Научная статья на тему 'Сравнительный анализ лингвистических воззрений К. Германна и младограмматиков'

Сравнительный анализ лингвистических воззрений К. Германна и младограмматиков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
333
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОИСТОРИОГРАФИЯ / НАРРАТИВНЫЙ МЕТОД / МЛАДОГРАММАТИЗМ / LINGUISTIC HISTORIOGRAPHY / NARRATIVE METHOD / NEOGRAMMARIANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лоза Анжела Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы лингвоисториографии, а также основные вехи в развитии дисциплины. Особое внимание уделяется нарративному методу лингвоисториографического исследования, разработанному П. Шмиттером. В рамках данного метода проведено исследование творчества немецкого философа языка К. Германна. В статье представлены биографические сведения об ученом, а также информация о его научной работе в качестве профессора философии в университете г. Лейпцига, преподававшего у будущих представителей младограмматического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of linguistic ideas of C. Hermann and the Neogrammarians

The paper is concerned with the questions of linguistic historiography, with its stages of development in particular. The special attention is paid to the narrative method, created by P. Schmitter. When applying this method we did a research on the work of C. Hermann, a German philosopher of language. The paper presents some personal data about his life as well as some information about his scientific work as Professor, Doctor of Philosophy in Leipzig University, where he taught and influenced the future Neogrammarians.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ лингвистических воззрений К. Германна и младограмматиков»

УДК 81-11

А. В. Лоза

Сравнительный анализ лингвистических воззрений К. Германна и младограмматиков

В статье рассматриваются вопросы лингвоисториографии, а также основные вехи в развитии дисциплины. Особое внимание уделяется нарративному методу лингвоисториографического исследования, разработанному П. Шмиттером. В рамках данного метода проведено исследование творчества немецкого философа языка К. Германна. В статье представлены биографические сведения об ученом, а также информация о его научной работе в качестве профессора философии в университете г. Лейпцига, преподававшего у будущих представителей младограмматического направления.

Ключевые слова: лингвоисториография, нарративный метод, младограмматизм. A. W. Loza

Comparative analysis of linguistic ideas of C. Hermann and the Neogrammarians

The paper is concerned with the questions of linguistic historiography, with its stages of development in particular. The special attention is paid to the narrative method, created by P. Schmitter. When applying this method we did a research on the work of C. Hermann, a German philosopher of language. The paper presents some personal data about his life as well as some information about his scientific work as Professor, Doctor of Philosophy in Leipzig University, where he taught and influenced the future Neogrammarians.

Keywords: linguistic historiography, narrative method, the Neogrammarians.

В рамках любой науки есть вопросы, решение которых требует обращения к истории. Зачастую, чтобы раскрыть сущность изучаемого явления, ученый обращается к его истокам, а проследив специфику его развития, делает прогнозы на будущее.

Вопросы истории языкознания, на протяжении очень долгого времени занимавшие умы лингвистов, остаются объектом внимания и современных исследователей. Ученые признают важность исторического компонента для формирования целостного образа науки, описания ее направлений, школ, отдельных теорий.

Исследования, посвященные исторической составляющей лингвистики, проводятся в русле лингвоисториографии. В настоящее время линг-воисториография представляет собой сложный комплекс подходов, методов, принципов написания истории - теоретических основ, разработка и обсуждение которых продолжает проводиться.

История развития лингвоисториографической мысли насчитывает не один век. Первые работы лингвистического характера появились уже в античности. Так как языкознание в это время не выделялось в отдельную науку, то первыми языковедами, а впоследствии и историографами

© Лоза А. В., 2016

языкознания в древнем мире стали философы. Информация филологического свойства была рассредоточена в их сочинениях, ее можно обнаружить в трудах риторов, софистов, грамматиков, критиков, экзегетов. Большое значение для развития историографического направления в науке имела работа греческого писателя Диогена Лаэрт-ского (Лаэрция) (II-III в. н. э.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» [5].

На протяжении следующих веков исследования ученых были посвящены истории государств, военных кампаний, описанию различных военных событий, жизни людей, их быту, но именно в них закладывались те особенности написания истории, которые в дальнейшем стали основами написания истории языкознания.

В Средние века ведущая роль в жизни общества, в том числе научной, отошла церкви: роль просветительских центров выполняли монастыри. Развитие науки, и в частности языкознания, характеризовалось общим теоретическим застоем; выдвигаемые идеи и гипотезы имели под собой теологическую основу. Для историографии данного периода характерно сильное религиозное влияние. Это проявлялось, прежде всего, в неукоснительном следовании библейским кано-

нам при написании истории: библейская история служила в качестве образца описания всемирной истории [4, с. 27-31].

