Н.Ш. Розе, мл. науч. сотрудник, А. В. Куликов, мл. науч. сотрудник, Центр изучения гражданских инициатив, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан,
г. Уфа, Россия, huzinans@isirb.ru, kulikovav@isirb.ru
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРТИСИПАТОРНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТАХ*
В статье рассмотрены особенности реализации программ вовлечения городского населения в процессы распределения бюджетных средств, основанных на непосредственном участии граждан в принятии управленческих решений. Представлены практики инициативного и партисипаторного бюджетирования, использующиеся на территории Российской Федерации, отличия и особенности проектирования и реализации данных практик в сельских поселениях и в городах. Подробно рассмотрены опыт Республики Башкортостан по реализации конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в городских округах; основные критерии и требования к конкурсным заявкам; типология проектов, выбранных населением; административно-территориальный состав участников. Кроме того, в статье представлена практика реализации программы «Уфимские дворики», которая представляет собой конкурсный отбор проектов комплексного благоустройства дворовых территорий. В ходе исследования проведено сравнение основных параметров двух программ инициативного бюджетирования, практикуемых в регионе: программы, посвященной реализации проектов развития общественной инфраструктуры, и программы комплексного благоустройства дворовых территорий. На основе полученных выводов проведен сравнительный анализ аспектов реализации программ партисипаторного бюджетирования в городских и сельских поселениях.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, местные инициативы, гражданские инициативы, инновационные механизмы, городское сообщество, сообщество городского округа, сравнительный анализ, конкурсный отбор проектов.
В условиях перехода развивающихся стран на инновационно ориентированную модель социально-экономического развития актуальными становятся вопросы поиска новых форм и инструментов формирования самоорганизующихся сообществ, активной гражданской позиции и использования гражданского ресурса как фактора повышения эффективности принятия управленческих решений и разделения ответственности.
В связи с этим существенный интерес как со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, так и со
* Публикация подготовлена в рамках выполнения го инициатив ГАНУ ИСИ РБ за 2017 г
стороны ученых и исследователей вызывает использование методов прямой и косвенной демократии в вопросе распределения бюджетных средств на развитие общественной инфраструктуры, основанных на вовлечении в эти процессы населения, проживающего непосредственно на благоустраиваемой территории и являющегося прямым получателем вновь созданных благ1.
Таким образом, распространение и адаптацию под определенные условия хозяйствования и социально-экономического развития получают инструменты инициативного
'дарственного задания Центра изучения гражданских
и партисипаторного бюджетирования, впервые апробированные в Бразилии как метод распределения части средств бюджета на решение острых проблем местного значения путем голосования граждан2. Так, партиси-паторное бюджетирование как процессы, ориентированные на демократизацию и повышение прозрачности бюджетной системы через создание официальных каналов участия, способствуют интеграции политически и экономически слабых слоев населения в алгоритм принятия критически важных для них решений на местном уровне.
В России существует несколько вариантов партисипаторного и, в частности, инициативного бюджетирования: это практика Центра «ResPuЫica» Европейского университета в Санкт-Петербурге, реализуемая при поддержке фонда А.Л. Кудрина, заключающаяся в создании бюджетных комиссий из числа граждан, проект «Народный бюджет» и Программа поддержки местных инициатив, в основе которых лежат принципы выборности и верности большинства.
Стоит отметить, что наибольшее распространение на территории России имеет Программа поддержки местных инициатив в силу разработанной и адаптированной под условия российской экономики методологии и благодаря методологической поддержке Всемирного банка. Данная программа изначально была ориентирована на сельское на-
селение, и механизмы, выработанные в процессе ее апробации, на сельских территориях являются довольны эффективными.
