СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНЖЕНЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
А.А. Земскова.
Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. О.М. Латышев, кандидат педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Приводятся результаты сравнительного анализа личностных особенностей курсантов и студентов, обучающихся по специальности «Инженер пожарной безопасности». Анализ показал снижение уровня осмысленности жизни и его компонентов - процесс жизни, результат жизни, локус контроля и уровня жизнестойкости (контроль, вовлеченность и принятие риска) у курсантов, в отличие от студентов, а также меньшую выраженность акцентуаций характера - педантичный, эмотивный и тревожный. Курсанты более эксцентричные, с высоким уровнем работоспособности, устойчивыми личностными качествами, преобладанием симпатикотонии и сниженной тенденцией к возникновению стрессового состояния.
Ключевые слова: жизнестойкость, осмысленность жизни, акцентуации характера, копинг-стратегии, мотивация
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF THE CADETS AND STUDENTS SERVE APPRENTICESHIP IN THE SPECIALTY «ENGINEER OF FIRE SAFETY»
A.A. Zemskova. Far East of firefighting and rescue Academy - branch of Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.
O.M. Latychev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article presents the results of a comparative analysis of the personal characteristics of cadets and students enrolled in the specialty «Engineer of fire safety». Analysis showed a decrease in the level of sense of purpose life and its components - the process of life, the result of life, the locus of control, and the level of resilience (control, involvement and risk taking) in cadets, in contrast to students, as well as a less pronounced accentuation of character - pedantic, emotional and disturbing. The cadets more eccentric, with a high level of efficiency, sustainable personal qualities, predominance of sympathicotonia and reduced tendency to the occurrence of stress.
Keywords: resilience, sense of purpose life, character accentuation, coping strategies, motivation
В последнее десятилетие проводилось много исследований по изучению психологической и психофизиологической устойчивости и особенностей адаптации к профессиональной деятельности курсантов МЧС России и других спецподразделений. Косман Е.Ю. (2005 г.), Е.В. Василенко (2008 г.), А.С. Хромова (2008 г.), Р.А. Шаров (2009 г.), Д.Ю. Будко (2010 г.), М.А. Сибирко (2012 г.), Ю.В. Епонишников (2012 г.) особое внимание уделяли изучению психологической и психофизиологической устойчивости в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, динамики профессиональной адаптированности курсантов МЧС России под влиянием социально-психологических
и индивидуально-психологических факторов, оценки эффективности использования аудиовизуальной стимуляции, а также применения программируемой психологической саморегуляции для оптимизации адаптации и формирования устойчивости к критическим ситуациям курсантов военных высших учебных заведений [ 1, 2].
Как убедительно показали исследования Р.С. Бакирова (2014 г.), профессиональная деятельность сотрудников МЧС России часто сопровождается негативными эмоциями, физическим и психическим перенапряжением, 47-50 % сотрудников МЧС России подвержены влиянию серьезных стрессогенных нагрузок, приводящих к нарушению психической адаптации [3]. Следовательно, экстремальная деятельность предъявляет высокие требования к развитию профессионально-важных качеств будущих профессионалов, что вызывает необходимость проведения тщательного профессионального психологического отбора кандидатов в подразделения МЧС России. Также следует отметить, что подготовка специалистов в области «Пожарной безопасности» специализированных вузов МЧС России значительно отличается от гражданских учреждений, что сопряжено с особенностями служебной деятельности - жесткой субординацией, строгим соблюдением распорядка дня, казарменным положением и др. Психологические трудности, возникающие в процессе обучения у курсантов МЧС России, способствуют возникновению и росту психической напряженности [1, 4-7]. Таким образом, большой интерес представляет исследование различий личностных особенностей курсантов специализированных профильных вузов МЧС России и студентов гражданских вузов, обучающихся по специальности «Инженер пожарной безопасности».
