Бочуров А.А., Курбанов А.Х., Литвиненко А.Н.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. В современных условиях обеспечению экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса со стороны органов государственного управления уделяется важное внимание. На основе данных, полученных из открытых источников, проведен сравнительный анализ условий, обеспечивающих экономическую безопасность отечественного оборонно-промышленного комплекса и военно-промышленных комплексов ведущих стран мира (США, Китая и Германии).
Ключевые слова. Военные расходы, военно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, экономическая безопасность.
Bochurov A.A., Kurbanov A.Kh., Litvinenko A.N.
COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMESTIC AND THE FOREIGN EXPERIENCE OF ENSURING THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX ECONOMIC SECURITY
Abstract. In modern conditions, the provision of economic security of the defense-industrial complex by the state authorities is given great importance. Based on data obtained from open sources, a comparative analysis of the conditions ensuring economic security of the domestic defense industry complex and military-industrial complexes of the world's leading countries (USA, China and Germany) was carried out.
Keywords. Military expenditures, military-industrial complex, state defense order, defense-industrial complex, economic security.
Вопросы экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса в тех государствах, где он, в принципе, существует, являются крайне важными. Это связано, в первую очередь с тем обстоятельством, что ОПК (по тексту при рассмотрении зарубежного опыта будем использовать распространённую в мировой практике аббревиатуру - ВПК) является важнейшим элементом экономики развитых стран. Предприятия военной промышленности не только производят продукцию военного и гражданского назначения, но и принимают непосредственное участие в экономическом развитии государств [9], являются площадкой, на которой осуществляется внедрение инновационных разработок [3], выступают катализатором для процессов модернизации национальной экономики.
ГРНТИ 06.71.67
© Бочуров А. А., Курбанов А.Х., Литвиненко А.Н., 2018
Андрей Александрович Бочуров - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург). Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).
Александр Николаевич Литвиненко - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России.
Контактные данные для связи с авторами (Курбанов А.Х.): 191000, Санкт-Петербург, Макарова наб., 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 14.03.2018.
Многие предприятия, входящие в состав ОПК, соединены устойчивыми кооперационными связями не только между собой, но и с производственными организациями, выпускающими продукцию гражданского назначения. При этом в некоторых случаях используются и иностранные компании. Вопросы финансирования предприятий ОПК решаются путем привлечения государственных и коммерческих банков. Перечень кредитно-финансовых организаций, работающих в интересах военной промышленности, как правило, ограничен. К ним предъявляются особые требования.
Так, например, в России в начале 2018 года Министерство финансов объявило о создании опорного банка для осуществления операций по государственному оборонному заказу и крупным государственным контрактам. Его задача будет заключаться в проведении расчетов с оборонными предприятиями и выделении им кредитов. Для него будет создана сеть отделений, предназначенная специально для оборонной промышленности. Ранее сообщалось, что Правительство РФ намерено засекретить список банков, работающих со средствами государственного оборонного заказа (ГОЗ), чтобы уберечь их от санкций со стороны западных стран. С 2014 года под западными санкциями (прежде всего речь идет о США) находятся десятки крупнейших российских оборонно-промышленных концернов и предприятий. Сейчас условия, при которых банки могут работать с деньгами ГОЗ, и их список открыты (его каждый месяц публикует Центральный банк РФ). Основными банками являются Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк.
Прежде, чем мы перейдем к проведению сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности ОПК (ВПК), необходимо определиться, что под ней понимается и выполнение каких мероприятий (наличие каких условий) её должно гарантировать. Под экономической безопасностью ОПК, по нашему мнению, необходимо понимать совокупность условий, обеспечивающих устойчивое функционирование предприятий, производящих продукцию в рамках ГОЗ. К основным условиями обеспечения экономической безопасности ОПК можно отнести: степень зависимости оборонных предприятий от иностранных поставщиков; использование принципов проектного управления; наличие системы контрактов полного жизненного цикла; государственная поддержка (стимулирование) диверсификации военного производства; возможность нивелирования рисков неэффективного выполнения заказа и нецелевого расхода бюджетных средств; наличие инструментария, не допускающего формирование устойчивой коррумпированной среды.
