Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мер воздействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом'

Сравнительный анализ мер воздействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2546
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРГ / ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО / MINORS / CRIMINAL PENALTY / ENFORCEMENT ACTIONS / CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CRIMINAL LEGISLATION OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY / JUVENILE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгова Светлана Владимировна, Иванова Инесса Александровна

Анализируются меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям по законодательству России и законодательству Германии, выявляются общие и отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of enforcement actions against juvenile delinquents

This article analyses the enforcement actions against underage delinquents according to the legislation of Russian and Germany. The author identifies common and distinctive features.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мер воздействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом»

128

УДК 343.244; 343.224

С. В. Долгова, И. А. Иванова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ

Анализируются меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям по законодательству России и законодательству Германии, выявляются общие и отличительные черты.

This article analyses the enforcement actions against underage delinquents according to the legislation of Russian and Germany. The author identifies common and distinctive features.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовное наказание, меры воздействия, уголовное законодательство РФ, уголовное законодательство ФРГ, ювенальное право.

Key words: minors, criminal penalty, enforcement actions, criminal legislation of the Russian Federation, criminal legislation of the Federal Republic of Germany, juvenile law.

Международными правовыми актами термин «виды наказания« в отношении несовершеннолетних определяется по разному: «меры воздействия», «санкции», «наказания» [1, с. 93], при этом необходимо отметить, что вопросы преступлений несовершеннолетних, как и вопросы наказания за совершенное преступление в зарубежных странах регулируются ювенальным правом, которое ориентировано не на кару несовершеннолетнего за совершенное деяние, а на его ресоциализацию, осознание подростком неправильности и упречности своего поведения, восстановление нарушенных прав потерпевшего путем заглаживания вреда и возмещения ущерба несовершеннолетним правонарушителем, а также развитие у подростка, совершившего противоправное деяние, социально полезных навыков и умений.

Современный Уголовный кодекс РФ предусматривает, что «к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание...» (ч. 2 ст. 87 УК РФ). В отличие от уголовного законодательства РФ уголовное и уголовно-процессуальное право Германии по делам несовершеннолетних различает три категории санкций, применяемых к ним, которые отчасти могут использоваться одновременно и ориентируются на социальную интеграцию подростков и молодежи посредством воспитательных мер, принудительных средств и наказания. Концепция уголовного права Германии, а также ряда европейских государств в отношении несовершеннолетних состоит в сочетание чисто воспитательных мер социальной помощи несо-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 9. С. 128—137.

вершеннолетним с уголовными наказаниями, назначаемыми в вице исключения. Наказание, представленное только в вице лишения свободы, является наиболее строгой санкцией в ювенальном уголовном праве и может применяться как последнее средство, если воспитательные и принудительные меры оказались неэффективными, безрезультатными.

Современный Уголовный кодекс РФ предусматривает 13 видов наказаний, однако в отношении несовершеннолетних применяется только 6: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.

Помимо наказаний к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в виде предупреждения; передачи под надзор родителей, или лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, а также помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, которое применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

В Германии для несовершеннолетних, нарушивших закон, возможны следующие разновидности правовых последствий.

1. Меры воспитания (ErziehungsmassregeLn), которые подразделяются на указания (Weisungen) и предписания оказать помощь в воспитании (ИШе zur Erziehung).

К указаниям относятся обязанности соблюдать предписание о месте пребывания, жить в семье или социальном учреждении, заниматься учебой или работой, выполнить определенную работу, находиться под руководством и наблюдением определенного лица, принимать участие в курсе социального тренинга, примириться с потерпевшим, не поддерживать отношений с определенными людьми или не посещать места развлечений, принимать участие в изучении правил дорожного движения.

2. Меры принуждения (принудительные средства) (ZuchtmitteLn): предупреждение (Verwarnung), обязанности (Auflagen) и арест (Jugen-darest).

Обязанности как меры принуждения включают в себя следующие разновидности: посильное возмещение ущерба, причиненного преступлением; принесение извинений потерпевшему в личной форме; выполнение работы; оплата денежной суммы в пользу общественно полезного учреждения.