На протяжении ХУП-ХУШ вв. историография постепенно приобрела характер университетской науки; над вопросами историографии трудились преподаватели, профессора университетов. В Европе в это время выработалась определенная форма руководящего центра научных исследований, а именно, Академия наук. Так, в 1635 г. была основана Французская академия наук, в 1663 г. - Британское королевское общество, а в 1711 г. открылась Берлинская академия наук [2, с. 27-28].

В XIX в. в рамках науки о языке наблюдался значительный научный подъем. Ученым открылись новые лингвистические данные, а соответственно, и новые вопросы, ответы на которые можно было найти в прошлом. Следствием этому стал научный интерес, который исследователи начали проявлять к историческим произведениям, посвященным, в том числе, проблемам языка; вместе с интересом возникло стремление разработать методологию лингвоисториографических изысканий. Среди ученых, занимавшихся осмыслением методологических вопросов написания истории языковедения в Германии XIX в., можно выделить Э. Грефенана, Т. Бенфея, Р. фон Рауме-ра, К. Германна, Х. Штейнталя [8, с. 29].

Тем не менее, несмотря на длительную историю становления лингвоисториографической мысли, разработка научного подхода к такого рода исследованиям, имеющего системный характер, разложимого на отдельные компоненты, началась сравнительно недавно, к концу XX в. Этот период времени отмечен увеличением числа журналов, научных обществ, ассоциаций, работающих в сфере истории языка, а также исследовательских работ, посвященных становлению и развитию лингвистической мысли в целом (произведения Я. В. Лоя, Ф. М. Березина,

B. М. Алпатова, В. А. Звегинцева, Н. А. Кондра-шова, Т. А. Амировой, В. Томсена, Л. Формига-ри, Р. Робинса), отдельным темам истории языковедения (исследования О. А. Радченко,

C. Л. Фурмановой, Л. С. Аликаевой, Н. И. Без-лепкина, О. В. Лукина, Е. Н. Михайловой, В. П. Коровушкина), а также устойчивым интересом и стремленим разработать единую методологическую основу для такого рода исследований, метаязыка науки, принципов работы, обеспечивающих объективность исследования. Принципы написания истории языкознания рас-

сматривали в своих работах К. Кернер, П. Свиг-герс [8, с. 41].

В исследованиях П. Шмиттера, специалиста в области общей лингвистики, философии языка, гумбольдтианства, методологические аспекты, разрабатываемые лингвоисториографами XX в., были объединены в единое знание. Предложенный им нарративный подход стал готовой теоретической базой для исследований в русле линг-воисториографии. Он заключается в расчленении исследуемого исторического вопроса на отдельные составляющие и их последующем анализе с точки зрения их объективности. Предмет изучения в рамках нарративной историографии, вследствие его сложной структуры, рассматривается на нескольких, тесно взаимосвязанных друг с другом, но аналитически различимых уровнях: текстовом (textuell), исторически-логическом (geschichtslogisch) и антропологическом (anthropologisch) [17, s. 42-43].

Принципы нарративного подхода, охватывающие сразу несколько направлений работы (среди прочего, изучение биографии ученого (портрета ученого), общего научного фона создания его концепции, анализ «словаря» и «грамматики» трудов автора и т. д.), позволяют добиться от исследования точности и достоверности в работе. В связи с этим в содержание исследования включается анализ общенаучной исследовательской парадигмы, политического и социально-экономического развития, а также духовной и культурной жизни общества, анализ текста основных произведений автора (авторский текст), а также работ, на которые он опирался (библиотека автора) [9, с. 124-125].

Применив основные принципы нарративного подхода П. Шмиттера, мы исследовали личность Конрада Германна, немецкого философа языка, лингвоисториографа, профессора философии Лейпцигского университета. О жизни и творчестве К. Германна известно немногое. Его имя очень редко встречается в работах историографов, философов, лингвистов. В самом начале работы над исследованием нам было известно лишь его имя, даты жизни и тот факт, что он преподавал в университете Лейпцига. Впоследствии, благодаря работе, которую архив университета Лейпцига проводит по обработке, оцифровке исторических материалов: актов, научной переписки профессоров, матрикулов; составлению каталогов профессоров университета с перечнем прочитанных ими лекций и проведенных семинаров и т. д., - стало возможным получить

более конкретное представление о научной деятельности К. Германна. Работа в архивах города и университета Лейпцига позволила воссоздать «портрет ученого», образ К. Германна как исследователя и как личности [8, с. 116-117].

