УДК94(470+430)19
С. Б. Калинченко
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ В 1920-Е ГОДЫ
В статье раскрываются некоторые черты формирования системы высшей школы в 1920-е годы в России и Германии. Дана характеристика предпосылкам организации системы высшего образования, структуре факультетов, преподавательскому составу, подготовке научных кадров. Сравнительный анализ проводится по следующим направлениям: исторические предпосылки формиро-
вания высшей школы, структура университетов, преподавательский состав и подготовка научных кадров. Автор приходит к выводу, что с ликвидацией классических университетов в России в 1920-е гг. было прервано влияние немецких традициций и образования.
Ключевые слова: университет, политехнический институт, доцент, профессор, высшее образование, Россия, Германия.
S. B. Kalinchenko
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND GERMANY IN 1920
The article describes some of the features of formation of higher education system in the 1920s in Russia and Germany. The article highlights the premises for the establishment of higher education system, the structure of departments, teaching staff, training of scientific personnel. Comparative analysis was conducted in the following directions: the historical background of high school
establishment, the structure of universities, teaching staff and training of researchers. The author concludes that the liquidation of the classical universities in Russia in the 1920s was the reason for interruption of German traditions and education influence.
Key words: university, Polytechnic Institute, associate professor, professor, higher education, Russia, Germany.
В настоящее время развитие информационно-интеллектуальной цивилизации, проблемы образования, его настоящего и будущего стали весьма актуальными во всем цивилизованном мире. Не менее актуальными они стали и для России, сделавшей за предыдущее столетие невиданный скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобязательного обучения. Вхождение России в Болонский процесс привел к переходу вузов на трехуровневую систему образования, переход на новые образовательные стандарты, индивидуализацию образования и пр. В результате сложилась вузовская система, которая предъявляет новые требования к качеству подготовки специалиста и находится в постоянном поиске новых методов и форм организации учебного процесса, содержания и практик преподавания общеобразовательных и специальных
учебных предметов. Однако указанный процесс организации и деятельности системы высшей школы заставляет по-новому проанализировать опыт становления и развития университетов в России и других странах. Обращение к вузовской системе России и Германии обусловлен историческим влиянием немецкой системы науки и высшей школы на становление университетов в России. Некоторые тенденции такого воздействия сохранились и в первое двадцатилетие ХХ века, когда в обеих странах проводилась новая государственная политика в сфере науки и образования. Цель данной статьи состоит в сравнительном анализе отдельных исторических аспектов становления высшей школы в России и Германии в 1920-е гг.
Исторические предпосылки формирования системы высшей школы в начале ХХ в.
В Германии во времена Веймарской республики высшее образование достигло высокого уровня. Появлялись новые университеты, а также вузы по специальным направлениям науки и техники, политехнические институты. Однако основы системы высшей школы Германии были заложены значительно ранее.
В Германии первым университетом был Гейдельбергский (1386), вторым - Лейпциг-ский. (1409). Наиболее многочисленными типами учебных заведений, наряду с университетами, являлись высшие технические училища, учебные заведения политехнического типа, своего рода технические университеты. Специальные учебные заведения возникли в конце XVIII и в начале XIX веков, когда тип современного политехникума еще был неизвестен и когда на техническое училище смотрели как на учебное заведение, дающее узко специальную, но не научную подготовку [6].
На организацию новых германских политехникумов оказал огромное влияние открытый в 1856 г. швейцарский союзный политехнический институт в Цюрихе. Приняв за образец, с одной стороны, Ecole Poly technique в Париже, а с другой — немецкие университеты с той их организацией, какую они получили в XIX столетии под влиянием открытого в 1809 году Берлинского университета, Цюрихский политехнический институт с самого начала представил тип своеобразного технического университета с рядом факультетов (архитектурным, инженерным, механическим, химическим, лесным, а также философским и государственно-правовым) [4].
