Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (09). Июль 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 М915
Е. В. Мурюкина Таганрог, Россия
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САЙТОВ ПО МЕДИАКРИТИКЕ В БЕЛОРУССИИ И НА УКРАИНЕ*
В статье осуществлен сравнительный анализ сайтов по медиакритике в Белоруссии и на Украине. Как показало исследование, Интернет-ресурсы по медиакритике в этих странах имеют сходства (целевая аудитория, темы, жанры медиакритики) и различия (дифференцированность целевых установок, аспекты освещения проблемы и др.).
Ключевые слова: сайты по медиакритике, Белоруссия, Украина, аудитория, жанры, медиаобразовательный ресурс, сравнительный анализ.
* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».
Dr. Elena Muryukina, Taganrog, Russia
COMPORATIVE ANALYSIS OF SITES ON MEDIA CRITICISM IN BELARUS AND UKRAINE
This article covers the comparative analysis of sites on media criticism in Belarus and Ukraine. The research showed that the Internet resources on media criticism in
© Мурюкина E. В., 2016
these countries have similarities (target audience, themes, genres of media criticism) as well as differences (differentiation of purposes, the aspects of problem interpretations).
Keywords: websites on media criticism, Belarus, Ukraine, audience, genres, media education resource, comparative analysis.
Современное развитие CMK способствовало возникновению такого нового для журналистики направления как медийная критика. Поэтому в рамках данной статьи нам представляется целесообразным провести сравнительный анализ сайтов по медиакритике Белоруссии и Украины. В качестве репрезентаци-онной выборки мы определили следующие сайты: белорусские - «Медиакритика», «Кинокритик»; украинские - «Медиакритика», «Телекритика».
Мы опирались на следующие основания для анализа:
1) основная цель сайта;
2) разделы сайта, говорящие о разнообразии предлагаемой пользователям сайта тематики;
3) тип аудитории (массовая, академическая, корпоративная (профессиональная), на которую направлены медиатексты;
4) жанровое разнообразие медиатекстов (кинообозрение, телеобозрение, рецензия, творческий портрет, интервью, репортаж, очерк, фельетон и пр.), размещенных на сайте;
5) наличие/отсутствие конкретных медиаобразовательных задач в медиа-текстах, размещенных на сайте.
Далее в соответствии с планом статьи представим краткую характеристику белорусских Интернет-ресурсов по медийной критике:
«Медиакритика» [http://mediakritika.by] (Белоруссия)
1. Основная цель сайта заключается во всестороннем независимом критическом анализе деятельности медиа в Беларуси, что находит отражение в слогане «Истина любит критику».
3. Разделы сайта: мастерская, мнения аналитика, спецпроекты, календарь событий, медиатренеры и медиаэксперты, то есть присутствует разнообразие предлагаемых пользователям сайта текстов медийной критики.
3. Целевая аудитория включает в себя как массовое, так и профессиональное (корпоративное) сообщество. Учредителями сайта отмечается, что «медиа-критика» стремится содействовать повышению качества белорусской журналистики через создание профессионального критического медиа о медиа для профессионалов в области СМИ, медиаменеджеров, а также для широкой аудитории, которую интересуют процессы развития белорусского медиапространства. «Медиакритика» также стремится, чтобы белорусские журналисты ежедневно помнили про свои профессиональные стандарты и чувствовали социальную ответственность перед собственной аудиторией» [http://mediakritika.by].
Команда «Медиакритики» убеждена, что белорусские зрители и читатели заслуживают профессионально созданного, отвечающего всем стандартам качества и этическим стандартам журналистского продукта.
Несмотря на такой широкий охват аудитории, позиционирующийся учредителями сайта, мы не нашли подтверждения интереса людей к медиатекстам: как профессионального белорусского сообщества журналистов (на которых, собственно, и рассчитаны многие статьи), так и широкого круга читателей. Число авторов медиатекстов, представленных на сайте, немногочисленно, а комментарии к публикациям, которые должны выражать мнение пользователей сайта практически отсутствуют. Доказательство данного факта располагается на главной странице [http://mediakritika.by] в разделе «Последние комментарии», где представлены 4 реплики (2 из них на статью «Скучно и неправда» - включают комментарий и ответ на него автора).
4. На сайте представлены разнообразные жанры: рецензия, репортаж, очерк, аналитическая статья, заметки, комментарии и пр. В разделе «Мастерская» находятся инструкции по подготовке медиатекстов на различные темы, советы редакторам и пр.
