельной ясностью сформулировали в еще одном лицее Москвы: подготовка научных лидеров и возрождение отечественной науки. В этом случае мы видим конкретизированную цель, напрямую связанную именно с миссией данной образовательной организации: не просто готовить к поступлению в престижные вузы, а заложить основы будущей научной деятельности своих выпускников.
Как справедливо пишут разработчики программы развития другого известного лицея, лицейское образование помогает заложить основы профессионального и жизненного успеха, личностной состоятельности человека; лицей предоставляет ученику возможность получить устойчивый опыт интенсивной и добросовестной учебной работы; осмысленной, самостоятельной деятельности; творческой самореализации; эффективных взаимодействий; достойного поведения.
Впрочем, ориентация на повышенный уровень образования характерна и для ряда гимназий. Так, в одной из гимназий Санкт-Петербурга в качестве цели обучения рассматривают обеспечение доступного и качественного образования, повышающего конкурентоспособность выпускников при вступлении в самостоятельную жизнь. К ней примыкает другая гимназия Санкт-Петербурга. Согласно мнению коллектива этой гимназии, основной целью гимназического курса является «обучение умению учиться» — развитие самостоятельного аналитического мышления учеников и укрепление их интереса к поиску новых знаний.
Вторую группу (26%) составили цели обучения, релевантные целевым установкам новых Федеральных государственных образовательных стандартов. К образовательным организациям, ориентированным в этом направлении, относятся в основном гимназии и центры образования, то есть те организации, в которых также существует отбор обучающихся. Вот показательный пример - цель обучения, заявленная московским Центром образования: полноценное общее образование, включающее в себя не только основательные предметные знания, но и универсальные способы деятельности, метапредметные знания и компетентности в соответствии с новыми установками Федеральных государственных стандартов последнего поколения. Кроме того, авторами подчеркивается, что метапред-метные знания и компетентности являются источником и основой «умения учиться» -способности самостоятельно приобретать новые знания и новый опыт в условиях современной динамичной и информационно насыщенной среды.
Достаточно развернуто представлена цель обучения в одной из гимназий Москвы, также включенной в эту группу: постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы ЗуНов (объем и динамика развития современной информационной среды просто обесценивают качество и значимость любой подобной системы) к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
По мнению разработчиков программы развития этой гимназии, универсальным гимназическое образование становится, если предусматривает:
• фундаментальность и академичность;
• высокий уровень индивидуализации обучения (в том числе создание так называемых индивидуальных образовательных траекторий для гимназистов);
• интеграцию познания на основе универсальных методов познания;
• ведущую роль проектной и исследовательской деятельности в организации обучения.
Третью группу (21%) образуют цели обучения, связанные не столько с познавательной сферой или отдельными «прикладными» характеристиками обучающихся (навыками и умениями), сколько с развитием личности в целом.
Так, например, одна из школ Самары провозгласила своей целью формирование физически здоровой, компетентной личности с развитым интеллектуальным потенциалом, готовой к освоению программ высшего профессионального образования, владеющей информационными технологиями и способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
К этой же группе относится цель, сформулированная в гимназии Самарской области: создание образовательного пространства гимназии, обеспечивающего условия для формирования интеллектуальной личности, потребности обучающихся в здоровом образе жизни.
Один из региональных негосударственных лицеев, например, рассматривает в качестве целевого ориентира модель выпускника, обладающего интегрированными качествами: гармонией индивидуального и социального, личного и общественного, ориентированностью на идейно-нравственные ценности общества, социальной ответственностью, высоким уровнем самосознания, креативностью, способностью к творчеству, обновлению и переменам к лучшему, высоким уровнем общей культуры, в том числе культуры здоровья, человечностью, альтруистической направленностью.
Еще пример - одна из гимназий города Иркутска, реализующая концепцию гражданского образования. Под гражданским образованием понимается социально ориентированная развивающаяся система непрерывного воспитания детей и просвещения взрослых, направленная на овладение основами нравственной, правовой и политической культуры, обеспечивающая формирование личности, наделенной гражданскими качествами. Цель гражданского образования - формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры общественно активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, развитие условий становления активного гражданского общества.
Заметим, впрочем, что целевые ориентиры этой гимназии также пересекаются с целевыми ориентирами нижеследующей группы.
В четвертую группу (11%) вошли цели обучения, определяемые через понятие культуры: общей, духовной, нравственной. Здесь можно обнаружить как обычные средние общеобразовательные школы, так и очень сильные лицеи. Например, в одной из школ г. Тольятти цель обучения определена как формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ (следует обратить внимание на слова об усвоении обязательного минимума содержания программ). Для сравнения: одна из самых ярких негосударственных образовательных организаций не только Москвы, но и России тоже определяет свою цель как приобщение ребенка к культуре. При этом достижение указанной цели возможно при опоре на интерес и свободу, на стремление дать образование более широкое и глубокое, чем предполагает государственный стандарт, на идею свободной школы, где много выборов для ребенка, школы, где ребенка вводят в систему ценностей, где есть «некое движение души».