К. Германна создал множество работ. Вопросы языка рассматриваются непосредственно в трудах «Философская грамматика» (Лейпциг, 1858), «Языкознание в его связи с логикой, становлением человеческого духа и философией» (Лейпциг, 1875), «Проблема языка и ее разработка на протяжении истории» (Дрезден, 1865). Тематика его трудов многоаспектна. К вопросам языкознания К. Германн подходил с позиций многих наук и сфер жизни человека: с точки зрения философии, психологии, истории и искусства [6, с. 168].

К. Германн происходил из благородной семьи. Его дед, Я. Геррманн (Johann Jacob Heinrich Herrmann), был доктором юридических наук, адвокатом, председателем суда шеффенов в Лейпциге; его отец, Г. Германн (Johann Gottfried Jacob Her(r)mann), - известным классическим филологом, профессором Лейпцигского университета; его дядя, Х. Швегрихен (Christian Friedrich Schwägrichen), занимал должность профессора естественной истории в Лейпцигском университете, управлял местным ботаническим садом [10, s. 339], [16].

К. Германн учился в школе Святого Фомы (Thomasschule zu Leipzig), изучал философию и филологию в университетах Берлина и Лейпцига. В 1837 г. он был зачислен на философский факультет университета Лейпцига. В архивных документах имеется запись от 25 апреля 1837 г. В ней сообщается, что К. Германн, семнадцати лет, из Лейпцига (Саксония), евангелически лютеранского вероисповедания, окончивший школу Святого Фомы, записан на курс филологии. В 1846 г. К. Германну была присвоена ученая степень кандидата наук (Dr. phil.). В 1849 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Пролегомена к философии истории» (Prolegomena zur Philosophie der Geschichte). В этом же году К. Германн приступил к работе на философском факультете Лейпцигского университета в должности приват-доцента (PD für Philosophie). С 1860 по 1881 гг. он работал в должности экстраординарного, нештатного профессора (ao Prof für Philosophie), ас 1881 г. и вплоть до своей кончины в 1897 г. занимал должность почетного ординарного профессора (oHonProf für Philosophie). В начале своей академической карьеры

основное внимание К. Германн сосредоточил на вопросах истории философии, логики, философии истории. С течением времени он стал все больше обращаться к вопросам языкознания, таким как происхождение языка, язык в контексте истории, языкотворчество, язык как средство познания, соотношение языка и мышления и др. Ознакомившись с документами из университетского архива, можно узнать даты и темы прочитанных им лекций (в частности, в период с 60-х гг. он читал лекции (в том числе бесплатные лекции, которые могли слушать все записавшиеся студенты) по философской грамматике, истории философии, психологии, философии языка, эстетике, метрике) [16].

Начиная с 60-х гг. XIX в. на философском факультете проходили обучение будущие представители младограмматизма. Среди них имена Августа Лескина, Германа Пауля, Карла Бругмана, Германа Остгофа. А. Лескин и К. Бругман впоследствии преподавали на философском факультете Лейпцигского университета. А Лескин читал лекции, начиная с 1870 г., по сравнительно-историческому языкознанию, славистике. К. Бруг-ман вел занятия по грамматике классических языков, сравнительно-историческому языкознанию с 1877 г. [16].

В рамках исследования нами был сделан вывод о том, что научно-просветительская деятельность К. Германна оказала влияние на формирование младограмматического направления. Взаимосвязь между воззрениями К. Германна и представителями младограмматизма можно проследить, во-первых, на примерах из текстов их концепций; во-вторых, на основе архивных данных, которые говорят о том, что представители младограмматического направления проходили обучение на философском факультет Лейпциг-ского университета в то время, когда там преподавал К. Германн [7, с. 15].

Основные произведения младограмматиков, содержащие главные тезисы их научной деятельности, создавались в период с начала 80-х гг. Главные труды К. Германна, рассматривающие вопросы лингвофилософии, были созданы во второй половине XIX в. (до 1880 г.). Таким образом, лингвофилософские идеи К. Германна, перекликающиеся с основными представлениями младограмматиков, в его работах получили с точки зрения хронологии событий более раннее выражение [7, с. 15-16].

