Научная статья на тему 'Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации'

Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / COMPARATIVE ANALYSIS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / URBAN AGGLOMERATION / TOMSK URBAN AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршуто Е. В.

В статье дан сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации. Представлены основные предпосылки формирования и тенденции развития агломерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the socio-economic situation of municipal units of Tomsk agglomeration (Russia, Tomsk)

The article deals with the comparative analysis of the socio-economic situation of municipal units of Tomsk agglomeration. It presents the basic backgrounds of the formation and development trends of agglomeration

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации»

________________________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Е.В. Паршуто

аспирант кафедры экономики и управления городским хозяйством Томского государственного архитектурно-строительного университета,

первый заместитель мэра г. Томска [email protected]

В статье дан сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации. Представлены основные предпосылки формирования и тенденции развития агломерации.

Ключевые слова: сравнительный анализ, социально-экономическое развитие, городская агломерация, Томская городская агломерация.

УДК 332.145 ББК 65.23

Томская агломерация является одной из наиболее крупных агломераций Сибирского федерального округа. Численность её населения по состоянию на 2010 г. составляла 702 тыс. чел. или 67,61% населения Томской области.

Формированию Томской агломерации послужило, во-первых, наличие отраслевой специфики территории; во-вторых, наличие единого социально-экономического и инфраструктурного пространства, а также социально-экономических, культурно-бытовых, промышленных взаимодействий между поселениями; в-третьих, наличие трудовой и культурно-бытовой маятниковой миграции; в-четвертых, наличие социального, экономического, инфраструктурного потенциала и благоприятных условий для развития Томской агломерации (возможность комплексного развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры, возможность реализации комплексных проектов, наличие межпоселенческого пространства для выноса производства за пределы центра агломерации) [1].

Согласно «Схеме территориального планирования Томской области» [7], Томская агломерация представляет собой форму группового расселения, возникшую на базе г. Томска, являющейся центральной частью планировочной структуры Томской области. В настоящее время на территории Томской агломерации активно формируется инженерная инфраструктура, выделяются площади для промышленного освоения, формируются районы наиболее динамичного развития. Зона Томской агломерации выделяется по административным границам, следовательно, муниципальные образования, входящие в состав агломерации имеют право создать ассоциацию для осуществления мероприятий по территориальному планированию.

«Стратегия развития города Томска до 2020 года» определяет состав Томской агломерации: муниципальное образование «Город Томск», муниципальное образование «ЗАТО Северск», Томский муниципальный район [6]. Подобный состав агломерации подчеркивает её уникальность среди агломераций Сибирского федерального округа.

Ядром Томской агломерации является Томский городской округ. Среди предпосылок признания г. Томска в качестве ядра Томской агломерации можно выделить исторические, административные (Томский городской округ является региональным центром Томской области), социально-экономические предпосылки. Город считается старейшим в Сибири образовательным, научным и инновационным центром, на его территории расположено 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона техниковнедренческого типа, 6 бизнес-инкубаторов.

Социально-экономическое положение муниципального образования «Город Томск» характеризуется следующими основными показателями. Численность постоянного населения по состоянию на конец 2013 г. составила 578,6 тыс. чел. (относительный прирост численности населения относительно предыдущего года составил 1,6%). Естественный прирост городского населения обусловлен улучшением показателей рождаемости. Численность экономически активного населения за 2013 г. увеличилась на 1961 чел. и составила 266 193 чел., занятость населения трудоспособного возраста сохранилась на уровне предыдущего года — 70,5%. Среднемесячная номинальная на-

