Научная статья на тему 'Сравнительный анализ применения транспортных условий контрактов на примере внешнеэкономической деятельности ООО «КраМЗ»'

Сравнительный анализ применения транспортных условий контрактов на примере внешнеэкономической деятельности ООО «КраМЗ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТОВ / TRANSPORT CONTRACT TERMS / ИНКОТЕРМС 2010 / INCOTERMS 2010 / МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПОРТ / EXPORT / SEA FREIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева М. В., Чернова Л. Г.

Проводится краткий анализ транспортных условий контрактов CIF и FOB (Инкотермс 2010). На основе проведенного анализа сделаны выводы о применении более выгодных условий поставки с целью экономии времени и финансов предприятия в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRANSPORT CONTRACTS ON THE EXAMPLE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF "KRAMZ LTD"

A brief analysis of the transport contract terms CIF and FOB (Incoterms 2010) is done. Based on the analysis conclusions on the application of a more favorable supply conditions to save time and finance of the company in the implementation of foreign economic activity the conclusions are proposed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ применения транспортных условий контрактов на примере внешнеэкономической деятельности ООО «КраМЗ»»

УДК 656.073.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ НА ПРИМЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КРАМЗ»

М. В. Киселева, Л. Г. Чернова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]

Проводится краткий анализ транспортных условий контрактов CIF и FOB (Инкотермс 2010). На основе проведенного анализа сделаны выводы о применении более выгодных условий поставки с целью экономии времени и финансов предприятия в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: транспортные условия контрактов, Инкотермс 2010, морские перевозки, экспорт.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRANSPORT CONTRACTS ON THE EXAMPLE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF "KRAMZ LTD"

M. V. Kiseleva, L. G. Chernova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected], [email protected]

A brief analysis of the transport contract terms CIF and FOB (Incoterms 2010) is done. Based on the analysis conclusions on the application of a more favorable supply conditions to save time and finance of the company in the implementation of foreign economic activity the conclusions are proposed.

Keywords: transport contract terms, Incoterms 2010, sea freight, export.

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, кто несет ответственность за те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена - это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки [4].

Базисные условия поставки - это единые стандартизированные правила, которые являются общепринятыми для всех стран при заключении международных договоров [6]. Данные коммерческие термины изложены в едином справочнике Инкотермс. На данный момент действует редакция Инкотермс 2010, которая несколько изменилась по сравнению с ранее применяемой редакцией Инкотермс 2000.

В своей работе мы хотели бы провести сравнительный анализ базисных условий поставки на примере ООО «КраМЗ». Красноярский металлургический завод является третьим по мощности и самым молодым из крупных перерабатывающих предприятий России. Сфера деятельности - переработка алюминия и алюминиевых сплавов. Действующее производство ООО «КраМЗ» обеспечивает выпуск плоских и круглых слитков, прессованных профилей, прутков и труб, поковок и штамповок из широкой гаммы алюминиевых сплавов в соответствии с химическим составом российских и зарубежных стандартов. Основные производства - плавильное, прессовое и кузнечное [5].

Данное предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в качестве крупного экспортера. Продукция ООО «КраМЗ» помимо стран Евросоюза, США, Южной Кореи поставляется также в Израиль, Турцию, Австралию и другие страны мирового сообщества, поэтому предприятие нередко заключает контракты, в которых оговариваются положения транспортировки груза морским транспортом. Проанализировав деятельность ООО «КраМЗ» за 2010-2012 гг., были сделаны выводы о том, что в большинстве случаев предприятие практикует заключение договоров с иностранными агентами на условиях поставки CIF Инкотермс 2010 (Cost, Insurance and Freight - «Стоимость, страхование и фрахт» указанный порт назначения). Однако в последнее время от контрагентов всё чаще поступают предложения о смене условий, и следует учитывать, что за счет изменения условий поставки можно сократить расходы предприятия. Например, применив при заключении договоров термин FOB Инкотермс 2010 (Free On Board - «Свободно на борту» указанный порт отгрузки) и оговорив соответствующие условия.

Для начала необходимо разобраться, что представляет собой каждый из этих терминов. Условия поставки CIF Инкотермс 2010 - Cost, Insurance and Freight («Стоимость, страхование и фрахт» указанный порт назначения) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в порту назначения [3]. Согласно термину CIF, продавец несет ответственность за доставку груза в порт назначения, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна.

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

Данные для расчета расходов продавца при заключении внешнеторгового контракта

Наименование расходов Сокращенное наименование Сумма расходов, руб.

Затраты на изготовление и первичную упаковку товара Сб 300 000

Расходы на погрузку на внутренний вид транспорта и доставка до основного международного перевозчика РПвн 2 000

Расходы на погрузку на основной вид транспорта для международной перевозки РПосн 2 000

Основная международная перевозка (транспортные расходы) ТР 5 000

Расходы на страхование РС 3 000

Экспортные таможенные формальности ПНэк 1 000

Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков. Базис поставки CIF возлагает на продавца также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы [4].

Условия поставки FOB Инкотермс 2010 - Free On Board («Свободно на борту» указанный порт отгрузки) означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки [6]. Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки [1].

Стоит обратить внимание, что в данном случае для российской стороны как для экспортера при применении условий CIF речь идет о территории иностранного государства, т. е. транспортировка осуществляется за счет продавца до порта назначения в государстве покупателя. Если же контракт заключен на условиях FOB, продавец оплачивает транспортировку только до порта отгрузки, который находится на территории Таможенного союза [3]. Таким образом, основной разницей между условиями поставки CIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы - продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены контракта на условиях CIF и FOB. Иными словами, при условиях CIF за транспорт платит продавец, FOB - за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения. Кроме того, в случае заключения контракта на условиях CIF продавец несет ответственность за страхование груза [2].