5. Мы считаем, что представленные на сайте медиатексты направлены на решение такой медиаобразовательной задачи - как удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.
Расширить спектр медиаобразовательных задач не позволяет, по нашему мнению, узкое понимание самого понятия «медиаобразование». На сайте мы встречаемся с понятием «медиаграмотность» и серией статей о нем. Отметим, что характеристика медиаграмотного человека авторами сайта понимается только с точки зрения профессионального журналистского образования. Так, Э. Мельников в своей статье «Проверка на дорогах» отмечает: «Очередную публикацию в разделе «Медиаграмотность» можно обозначить одним словом: «Перекресток». Действительно, предыдущие наши материалы выполняли роль введения, а также обзор принципов, по которым осуществляет свою деятельность профессиональная журналистика» [Мельников, 2014Ь].
Статьи Э. Мельникова о медиаграмотности убеждают нас в том, что автором это качество понимается исключительно как профессиональное качество журналиста: «После первых публикаций, открывших раздел «Медиаграмотность», некоторые из коллег-журналистов не преминули заметить: «Как можно упрекать белорусскую журналистику в том, что она не выполняет свои обязанности перед аудиторией?» Во второй статье - «Далёко смотрит прокурор» -многих задело безоговорочное согласие с авторами комментариев, не очень лестно отзывавшимися о профессиональных медиа - не только государственных (это понятно), но и независимых. Коллеги привели мои собственные слова, высказанные несколько лет назад и цитировавшиеся в Сети: «Независимая журналистика Беларуси никогда не была так свободна, чтобы ей приходилось напоминать об ответственности». Все так, и никто не отказывается от этой грустной констатации, характеризующей нашу, белорусскую повседневность. Действительно, государственные медиа все дальше заходят туда, где все меньше журналистики: это всего лишь государственный пиар, «бессмысленный и беспощадный. А в независимых СМИ, придавленных экономическими и административными запретами, да и просто избиваемых и закрываемых регулярно,
очень трудно выполнять важнейшие задачи журналистов: информировать и просвещать. Нет надлежащего доступа к информации, нет нормальных условий ее распространения. А есть прямые нарушения властями Конституции и законов Республики Беларусь»[Мельников, 2014а].
Анализируемый белорусский сайт находится в оппозиции по отношению к руководству страны, его медиатексты опираются на западную модель как журналистики, так и развития общества в целом. Авторы статей выступают с резкой критикой и неприятием Президента и правительства Беларуси, проводимой политикой (как внутренней, так и внешней). А. Г. Лукашенко в Интернет-публикациях на сайте обвиняется в авторитаризме, например, в статье «Скажи мне, каким СМИ ты доверяешь, и я скажу, кто ты» [http://mediakritika.by/article/2150/skazhi-mne-kakim-smi-ty-doveryaesh-i-ya-£ка2^и-к1о4у].
«Кинокритик» [http://critic.by/] (Белоруссия)
1. Основная цель сайта - информационная, поскольку на нем представлен материал о новинках в области кинематографа и телевидения. Мы добавили ТВ, поскольку сайт обращается не только к киноиндустрии, но и к телепроектам, например, сериалы «Маргоша», «Физрук» и др. Несмотря на то, что пользователям предлагается телевизионное обозрение, в слогане, который звучит: «Ваш проводник в мире кино», оно не находит отражение.
2. Разделы сайта соответствуют основным жанрам кинематографа: аниме, боевик, вестерн, война, детектив, драма, исторический, комедия, мелодрама, мультфильм, мюзикл, приключения, сериал, триллер, ужасы, фантастика, фильм-катастрофа, фэнтези.