В настоящее время программа реализуется более чем в 40 регионах России, причем пилотные проекты, как правило, отрабатываются именно на муниципальных районах. На сегодняшний день среди регионов, практикующих реализацию проектов инициативного и партисипаторного бюджетирования в городских округах, можно отметить Кировскую, Тверскую, Ульяновскую области, Республику Башкортостан, городской округ город Якутск, город федерального значения Санкт-Петербург. Основные характеристики и параметры городских программ представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, городские практики на данный момент являются развивающимся и перспективным направлением инициативного и партисипаторного бюджетирования ввиду некоторых особенностей и отличий реализации проектов от аналогичных в сельских поселениях.
В Башкортостане участниками конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры (Программы поддержки местных инициатив) наравне с сельскими поселениями и муниципальными районами городские округа могут выступать с 2016 года. Основной целью проекта по реализации механизмов инициативного бюдже-
Таблица 1
Основные отличительные характеристики программ инициативного и партисипаторного бюджетирования, реализующихся в городских округах регионов России
Регион Практики Форма участия населения Объем бюджетных средств, р.
Город федерального значения Санкт-Петербург, города Сосновый Бор, Череповец «Я планирую бюджет» Участие в работе бюджетных комиссий 220 000 0003
Городской округ город Якутск «Народный бюджет» Участие в выборе проектов, софинансирование проектов Более 108 000 000
Тверская область Программа поддержки местных инициатив Участие в выборе проектов, софинансирование проектов Более 350 000 0004
Кировская область Программа поддержки местных инициатив Участие в выборе проектов, софинансирование проектов Более 1 255 000 0005
Ульяновская область Программа поддержки местных инициатив Участие в выборе проектов, софинансирование проектов 170 000 000
Республика Башкортостан Программа поддержки местных инициатив, «Уфимские дворики» Участие в выборе проектов, софинансирование проектов 920 000 000
тирования в целях развития общественной инфраструктуры, запущенного в Республике Башкортостан в 2014 году, является активное вовлечение граждан в инициативное бюджетирование, под которым понимается совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов6.
Проекты развития общественной инфраструктуры, представленные на конкурс, должны соответствовать ряду критериев, каждый из которых оценивается определенным баллом, исходя из его значимости. Среди обязательных требований к проекту, выбранному местным населением, можно отметить следующие:
— нахождение объекта в муниципальной собственности (документально подтвержденное);
— софинансирование проекта со стороны населения в размере не менее 3% от суммы субсидии, со стороны местного бюджета в размере не менее 5% от суммы субсидии;
— основание для участия в конкурсном отборе в виде протокола проведенного собрания населения.
Кроме того, критериями конкурсного отбора, по которым оцениваются социальная и экономическая эффективность проекта и степень участия населения в идентификации проблемы, выступают наличие денежного и неденежного вклада спонсоров; наличие неденежного вклада населения; число бла-
2016 год
гополучателей; положительное воздействие на окружающую среду; создание рабочих мест; использование средств массовой информации; возможность содержания и наличие средств для целевой эксплуатации объекта7.
Основными факторами, обеспечивающими победу, в данном случае являются полнота и достоверность предоставленной на конкурс информации, что в дальнейшем позволяет обеспечить систематический всесторонний анализ слабых и сильных сторон реализации проекта и разработку рекомендаций по повышению его эффективности.
Нормативно-правовую базу реализации проектов инициативного бюджетирования на региональном уровне, чаще всего реализуемых в формате конкурсного отбора, составляют, во-первых, Федеральный закон №131-Ф3 об общих принципах организации местного самоуправления, во-вторых, региональный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок проведения конкурсного отбора в каждом конкретном регионе, и, в-третьих, ряд кодексов и законов Российской Федерации, регламентирующих общие и специфические вопросы проведения ремонтно-строительных работ, движения денежных средств, проведения торгов и т.д.8
Идейно-содержательная опора программы на полномочия местных органов самоуправления определяет допустимый типологический состав потенциальных проектов, в числе которых проекты текущего и капитального ремонта автомобильных дорог, учреждений культуры, образования, библиотечного обслуживания, объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, мест захоронения,
2017 год
41%
10% 2%
14%
17%
■ Дороги
■ Водоснабжение
□ Детские площадки
■ Освещение
I Образование I Культура
I Физкультура и спорт
14%
■ Библиотеки Детские площадки
Н Образование
■ Бытовое обслуживание □ Культура
4% 2%
В Благоустройство = Дороги
I Физкультура и спорт I Водоснабжение I Массовый отдых
Рис. 1. Типология проектов в городских округах в 2016 и 2017 годах
12%
24%
мест массового отдыха, физической культуры и спорта, игровых площадок (рис. 1).
