Научная статья на тему 'Сравнительный анализ системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь'

Сравнительный анализ системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
906
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ / ЗАЩИТА / ПРАВА / ВКЛАДЧИКИ / BAIL-IN / BANK / DEPOSIT INSURANCE / PROTECTION / RIGHTS / DEPOSITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононенко О. В., Чудиновских М. В.

Исследование направлено на разработку рекомендаций по совершенствованию системы защиты прав вкладчиков на основании сравнительного анализа законодательной базы, статистики развития банковского сектора в Российской Федерации и Республике Беларусь. Методологической базой исследования стали теоретические положения теории публичных финансов. На первом этапе определялись различия в нормативно-правовых актах, сформировавшие систему страхования вкладов в Российской Федерации и Республике Беларусь. На втором этапе по статистическим данным Банка России, Агентства по страхованию вкладов и отчетности ведущих российских и белорусских коммерческих банков изучалась возможность увеличения размера страхового покрытия в Российской Федерации до уровня, который гарантирует белорусское законодательство. В результате авторы сформулировали предложения по совершенствованию банковского законодательства России, выделив факторы увеличения страхового покрытия, распространения страхования на депозиты юридических лиц, обеспечения гарантий возвратности вкладов за счет использования альтернативных страхованию механизмов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании законодательных решений, направленных на совершенствование защиты прав вкладчиков и гармонизацию банковской деятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь»

КОНОНЕНКО Олеся Владиславовна

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права

Академия МВД Республики Беларусь

220005, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Машерова, 6 Контактный телефон: (375) 17-289-22-61 e-mail: [email protected]

ЧУДИНОВСКИХ Марина Вячеславовна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-40 e-mail: [email protected]

Сравнительный анализ системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь

Исследование направлено на разработку рекомендаций по совершенствованию системы защиты прав вкладчиков на основании сравнительного анализа законодательной базы, статистики развития банковского сектора в Российской Федерации и Республике Беларусь. Методологической базой исследования стали теоретические положения теории публичных финансов. На первом этапе определялись различия в нормативно-правовых актах, сформировавшие систему страхования вкладов в Российской Федерации и Республике Беларусь. На втором этапе по статистическим данным Банка России, Агентства по страхованию вкладов и отчетности ведущих российских и белорусских коммерческих банков изучалась возможность увеличения размера страхового покрытия в Российской Федерации до уровня, который гарантирует белорусское законодательство. В результате авторы сформулировали предложения по совершенствованию банковского законодательства России, выделив факторы увеличения страхового покрытия, распространения страхования на депозиты юридических лиц, обеспечения гарантий возвратности вкладов за счет использования альтернативных страхованию механизмов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании законодательных решений, направленных на совершенствование защиты прав вкладчиков и гармонизацию банковской деятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

JEL classification: G21, G22

Ключевые слова: банк; страхование вкладов; защита; права; вкладчики; bail-in.

Введение

В банковской системе значительная часть ресурсов формируется из средств физических лиц - вкладчиков. Оценка эффективности системы страхования вкладов и ее | роли в обеспечении финансовой устойчивости является предметом исследования во многих странах. Эксперт Международного валютного фонда Д. Гарсия опубликовала § ряд работ по международной практике страхования депозитов, обобщив и проанали-© зировав опыт систем страхования разных стран [22]. Изучению вопросов организации

х

системы страхования вкладов посвящены работы многих российских ученых, в том числе

A. В. Кайванова [3], А. В. Турбанова [14], С. А. Уразовой [15]. Сравнительный анализ международного опыта проводили С. Б. Коваленко [4], О. В. Мелюшко [6], Ю. А. Слептухов [12],

B. Ю. Цибульников [16].

В российской экономической и юридической науке система страхования вкладов в целом оценивается положительно, так как считается, что она способствует сохранению финансовой стабильности, защищает права граждан, укрепляет доверие к финансовой инфраструктуре. Некоторые исследователи, напротив, ставят под сомнение эффективность и целесообразность системы гарантирования вкладов, анализируя проблему через призму «рыночной дисциплины» [19]. Рыночной дисциплиной называется «... набор рыночных стимулов, которыми вкладчики дисциплинируют банки, наказывая их за избыточный риск в финансовой политике» [10]. Гипотеза о наличии рыночной дисциплины состоит в том, что высокие процентные ставки по депозитам соответствуют высокому риску структуры активов банка. Делается предположение о том, что система страхования вкладов является причиной безответственного поведения вкладчика, который не оценивает финансовые риски при осуществлении вложений [17]. Дискуссию также вызывают вопросы сочетания обязательности и добровольности страхования [9], страхования вкладов юридических лиц [7], развития альтернативных механизмов гарантирования возвратности средств [5; 8].

Цель исследования - провести сравнительный анализ систем защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь и определить направления совершенствования системы страхования вкладов.

