Научная статья на тему 'Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России'

Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / современное образование / Китай / Россия / patriotism / patriotic education / modern education / China / Russia

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гао Чаоцюнь, Ду Яли

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний момент тематике – изучению патриотизма и патриотического воспитания. Автор статьи проводит сравнительно-описательный анализ патриотического воспитания в России и Китае, его исторического развития и текущего положения в культуре и обществе обеих стран. В статье раскрывается содержание понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» с позиций обеих стран, выделяются и анализируются особенности, эффективные методы и базовые инструменты патриотического воспитания в Китае и России, излагаются взгляды автора на патриотическое воспитание в Китае. Автор изучает современные подходы к процессу патриотического воспитания в России и Китае с точки зрения влияния на него основных социальных институтов – школы, семьи и общества, в чем и заключается научная новизна статьи. Большее внимание в статье уделяется взаимосвязи образования и патриотизма, роли и значимости патриотического воспитания в обучении граждан обеих стран, в частности современной молодежи. Автор приходит к выводу, что патриотическое воспитание в настоящие дни должно быть ориентировано на молодое поколение, а его целью должно быть восстановление гражданской гордости и чувства ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of patriotic education in China and Russia

The article is devoted to the study of patriotism and patriotic education – the topic which is especially relevant today. The author conducts a descriptive-comparative study by analyzing patriotic education in Russia and China, its history and the current position in the culture and society of both countries. The article also analyzes the definition of “patriotism” and “patriotic education”, highlights features, effective methods and general instruments of patriotic education in China and Russia. The author’s view on patriotic education in China is also stated in the article. The author studies modern approaches to the process of patriotic education in Russia and China in terms of the influence of leading social institutions, such as school, family and society, which is the scientific novelty of the article. Particular attention is paid to the relationship between education and patriotism, as well as the role and relevance of the patriotic education in the education of citizens of both countries, especially modern young people. The author comes to the conclusion that patriotic education in the present days should be focused on the younger generation, and its goal should be to restore civic pride and a sense of responsibility.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России»

Международные отношения Гао Чаоиюнь

Студентка четвертого курса факультета русского языка Института иностранных языков Дэчжоуского университета.

Ду Яли

Кандидат филолог. наук, доцент, директор Управления международного обмена и сотрудничества, директор Института международного образования Дэчжоуского университета.

Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России

Тема патриотизма и патриотического воспитания не теряет своей актуальности в настоящее время. Это вечная тема во всех обсуждениях и спорах. Каждое сильное государство на протяжении всего своего существования придавало и до сих пор придает большое значение патриотическому воспитанию своих граждан, особенно молодежи, ведь под патриотизмом подразумевается не только любовь и привязанность к своей Родине, но и гордость за достижения своей страны и своего народа. В новую эпоху, когда решаются судьбы тех или иных государств, тема патриотического воспитания получает новый виток развития. Стратегические партнеры Россия и Китай, чьи отношения достигли наиболее высокого уровня за всю историю этих стран, также уделяют большое внимание патриотическому воспитанию своих граждан. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? В данной статье мы подробнее разберем, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие, а также проанализируем его интерпретацию в России и Китае.

Патриотизм - это сложное и многогранное понятие. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям своей страны. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу. Основой патриотического воспитания выступают прежде всего национальная (этническая) история, традиционные культурные ценности и образование, национальные богатства и развитие.

История фиксирует развитие нации, становление и развитие государства. Она рассказывает о значимых событиях: приобретении независимости, освобождении страны, сопротивлении агрессии, а также подвигах героев. История вдохновляет общество и взращивает в нем те самые патриотические семена. Помимо выдающегося исторического и культурного наследия страны, не стоит забывать и о научно-технических достижениях. Патриотическое воспитание должно подчеркивать важность истории, достоинство культуры и тем самым укреплять национальную гордость и дух всей нации.

1. Патриотизм и патриотическое воспитание в Китае

Патриотизм - это движущая сила великого омоложения китайской нации. С древних времен Китай придавал большое значение патриотическому воспитанию. Однако в результате трансформации общества под давлением некоторых субъективных и объективных факторов появились ограничители развития и совершенствования системы патриотического воспитания. Начиная с 21 века, патриотическое воспитание в Китае следует за прогрессом, но люди в целом равнодушны к нему. Общество занято развитием, предприятия - производством, а молодые поколения - дальнейшим обучением. Под гнетом новых требований к обществу, в том числе и в сфере образования, приходится отодвигать на задний план нравственно-духовное воспитание. Таким образом, формируется довольно серьезная проблема: без крепкой системы патриотического воспитания общество, в частности молодое поколение, потеряет надежную социальную основу.

На протяжении тысячелетий патриотизм был глубоко интегрирован в национальный темперамент и характер китайской нации и стал ценностной ориентацией людей и нормой поведения. Патриотизм нового периода сформировался в условиях построения социализма с китайской спецификой и отражает отличительные особенности данного строя.