Возникшие после образования Цюрихского политехникума германские высшие технические школы в Мюнхене, Дармштад-те, Шарлоттенбурге (Берлине) и др. уже организовывались по цюрихскому образцу, но и раньше открывшиеся технические школы в Брауншвейге, Карлсруэ, Дрездене и Штутгарте постепенно были реорганизованы в политехнические институты, поглотив в процессе реорганизации и консолидации большинство отдельно существовавших специальных школ и включив в свой состав архитектурные отделения, которые перед тем входили в состав художественно-промышленных учебных заведений.
Таким образом, с начала XX века прекратили свое самостоятельное существование
следующие специальные школы: Берлинская горная академия, организованная в 1770 году, вошедшая в состав Берлинского технического института; Баварская высшая лесная школа в Ашафенбурге; Саксонская высшая лесная школа в Эйзенахе; Баварская высшая ветеринарная школа в Мюнхене влитая в состав Мюнхенского университета; Саксонская высшая ветеринарная школа в Дрездене, существовавшая с 1774 г., была переведена в Лейпциг и включена в состав университета; Вюртембергская высшая ветеринарная школа в Штутгарте; Высшее коммерческое училище в Мюнхене было включено в состав политехнического института.
К середине 1920-х годов в Германии насчитывалось 49 высших учебных заведений, а именно: 23 университета, 10 высших технических училищ (политехнических институтов), 5 высших коммерческих училищ 4 сельскохозяйственных, 3 лесных, 2 ветеринарных и 2 горных академии. Сюда же следует отнести еще медицинскую академию в Дюссельдорфе, особый тип высшей школы с преподаванием исключительно специальных медицинских дисциплин (не имеет права присуждения ученых степеней), и политехнический институт в Данциге, хотя в политическом смысле отделенный от Германии [4].
Таким образом, в 1920 е годы в Германии продолжали существовать как «старые» классические университеты, так и открывались новые специальные вузы по отдельным направлениям науки и техники. Особое место в системе высшей школы страны стали занимать политехнические институты. Такая тенденция объяснялась государственной политикой правительства, которое рассматривало образование не только как систему подготовки специалистов, но и как элемент демократизации высшей школы.
В России первые университеты появились в XVIII веке, но своей системы высшей школы к этому времени не сложилось. Медленное развитие университетского образования в XIX веке было связано с отношением царского правительства к вузу как исключительно практическому учреждению по профессиональной подготовке специалистов. Провидимые министерством просвещения университетские реформы брали за образец традиции Берлинского университета, открытого в 1810 г. [1]. Однако, если европейские
университеты развивались как автономные учреждения, то в Российской империи государство определяло приоритеты развития и деятельности высшей школы.
К 1917 годы было открыто всего 11 университетов: Московский (1755) Дерптский (Юрьевский 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804.), Петербургский (1819), Университет св. Владимира в Киеве (1833) Новороссийский (1864), Варшавский (1869), Томский (1888) Саратовский (1909) Ростовский (1915), Пермское отделение Петроградского университета (1916 г.) [1]. Открывались высшие учебные заведения неуниверситетского типа технические, педагогические и другие институты.
В целом, на начало 1917 года в России насчитывалось 124 высших учебных заведения. Из них 65 вузов были государственными, а 59 вузов по своему статусу считались общественными или частными. В стране функционировало 11 университетов и 40 школ университетского типа, включая юридические, медицинские, востоковедные, исторические, «академические отделения» народных университетов. Подготовку преподавателей и учителей школ осуществляли 9 педагогических институтов и курсов. Подготовку специалистов технического, аграрного и экономического профиля вели 19 инженерных, 15 сельскохозяйственных и 6 коммерческих институтов [1].
Планомерное развитие высшего образования в России началось в 1920-е годы, когда страна после окончания гражданской войны перешла к восстановлению разрушенного народного хозяйства. С этого момента развитие вузов было тесно связано с ростом промышленности, сельского хозяйства, культуры и просвещения. В этот период все университеты были государственными, поэтому отсутствие финансов привело к закрытию части вузов. В условиях новой экономической политики наряду с ликвидацией университетов, происходило расширение старых вузов. В них продолжали сохраняться квалифицированные кадры преподавателей, хорошая материальная база, научные библиотеки и пр.