Как видно на рис. 1, граждане городских округов чаще акцентируют внимание на решении проблем, свя- _
занных с обустройством спортивных и детских площадок, дорог и учреждений образования, причем на второй год реализации распределение приоритетов стало более равномерным. Кроме того, если сравнивать распределение проектов, выбранных для реализации населением сельских поселений, где самыми востребованными являются проекты, связанные с автомобильными дорогами, учреждениями образования, водоснабжением и местами захоронения, можно сделать вывод о специфичности направления вектора потребностей городского населения. Так, если сельское население ориентировано на проекты, решающие острые жизненные инфраструктурные проблемы, которые касаются неотъемлемых аспектов деятельности сельских жителей, то городские проекты направлены на создание комфортных и благоприятных для жизни условий и в большинстве относятся к благоустройству территории.
Стоит отметить, что реализация конкурсного отбора проектов общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в 2017 году прошла с неболь-
Граждане городских округов чаще акцентируют внимание на решении проблем, связанных с обустройством спортивных и детских площадок, дорог и учреждений образования.
шими изменениями, которые были отражены в постановлении Республики Башкортостан № 168 от 9 апреля «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах». Одно из важных изменений касалось возможности участия в конкурсном отборе жителей многоквартирного дома (МКД), избравших совет многоквартирного дома наряду с уличными комитетами (УК), ТОСами, ТСЖ и населенными пунктами в составе городского округа. Это изменение вкупе со снятием ограничения на количество поданных заявок от городских округов (ГО) позволило почти в 3 раза увеличить активность жителей городских округов (с 40 заявок в 2016 году до 111 в 2017 году), что подтверждается распределением заявок в городских округах по типам инициаторов проектов (рис. 2).
Как уже было отмечено, участие городских округов в проектах инициативного и партисипаторного бюджетирования отличается рядом характеристик, связанных как с особым порядком набора баллов по некоторым критериям, так и с необходимостью выстраивания взаимоотношений с основными участниками реализации проектов: представителями ТОСов, ТСЖ, МКД, УК, бизнес-сообщества, а также внутри проектной
50 45 40 35 30 25 20 15 10
47
Населенный пункт в составе ГО
ТОС
ТСЖ
УК
МКД
I 2016
2017
Рис. 2. Распределение заявок в городских округах по типам инициаторов проектов
в 2016 и 2017 годах
5
0
Таблица 2
Сравнительная характеристика практик Программы поддержки местных инициатив и «Уфимские дворики»
Параметр Программа поддержки местных инициатив «Уфимские дворики»
Размер субсидии на один проект 1 млн р. 3 млн р .
Участники конкурсного отбора - Уличные комитеты; - ТОС; - ТСЖ; - населенные пункты в составе городского округа; - собственники многоквартирных домов, избравшие советы многоквартирных домов - Собственники многоквартирных домов, избравшие советы многоквартирных домов; - органы территориального общественного самоуправления; - товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы
Перечень работ - Объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, объекты благоустройства (включая освещение улиц), объекты сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных/бытовых отходов и мусора; - автомобильные дороги местного значения и сооружения на них; - объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности; - объекты для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания; - игровые площадки; - учреждения библиотечного обслуживания населения; - учреждения культуры; - учреждения образования; - объекты культурного наследия; - объекты физической культуры и массового спорта; - места массового отдыха населения; - места захоронения; - другие объекты общественной инфраструктуры, находящиеся в собственности городских округов - Ремонт асфальтового покрытия; - установка детского игрового комплекса (с резиновым или песчаным покрытием) и/или установка спортивной площадки (турникового комплекса) с устройством антитравмирующего резинового покрытия; - устройство автомобильных парковок; - перенос опор освещения; - замена светильников; - устройство пешеходных дорожек; - установка скамеек, урн, беседок, ограждений
Уровень со-финансирования со стороны населения 10% 15%
команды, ответственной за участие городского округа в конкурсном отборе. Учет специфики вовлечения городского населения в решение вопросов местного значения и понимание необходимости повышения компетенций органов местного самоуправления в области управления инструментами инициативного бюджетирования привели к разработке практики, методологически базиру-
ющейся на Программе поддержки местных инициатив, но в то же время основанной на возможностях и потребностях городских округов.
