Коломенская В.В., Таран И.И., Скляр Н.А.
сравнительный анализ показателей психологического здоровья женщин, занимающихся разными видами оздоровительной физической культуры
введение. В настоящее время проблема психологического здоровья женщин приобрела большое значение. Ввиду возложенных функций (социальных, трудовых, семейных) современные женщины все чаще подвергаются нарастающему воздействию интеллектуальных и социальных нагрузок, которые приводят к аффективным приступам, стрессам, различным психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям [4]. В связи с этим исследование средств укрепления психологического здоровья женщин приобретает важное практическое значение.
Термин «психологическое здоровье» употребляется в психологии синонимично таким понятиям как: «самоактуализация» личности (А. Маслоу); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); адекватность жизненных реалий экзистенциональным потребностям (В. Франкл); появление возрастных новообразований (Л.С. Выготский) и удовлетворение базовых потребностей возраста (Э. Эриксон) [1; 3].
Для профилактики и укрепления психологического здоровья, борьбы с депрессией часто используются физические нагрузки, а одним из эффективных средств повышения психологической устойчивости женщин разного возраста может быть двигательная активность в условиях водной среды.
В настоящее время среди женщин получает широкое признание такой вид физических упражнений, как аквааэробика или аквафитнес. Наравне с обычной аэробикой, степ - аэробикой, йогой и пилатесом она входит в пятерку самых популярных и результативных оздоровительных форм занятий. В доступной нам литературе, мы не нашли исследований психологического здоровья женщин зрелого возраста в контексте занятий разными видами оздоровительной физической культуры, что и определило актуальность нашего исследования.
Цель и организация исследования.
Целью нашего исследования явилось изучение показателей психологического здоровья женщин, занимающихся фитнесом и аквааэробикой.
Предмет исследования - сравнительный анализ показателей психологического здоровья женщин, занимающихся фитнесом и аквааэробикой.
Исследование проводилось на 2-х группах женщин в возрасте 27-40 лет, в
количестве 26 человек, занимающихся фитнесом и 26 человек, занимающихся аквааэробикой. Стаж регулярных занятий не менее 3-х лет. Исследование проводилось на базе УСК ВЛГАФК, г. Великие Луки.
В качестве показателей психологического здоровья мы выбрали показатели:
- самоотношения личности (методика исследования самоотношения (МИС), С.Р. Пантелеев и В.В. Столин);
- психологического благополучия (шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Н.Н. Лепешинского).
Изложение основного материала статьи.
Результаты исследования показателей самоотношения в группах фитнеса и аквааэробики представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели самоотношения женщин, занимающихся разными видами оздоровительной физической культуры (в баллах)
Показатели фитнес аквааэробика р
Хср уровень Хср уровень
Открытость 6,1 средний 6,8 средний р>0,05
Самоуверенность 6,2 средний 6,8 средний р>0,05
Саморуководство 6,3 средний 7,2 средний р>0,05
Зеркальное «Я» 4,9 средний 8,0 высокий р<0,01
Самоценность 5,8 средний 9,1 высокий р<0,01
Самопринятие 5,5 средний 8,1 высокий р<0,05
Самопривязанность 6,4 средний 7,2 средний р>0,05
Конфликтность 6,0 средний 3,0 низкий р<0,01
Самообвинение 4,9 средний 4,2 средний р>0,05
Из таблицы 1 видно, что большинство испытуемых имеют средний уровень показателей по вышеперечисленным критериям психического здоровья.
По шкале «зеркальное «Я» показатели в группе фитнеса достоверно ниже по сравнению с женщинами, занимающимися аквааэробикой (р<0,01). Женщины, занимающиеся аквааэробикой, достоверно более уверены в симпатиях и уважении окружающих к себе, более общительны и эмоционально открыты, легче устанавливают деловые и личные контакты. Возможно, имеют меньше комплексов относительно своего тела, готовы заниматься в купальниках, не скрывающих дефектов фигуры.
Среднегрупповой показатель по шкале «самоценность» в группе фитнеса также достоверно ниже по сравнению с группой аквааэробики (р<0,01). Женщины, занимающиеся аквааэробикой, достоверно выше оценивают свой духовный потенциал и богатство внутреннего мира, увереннее в себе и рациональнее воспринимают критику в свой адрес. Возможно данные показатели связаны с показателями по шкале «зеркальное «Я» и отражают общую уверенность в себе женщин, выбирающих аквааэробику как форму
67
оздоровительной физкультуры. Возможно это связано с влиянием занятий в воде, которые по мнению авторов Н.Ж. Булгаковой, И.И. Тихомировой, Е.Ю. Колгановой, оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности, развивают такие черты характера как самообладание, настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, помогают выразить свою индивидуальность. За счет регуляции дыхания в воде и массажа всего тела при плавании происходит ослабление стресса.