Мы не ставим перед собой цели ранжировать данные условия. Отметим лишь, что степень их важности для каждой страны может быть отличной, равно как и характер проявления в общей системе экономической безопасности ОПК. Условия могут меняться во времени, под влиянием факторов экзогенной и эндогенной природы. Далее рассмотрим их содержание и некоторые особенности практического проявления в России, США, Китае и Германии.
Крупнейшим ВПК в мире является американский. В списке 100 крупнейших мировых производителей вооружений и военной техники (ВВТ) 45 компаний являются американскими [1]. Вместе с тем, суммарная величина военных расходов (реализация военных заказов, разработка современных систем вооружений, проведение военных операций и проч.) в ведущих странах мира является значительной частью государственного бюджета и ложится тяжелым грузом на экономику даже в США. С 2011 года отмечается тенденция на снижение военных расходов, как в США, так и у их союзников (табл. 1).
Таблица 1
Военный бюджет в некоторых странах мира в 2010-2016 гг., млрд долл.
Страна Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Россия 58,72 70,24 81,47 88,35 84,70 66,42 69,25
Процент от ВВП 3,82 3,67 3,99 4,20 4,52 4,90 5,32
США 698,18 711,34 684,78 639,70 609,91 596,01 611,19
Процент от ВВП 4,67 4,58 4,24 3,83 3,51 3,30 3,29
Китай 115,71 137,97 157,39 179,88 200,77 214,09 215,18
Процент от ВВП 1,93 1,85 1,86 1,89 1,92 1,94 1,93
Германия 46,26 48,14 46,47 45,93 46,10 39,81 41,07
Процент от ВВП 1,36 1,28 1,32 1,23 1,20 1,19 1,19
Разработано А. А. Бочуровым на основе анализа информации портала www.politinform.su [2].
Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов их союзников преимущественно связано с укреплением доллара. Весь остальной мир, вне зоны влияния США, военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия. В 2016 году Россия вошла в тройку мировых лидеров по объему военных расходов. В связи с этим органы государственной власти уделяют большое значение целевому расходованию денежных средств, выделяемых в интересах обороны и безопасности.
Следует, однако, помнить о том, что в период 2010-2015 гг. Россия вкладывала средства в науку и новые разработки в интересах ОПК в среднем в два раза меньше, чем Южная Корея, в три раза меньше, чем Германия, в семь раз меньше, чем Китай, и почти в 20 раз меньше, чем США. Многолетнее недофинансирование фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок привело к тому, что многие предприятия ОПК даже после реализации комплекса мер государственной поддержки могут поставлять только морально и технически устаревшую, энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании и менее надежную продукцию [5].
Рост военных расходов не всегда является гарантией обеспечения необходимого уровня национальной безопасности. Вместе с тем, если речь идет о реализации кооперационных программ создания и модернизации вооружений, то они могут послужить действенным способом рационального использования потенциала ВПК тех стран, которые вступили в отношения в рамках взаимовыгодного сотрудничества. Так, например, в Китае важнейшим направлением реформы ОПК сегодня является формирование современной научно-технической базы военного производства на основе интеграции предприятий оборонной промышленности и передовых в технологическом отношении гражданских компаний и предприятий, включая частные и с иностранным капиталом [17].
Однако, при этом должны быть гарантии сохранения национальной безопасности, что в условиях геополитической нестабильности обеспечить довольно сложно. Доказательством этого может служить обострение отношений между США и Турцией, которые долгое время были союзниками по НАТО. Необходимо отметить, что в последние годы все большее предпочтение отдается изоляционистскому направлению развития ОПК, особенно если это касается России. Военно-техническое сотрудничество (ВТС) нашей страны с другими государствами ограничивается продажей ВВТ. Основными партнерами являются страны СНГ, уровень развития технологий создания вооружений в которых нельзя назвать высоким.