Исследование проводилось на базе Дальневосточной пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и Дальневосточного федерального университета. Выборка состоит из 150 курсантов и 37 студентов в возрасте от 19 до 21 года. Для достижения поставленной цели были использованы методики: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; методика определения акцентуаций личности К. Леонгарда, Г. Шмишека; копинг-тест Р. Лазаруса, восьмицветовой тест Люшера в модификации Л.Н. Собчик; методика «Структура мотивации трудовой деятельности», разработанная К. Замфир; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Различие между личностными особенностями курсантов и студентов оценивалось с помощью статистического критерия - U-критерий Манна Уитни для независимых выборок.
Результаты исследования, обсуждение
Для расчета общей оценки осмысленности жизни Д.А. Леонтьев определяет совокупность показателей следующих компонентов: цели, процесса, результата, локуса контроля в жизни, а также локуса контроля «Я» [5]. Анализ результатов обследования по методике изучения ценностных ориентаций Д.А. Леонтьева показал, что 58 курсантов имеют высокие и 83 - средние показатели осмысленности жизни, а низкие показатели были выявлены у 9 курсантов. Обследование студентов позволило выявить 22 респондента с высоким и 15 со средним уровнем осмысленности жизни, при этом низкие показатели отсутствовали.
Математический анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни показал различия смысложизненных ориентаций в исследуемых группах курсантов и студентов, показанных в табл. 1.
Таблица 1. Различия уровня осмысленности жизни и его компонентов
Обследуемые N ЦЖ ПЖ РЖ ЛКЯ ЛК ОЖ
асимптоматическая значимость
Курсанты 150 0,143 0,006** 0,002** 0,187 0,045* 0,006**
Студенты 37
* ЦЖ - цель жизни; ПЖ - процесс жизни; РЖ - результат жизни; ЛКЯ - локус контроля «Я»; ЛК - локус контроля
В группе курсантов, в отличие от студентов, отмечаются обследуемые с низкими показателями по уровню удовлетворенности жизнью, эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом ее в настоящем (асимптоматическая значимость 0,006 при р<0,01). Также выявлены курсанты, неудовлетворенные продуктивностью пройденного этапа жизни (асимптоматическая значимость 0,002 при р<0,01). Это может быть связано, например, с разочарованием в выбранной специальности, низкой успешностью в обучении, недостижением намеченных целей, возникающими ограничениями и препятствиями в реализации желаемого. Среди обследуемых определены курсанты, считающие, что жизнь не подвластна сознательному контролю и у человека отсутствует свобода выбора, составление планов на будущее также бессмысленно (асимптоматическая значимость 0,045 при р<0,05).
В целом уровень осмысленности жизни у курсантов ниже, чем у студентов (асимптоматическая значимость 0,006 при р<0,01), что выражается в снижении уровня эмоциональной насыщенности в настоящем, неудовлетворенности в результате деятельности в прошлом, а также в отсутствии веры в способности сознательно контролировать свою жизнь. Возможно, причиной снижения осмысленности жизни является влияние служебной деятельности на курсанта: ограничения, жесткий режим службы, отсутствие инициативы и действия только по приказу и т.д. При этом у курсантов существует временная перспектива, достаточно хорошо сформированы цели на будущее. Студенты же достаточно свободны и не имеют подобных ограничений, поэтому и уровень осмысленности жизни и его компонентов у них выше.
Обследование по методике определения уровня жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой дало следующие результаты: 66 и 62 курсанта с высоким и средним уровнем жизнестойкости, 6 курсантов с низким уровнем. Снижение показателей отмечается также и по отдельным компонентам жизнестойкости: «вовлеченность» (5 курсантов, ср. б. 22,5±5,4), «контроль» (10 курсантов, ср. б. 19±1,1) и «принятие риска» (3 курсанта, ср. б. 7±1,1). Результаты обследования студентов по методике Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой показали высокий и средний уровень жизнестойкости у 15 и 21 обследуемых, сниженные параметры отмечаются у одного студента по компонентам «вовлеченности» и «принятия риска», характеризующие неудовлетворенность собственной деятельностью и отсутствие способности действовать на свой страх и риск.