Активная политика государства по формированию системы высшего образования привела к прогрессивным результатам. К 1927 г. В России насчитывалось 148 выс-
ших учебных заведений. В основном это были педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, политехнические институты. Число студентов увеличилось со 127400 до 168500 человек.
Итак, в 1920-е годы основная тенденция развития высшей школы России заключалась в советизации системы высшего образования.
Структура университетов. Организация в Германии высших учебных была основана на классической системе структуры факультетов: богословского, юридического, медицинского и философского.
Богословские факультеты были во всех университетах, за исключением открытых в 1920-е годы Франкфуртского, Гамбургского и Кельнского, причем в Бонне, Бреславле, Мюнстере и Тюбингене существовало по два богословских факультета -евангелический и католический, в Фрей-бурге, Мюнхене и Тюбингене один католический факультет и во всех остальных -один евангелический [4].
Однако социально-экономические изменения, вызванные перестройкой народного хозяйства, требовали подготовки новых специалистов. Поэтому на традиционных факультетах открывались специальные отделения или особые факультеты.
Философские факультеты существовали во всех университетах; они обычно объединяли собственно философские, филологические, исторические и физико-математические науки; большинство университетов открыло самостоятельные физико-математические факультеты.
Юридические факультеты имелись во всех университетах; в некоторых университетах им соответствуют факультеты права и государственных наук; в Ростоке, Иене и Тюбингене -факультет права и народного хозяйства.
Университеты Франкфуртский и Кельнский открыли особые факультеты народного хозяйства и социальных наук; в Мюнхене -факультет государственного хозяйства.
Внекоторыхуниверситетахнаукиогосудар-стве (собственно социально-экономические) преподавались на философском факультете в университетах Берлинском, Боннском, Гейдельбергском, Лейпцигском и Марбург-ском; в Гиссене на том же факультете -народное хозяйство.
В университетах Лейпцигском, Мюнхенском и Гиссенском были образованы ветеринарные факультеты.
Кроме того, в целом ряде университетов -Бреславльском, Гиссенском, Геттингенском, Галле, Гамбургском, Иенском, Кильском, Ке-нигсбергском и Лейпцигском - при философских (физико- математических) факультетах были созданы специальные сельскохозяйственные институты, а в трех университетах -Гиссенском, Мюнхенском и Фрейбургском -лесные институты.
Политехнические институты состояли из отделений: архитектурное, строительное, машиностроительное, электротехническое, судостроительное и судовых механизмов, химии и металлургии, общих наук; в состав последнего обычно входили и экономические науки, только в Мюнхене действовало самостоятельное экономическое отделение. В прусских политехнических институтах происходило формирование новых факультетов: строительный, машинного хозяйства, материального хозяйства и общих наук [6].
Таким образом, сложившаяся в Германии 1920-е структура университетов отвечала социально-экономическим потребностям развития государства. Наряду с действовавшими классическими факультетами открывались различные отделения по подготовке специалистов в новых отраслях народного хозяйства.
В России в 1920-е гг. организационная структура вузов постоянно менялась. Внутри университетов ликвидировались одни факультеты, другие объединялись между собой. Вместо широкой профессиональной подготовки студентов вводилась узкая специализация, отсутствовала научная подготовка специалистов. Закрывались юридические факультеты университетов. Сложившиеся традиции классического университета с его факультетами и фундаментальной научной работой постепенно исчезали из системы высшей школы. Такая тенденция объяснялась не только борьбой советской власти с пережитками старых социальных институтов, но и низким уровнем грамотности студентов и молодых преподавателей.
