УДК: 796.011.3
Сравнительный анализ нормативов тестирования физической
подготовленности студентов
Бобков В.В.1'2'3'4*, Мещеряков С.П.1, Абдуллин Р.Х.5, Аверченко Н.С.5
1 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский
университет) имени И.М. Губкина г. Москва, Россия ORCID:0000-0003-2062-4278, [email protected]* ORCID:0009-0000-5287-3901, [email protected] 2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦВНИИФК)
г. Москва, Россия 3 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
г. Москва, Россия 4 Российский государственный гуманитарный университет
г. Москва, Россия 5 Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Россия ORCID:0009-0007-6054-6389, [email protected] ORCID:0000-0009-8204-5946, [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается сравнительный анализ результатов тестирования физической подготовленности студентов мужского пола в программе выполнения тестовых испытаний ГТО (с учетом принятой в марте 2023 года новой редакции ВФСК ГТО) и результатов тестирования физической подготовленности студентов при поступлении в Военно-учебный центр (ВУЦ). Сравнить полученные результаты со средними показателями итогового тестирования студентов по учебной дисциплине «Физическая культура». Оценить соответствии программ учебно-тренировочных занятий тем требованиям, которые предъявляются к студентам в рамках различных видов тестирования. Практической значимостью работы является подробное определение текущего уровня физической подготовленности студентов. Материал и методы. Исследование проводилось в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, в ходе которого проводился комплексный анализ результатов выполнения тестовых испытаний в программе Фестиваля ГТО. Принимало участие 230 человек (студенты 1-3 курса мужского пола) и результатов вступительных испытаний в военно-учебный центр, в котором приняло участие 118 человек (студенты 1 -2 курса мужского пола). Нами были выбраны для проведения анализа результаты в трех обязательных (для обеих групп) видах тестирования: в беге на 60 (100), 3000 метров и в подтягивании из виса на высокой перекладине. После проведения предварительного анализа и оценки успешности выполнения нормативов был проведен сравнительный анализ результатов выполнения данных тестов со средними показателями результатов итогового тестирования студентов по итогам семестра, накопленные за 16 лет регулярных наблюдений. Результаты. Анализ результатов тестирования студентов в программе Фестиваля ГТО и конкурсного отбора в ВУЦ позволил выявить следующее: требования к физической подготовке участников испытаний в разных видах тестирования неравноценны. В беге на 60 (100) метров они несколько занижены, а в беге на 3000 метров существенно завышены; нормы на золотой знак ГТО в беге на 60 (100) метров немного превышают верхнюю границу среднего уровня, в подтягивании соответствуют уровню «выше среднего, и беге на 3000 метров приближаются к высокому; нормы на серебряный знак ГТО в беге на 60 метров близки к значению верхней границы уровня «ниже среднего», в подтягивании соответствуют верхней границе среднего уровня, и беге на 3000 метров находятся между уровнями «средний» и «выше среднего»; нормы на бронзовый знак ГТО в беге на 60 метров соответствуют низкому уровню, в подтягивании находятся между уровнями «ниже среднего» и «средний» и «выше среднего», и беге на 3000 метров соответствуют уровню «ниже среднего». Заключение. При составлении рабочей программы важно ориентироваться на то, какие нормативы физической подготовки предстоит выполнять студентам. Это могут быть тестовые испытания ВФСК ГТО, вступительные нормативы при поступлении в ВУЦ или же контрольные нормативы по итогам учебного семестра. Кроме того, необходимо разделять эти испытания по степени трудности на те, которые вызывают наибольшее затруднение при выполнении и те тесты, которые наиболее
доступны и равнозначны для одного и того же студента. Занятие должно строиться таким образом, чтобы студенты могли подтягивать свои слабые места, добиваясь заметного повышения уровня своей физической подготовленности. Кроме того, важно понимать, что если испытания выполняются в соревновательной форме, то необходимо использование соревновательного метода и на учебно-тренировочных занятиях.
Ключевые слова: студенты, нормативы и требования, тестирование физической подготовки, ВСФК ГТО, физическая культура, физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, интегральная подготовка, перцентильные шкалы.
Для цитирования: Бобков В.В.*, Мещеряков С.П., Абдуллин Р.Х., Аверченко Н.С. Сравнительный анализ нормативов тестирования физической подготовленности студентов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(4): .