Арест, согласно §16 Закона о судах несовершеннолетних может быть назначен «в свободное время» (используется свободное время от работы и учебы); на короткий срок (2 — 4 дня); на длительный срок (1 — 4 недель).

3. Лишение свободы.

129

130

В Германии воспитательные меры как меры воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя имеют первостепенное значение, именно на них делается основной упор. Они не имеют карательного характера, а призваны воспитывать несовершеннолетнего (устранять недостатки в воспитании) и формировать его личность. При назначении данных мер критерием выступает не тяжесть преступления, а потребность в воспитании и восприимчивость к нему. Необходимо отметить, что в отличие от принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним в России, воспитательные гораздо шире и предусматривают такие меры воздействия, которые в соответствии с Уголовным кодексом РФ применяются к несовершеннолетним в качестве обязанностей при условном осуждении или при ограничении свободы [2].

Вместе с тем следует особо обратить внимание на такую обязанность, предусмотренную в германском праве, как примирение с потерпевшим. Примирение, по Уголовному кодексу ФРГ, заключается в возмещении полностью или значительной части причиненного вреда, либо в серьезном стремлении лица возместить вред, либо в возмещении ущерба в ситуации, когда это предполагает значительные личные затраты или личный отказ от чего-то. В случае примирения суд может смягчить наказание, а также отказаться от него, если предусмотрено наказание не строже чем 1 год лишения свободы или денежный штраф до 360 дневных ставок [3, с. 147—148].

На сегодняшний день процедура примирения жертвы с правонарушителем в ФРГ — неотъемлемая часть системы мер воспитательного воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В отчете службы примирения жертвы с преступником г. Нюрнберга приводятся интересные данные: так «Андреас (возраст 14 лет) вскопал огород женщине, у которой он похитил сумочку, и в течение месяца помогал выполнять ей тяжелую работу в саду» [4].

В Российской Федерации в соответствии со ст. 76 УК РФ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред, а согласно ст. 25 УПК РФ, суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, предусмотренных ст. 76 Уголовного кодекса РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Однако на практике примирение в основном заключается в том, что подсудимый выплачивает потерпевшему денежную сумму, на которую был причинен ущерб, в связи с чем следует отметить, что процедура примирения в западных странах имеет более практическое воздействие, так как не сводится к простому возмещению материального ущерба, а заключается также в том, что стороны решают

-------------------------------------------------------------

вопрос, каким образом несовершеннолетний может загладить нанесенный потерпевшему вред и восстановить нарушенное право. Примирение, как и многие другие меры, направлено на воспитание несовершеннолетнего.

Воспитательная мера в качестве предписания оказать помощь в воспитании заключается в назначении лица, которое будет опекать воспи-туемого, либо в помещении в учреждение, где несовершеннолетние находятся круглосуточно, или иное учреждение, где подростку будут обеспечены забота и уход.

Относительно учреждений для несовершеннолетних необходимо сказать, что в РФ существуют специальные центры для несовершеннолетних правонарушителей, однако в отличие от западных стран их количество значительно меньше. На наш взгляд, необходимо обратиться к опыту Франции, где существует множество специализированных центров для подростков, совершивших преступления, в частности имеются специальные закрытые центры, в которых могут находиться около 10 несовершеннолетних под строгим контролем, но с возможностью выхода за пределы учреждения. Пребывание обычно длится 6 месяцев и может быть продлено один раз. Для несовершеннолетних, проживающих в этих центрах, разработаны специальные программы. Также несовершеннолетний может быть помещен в центры немедленного размещения, которые принимают несовершеннолетних на период от 3 до 4 месяцев с целью изолировать их от общества. Их жизнь организована внутри центра, выход в город контролируется, и молодых людей на прогулках сопровождают воспитатели. В центрах несовершеннолетние находятся до тех пор, пока не будет разработана программа их возвращения в активную жизнь. Кроме того, подросток может быть помещен в центр дневного пребывания, который предлагает воспитательные, образовательные программы и профессиональное обучение, занимается ликвидацией безграмотности [5].