Система защиты прав вкладчиков во всех странах мира эволюционировала в результате изменений условий функционирования финансового рынка, под влиянием кризисных явлений и интеграционных тенденций. Так, разрозненное ранее европейское законодательство в настоящее время объединено в рамках Директивы Европейского союза о системах гарантирования депозитов от 16 апреля 2014 г. № 2014/49/ЕС. Потребность дальнейшего изучения проблемы защиты прав вкладчиков объясняется необходимостью оценки возможностей сближения норм российского и белорусского законодательства для создания единого правового и экономического поля в рамках Евразийского экономического союза. Кроме того, вопрос необходимости совершенствования российской системы страхования вкладов неоднократно поднимался как научным, так и профессиональным банковским сообществами [11; 15].

Особенности организации системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь

Переход от командно-административной экономики к рыночной поставил перед странами постсоветского пространства задачу создания новой финансовой системы и законодательства. Отсутствие достаточного опыта регулирования стало причиной того, что первоначально в Российской Федерации преобладало либеральное отношение к банкам и их ответственности перед вкладчиками. Закон «О банках и банковской деятельности» предусматривал, что страхование вкладов будет осуществляться банками на добровольной основе. Однако, как справедливо отмечает А. В. Турбанов, «... страхование вкладов как институт именно гражданского права так и не заработал» [13].

В конце 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»1 (далее Закон № 177-ФЗ), который определяет порядок выплаты страхового возмещения, а также регулирует деятельность Агентства по страхованию вкладов. В Республике Беларусь создание системы гарантий для

1 Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 №177-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/

вкладчиков началось в 1998 г. принятием Декрета о гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте1. На начальном этапе гарантии предоставлялись только вкладчикам, у которых были открыты валютные вклады в ограниченном количестве банков. Введение гарантий было ответной реакцией на финансовый и валютный кризис 1998 г. К основным недостаткам системы исследователи относили несправедливую конкуренцию, как между банками, так и между национальной и иностранной валютой [1].

В настоящее время нормативную основу составляет Банковский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц»2. Сравнение названий и содержания нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что у законодателей отличаются подходы к пониманию сути рассматриваемых отношений. В Российской Федерации превалирует терминология страхового права, в то время как в Республике Беларусь используется термин «гарантия». В мировой практике применяют и термин «страхование» (insurance), и термин гарантия (guarantee). В рамках дальнейшего исследования понятия «страхование» и «гарантия» рассматриваются нами как синонимы.

Количество банков - участников системы страхования вкладов существенно отличается с учетом масштабов экономик. По состоянию на 1 января 2018 г. в Российской Федерации в систему страхования вкладов входило 790 банков (из них только 485 действующих, остальные находятся в стадии ликвидации). В Республике Беларусь действуют всего 27 банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Наибольшее количество страховых случаев отмечается также в Российской Федерации в связи с тем, что Центральный банк отзывает десятки лицензий банков ежегодно. В Республике Беларусь число страховых случаев не более трех в год.

То, на какие категории кредитных организаций распространяется действие законов о выплате возмещений, во многом зависит от особенностей регулирования права приема банковских вкладов. В Российской Федерации закон распространяется только на банки, так как небанковские кредитные организации не имеют права привлекать вклады физических лиц.

В Республике Беларусь законодательство распространяется как на банки, так и на небанковские кредитные организации. В Российской Федерации выплаты возмещения осуществляет Агентство по страхованию вкладов (делее - Агентство), созданное в форме государственной корпорации, в Республике Беларусь - Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. В соответствии со ст. 8 Закона 177- ФЗ в Российской Федерации страховым случаем является либо отзыв (аннулирование лицензии), либо введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов. В Республике Беларусь основанием для выплаты возмещения является отзыв лицензии на банковскую деятельность в целом либо в части осуществления этой операции.

Наибольшие различия между российским и белорусским законодательством показывает размер страхового покрытия. В табл. 1 представлены данные о размере возмещения по вкладам в национальной валюте и эквиваленте в долларах США по состоянию на 1 июля 2018 г.

В Российской Федерации с 2004 г. максимальная сумма возмещения возросла со 190 тыс. р. до 1 млн 400 тыс. р. В Республике Беларусь гарантирована выплата любой

1 Декрет Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) Республики Беларусь» от 20 апреля 1998 г. № 40. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/

2 Закон Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» от 8 июля 2008 г. № 369-3. URL: www.consultant.ru/

Таблица 1

Размер возмещения по вкладам

Страны Размер возмещения

в национальной валюте в пересчете на рубль

Российская Федерация 1 млн. 400 тыс. р. 1 млн 400 тыс. р.

Республика Беларусь Вся сумма вклада без ограничения в белорусских рублях или иностранной валюте Вся сумма вклада без ограничения в белорусских рублях или иностранной валюте

Европейского Союза 100 тыс. евро 7 млн р.

США 250 тыс. дол. 15 млн р.