Comparative analysis of standards for testing students' physical fitness
Vitaliy V. Bobkov1'2'3'4*, Sergey P. Meshcheryakov1, Rif Kh. Abdullin5, Nina S. Averchenko5
1 Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
Moscow, Russia ORCID:0000-0003-2062-4278, [email protected]* ORCID:0009-0000-5287-3901, [email protected] 2 Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports Moscow, Russia,
3 Plekhanov Russian University of Economics
Moscow, Russia;
4 Russian State University for the Humanities
Moscow, Russia.
5 Bashkir State Agrarian University Ufa, Russia
ORCID:0009-0007-6054-6389, [email protected] ORCID:0000-0009-8204-5946, [email protected]
Abstract: The article considers a comparative analysis of testing the physical fitness of male students results in the RLD test program (taking into account the new edition of the RLD adopted in March 2023) and the results of testing the physical fitness of students upon admission to the Military Training Center. To compare the results obtained with the average indicators of the final testing of students in the academic discipline "Physical culture". To assess the compliance of the training programs with the requirements that are imposed on students within the framework of various types of testing. The practical significance of the work is a detailed determination of the current level of students' physical fitness. Research materials and methods. The study was conducted at Gubkin Russian State University of Oil and Gas, during which a comprehensive analysis of the tests results in the program of the RLD Festival was carried out, in which 230 people (male students 1-3 years) took part and the results of the entrance tests to the military training center, in which 118 people took part (students 1-2 male course). We selected the results for the analysis in three mandatory (for both groups) types of testing: in the 60 (100), 3000 meters run and in the pull-up from the hang on a high crossbar. After conducting a preliminary analysis and evaluating the success of the standards a comparative analysis of these tests results was carried out with the average results of the students' final testing at the end of the semester, accumulated over 16 years of regular observations. Results. The analysis of testing students' results in the program of the RLD Festival and the competitive selection at the University allowed us to identify the following: the requirements for the physical fitness of test participants in different types of testing are unequal. In the 60 (100) meter run, they are somewhat underestimated, and in the 3000 meter run they are significantly overestimated; the norms for the golden sign of the RLD in running at 60 (100) meters slightly exceed the upper limit of the average level, in pull-up they correspond to the level "above average", and running at 3000 meters they approach the high; the norms for the silver sign of the RLD in the 60-meter run are close to the value of the upper limit of the "below average" level, in the pull-up they correspond to the upper limit of the average level, and in the
3000-meter run they are between the "average" and "above average" levels; the norms for the bronze sign of the RLD in running at 60 meters correspond to a low level, in pull-up they are between the levels "below average" and "average" and "above average", and running at 3000 meters correspond to the level "below average". Conclusion. When drawing up a work program, it is important to focus on what standards of physical fitness students will have to fulfill. These can be tests of the RLD, entrance standards for admission to the University, or control standards at the end of the academic semester. In addition, it is necessary to divide these tests according to the degree of difficulty into those that cause the greatest difficulty in performing and those tests that are most accessible and equivalent for the same student. The lesson should be structured in such a way that students can tighten their weaknesses, achieving a noticeable increase in their physical fitness level. In addition, it is important to understand that if the tests are performed in a competitive manner, then it is necessary to use the competitive method in training sessions.
Keywords: students, standards and requirements, physical fitness testing, RLD, physical culture, physical education, professionally applied physical culture, integral training, percentile scales.
For citation: Vitaliy V. Bobkov*, Sergey P. Meshcheryakov, Rif Kh. Abdullin, Nina S. Averchenko. Comparative analysis of standards for testing students' physical fitness. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(4): .