численная заработная плата в 2013 г. достигла 34347,6 руб., что на 12,8% выше показателя 2012 г. Совокупный оборот предприятий города в 2013 г. составил 284 329,0 млн руб., превысив на 156 67,7 млн руб. показатель 2012 г. Стоимость основных фондов организаций за 2013 г. увеличилась на 30,7 млрд руб. и составила 372,2 млрд руб. Объем инвестиций в экономику города в 2013 г. составил 30,4 млрд руб., что на 7,5% меньше показателя, достигнутого в 2012 г. Общая площадь жилищного фонда в 2013 г. достигла 12,695 млн м2, средняя обеспеченность жителей жильем составила 21,94 м2 общей площади на одного жителя. Состояние инженерной инфраструктуры города по состоянию на конец 2013 г. характеризуется износом водопроводных сетей — свыше 80%; оборудования водозаборов, водопроводных очистных сооружений и насосных станций — свыше 70%; сетей водоотведения и теплоснабжения — свыше 60%; электрических сетей — свыше 50%. По состоянию на конец 2013 г. протяженность улично-дорожной сети города составила 812 км, площадь проезжей части улично-дорожной сети — 6 млн м2. Качественные характеристики городских дорог далеки от нормативных. Около 60% дорог не обеспечивают нормативную пропускную способность по геометрическим характеристикам; почти 200 км дорог не имеют твердого покрытия (35% дорог не соответствуют нормативам по прочности).

Муниципальное образование ЗАТО Северск расположено в южной части Томской области, имеет смежные границы на юго-востоке с г. Томском, на востоке — с Томским районом. Расстояние от границы г. Северска до границы г. Томска — 3,47 км. Поселение возникло как посёлок при крупном промышленном объекте — Сибирском химическом комбинате, строительство которого началось в 1949 году. В марте 1954 г. заводской посёлок Берёзки получил статус города. В марте 2007 г. в состав ЗАТО Северск Томской области вошли г. Северск, пос. Самусь, пос. Орловка, деревни Чернильщиково, Семиозер-ки, Кижирово с прилегающими территориями. В настоящее время, ЗАТО Северск один из крупнейших закрытых городов России, входящий в Ассоциацию закрытых административнотерриториальных образований системы «Росатома». Представляет собой единый научно-производственный комплекс, обладающий научной и производственной базой, развитой системой образования, здравоохранения, сетью социальных и культурных учреждений. ЗАТО Северск располагает собственными источниками тепловой и электрической энергии, имеет автономную систему транспортного, жилищно-коммунального обеспечения населения.

Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования «ЗАТО Северск» следующие. Численность постоянного населения по итогам 2013 г. составила 116 085 чел., что меньше значения 2012 г. на 187 чел.; численность экономически активного населения в 2013 г. относительно 2012 г. снизилась на 820 чел. (снижение численности обусловлено естественной и миграционной убылью населения). Численность граждан, работающих за пределами ЗАТО Северск, в 2013 г. составила около 12,9 тыс. чел. (необходимо отметить, что ЗАТО Северск выступает поставщиком трудовых ресурсов для г. Томска, который по отношению к ЗАТО Северск

223

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

выполняет функцию демпфера на рынке труда, образовательного центра, центра торговли, досуга и развлечений). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2013 г. достигла 35250,6 руб. и в сравнении с показателем 2012 г. увеличилась на 12,1%. Наибольший рост заработной платы в 2013 г. наблюдался в бюджетной сфере. За 2013 г. число предприятий всех форм собственности и хозяйствования возросло на 85 ед. и составило 1942 организации. Объем инвестиций в основной капитал ЗАТО Северск в 2013 г. составил 7,07 млрд руб., что на 9,3% выше показателя, достигнутого в 2012 г. Общая площадь жилищного фонда в 2013 г. достигла 2,52 млн м2, средняя обеспеченность жителей жильем составила 21,3 м2 общей площади на одного жителя. Автомобильные дороги общего пользования местного значения ЗАТО Северск отвечают нормативным требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Томский муниципальный район расположен в юго-восточной части Томской области, граничит с Асиновским, Зырянским, Кожевниковским, Кривошеинским, Шегарским, районами Томской области и с Новосибирской и Кемеровской областями. Площадь территории района составляет 10024 км2. В 2013 г. в состав Томского района входило 19 сельских поселений, 128 сельских населенных пунктов. На территории Томского района расположены г. Томск и ЗАТО Северск, но они не входят в его состав. Плотность населения Томского района на конец 2013 г. составляла 7,14 чел./км2 (самая высокая плотность населения в сравнении с сельским населением других муниципальных районов Томской области). Доля населения Томского района в общей численности сельского населения Томской области составляет 23% (6,7% от общей численности населения области). Население района в основном занято сельскохозяйственным производством. Томский район имеет развитую социальную сферу, оказывающую положительное влияние на социальноэкономическую ситуацию в районе. Однако существует ярко выраженная степень дифференциации поселений по уровню социально-экономического развития и обеспеченности социальными услугами. Район богат рекреационными и природными ресурсами, располагает значительными минерально-сырьевыми, водными, земельными, промысловыми, древесными ресурсами. На территории Томского района сосредоточено 58,3% запасов подземных вод Томской области, Томский район занимает 2-е место в Томской области по размерам посевных площадей сельскохозяйственных культур. В районе сосредоточено 125 месторождений полезных ископаемых и 15 месторождений других ископаемых. На территории Томского района находится 69 государственных памятников природы областного значения, 1 государственный природный заказник федерального значения, 2 заказника областного значения.