Таким образом, выявленные особенности участия городских округов Республики Башкортостан в проекте инициативного бюджетирования послужили предпосылкой для разработки программы по благоустрой-
Таблица 3
Сравнительный анализ аспектов реализации практик партисипаторного бюджетирования в городских округах и сельских поселениях Республики Башкортостан
Аспект сравнения Сельские поселения Городские округа
1 2 3
Активность населения Население активно на всех стадиях реализации проекта, может испытывать недоверие в первый год реализации проекта Активность населения прямо пропорциональна степени информированности о проекте и успешности его реализации
Оптимальная форма участия населения Выявление предварительного перечня проблем путем проведения собраний в трудовых коллективах, по месту жительства и проведения опросов Очное участие населения в итоговом собрании, на котором происходят утверждение ключевых моментов и финальный выбор проекта Аналогично участию населения в сельских поселениях Возможно использование механизмов вовлечения населения с помощью сети Интернет
Оптимальная форма организации населения Общие собрания жителей сельских поселений и населенных пунктов Общие собрания жителей ТОСов, советов многоквартирных домов, членов уличных комитетов, товариществ собственников жилья, жителей населенных пунктов, входящих в состав городского округа Бюджетные комиссии
Обучение населения и представителей органов местного самоуправления Требуется серийное обучение глав органов местного самоуправления Требуется серийное обучение представителей органов местного самоуправления, ТОСов, советов многоквартирных домов, членов уличных комитетов, товариществ собственников жилья
Информирование населения Информирование населения может происходить с помощью традиционных информационных каналов, большое значение имеет межличностное взаимодействие В силу социальной неоднородности и отсутствия крепких межличностных связей необходимо задействовать в полной мере все средства массовой информации, с акцентом на Интернет и рекламные банне-ры в местах с высокой проходимостью населения
Ход собрания Варьируется в зависимости от проекта. Важными являются наличие разумного большинства жителей, а также свободное обсуждение и голосование по проектам Варьируется в зависимости от проекта. Важными являются наличие разумного большинства жителей, а также свободное обсуждение и голосование по проектам При использовании механизмов, подразумевающих применение сети Интернет, собрания могут не проводиться
Активность спонсоров В сельских поселениях активность спонсоров выше, чем в городских округах. Спонсорами, как правило, выступают жители поселения или района, владеющие бизнесом, или выходцы из данного населённого пункта, а также жители, имеющие активную жизненную позицию. Кроме того, спонсорами становятся крупные предприятия, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность на территории муниципального образования В городских округах активность спонсоров на данном этапе развития партисипа-торного бюджетирования является низкой Спонсорами выступают различные предприниматели, предприятия, находящиеся на территории городского округа, а также жители, имеющие активную гражданскую позицию
Продолжение табл. 3
1
3
Софинансиро-вание со стороны населения
Варьируется в зависимости от проектов При использовании механизмов Программы поддержки местных инициатив утверждается в каждом отдельном регионе собственным нормативно-правовым актом
При использовании бюджетной комиссии софинансирование может отсутствовать
Варьируется в зависимости от проектов При использовании механизмов Программы поддержки местных инициатив утверждается в каждом отдельном регионе собственным нормативно-правовым актом
При использовании бюджетной комиссии софинансирование может отсутствовать При использовании механизма в сети Интернет софинансирование также может отсутствовать
ству дворовых территорий многоквартирных домов, основанной на местных инициативах и имеющей комплексный характер («Уфимские дворики»). В 2017 году был запущен пилотный проект реализации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (РБ) проектов по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, основанных на местных инициативах9. По результатам первого года было получено 154 заявки, из которых 109 признаны победителями. При этом объем финансирования из бюджета РБ составил 199,6 млн р., а объем софи-нансирования со стороны населения - 12,5 млн р.