Президент Си Цзиньпин, представляя Центральный Комитет Партии, выдвинул великое видение "Китайской мечты", ведь реализация великого обновления китайской нации является величайшей мечтой в современной истории китайской нации [5]. Он предложил пересмотреть историю развития нового Китая за более чем 70 лет. Несмотря на то что под руководством Коммунистической Партии Китая, особенно за более чем 40 лет реформ и открытости, экономическое развитие Китая достигло замечательных успехов, но Китай все еще сталкивается со многими трудностями и вызовами.

2. Патриотизм и патриотическое воспитание в России

По мнению президента России Владимира Владимировича Путина, патриотическое воспитание важно для будущего развития России. Оно играет жизненно важную роль и имеет незаменимое значение в укреплении мощи российского государства. В последние годы, в условиях крайне тяжелой глобальной контртеррористической ситуации, расширения западных санкций против России и слабого экономического развития, российский рубль обесценился, инфляция усилилась, а доходы российского населения сократились. В целях повышения лояльности людей укрепление патриотического воспитания в стране становится особенно значимым [2].

Воспитание патриотизма в России ориентировано на все общество и реализуется в первую очередь посредством образования. Оно охватывает группы общества всех возрастов, от взрослых до детей и молодежи, от военнослужащих, государственных служащих, специалистов научно-технической отрасли до рабочих, учителей, специалистов средств массовой информации и т.д. [11].

В России применяются различные формы и мероприятия для пропаганды патриотизма. Одной из таких форм является празднование исторических юбилеев, целью которых воспитание того патриотического духа, военного и гражданского единства, проявленного прежде всего в годы Великой Отечественной Войн [8]. Каждый год 9 мая, когда вся страна празднует День Победы, некоторые школы приглашают ветеранов, принимавших участие в ВОВ, рассказать учащимся о своих военных годах, выразить патриотические эмоции с помощью правдивых историй и обучить молодежь. Истории отдельных граждан слились воедино с историей развития страны и нации, позволяя полностью отразить природу нации и национальную гражданственность, и в душах людей родилось чувство ответственности и миссии перед страной.

3. Роль социальных институтов в патриотическом воспитании в России и Китае

3.1. Школьное воспитание

Школа, семья и общество играют значимую роль в патриотическом воспитании молодого поколения как в России, так и в Китае. В Китае взращивать патриотические чувства начинают с раннего возраста. Задачей учителей является дать учащимся возможность испытывать патриотические чувства, проявлять инициативу для защиты и защиты своей

страны и быть гордыми китайцами. В учебниках для начальной школы описываются подвиги национальных героев. Изучение деяний этих героев позволяет учащимся ценить с трудом завоеванную жизнь сегодня и свою нынешнюю жизнь [10].

Вывешивание портретов героев и великих людей в классах или коридорах также может передавать патриотические эмоции, плакаты на смежные темы могут быть предназначены для ознакомления учащихся с историями известных ученых, героев боевых действий или людей, которые самоотверженно внесли свой вклад в развитие страны. Таким образом, формирование подходящей среды в раннем возрасте позволяет влиять на мысли, слова и поступки учащихся в жизни, сами учащиеся неосознанно начинают отождествлять себя с патриотами [7].

В школах не только должна происходить передача правильных патриотических чувств и эмоций от учителей к учащимся, но также должны внедряться соответствующие нормы поведения. Воспитание патриотизма должно основываться на возрастных и психологических особенностях учащихся, и в процессе проведения патриотического воспитания необходимо уделять особое внимание нормам поведения учащихся в их повседневной жизни и подчеркивать важность стремления к самосовершенствованию.

В России в последние годы начальные и средние школы на всех уровнях усилили преподавание истории, русского языка, обществознания, экономики и права, в стране организуются различные конкурсы знаний и спектакли по истории и культуре России, а также проводится ряд мероприятий по восстановлению национальных традиций среди молодежи [6]. Такие мероприятия позволяют молодым людям понять национальную историю и традиции, овладеть национальной культурой, повысить национальную гордость и достоинство, а также стимулировать патриотический энтузиазм учащихся. Также поощряется публикация новых учебников, в которых основное внимание уделяется преемственности российской истории и уважению исторических фактов, большее внимание в них уделяется пропаганде традиций России и вкладу русского народа в историю развития человечества. В то же время в учебники добавлены материалы о современной российской культуре и социально-экономических изменениях, чтобы учащиеся могли понять роль государства и личности в судьбе российской нации в настоящее время [9].

Патриотическое воспитание учащихся, как и другое идеологическое и нравственное воспитание, не может быть завершено в одночасье, и мо-

жет быть достигнуто только после длительного обучения и многократного совершенствования. Прежде всего педагоги должны взять на себя личную ответственность и воспитать из учащихся достойных, уверенных в себе социалистических модернизаторов и преемников, любящих Родину и народ в новую эпоху [4].

3.2. Семейное воспитание

Родители - первые учителя своих детей. С момента рождения ребенка родители находятся рядом с ребенком, а их влияние на поведение и привычки ребенка очень велико. В последние годы во многих семьях патриотическое воспитание отодвигалось на задний план. Хорошая работа по патриотическому воспитанию в семье чрезвычайно важна для здорового физического и умственного развития учащихся. Именно поэтому в первую очередь необходимо создать социальную экосистему для воспитания семейного патриотизма. Далее, нужно укрепить фундамент и культивировать источник для создания школьной системы поддержки воспитания семейного патриотизма. И, наконец, необходимо создать систему эндогенной жизнеспособности для воспитания семейного патриотизма. Воспитание патриотизма следует рассматривать как тему построения семейного стиля и семейного девиза.