3. Предполагает ориентацию на массовую аудиторию. Сайт задуман таким образом, что его авторы представляют только новинки киноиндустрии и телепроектов, а пользователи, в соответствии со своими интересами и предпочтениями, пишут отзывы, устраивают обсуждения. Приведем в пример один из отзывов на фильм В. Бортко «Тарас Бульба», который отражает уровень аргументации точки зрения пользователя (сохранена авторская редакция): «...Пожалуй,
прежде, чем смотреть этот фильм, стоит прочесть произведение. Тогда сразу бросится в глаза контраст: насколько сумел оживить Бортко обычную, в принципе, повесть. Вот Анна права: претензии насчет пафосности, если на то пошло, не к сценаристам, а к автору. Все цитаты в фильме взяты из романа, так что... Я могу сказать, что фильм очень понравился, кстати, многим моим друзьям из России тоже, хотя, казалось бы, идеология Запорожской Сечи и казаков в частности им абсолютно чужая. Я считаю, что очень оживило киноленту восстановление казацких обычаев и традиций, порой даже жестоких, но реальных. И когда убийцу друга хоронили живым вместе с покойником, и когда, выбирая на гетьманство, обмазывали грязью, напоминая, что из низов сам вышел и служить должен достойно, и как должников цепью приковывали, пока не выкупят - это все, как свидетельствуют летописи, действительно было, и молодцы создатели, что не поленились найти информацию или посоветоваться со специалистами. А насчет образа Бульбы - Ступка просто гений, перевоплотился полностью!
Фильм очень многогранный, надо только вдуматься хоть чуть-чуть, батальные сцены и костюмы великолепные, игра актеров тоже, но ведь главное - не это вовсе! А тот смысл, который вкладывал Гоголь, и который прекрасно поняли создатели киноленты. Ведь тогда и люди были другие, которые не представляли себе иной судьбы, как борьба за спокойную жизнь на своей земле, и то, что для нас сейчас пафосно, для них было самым что ни есть, обыденным и понятным. Стоит почитать хотя бы Иванычука «Мальвы» или «Орда», и многое в фильме станет понятным» fhttp: //critic. by/drama/taras-bulba].
4. Среди используемых жанров мы отмечаем кинообозрение, телеобозрение, заметки и комментарии на конкретные фильмы и сериалы.
5. Сайт не предполагает решение медиаобразовательных задач.
«Медиакритика» [http: //www. mediakrytyka.info ] (Украина)
1. Название украинского сайта - «Медиакритика», существует как электронный аналог печатного журнала «Медиакритика» (2003), который выпускается Институтом медиа-экологии (экологии массовой информации Львовского
национального университета имени Ивана Франко и Западноукраинским центром «Новая журналистика». Основная цель сайта отражается в слогане «Изменим медиа на лучшие».
2. Разделы сайта разнообразны и включают следующие: агрессия и тревога; реклама, пропаганда; фальсификация, мистификация; цензура; медиа-философия; обзоры, аналитика; онлайн-журналистика; популярные и качественные медиа; за что критикуют медиа? В указанных разделах располагаются статьи по анонсированной проблематике.
3. Медиатексты, исходя из содержания, поднимаемым вопросам и пр., рассчитаны на академическую и корпоративную аудиторию. То есть к их пользователям можно отнести ученых, интересующихся проблемами медиакритики, профессиональное журналистское сообщество, а также и массовую аудиторию. Изученные нами статьи демонстрируют направление развития современной украинской медийной критики, ее приоритеты, ценностные смыслы и пр.
4. На сайте встречаются публикации разнообразных жанров: интервью, аналитические статьи о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере, заметки, комментарии на медийную тему, беседы, дискуссии с персонами медийной сферы и т. д.
Наш анализ показывает, что к основным функциям медиакритических текстов можно отнести аналитическую; идеологическую, политическую; информационно-коммуникативную; просветительскую, образовательную; регулятив-но-корпоративную. Необходимо отметить, что они заданы и развиваются в соответствии с современной украинской политической конъюнктурой, ориентированы на Евросоюз и оппозиционно настроены по отношению к Российской Федерации. Большинство медиатекстов излишне политизированы и идеологизированы, что не позволяет рассмотреть разнообразные мнения по анализируемой проблеме.
5. Анализ показал, что данный сайт ориентирован на решение следующих медиаобразовательных задач:
- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;
- защита от вредного влияния медиа;
- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;
- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;
- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.
«Телекритика» [http : //www. telekritika.ua] (Украина)
1. Основная цель сайта заключается в развитии телевизионной критики как на профессиональном, так и на массовом уровнях.
2. Сайт включает следующие разделы: темы; контент; рынок; профессия; право; контекст; мир; каналы; новости; статьи; интервью; мониторинга; авторы; опрос; рейтинги; чат; телепрограмма.
