Lezina Yulia Yurevna COMPARATIVE ANALYSIS .
psychological science
УДК 159.92
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КОРЕННЫХ (НЕНЦЕВ) И НЕКОРЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СЕВЕРА
© 2017
Лезина Юлия Юрьевна, аспирант
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (626150, Россия, Тобольск, ул.Знаменского, д.58, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей самоопределения у подростков коренной национальности (ненцев). Анализируется содержание самоопределения, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, выделяются такие важнейшие содержательные характеристики личностного и профессионального самоопределения, как представление о себе, готовность к социальному функционированию, активная деятельная позиция, временная перспектива как направленность в будущее, профессиональная направленность, ведущих жизненных ориентаций и важных сфер жизнедеятельности и самореализации. В статье представлено описание сравнительного анализа особенностей выраженности выделенных содержательных характеристик у подростков-коренной и некоренной национальности. Анализируются как различия, так и сходства, делается выводы о том, что некоторые содержательные характеристики , такие как представление о себе, готовность к социальному функционированию, активная деятельная позиция у подростков коренной национальности сформирована слабо, что в целом оказывает влияние на развитие личностного и профессионального самоопределения. При том выделяется и ряд содержательных характеристик, которые одинаково слабо выражены, как у подростков коренной национальности, так и у подростков некоренной национальности, что свидетельствует о наличии некоторых общих для современных подростков тенденциях: слабая представленность себя в будущем, неопределенность в выборе профессии. В статье отмечается отсутствие различий в системе ценностных ориентаций и важных жизненных сфер у подростков коренной и некоренной национальности.
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение, временная перспектива, дифференциро-ванность представлений о себе, профессиональная направленность стремление к успеху, социальное Я, деятельное Я, ценностные ориентации, жизненные сферы.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS OF CO-RENAL (NENZEV) AND NON-ORIENT NATIONALITIES OF THE NORTH
© 2017
Lezina Yulia Yurevna, graduate student
Tobolsk pedagogical college the name of Д.И. Mendeleyev (626150, Russia, Tobolsk, Znamensky Street, 58, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis of the features of self-determination among adolescents of indigenous nationality (Nenets). The content of self-determination is analyzed, both in domestic and foreign psychology, such important content characteristics of personal and professional self-determination as self-image, readiness for social functioning, active active position, temporary perspective as a direction to the future, professional orientation are singled out. and leading life orientations and important spheres of life and self-realization. The article presents a description of the comparative analysis of the specific features of the marked content characteristics in adolescents-indigenous and non-indigenous. Both differences and similarities are analyzed, and conclusions are drawn that some meaningful characteristics, such as self-image, readiness for social functioning, an active active position among adolescents of indigenous nationality are poorly formed, which as a whole has an impact on the development of personal and professional self-determination. At the same time, a number of meaningful characteristics are singled out, which are equally weakly expressed, both in adolescents of indigenous nationality and in adolescents of non-indigenous nationality, which indicates that there are some tendencies common to modern adolescents: weak self-representation in the future, uncertainty in the choice of profession. The article notes the absence of differences in the system of value orientations and important life spheres in adolescents of indigenous and non-indigenous nationality.
Keywords: personal and professional self-determination, time perspective, differentiation of ideas about oneself, professional orientation, striving for success, social self, active self, value orientations, life spheres.
Самоопределение достаточно сложное и многооб- нии, но и переработке, которая в конечном итоге при-
разное понятие, имеющее отличающееся содержание в водит к осознанному выбору своей деятельности, нрав-
отечественной и зарубежной психологии. ственно-этической позиции [6].
В отечественной психологии самоопределение по- Динамически похожее представление о самоопреде-
нимается как самодетерминация, представляющая со- лении рассматривается в работах В. Ф. Сафина и Г.П.
бой механизм социальной детерминации, действующая Никова. Самоопределение представляет собой харак-
только при условии активного преломления самим теристику самоопределяющегося человека, знающего
субъектом [9]. Сущность самоопределения, по мнению свои потребности и желания, определившего жизнен-
С.Л. Рубинштейна, проявляется в свободном выборе ные цели и планы, осознавшего собственные личност-
человеком своей судьбы, а в качестве механизма высту- ные способности, индивидуально-типологические и фи-
пает рефлексия. зиологические возможности, а так же ожидания от него
С точки зрения К.А. Абульхановой-Славской, само- коллектива, общества. Самоопределившийся человек -
определение заключается в формировании осознанной это субъект, который готов осуществлять личное функ-
личностной позиции, формируемой внутри координат ционирование в системе социальных отношений (В. Ф.