Введение
Президентом России В.В. Путиным в майских указах определено, что ВФСК ГТО отводится ключевая роль в тестировании уровня физической подготовленности граждан, особенно это касается молодого поколения, которое представляет собой наиболее социально-активную часть нашего общества (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (№309 от 07.05.2024). Кроме комплекса ГТО существует множество других методик определения уровня физической подготовленности: требования отдельных образовательных организаций к уровню физической подготовленности школьников и студентов, нормативные требования для сотрудников силовых структур (МВД, ФСБ, Минобороны), вступительные испытания в военно-учебные центры и военные кафедры университетов. опирающиеся на показатели профессиональной успешности и профпригодности [2, 4]. Из кибернетики хорошо известен принцип, перенесенный в практическую область педагогики крупнейшим специалистом в области дидактики Н.Ф. Талызиной, который гласит, что «чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления» [5, 6]. При этом важно помнить о том, что формальное проведение контрольных мероприятий, как в рамках учебно-образовательного процесса, так и в программе вступительных испытаний, организованное без должной разминки и специальной подводки, а также предварительной подготовки студентов к выполнению тестов, может приводить к отрицательным результатам. В отдельных случаях, например, с целью увеличения массовости спортивных мероприятий студентов могут в обязательном порядке заставлять участвовать в подобных тестовых мероприятиях по принуждению, используя соревнования как «кнут», что не вызывает у студентов ничего, кроме негативные эмоций, а может еще и иметь серьезные последствия для их здоровья [1]. Важно так организовать учебный процесс, чтобы участие студентов в различных видах контрольных испытаниях логично вытекало из всего учебного процессе, и представляло собой хорошую
возможность проявить студентам свои лучшие конкурентные качества. Такой образовательный процесс будет носит позитивный, бесконфликтный и стимулирующий характер.
Методы и организация исследования. Настоящее исследование проводилось в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в 2023-2024 учебном году, в ходе которого проводился комплексный анализ результатов выполнения тестовых испытаний в программе Фестиваля ГТО (ноябрь 2023 года), в котором принимало участие 230 человек (студенты 1-3 курса мужского пола), и результатов вступительных испытаний в военно-учебный центр (ноябрь 2023 года), в котором приняло участие 118 человек (студенты 1-2 курса мужского пола). Нами были выбраны для проведения анализа результаты в трех обязательных (для обеих групп) видах тестирования: в беге на 60 (100), 3000 метров и в подтягивании из виса на высокой перекладине. После проведения предварительного анализа и оценки успешности выполнения нормативов был проведен сравнительный анализ результатов выполнения данных тестов со средними показателями результатов итогового тестирования студентов, которые выполняются в конце каждого семестра, накопленные за 16 лет регулярных наблюдений.
Тестирование физической подготовки студентов проводилось в зале и на открытой площадке стадиона. Результаты зачетного тестирования в программе Фестиваля ГТО переводились в соответствии со знаками отличия ГТО, а результаты вступительных испытаний в ВУЦ переводились у студентов всех учебных отделений, оценивались по 100-бальной шкале.
После первичной оценки и сопоставления результатов проводился сравнительный анализ результатов с таблицами перцентильных шкал оценки тестов. Предложенные шкалы оценок были рассчитаны на основе протоколов тестирования, накопленных и проанализированных на 10 лет наблюдений за физической подготовленностью большого количества студентов (8040 чел.), учитывались результаты только тех студентов, которые имели результаты по всем трем тестам [4].
Результаты и обсуждение
Результаты тестирования физической подготовленности студентов, принимавших участие в выполнении тестовых испытания в ВУЦ и сопоставление этих результатов с нормативами и требованиями ВФСК ГТО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа выполнения тестов физподготовки при поступлении в ВУЦ
п % M±m P
60 метров (с) Все 118 100,0 8,25±0,06 <0,05
Золотой 63 53,4 7,81±0,02 <0,05
Серебряный 21 17,8 8,26±0,03 <0,05
Бронзовый 24 20,3 8,84±0,03 <0,05
Подтягивание (раз) Все 118 100,0 13,4±0,5 >0,05
Золотой 32 27,1 19,8±0,8 >0,05
Серебряный 34 28,8 14,4±0,1 <0,05
Бронзовый 34 28,8 10,6±0,2 >0,05
Все 118 100,0 13.45,1±5,8 <0,05
3000 метров Золотой 6 5,1 11.26,5±8,2 <0,05
(мин. с) Серебряный 35 29,7 12.40,4±4,4 <0,05
Бронзовый 55 46,6 14.06,4±3,6 <0,05
Математический анализ полученных результатов позволил установить следующее:
- в беге на 60 метров 10 (8,5%) мужчин не смогли уложиться в норматив бронзовый знака отличия ГТО, в подтягивании таких участников было 18 (15,2%), а в беге на 3000 метров - 22 (18,6%);
- 6 человек (7%) выполнили все нормативы на золотой знак ГТО. 29 (24,6%) выполнили все перечисленные выше нормативы не ниже, чем на серебряный знак ГТО. 48 (40,7%) - не ниже, чем на бронзовый знак ГТО. 35 участников (29,7%) не смогли выполнить все нормативы не ниже требований на бронзовый знак ГТО.
