СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ*
С.И. Кудинов, Чжан Пэн Хао
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются эмпирические данные о самореализации личности, полученные на выборке студентов из России и стран дальнего зарубежья. Приводится сопоставительный анализ иерархической структуры переменных самореализации у российских и иностранных студентов.
Ключевые слова: самореализация, личность, переменные, структура, испытуемые, студенты.
Успешность самореализации студентов в вузе зависит во многом от педагогически осмысленного и инструментированного создания условий для их самовоспитания и саморазвития. В контексте воспитания творчеством особое значение имеет организация учебно-воспитательного пространства учебного заведения. Развитие этого пространства предполагает установление в учебном заведении так называемого эксплоратория, под которым понимается психолого-педагогическая целесообразная организация среды (своеобразный воспитательный комплекс), постоянно подпитывающей обучающихся творческой энергией, направляющей эту энергию на поиск и решение проблем. Важной функцией эксплоратория является опосредованное психолого-педагогическое влияние на обучающихся посредством эстетики и органичности, информации и художественной образности, парадоксальности и логичности.
С учетом данных условий, на наш взгляд, особую роль следует отводить преподавателю и его «ролевой модели творческого человека». Образец креативного поведения, которому могут подражать студенты, — это стремление преподавателя к творческому самовыражению, его творческая личность.
Одним из условий самореализации студентов выступает положительный эмоционально-психологический настрой в коллективе, благоприятная атмосфера для всестороннего развития, самовыражения и самоутверждения каждой личности. Условия для самореализации творческой личности создаются путем выработки последовательности действий, в которых руководители проявляли бы активность, необходимую с точки зрения проектируемых изменений и в условиях наиболее для них пригодных.
Таким образом, процесс самореализации творческих студентов должен обеспечиваться наличием креативного образца, предметно-информационной обога-щенностью среды и наличием обратной связи студентов.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты», проект № 110600718а.
Различные аспекты самореализации личности в образовательном процессе можно обнаружить в ряде педагогических концепций и подходов:
— аксиологическом — как методологической основе изучения педагогических проблем (В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский и др.); концепции профессионально-педагогической культуры (Э.Т. Ардаширова, В.Л. Бенин, Е.Н. Шиянов), определяющей идею субъективного развития личности учителя в процессе творческой самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных сил и способностей как ведущего направления психолого-педагогических исследований;
— культурологическом — значительный вклад в разработку культурологического подхода в педагогике внесли Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сла-стенин, и др.;
— диалогическом, в основу которого положены теории педагогического общения выдающихся отечественных педагогов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского; исследования различных видов общения и «субъект-субъектных» отношений в процессе обучения как необходимого условия самореализации педагога (И.А. Зимняя, Е.И. Ильин, М.С. Каган, Ю.В. Сенько и др.);
— индивидуально-творческом, разрабатываемом В.И. Андреевым, В.И. Загвя-зинским, Н.Д. Никандровыми и др. Этот подход позволяет не только развивать исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов (РУДН). В исследовании принимали участие 70 человек юношеского возраста: 40 российских студентов (20 юношей, 20 девушек в возрасте от 19 до 21 года), 30 иностранных студентов (14 юношей, 16 девушек в возрасте от 19 до 21 года).
Для изучения самореализации личности использовались следующие психодиагностические методики: Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова; анкета «Самооценка самореализации личности» С.И. Ку-динова, И.В. Костаковой, а также методы математической статистики: ^-критерий Манна—Уитни, метод ранговых корреляций Спирмена. Математический анализ проводился с помощью компьютерной программы Statistica.
На первом этапе анализа эмпирических данных рассмотрим самооценки самореализации российских и иностранных студентов. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что российские и иностранные студенты схожим образом и довольно высоко оценивают уровень своей самореализации в целом, личностной и профессиональной самореализации. Данный факт кажется нам довольно интересным, так как свидетельствует о том, что студенты не разделяют личностную и профессиональную сферы деятельности. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является профессиональное обучение, в рамках которого осуществляется как социальное взаимодействие и личностное развитие, так и освоение профессии. Именно поэтому, на наш взгляд, данные виды самореализации не разделяются студентами и оцениваются как единое целое.
Оценки российских и иностранных студентов расходятся, когда речь идет об оценке их самореализации родителями. Если оценки российских студентов собственной самореализации почти идентичны предполагаемым оценкам родителей уровня самореализации их детей, то иностранные студенты считают, что родители оценивают уровень их самореализации значительно выше, чем они сами. Вероятно, здесь можно говорить о культурных различиях наших испытуемых, в частности об особенностях семейного воспитания в различных культурах.
Чуть ниже собственных оценок, однако, по мнению обеих групп испытуемых, незначительно, их самореализацию оценивают преподаватели. Здесь можно предположить, что высокие требования преподавателей университета создают подобное впечатление у испытуемых.
В отличие от преподавателей, по мнению российских и иностранных студентов, друзья оценивают уровень их самореализации значительно выше. Можно даже говорить о том, что предполагаемые оценки друзей значительно выше собственных оценок испытуемых. Можно предположить, что желание испытуемых выглядеть лучше в глазах своих друзей является причиной таких высоких оценок.