Это лишь некоторые формы работы с подростками, совершившими правонарушения, во Франции. Существуют еще и так называемые центры срочного размещения и различные центры обучения молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организации, где подростку помогают интегрироваться в общество, приучают к тому или иному виду труда. Существуют подобные центры и в других европейских странах. Так, например, в Англии несовершеннолетнему может быть назначено такое наказание, как «санкция на посещение центра», которое распространяется на молодежь младше 21 года. В центрах, открытых в течение трех часов во второй половине дня в субботу, проводятся занятия по освоению ремесел или физические упражнения [1, с. 98]. Помещение несовершеннолетнего в подобное заведение, на наш взгляд, позволяет решить вопрос с избытком свободного времени и тем самым оградить подростка от совершения правонарушений, в том числе привить социально-полезные навыки и умения.

Кроме того, при изучении практики помещения несовершеннолетних в исправительные центы необходимо обратиться также к опыту

131

132

российских регионов, в которых действуют программы по внедрению ювенальных технологий. Так, в Архангельской области с 2005 г. на базе муниципального учреждения «Центр защиты прав несовершеннолетних» г. Архангельска создано отделение социализации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Специалистами Центра совместно с сотрудниками УИИ проводится социальная работа, связанная с исправлением несовершеннолетних осужденных. Инспекции Архангельска практикуют направление несовершеннолетних в данный Центр для прохождения курса социализации. В 2009 г. в Центре оказались более 160 несовершеннолетних, из них 99 прошли данный курс, всего с 2005 г. в Центре находилось более 600 осужденных. С 2007 г. несовершеннолетним условно осужденным, не желающим добровольно посещать Центр, по представлениям инспекций судами возлагается дополнительная обязанность в виде необходимости прохождения курса социализации в Центре [6].

Следующими мерами воздействия, применяемыми к несовершеннолетним в Германии являются принудительные средства (исправительные меры), которые в соответствии с §13 абз. 3 JGG не влекут правовых последствий наказания. Использование принудительных средств не позволяет считать несовершеннолетних судимыми и стигматизировать их в связи с совершением преступления. Кроме того, совершение деяния, повлекшего применение принудительных средств, не образует рецидива.

Принудительные средства и воспитательные меры в Германии схожи с принудительными мерами воспитательного воздействия в Российской Федерации, а также с некоторыми видами наказания. Так, как было сказано выше, к принудительным средствам по немецкому законодательству относятся предупреждение, обязанности и арест.

Предупреждение, в соответствии с Законом о судопроизводстве по делам несовершеннолетних в Германии, подчеркивает противоправность деяния и адресуется в виде упрека несовершеннолетнему, который содержится в приговоре суда. Используется данная мера только в том случае, если проступок относится к незначительным и несовершеннолетний является добропорядочным. В принципе данная мера схожа с принуждением, применяемым по законодательству РФ в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, которая состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Однако, на наш взгляд, данная мера имела бы более воспитательное воздействие, если бы применялась с обязанностью принесения несовершеннолетним извинений в личной форме перед потерпевшим.

Кроме того, к обязанностям, возлагаемым на преступника в соответствии с абз. 1 § 15 Закона о судопроизводстве по делам несовершеннолетних относятся следующие.

1. Посильное возмещение ущерба, причиненного преступлением. Сходной мерой в РФ является обязанность загладить причиненный

вред. Указанная мера воздействия на несовершеннолетнего в российском праве также применяется в качестве принудительной меры воспитательного воздействия и заключается в том, что несовершеннолетний должен загладить причиненный потерпевшему вред с учетом своего имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков, однако в практике данная мера используется крайне редко, кроме того в постановлении суда не указывается, каким образом несовершеннолетний должен загладить причиненный вред. Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что применение данной меры возможно лишь при согласии самого потерпевшего и, конечно же, при обязательном обсуждении вопроса, каким именно образом подросток должен возместить ущерб с учетом наличия у него средств и фактической возможности самостоятельно сделать это. По мнению Р. В. Новикова, «ценность данной меры заключается именно в том, что несовершеннолетний самостоятельно, своим трудом, из своих средств (имущества) возмещает вред, и именно в таком случае ее целесообразно назначать в объеме, необходимом для удовлетворения требования о возмещении вреда, наступившего от потерпевшего» [7].