В качестве примера рассмотрим ситуацию транспортировки алюминиевых прутков из Красноярска в Израиль. Исходные данные приведены в таблице.

Фактурная стоимость товара (Ф) на условиях CIF-Иерусалим будет складываться из следующих показателей:

Ф = Сб + РПвн + ТР + РПосн + РС + ПНэк;

Ф = 300 000 + 2 000 + 5 000 + 2 000 + + 3 000 + 1 000 = 313 000 руб.

Фактурная стоимость товара на условиях FOB-Новороссийск будет складываться из следующих показателей:

Ф = Сб + РПвн + РПосн + ПНэк;

Ф = 300 000 + 2 000 + 2 000 + 1 000 = 305 000 руб.

Во втором случае продавец несет меньшие расходы по сравнению с первым. Таким образом, опираясь на транспортную составляющую данного анализа, можно сделать вывод о том, что поставка на условиях FOB может обойтись для продавца с меньшими затратами. Кроме того, в данном случае продавец несет меньшую ответственность за выполнение условий по контракту, ему проще соблюдать сроки, соответственно, у него меньше обязанностей и меньше финансовых рисков. Ведь при получении оговоренной денежной суммы от покупателя поставщику уже не нужно задумывать о расчетах с перевозчиком, страхователем, высчитывать свою часть выручки от полученной суммы. Однако здесь есть свои нюансы, которые касаются страхования. В случае поставки на условии CIF поставщик может быть уверен в надежном страховании груза, ведь страховку оплачивает он сам, а при условии FOB оплата страховки лежит на покупателе, что не всегда может быть надежным, особенно, если поставщик заключает контракт с контрагентом впервые. Поэтому в начале новых партнерских отношений лучше выбирать надежное для экспортера условие, а когда у отношений сложится характер долгосрочного сотрудничества, стоит задуматься об экономии.

Библиографические ссылки

1. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза : соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.09.2013).

2. О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров : решение Комиссии Таможенного союза № 376 от 20.09.2010 // Таможенный вестник. 2010. № 20, 21, 22, 23, 24.

3. Организация контроля таможенной стоимости : метод. указания к самостоят. работе и практ. занятиям для студентов спец. 080115 «Таможенное дело» всех

форм обучения / сост. Л. Г. Чернова ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2011. 36 с.

4. ВДНК - Международные грузоперевозки [Электронный ресурс]. URL: http://www.vdnk.ru/ (дата обращения: 10.09.2013).

5. Официальный сайт Красноярского металлургического завода [Электронный ресурс]. URL: http://kramz-trade.ru (дата обращения: 27.07.2013).

6. Международные перевозки грузов «Kama-Express» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kama-express.ru/incoterms (дата обращения: 18.09.2013).

References

1. Ob opredelenii tamozhennoj stoimosti tovarov, peremeshaemyh cherez tamozhennuyu granizu Tamozhennogo soyuza : soglashenie mezhdu Pravitelstvom RF, Pravitelstvom Respubliki Belarus, Pravitelstvom Respubliki Kazahstan оt 25.01.2008 (On the determination of the customs value of goods transported across the customs border of the Customs Union Agreement between the Government of the

Russian Federation, the Government of the Republic of Belarus and the Government of the Republic of Kazakhstan from 25.01.2008). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 18.09.2013).

2. O poryadke deklarirovaniya, kontrolya i korrektirovki tamozhennoj stoimosti tovarov: reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza № 376 оt 20.09.2010. (On the order of declaration, control and adjustment of the customs value of the goods: the decision of the Commission of the Customs Union № 376 from 20.09.2010). Customs Bulletin, 2010, №20, 21, 22, 23, 24.

3. Chernova L. G. Organizaziya kontrolya tamozhennoj stoimosti (Organization of the control of the customs value). Krasnoyarsk, 2011. 36 p.

4. VDNK - International shipping. Available at: http://www.vdnk.ru (accessed 10.09.2013).

5. The official website of Ltd. «KRAMZ». Available at: http://kramz-trade.ru (accessed 27.07.2013).

6. International shipping of goods «Kama-Express». Available at: http://www.kama-express.ru/incoterms (accessed 18.09.2013).

© Киселева М. В., Чернова Л. Г., 2013

УДК 658.7

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

А. Ю. Коков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]

Рассмотрены основные проблемы, сдерживающие развитие транспортно-экспедиторской системы РФ.

Ключевые слова: транспортно-экспедиторские системы, транспортная инфраструктура, транспортно-экспедиторские услуги.

PROBLEMS OF RUSSIAN FREIGHT FORWARDING SYSTEM DEVELOPMENT

A. Yu. Kokov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]

The main problems hindering the development of the freight forwarding system of Russian Federation are considered.

Keywords: forwarding systems, transport infrastructure, freight forwarding services.

Многие достижения в развитии транспортной инфраструктуры нивелируются её неэффективным использованием, нерациональностью структуры транспортных потоков, огромными потерями на стыках. Все это негативно сказывается на международном имидже транспортной системы страны, конкурентоспособности её транспортных услуг, обеспечении устойчивой работы предприятий и развитии экономиче-

ских связей как внутри России, так и с зарубежными партнерами.

С точки зрения специалистов, за счет совершенствования транспортно-экспедиторской деятельности и логистической инфраструктуры продвижения товаров в РФ возможно снизить транспортно-логистические издержки в стоимости товара, что может обернуться для страны ростом товарооборота на 50 % [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.