Возможный абсолютный максимум собственной самореализации студенты обеих групп оценивают значительно выше реальных оценок собственной самореализации. Таким образом, они предполагают, что в случае, если бы у них имелись все возможности и средства, они достигли бы большего.
Если говорить о других значимых различиях в оценках, то они также наблюдаются, когда российские и иностранные испытуемые оценивают уровень своей самореализации через пять лет. Здесь видно, что данный уровень значительно выше реальных оценок на сегодняшний день, т.е. испытуемые осознают, что им есть к чему стремиться в будущем.
Помимо этого, если сравнивать оценки собственной самореализации и желаемый уровень самореализации на данный момент, то снова видно, что здесь имеются значительные различия между тем, что испытуемые имеют на данный момент, и тем, что хотели бы иметь.
Далее рассмотрим значимые различия в оценках российских и иностранных испытуемых. Они обнаружены в тех вопросах, где необходимо оценить свой уровень самореализации через пять лет, а также отметить, в какой точке студенты хотели бы находиться уже сейчас. Полученные результаты свидетельствуют о том, что российские студенты в целом оценивают возможности собственной самореализации в будущем значительно выше, чем иностранные студенты. По всей видимости, обучение за рубежом, а также повышенная сложность, связанная с незнанием русского языка, порождают у иностранных студентов боязнь не овладеть на должном уровне выбранной профессией и, как следствие, не добиться высоких результатов в будущем.
Российские студенты уже сейчас хотели бы иметь значительно более высокий уровень самореализации в сравнении с иностранными студентами. Здесь также можно говорить о том, что российские и иностранные студенты находятся в различных условиях при обучении в вузе. Безусловно, иностранным студентам гораздо сложнее приходится в данной ситуации, вероятно, следствием чего и является немного сниженные требования к уровню собственной самореализации.
В ходе первого этапа эмпирического исследования удалось установить, что российские и иностранные студенты не разделяют личностную и социальную самореализацию и оценивают их в целом высоко, так как в рамках ведущей деятельности данного возраста, а именно в процессе профессионального образования, процессы личностного, социального и профессионального развития происходят неотрывно друг от друга.
На следующем этапе эмпирического исследования были сопоставлены переменные самореализации у российских и иностранных студентов. Показатели шкал: социально-корпоративные и субъектно-личностные установки самореализации, активность, инертность, оптимистичность, социоцентрическая мотивация самореализации», конструктивность, личностная самореализация, социальная самореализация и профессиональная самореализация российских студентов значительно выше показателей иностранных студентов. Это свидетельствует о том, что российские студенты в большей степени, чем иностранные, руководствуются теми установками к самореализации, которые связаны со стремлением проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда и т.д. И в то же время российские студенты в большей мере находятся под влиянием доминирующих установок к позиционированию своей персоны. Помимо этого, российские студенты более активны, энергичны в проявлениях самореализации, а также оптимистично настроены на будущее. Необходимо отметить, что у российских студентов в больше мере доминируют социально одобряемые мотивы самореализации, а результаты процесса самореализация у них значительно позитивнее, чем у иностранных студентов.
Кроме того, удалось установить, что российские студенты стремятся реализовать себя исключительно во благо общего дела и других людей, а также у них высоко выражены установки к самореализации, связанной со стремлением проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе. Лишь в некоторой степени российские испытуемые руководствуются доминирующими установками к позиционированию своей персоны. Российские студенты находятся в постоянном движении (внешнем и внутреннем), всегда проявляют стремление к реализации своего потенциала в самых различных и порой неожиданных сферах жизнедеятельности. Они упорны, целенаправленны и целеустремленны, инициативны и настойчивы в достижении цели, легки на подъем, не склонны пасовать перед трудностями. Чаще всего реализуют все свои возможности, даже если что-то не получается. У них доминирует позитивный психоэмоциональный настрой, и практически всегда доминируют положительные эмоции, радость, предвосхищение результатов своей деятельности, оптимизм в начале всяких новых дел. Можно также говорить о хорошем самоконтроле и самоорганизации российских испытуемых при самовыражении. Иными словами, они хорошо контролируют свое поведение, поступки и реакции при самореализации. Российские студенты в большей степени находятся под влиянием узколичностных мотивов и могут порой не считаться с мнением других, а поступать исходя из личной заинтересованности. У российских испытуемых сформирова-
но ясное понимание, чего они хотят в этой жизни и как этого можно достичь. Они с легкостью могут переключаться с одной деятельности на другую, хорошо чувствуют обстоятельства, ситуации и других людей. Для своего позиционирования, воплощения идей и реализации собственного потенциала они могут использовать широкий набор средств, в том числе неординарных, нестандартных. Результативность процесса самореализации у российских студентов высокая. Однако, несмотря на это, у них периодически могут возникать трудности и препятствия в самореализации, которые могут быть обусловлены несформированностью способов и приемов самовыражения личности. В целом, самореализация российских студентов происходит гармонично и планомерно, затрагивая, все сферы жизненной активности человека. Развитие личности и личностная самореализация студентов помогает им уйти от стереотипности поведения и овладевать новыми способами и приемами интеллектуального и коммуникативного поведения. Такие свойства личности, как выраженная активность, энергичность в проявлениях самореализации и доминирование позитивного психоэмоционального настроя, способствуют проявлению социальной активности индивида. Помимо этого, высокий уровень профессиональной самореализации способствует снижению социальных барьеров. Таким образом, российские студенты в целом реализуются планомерно и всесторонне.