В качестве одного из основных принципов лингвистического исследования младограммати-

ки видели принцип историзма с одним важным отличием, что они не делали акцента на изучении лишь древних праформ, а, наоборот, ратовали за изучение и современного состояния языка. Конрад Германн высказывал очень близкую мысль. Он писал о том, что задача языкознания состоит в том, чтобы проследить становление языка, уходя в глубь истории, от современного его облика к моменту появления. Изучить язык -значит исследовать его историю [12, s. 54].

В то же время К. Германн заострял внимание на том, что анализ явлений языка следует строить не на основе устаревших, недоказуемых гипотез и не вступать в абстрактные и спекулятивные рассуждения, а полагаться на значение получаемых фактов. К. Германн писал, что в истории философии языка можно выделить три эпохи. Для первой (до XVIII в.) было характерно понимание языка как врожденного, природного дара (angeborene Naturgabe). Во второй эпохе (XVIII в.) язык представал как механическое изобретение разума (mechanische Erfindung des Verstandes). Для эпохи XIX в. характерно понимание языка в качестве органичного продукта разума или человеческого духа (ein organisches Produkt der Vernunft oder des menschlichen Geistes). Третья точка зрения, согласно мнению К. Германна, единственно верная: она совпадает с общими результатами исторического языкознания. К. Германн отмечал: «Время абстрактной философии языка теперь позади, а наше мнение о языке во многом определяется фактами эмпирических исследований о языке» [13, s. 39].

Представители младограмматической теории считали, что на основе диалекта можно проследить естественное развитие языка, не «искаженное» литературной нормой [14]. К. Германн также указывал на важность включения диалектов в область исследования, но не только для всестороннего исследования явлений языка, но и по причине того, что на основе их изучения можно сделать определенные выводы касательно культуры, особенностей мышления народа-носителя [12, s. 54].

Известно, что представители младограмматической теории указывали на особенную значимость междисциплинарного подхода в рамках лингвистических исследований, применения данных, обеспечивающих исследователя эмпирическими данными [14, s. X]. К. Германн также в своих работах писал о важности включения в работу по изучению вопросов языка данных таких дисциплин, как история языка, философия

языка, психология языка, сравнительная этимология [12, s. 2].

Как К. Германн, так и представители Лейп-цигской школы отмечали двусторонность природы языка. Младограмматики выделяли в речевой деятельности психические и физиологические (фонетические) процессы. Физиология звуков призвана изучать фонетическую сторону, а психология - психические факторы. Младограмматики отмечали: чтобы понять и объяснить изменения, происходящие во внешней языковой форме, нужно исследовать психические (внутренние) процессы в языке [14, s. V].

К. Германн указывал на то, что так же, как человек представляет собой единство души и тела, язык объединяет в себе мысль (духовное начало) и звучание (внешнее фонетическое выражение) [12, s. 1]. Он также писал о том, что отношения между психическим и физиологическим элементами в языке не являются взаимоопределяющими, что на содержание мысли отдельно взятого языка не влияет то, с помощью каких языковых средств оно было выражено. Может меняться форма слова, содержание же остается неискаженным. К. Германн писал, что изменения в языке возможны под воздействием внутренних и внешних факторов. Внутренние изменения происходят вод влиянием языкового механизма, например, фонетические изменения отдельных слов. К. Германн отмечал, что на физическую сторону языка в целом оказывает воздействие мышление и духовная жизнь народа. «Язык представляет собой форму обозначения логического содержания мысли. Перемены в духовной жизни народа, связанные с прогрессом в его развитии, влекут за собой изменения в языке» [12, s. 55].

Общность взглядов К. Германна и младограмматиков проявляется также в представлении механизма овладения языком. Младограмматики полагали, что деятельность человека при усвоении унаследованного от предков языка остается неизменной во все времена [3, с. 194]. К. Гер-манн, в частности, писал о том, что человек изначально обладает набором языковых средств, заложенных в его сознании, и каждое новое поколение усваивает язык как уже готовое, сложившееся образование, подтверждая таким образом постоянство механизма овладения языком [12, s. 66]. Важное отличие, тем не менее, состоит в том, что К. Германн не рассматривал язык как только лишь индивидуальную психофизическую деятельность. Будучи философом, К. Гер-манн подходил к исследованию вопросов языка

гораздо шире. В то время как младограмматики отвергали изучение общетеоретических, метафизических с их точки зрения вопросов, и, как следствие, забыли о такой важной проблеме, как язык и мышление, К. Германн в своих работах рассматривал язык в качестве одного из самых важных ключей к пониманию природы мышления человека [11, s. 38].

