УДК 621.771 Черняк Саул Самуилович,
д.т.н., профессор, ИрГУПС, тел.: 8(3952)297-266 Агрызков Леонид Емельянович, к.т.н., главный металлург, ОАО ПО «ИЗТМ», тел.: 8(3952)288-121, e-mail: [email protected] Ивакин Валентин Леонидович, к.т.н., генеральный директор 292 центральной лаборатории, ОАО ПО «ИЗТМ»,
тел.: 8(3952)288-208, e-mail: [email protected] Мусихин Алексей Михайлович, инженер-технолог отдела главного металлурга, ОАО ПО «ИЗТМ», тел.: 8(3952)253-377 (добавочный 2-95), e-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВЫСОКОМАРГАНЦЕВОЙ СТАЛИ ПРОИЗВОДСТВА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИРКУТСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ)
S.S. Chernyak, L.E. Agryzkov, V.L. Ivakin, A.M. Musikhin
COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICES OF MECHANICAL PROPERTIES OF HIGH-MANGANESE STEEL MANUFACTURED BY THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AND THE RUSSIAN FEDERATION (IRKUTSK FACTORY OF HEAVY MECHANICAL ENGINEERING)
Аннотация. Представлены результаты сравнения механических свойств высокомарганцевой стали 110Г13Л производства заводов Китайской Народной Республики и Иркутского завода тяжелого машиностроения. Приведены характеристики прочностных и пластических свойств деталей из стали производства КНР.
Ключевые слова: ударная вязкость, твердость, предел прочности, предел текучести, относительное удлинение.
Abstract. Results of comparison of mechanical properties of high-manganese steel of 110G13L type manufacture on factories of the People's Republic of China and the Irkutsk factory of heavy mechanical engineering are presented. Characteristics of strength and plastic properties of details from steel of manufacture of the People's Republic of China are resulted.
Keywords: impact strength, hardness, a limit of strength, a limit offluidity, relative lengthening.
Высокомарганцевая сталь 110Г13Л известна во многих странах мира. Технология выплавки высокомарганцевой стали в различных регионах
отличается. В связи с этим проведена оценка комплекса физико-механических свойств на заводах Китайской Народной Республики (Чаоян, Чехолу-ян, Аньшань, Циньхуандео) и Иркутском заводе тяжелого машиностроения (Россия). Ниже приведены результаты исследований химического состава и механических свойств различных деталей производства заводов Китая и России (Иркутский завод тяжелого машиностроения). Результаты приведены в таблицах (табл. 1, 2).
Анализ показателей механических свойств производства заводов Китайской Народной Республики и Иркутского завода иллюстрируется на рисунках (рис. 1-6).
Сопоставляя результаты, следует отметить, что предел прочности (оВ) у деталей производства Иркутского завода тяжелого машиностроения несколько выше, а предел текучести (о02) у деталей производства заводов Китайской народной республики выше, чем на Иркутском заводе. То же самое наблюдается и по пластическим свойствам (5, у). Сопоставляя результаты ударной вязкости, следует отметить преимущество Иркутского завода.
Информатика, вычислительная техника и управление. Приборостроение. Метрология. Информационно-измерительные приборы и системы
ш
Т а б л и ц а 1
Химический состав отливок производства КНР
С 81 Мп Р 8 Сг № Си Т1 Наименование детали
0,91 0,43 13,21 0,070 0,008 0,09 0,05 0,06 0,03 Дражный козырек №334
1,35 0,39 13,46 0,062 0,005 0,18 0,07 0,04 0,04 Козырек №14
1,03 0,44 13,01 0,057 0,050 0,25 0,07 0,04 0,03 Козырек №1
1,25 0,39 13,06 0,059 0,005 0,19 0,06 0,04 0,03 Козырек №2
1,41 0,69 10,22 0,070 0,050 1,34 0,11 0,06 - Козырек №13
1,09 0,42 12,23 0,050 0,011 1,46 0,20 - - Образец КНР
1,16 0,40 12,72 0,042 0,008 0,70 0,05 - - Образец №1 (№657)
1,18 0,39 12,61 0,040 0,005 0,69 0,05 - - Образец №2 (№657)
1,17 0,56 12,00 0,031 0,005 1,49 0,03 0,01 - Образец металла КНР
1,19 0,66 12,70 0,034 0,005 1,83 0,04 0,01 - Щека дробилки КНР
1,47 1,16 13,48 0,074 0,005 0,07 0,07 0,02 - Накладка №1 (З-е 60)
1,28 0,90 11,06 0,033 0,005 0,09 0,06 0,02 - Накладка №2 (З-е 60)
1,15 0,85 11,21 0,066 0,007 0,11 0,06 0,02 - Накладка №1 (З-е 50)
1,97 0,70 13,27 0,052 0,005 2,37 0,16 0,04 - Накладка №7 (З-е 44)
1,10 0,48 9,81 0,037 0,005 0,28 0,06 0,04 - Накладка №6 (З-е 43)
1,30 0,91 10,55 0,096 0,050 0,87 0,09 0,06 - Накладка №4 (З-е 42)
1,35 1,00 12,83 0,100 0,005 1,50 0,18 0.06 - Накладка №5 (З-е 41)
1,20 0,42 13,25 0,042 0,007 0,24 0,04 0,02 - Образец металла №1 (З-е 04)
1,22 0,45 13,17 0,042 0,006 0,23 0,04 0,02 - Образец металла №2 (З-е 04)
1,18 0,50 13,43 0,053 0,015 0,48 0,08 0,11 - Полубарабан №02
1,09 0,51 12,17 0,045 0,016 0,51 0,06 0,11 - Полубарабан №10
0,60 0,23 9,11 0,046 0,005 0,60 0,13 0,15 - Образец стальной
Т а б л и ц а 2
Механические свойства деталей производства КНР_
оВ, МПа ^0,2, МПа 8, % V, % кси, МДж/м2 Твердость, НВ Наименование детали
653 459 26,7 29,6 1,93 167 Дражный козырек №334
532 - - - 1,20 197 Козырек №14
483 - - - 1,12 197 Козырек №1
400 - - - 1,45 179 Козырек №2
534 - - - 0,07 223 Козырек №13