Социально-экономическое положение Томского муниципального района характеризуется следующими основными показателями. Численность экономически активного населения за 2013 г. увеличилась на 177 чел. и составила 12 866 чел. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2013 г. достигла 25232,0 руб., и в сравнении с показателем 2012 г. увеличилась на 19,5%. Совокупный оборот предприятий района в 2013 г. составил 22000 млн руб., что на 220 млн руб. больше показателя 2012 г. Объем инвестиций в экономику Томского района в 2013 г. составил 4,258 млрд руб., что на 6,3% меньше показателя, достигнутого в 2012 г. Средняя обеспеченность жителей жильем в 2013 г. достигла 20,9 м2 общей площади на одного жителя. Основной причиной роста показателя является близость Томского района к г. Томску, а также развитие транспортной доступности района. По объемам ввода жилья Томский район является ведущим среди районов Томской области. Коммунальную инфраструктуру Томского района характеризует высокая степень износа. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на конец 2013 г. составила 1179 км. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в 2013 г. возросла до 23,42%.

Сравнительный анализ социально-экономического положения муниципальных образований Томской агломерации

проведем на основе сопоставления темпов роста показателей. Для этого рассчитаем темпы роста социально-экономических показателей отдельно взятых муниципальных образований в 2013 г. относительно 2009 г. и сравним их со средними значениями по агломерации (табл. 1). Выбор социально-экономических показателей обусловлен выводами автора об их значимости в части развития агломерационных процессов.

Таблица 1

Сравнительная оценка значений темпов роста основных социально-экономических показателей муниципальных образований Томской агломерации [2—6]

Показатели Муниципальное образование

Томск Се- верск Том- ский район

Темп роста численности населения, % (ТР1) 109* 102 104

Темп роста количества предприятий, % (ТР2) 115* 117* 98

Темп роста средней номинальной заработной платы, % (ТР3) 160 159 176*

Темп роста численности экономически активного населения, % (ТР4) 102* 102* 95

Темп роста ввода жилья, % (ТР5) 105 219* 191*

Темп роста оборота организаций, % (ТР6) 180* 137 151

Темп роста оборота розничной торговли, % (ТР7) 174 161 523*

Темп роста объема платных услуг, % (ТР8) 143* 129 118

Темп роста количества дошкольных образовательных учреждений, % (ТР9) 85 100* 73

Темп роста численности врачей, % (ТР10) 175* 112 124

Темп роста количества спортивных сооружений, % (ТР11) 146 104 105

Темп роста стоимости основных фондов, % (ТР12) 156* 133* 89

Темп роста инвестиций в основной капитал, % (ТР13) 187 148 344*

Темп роста собственных доходов бюджета, % (ТР14) 141 120 213*

Примечание: * значение показателя выше среднего агломерационного уровня.

На рис. 1 представлены темпы роста основных социальноэкономических показателей Томской агломерации в 2013 г. относительно 2009 г.

Таким образом, наибольший прирост численности населения за анализируемый период наблюдается в г. Томске — 9%, что выше среднего агломерационного уровня на 4%. Темп роста количества предприятий и организаций в 2013 г. относительно 2009 г. в ЗАТО Северск на 2% выше, чем в г. Томске. В Томском районе прироста предприятий за анализируемый период не наблюдается. Темп роста заработной платы в Томском районе за 2009-2013 гг. составил 176%, что выше среднего значения показателя по исследуемым муниципальным образованиям на 11%. Темп роста численности экономически активного населения в ЗАТО Северск и г. Томске составил 102%, что выше среднего агломерационного показателя на 2%. Темпы роста ввода жилья значительно выше в ЗАТО Северск и Томском районе и превышают средний агломерационный уровень на 47% и 19% соответственно. Что касается темпа роста оборота организаций, то показатель г. Томска значительно превосходит показатели остальных муниципальных образований и составляет 180%. Темп роста оборота розничной торговли в Томском районе существенно опережает средний агломерационный уровень на 237%. Темпы роста объема платных услуг населению в ЗАТО