Реализация Программы поддержки местных инициатив и проекта комплексного благоустройства городских дворовых территорий преследуют одну цель и решают похожие задачи благоустройства локальных территорий и повышения эффективности расходования бюджетных средств, однако ключевые параметры практик различны, что показывает их зависимость от типа участников и благополу-чателей микропроектов (табл. 2).
Как видно по данным табл. 2, проекты значительно отличаются
онными отличиями жизнедеятельности разных типов муниципалитетов.
На основе полученных результатов проведём сравнительный анализ основополагающих аспектов реализации проектов на городских и сельских территориях (табл. 3).
Таким образом, можно сделать вывод, что основной отличительной чертой парти-сипаторного бюджетирования в городских округах является форма участия населения в бюджетных процессах, определяемая сложностями, связанными с организацией и информированием большого количества граждан в социально и экономически неоднородном городском обществе.
Проведенное исследование позволило выявить ключевые отличия программ инициативного и партисипаторного бюджетирования в сельских поселения и в городах. Сравнение практик использования механизмов вовлечения граждан в бюджетные процессы, реализуемых в разных регионах России, дало возможность идентифицировать особенности проектирования программ для городских сообществ. Обзор результатов реализации партисипаторного бюджетирования в городах позволяет говорить о необходимости и актуальности разработки но-составом участников и допускаемых видов вых форм и методов вовлечения населения работ, а также размером софинансирования, в принятие решений по бюджетированию что можно обосновать социально-экономи- вопросов местного значения с целью по-ческими, административными, организаци- вышения эффективности бюджетных рас-
Основной отличительной чертой партисипаторного бюджетирования в городских округах является форма участия населения в бюджетных процессах, определяемая сложностями, связанными с организацией и информированием большого количества граждан в социально и экономически неоднородном городском обществе.
ходов, активизации гражданского сознания и формирования доверительных отношений между гражданами и местными органами власти.
Литература
1. Хузина Н.Ш. Участие местных бизнес-сообществ в проектах инициативного бюджетирования как фактор повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докл. XI Международ. конф., 17-19 нояб. 2016 г.: в 2 т. / УрФУ Екатеринбург: Изд-воУМЦУПИ, 2016. Т. 2. С. 645-652.
2. Gestaopública e participaç o: a experiencia do or-çamentoparticipativoem Porto Alegre // Sao Pauloem Perspectiva. Vol. 10, no 13. Р. 129-137.
3.Открытый бюджет Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: http://budget.lenobl. ru/ (дата обращения: 01.10.2017). 4. Министерство финансов Тверской области [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http:// ppmi.tverfin.ru/ (дата обращения: 01.10.2017).
5. Портал социальных услуг Кировской области [Электронный ресурс]. URL: http://www. socialkirov.ru (дата обращения: 01.10.2017).
6. Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Финансовый журнал. 2015. № 3 (25). С. 117-122.
7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19.04.2017 г. № 168 «О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах».
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Постановление администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 07.04.2017 г. № 403 «О реализации на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан проектов по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, основанных на местных инициативах».