2. Обязанность попросить прощения у потерпевшего.

3. Выполнение работы. В Российской Федерации в качестве подобной меры применяются обязательные работы. По мнению А. В. Шад-ловского, данный вид наказаний наиболее полно отражает современную парадигму применения наказаний в отношении несовершеннолетних правонарушителей в европейском сообществе. Остальные виды из действующей системы наказаний несовершеннолетних, с его точки зрения, неэффективны для российской пенитенциарной практики, поскольку имеют выраженный экономический (имущественный) карательный акцент [8]. Надо отметить, что впервые обязательные работы (общественно полезные работы) были введены в Швейцарии в 1971 г., изначально это наказание применялось только по отношению к несовершеннолетним правонарушителям в возрасте от 7 до 18 лет. Позже в Швейцарии общественно полезные работы стали назначаться несовершеннолетним в качестве основного наказания, а в ряде швейцарских кантонов — и взрослым, но как дополнительное наказание [9]. В настоящее время данная мера воздействия применяется в Англии, Франции, Германии, а также в других странах, в том числе и в России.

4. Выплата денежной суммы в пользу общественно полезного учреждения. Назначение вышеуказанной исправительной меры возможно, если несовершеннолетний совершил мелкие правонарушения и при наличии у него собственных средств, которыми он может распоряжаться, или при конфискации дохода от преступной деятельности.

Данная мера в определенной степени имеет схожие черты со штрафом. При этом необходимо отметить, что в германском ювенальном уголовном праве не допускается применение в качестве наказания денежного штрафа. Назначение штрафа считается малоприспособленной формой воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, так как в большинстве случаев у них не имеется са-

133

134

мостоятельного дохода и имущества [10, с. 44]. Штраф же, по УК РФ, в отличие от выплаты денежной суммы в пользу общественно полезного учреждения, может назначаться и назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых (ч. 2 ст. 88 УК РФ). Кроме того, необходимо отметить, что в Уголовный кодекс включено такое положение, в соответствии с которым штраф, по решению суда, может взыскиваться с родителей несовершеннолетнего или иных законных представителей с их согласия. Это положение в определенной степени обосновывает позицию законодателя, что штраф может быть назначен лицу и при отсутствии у него самостоятельного заработка или имущества, однако данный момент весьма спорный, поскольку один из принципов наказания — принцип личной ответственности за совершение преступления, то есть именно то лицо, которое совершило преступление, должно понести определенные, предусмотренные законом лишения или ограничения прав и интересов. Этот принцип нарушается при возложении обязанности выплатить штраф на родителей. Еще А. М. Горький в пьесе «На дне» писал: «Человек за все платит сам». Российский криминалист Н. С. Таган-цев применительно к штрафу указывал: «Всякое наказание должно быть страданием для виновного, страданием, им лично отбываемым; закон не может допустить, чтобы назначенное кому-либо наказание отбывалось за него другим лицом» [11, с. 273].

Вместе с тем, говоря о возложении обязанности выплатить штраф родителями, нужно заметить, что в немецкой научной литературе относительно такой меры, как оплата денежной суммы в пользу общественно полезного учреждения, отмечается, что она может быть недейственной прежде всего для достижения воспитательной цели, поскольку ее исполнение фактически будет возложено на других (родственников, членов семьи) [12].

Следующая принудительная мера, применяемая в ФРГ к несовершеннолетним, — арест. Арест, согласно §16 Закона о судах несовершеннолетних, может быть назначен «в свободное время» (используется свободное время от работы и учебы); на короткий срок (2—4 дня); на длительный срок (1 — 4 недель).