224

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

ТР1

ТР4

ТР5

Рис. 1. Соотношение темпов роста основных социальноэкономических показателей муниципальных образований Томской агломерации

Северск и Томском районе ниже среднего агломерационного уровня на 1% и 12% соответственно. Снижение количества де-

тских дошкольных учреждений в г. Томске и Томском районе за анализируемый период отрицательно сказалось на темпе роста количества дошкольных образовательных учреждений, в ЗАТО Северск прироста количества дошкольных учреждений также не наблюдалось. Наибольший темп роста численности врачей наблюдается в г. Томске (общий прирост за анализируемый период составляет 75%), наименьший прирост зафиксирован в ЗАТО Северск — 12%. Прирост количества спортивных сооружений в ЗАТО Северск и Томском районе составляет 4% и 5% соответственно, что почти в 10 раз меньше, чем в г. Томске. Темпы роста стоимости основных фондов в г. Томске и ЗАТО Северск превышают средний агломерационный уровень на 23% и 6% соответственно. Темп роста инвестиций в основной капитал существенно выше в Томском районе и составляет 344%. Темп роста собственных доходов бюджета превышает средний агломерационный уровень на 55%.

В целом, оценивая основные благоприятные тенденции развития Томской агломерации, отметим довольно пропорциональный прирост численности населения в ядре и поселениях спутниках; увеличение темпов ввода жилья, инвестиций в основной капитал и оборота розничной торговли за пределами ядра агломерации. Развитие периферийной зоны Томской агломерации является обязательным условием при формировании агломерации. Привлекательность Томского района для жизни населения подтверждается высокими темпами роста ввода жилья, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, что свидетельствует о развитии сферы услуг и торговли на территории района. Однако необходимо уделять особое внимание развитию социальной инфраструктуры в Томском районе.

Литература

1. Волчкова И.В., Минаев Н.Н. Управление формированием и социально-экономическим развитием городских агломераций: монография. — Томск: Изд-во Том. гос. архит. — строит. Ун-та, 2014. — 120 с.

2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2009. Федеральная служба государственной статистики — Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_14t/Main.htm (дата обращения 12.02.2014).

3. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2010. Федеральная служба государственной статистики — Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_14t/Main.htm (дата обращения 12.02.2014).

4. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2011. Федеральная служба государственной статистики — Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14t/Main.htm (дата обращения 12.02.2014).

5. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов, 2012. Федеральная служба государственной статистики — Условия доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14t/Main.htm (дата обращения 12.02.2014).

6. Стратегия развития города Томска до 2020 года — Условия доступа: http://www.admin.tomsk.ru/pages/city_1_economika_ strat_strateg2020_strategy2020 (дата обращения 25.07.2014).

7. Схема территориального планирования Томской области — Условия доступа: http://tomsk.gov.ru/ru/regionalnoe-razvitie/ regionalnoe-strategicheskoe-planirovanie/shema-territorialnogo-planirovaniya#documents (дата обращения 15.07.2014).

ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ САМОРАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ

С.В. Зинкович

финансовый директор ООО «Норекс», аспирант Института экономики и антикризисного управления (г. Москва)

[email protected]

В статье рассматривается инвестиционная деятельность как обоснованно подготовленное предложение конкретного субъекта Российской Федерации, направленное на привлечение потенциального инвестора. Проведен анализ статистических показателей всех регионов Российской Федерации для определения конкретного моногорода как объекта исследования. Рассмотрен вариант состава пакета документов «Прединвестиционной стадии проекта», подготовленный органами местного самоуправления в качестве предложения потенциальному инвестору.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, инвестиционная привлекательность региона, инвестиции, моногорода.

ББК У9(2)301-451,0

Обеспечение сбалансированного регионального развития Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председа-является одной из приоритетных задач, обозначенных в Основ- телем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым ных направлениях деятельности Правительства Российской 31 декабря 2013 года.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.