системы отношений. При этом подчеркивается влия- Сафин и Г. П. Ников). С точки зрения исследователей,
ние складывающейся системы отношений, на развитие самоопределение представляет собой процесс принятия
самоопределения и степень общественной активности и интериоризации определенного мировоззрения, поиск
человека [1]. гармонии между осознанием своих субъективных лич-
С позиции А.Н. Леонтьева, самоопределение может ностных качеств и требованиями, которые предъявляет
реализоваться только в активной позиции человека по общество и которые нередко идут вразрез с желаниями
отношению к имеющимся нормам и ценностям обще- и способностями личности. Основным механизмом, ко-
ства, которая заключается не только в активном усвое- торый оказывает влияние на процесс самоопределения 324 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Лезина Юлия Юрьевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ...
личности- это его выбор, осуществляемый из разнообразия представленных мировоззренческих установок [10].
В контексте исследований ценностей представлено самоопределение в работах М.Р. Гинзбург. По мнению автора, самоопределение представляет собой ценностно-смысловое единство, которое человек не только обретает в процессе своей жизнедеятельности, но и активно реализует в окружающем мире (социуме). Важным центральным новообразованием личности являются ценностные ориентации. В них выражается осознанное отношение к социальной среде, кроме того ценностные ориентации влияют на все аспекты деятельности человека. Существенной особенностью самоопределения является его ориентация на будущее [5].
В зарубежной психологии понятия самоопределения четко не выделено, но исследования самоопределения велось в рамках изучения и развития идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсия, Д. Ватреман), исследования самоопределения как характеристики самоактуализирующейся личности (А. Маслоу), как способ бытия (Э. Фромм).
А. Маслоу включал самоопределение как одну из характеристик самоактуализиующейся личности, которая сознательно сделала выбор в сторону сохранения гармонии между индивидуацией (отчуждения от общества) и стремлением к обществу (идентификацией), как единственному условию полной личностной самореализации. Таким образом, по мнению А. Маслоу, у человека в течение жизни происходит процесс самоопределения в сторону или развития (самоактуализации), либо невро-тизации [7].
Идея роста и развития у Э. Фромма выражается через понятие «плодотворная ориентация» в жизни человека, которая понимается как установка на реализацию человеком присущих ему возможностей, достойное использование своих сил. Самоопределение с этой точки зрения является внутренней установкой и потребностью человека в реализации своих возможностей и стремление быть полезным для окружающих [13]
Основатель логотерапии В. Франкл рассматривает самоопределение как постижение «созидательных» ценностей, «ценностей переживания» и «ценностей отношений»^].
Наиболее полный анализ самоопределения в зарубежной психологии принадлежит Э. Эриксону, им был введен термин идентичности, тождественный процессу самоопределения, основанный на субъективном чувстве непрерывной тождественности самому себе; глубоком функциональном единстве с собственной личностью; осознание себя во времени и временной тождественности своего существования и самого себя; осознание неповторимости собственной личности; чувстве сопричастности с социальными идеалами и ценностями той группы, к которой относит себя личность, чувстве социальной поддержки и признания. Таким образом, в понятие идентичности как и в понятие самоопределения входит временная перспектива с ориентацией на будущее, ценностные ориентации, активность в реализации этих ценностей в социуме [14].
Х. Ремшмидт предлагает разделять понятие идентичности и я-концепции, подчеркивая, что последнее образование носит более устойчивый характер[8]. Особенно важным в развитии Я-концепции представляется соотношения Я-реального и Я-идеального, определяющего развитие в подростковом юношеском возрасте.
Подростковый возраст является началом развития самоопределения и его составляющих через развитие рефлексии. Естественно, что самоопределение только начинает формироваться в данный период и имеет свои возрастные особенности. Важность развития самоопределения в подростковом возрасте отмечали такие исследователи как Л. И. Божович, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, М. Р.Гинзбург, М. И. Мухина, Б. М. Мастеров, Г. А. Цу-керман, Д. И. Фельдштейн, Х. Ремшмидт и др.