Ситуация усугубляется последствиями введения против нашей страны санкций. Агрессивная политика в данной сфере привела к увеличению количества посредников при закупке важной для оборонного производства продукции, что привело к существенному росту расходов, связанных с производством ВВТ. Несмотря на то, что в настоящее время в ОПК РФ реализуются мероприятия, направленные на импортозамещение, говорить о полном переходе на отечественные комплектующие преждевременно, а по некоторым видам, в принципе, невозможно не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.
На практике пока непонятно, какую именно отечественную продукцию и, главное, как создавать: копировать существующую и технологии её производства (такого пути уже несколько лет придерживается Китай и несмотря на то, что в последние два десятилетия эта страна значительно сократила общие объёмы импорта иностранных вооружений и военных технологий, между 2007 и 2011 гг. она всё ещё занимает одно из лидирующих мест по совокупной стоимости контрактов, заключённых для приобретения продукции военного назначения) или создавать новые технологии, возможно ли производство «с нуля» или необходимо рассчитывать на помощь иностранных компаний (что вряд ли возможно в обозримой перспективе) [11]. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на экономическую безопасность ОПК РФ.
Вместе с тем, зависимость США от внешних источников весьма невелика. После окончания холодной войны промышленные основы национальной обороны ведущих западных государств, и в том числе США, претерпели значительные изменения. К числу таких изменений относятся большая рационализация и концентрация военных заказов и размещение среди основных американских подрядчиков [19].
В свою очередь, в 2016 году китайским правительством была принята долгосрочная программа модернизации сферы высоких технологий, рассчитанная до 2050 года. По замыслу её разработчиков,
реализация такой программы превратит Китай в производителя инновационной научно-технической продукции. Совершенно очевидно, что программа развития сферы высоких технологий будет иметь сугубо военную направленность [6].
Военное производство является не только высокозатратным видом деятельности, но и требует концентрации значительного количества компаний, производящих различную продукцию, а также эффективного обеспечения логистического сопровождения всех процессов от добычи сырья до доставки готовой продукции военным потребителям. Как показывает опыт таких стран, как США, Германия, Великобритания и др., использование проектного управления, где каждый участник фокусирует свою работу в своей собственной зоне компетенции, а субподрядчики рассматриваются как часть команды, позволяет существенно снизить количество подрядчиков - с нескольких тысяч до нескольких сотен [6]. Повышение надежности и эффективности работы субподрядной базы благоприятно сказывается на степени экономической безопасности ВПК.
В настоящее время в ОПК России методы проектного управления используются недостаточно широко. В то же время, в России существует ряд успешных примеров внедрения проектного управления в частных компаниях, на предприятиях со значительной долей государственной собственности, в органах исполнительной власти.
Еще одним важным, на наш взгляд, условием обеспечения экономической безопасности в ОПК является наличие системы контрактов полного жизненного цикла. Она предполагает обслуживание ВВТ предприятием-изготовителем на всех стадиях от проектирования и производства до утилизации. Данная система позволяет минимизировать риски некачественного и несвоевременного выполнения запланированных заданий ГОЗ, исключает огромный круг посредников, повышает техническую готовность парка ВВТ к выполнению задач по предназначению и позволяет вовлечь исполнителей заказа в обеспечение функционирования военной организации, что служит основой эффективного военно-гражданского сотрудничества [10], поскольку отношения заказчика и исполнителя не прекращаются после приемки заказанной ВВТ.
От того, насколько качественно исполнитель будет обеспечивать реализацию контракта полного жизненного цикла, будет зависеть рентабельность его деятельности. В условиях конкуренции система контрактов полного жизненного цикла способствует установлению более тесных и доверительных отношений с поставщиками и заказчиками, повышает уровень операционной эффективности и, как следствие, обеспечивает конкурентоспособность выпускаемой продукции. Переход на данную систему в России осуществляется с 2013 года. В первую очередь изменения затронули военную авиацию и Сухопутные войска.