Меру в виде ареста в отношении несовершеннолетних УК РФ ранее относил к наказаниям. Арест заключался в содержании несовершеннолетнего в условиях строгой изоляции от общества сроком до 4 месяцев. Однако в связи с отсутствием условий его применения и исполнения данный вид наказания впоследствии был исключен из перечня наказаний, применяемых к несовершеннолетним1.

1 Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы» в Уголовный кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми наказание в виде ареста было заменено на наказание в виде ограничения свободы.

В Германии арест используется как последнее исправительное средство только при недостаточности воспитательных мер или других принудительных средств.

Лишение свободы — наиболее строгий вид наказания. В германском уголовном праве такое наказание в отношении несовершеннолетних, как и в большинстве европейских стран, играет незначительную роль в общей системе санкций. В. Хайнц справедливо отмечает, что чем более суровой является санкция, тем более высоким будет процент рецидива [13].

Воспитательное воздействие данного вида наказания в научной литературе постоянно ставится под сомнение ввиду такого факта, как субкультура заключенных, в связи с чем многочисленные зарубежные и отечественные исследователи утверждают, что тюрьма не способна к перевоспитанию и ресоциализации. Поэтому можно сказать, что лишение свободы в основном служит целям кары и защиты общества от преступника посредством изоляции последнего. Впрочем, эта мера, по мнению О. Н. Бибика, представляется в целом лишь отсрочкой неблагоприятных последствий, которые начнут проявляться после освобождения лица [12, с. 59]. По мнению судей Калининградского областного суда, направление несовершеннолетних осужденных в места лишения свободы является неэффективной мерой наказания [14].

Исследователи рецидивной преступности отмечают, что основной массив рецидивных преступлений приходится на первые два года после отбытия наказания в виде лишения свободы, а большинство рецидивных преступлений несовершеннолетних совершается в течение первого года после освобождения из воспитательных колоний, в связи с чем Э. В. Лядов — доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ФГОУ ФПО «Академии ФСИН России» (г. Рязань) — утверждает, что на первое место должны выдвигаться уголовно-правовые меры, не связанные с изоляцией от общества, преимущественное применение к несовершеннолетним воспитательных мер воздействия, позволяющих исправлять подростков в условиях семьи, школы, трудового коллектива [15].

Учитывая, что лишение свободы является самым строгим видом наказания, то в основном назначаться оно должно за самые опасные преступления, а также в случаях, если иные меры воздействия в отношении несовершеннолетнего не достигли поставленных в законе целей.

Итак, проанализировав меры воздействия в отношении несовершеннолетних, можно сказать, что указанные меры, применяемые в России и Германии, имеют много общего, но в то же время у них есть существенные отличия. В большинстве европейских стран, в том числе и в ФРГ, принято ювенальное право, система воздействий на несовершеннолетних ориентирована на воспитательные меры, которые являются наиболее приоритетными по сравнению с принудительными средствами и наказанием, в то время как остальные средства используются, если воспитательные меры оказались безрезультатными. В Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия применяются в основном за преступления небольшой и средней тяжести, а в некоторых случаях и за тяжкие преступления. Но практика

135

136

свидетельствует об ограниченности их видов и возможности назначения одному и тому же несовершеннолетнему не один раз, из чего можно сделать вывод, что в определенной степени данные меры оказываются неэффективными. Так, встречаются случаи, когда лицу, совершившему кражу впервые, в качестве принудительных мер воспитательного воздействия назначают предупреждение и передачу под надзор родителей, впоследствии к этому же лицу за совершение другого правонарушения, относящегося к категории преступлений небольшой или средней тяжести, снова применяется такая же мера. Данный пример показывает, что принудительные меры воспитательного воздействия используются формально, при таком подходе они не достигают своей воспитательной функции.

