№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Н. В. Вахранева, соискатель,
кафедра общей педагогики
и педагогики профессионального образования,
Арзамасский филиал
Нижегородского государственного
университета имени Н. И. Лобачевского,
г. Йошкар-Ола, Россия,
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
Вопрос гарантии качества высшего образования остается одним из самых волнующих в академической среде на протяжении последних лет, как в России, так и за рубежом. В связи с этим не теряет свою актуальность проблема подготовки экспертов по внешней оценке качества образования. В «Стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» одном из основополагающих документов Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г., подчеркивается, что к процедурам гарантии качества должны привлекаться эксперты, которые бы «... имели должную компетентность и обладали соответствующими навыками для выполнения этой задачи. [поэтому необходим] ... тщательный отбор экспертов; проведение соответствующего консультирования или обучения экспертов»1.
В России регулярная подготовка экспертов по государственной аккредитации осуществлялась Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзором) с ноября 2004 г., но этот процесс был приостановлен в 2009 г. и подобные семинары стали носить эпизодиче-
В подавляющем большинстве европейских стран у экспертов-
представителей вузов должно быть несколько лет стажа работы в сфере высшего образования и научный опыт, также приветствуется знание системы гарантии качества или опыт работы в ней.
ский характер. В то же время практикующие эксперты по государственной аккредитации отмечают, что у коллег, не имеющих специальной подготовки, в ходе проведения процедур по внешней оценке качества образования возникает ряд проблем, таких как отсутствие четкой технологии проведения внешней экспертизы, неумение провести анализ существующей системы образовательной деятельности вуза и качества образования, недостаточные знания нормативной базы, несформирован-ность профессиональных действий, обеспечивающих эффективность проводимой внешней оценки, проявление субъективизма в оцени-
вании и др.2 Актуаль-
ность совершенствования системы подготовки экспертов обусловлена также вступлением в 2012 г. в силу приказов Минобрнауки о квалификационных требованиях экспертов в области государственной аккредитации и о порядке их аттестации, что предполагает либо самостоятельную подготовку экспертов к процедуре аттестации, либо прохождение обучения на специальных курсах или семинарах, где они смогут получить необходимые компетенции.
В течение последних нескольких лет страны Европы все более активно занима-
m
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ются вопросами подготовки внешних экспертов. В 2008 г. Европейская ассоциация агентств гарантии качества высшего образования (англ. European Association for Quality Assurance in Higher Edu- -
cation, ENQA) провела семинар «Assessing Education Quality: Knowledge production and the Role of Experts» (Роль экспертов в оценке качества образовательного процесса)3. В 2010-2012 гг. Европейский консорциум по аккредитации (англ. European Consortium for Accreditation, ECA) инициировал проект по обмену опытом в области подготовки экспертов различными агентствами гарантии качества4, но в нашей стране этот опыт раньше не описывался. Это дает почву для проведения сравнительного анализа лучшей европейской и имеющейся российской практики подготовки экспертов по государственной аккредитации (в части отбора слушателей, обязательности обучения, его длительности, объема, содержания, форм, методов, информационного и учебно-методического обеспечения) и формулировки рекомендаций по ее совершенствованию.
В Европе и России предъявляются достаточно сходные требования к кандидатам в эксперты. В подавляющем большинстве европейских стран (Великобритании, Германии, Франции, Испании и др.) у экспертов-представителей вузов должно быть несколько лет стажа работы в сфере высшего образования и научный опыт (ученая степень и/или звание, публикации в международных изданиях и т. д.), также приветствуется знание системы гарантии качества (внутривузов-ской и/или внешней) или опыт работы в ней. В одних странах физическое лицо может подать соответствующую заявку в агентство гарантии качества (подобный опыт имеет немецкое агентство FIBAA — Фонд международной аккредитации программ бизнес-администрирования, англ. Foundation for International Business Administration Accreditation), в других случаях необходима рекомендация вуза (в Великобритании агентство QAA — Агентство гаран-
Практикующие специалисты по внешней оценке агентства FIBAA должны обучаться каждые 2 года.
Последней тенденцией развития европейских систем подготовки
специалистов по внешней оценке является практическая направленность обучения.
тии качества Великобритании, англ. Quality Assurance Agency). В России согласно новому законодательству5 претендент в эксперты может сам направить документы в аккреди-- тационный орган; у него должно быть высшее образование, стаж работы в образовательной или управленческой деятельности не менее 3 лет. Обязательное наличие ученой степени и/или звания юридически не закреплено, хотя ранее выполнение данного условия, как и наличие рекомендации от вуза, было необходимым условием.
В Европе прохождение специальной подготовки экспертом является в большинстве случаев обязательным, но ее длительность и объем значительно отличаются. В одних странах, например в Германии, она может быть примерно 8 академических часов (ак. ч.) за 1 день или, как в Финляндии, 8-12 ак. ч. за 2 дня. Другие страны предлагают более длительную подготовку: во Франции — 3 дня (22 ак. ч.), в Великобритании — 2-3 дня (до 32 ак. ч.) в зависимости от вида оценочных процедур, в Латвии и Литве — 24 ак. ч. за 1 месяц (3 очные сессии по 8 ак. ч. каждая). В России специальная подготовка экспертов по аккредитации обычно охватывала 4-5 дней (около 36 ак. ч.) и проводилась в Москве.