Исследование акцентуаций характера с помощью методики «Характерологический опросник» по Леонгарду-Шмишеку показало преобладание у курсантов и студентов гипертимного и гипертимно-демонстративного типов. Выраженность показателей по этим двум шкалам, с одной стороны, говорит о высокой социальной желательности, стремлении показать себя в лучшем свете, с другой стороны, об активности, стремлении к успешности, общительности и принятии их со стороны других людей. Курсантов и студентов с выраженными гипертимными чертами характера характеризует хорошее, приподнятое настроение, изредка омрачающееся вспышками раздражения, гнева и агрессии. Раздражительность и гнев учащаются и усиливаются в условиях строго регламентированного дисциплинарного режима.
Выявили различия в выраженности педантичного, эмотивного и тревожного типов акцентуаций характера у курсантов и студентов (табл. 2).
Таблица 2. Различия в выраженности акцентуаций характера
Акцентуации характера Курсанты Студенты Асимптоматическая значимость Уровень значимости
М±т М±т
Педантичный 8,7±4,7 10,9±4,1 0,003 0,01
Эмотивный 10,9±5,5 12,8±5,3 0,046 0,05
Тревожный 4,2±4,6 6,1±4,6 0,005 0,01
Согласно данным математического анализа, средние баллы показателей акцентуаций характера у студентов выше, чем у курсантов. Возможно, это связано с тем, что курсанты перед поступлением проходят жесткий профессиональный психологический отбор, в отличие от студентов, и поэтому менее эмоционально восприимчивы, но вместе с тем и менее педантичны, аккуратны и точны в выполнении задач.
Для изучения эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы личности курсантов и студентов, особенностей активации нервной системы и стрессового состояния использовалась методика расчета интерпретационных коэффициентов, разработанная Г.А. Аминевым для теста М. Люшера (В.И. Мельников, В.Г. Леонтьев, 2001 г.) [8]. Результаты математического анализа различий интерпретационных коэффициентов представлены в табл. 3.
Таблица 3. Различия интерпретационных коэффициентов
Интерпретационные коэффициенты по Г.А. Аминеву Курсанты Студенты Асимптоматическая значимость Уровень значимости
N М±т N М±т
Концентричность 150 -0,8±3,9 37 0,6±3 0,018 0,05
Работоспособность 150 17,1±2,4 37 14,9±2,4 0,000 0,01
Баланс автономии 150 2,9±3,9 37 -0,2±3,6 0,000 0,01
Баланс личностных свойств 150 -0,5±3,1 37 -2,7±3,4 0,000 0,01
Стрессовое состояние 150 6,1±6,7 37 10,3±8,6 0,013 0,05
Статистический анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у студентов в большей степени выражена концентричность, проявляющаяся в спокойствии, пассивности, направленности на себя и на решение своих проблем (асимптоматическая значимость различий 0,018 при р<0,05). Курсанты в отличие от студентов более эксцентричны, стремятся к изменению, поиску нового, целеустремленности, направленной в будущее.
Различия между группами студентов и курсантов также выявлены и по параметру уровня работоспособности (асимптоматическая значимость различий 0,000 при р<0,01). Средние показатели работоспособности курсантов оказались выше, чем у студентов, что говорит о стабильной продуктивности деятельности, адаптивном функциональном состоянии организма, оптимальном применении волевых усилий личностью, а также об удовлетворенности процессом и результатом деятельности курсантов. Снижение показателей уровня работоспособности, выявленных у 31 курсанта и 22 студентов, характеризует обследуемых уменьшением интереса к деятельности, повышением напряженности физиологических и психических функций, увеличением волевых усилий, ухудшением мотивации, самочувствия и настроения.
Статистически значимые различия между сравниваемыми группами выявлены также по уровню сбалансированности личностных свойств (асимптоматическая значимость различий 0,000 при р<0,01). Личностные качества курсантов устойчивы, сбалансированы и образуют целостный комплекс.