Формирование личностного самоопределения происходит постепенно, имеет свои этапы. На первом этапе подросток осознает себя внутри той общественной реальности, в которой проходит его жизнь, соотносит личностную систему ценностей с теми, которые преобладают в обществе, происходит критическое оценивание предлагаемых обществом эталонов. На втором этапе подросток сравнивает свои личностные качества, способности с теми требованиями, которые предъявляет ему реальное общество. На третьем этапе формируется самооценка на основе предыдущих двух этапов: если предъявляемые требования общества соотносятся с его способностями, если есть возможность самореализации в социально одобряемых видах деятельности, то самооценка подростка становится адекватно высокой и развитие позитивного личностного самоопределения не затруднено, в противном случае формирование данного феномена искажается. На четвертом этапе подростком выбирается определенная социальная роль, формируется устойчивая жизненная и общественная позиция, другими словами происходит оформление личностного самоопределения. Первые три этапа происходят во внутреннем плане подростка, и только на четвертом этапе личностное самоопределение начинает выражаться во внешней деятельности путем реализации социальной установки и обмена ценностями.
Личностное самоопределение позволяет подростку сориентироваться в своем будущем, простроить планы на жизнь, сформировать жизненную временную перспективу. На формирование личностного самоопределения оказывают влияние множество факторов, которые в целом можно разделить на две группы- личностные факторы (внутренние) и социальные факторы (внешние, объективные).
Личностное самоопределение подростков и юношей, связанное с развитием целостной и устойчивой Я-концепии, протекает не плавно, а с переменной скоростью, диссонанс между реальной и идеальной Я-концепциями часто становится особенно заметным в рамках юношеских кризисов [8].
Поскольку личностное самоопределение связано с системой ценностей подростка, то в качестве внутренних факторов выступают ценности, мотивы, смысло-жизненные ориентации, самооценка, отношение к себе и другим и др. В качестве объективных социальных факторов личностного самоопределения выступают особенности социокультурных условий, в которых протекает жизнь подростка, и которые, в свою очередь, можно разделить на макро и микро уровень. На макроуровне к со-цикультурным особенностям относится общая система политической и экономической жизни в стране, ее состояние, особенности этапа развития, содержание преобладающих общественных проблем, степень сформи-рованности и устойчивости общей системы ценностей, предлагаемой подростку в качестве образца, требования общества к подростку, признание/непризнание его места в системе общественных и социальных отношений.
На микроуровне к социокультурным особенностям относится семейная система, этнические особенности, условия проживания (степен отдаленности, особенности жизненного уклада и др.). Факторы микроуровня оказывают непосредственное влияние на подростка, в то время как факторы макроуровня- опосредованное, поскольку вся система общественного, политического и социального устройства государства преломляется через них, и оказывает влияние только в измененном виде, через микроуровневые факторы, что на наш взгляд оказывается особенно важно для формирования личностного самоопределения подростков коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Личностное самоопределение подростков является результатом социального развития, генетически первичной категорией, определяющей формирование других видов самоопределений, в том числе и профессио-
Lezina Yulia Yurevna COMPARATIVE ANALYSIS .
psychological science
нального самоопределения. Соответственно в основе развития профессионального самоопределения лежат те же факторы, что и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение с позиции многих исследователей является частью общего социально-личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение выражается в готовности к реализации в выбранной профессиональной деятельности на основе имеющихся общих личностных особенностей и способностей, которые в процессе профессионализации помогают сформировать профессионально важные качества личности.
Анализ проблемы самоопределения позволил выделить важные содержательные характеристики личностного и профессионального самоопределения: представление о себе, готовность к социальному функционированию, активная деятельная позиция, временная перспектива как направленность в будущее, профессиональная направленность.
Целью исследования стал сравнительный анализ выделенных показателей самоопределения у подростков коренной и некоренной национальности.
Методы исследования: исследование особенностей личностного самоопределения проводилось при помощи методики «Кто я» (автор М. Кун, Т. Макпартленд) в модификации, инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Кроме этого анализ деятельностной составляющей самоопределения (личностной активности) исследовался с использованием методики ««Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) (А.А. Реан).
Исследование проводилось на базе МКОУ «Мыскаменская школа-интернат», в нем приняло участие всего 61 обучающийся, подростков в возрасте 1316 лет, из них 26 подростков коренной национальности (ненцев), 35 подростков некоренной национальности.