3.3. Роль общества в воспитании

В Китае и Россия патриотические идеи передаются через все сферы деятельности общества, патриотизм пропагандируется с помощью различных видеопрограмм или телевизионных фильмов, что значительно способствует укреплению патриотических идей в обществе. Люди должны помнить и понимать историю страны и нации, помнить подвиги героев, которые внесли большой вклад в развитие страны, уважать государственную символику, а также стремиться посещать великие места Родины. Только тогда у молодежи появится сильное чувство национальной ответственности и миссии [1].

Сила государства в единстве, и дух патриотизма не может быть унаследован только определенными людьми. Патриотизм является тем инструментом, который позволяет объединить общество, и руководство стран должны понимать эту важную задачу.

Патриотическое воспитание, основой которого является историко-культурное наследие, должно принимать различные формы и не зацикливаться только на традиционных моделях. Необходимо дать обще-

ству возможность принять концепцию патриотизма в участии, чувствах и опыте, сознательно выполнять патриотические обязанности в работе и жизни, чтобы создать здоровую, цивилизованную и позитивную патриотическую культурную атмосферу во всем обществе [3].

Воспитание патриотизма в новую эпоху должно быть в первую очередь ориентировано на молодое поколение. Целью образования является восстановление гражданской гордости и чувства ответственности, чтобы общество могло защищать свою страну практическими действиями и по-настоящему любить ее.

Список литературы:

1. Бугачев А.В. патриотическое воспитание молодёжи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7-2. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-3 (Дата обращения: 25.03.2022).

2. Ма Цзин, Дай Юйци. Меры и тенденции по воспитанию нового патриотизма в России // Образовательный обозреватель. 2019. № 2. С. 163-166.

3. Попов П.М. О патриотизме // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 30-3. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-patriotizme (Дата обращения: 26.03.2022).

4. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза // МНКО. 2018. C. 73.

5. Сю Юэсюань, Сравнительный анализ патриотического воспитания китайских и российских студентов // Пров. Цзилинь: Чанчуньский технологический университет. 2021. С 24-28.

6. Хань Ци. Влияние российского патриотического образования на Китай // Южный журнал. 2020. № 7. С. 103-105.

7. Ху Лидань. Исследование интеграции патриотического воспитания в новую эпоху - на примере г. Чэнду // Пров. Сычуань. Сычуаньский педагогический университет. 2021. С. 65-68.

8. Хэ Чжэндун. Особенности современного российского патриотического воспитания и его влияние на Китай // Журнал Цзилиньского университета радио и телевидения. 2017. № 10. С. 129-130.

9. Чжун Вэйцзя. Реконструкция воспитания русского патриотизма в путинский период и китайское просвещение // Пров. Хэйлунцзян: Харбинский технологический институт. 2016. С. 6-10.

10. Чэнь Сяолинь. Исследование интеграции воспитания патриотизма в преподавании идеологических и политических курсов в университетах в новую эпоху // Экономист. 2022 № 1. С. 237-238.

11. Ян Гуйхуа. Исследование воспитания русского патриотизма // Пров. Хэйлунцзян: Хэйлунцзянский университет. 2015. С. 13-15.

Bibliography

1. Bugachev A.V. patriotic education of youth // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2017. № 7-2. // URL: https:// cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-3 (03.25.2022).

2. Ma Ching, Dai Yuqi. Measures and trends for the education of new patriotism in Russia // Educational Observer. 2019. № 2. Р. 163-166.

3. Popov P.M. About patriotism // Eurasian Union of Scientists. 2016. № 30-3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-patriotizme (03.26.2022).

4. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. The content and technologies of patriotic education of university students // MNKO. 2018. Р. 73.

5. Xu Yuexuan, Comparative analysis of the patriotic education of Chinese and Russian students // Prov. Jilin: Changchun University of Technology. 2021. Р. 24-28.

6. Han Qi. The influence of Russian patriotic education on China // Southern Journal. 2020. № 7. P. 103-105.

7. Hu Lidan. Study of the integration of patriotic education in a new era - on the example of Chengdu // Prov. Sichuan. Sichuan Normal University. 2021. Р. 65-68.

8. He Zhengdong. Features of modern Russian patriotic education and its impact on China // Journal of Jilin University of Radio and Television. 2017. № 10. P. 129-130.

9. Zhong Weijia. Reconstruction of the education of Russian patriotism in the Putin period and Chinese education // Prov. Heilongji-ang: Harbin Institute of Technology. 2016. Р. 6-10.

10. Chen Xiaolin. A study of the integration of education of patriotism in the teaching of ideological and political courses at universities in the new era // The Economist. 2022. № 1. Р. 237-238.

11. Yang Guihua. A study of the education of Russian patriotism // Prov. Heilongjiang: Heilongjiang University. 2015. Р. 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.