Составлено авторами на основании Закона № 177-ФЗ, Закона Республики Беларусь № 369-3, Директивы Европейского Союза № 2014/49/ЕС, БЭЮ.

суммы вклада. Развитые страны в качестве ответа на кризисные явления в банковской системе увеличили гарантии по вкладам до 100-250 тыс. дол. США [15]. Уровень гарантий для российских вкладчиков является минимальным и существенно отстает и от мировых, и от белорусских стандартов. Необходимо отметить, что в ряде зарубежных исследований полное покрытие вкладов рассматривается как временная мера в условиях острых банковских кризисов и рекомендуется постепенный переход к ограниченной сумме возмещения [20].

Законодательство каждой страны устанавливает ряд исключений по гарантируемым суммам. В Российской Федерации этот перечень один из наиболее развернутых. Не страхуются: депозиты юридических лиц; банковские вклады адвокатов и нотариусов (при условии, что они открыты для ведения профессиональной деятельности); вклады на предъявителя; вклады, переданные в доверительное управление; электронные денежные средства; средства, размещенные на номинальных счетах, залоговых счетах и счетах эскроу. Кроме того, не гарантируется возврат средств с обезличенных металлических счетов, брокерских счетов. В Республике Беларусь не страхуются вклады индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одним из важнейших принципов системы страхования вкладов является оперативность выплат [9]. В Российской Федерации выплата возмещения может начаться через 14 дней с момента наступления страхового случая. Российское законодательство устанавливает минимально короткий срок для начала выплат - три дня со дня предоставления вкладчиком документов. Ст. 10 Закона № 177-ФЗ не определяет точного срока окончания выплат календарным методом. Вкладчик вправе обратиться с заявлением до даты завершения конкурсного производства. В Республике Беларусь физические лица вправе обратиться за выплатой возмещения не ранее 14 дней и не позднее двух лет с момента возникновения обязательства. Выплата возмещения осуществляется в месячный срок. Если средств Агентства на выплату недостаточно, срок может быть продлен до трех месяцев. По скорости организации выплат Российская Федерация опережает Республику Беларусь. Белорусские ученые указывают на необходимость оптимизации процедуры выплаты и существенного сокращения сроков [6].

Эффективность защиты прав вкладчиков во многом определяется наличием средств для осуществления выплат. Первоначально в Российской Федерации действовала единая ставка взносов. Однако под давлением банковского сообщества она была дифференцирована на три группы в зависимости от уровня риска (базовая ставка - 0,15 %, дополнительная ставка - 0,075 %, повышенная дополнительная - 0,75 %). В Республике Беларусь банки вносят учетный (вступительный) и календарные (периодические) взносы. Величина календарного взноса составляет 0,3 %. Законодательство допускает установление чрезвычайных взносов для покрытия недостатка средств

Агентства. Взносы могут снижаться, если Агентством накоплен резерв, покрывающий 5 % суммы вкладов по экономике. Также в распоряжение Агентства ежегодно поступает 80 % прибыли Национального банка Республики Беларусь. В табл. 2 обобщены результаты сравнительного анализа.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа российской и белорусской системы защиты прав вкладчиков

Параметр сравнения Российская Федерация Республика Беларусь

Период создания 2004 г. Первый этап - 1998 г. Второй этап - 2008 г.

Нормативная основа Закон № 177-ФЗ Банковский кодекс Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь № 369-3

Участники Банк России, Агентство по страхованию вкладов, банки, вкладчики Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, банк-поверенный (осуществляющий выплаты), физические лица

Сумма возмещения 1 млн 400 тыс. р. по одному договору в одном банке Вся сумма вклада без ограничения

Сумма и виды взносов банков Базовая ставка - 0,15%, дополнительная ставка - 0,075%, повышенная дополнительная 0,75% от средней хронологической -величины ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов за расчетный период Учетный - 0,5 % от нормативного капитала банка. Календарные - 0,3 % от остатка привлеченных банковских вкладов. Чрезвычайные - до 0,6 % от остатка привлеченных банковских вкладов

Сроки начала выплат В течение трех дней со дня предоставления вкладчиком документов, но не ранее 14 дней с момента наступления страхового случая В течение месяца со дня предоставления вкладчиком документов в банк-поверенный

Срок окончания выплат До дня завершения конкурсного производства или окончания действия моратория Не позднее двух лет с даты отзыва лицензии

Составлено авторами на основании ФЗ № 177-ФЗ, Закона Республики Беларусь № 369-3.

Сравнительный анализ показал, что российская и белорусская системы защиты прав вкладчиков имеют много общего по сущностным и процессуальным вопросам. Наибольшее различие связано с суммой гарантий, которую готово предложить вкладчикам национальное законодательство. С учетом изложенного возникает вопрос: возможно ли доведение норм российского законодательства до белорусских стандартов? Безусловно, российские вкладчики приветствовали бы такую законодательную инициативу. Однако решение нуждается в тщательной финансовой оценке до внедрения в практику. Для ответа на поставленный вопрос проведен анализ состояния российского банковского сектора и его финансовой устойчивости (табл. 3).

