Международные отношения Гао Чаоиюнь
Студентка четвертого курса факультета русского языка Института иностранных языков Дэчжоуского университета.
Ду Яли
Кандидат филолог. наук, доцент, директор Управления международного обмена и сотрудничества, директор Института международного образования Дэчжоуского университета.
Сравнительный анализ патриотического воспитания в Китае и России
Тема патриотизма и патриотического воспитания не теряет своей актуальности в настоящее время. Это вечная тема во всех обсуждениях и спорах. Каждое сильное государство на протяжении всего своего существования придавало и до сих пор придает большое значение патриотическому воспитанию своих граждан, особенно молодежи, ведь под патриотизмом подразумевается не только любовь и привязанность к своей Родине, но и гордость за достижения своей страны и своего народа. В новую эпоху, когда решаются судьбы тех или иных государств, тема патриотического воспитания получает новый виток развития. Стратегические партнеры Россия и Китай, чьи отношения достигли наиболее высокого уровня за всю историю этих стран, также уделяют большое внимание патриотическому воспитанию своих граждан. Так что же такое патриотизм? Любовь к своей родине и к своему народу? Гордость за прошлое своей страны? Или за настоящее? Или стремление сделать что-то полезное для будущих поколений? В данной статье мы подробнее разберем, что представляет собой патриотизм и какие смыслы чаще всего вкладываются в это понятие, а также проанализируем его интерпретацию в России и Китае.
Патриотизм - это сложное и многогранное понятие. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям своей страны. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу. Основой патриотического воспитания выступают прежде всего национальная (этническая) история, традиционные культурные ценности и образование, национальные богатства и развитие.
История фиксирует развитие нации, становление и развитие государства. Она рассказывает о значимых событиях: приобретении независимости, освобождении страны, сопротивлении агрессии, а также подвигах героев. История вдохновляет общество и взращивает в нем те самые патриотические семена. Помимо выдающегося исторического и культурного наследия страны, не стоит забывать и о научно-технических достижениях. Патриотическое воспитание должно подчеркивать важность истории, достоинство культуры и тем самым укреплять национальную гордость и дух всей нации.
1. Патриотизм и патриотическое воспитание в Китае
Патриотизм - это движущая сила великого омоложения китайской нации. С древних времен Китай придавал большое значение патриотическому воспитанию. Однако в результате трансформации общества под давлением некоторых субъективных и объективных факторов появились ограничители развития и совершенствования системы патриотического воспитания. Начиная с 21 века, патриотическое воспитание в Китае следует за прогрессом, но люди в целом равнодушны к нему. Общество занято развитием, предприятия - производством, а молодые поколения - дальнейшим обучением. Под гнетом новых требований к обществу, в том числе и в сфере образования, приходится отодвигать на задний план нравственно-духовное воспитание. Таким образом, формируется довольно серьезная проблема: без крепкой системы патриотического воспитания общество, в частности молодое поколение, потеряет надежную социальную основу.
На протяжении тысячелетий патриотизм был глубоко интегрирован в национальный темперамент и характер китайской нации и стал ценностной ориентацией людей и нормой поведения. Патриотизм нового периода сформировался в условиях построения социализма с китайской спецификой и отражает отличительные особенности данного строя.
Президент Си Цзиньпин, представляя Центральный Комитет Партии, выдвинул великое видение "Китайской мечты", ведь реализация великого обновления китайской нации является величайшей мечтой в современной истории китайской нации [5]. Он предложил пересмотреть историю развития нового Китая за более чем 70 лет. Несмотря на то что под руководством Коммунистической Партии Китая, особенно за более чем 40 лет реформ и открытости, экономическое развитие Китая достигло замечательных успехов, но Китай все еще сталкивается со многими трудностями и вызовами.
2. Патриотизм и патриотическое воспитание в России
По мнению президента России Владимира Владимировича Путина, патриотическое воспитание важно для будущего развития России. Оно играет жизненно важную роль и имеет незаменимое значение в укреплении мощи российского государства. В последние годы, в условиях крайне тяжелой глобальной контртеррористической ситуации, расширения западных санкций против России и слабого экономического развития, российский рубль обесценился, инфляция усилилась, а доходы российского населения сократились. В целях повышения лояльности людей укрепление патриотического воспитания в стране становится особенно значимым [2].
Воспитание патриотизма в России ориентировано на все общество и реализуется в первую очередь посредством образования. Оно охватывает группы общества всех возрастов, от взрослых до детей и молодежи, от военнослужащих, государственных служащих, специалистов научно-технической отрасли до рабочих, учителей, специалистов средств массовой информации и т.д. [11].