Разумеется, повышение уровня культуры, прежде всего эстетической, выступает в качестве целей в образовательных организациях с художественно-эстетическим профилем. Пример - одна из школ г. Москвы с углубленным изучением изобразительного искусства. Здесь цель обучения была определена как формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в различных видах художественно-эстетической деятельности на основе нравственных установок, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); развитие творческих возможностей учащегося; формирование основ специальной художественной грамотности.
В пятую группу (5%) входят те цели, которые ориентируют образовательный процесс на развитие исследовательских умений обучающихся и навыков проектной деятельности. Вообще говоря, проектной деятельностью в настоящее время занимаются в той или иной степени практически все образовательные организации (это требование современных ФГОС), однако только в некоторых из них проектная и/или исследовательская деятельность оказывается в фокусе целеполагания.
Анализ результатов проведенного исследования позволил сформулировать следующие выводы:
1. Все цели обучения, которые удалось выявить в исследованных образовательных организациях, распределяются на пять групп:
а) предоставление более высокого, чем в обычных школах, уровня и качества образования, способствующего в дальнейшем профессиональному и жизненному успеху;
б) релевантность целевым установкам новых ФГОС (например: «дать полноценное общее образование, включающее в себя не только основательные предметные знания, но и универсальные способы деятельности, метапредметные знания и компетентности»);
в) развитие исследовательских умений обучающихся и навыков проектной деятельности;
г) развитие личности;
д) повышение уровня культуры.
2. Особенностями наиболее успешных из исследованных ОООД выступают: ориентированность на высокие показатели по результатам ЕГЭ и ГИА и на поступление в престижные (чаще всего московские) вузы; отбор учащихся - прямой или косвенный (это,
разумеется, особенно характерно для лицеев и гимназий); тщательный подбор учительских кадров за счет предоставления им максимально благоприятных условий для творчества, но не самых высоких зарплат; ориентация на полноценное внедрение ФГОС; активное участие школьников в олимпиадах и конференциях; опора на проектную деятельность.
3. В ситуации активного реформирования российской системы образования условия, формы и содержание деятельности образовательных организаций меняются чрезвычайно быстро. Из данного факта следует необходимость продолжения исследования эффективных образовательных практик для постоянного пополнения опыта, применимого в будущем. Это касается в первую очередь таких направлений, как тьюторство, международный бакалавриат, преподавание психологии, инклюзивное образование, интеграция разных уровней образования, эмоциональное развитие, индивидуализация образовательных маршрутов.
Список литературы
1. Вачков, И. В. Особенности современных отечественных образовательных практик: результаты пилотажного исследования [Текст] / И. В. Вачков // Полидисциплинарное видение социокультурных вызовов школе: дополнительность и оппозиции: материалы круглого стола (29 июня - 1 июля 2015) / под науч. ред. д-ра пед. наук С. Д. Полякова. - Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2015. - С. 110-111.
2. Токмовцева, М. В. Проблемы академической мобильности в свете принятия ново -го Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / М. В. Токмовцева // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сб. науч. ст. по материалам 1-й (4-й) Междунар. науч.-практ. конф. (МГППУ, 23-25 апреля 2013) / под общ. ред. М. Г. Ковтунович. Ч. 1. - М.: МГППУ, 2013. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/social_economical_ psychological_/issue/63145.shtml (дата обращения: 31.05.2016).
3. Найденова, Л. И. Научные исследования российской системы образования в начале XXI в. [Текст] / Л. И. Найденова // Социосфера. - 2011. - № 3. - С. 44-51.
4. Ясвин, В. А. Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин // Социальная психология и общество. -2013. - № 3. - С. 143-153.
References
1. Vachkov I. V. Osobennosti sovremennykh otechestvennykh obrazovatelnykh praktik: rezultaty pilotazhnogo issledovaniya. In: Polidistsiplinarnoe videnie sotsiokulturnykh vyzovov shkole: dopolnitelnost i oppozitsii: materialy kruglogo stola (29 Jun - 1 Jul 2015). Ulyanovsk: FGBOU VPO "UlGPU a. n. I. N. Ulyanova", 2015. Pp. 110-111.
2. Tokmovtseva M. V. Problemy akademicheskoy mobilnosti v svete prinyatiya no-vogo Federalnogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63145.shtml (accessed: 31.05.2016).
3. Naydenova L. I. №иЛпуе issledovaniya rossiyskoy sistemy obrazovaniya V nachale XXI V. Sotsiosfera. 2011, N0. 3, рр. 44-51.
4. Yasvin V. А. Otnoshenie pedagogov к uchashchimsya как faktor kachestva оЫ^о-vatelnoy sredy. Sotsialnaya psikhologiya i obshchestvo. 2013, N0. 3, рр. 143-153.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4