3. Предполагается широкий охват аудитории, а именно, массовой, академической и корпоративной (профессиональной). Об этом можно судить из интервью с Ю. Макаровым (телеканал - «UA: Першому»), в котором поднимается одна из проблем - становление новой украинской журналистики. На вопрос журналиста: «Почему, с вашей точки зрения, у нас так и не появилось своих крупных политических ведущих, кроме Куликова, который работает в формате, предложенном Шустером?», он ответил:
«Это всего лишь, среди прочего, означает, что наша журналистика как профессия, с ее представлениями о том, что такое профессиональное и непрофессиональное, - чрезвычайно невзрослая. Например, до тех пор, пока один американский журналист русского происхождения не побывал в аэропорту и не рассказал об этом в русской программе на «Эхе Москвы», собственно, факт героической обороны Донецкого аэропорта не существовал в наших мозгах. Это означает, что никто из наших журналистов не сумел рассказать... Леся Ганжа ездила в Донецк. Как акт мужества это было невероятно. Но такое впечатление, что она хотела только сама для себя выяснить, что там происходит, потому что того рассказа, которого ожидал от нее во всех подробностях, я не получил. А
меня реально интересует, что там происходит, причем не только в масштабах жертв и разрушений, а что происходит внутри этих людей, какая динамика их прозрения или, наоборот, углубления в этот ментальный ужас. Для меня это важно - они по-прежнему мои соотечественники, даже если они мне не сильно нравятся. Я не говорю о новостях - они бедненькие, но чистенькие» Гhttp://dusia.telekritika. ua/interviu/29416].
4. На сайте публикуются медиатексты разных жанров: аналитические статьи о процессах; интервью; беседы; дискуссии с персонами медийной сферы; кино/телеобозрение; очерки о медийном событии событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметки; комментарии на медийную тему; репортажи о медийных событиях и т. д.
5. Мы считаем, что анализируемый сайт направлен на решение таких ме-диаобразовательных задач, как:
- защита от вредного влияния медиа;
- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;
- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;
- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.
Таким образом, изучение и анализ некоторых сайтов по медиакритике в Белоруссии и на Украине позволяет говорить, как о сходствах (тематика, обсуждаемые проблемы, аудитория, жанры медиакритики), так и о различиях (аспектов выбираемых проблем, целей). Отметим, что анализируемые сайты по медиакритике в Белоруссии и на Украине излишне политизированы. Их авторы активно выражают свою «ненависть» к бывшему советскому наследию, в том числе в области профессионального образования, подчеркивают своё неприятие России, её Президента и т. д. Можно констатировать, что в Интернет-пространстве Белоруссии и Украины медиакритика развивается по всем, выделенным А. П. Короченским, видам: массовая, академическая и корпоративная (профессиональная).
Библиографический список
1. Интервью с Ю. Макаровым // [Электронный ресурс]. - 2015. URL: http://dusia.telekritika.ua/intervju/29416 (дата обращения: 28.03.2016).
2. Казанцев А. Рецензия на фильм «Переправа» // [Электронный ресурс]. - 2014. URL: http://www.kinokritik.com/film/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0% B0%D0%B2%D0%B0 2014/reviews/id/3973 (дата обращения: 28.03.2016).
3. Кинокритик (Белоруссия) // [Электронный ресурс]. URL: http://critic.by (дата обращения: 28.03.2016).
4. Медиакритика (Белоруссия) // [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.by (дата обращения: 28.03.2016).
5. Медиакритика (Украина) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediakrytyka.info (дата обращения: 28.03.2016).
6. Мельников Э. Не играйте в наперстки // [Электронный ресурс]. 2014a. URL: http://mediakritika.by/article/1505/ne-igrayte-v-napyorstki (дата обращения: 28.03.2016).
7. Мельников Э. Проверка на дорогах // [Электронный ресурс]. 2014b. URL: http://mediakritika.by/article/1799/proverka-na-dorogah (дата обращения: 28.03.2016).
8. О проекте // [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.by.
9. Отзыв на фильм В. Бортко «Тарас Бульба» // [Электронный ресурс]. - 2009. URL: http://critic.by/drama/taras-bulba (дата обращения: 28.03.2016).
10. Последние комментарии // [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.by (дата обращения: 28.03.2016).
11. Скажи мне, каким СМИ ты доверяешь, и я скажу, кто ты // [Электронный ресурс]. -2014. URL: http://mediakritika.by/article/2150/skazhi-mne-kakim-smi-ty-doveryaesh-i-ya-skazhu-kto-ty (дата обращения: 28.03.2016).
12. Телекритика (Украина) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.telekritika.ua (дата обращения: 28.03.2016).