В группе аквааэробики достоверно более высокий уровень самопринятия (р<0,05), характеризующий склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений, ощущать симпатию к себе, свои недостатки считать продолжением достоинств. Таким образом, показатель самопринятия дополняет и подтверждает показатели шкал «зеркальное «Я» и самоценность. Возможно, выбирая занятия в воде, женщины ориентируются на некоторый психологический момент, который отмечают некоторые авторы. В частности, благодаря тому, что большая часть тела скрыта под водой, женщины любой комплекции и подготовленности чувствуют себя на занятиях по аквааэробике более уверенно и комфортно. Упражнения в воде, хоть и выполняются в группе, но качество и стиль выполнения конкретного человека может видеть только инструктор, стоящий на бортике, поэтому женщины - новички или малоприспособленные к гимнастическим упражнениям, занимаются раскованнее, не стесняясь взглядов окружающих. Отсутствие зеркал позволяет женщинам не зацикливаться на своих недостатках, заниматься с большим удовольствием и в полную силу, тем самым избавляться или хотя бы на время забывать о внутренних комплексах.
По шкале «конфликтность» средние показатели группы аквааэробики достоверно ниже аналогичных показателей группы фитнеса (р<0,01). Низкие показатели наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, доволен сложившейся жизненной ситуацией. Возможно, занятия в воде как отмечают авторы В.Н. Платонов, Н.Ж. Булгакова, О.В. Новосельцев, создавая определенный массажный эффект, дают чувство легкости, свежести и расслабленности, помогают снять накопленную усталость, избавиться от стресса и эмоционального напряжения. Женщины после занятий становятся более уравновешенными и спокойными. Многие люди, которые занимаются данным видом оздоровительной физической культуры отмечают, что после занятий чувствуют себя так, как будто у них выросли крылья.
Совокупность значения шкал методики исследования самоотношения женщин выражается в факторах, представленных в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, показатели всех 3-х факторов самоотношения достоверно отличаются. Это можно объяснить совокупностью достоверных различий между группами фитнеса и аквааэробики по показателям входящих в
данный фактор шкал.
Таблица 2 - Показатели факторов самоотношения женщин, занимающихся разными видами оздоровительной физической культуры (в баллах)
Факторы Фитнес Хср Уровень Аквааэробика Хср Уровень р
Самоуважение 5,9 средний 7,2 средний р<0,01
Аутосимпатия 5,9 средний 8,2 высокий р<0,01
Внутренняя неустроенность 5,5 средний 3,6 средний р<0,05
Показатель фактора «самоуважение» (совокупность шкал открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное «Я») в группе фитнеса достоверно ниже (р<0,01). Женщины, занимающиеся аквааэробикой, отличаются более сильным типом нервной деятельности. Они более дисциплинированы, настойчивы, целеустремлены, решительны, самостоятельны, отличаются упорством и силой воли в решении жизненных задач.
Среднегрупповой результат фактора «аутосимпатия» (совокупность шкал самоценность, самопринятие, самопривязанность) в группе фитнеса также достоверно ниже (р<0,01). Данный фактор отражает эмоциональное отношение женщин к своему «Я». Женщины, занимающиеся аквааэробикой, более положительно относятся к своему «Я», чувствуют себя увереннее и комфортнее. Женщины принимают себя такими, какие они есть, не зацикливаясь на своих недостатках, тем самым избавляясь от внутренних комплексов и проявляя свою индивидуальность.
Показатели фактора «Внутренняя неустроенность» (совокупность шкал внутренняя конфликтность, самообвинение) в группе фитнеса достоверно выше (р<0,05). Женщины, занимающиеся аквааэробикой, менее эмоционально напряжены, более уравновешены и внутренне спокойны. Женщины чувствуют легкость, свежесть и расслабленность, находятся в гармонии с собой и окружающим миром.
Таким образом, женщины, занимающиеся аквааэробикой, демонстрируют более благополучные показатели психологического здоровья по шкалам и факторам самоотношения, по сравнению, с женщинами из группы фитнеса.
Результаты изучения показателей психологического благополучия представлены в таблице 3.
По показателям психологического благополучия «автономия», «управление окружающими», «цель в жизни» достоверных различий между группами фитнеса и аквааэробики не обнаружено. Большинство респонденток имеет средний уровень данных показателей, диапазон разброса показателей невелик.