В 2017 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) объявила о планах перейти на контракты жизненного цикла. Поддержанием работоспособности кораблей и гражданских судов на протяжении всего срока их эксплуатации займутся предприятия корпорации. По словам руководства ОСК, в конструкции кораблей будут предусмотрены датчики для передачи сервисным командам данных о состоянии изделий, появятся системы прогнозирования неисправностей и износов изделий, которые позволят заранее заказывать запасные части и организовывать менее затратные ремонтные работы на ранних стадиях, когда еще только начинают изменяться отдельные параметры [13]. Разумеется, это касается только новых образцов ВВТ, в которых на этапе проектирования можно предусмотреть размещение дополнительных элементов. Большое значение имеет также создание соответствующей инфраструктуры, которая должна быть развернута в местах дислокации военных потребителей к моменту поставок нового вооружения.
В развитых странах контракты жизненного цикла (Life Cycle Contract) как особый вид государственно-частного партнёрства является довольно распространённой практикой выстраивания отношений в военной сфере [16]. Анализ зарубежного опыта (США, Германия) показывает, что у данного подхода есть как достоинства, так и недостатки. С точки зрения обеспечения экономической безопасности ВПК, можно отметить возможность монополизации в области государственных закупок, которая проявляется в формировании определенного круга исполнителей ГОЗ, тесно взаимодействующих с государственными органами власти и имеющих на них определенное влияние. Кроме того, в отдельных случаях стоимость контракта может быть завышена в силу долгосрочного характера проекта и связанных с этим рисков.
Использование данного подхода наиболее оправдано в инфраструктурных отраслях и строительстве объектов общественного сектора, для которых особую важность играет не только этап первоначальных инвестиций, но и обслуживание объекта в процессе эксплуатации. Применительно к военной организации государства контракт полного жизненного цикла мог бы быть заключен с компанией, которая взяла бы на себя обязательство проектирования, строительства и обслуживания военного городка или объекта логистической инфраструктуры (склада, базы, аэродрома и проч.).
Анализируя основные черты ведущих оборонных корпораций (США: Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, General Electric; Россия: Алмаз-Антей, Объединённая авиастроительная корпорация, Объединённая судостроительная корпорация; Германия: Rheinmetall, Thyssen Krupp и др.), можно выявить их некоторые общие характеристики: по своей структуре они являются диверсифицированными холдингами; основу их деятельности составляют аэрокосмическая, ракетная и электронная промышленность, а также судостроение (в этой сфере США удерживают безусловное лидерство, объем продукции США превышает 50% мирового кораблестроения, ниша России в мировом разделении труда - это военное кораблестроение, а также строительство сложных судов специального назначения) [5]; в их развитии прослеживается четкая тенденция к диверсификации и увеличению удельной доли производства продукции для гражданского сектора экономики; большая часть указанных корпораций была образована в последние тридцать лет как результат активной консолидации и поглощения других компаний; продукция военного назначения данных компаний ориентирована как на внутренний рынок, так и на внешний рынок (США, Россия и Германия являются крупнейшими мировыми экспортерами вооружений и военной техники, см. рис.) [1]; диверсификация корпораций ВПК достигается использованием уникального оборудования и наличия высококвалифицированного персонала [18].
Рис. Рейтинг стран мира по импорту вооружений в 2000-2016 гг. (составлено авторами на основе информации, представленной на портале www.svspb.net [14])
Решение всего комплекса задач, связанного с построением эффективного ВПК, возможно далеко не во всех странах. По сути, только два государства, США и Россия, комплектуют национальные армии и флот отечественными вооружениями и военной техникой. Интересный, на наш взгляд, подход был определен руководством Китая. С целью преодоления технологического отставания оборонной промышленности китайские власти делают ставку на так называемую военно-гражданскую интеграцию. Для этого в гражданском сегменте аккумулируются технологические ресурсы, необходимые для модернизации военного производства.
В настоящее время оборонная промышленность Китая стала источником технологий для создания гражданской авиации, автомобилестроения и других отраслей промышленности. При этом конверсионный ВПК Китая не только способствовал бурному развитию электроники, но и сам существенно повысил технический уровень. Благодаря продуманной конверсии и обоснованному использованию благоприятных внешних обстоятельств оборонная промышленность страны уверенно догоняет лидеров, входя в пятёрку лучших военно-промышленных комплексов мира [17].