Представление о себе изучалось через дифферен-цированность образов Я (рефлексивное Я), которое характеризует степень осознанности себя, своих качеств, способностей и др. Готовность к социальному функционированию изучалось чрез социальное -Я, характеризующее осознанность своих социальных ролей. Активная деятельная позиция исследовалась через деятельное Я, а так же через стремление к успеху. Временная перспектива как направленность в будущее изучалась через представленность себя в будущем, профессиональная направленность через понимание и осознание своей будущей профессии.
Первоначально было проанализировано общее количество характеристики, говорящей о степени осознанности представлений о себе (знаний о себе), уровне личностной рефлексии.
Следует отметить отсутствие ответов -описаний в группе подростков коренной национальности у 61% испытуемых, в группе остальных подростков, обучающихся школы-интерната у 20% испытуемых (рис 1).
ото,тв и е ответ о а
подростки коренной национальности
остальные подростки
Рисунок 1- Соотношение доли испытуемых в группе подростков-коренной и некоренной национальности у которых не было ответов по методике «Кто Я?»
Отсутствие ответов может иметь несколько причин, во-первых, это может быть обусловлено действием защитных механизмов, включившихся на процедуру про-
ведения методики, на содержание задания. Во-вторых, это может говорить о низкой степени осознания себя своих качеств, особенностей, всего многообразия образов собственного Я, которые являются основой самоопределения, поскольку для формирования устойчивого самоопределения требуется знания себя, своих способностей и возможностей.
Статистический анализ полученных данных с использованием критерия Фишера показал, что выборки достоверно различаются в доли подростков, не имеющих описаний по методике: Ф*эмп = 2.483, при р<0,01.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у подростков коренной национальности по сравнению с остальными подростками, обучающимися в школе-интернате затруднено осознание себя, объективация своих качеств и особенностей, что, в свою очередь, затрудняет формирование как личностного, так и профессионального самоопределения подростков коренной национальности.
Далее был проведен сравнительный анализ уровня развития содержательных характеристик самоопределения в группах подростков коренной и некоренной национальности.
Дифференцированность представлений о себе анализировалась через уровень рефлексивности путем подсчета количества всех характеристик, которые подросток смог дать за 12 минут. Диффренированность представлений о себе так же дает возможность понять насколько подросток осознает свои качества, способности, социальные роли, временную перспективу- все то, что составляет самоопределение.
Исследование «Я-социального» проводилось путем подсчета удельного веса качеств и характеристик, отражающих социальный план, например наличие таких характеристик, как «учащийся», «гражданин», «сестра» и т.д. по каждой группе испытуемых и сравнительный анализ среднегрупповых значений.
Деятельностная активность в виде стремления к успеху как составляющая самоопределения исследовалась так же с использованием методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) (А.А. Реан).
Особенность временной перспективы (направленность на будущее) анализировалась путем подсчета характеристик, связанных с устремленность в будущее и описывающее будущее состояние (в том числе и профессиональное).
Анализ профессиональной направленности проводился при помощи подсчета профессиональных характеристик, данных подростками в самоописаниях.
Анализ среднегрупповых значений по выделенным показателям самоопределения позволил получить следующее распределение данных:
- степень дифференцированности самоопределения: у подростков коренной национальности -2,7, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 6,9;
- степень выраженности социального Я: у подростков коренной национальности -1,6, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 4;
- степень выраженности деятельного Я: у подростков коренной национальности -0,2, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 0,93;
- степень выраженности стремления к успеху: у подростков коренной национальности -13,3, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 12,9;
- степень направленности на будущее: у подростков коренной национальности -0,05, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 0,4;
- степень выраженности профессиональной направленности: у подростков коренной национальности -0,05, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате - 0,46;
Обобщенный анализ данных содержательных характеристик профессионального и личностного самоопределения представлен в таблице 1.
326
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Лезина Юлия Юрьевна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ...