Преподавательский состав германских высших учебных заведений был дифференцирован. Главными представителями отдельных отраслей науки, воз-
главляющих самостоятельные кафедры, были ординарные профессора; затем -экстраординарные профессора, которые в свою очередь делились на состоящих на действительной службе штатных и не состоящих на службе следующими были доценты, большинство которых обычно имели титул профессора. Это звание присваивалось лицам, не имеющим прямого отношения к высшей школы: видным руководителям, представителям администрации, предпринимателям, хозяйственникам и т. д., которые читали на правах частных преподавателей отдельные эпизодические курсы. В отличие от них постоянные или штатные доценты обычно назывались ординарными. Особую группу образовывали ординарные и штатные экстраординарные профессора, освобожденные от исполнения обязанностей вследствие старости или по другим причинам; но они продолжали числиться членами факультета, могли читать лекции и получали полный оклад жалованья пожизненно [4]. Как видно, к преподавателям высшей школы предъявлялись исключительно профессиональные критерии работы в высшей школе. Ни возраст, социальная или партийная принадлежность научного работника не влияли на его работу.
В России преподаватели разделялись на: а) профессоров, которые вели самостоятельные курсы или занятия, или заведовали одним из научно-учебных установлений вуза; б) преподавателей, которые преподавали вспомогательные курсы или занятия или работали под руководством одного из профессоров; в) научных сотрудников, которые помогали профессорам и преподавателям или готовились к самостоятельной учебной или учебно-научной деятельности [2, л. 34].
Для вступления в состав работников всех категорий (профессоров, преподавателей, научных сотрудников) не требовалось никаких формальных условий как-то дипломов, ученых степеней и т.п. Квалификация их научной подготовки определялась исключительно на основании опубликованных ученых трудов, преподаваемых ими учебных курсов, практической деятельностью и т.п. Замещением всех профессорских должностей ведал Государственный ученый совет. Предельный срок нахождения на должности
профессора определялся 10 годами и преподавателя 5 лет без переизбрания ГУСом. Научные сотрудники состояли в своей должности 3 года [2, л. 34].
Как видим, политика контроля со стороны государственных структур за подготовкой преподавательских кадров не только не уменьшилась, а наоборот приобрела более жесткий характер. В 1924 г. в вузах РСФСР было оставлено для научной работы 462 человека. В результате такой политики подбора кадров, прежде всего по партийной принадлежности в 1925 г. количество преподавателей высшей школы увеличилось в три раза по сравнению с 1921 г. и составило более 17 тыс. человек [5], хотя их качественные характеристики не всегда отвечало требованиям высшей школы.
Подготовка научных кадров. «Научная смена» в германских высших школах комплектовалась из обширной группы приват-доцентов. Чтобы стать приват; доцентом, необходимо окончить высшее учебное заведение, получить научную степень доктора соответствующей науки, несколько лет заниматься преподавательской работой, а затем быть принятым факультетом в число приват-доцентов. Этот процесс происходил после представления значительной научной работы, коллоквиума в заседании всего факультета и прочтения пробной лекции, после чего аспиранту предоставлялось право чтения лекций. При этом, приват-доцента жалованья не получал, ему выплачивалась часть суммы, вносимой слушателями за посещение лекций; Поэтому приват-доцентами могли быть лишь вполне обеспеченные люди [4].
Следует отметить, что германская высшая школа (и наука) были обеспечены научной силой, которая составляла от 50 до 60 % основной профессорской группы, или около 30 % всех профессоров, включая экстраординарных [4].
В России количественная нехватка профессиональных сотрудников вузов и институтов привела к снижению качественных характеристик предъявляемых к ним новой властью. Отрицание старых государственных институтов, в том числе ученых званий и степеней ликвидировало важный показатель научной деятельности и квалификации ученого. Основной тенденцией подготовки новых преподавательских кадров становилось
«орабочивание» и «коммунизирование» состава научных сотрудников в высших учебных заведениях. В конце 1924 г. Оргбюро ЦК РКП(б) утвердило положение Наркомпроса, согласно которому намечался следующий порядок подготовки коммунистов к преподавательской деятельности: перед началом последнего курса преподаватели-коммунисты отбирали оканчивавших вузы студентов-коммунистов, проявивших способности при изучении той или иной дисциплины, в течение последнего года обучения в вузе для них устраивали специальный семинар, где они более глубоко изучали те дисциплины, по которым собирались специализироваться. По окончании вузов кандидатов направляли в НИИ, где они работали под наблюдением специальных парткомиссий, находившихся при ГУСе [7, л. 4 об.].