Объем вкладов в банковской системе РФ превысил 26 трлн р., из них застрахованы вклады на сумму 18 трлн (около 70 % всех средств). Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай - 8,58 млн чел. С момента создания Агентства 3,76 млн вкладчиков получили страховое

Таблица 3

Основные показатели системы страхования вкладов в Российской Федерации

Показатель, млн р. 2016 2017 Темп роста/ снижения, %

Совокупный объем застрахованных вкладов (на конец года) 24 020 597 26 033 030 108,4

Страховая ответственность Агентства на конец года (потенциальные выплаты) 16 292 950 18 004 472 110,5

Размер фонда обязательного страхования вкладов на конец года 41 839 44 439,4 106,2

Объем поступлений страховых взносов за год 99 542 127 640 128,2

Объем произведенных страховых выплат по вкладам за год 663 387 438 901 66,2

Составлено авторами по годовому отчету Агентства по страхованию вкладов. URL: www.asv. org.ru/agency/annual/2017/2017_year.doc

возмещение на сумму 1,78 трлн р. В силу исторических особенностей в России очень высок уровень концентрации на рынке банковских вкладов. Лидер банковского сектора России Сбербанк привлек вкладов на сумму около 12 трлн р., заняв из них на рынке 46 %. Другие банки, входящие в топ-10, существенно отстают от лидера рынка (табл. 4).

Таблица 4

Объем вкладов в крупнейших банках Российской Федерации

Банк Вклады физических лиц, млрд р. Темп роста/снижения, %

На 1.01.2017 На 1.01.2018

Сбербанк 11 278 11 973 106,2

Группа ВТБ 2 637 3 116 118,2

Россельхозбанк 600 842 140,3

Альфа-Банк 662 807 121,9

Газпромбанк 644 804 124,8

Бинбанк * 543 495 91,2

Открытие* 512 413 80,7

Райффайзенбанк 349 382 109,5

Промсвязьбанк * 384 348 90,6

*Банки, проходящие процедуру финансового оздоровления.

Составлено авторами по данным отчетности кредитных организаций. URL: www.cbr.ru/ credit/forms.asp

Из десяти крупнейших банков России Бинбанк, банки «Открытие» и «Промсвязьбанк» находятся в стадии финансового оздоровления. Данные табл. 2 показывают, что именно эти банки в 2017 г. столкнулись с оттоком вкладчиков. Несмотря на финансовые затруднения, Банк России не решился на отзыв лицензии у ведущих банков, в том числе по причине невозможности провести выплаты вкладчикам. Основной проблемой сложившейся системы страхования вкладов в России является недостаточность средств у Агентства. Размер фонда обязательного страхования вкладов на 01.01.2018 г. составил 44 млрд р., объем поступлений страховых взносов за год за всю историю деятельности Агентства не превышал 200 млрд р., а объем вкладов, например, в Банке «Открытие» более 500 млрд р. Страховой механизм не гарантирует выплаты в случае отзыва лицензии у банков, которые входят в топ-20. В такой ситуации финансовая устойчивость системы страхования вкладов в РФ поддерживается посредством привлечения заемных средств и предоставления кредитов Банком Росии (табл. 5).

Таблица 5

Финансовая помощь Банка России для обеспечения устойчивости системы страхования вкладов

Цель кредитования Объем кредитов, трлн р.

На 01.01.2017 На 01.01.2018

Осуществление мероприятий по предупреждению банкротства 1,05 1,2

Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования 0,45 0,8

Составлено авторами по данным годового отчета Банка России за 2017 г. URL: www.cbr.ru/ publ/God/ar_2017.pdf

Общая накопленная величина кредитов на поддержание устойчивости системы страхования вкладов приблизилась к 2 трлн р. Таким образом, созданная в Российской Федерации система страхования вкладов не является самодостаточной. Она поддерживается за счет государственных средств. Следовательно, пока не существует объективных условий для обеспечения 100 %-ной возвратности вкладов физических лиц.

Перспективы развития системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации с учетом иностранного опыта

В сложившихся условиях необходимы новые механизмы, которые будут гарантировать возврат средств населению. Анализ научных исследований и мнений специалистов ведущих банков позволяет выделить несколько возможных направлений совершенствования системы страхования вкладов в России.