Таблица 1- Распределение данных по степени выраженности содержательных характеристик профессионального и личностного самоопределения подростков коренной и некоренной национальности (среднеарифметическое по группе)
Группы Содержательные характеристики самоопределения
Дифференцирован альноеЯ Деятельное Я Стрем- Направ- будущее Профессио-
Подростки ционально сти 2,7 1=6 0 Л Ш 0,05 0,05
Подростки национально- 6,9 4 0,93 12,9 0,4 0,46
Сравнительный анализ полученных эмпирических данных (табл.1) с нормативными показателями показывает, что:
- для подростков коренной национальности характерна низкая степень дифференциации представлений о себе, а для остальных подростков, обучающихся в школе-интернате характерна средняя степень дифференциации. Диффренциация характеризует полноту представлений о себе своих способностях;
- степень представлений о своих социальных ролях у подростков коренной национальности находится на низком уровне, у остальных подростков, обучающихся в школе-интернате характеризуется средними значениями;
- степень выраженности деятельного Я одинаково на низком уровне сформировано как у подростков коренной, так и некоренной национальности;
- стремление к успеху в обеих группах характеризуется средним уровнем развития;
- степень выраженности профессиональной направленности , так же как и временная перспектива в обеих группах подростков развита слабо.
Сравнивая данные между группами подростков коренной и некоренной национальности (табл. 1) так же можно выделить различия в степени выраженности содержательных характеристик личностного и профессионального самоопределения у ненецких подростков и остальных подростков, обучающихся в школе-интернате.
Эмпирически можно выделить выраженные различия среднегрупповых значений в степени дифференциации представлений о себе, в степени осознанности своего социального Я, деятельного Я, выраженности направленности на будущее и профессиональной представленности.
Статистический анализ достоверности выделенных эмпирических различий в степени выраженности показателей личностного и профессионального самоопределения подростков коренной и некоренной национальности при помощи t-критерия Стьюдента позволило доказать статистическую достоверность различий в степени дифференциации представлений о себе: t^ =2,3. при t Крит 2,04 (при р<0,05); в степени осознанности своих социальных ролей (социальное Я): =2,4, при t Крит 2,04 (при р<0,05); в степени выраженности деятельного Я: t =3,1, при t „ 2,74 (при р<0,01).
эмп ^ ^ А Крит ^ ^ '
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Выделяются как различия, так и сходства в уровне развития содержательных характеристик личностного самоопределения подростков коренной и некоренной национальности. Другими словами, можно говорить о частично этнических особенностях развития самоопределения. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что личностное развитие подростков ненцев, с одной стороны, проходит те же закономерные возрастные этапы, что и подростковая популяция в целом, а с другой стороны имеет свои специфические особенности, затрагивающие центральное новообразование-самоопределение.
2. Различия между подростками коренной и некоренной национальности, заключаются в уровне развития представлений о себе, своих качествах, способностях и т.д.; уровне осознанности своих социальных ролей, степени направленности на будущее.
3. Подростки коренной национальности характеризуются низкой степенью развития осознанных представлений о себе, низкой рефлексивностью, которая позволяет понимать и осознавать свои личностные характеристики.
4. Для подростков коренной национальности характерна низкая представленность социальных характеристик в самоописаниях, слабо выраженное представление о своем «социальном Я», своих социальных ролях, как настоящих, так и будущих. Это свидетельствует о сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Отсутствие социальных ролей так же может быть свидетельством кризиса идентичности или инфантильном развитии личности.
5. Низкий уровень представленности деятельност-ных характеристик у подростков вне зависимости от этнической принадлежности, что в целом отражает общую тенденцию современных подростков в виде низкой социальной активности и даже отказ от ее проявления.
6. В целом, можно говорить о том, что и у подростков коренной и некоренной национальности, мотивацион-ный полюс стремления к успеху или страха неудач не выражен ярко, что подтверждает данные по методике «Кто Я», и сделанные выше выводы. При этом, по данной методике отсутствуют различия в уровне выраженности мотивации «стремление к успеху» между группами подростков. Полученные данные можно объяснить с позиции того, что стремление к успеху является косвенной характеристикой деятельностной активности как составляющей самоопределения.
7. Подростки коренной и некоренной национальности не различаются по степени сформированности профессиональной направленности, в обеих группах она не оформлена и имеет низкие значения, что является отражением общей тенденции у современных подростков.
По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что для подростков коренных национальностей Крайнего Севера необходимо разработать и внедрить программу по формированию самоопределения. Данная программа включает в себя три блока: тренинг с использованием методов арт-терапии «Я и Ты», социально-психологический тренинг «Мои способности и достижения», социально -активная деятельность- участие в образовательной практике «Кочевая школа».