Основной формой подготовки преподавателей с 1925 г. становилась аспирантура. Индивидуальный план работы аспиранта составлялся из расчета 30 часов нагрузки в шестидневку. Подготовка включала в себя теоретические занятия по одной из социально-экономических дисциплин, иностранному языку, специальной дисциплины; изучение научной литературы, посещении лекций и консультаций наиболее опытных профессоров и преподавателей [3, л. 10]. Однако недостаточное финансирование, социальные проблемы, несовершенство учебно-методического процесса обучения аспирантов тормозили качественный рост ученых. Идеологический критерий, марксистская подготовка являлись доминирующим в процессе формирования кадров преподавателей. Организованные в 1920-е годы способы отбора и подготовки научных кадров через институт выдвиженчества и стажерства, комплектуемые из студентов-дипломников не привели к ощутимым результатам подготовки научных кадров.
Таким образом, в системе подготовки преподавательских кадров государство делало акцент на социальной и партийной принадлежности научного работника. Профессиональные критерии, научная подготовка аспиранта и молодого преподавателя не являлись приоритетными. В этот период закладывались новые традиции формирования преподавательского состава вузов.
Итак, сравнительный анализ становления системы высшей школы в Германии и Рос-
сии в 1920-е гг. показывает следующее. Государственная политика в сфере высшего образования в Германии в 1920-е годы продолжила традиции, сложившиеся в образовательной системе европейских государств. В указанный период наблюдается преемственность в развитии высшей школы, что подтверждают сохранившиеся классические университеты, организационная структура вузов, качественный состав преподавателей и подготовка специалистов, автономия и самоуправление как основные принципы не-
мецкой системы образования. Вместе с тем происходит демократизация высшей школы, что отражается в многообразии институтов, специальных вузов, высших профессиональных школ. В России с ликвидацией в 1920-е годы классического университета, образцом которого выступали германские вузы, завершилось влияние немецкой науки и образования на высшую школу. В этот период происходит качественно-новое формирование советской вузовской системы образования.
Источники и литература
1. Аврус А. И. История российских университетов: Очерки. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 86 с.
2. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). Ф. Р 89. Оп. 1. Д. 74.
3. ГАСК. Ф.Р. 1034. Оп. 1. Д. 5.
4. Каган П. И. Высшая школа Германии // Научный работник. 1928. №12. С. 66-81.
5. КПСС во главе культурной революции в СССР. M.: [б.и.] 1972. С. 78.
6. Мирошниченко Н. И. Современное состояние и тенденции развития системы высшего образования в Германии: дис ... канд ист наук. Таганрог, 200. 194 с.
7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 68. Д. 636.
References
1. Avrus A. I. Istorija rossijskih universitetov: Ocherki (The history of Russian universities: Essays). Moscow: Mocscoe Public Science Foundation, 2001. 86 p. (In Russian).
2. State Archive of the Stavropol Territory (GASK). F.R. 89. Inv. 1. D. 74. (In Russian).
3. GASK. F.R. 1034. Inv. 1. D. 5. (In Russian).
4. Kagan P. I. Vysshaja shkola Germanii (High School Germany) // Nauchnyj rabotnik. 1928. No. 12. P. 66-81. (In Russian).
5. KPSS vo glave kul'turnoj revoljucii v SSSR (CPSU at the head the cultural revolution in the USSR). Moscow, 1972. 78 p. (In Russian).
6. Miroshnichenko N. I. Sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija sistemy vysshego obrazovanija v Germanii (Current status and development trend of higher education in Germany): thesis. Taganrog, 200. 194 p. (In Russian).
7. Russian State Archive of Socio-Political History. F. 17. Inv. 68. D. 636. (In Russian).