Повышение общей суммы страхового покрытия. Увеличение суммы страхового покрытия это наиболее распространенная рекомендация по совершенствованию системы гарантий для вкладчиков во многих странах мира. Анализ показал, что если на момент введения системы страхования вкладов российское законодательство соответствовало мировым стандартам, то в настоящее время оно значительно уступает им. Как отмечает А. В. Кайванов, при определении достаточности страхового покрытия необходимо оценить долю счетов граждан, покрытых системой страхования [2]. Структура вкладов на 01.01.2018 представлена на рисунке, по данным которого можно сделать вывод о том, что системой страховой защиты не покрывается более 40 % вкладов, хотя по международным стандартам оптимальным является показатель не более 10 % [23]. Следовательно, объективная потребность в увеличении страхового покрытия есть. Однако выявленные в исследовании показатели свидетельствуют о том, что финансовые возможности для обеспечения гарантий на более высоком уровне в рамках существующей системы страхования пока не сформированы.

В рамках этого подхода рассматривается также возможность повышения сумм возмещения в отдельных «социально чувствительных случаях». Эта позиция была озвучена Э. Набиуллиной на Международном финансовом конгрессе в июне 2018 г. К «социально чувствительным случаям» предлагается отнести потерю средств, полученных от продажи жилья, при получении наследства, страховых выплат и пособий. Такой подход представляется небезупречным, так как он лишает систему страхования вкладов принципа универсальности. Увеличение страхового покрытия может проводиться только при наличии четкого понимания того, как будут финансироваться эти выплаты.

Распространение страхования на депозиты юридических лиц. Необходимость поэтапного включения депозитов юридических лиц в систему страхования рассматривалась еще на стадии принятия законов в Российской Федерации и в Республике Беларусь. В период кризиса 2008-2009 гг. проблема страхования вкладов снова стала актуальной. С 2013 г. индивидуальные предприниматели в Российской Федерации получили право

9,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,8

Структура банковских вкладов в РФ на 01.01.2018. г., %1

на страхование вкладов. В современных условиях в Российской Федерации осознана необходимость распространения страхового покрытия на средства юридических лиц, которые относятся к категории малого бизнеса (принят в первом чтении законопроект). Реализация данной меры способна укрепить финансовую устойчивость системы страхования, так как можно ожидать увеличения взносов банков по остаткам средств на счетах организаций малого бизнеса. В Республике Беларусь объектами возмещения не являются ни банковские вклады индивидуальных предпринимателей, ни депозиты юридических лиц. Представляется, что для Республики Беларусь российский опыт может быть полезен.

Распространение страховой защиты на иные финансовые институты. Укреплению финансовой устойчивости может способствовать распространение страховой защиты на иные организации, которые привлекают средства граждан. В Российской Федерации и Республике Беларусь средства граждан на брокерских счетах не подлежат страхованию. Однако во многих странах мира гарантируется частичный возврат средств, что повышает доверие к финансовой системе в целом и интерес к вложению средств населения в альтернативные вкладу финансовые инструменты (например, ценные бумаги) [24]. Зарубежные ученые доказали, что отсутствие гарантий возврата средств приводит к существенному перекосу в пользу банковского сектора и к понижению рынка ценных бумаг [21]. Опыт Российской Федерации и Республики Беларусь подтверждает этот тезис. Обеспечение возврата части средств владельцам брокерских счетов может стать важным фактором развития финансового рынка на современном этапе.

Повышение величины страховых взносов. Анализ показал, что средства, которые выплачиваются российскими банками для формирования фонда страхового возмещения, недостаточны, а ставки крайне низки. Ряд экономистов считают повышение взносов нецелесообразным, так как это увеличивает стоимость ресурсной базы коммерческих банков [11]. Высказывая такую точку зрения, авторы не дают рекомендаций по повышению обеспеченности системы страхования вкладов финансовыми ресурсами. Полагаем, что росту финансовой устойчивости может способствовать включение в российское законодательство норм о возможности уплаты чрезвычайных взносов (как это предусмотрено в белорусском законодательстве) в случае, если это необходимо для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов.

Обеспечение гарантий возвратности вкладов использованием альтернативных страхованию механизмов, по нашему мнению, является магистральным для

1 Составлено авторами по данным годового отчета Агентства по страхованию вкладов. URL: www. asv. org.ru/agency/annual/2017/2017_year.doc

российской банковской системы. Идея заключается в проведении финансового оздоровления банков без отзыва лицензии. В этом случае не возникает правовых оснований для выплаты страховых возмещений, так как кредитная организация продолжает работать. В 2017 г. был создан Фонд консолидации банковского сектора, цель которого объединить так называемые «токсичные активы» наиболее крупных российских банков. По мнению Н. В. Неверовой, используя такой финансовый механизм, можно снизить затраты бюджета на обслуживание системы страхования вкладов и повысить прозрачность процедуры санирования банков [8].

Альтернативным механизмом может также стать процедура bail-in, которая применялась в ряде европейских стран (Кипра,Греции, Португалии). Процедура bail-in подразумевает конвертирование вкладов в облигации или акции. Необходимость ее внедрения обосновывалась отечественными и зарубежными учеными [5; 18; 25], а также председателем Банка России Э. Набиуллиной. Процедура bail-in позволяет защитить интересы крупных вкладчиков, так как при отзыве лицензии у банка гарантируется возврат лишь 1 млн 400 тыс. р. В одном из законопроектов предлагалось распространить bail-in на вклады более 100 млн р. Представляется, что в условиях недостаточности средств для выплат вкладчикам замена требований по вкладу на облигационный займ с фиксированной ставкой может стать одним из компромиссных вариантов.