Цель тренинга личностного роста «Я и Ты»; развития эмпатии и толерантности, которые строятся на более глубоком понимании и принятии себя и другого человека.
Задачи:
1. Формирование адекватных представлений о себе и своих возможностей;
2. Расширение границ осознания собственного Я.
3. Знакомство с эмоциями и всем спектром эмоциональной палитры.
4. Осознание всего спектра эмоциональных состояний у себя и особенностей их проявления.
5. Развитие навыков распознавания эмоциональных состояний и способности к сопереживанию.
6. Формирование умений адекватного выражения своих эмоциональных состояний.
Основной метод, используемый в данном тренинге-метод арт-терапии.
Вторая часть программы представляет собой социально-психологический тренинг «Мои способности и достижения». Цель- формирование организаторских способностей, общей эмпатии.
Задачи:
1. Осознание своих слабых и сильных сторон.
2. Формирование целеполагания.
Lezina Yulia Yurevna psychological
COMPARATIVE ANALYSIS ... science
3. Формирование временной перспективы.
4. Развитие навыков взаимодействия в группе сверстников.
5. Развитие навыков организации совместной деятельности.
Общая структура занятий второй части программы:
1. Рефлексия предыдущего занятия и (или) анализ выполненной домашней работы.
2. Упражнения, выполняемые индивидуально.
3. Групповые упражнения.
4. Рефлексивный анализ занятий.
В социально-психологическом тренинге использовались различные методы.
Так в начале занятия на этапе разогрева (настроя) и в рефлексивной части занятия использовались дискуссионные методы. Предметами дискуссии являлись результаты каждого занятия и результаты всей программы в целом, формулировка собственных целей и задач каждого участника, обсуждение важности целей, а так же возможности их достижения и поиска ресурсов для достижения этих целей, жизненные планы, взгляды на свою будущую жизнь.
Третья часть программы- это участие подростков-ненцев в образовательной практике «Радость». По сути, такая форма позволяет подросткам ненцев в социально полезной деятельности проявить свои общие педагогические способности, а так же понять особенности педагогической профессии, простроить временную перспективу собственной педагогической профессиональной деятельности, сформировать мотивацию к педагогической деятельности.
Задачи:
1. Реализация практических навыков старшеклассников по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников в педагогической деятельности.
3. Приобретение опыта организации досуговой деятельности детей в условиях кочевого образа жизни.
4. Приобщение обучающихся к развитию этнокультурных традиций, социализация традиционного уклада жизни к современным условиям проживания в тундре.
5. Освоение и преломление новых профессий для ведения кочевого образа жизни гордости за свой народ.
Последними тенденция развития этнопедагогики является создание кочевых школ. Востребованным направлением будет являться и создание летней мини-площадки для дошкольников и младших школьников в условиях кочевого образа жизни, а старшеклассницам будет интересно попробовать себя в роли кочевых воспитателей, юношам - в роли тренера по национальным видам спорта. Она будет отличаться от пришкольных лагерей в поселке, но главное назначение - организация досуговой деятельности детей, развитие их творческих способностей, а также возможность открыть в себе и реализовать педагогические наклонности у старших воспитанников.
Проект состоит из двух частей:
1 часть - теоретическая.
2 часть - практическая.
В первой части готовятся кадры для работы кочевыми воспитателями и инструкторами по национальным видам спорта в тундре.
Вторая часть проекта - летняя практика. Открытие летней мини-площадки для младших детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К.А.. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 319 с.
2. Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека //Психологический журнал. -1998. - № 5. - С. 3-14.
3. Вайзер Г.А. Школьники о взаимосвязи смысла жизни человека и его акме // Психологические пробле-328
мы смысла жизни: материалы XI симпозиума-Москва, 2006.- С. 89-91.
4. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Электронный ресурс] .-Москва: Международная педагогическая академия, 2001.- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/3994063/
5. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.13-21
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1981.548 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личности.- СПб.: Питер, 2012.- 352 с.
8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.320 с.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 2005.- 423 с.
10. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал.- 1984. - Т. 5.-№ 4. -С. 65—73.
11. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток.- Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модэк, 2008. - 208 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. -368 с
13. Фромм Э. Искусство любить.. — СПб.: Азбука-классика, 2004. - 204 с.
14. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность.- М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)