Для сравнительного анализа вводимых норм комплекса ГТО нами были использованы таблицы оценки результатов тестирования по перечисленным выше тестам для военнослужащих и в летнем полиатлоне (бывшее многоборье ГТО) (рис. 1).
■ Все ■ Золотой ■ Серебряный ■ Бронзовый
81 79 82
Рис. Результаты выполнения норм комплекса ГТО в баллах
Результаты, оцениваемые по таблицам летнего полиатлона в баллах ниже, чем по таблицам для оценки физической подготовленности военнослужащих. По приведенным данным можно предположить, особенно по таблицам летнего полиатлона, что требования к участникам в разных видах тестирования неравноценны, в беге на 60 метров соответствуют уровню подготовленности хорошо мотивированных студентов, а в беге на 3000 метров завышены.
Соотношение результатов проведенного анализа выполнения нормативов ВФСК ГТО по величине стандартных отклонений от среднего арифметического результатов зачетного тестирования, проводимого по итогам семестра, представлены в таблице 2. Так как в зачетном тестировании нет бега на 60 метров, то нами были использованы результаты в беге 100 метров, равнозначные им в баллах, по таблицам для военнослужащих.
Таблица 2
Оценка равнозначности нормативов ВФСК ГТО и зачетных требований к физической
подготовленности студентов
Знак 60 метров Подтягивание 3000 метров
Норма
с M±o раз M±o мин. с M±о
Золотой 8,0 M-0,68o 16 М+о 12.00 M-1,39о
Серебряный 8,5 М+0,68о 13 М+0,45о 13.20 M-0,29о
Бронзовый 9,0 М+2,22о 9 M-0,33о 14.50 М+1,062о
Нормативные требования к получению золотого знака ГТО в беге на 60 метров чуть превышают «средний уровень» подготовки, в подтягивании соответствуют уровню «выше среднего», а в беге на 3000 метров приближаются к «высокому уровню» физической подготовки студентов.
Требования на серебряный знак ГТО в беге на 60 метров близки к значению верхней границы уровня «ниже среднего», в подтягивании соответствуют верхней границе среднего уровня, и беге на 3000 метров находятся между уровнями «средний» и «выше среднего».
Нормы на бронзовый знак ГТО в беге на 60 метров соответствуют низкому уровню, в подтягивании находятся между уровнями «ниже среднего» и «средний» и «выше среднего», и беге на 3000 метров соответствуют уровню «ниже среднего»
Заключение
Анализ результатов тестирования студентов в программе Фестиваля ГТО и конкурсного отбора в ВУЦ, позволил выявить следующее:
- требования к физической подготовке участников испытаний в разных видах тестирования неравноценны. В беге на 60 (100) метров они несколько занижены, а в беге на 3000 метров существенно завышены;
- нормы на золотой знак ГТО в беге на 60 (100) метров немного превышают верхнюю границу среднего уровня, в подтягивании соответствуют уровню «выше среднего, и беге на 3000 метров приближаются к высокому;
- нормы на серебряный знак ГТО в беге на 60 метров близки к значению верхней границы уровня «ниже среднего», в подтягивании соответствуют верхней границе среднего уровня, и беге на 3000 метров находятся между уровнями «средний» и «выше среднего»;
- нормы на бронзовый знак ГТО в беге на 60 метров соответствуют низкому уровню, в подтягивании находятся между уровнями «ниже среднего» и «средний» и «выше среднего», и беге на 3000 метров соответствуют уровню «ниже среднего»;
- при составлении рабочей программы важно ориентироваться на то, какие нормативы физической подготовки предстоит выполнять студентам. Это могут быть тестовые испытания ВФСК ГТО, вступительные нормативы при поступлении в ВУЦ, или же контрольные нормативы по итогам учебного семестра. Кроме того, необходимо разделять эти испытания по степени трудности на те, которые вызывают наибольшее затруднение при выполнении и те тесты, которые
наиболее доступны и равнозначны для одного и того же студента. Занятие должно строиться таким образом, чтобы студенты могли подтягивать свои слабые места, добиваясь заметного повышения уровня своей физической подготовленности. Кроме того, важно понимать, что, если испытания выполняются в соревновательной форме, то необходимо использование соревновательного метода и на учебно-тренировочных занятиях.