Иностранные студенты в целом имеют несколько сниженные показатели самореализации. Основные цели и установки к проявлению их самореализации связаны со стремлением проявить себя для улучшения отношений в коллективе. Формально-динамические характеристики их самореализации имеют среднюю выраженность. Эмоции имеют неустойчивый характер и могут колебаться от положительных до резко отрицательных. Скорее всего, это обусловлено результативностью их деятельности и общения. В то же время у них хорошо развиты самоконтроль и самоорганизация при самовыражении, а побудительной силой самореализации чаще выступают узколичностные мотивы. Иностранные студенты способны использовать неординарные способы и приемы самовыражения личности, однако процесс самореализации у них проходит не всегда позитивно и результативно и может вызывать не самые положительные эмоции. Помимо этого, как и у российских студентов, у иностранных могут возникать социальные барьеры по причине малой информированности, недостаточного опыта и знаний, неблагоприятных внешних условий. Личностные барьеры также могут возникать у иностранных студентов в тех случаях, если им приходится выступать перед группой коллег или незнакомых. Ведущей самореализацией иностранных студентов является профессиональная. Иностранные студенты основной сферой самореализации считают учебную деятельность, в ходе которой развиваются «однобоко», крайне мало участвуя в общественной жизни группы и университета. Фокусируясь на профессиональной самореализации, иностранные студенты в силу многих причин не развиваются на должном уровне личностно и социально, что и порождает ощущение низкой конструктивности общего развития. Плохое знание языка и культурных особенностей порождают неуверенность в себе и, как следствие, тенденцию к перекладыванию ответственности за свои поступки и неудачи на дру-
гих. Оценки преподавателей являются своеобразным стимулом для развития иностранных студентов.
Итак, сравнительный анализ переменных самореализации у российских и иностранных студентов позволил установить основные отличительные особенности в иерархической структуре данного феномена. Содержательно это можно использовать при планировании разных психолого-педагогических траекторий формирования профессиональных компетенций, как у российских, так и иностранных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. — С. 3—19.
[2] Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Речь, 2005.
[3] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 337—346.
[4] Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности // Наука. Образование. Практика: Сб. материалов региональной межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов 28 февраля 2007 г. / Под ред. Е.Н. Гогунова, А.И. Бурханова. — Уфа: Изд-во Восточного университета, 2007. — С. 37—41.
[5] Кудинов С.И. Теоретические аспекты обоснования полисистемной модели самореализации личности // Самореализация личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 3 т. — Тольятти: Изд-во ТГУ, Гуманитарный институт, 2007. — Т. 1: Современные проблемы развития личности. — С. 114—119.
[6] Кудинов С.И. Психологические аспекты самореализации личности военнослужащих // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора: Материалы второй международной научно-практической конференции 20—22 марта 2008 г. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, 2008 — С. 227—230.
[7] Кудинов С.И. Системное исследование самореализации личности // Научный вестник академии управления и сервиса: Межвузовский сборник научных трудов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Академия управления и сервиса. Вып. 2 / Под ред. В.М. Юрьева — Тамбов: Изд-во Р.В. Першина, 2008. — С. 263—270.
[8] Кудинов С.И. Самореализация личности в особых условиях // Современная образовательная среда как условие самореализации личности: Материалы региональной научно-практической конференции: в 2 ч. Тольятти, 3—4 апреля 2008 г — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2008. — Ч. 1. — С. 242—245.
[9] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37.
[10] Кудинов С. И, Кулагина И.В. Исследование творческой самореализации личности // Наука. Образование. Практика: Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов 28 февраля 2007 г. / Под ред. Е.Н. Гогунова, А.И. Бурханова. — Уфа: Изд-во Восточного университета, 2007. — С. 53—61.
[11] Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М., 1997. — С. 156—177.
[12] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999.
[13] Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Саратов, 2002.
[14] Пустовит О.И. Социально-психологические особенности самореализации личности офицеров, уволенных в запас: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.
[15] Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности: Методологические проблемы: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. — СПб.,1994.
COMPARATIVE ANALYSIS OF SELF-REALIZATION OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS
S.I. Kudinov, Chzhan Pan Hao
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The empirical data on personality self-realization received on the sample of the students from Russia and the far-abroad countries are analyzed in the article. The comparative analysis of the hierarchical structure of the variables of self-realization in the Russian and foreign students is submitted. Key words: self-realization, personality, variables, structure, subjects, students.