В целом можно сказать, что существующая в России система мер воздействия на несовершеннолетних небезнадежна, большинство из имеющихся мер применяется и в других странах, но в отличие от них у нас недостаточно функционирует механизм их реализации, в связи с чем данные меры не достигают того результата, который от них ожидается. Система мер воздействия, применяемых к несовершеннолетним преступникам, должна развиваться. Так, предупреждение в качестве принудительной меры воспитательного воздействия целесообразно применять с принесением извинения потерпевшему в личной форме, что наряду с разъяснением подростку вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений будет способствовать осознанию им общественно-опасных последствий совершенного деяния. Вместе с тем заслуживает внимания опыт применения к несовершеннолетним мер, связанных с направлением их в центры дневного пребывания. На наш взгляд, данные меры могут быть использованы в качестве и основного и дополнительного вида наказания, а также как принудительная мера воспитательного воздействия. Применение данной меры поможет решить вопрос с избытком свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей, а также будет способствовать их социализации.

В заключение хотелось бы отметить, что западная система мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей более гибкая, чем в России, и с учетом всестороннего изучения личности подростка позволяет применить к нему такую меру воздействия, которая максимально способствовала бы его ресоциализации и воспитанию.

Список литературы

1. Энциклопедия уголовного права / под ред. В. Б. Малинина. СПб., 2008. Т. 11.

2. Jugendgerichtsgesetz ^СС). ЦКЬ: http://bundesrecht.juris.de/jgg/BJNR007510953. Ы:т1 (дата обращения: 20.06.2012).

3. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб., 2003.

4. Кузнецов В. К., Гребенкин Е. В. Отправление правосудия по делам несовершеннолетних в ФРГ: баланс воспитания и права // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 249 — 256. ЦКЬ: http://e1ibrary.ru/down1oad/49385659.pdf

5. Садовникова М. Как работает ювенальная юстиция во Франции. URL: http://www.index.org.ru/nevol/2006-8/ sadov_n8.htm (дата обращения: 20.06.2012).

6. Совершенствование организации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей : сб. ст. / под ред. Н. Б. Иглиной. Архангельск, 2010.

7. Новиков Р. В. Институт применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним нуждается в совершенствовании // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5.

8. Шадловский А. В. Альтернативные наказания несовершеннолетних правонарушителей в России и за рубежом: сравнительный аспект // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 4. С. 186 — 189. URL: http://elibrary. ru/download/95102517.pdf (дата обращения: 20.06.2012).

9. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть : учеб. пособие / под ред. И. Д. Козочкина. М., 2003.

10. Фиманн Х. Уголовное и уголовно-процессуальное право Германии по делам несовершеннолетних // Помилование, исполнение наказаний, преступность, связанная с употреблением и продажей наркотических средств и ювенальная юстиция : матер. 10-го Международного семинара 13—16 июня 2007 г., г. Светлогорск. Калининград, 2008.

11. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Часть общая. М., 1994. Т. 2.

12. Бибик О. Н. Введение в ювенальное уголовное право Германии : учеб. пособие. Омск, 2009.

13. Heinz W. Die neue Ruckfallstatistik — Legalbewahrung junger Straftater // Zeitschrift fur Jugendkriminalrecht und Jugendhilfe. 2004. № 1. S. 41. URL: http://www.uni-konstanz.de/rtf/kis/heinzsanktionen-jugendstrafrecht-ru.htm

14. Особенности применения Российского уголовного и процессуального за-

конодательства в отношении несовершеннолетних. Обобщение региональной практики» : доклад судьи Областного суда Калининградской области Т. Д. Тата-ровой. URL: http://ombudsman39.ru/без-рубрики/doklad-sudyi-oblastnogo-

suda-kaliningradskoy-oblasti-t-d-tatarovoy-osobennosti-primeneniya-rossiyskogo-ugolovnogo-i-protsessualynogo-zakonodatelystva-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-obobsh (дата обращения: 20.06.2012).

15. Лядов Э. В. О применении к несовершеннолетним видов уголовного наказания, альтернативных лишению свободы // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2009. №2. С. 77—81. URL: http://elibrary.ru/download/ 61116311.pdf (дата обращения: 20.06.2012).

Об авторе

Светлана Владимировна Долгова — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

Инесса Александровна Иванова — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About author

Dr Svetlana Dolgova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

Inessa Ivanova, PhD, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

1S?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.