В единственной работе общетеоретического характера Г. Пауля «Принципы истории языка» он писал о возможности познания через язык методом интроспекции психических особенностей носителя языка [1, с. 102]. Высказанная Г. Паулем мысль перекликается с представлениями К. Германна, который видел в языке один из способов познания культуры человеческого общества, формирования его духа [12, s. 62].

Известно, что Г. Пауль выдвинул идею создания дисциплины, которая бы помимо исторической составляющей исследовала грамматические формы и общие правила функционирования языка; имеется в виду общее языкознание, которое понималось не столько как исторический, сколько как эмпирический раздел. Несмотря на то, что Г. Пауль считал, что любое лингвистическое исследование должно быть историческим (H. Paul: «Die Sprache ist ... ein Gegenstand der geschichtlichen Betrachtung»), он не видел противоречия в том, чтобы выделить раздел общего языкознания. Он не считал важным противопоставлять этот эмпирический раздел языкознания историческому, так как в его понимании «один раздел столь же эмпиричен, сколь и другой» [15, s. 1]. Важность выделения и сочетания исторического и общетеоретического подходов в исследовании вопросов языка подмечал также К. Германн. Он утверждал, что нельзя отождествлять историю языка и языкознание, так как историческое изучение языка представляет собой лишь начальную фазу исследования [12, s. 56].

К. Германн также озаботился созданием дисциплины, которая сделала бы возможным всестороннее его изучение. Но всесторонность с точки зрения философа не могла не затронуть один из вечных вопросов языкознания, а именно соотношение языка и мышления. Такой наукой стала философская грамматика, которая мыслилась К. Германном как пограничная дисциплина между филологией и философией [11, s. 1, 4].

Таким образом, применив на практике нарративный подход П. Шмиттера, мы исследовали личность К. Германна; одним из сделанных нами в ходе работы над исследованием выводов, стал

тезис о влиянии К. Германна на будущих младограмматиков. Методологические основы, оформившиеся в нарративной подходе П. Шмиттера, дают возможность заполнить лакуны в области языкознания, обнаружить новые связи между учеными и их концепциями, что служит лучшему пониманию проблем науки и нахождению путей их решения.

Библиографический список

1. Алпатов, В. М. История лингвистических учений [Текст] / В. М. Алпатов. - М. : Языки славянской культуры, 2005. - 368 с.

2. Вернадский, Г. В. Русская историография [Текст] / Г. В. Вернадский. - М. : Аграф, 1998. -448 с.

3. Звегинцев, В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. I [Текст] / В. А. Звегинцев. - М. : Просвещение, 1964. - 466 с.

4. Косминский, Е. А. Историография средних веков [Текст] / Е. А. Косминский. - М. : Издательство московского университета, 1963. - 430 с.

5. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Д. Лаэртский ; [под редакцией А. Ф. Лосева]. -М. : Мысль, 1986. - 571 с.

6. Лоза, А. В. Лингвистическая мысль второй половины XIX века. Конрад Германн и Лейпциг-ский университет [Текст] / А. В. Лоза // Ярославский педагогический вестник. - Т. I. - 2013. -№ 3. - C. 167-171.

7. Лоза, А. В. Лингвофилософская парадигма исследований Конрада Германна [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А. В. Лоза - Ярославль, 2015. - 22 с.

8. Лоза, А. В. Лингвофилософская парадигма исследований Конрада Германна [Текст] : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А В. Лоза. - Ярославль, 2015. - 228 с.

9. Радченко, О. А. Нарративная лингвоисто-риография: поиски нового объективизма [Текст] / О. А. Радченко // Язык: теория, история, типология. - М. : ИЯРАН, Эдиториал УРСС, 2000. -С. 124-130.

10. Benecke-Deltaglia, I., Schmidt, E. G. Zum 150. Todestag von Gottfried Hermann. Stücke aus dem Nachlass [Text] / I. Benecke-Deltaglia, E. G. Schmidt // Philologus - Zeitschrift für antike Literatur und ihre Rezeption. - 1998. - № 142 (2). -S.335-358.

11. Hermann, C. Philosophische Grammatik [Text] / C. Hermann. - Leipzig: Friedrich Fleischer, 1858. - 428 s.

12. Hermann, C. Das Problem der Sprache und seine Entwicklung in der Geschichte [Text] / C. Hermann. - Dresden: Verlagsbuchhandlung von Rudolf Kuntze, 1865. - 115 s.

13. Hermann, C. Die Sprachwissenschaft nach ihrem Zusammenhange mit Logik, menschlicher Geistesbildung und Philosophie [Text] / C. Hermann. -Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1875. - 242 s.

