ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Сравнительный анализ практик реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016-2017 годы
Самохвалов
Николай Александрович
Старший преподаватель кафедры правового обеспечения управления Балаковского филиала РАНХиГС
Nukolay A. Samokhvalov
Senior Lecturer at the Department of Legal Foundations of Public Administration of RANEPA (Balakovo branch)
e-mail: nikolai-samohvalov@yandex.ru
УДК 323
Comparative analysis of the implementation of the state youth policy in Saratov region for the period of2016-2017
В рамках представленной статьи автор проводит сравнительный анализ итогов практической реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016-2017 годы. Отдельное внимание уделено анализу понятийно-категориального аппарата, проблемных аспектов в сфере практической реализации молодежной политики на территории Саратовской области, а также определению основных направлений ее совершенствования.
Ключевые слова и словосочетания: молодежная политика, молодежь, Саратовская область, проблемные аспекты, направления совершенствования.
The author of the paper substantiates comparative analysis of the results of implementation of the state youth policy in Saratov region for the period of 2016-2017. Conceptual categorical apparatus, issues of implementation of the youth policy within Saratov region and definition of the main trends of youth policy improvement are in the spotlight.
Keywords: youth policy, youth, Saratov region, issues, improvement trends.
Государственная молодежная политика и основной объект ее реализации - молодежь находятся в сфере постоянного внимания ученых в области социально-гуманитарного знания. Особое внимание изучению категорий «молодежная политика» и «молодежь» уделяли А.А. Зеленин [7], И.М. Ильинский [8], А.В. Кочетков [10], В.Т. Лисовский [11], В.А. Луков [6], П.А. Меркулов [12], О.А. Рожнов [13], Н.Л. Смакотина [16] и другие. Однако следует помнить, что общественные отношения, отношения между обществом и государством на современном этапе подвержены стремительному процессу модернизации, исключением в данном случае не является и государственная молодежная политика Российской Федерации. Кроме того, несмотря на достаточное количество научных исследований, посвященных государственной молодежной политике в целом и молодежи, в частности, в подавляющем своем большинстве они направлены исключительно на исследование федеральной составляющей и лишь частично затрагивают региональные особенности реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства в значительной степени актуализируют исследования практик реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Именно поэтому нами предпринята попытка анализа реализации молодежной политики в Саратовской области за 2016-2017 годы.
Прежде всего, представляется необходимым определиться с категориальным аппаратом в сфере государственной молодежной политики РФ. Так, во-первых, общепринятое и закрепленное на легальном уровне понятие молодежной политики закреплено в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с указанным нормативным правовым актом под государственной молодежной политикой понимается направление деятельности органов государственной власти Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
В свою очередь, под молодежью предлагается понимать социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
Молодежная политика на территории Саратовской области осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством:
- распоряжением Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2];
- федеральным законом № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [1];
- законом Саратовской области № 94-ЗСО от 09 октября 2006 г. «О молодежной политике в Саратовской области» [3] и другими.
Для достижения целей государственной молодежной политики Федеральным агентством по делам молодежи определены 16 основных стратегических направлений работы, которые реализуются министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области на территории региона: Патриотизм; Общественные организации; Международное сотрудничество; Волонтёрство; Здоровый образ жизни; Инновационная деятельность и научно-техническое творчество; Предпринимательство; Медиа; Социальная защита; Самоуправление; Карьера; Толерантность; Творчество; Социальная адаптация; Молодые семьи; Кадры в сфере государственной молодежной политики [14, с. 70].
Согласно статистическим данным в 2017 году, на территории Саратовской области количество молодых людей составляло около 20,4 % от общей численности населения - 506 780 человек в возрасте от 14 до 30 лет. Для сравнения, в 2016 г.- 525 539 человек. Таким образом, следует констатировать, что произошло снижение количества молодых людей, проживающих на территории области.