Заключение

Сравнительный анализ показал, что белорусское законодательство дает вкладчикам значительно больше гарантий, а сама система страхового возмещения является более устойчивой. Российская Федерация пока не может принять на себя обязательства полного возмещения вкладов, реальным представляется лишь вариант поэтапного повышения величины страхового возмещения. Для совершенствования системы защиты прав российских вкладчиков в закон «О страховании вкладов (депозитов) физических лиц в банках Российской Федерации» необходимо включить норму о возможности введения чрезвычайных взносов для обеспечения устойчивости банковской системы. Для гармонизации российского и белорусского законодательства целесообразно установить возмещение в единой сумме. В качестве целевого ориентира можно определить сумму в 100 тыс. евро. Период гармонизации может составить 5-10 лет.

Недостаточность средств государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» актуализирует проблему развития альтернативных механизмов гарантирования возврата средств вкладчикам. На данный момент дискуссию вызывает возможность внедрения процедуры bail-in (законопроект находится в стадии разработки). Очевидно, что без принятия дополнительных мер гарантированность выплат вкладчикам крупных банков нереальна.

Источники

1. Бухтик М. И. Система гарантирования банковских вкладов в Республике Беларусь: история и перспективы // Известия СПбГЭУ 2009. № 4. С. 83-85.

2. Кайванов А. В. Оценка показателей динамики размера страхового возмещения по банковским депозитам // Пространство экономики. 2012. № 4-2. С. 46-48.

3. Кайванов А. В. Регулирование функционирования системы страхования депозитов с учетом мировых стандартов // Пространство экономики. 2012. № 3-3. С. 83-86.

4. Коваленко С. Б., Шернин П. Г. Современные системы страхования вкладов в Российской Федерации, странах Балтии и СНГ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64). С. 69-73.

5. Корнилова Е. В. Механизм «bail-in» и перспективы его применения в России // Финансы и кредит. 2016. № 5. С. 259-273.

6. Мелюшко О. В. О международном опыте гарантирования банковских вкладов // Белорусский экономический журнал. 2017. № 4. С. 56-65.

7. Минаева А. В. О страховании вкладов юридических лиц. Нужен закон // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 461-462.

8. Неверова Н. В. О некоторых новеллах правового регулирования функционирования банковской системы Российской Федерации // Вестник СГЮА. 2018. № 1 (120). С. 213-220.

9. Осколкова Н. А. Принципы организации и функционирования системы страхования вкладов // Финансы и кредит. 2016. № 25 (697). С. 33-42.

10. Пересецкий А. А. Рыночная дисциплина и страхование депозитов // Прикладная эконометрика. 2008. № 3. C. 3-14.

11. Прокофьева Е. Н., Шадурская М. М., Новоселов К. В. Проблемы привлечения вкладов населения и обеспечения их страхового покрытия // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 4. С. 70-79.

12. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. Страхование банковских вкладов в государствах - участниках единого экономического пространства // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 29. С. 33-40.

13. Турбанов А. В. Система страхования банковских вкладов: современность и новые вызовы // Журнал российского права. 2011. № 1 (169). С. 20-26.

14. Турбанов А. В. Финансово-правовые основы российской системы страхования банковских вкладов. М.: Манускрипт, 2004.

15. Уразова С. А. Системы страхования депозитов: зарубежный опыт и перспективы развития в России // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 41. С. 2438-2455.

16. Цибульникова В. Ю., Земцов А. А. Об особенностях системы страхования банковских вкладов в странах Европейского союза // Фундаментальные исследования. 2017. № 6. С. 204-209.

17. Boyle G., Stover R., Tiwana A. et al. The Impact of Deposit Insurance on Depositor Behavior During a Crisis: A Conjoint Analysis Approach // Journal of Financial Intermediation.

2015. Vol. 24, Issue 4. P. 590-601.

18. Conlon T., Cotter J. Anatomy of a Bail-In // Journal of Financial Stability. 2014. Vol. 15. P. 257-263.

19. DemirgUc-Kunt A, Huizinga H. Market Discipline and Deposit Insurance // Journal of Monetary Economics. 2004. No. 51. P. 375-399.

20. DemirgUc-Kunt A., Kene E., Laeven L. Deposit Insurance Around the World: A Comprehensive Analysis and Database // Journal of Financial Stability. 2015. Vol. 20. P. 155-183.

21. Does Deposit Insurance Retard the Development of Non-Bank Financial Markets? Bergbrant M. C., Campbell K. T., Hunter D. M., Owers J. E. // Journal of Banking & Finance.