Одной из проблем экономической безопасности ОПК являются риски обеспечения эффективного выполнения заказа и нецелевого расхода бюджетных средств. Она решается в основном путём детальной проработки на законодательном уровне вопросов поиска и привлечения поставщиков в рамках ГОЗ. Отметим при этом, что защите могут подлежать не только интересы государственных заказчиков, но и исполнителей государственных контактов. Так, например, государственным служащим США запрещено осуществлять государственные закупки или выдавать разрешение на их проведение без письменного подтверждения ответственных налоговых органов о наличии достаточных денежных средств для этих целей [4].
Особое место среди угроз обеспечения экономической безопасности ОПК (ВПК) принадлежит коррупции. Отечественная и зарубежная практика свидетельствует о том, что без системного подхода решить эту проблему невозможно в принципе. Для незаконного вывода денежных средств, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности в рамках ГОЗ, используется целый комплекс методов от простого завышения стоимости продукции, работ (услуг) в различных вариациях до выстраивания целой системы долгосрочного лоббирования государственными служащими контрактов с аффилированными коммерческими организациями и производственными предприятиями. Всё это создает предпосылки для развития теневого сектора экономики и не может оставаться без внимания со стороны специальных контрольно-надзорных органов.
Борьба с коррупцией в системе государственного управления также может быть весьма разнообразной. Так, например, в Китае предусматривается ротация кадров во всех органах власти. Она способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. В свою очередь, по данным влиятельной международной организации Transparency International, Германия по уровню коррупции в мире находится на последнем месте [12]. В этой стране был реализован целый комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы борьбы с коррупцией. К основным из них относятся: увеличение штатов полиции и прокуратуры, организация взаимодействия криминальной и налоговой полиции, расширение перечня коррупционных преступлений, увеличение степени наказания чиновников (предусматриваются не только меры уголовного, экономического, но и социального характера, как, например, потеря разнообразных льгот, в том числе полностью лишение пенсии).
Особое внимание уделяется использованию научного подхода к выявлению условий и признаков возникновения угрозы коррупции (так, например, при помощи специальных исследований выяснилось, что готовность чиновника принять взятку начинает возрастать после двух лет пребывания на одной должности, что послужило основанием для периодической смены работников, отвечающих за распределение крупных заказов или выдачу важных разрешений). Если рассматривать США, то можно отметить, что коррупция в ВПК осуществляется в основном через предоставление контрактов, налоговых льгот или принятие особых законов. Эти схемы трудно раскрыть. Большая часть военных разработок и расходов, связанных с ними, засекречена. На расследования уйдут годы, если не десятилетия, а потому многим необоснованно кажется, что ситуация с коррупцией в США гораздо лучше, чем в России.
Необходимо отметить, что в работе были рассмотрены только основные условия, обеспечивающие экономическую безопасность ОПК (ВПК). Многие аспекты данной проблемы, ввиду объективных причин, опираясь только на открытые источники, изучить практически невозможно. Так, например, сложности возникают с оценкой такого явления, как промышленный шпионаж, который позволяет осуществлять экономию времени и средств, обычно затрачиваемых на НИОКР. Обратной его стороной являются колоссальные потери для страны, передовые разработки которой были переданы конкурентам по легальным и нелегальным каналам получения научно-технической информации.
Обобщенные результаты анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности ОПК (ВПК) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты анализа отечественного и зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности ОПК (ВПК)
Условия, обеспечивающие экономическую безопасность ОПК (ВПК) Страна
Россия США Китай Германия
Степень зависимости оборонных предприятий от иностранных поставщиков •• • •• •• ••
Использование принципов проектного управления • • •• •• •••
Наличие системы контрактов полного жизненного цикла • • •• •• •••
Государственная поддержка (стимулирование) диверсификации военного производства •• • •• ••• ••
Возможность нивелирования рисков неэффективного выполнения заказа и нецелевого расхода бюджетных средств •• • •• ••• •••
Наличие инструментария, не допускающего формирование устойчивой коррумпированной среды • • •• •••
Примечание:
••• - условие выполняется на высоком уровне, существует достаточная институциональная и законодательная
база;
•• - уровень выполнения условия может быть оценен, как достаточный;
• - условие не выполняется или выполняется эпизодически.