В России применяются различные формы и мероприятия для пропаганды патриотизма. Одной из таких форм является празднование исторических юбилеев, целью которых воспитание того патриотического духа, военного и гражданского единства, проявленного прежде всего в годы Великой Отечественной Войн [8]. Каждый год 9 мая, когда вся страна празднует День Победы, некоторые школы приглашают ветеранов, принимавших участие в ВОВ, рассказать учащимся о своих военных годах, выразить патриотические эмоции с помощью правдивых историй и обучить молодежь. Истории отдельных граждан слились воедино с историей развития страны и нации, позволяя полностью отразить природу нации и национальную гражданственность, и в душах людей родилось чувство ответственности и миссии перед страной.
3. Роль социальных институтов в патриотическом воспитании в России и Китае
3.1. Школьное воспитание
Школа, семья и общество играют значимую роль в патриотическом воспитании молодого поколения как в России, так и в Китае. В Китае взращивать патриотические чувства начинают с раннего возраста. Задачей учителей является дать учащимся возможность испытывать патриотические чувства, проявлять инициативу для защиты и защиты своей
страны и быть гордыми китайцами. В учебниках для начальной школы описываются подвиги национальных героев. Изучение деяний этих героев позволяет учащимся ценить с трудом завоеванную жизнь сегодня и свою нынешнюю жизнь [10].
Вывешивание портретов героев и великих людей в классах или коридорах также может передавать патриотические эмоции, плакаты на смежные темы могут быть предназначены для ознакомления учащихся с историями известных ученых, героев боевых действий или людей, которые самоотверженно внесли свой вклад в развитие страны. Таким образом, формирование подходящей среды в раннем возрасте позволяет влиять на мысли, слова и поступки учащихся в жизни, сами учащиеся неосознанно начинают отождествлять себя с патриотами [7].
В школах не только должна происходить передача правильных патриотических чувств и эмоций от учителей к учащимся, но также должны внедряться соответствующие нормы поведения. Воспитание патриотизма должно основываться на возрастных и психологических особенностях учащихся, и в процессе проведения патриотического воспитания необходимо уделять особое внимание нормам поведения учащихся в их повседневной жизни и подчеркивать важность стремления к самосовершенствованию.
В России в последние годы начальные и средние школы на всех уровнях усилили преподавание истории, русского языка, обществознания, экономики и права, в стране организуются различные конкурсы знаний и спектакли по истории и культуре России, а также проводится ряд мероприятий по восстановлению национальных традиций среди молодежи [6]. Такие мероприятия позволяют молодым людям понять национальную историю и традиции, овладеть национальной культурой, повысить национальную гордость и достоинство, а также стимулировать патриотический энтузиазм учащихся. Также поощряется публикация новых учебников, в которых основное внимание уделяется преемственности российской истории и уважению исторических фактов, большее внимание в них уделяется пропаганде традиций России и вкладу русского народа в историю развития человечества. В то же время в учебники добавлены материалы о современной российской культуре и социально-экономических изменениях, чтобы учащиеся могли понять роль государства и личности в судьбе российской нации в настоящее время [9].
Патриотическое воспитание учащихся, как и другое идеологическое и нравственное воспитание, не может быть завершено в одночасье, и мо-
жет быть достигнуто только после длительного обучения и многократного совершенствования. Прежде всего педагоги должны взять на себя личную ответственность и воспитать из учащихся достойных, уверенных в себе социалистических модернизаторов и преемников, любящих Родину и народ в новую эпоху [4].
3.2. Семейное воспитание
Родители - первые учителя своих детей. С момента рождения ребенка родители находятся рядом с ребенком, а их влияние на поведение и привычки ребенка очень велико. В последние годы во многих семьях патриотическое воспитание отодвигалось на задний план. Хорошая работа по патриотическому воспитанию в семье чрезвычайно важна для здорового физического и умственного развития учащихся. Именно поэтому в первую очередь необходимо создать социальную экосистему для воспитания семейного патриотизма. Далее, нужно укрепить фундамент и культивировать источник для создания школьной системы поддержки воспитания семейного патриотизма. И, наконец, необходимо создать систему эндогенной жизнеспособности для воспитания семейного патриотизма. Воспитание патриотизма следует рассматривать как тему построения семейного стиля и семейного девиза.