2016. Vol. 66. P. 102-125.

22. Garcia G. G. H. Deposit Insurance and Crisis Management // IMF Working Paper WP/00/57. March 2000. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2000/wp0057.pdf.

23. Kusairi S., Sanusi N. A., Ismail A.G. Dilemma of Deposit Insurance Policy in ASEAN Countries: Does it Promote Banking Industry Stability or Moral Hazard? // Borsa Istanbul Review. 2018. Vol. 18, Issue 1. P. 33-40.

24. Li G., Shaffer S. Reciprocal Brokered Deposits, Bank Risk, and Recent Deposit Insurance Policy // The North American Journal of Economics and Finance. 2015. Vol. 33. P. 366-384.

25. Klimek P., Poledna S., Farmer J. D., To Bail-Out or to Bail-In? Answers from an Agent-Based Model // Journal of Economic Dynamics and Control. 2015. Vol. 50. P. 144-154.

***

Comparative Analysis of the Depositor Rights' Protection Systems in the Russian Federation and the Republic of Belarus

by Olesya V. Kononenko and Marina V. Chudinovskikh

The research aims to develop recommendations on improving the depositor protection system on the basis of a comparative research of regulations, statistics of banking sectors in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Methodologically the research relies on theoretical propositions of the public finance theory. At the first stage of the research, the authors studied the regulations that form a legal basis of the deposit insurance system in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The second stage involved the analysis of statistical data of the Central Bank of Russia and Deposit Insurance Agency to investigate the possibility to increase insurance coverage in the Russian Federation to the level guaranteed by the Belorussian regulations. At the third stage, the authors put forward suggestions about improvement of banking regulations in Russia, and considered possibilities of increasing insurance coverage, covering the deposits of legal entities, and guaranteeing reimbursement of deposits on the basis of alternative insurance mechanisms. Theoretical and practical significance of the research lies in the field of justifying legislative initiatives that target the improvement of depositor rights' protection and harmonization of banking activities in the Russian Federation and the Republic of Belarus.

Keywords: bank; deposit insurance; protection; rights; depositors; bail-in.

References:

1. Bukhtik M. I. Sistema garantirovaniya bankovskikh vkladov v Respublike Belarus': istoriya i pers-pektivy [The system of guaranteeing bank deposits in the Republic of Belarus: The history and prospects]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics, 2009, no. 4, pp. 83-85.

2. Kayvanov A. V. Otsenka pokazateley dinamiki razmera strakhovogo vozmeshcheniya po banko-vskim depozitam [Evaluation of the changes in the size of insurance compensation for bank deposits]. Prostranstvo ekonomiki - Space of Economics, 2012, no. 4-2, pp. 46-48.

3. Kayvanov A. V. Regulirovanie funktsionirovaniya sistemy strakhovaniya depozitov s uchetom mi-rovykh standartov [Regulation of the functioning of the deposit insurance system taking into account international standards]. Prostranstvo ekonomiki - Space of Economics, 2012, no. 3-3, pp. 83-86.

4. Kovalenko S. B., Shernin P. G. Sovremennye sistemy strakhovaniya vkladov v Rossiyskoy Federat-sii, stranakh Baltii i SNG [Modern deposit insurance systems in the Russian Federation, the Baltic States and the CIS]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2016, no. 5 (64), pp. 69-73.

5. Kornilova Ye. V. Mekhanizm "bail-in" i perspektivy ego primeneniya v Rossii [The "bail-in" mechanism and the prospects for its use in Russia]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2016, no. 5, pp. 259-273.

6. Melyushko O. V. O mezhdunarodnom opyte garantirovaniya bankovskikh vkladov [On international experience in guaranteeing bank deposits]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal - Belorussian Economic Journal, 2017, no. 4, pp. 56-65.

7. Minaeva A. V. O strakhovanii vkladov yuridicheskikh lits. Nuzhen zakon [On insurance of deposits of legal entities. A law is needed]. Probely v rossiyskom zakonodatelstve - Gaps in Russian Legislation, 2008, no. 1, pp. 461-462.

8. Neverova N. V. O nekotorykh novellakh pravovogo regulirovaniya funktsionirovaniya bankovs-koy sistemy Rossiyskoy Federatsii [On some innovations in the legal regulation of banking system functioning in the Russian Federation]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii - Bulletin of the Saratov State Law Academy, 2018, no. 1 (120), pp. 213-220.

9. Oskolkova N. A. Printsipy organizatsii i funktsionirovaniya sistemy strakhovaniya vkladov [Principles of organization and functioning of the deposit insurance system]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2016, no. 25 (697), pp. 33-42.

10. Peresetskiy A. A. Rynochnaya distsiplina i strakhovanie depozitov [Market discipline and deposit insurance]. Prikladnaya ekonometrika - Applied Econometrics, 2008, no. 3, pp. 3-14.