Разработано А.А. Бочуровым на основе анализа результатов исследований Р.А. Князьнеделина [8], В. А. Плотникова [15] и др.
Таким образом, с учётом изложенного, можно сделать несколько выводов:
• уровень экономической безопасности ОПК (ВПК) оказывает воздействие на обеспечение стабильного развития экономики и защиты национальных интересов государства;
• в отличие от России, другие государства накопили достаточный опыт сотрудничества государства и бизнеса. Освоение этого опыта позволит нашей стране выстроить собственную эффективную систему государственных закупок и избежать нежелательных ошибок при её формировании, что в итоге обеспечит необходимый уровень экономической безопасности ОПК (ВПК);
• представленные в работе условия, обеспечивающие экономическую безопасность ОПК (ВПК), носят универсальный характер и могут быть в дальнейшем детализированы. Кроме того, изучение степени их проявления при помощи специального научно-методического аппарата может послужить основой для оценки интегрального значения уровня экономической безопасности ОПК (ВПК) страны или региона (оценке может быть подвержена также отдельно взятая отрасль). Результаты данного анализа будут представлять определенный интерес для органов государственного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Булава И.В. Сравнительный анализ развития оборонно-промышленных комплексов России и зарубежных государств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 47 (140). С. 26-37.
2. Военные расходы стран мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politinform.su/armiya-i-konflikty/73409-voennye-rashody-stran-mira.html (дата обращения 01.03.2018).
3. Дроговоз П.А. Золотая пуля... концепция управления инновационной деятельностью оборонно-промышленной корпорации на основе показателей стоимости бизнеса // Российской предпринимательство. 2007. № 10 (1). С. 171-175.
4. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
5. Жаринов Н.В., Геращенко Л.В., Соколов П.В. Экономическая оценка современных тенденций развития морской деятельности России в области кораблестроения // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 392-398.
6. Каменное П.Б. Китайский военно-промышленный комплекс при Си Цзиньпине // Контуры глобальных трасформаций. 2017. Т. 10, № 5. С. 135-151.
7. Кандыбко Н.В. Зарубежный опыт проектного управления инновационно-инвестиционной деятельности в оборонной сфере // Военный академический журнал. 2014. № 2. С. 156-163.
8. Князьнеделин Р.А., Наружный В.Е., Смурое А.М. Государственный заказ: теория, механизм исполнения, специфика реализации в оборонной сфере: монография / под ред. В. А. Плотникова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 159 с.
9. Коебаса Н.А. Оценка уровня экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования // Транспортное дело России. 2010. № 8. С. 56-60.
10. Котлярое И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пермь: Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, 2016. С. 177-181.
11. Курбаное А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. 2017. № 2 (39). С. 77-85.
12. Наблюдатель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nabludatel.net/page/kak-germanii-udalos-poborot-korruptsiyu-i-chto-iz-ee-metodov-mozhet-vzyat-na-vooruzhenie-ukraina (дата обращения 01.03.2018).
13. ОСК заменит продажу кораблей контрактами жизненного цикла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flotprom.ru/2017/%CE%F1%EA4/?sphrase_id=6033380 (дата обращения 01.03.2018).
14. Основные экспортёры оружия и военной техники в 2000-2016 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svspb.net/sverige/eksport-vooruzhenija.php (дата обращения 01.03.2018).
15. Плотникое В.А., Курбаное А.Х., Князьнеделин Р.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика: монография. СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. 240 с.
16. Ракута Н. В. Использование контрактов жизненного цикла при госзакупках. Опыт развитых стран // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 53-78.
17. Розмироеич С. Д. [и др.] Диверсификация ОПК: Как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Подготовлен для V Международного форума технологического развития «Технопром». Новосибирск, 2017.
18. Соболее Л.В., Куприн И.Л. Повышение эффективности государственных корпораций военно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35 (242). С. 19-26.
19. Старкин С.В. О трансформации оборонной промышленности США // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 6. С. 231-237.