COMPARATIVE ANALYSIS OF PARTICIPATIVE BUDGETING IN CITY AND RURAL MUNICIPALITIES
N.Sh. Roze, Junior Researcher, A.V. Kulikov, Junior Researcher, The center for study of civil initiatives, Institute of Strategic Studies of Bashkortostan Republic, Ufa, Russia, huzinans@isirb.ru, kulikovav@isirb.ru
This publication was prepared in the framework of fulfilling the state assignment by The center for study of civil initiatives of Institute of Strategic Studies of Bashkortostan Republic in 2017. The article considers the features of civilians' involvement programs' realization in budget money's distributing, based on civilians' participation in administrative decision making. The paper provides the practices of initiative and participative budgeting, used on the territory of the Russian Federation, distinctions and peculiarities of projecting and realization of these practices in rural settlements and cities. The article considers in details the experience of the Republic of Bashkortostan in realization of competitive selection of public infrastructure development projects based on the local initiatives and in city districts; the basic criteria and requirements of competitive applications; the typology of projects chosen by the population; the administrative and territorial composition of participants. Besides, the paper provides the realization practice of the program "Ufimskie dvoriki"; it is a competitive selection of projects for complex beautification of yards. The research contains a comparison of basic characteristics of two programs of initiative budgeting used in the region: the program for realization of public infrastructure development projects and the program for complex beautification of yards. On the base of outcomes the authors have carried out the comparative analysis of participative budgeting programs' realization in city and rural settlements.
Key words: initiative budgeting, participative budgeting, local initiatives, civil initiatives, innovative mechanisms, city society, society of city district, comparative analysis, competitive selection ofprojects.
References
1. Huzina N.SH. Uchastie mestnyh biznes-soo-bshchestv v proektah iniciativnogo byudzheti-rovaniya kak faktor povysheniya investicionnoj privlekatel'nosti municipal'nogo obrazovaniya [The participation of local business communities in projects budgeting initiative as a factor of increase of investment appeal of municipality] // Rossijskie reg-iony v fokuse peremen: sb. dokl. XI Mezhdunarod. konf., 17-19 noyab. 2016 g.: v 2 t. / UrFU. Ekaterinburg: Izd-voUMCUPI, 2016. T. 2. S. 645-652.
2. Gestaopublica e participag o: a experiencia do or-gamentoparticipativoem Porto Alegre // Sao Pauloem Perspectiva. Vol. 10, no 13. R. 129-137.
3. Otkrytyj byudzhet Leningradskoj oblasti [Open budget of Leningrad region]. URL: http://budget.le-nobl.ru/ (accessed: 01.10.2017).
4. Ministerstvo finansov Tverskoj oblasti [The Ministry of Finance of Tver region]: ofic. sajt. URL: http:// ppmi.tverfin.ru/ (accessed: 01.10.2017).
5. Portal social'nyh uslug Kirovskoj oblasti [The portal of social services of the Kirov region]. URL: http://www.socialkirov.ru (accessed: 01.10.2017).
6. Vagin V.V., SHapovalova N.A., Gavrilova N.V Iniciativnoe byudzhetirovanie: mezhdunarodnyj kon-tekst rossijskoj versii [Proactive budgeting: the international context of the Russian version] // Finansovyj zhurnal. 2015. № 3 (25). S. 117-122.
7. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan ot 19.04.2017g. № 168 «O realizacii na territorii Respubliki Bashkortostan proektov razvitiya obsh-chestvennoj infrastruktury, osnovannyh na mestnyh iniciativah» [Resolution of the government of the Republic of Bashkortostan from 19.04.2017, № 168 «About realization in the territory of the Republic of Bashkortostan development projects of public infrastructure based on local initiatives»].
8. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» [Federal law of 06.10.2003, № 131-FZ (as amended on 03.07.2016) «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation»].
9. Postanovlenie administracii gorodskogo okruga g. Ufa Respubliki Bashkortostan ot 07.04.2017 g. № 403 «O realizacii na territorii gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan proektov po blagoustrojstvu dvorovyh territory mnogokvartirnyh domov, osnovannyh na mestnyh iniciativah» [The resolution of administration of city district the city of Ufa of Republic Bashkortostan from 07.04.2017, № 403 «About realization in the territory of city district the city of Ufa of Republic of Bashkortostan project in the courtyards of apartment buildings, based on local initiatives»].