На территории региона осуществляют свою работу 8 федеральных образовательных организаций высшего образования, в которых обучается 129,5 человек. Всего в 2017 году студентами образовательных организаций высшего и профессионального образования являлись 134,6 тыс. человек, что составило 26,5 % от общей численности молодежи Саратовской области. Тогда как в 2016 году студентами образовательных организаций высшего и профессионального образования являлись 147 тыс. человек, что составило 26,1 % от общей численности молодежи Саратовской области [14, с. 167]. Таким образом, следует отметить, что за год произошло снижение количества молодых людей, являющихся студентами ВУЗов и СУЗов, более чем на 12 тысяч человек.
Этно-национальный состав молодежи повторяет общее многообразие народов, населяющих Саратовскую область. На территории региона ведут свою работу:
- 2 848 организаций спортивной направленности, расположенных на территории муниципальных районов области, с общим числом занимающихся физической культурой и спортом 770 241 человек или 33,3 %
Государственное и региональное управление
жителей области;
- 59 учреждений спортивной направленности (в том числе 11 СШОР, 8 СШ, 4 СДЮСШОР, 34 ДЮСШ, 1 УОР, 1 РЦСП), из них 15 - областного уровня, 44 - муниципального уровня.
- 76 федераций по 82 видам спорта (34 - по олимпийским, 46 - по неолимпийским, 1 - по паралимпийскому и 1 по сурдлимпийскому видам спорта);
- 5 физкультурно-спортивных обществ («Урожай», «Динамо», «Локомотив», «Спартак», «ДОСААФ»);
- 9 профессиональных клубов (команды по игровым видам спорта);
- 22 специализированных учреждения по работе с молодежью (1 - областного уровня и 21 -муниципального уровня);
- 11 специализированных учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием (1 областного уровня и 10 зональных (муниципальных) центров;
- 472 молодежных и детских общественных организации и объединения, из них - 38 организаций являются зарегистрированными.
В 2017 году министерством молодежной политики и спорта области совместно с администрациями муниципальных районов, образовательными и молодежными общественными организациями области проведено более 9 тыс. мероприятий всероссийского, регионального и муниципального уровней различной направленности с охватом более 400 тыс. молодых людей. Наиболее активными в реализации молодежной политики являются Энгельсский, Марксовский, Балаковский, Балашовский, Пугачевский муниципальные районы и город Саратов (для сравнения в 2016 г. - 16 тыс. мероприятий всероссийского, регионального и муниципального уровней различной направленности с охватом более 470 тыс. молодых людей) [15, с. 12]. Следовательно, в 2017 г. объективно прослеживается тенденция снижения интенсивности работы с представителями молодого поколения профильных органов, которые ответственны за реализацию молодежной политики в Саратовской области.
Министерство молодежной политики и спорта области является координирующим органом в сфере реализации молодежной политики на территории региона. В свою очередь, подведомственный министерству Региональный центр «Молодежь плюс» (далее - Центр) является ключевым специализированным учреждением по работе с молодежью, имеющим в числе партнеров более 150 организаций, включающим в свою структуру 14 филиалов в муниципальных районах области: Аткарском, Аркадакском, Балашовском, Вольском, Калининском, Лысогорском, Марксовском, Новоузенском, Озинском, Петровском, Пугачевском, Ровенском, Ртищевском, Татищевском), нацеленных на реализацию актуальных направлений и задач в сфере молодежной политики.
В основе деятельности Центра лежит программно-проектный подход. Целью деятельности Регионального центра «Молодежь плюс» являются создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив, личностного самоопределения и самореализации детей и молодежи, ведение профилактической работы, а также оказание практической консультативной помощи для молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые направления работы Центра:
- вовлечение молодежи региона в добровольческую деятельность;
- поддержка и развитие молодежных социально-значимых проектов и инициатив;
- профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.
Специалисты Центра оказывают информационную, консультативную, методическую, психологическую помощь молодежи.
За прошедший период министерством значительно усилена работа по взаимодействию с федеральными структурами в сфере молодежной политики. Проведены встречи с руководителем Федерального агентства по делам молодежи, руководителями ФГБУ «Роспатриотцентр», ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству».