11. Prokofyeva Ye. N., Shadurskaya M. M., Novoselov K. V. Problemy privlecheniya vkladov nasele-niya i obespecheniya ikh strakhovogo pokrytiya [Problems of attracting households' deposits and ensuring their insurance coverage]. Ekonomika. Nalogi. Pravo - Economics. Taxes. Law, 2017, no. 4, pp. 70-79.

12. Spletukhov Yu. A., Dyuzhikov Ye. F. Strakhovanie bankovskikh vkladov v gosudarstvakh -uchastnikakh edinogo ekonomicheskogo prostranstva [Deposit insurance in the states participating in

the Common Economic Space]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya. - Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 29, pp. 33-40.

13. Turbanov A. V. Sistema strakhovaniya bankovskikh vkladov: sovremennost' i novye vyzovy [The deposit insurance system: Modernity and new challenges]. Zhurnal rossiyskogo prava - Journal of Russian Law, 2011, no. 1 (169), pp. 20-26.

14. Turbanov A. V. Finansovo-pravovye osnovy rossiyskoy sistemy strakhovaniya bankovskikh vkladov [Financial and legal foundations of the Russia's deposit insurance system]. Moscow: Manuskript Publ., 2004.

15. Urazova S. A. Sistemy strakhovaniya depozitov: zarubezhnyy opyt i perspektivy razvitiya v Rossii [Deposit insurance systems: foreign experience and development prospects in Russia]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2017, vol. 23, no. 41, pp. 2438-2455.

16. Tsibulnikova V. Yu., Zemtsov A. A. Ob osobennostyakh sistemy strakhovaniya bankovskikh vkladov v stranakh Evropeyskogo soyuza [On the peculiarities of the deposit insurance systems in the countries of the European Union]. Fundamentalnye issledovaniya - Fundumental Research, 2017, no. 6, pp. 204-209.

17. Boyle G., Stover R., Tiwana A. et al. The Impact of Deposit Insurance on Depositor Behavior During a Crisis: A Conjoint Analysis Approach. Journal of Financial Intermediation, 2015, vol. 24, issue 4, pp. 590-601.

18. Conlon T., Cotter J. Anatomy of a Bail-In. Journal of Financial Stability, 2014, vol. 15, pp. 257-263.

19. DemirgUc-Kunt A., Huizinga H. Market Discipline and Deposit Insurance. Journal of Monetary Economics, 2004, no. 51, pp. 375-399.

20. DemirgUc-Kunt A., Kene E., Laeven L. Deposit Insurance Around the World: A Comprehensive Analysis and Database. Journal of Financial Stability, 2015, vol. 20, pp. 155-183.

21. Bergbrant M. C., Campbell K. T., Hunter D. M., Owers J. E. Does Deposit Insurance Retard the Development of Non-Bank Financial Markets? Journal of Banking & Finance, 2016, vol. 66, pp. 102-125.

22. Garcia G. G. H. Deposit Insurance and Crisis Management. IMF Working Paper WP/00/57. March 2000. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2000/wp0057.pdf.

23. Kusairi S., Sanusi N.A., Ismail A.G. Dilemma of Deposit Insurance Policy in ASEAN Countries: Does it Promote Banking Industry Stability or Moral Hazard? Borsa Istanbul Review, 2018, vol.18, issue 1, pp. 33-40.

24. Li G., Shaffer S. Reciprocal Brokered Deposits, Bank Risk, and Recent Deposit Insurance Policy. The North American Journal of Economics and Finance, 2015, vol. 33, pp. 366-384.

25. Klimek P., Poledna S., Farmer J. D., Thurner S. To Bail-Out or to Bail-In? Answers from an Agent-Based Model. Journal of Economic Dynamics and Control, 2015, vol. 50, pp. 144-154.

Contact Info:

Olesya V. Kononenko, Cand Sc. (Law), Academy of the Ministry of Internal Affairs

Sr. Lecturer of Constitution Law Dept. of the Republic of Belarus

Phone: (375) 17-289-22-61 6 Masherova Ave., Minsk, Republic of Belarus,

e-mail: [email protected] 220005

Marina V. Chudinovskikh, Cand Sc. (Law), Ural State University of Economics

Associate Prof. of Public Law Dept. 62/45 8 Marta/ Narodnoy Voli St., Yekaterin-

Phone: (343) 221-27-40 burg, Russia, 620144

e-mail: [email protected]

Ссылка для цитирования: Кононенко О. В., Чудиновских М. В. Сравнительный анализ системы защиты прав вкладчиков в Российской Федерации и Республике Беларусь // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, №5. С. 32-43. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-5-3

For citation: Kononenko O.V., Chudinovskikh M.V. Sravnitel'nyy analiz sistemy zashchity prav vkladchikov v Rossiyskoy Federatsii i Respublike Belarus' [Comparative analysis of the depositor rights' protection systems in the Russian Federation and the Republic of Belarus]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2018, vol. 19, no. 5, pp. 32-43. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-5-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.