3.3. Роль общества в воспитании
В Китае и Россия патриотические идеи передаются через все сферы деятельности общества, патриотизм пропагандируется с помощью различных видеопрограмм или телевизионных фильмов, что значительно способствует укреплению патриотических идей в обществе. Люди должны помнить и понимать историю страны и нации, помнить подвиги героев, которые внесли большой вклад в развитие страны, уважать государственную символику, а также стремиться посещать великие места Родины. Только тогда у молодежи появится сильное чувство национальной ответственности и миссии [1].
Сила государства в единстве, и дух патриотизма не может быть унаследован только определенными людьми. Патриотизм является тем инструментом, который позволяет объединить общество, и руководство стран должны понимать эту важную задачу.
Патриотическое воспитание, основой которого является историко-культурное наследие, должно принимать различные формы и не зацикливаться только на традиционных моделях. Необходимо дать обще-
ству возможность принять концепцию патриотизма в участии, чувствах и опыте, сознательно выполнять патриотические обязанности в работе и жизни, чтобы создать здоровую, цивилизованную и позитивную патриотическую культурную атмосферу во всем обществе [3].
Воспитание патриотизма в новую эпоху должно быть в первую очередь ориентировано на молодое поколение. Целью образования является восстановление гражданской гордости и чувства ответственности, чтобы общество могло защищать свою страну практическими действиями и по-настоящему любить ее.
Список литературы:
1. Бугачев А.В. патриотическое воспитание молодёжи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7-2. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-3 (Дата обращения: 25.03.2022).
2. Ма Цзин, Дай Юйци. Меры и тенденции по воспитанию нового патриотизма в России // Образовательный обозреватель. 2019. № 2. С. 163-166.
3. Попов П.М. О патриотизме // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 30-3. // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-patriotizme (Дата обращения: 26.03.2022).
4. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза // МНКО. 2018. C. 73.
5. Сю Юэсюань, Сравнительный анализ патриотического воспитания китайских и российских студентов // Пров. Цзилинь: Чанчуньский технологический университет. 2021. С 24-28.
6. Хань Ци. Влияние российского патриотического образования на Китай // Южный журнал. 2020. № 7. С. 103-105.
7. Ху Лидань. Исследование интеграции патриотического воспитания в новую эпоху - на примере г. Чэнду // Пров. Сычуань. Сычуаньский педагогический университет. 2021. С. 65-68.
8. Хэ Чжэндун. Особенности современного российского патриотического воспитания и его влияние на Китай // Журнал Цзилиньского университета радио и телевидения. 2017. № 10. С. 129-130.
9. Чжун Вэйцзя. Реконструкция воспитания русского патриотизма в путинский период и китайское просвещение // Пров. Хэйлунцзян: Харбинский технологический институт. 2016. С. 6-10.
10. Чэнь Сяолинь. Исследование интеграции воспитания патриотизма в преподавании идеологических и политических курсов в университетах в новую эпоху // Экономист. 2022 № 1. С. 237-238.
11. Ян Гуйхуа. Исследование воспитания русского патриотизма // Пров. Хэйлунцзян: Хэйлунцзянский университет. 2015. С. 13-15.
Bibliography
1. Bugachev A.V. patriotic education of youth // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2017. № 7-2. // URL: https:// cyberleninka.rU/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-3 (03.25.2022).
2. Ma Ching, Dai Yuqi. Measures and trends for the education of new patriotism in Russia // Educational Observer. 2019. № 2. Р. 163-166.
3. Popov P.M. About patriotism // Eurasian Union of Scientists. 2016. № 30-3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-patriotizme (03.26.2022).
4. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. The content and technologies of patriotic education of university students // MNKO. 2018. Р. 73.
5. Xu Yuexuan, Comparative analysis of the patriotic education of Chinese and Russian students // Prov. Jilin: Changchun University of Technology. 2021. Р. 24-28.
6. Han Qi. The influence of Russian patriotic education on China // Southern Journal. 2020. № 7. P. 103-105.
7. Hu Lidan. Study of the integration of patriotic education in a new era - on the example of Chengdu // Prov. Sichuan. Sichuan Normal University. 2021. Р. 65-68.
8. He Zhengdong. Features of modern Russian patriotic education and its impact on China // Journal of Jilin University of Radio and Television. 2017. № 10. P. 129-130.
9. Zhong Weijia. Reconstruction of the education of Russian patriotism in the Putin period and Chinese education // Prov. Heilongji-ang: Harbin Institute of Technology. 2016. Р. 6-10.
10. Chen Xiaolin. A study of the integration of education of patriotism in the teaching of ideological and political courses at universities in the new era // The Economist. 2022. № 1. Р. 237-238.
11. Yang Guihua. A study of the education of Russian patriotism // Prov. Heilongjiang: Heilongjiang University. 2015. Р. 13-15.