14. Osthoff, H., Brugmann, K. Morphologische Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen [Text] / H. Osthoff, K. Brugmann. -Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1878. - 289 s.

15. Paul, H. Prinzipien der Sprachgeschichte [Text] / H. Paul. - Halle : Max Niemeyer, 1886. -368 s.

16. Professorenkatalog der Leipziger Universität [Электронный ресурс] / U. Hehl, Ch. Augustin -Режим доступа: http://www.uni-leipzig.de/unigeschichte/. - (Дата обращения: 12.03.2016).

17. Schmitter, P. Historiographie und Narration: metahistorische Aspekte der Wissenschaftsgeschichtsschreibung der Linguistik [Text] / P. Schmitter. - Gunter Narr Verlag, 2003. - 187 s.

Bibliograficheskij spisok (in Russ)

1. Alpatov, V. M. Istorija lingvisticheskih uchenij [Tekst] / V. M. Alpatov. - M. : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2005. - 368 s.

2. Vernadskij, G. V. Russkaja istoriografija [Tekst] / G. V. Vernadskij. - M. : Agraf, 1998. - 448 s.

3. Zvegincev, V. A. Istorija jazykoznanija XIX-XX vekov v ocherkah i izvlechenijah. Ch. I [Tekst] / V. A. Zvegincev. - M. : Prosveshhenie, 1964. - 466 s.

4. Kosminskij, E. A. Istoriografija srednih vekov [Tekst] / E. A. Kosminskij. - M. : Izdatel'stvo mos-kovskogo universiteta, 1963. - 430 s.

5. Lajertskij, D. O zhizni, uchenijah i izreche-nijah znamenityh filosofov [Tekst] / D. Lajertskij ; [pod redakciej A. F. Loseva]. - M. : Mysl', 1986. -571 s.

6. Loza, A. V. Lingvisticheskaja mysl' vtoroj poloviny XIX veka. Konrad Germann i Lejpcigskij universitet [Tekst] / A. V. Loza // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. - T. I. - 2013. - № 3. -C.167-171.

7. Loza, A. V. Lingvofilosofskaja paradigma is-sledovanij Konrada Germanna [Tekst] : avtoreferat dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 / A. V. Loza -Jaroslavl', 2015. - 22 s.

8. Loza, A. V. Lingvofilosofskaja paradigma is-sledovanij Konrada Germanna [Tekst] : dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 / A V. Loza. - Jaroslavl', 2015. -228 s.

9. Radchenko, O. A. Narrativnaja lingvoisto-riografija: poiski novogo obъektivizma [Tekst] / O. A. Radchenko // Jazyk: teorija, istorija, tipologija. -M. : IJaRAN, Jeditorial URSS, 2000. - S. 124-130.

10. Benecke-Deltaglia, I., Schmidt, E. G. Zum 150. Todestag von Gottfried Hermann. Stücke aus dem Nachlass [Text] / I. Benecke-Deltaglia, E. G. Schmidt // Philologus - Zeitschrift für antike Literatur und ihre Rezeption. - 1998. - № 142 (2). -S.335-358.

11. Hermann, C. Philosophische Grammatik [Text] / C. Hermann. - Leipzig: Friedrich Fleischer, 1858. - 428 s.

12. Hermann, C. Das Problem der Sprache und seine Entwicklung in der Geschichte [Text] / C. Hermann. - Dresden: Verlagsbuchhandlung von Rudolf Kuntze, 1865. - 115 s.

13. Hermann, C. Die Sprachwissenschaft nach ihrem Zusammenhange mit Logik, menschlicher Geistesbildung und Philosophie [Text] / C. Hermann. - Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1875. - 242 s.

14. Osthoff, H., Brugmann, K. Mor-phologische Untersuchungen auf dem Gebiete der indogermanischen Sprachen [Text] / H. Osthoff, K. Brugmann. -Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1878. - 289 s.

15. Paul, H. Prinzipien der Sprachgeschichte [Text] / H. Paul. - Halle : Max Niemeyer, 1886. -368 s.

16. Professorenkatalog der Leipziger Universität [Jelektronnyj resurs] / U. Hehl, Ch. Augustin -Rezhim dostupa: http://www.uni-leipzig.de/unigeschichte/. - (Data obrashhenija: 12.03.2016).

17. Schmitter, P. Historiographie und Narration: metahistorische Aspekte der Wissenschaftsgeschichtsschreibung der Linguistik [Text] / P. Schmitter. - Gunter Narr Verlag, 2003. - 187 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.01.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.