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в Саратовской области создана достаточно эффективная региональная система реализации государственной молодежной политики. Однако, несмотря на все позитивные моменты в сфере реализации молодежной политики в Саратовской области наблюдается ряд проблем, которые необходимо разрешить для повышения эффективности проводимой политики:
- отсутствие профильного министерства, координирующего и отвечающего за эффективное практическое осуществление молодежной политики в Саратовской области;
- отсутствие логической взаимосвязи молодежной политики с другими сферами политики (экономической, социальной, кадровой), что приводит к ее изолированности;
- низкий уровень финансирования молодежной политики области;
Для решения указанных нами проблемных аспектов в сфере реализации молодежной политики в Саратовской области необходимо предпринять следующие меры:
- во-первых, создать Министерство молодежной политики Саратовской области, которое бы непосредственно отвечало за проведение эффективной молодежной политики на всей территории области;
- во-вторых, разработать Правительству Саратовской области и принять Саратовской областной Думой проект Концепции реализации молодежной политики на период 2019-2026 гг., в котором необходимо обосновать четкую взаимосвязь молодежной политики с экономической, социальной, кадровой и иными сферами политики;
- в-третьих, увеличить объем финансирования мероприятий молодежной политики, что позволит проводить более активную работу, направленную на популяризацию молодежной политики на территории Саратовской области и, тем самым, значительно повысить долю активной социально - политической молодежи;
- в-четвертых, считаем необходимым создать единый информационный интернет-портал при Министерстве молодежной политики, который вобрал бы в себя всю полноту информации о проектах, программах, конкурсах и грантах для молодежи, реализуемых Министерством, подробный перечень всех молодежных организаций Саратовской области, отражал победы и достижения молодого поколения и содержал другую актуальную информацию в сфере молодежной политики.
Таким образом, представляется очевидным, что только принятие обозначенных нами мер в совокупности с мерами, реализуемыми в сфере молодежной политики органами власти Саратовской области на сегодняшний день, позволит повысить эффективность практической реализации молодежной политики на территории области.
Библиографический список
1. Федеральный закон N° 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 27, ст. 2503
2. Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 г. «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 50, ст. 7185
3. Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области» // Саратовская областная газета - 2006, 17 октября.
4. Закон Саратовской области от 9 октября 2006 г. № 94-ЗСО «О молодежной политике в Саратовской области» // Саратовская областная газета - 2006, 17 октября.
5. Постановление Правительства Саратовской области от 03 октября 2013 г. № 526-П «О государственной программе Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики» на 2014 - 2016 годы» // Собрание законодательства Саратовской области. - 2013. - №40
6. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений/ под ред. В.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.-718 с.
7. Зеленин А.А. Региональный молодежный парламент как механизм социального лифта в современной российской политике// Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 85-90
8. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.- 696 с.
9. Информация об основных результатах реализации молодежной политики в Саратовской области за 2017 год // http://www.srd.ru/documents/analytics/infomolpolit2017.pdf
10. Кочетков А.В. Анализ законов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики // Закон и право. 2009. №. 7. С. 17-21.
11. Лисовский В. Т. Молодёжная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.-Тула, 1993. Ч. 2. - 318 с.
12. Меркулов П.А. Молодежная политика в России: государственные и общественные управленческие практики. Научная монография. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2017. - 160 с.
13. Рожнов О.А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. 2005. №3(21). С. 30-33.
14. Самохвалов Н.А. Цели, задачи и приоритеты государственной молодежной политики РФ на среднесрочную и долгосрочную перспективы//Вестник Забайкальского государственного университета.-2017.-Т. 23.-№ 4.-С.68-75.
15. Самохвалов Н.А. Итоги реализации государственной молодежной политики в Саратовской области за 2016 год // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 2 (15). С. 10-14.
16. Смакотина Н. Л. Молодежь в ситуации социальной нестабильности //Народонаселение. 2012. № 3. С.91-95.