323 - - - 2,83 197 Образец №1 (№657)
566 - - - 2,32 217 Образец №2 (№657)
781 582 23,3 - 0,62 255 Щека дробилки КНР
630 - - - 0,28 187 Накладка №1 (З-е 60)
530 - - - 0,63 187 Накладка №2 (З-е 60)
600 402 13,3 - 0,87 201 Накладка №1 (З-е 50)
522 - - - 0,18 192 Накладка №4 (З-е 42)
485 - - - 0,22 229 Накладка №5 (З-е 41)
611 373 17,4 - 0,87 179 Образец металла №1 (З-е 04)
659 428 18,2 - 1,52 187 Образец металла №2 (З-е 04)
670 472 23,3 - 1,15 179 Полубарабан №02
785 582 40 - 2,93 179 Полубарабан №10
Предел прочности
Ств, МПа
650,0 и
600,0 ---
550,0 --
500,0 --
450,0 --
400,0 --
350,0 --
300,0 --
250,0 --
200,0 --
150,0--
100,0--
50,0--
0,0 -I---
□ КНР □ ИЗТМ
Рис. 1. Показатели предела прочности отливок производства заводов Китайской Народной Республики
и Иркутского завода тяжелого машиностроения
Предел текучести
ст02, МПа
500,0 -,
450,0 ---
400,0 ---
350,0 --
300,0 --
250,0 --
200,0 --
150,0--
100,0--
50,0--
0,0 -I---
□ КНР □ ИЗТМ
Рис. 2. Показатели предела текучести отливок производства заводов Китайской Народной Республики
и Иркутского завода тяжелого машиностроения
Информатика, вычислительная техника и управление. Приборостроение. Метрология. Информационно-измерительные приборы и системы
б, %
25,0
Относительное удлинение
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
□ КНРП ИЗТМ
Рис. 3. Показатели относительного удлинения отливок производства заводов Китайской Народной Республики
и Иркутского завода тяжелого машиностроения
Относительное сужение
ф, %
35,0 -,
30,0---
25,0---
20,0---
15,0--
10,0--
5,0--
0,0 -I---
□ КНР □ ИЗТМ
Рис. 4. Показатели относительного сужения отливок производства заводов Китайской Народной Республики
и Иркутского завода тяжелого машиностроения
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
кси,
МДж/м2
2,5
2,0
1,5
1,0
0,5
0,0
Ударная вязкость
□ КНР □ ИЗТМ
Рис. 5. Показатели ударной вязкости отливок производства заводов Китайской Народной Республики
и Иркутского завода тяжелого машиностроения
Тве рдость
нв
250,0
200,0
150,0
100,0
50,0
0,0
□ КНР □ ИЗТМ
Рис. 6. Показатели твердости отливок производства заводов Китайской Народной Республики и Иркутского завода тяжелого машиностроения
Информатика, вычислительная техника и управление. Приборостроение. Метрология. Информационно-измерительные приборы и системы
ш
Таким образом, сопоставляя комплекс механических свойств производства заводов Китайской Народной Республики и Иркутского завода тяжелого машиностроения (Россия), следует отметить, что высокомарганцевая сталь производства заводов Китая мало отличается от Иркутской: предел прочности находится на уровне 550-600 МПа, предел текучести - 400-450 МПа. Пластические свойства по показателю относительного удлинения находятся примерно на одном уровне, а по показателю относительного сужения несколько выше у деталей производства заводов Китайской
Народной Республики.
Заметна разница по показателям ударной вязкости. Преимущество здесь у стали производства Иркутского завода тяжелого машиностроения (1,8-2,0 МДж/м2 против 1,2 МДж/м2 для заводов Китая).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Заключения испытательного центра ООО «Промтест» за период с 2008 по 2011 годы.
УДК 656.2.02 Шварцфельд Вячеслав Семенович,
д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование
железных дорог» ДВГУПС, тел. 89145415320, e-mail: [email protected] Соколов Александр Валерьевич, к. т. н., доцент, доцент кафедры «Изыскания и проектирование
железных дорог» ДВГУПС, тел. 89625010076, e-mail: [email protected]
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
V.S. Shvartsfeld, A.V. Sokolov
THE PERSPECTIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL RAILWAY NETWORK METHODOLOGY BASES
Аннотация. В статье рассматривается методология формирования множества альтернатив развития региональной сети железных дорог.
Ключевые слова: региональная сеть железных дорог, методология, развитие транспортной сети.
Abstract. In the article, methodology of the shaping ensemble alternatives of the regional railways network development is considered.
Keywords: the railways network, region, methodology, the transport system development.
С 2002 года развитие транспортной системы страны осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В 2008 году (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377) была принята федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [1].
Целями федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (20102015 годы)», реализуемой с 01 января 2010 года,
являются: развитие современной и эффективной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в области железнодорожного транспорта необходимо решение следующих задач:
- развитие железнодорожных линий; строительство скоростных железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения;
увеличение пропускной способности российских морских портов;
комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;
- повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;