По показателям «автономия» и «управление окружением» респонденты независимы и способны противостоять социальному давлению. Им присуще чувство умеренности и компетентности в управлении повседневными делами,
способность эффективно использовать различные жизненные обстоятельства. По показателю «цель в жизни» результаты в группе аквааэробики стремятся к высоким значениям, что говорит о более выраженном наличии цели в жизни и чувства направленности на всю жизнь.
Таблица 3 - Показатели психологического благополучия женщин, занимающихся разными видами оздоровительной физической культуры (баллы)
Показатели Фитнес Хср уровень Аквааэро бика Хср уровень Р
Положительное отношение с другими 61,0 средний 70,0 средний р<0,05
Автономия 57,5 средний 59,6 средний р>0,05
Управление окружением 66,9 средний 70,0 средний р>0,05
Личностный рост 64,4 средний 73,2 высокий р<0,01
Цель в жизни 72,1 средний 75,5 средний р>0,05
Самопринятие 59,0 средний 72,0 высокий р<0,01
Общий показатель 382,9 средний 419,7 высокий р<0,05
По остальным показателям различия достоверны.
Показатель «положительное отношение с другими» достоверно выше в группе женщин, занимающихся аквааэробикой (р<0,05), что указывают на более доверительные отношения с окружающими, сопереживании, привязанности и понимании того, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках и компромиссах. Это можно объяснить тем, что занятия в воде, по мнению разных авторов [2; 5], укрепляют нервную систему, помогают расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
Наиболее существенная разница в результатах выявлена по шкале «самопринятие», в группе аквааэробики этот показатель достоверно выше (р<0,01), что подтверждает и результаты предыдущей методики. Психологической стороны такого момента мы уже касались выше.
Также в группе аквааэробики достоверно выше показатели по шкале «личностный рост» (р<0,01). Респондентки группы аквааэробики воспринимают себя «растущими» и самореализовывающимися, открытыми новому опыту. Это объясняется тем, что вода, создавая массажный эффект, активизирует работу мозга, улучшая внимание и память. Разные авторы [2; 5] отмечают, что под воздействием воды, которая ниже температуры тела, и активного дыхания во время упражнений способность мыслить приобретает особую остроту, открывается способность постигать новое. У людей, регулярно занимающихся аквааэробикой, бизнес - планы и новые идеи, решения сложных вопросов вызревали именно во время занятий, своего рода интеллектуальный инсайт. Такой потрясающий эффект можно объяснить не столько созерцанием водной глади, сколько внутренним раскрепощением и использованием энергии бессознательного.
В целом, общий средний балл по совокупности всех шкал в группе фитнеса составил 382,9 балла, уровень психологического благополучия средний. В группе аквааэробики общий показатель по всем шкалам составил 419,7 баллов, уровень психологического благополучия высокий. Результаты в обеих группах по уровню психологического благополучия имеют статистически достоверные различия (р<0,05).
Выводы.
Таким образом, некоторые показатели психологического здоровья женщин, занимающихся фитнесом и аквааэробикой, имеют достоверные различия. В целом в группе аквааэробики уровень психического здоровья выше, чем в группе фитнеса. Женщины, занимающиеся аквааэробикой, отличаются более сильным типом нервной деятельности. Они более дисциплинированны, настойчивы, целеустремлены, решительны, самостоятельны, отличаются упорством и силой воли в решении жизненных задач, они более открыты новому опыту. Женщины, занимающиеся аквааэробикой, более положительно относятся к своему «Я», чувствуют себя увереннее и комфортнее, принимают себя такими, какие они есть, не зацикливаясь на своих недостатках, тем самым избавляясь от внутренних комплексов и проявляя свою индивидуальность. От занятий аквааэробикой женщины испытывают больший эмоциональный комфорт. Полученные показатели можно объяснить с одной стороны разным влиянием видов оздоровительной физкультуры на психологию занимающегося, с другой стороны, возможно разные психотипы выбирают разные формы оздоровительных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2012. - 256 с.
2. Профит, Э. Аквааэробика: 120 упражнений / Э. Профит, П. Лопез. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 128 с.
3. Секач, М. Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. специальностям / М. Ф. Секач; Моск. открытый социал. ун-т. М.: Акад. проект, 2012. - 189 с.
4. Таймазов, В.А. Здоровье как приоритет государственной политики и вектор развития в сфере физической культуры и спорта / В.А. Таймазов // Материалы III Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье». - СПб., 2007. - С. 27-29.
5. Тихомирова, И.И. Аквафитнес. Тренер вам не нужен! / И. Тихомирова. -СПб.: Питер, 2005. - 128 с.