Список литературы
1. Бобков В.В., Бетмирзаев А.А., Гаджиев Д.М., Нуцалов Н.М. Соревновательный метод в подготовке студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2024; 3: 34-36.
2. Лях В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся. Физическая культура в школе. 2007; 6: 2-7.
3. Лях В.И. и др. Методика определения уровня физического развития обучающихся: Методические материалы. В 5-ти частях. Физическая культура и развитие. Часть 3. Москва: Федеральное государственное научное учреждение "Институт возрастной физиологии Российской академии образования". 2023: 68.
4. Мещеряков С.П., Зырянова Н.В. Мониторинг показателей физической подготовленности студентов, занимающихся в разных условиях. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021; 12: 27-32. DOI 10.24412/2305-8404-2021-12-2732.
5. Талызина Н.Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009; 3: 17-30.
6. Талызина Н.Ф. "Уверена, что будущее психологии за деятельностным подходом" (подготовил В.И. Артамонов). Психологический журнал. 2005; 26(4): 106-113.
7. Ким Р.И., Хомичев О.А., Угольникова О.А. Оценка физической подготовленности обучающихся, как показатель эффективности физического воспитания в вузе. Вестник горнометаллургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии. 2020; 43: 245-248.
References
1. Bobkov V.V., Betmirzaev A.A., Gadzhiev D.M., Nutsalov N.M. Competitive method in preparing students to meet the standards of the TRP complex. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2024; 3: 34-36 [In Russ.].
2. Lyakh V.I. Theory of tests and testing of physical fitness of students. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2007; 6: 2-7 [In Russ.].
3. Lyakh V.I. et al. Metodika opredeleniya urivnya fizicheskogo razvitiya obuchayuchihsya: Metodicheskie materialy. V 5-ti chastyah. Fizicheskaky kul'tura I razvitie. Chast' 3 [Methodology for determining the level of physical development of students: Methodological materials. In 5 parts. Physical education and development. Part 3]. Moscow: Federal State Scientific Institution "Institute of Age Physiology of the Russian Academy of Education". 2023: 68 [In Russ.].
4. Meshcheryakov S.P., Zyryanova N.V. Monitoring of indicators of physical fitness of students engaged in different conditions. Izvestiya Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2021; 12: 27-32. DOI 10.24412/2305-8404-2021-12-27-32 [In Russ.].
5. Talyzina N.F. Activity theory of education as a basis for training specialists. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009; 3: 17-30 [In Russ.].
6. Talyzina N.F. "I am sure that the future of psychology belongs to the activity approach" (prepared by V.I. Artamonov). Psihologicheskij zhurnal. 2005; 26(4): 106-113 [In Russ.].
7. Kim R.I., Khomichev O.A., Ugolnikova O.A. Assessment of students' physical fitness as an indicator of the effectiveness of physical education in higher education. Vestnik gorno-metallurgicheskoj sekcii Rossiajskoj akademii estestvennyh nauk. Otdelenie metallurgii. 2020; 43: 245-248 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 23.10.2024
Бобков Виталий Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, проспект Ленинский, дом 65, корпус 1; Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), 105005, Россия, г. Москва, Елизаветинский пер., дом 10, строение 1; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 115093, Россия, г. Москва, Стремянный пер., дом 36, корпус 3; Российский государственный гуманитарный университет, 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., дом 6, e-mail: [email protected]
Мещеряков Сергей Петрович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 119991, Россия, г. Москва, проспект Ленинский, дом 65, корпус 1, e-mail: spm47@,mail. ru
Абдуллин Риф Хамзович - доцент, Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, дом 34, e-mail: m13102009@yandex. ru
Аверченко Нина Сергеевна - старший преподаватель, Башкирский государственный аграрный университет, 450001, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, дом 34, email: ckuki_net@,mail.ru