Нет однозначного подхода и к периодичности прохождения экспертами подготовки. Так, практикующие специалисты по внешней оценке агентства FIBAA должны обучаться каждые 2 года. Агентство QAA говорит о том, что эксперты обязаны повышать свою квалификацию в области гарантии качества высшего образования и участвовать в мероприятиях, проводимых агентством. Также мини-подготовка (брифинг) проводится с комиссией непосредственно перед проведением оценочной процедуры большинством европейских агентств гарантии качества. В России до 2012 г. эксперты по государственной аккредитации должны были проходить переподготовку каждые 5 лет. В настоящее время законодательством предусмотрена переаттестация один раз в 6 лет.
№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
Несмотря на значительные отличия в длительности и объеме, подготовка экспертов во всех европейских странах охватывает более или менее сходный круг вопросов: состояние системы гарантии качества высшего образования в Европе (или мире) и на национальном уровне, национальная система образования, процедура внешней оценки, роль экспертов и написание итогового отчета. Необходимо отметить, что последней тенденцией развития европейских систем подготовки специалистов по внешней оценке является практическая направленность обучения. Так, немецким агентством FIBAA и испанским агентством ANECA (Национальное агентство гарантии качества Испании, англ. the National Quality Assurance Agency) практическим занятиям отводится не менее 25-35 % от всего объема обучения, а в системе подготовки агентством QAA в Великобритании удельная доля практического обучения составляет 45 % от всего объема учебной нагрузки (14 ак. ч. из 32). Интересен опыт агентства FIBAA, где для активно практикующих экспертов и экспертов-новичков существуют две различные программы обучения.
В России содержание подготовки экспертов по государственной аккредитации сходно с европейским, но, как показал опрос, проведенный автором статьи в 2009 г. (из 83 участников семинара в анкетировании приняло участие 64 эксперта из различных регионов России), слушатели хотели, чтобы меньше внимания уделялось таким вопросам, как развитие системы высшего образования в России, развитие системы аккредитации и лицензирования в России, Бо-лонский процесс и европейский опыт проведения внешних оценок, а больше времени
было бы посвящено практическим и процессуальным вопросам (проведение процедуры аккредитации, регламент работы экспертной комиссии, анализ аккредитационных показателей, наиболее частые затруднения при проведении аккредитационной процедуры и др.). В 2009 г. была предпринята попытка проводить практические занятия в группах, но группы были слишком большими (по 3050 человек) и из 36 ак. ч. практические занятия составляли всего 5-10 % (2-4 часа).
В отношении форм, методов обучения, а также используемых информационных и учебно-методических материалов наблюдается значительное разнообразие. В агентствах гарантии качества Испании, Дании, Латвии и Литвы наряду с коллективной формой работы активно практикуется групповая, в т. ч. работа в малых группах (3-6 чел). В странах Балтии в перерывах между очными сессиями используется дистанционное обучение. Кроме традиционного метода лекции все чаще используются практические и активные методы обучения, такие как кейс-стадиз (Испания, Дания), метод проблемных ситуаций (Испания), что рассматривается как лучшая практика Европы. В Латвии и Литве разработан учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, руководство для эксперта и методические рекомендации для преподавателей, в Дании практическая работа ведется с Руководством по проведению аккредитации, в Испании разработан Сборник упражнений для экспертов, а также есть версия для преподавателей с методическими рекомендациями и разъяснениями к каждому упражнению. Агентством QAA для подготовки экспертов разработаны материалы по каждой теме, в т. ч. для практических занятий.
т
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
В России основным методом обучения экспертов является лекция с визуальной опорой. Экспертам предоставлялись распечатанные версии презентаций, а также учебно-методические пособия о системе аккредитации в России, о комплексной оценке, оценке воспитательной работы в вузе и некоторые другие. Руководство по проведению аккредитационных процедур для экспертов в России разработано не было. Также у экспертов по государственной аккредитации есть доступ к закрытому сайту www.expert.nica.ru, где размещаются персональные данные экспертов, материалы для изучения и обсуждения и т. д.
Итак, на основании проведенного анализа можно дать следующие рекомендации по совершенствованию системы подготовки экспертов в России. Наличие специального обучения можно считать необходимым. Для активно практикующих экспертов и экспертов-новичков могут быть разработаны различные программы. Необходимо пересмотреть содержание обучения, не менее трети его объема должны составлять занятия практической направленности с использованием активных методов обучения (анализ проблемных ситуаций, кейс-стадиз, дискуссии и др.). Для эффективного проведения практических занятий необходимы соответствующие учебно-методические материалы, которые бы демонстрировали различные реальные ситуации и документы, с которыми приходится работать экспертам по государственной аккредитации. Для раз-
работки этих материалов можно привлечь представителей аккредитационных органов и практикующих экспертов. -'(¡J
1. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. — Йошкар-Ола: Национальное аккредитацион-ное агентство в сфере образования, 2008. С. 27-28.
2. Володько Н. В. Профессиональная компетентность экспертов как фактор развития системы внешней гарантии качества образования // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции экспертов по оценке качества образования. — М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2009. С. 240-243.
3. Assessing educational quality: Knowledge production and the role of experts / G. Aas, B. Askling, K. Dittrich, etc. - ENQA. - Helsinki, 2009.
4. Braaten K., Zwiessler S. Guide to good practices for training experts. European Consortium for Accreditation in higher education, 2011 [Электронный ресурс] URL: http://ecaconsortium.net/admin/files/assets/subsites/1/ documenten/1314018499_eca-publication---guide-to-good-practices-for-training-of-experts.pdf (дата обращения: 25.07.2012).
5. Приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2011 № 2788 «Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккреди-тационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2012 № 23587).