На момент обследования у курсантов симпатическая активность преобладала над парасимпатической, в отличие от студентов, о чем говорит статистический анализ различий параметров автономии или вегетативный баланс (асимптоматическая значимость различий 0,000 при р<0,01). Симпатическая активность выражена в мобилизации всех функций организма, повышении активности за счет актуального психологического и физиологического состояния (возрастания напряженности, беспокойства, повышения физической нагрузки). Преобладание парасимпатической активности говорит о расслабленности, спокойствии обследуемых, отсутствии напряженности и беспокойства.
Статистически значимые различия выявлены также по показателям стрессового состояния (асимптоматическая значимость различий 0,013 при р<0,05). В группе студентов средние значения по актуальному стрессовому состоянию и тенденции к возникновению стресса выше, чем в группе курсантов. Это говорит об увеличении эмоционально психической напряженности студентов, повышающей риск снижения адаптации и продуктивности их деятельности, влияющей на уровень активности и отношение к себе и социуму.
Анализ результатов исследования доминирующих стратегий совладающего поведения по методике Р. Лазаруса показал, что наиболее популярной в выборке курсантов и студентов является стратегия «планирование решения проблемы» (90 курсантов и 19 студентов). Стрессовые ситуации преодолеваются за счет целенаправленного анализа и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Данная стратегия характеризует адаптивное поведение личности, которая способствует конструктивному решению трудностей. В группе курсантов в отличие от студентов выявлены копинг-стратегии «конфронтации» и «дистанцирования».
Статистически значимые различия выявлены по показателям стратегий - «принятие ответственности» (асимптоматическая значимость различий 0,013 при р<0,05) и «положительная переоценка» (асимптоматическая значимость различий 0,004 при р<0,01). Анализ данных позволяет предположить, что студенты в отличие от курсантов в большей мере предпочитают стратегию «положительной переоценки» проблемы или трудной ситуации за счет положительного переосмысления, позволяющего отвлечься от негативных переживаний, но в то же время и повышающего вероятность недооценки личностью возможностей двойственного разрешения проблемной ситуации.
Выраженная стратегия «принятие ответственности», говорит о том, что студенты понимают и признают свою роль в возникновении какой-либо проблемной ситуации, способны принимать решения и искать причины в личных недостатках и ошибках, готовы анализировать свое поведение. При этом возможно проявление чрезмерной ответственности, необоснованной самокритики, снижения удовлетворённости собой и развития депрессивного состояния.
Мотивация курсантов и студентов изучалась по двум направлениям: оценка мотивов выбора профессии и мотивов обучения по выбранной ими специальности.
В структуру мотивации трудовой деятельности, по мнению К. Замфир, входят три ведущих компонента: внутренняя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). ВМ представлена следующими компонентами - удовлетворение от хорошо выполненной работы, общественная полезность труда; ВПМ - денежный заработок, стремление к продвижению по работе, ориентация на престиж и уважение со стороны других; ВОМ - стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег, а также возможного наказания и неприятностей.
Статистически значимые различия мотивационных критериев профессиональной деятельности выявлены по параметрам: стремление к продвижению по службе/работе (асимптоматическая значимость 0,006 при р<0,01), удовлетворение от самого процесса и результата работы (0,008 при р<0,01), возможность наиболее полной самореализации именно в данной профессии (0,000 при р<0,01). Средние значения данных критериев у студентов несколько выше, чем у курсантов, что дает возможность предположить о более высокой мотивации студентов к изучаемой профессиональной деятельности. Возможно, углубленное практическое обучение курсантов оказывает влияние на их профессиональное самоопределение: самореализацию, уровень удовлетворенности и возможности карьерного роста, в отличие от студентов, у которых практики в области пожарной безопасности гораздо меньше.
Учебная мотивация, согласно Т.И. Ильиной, включает три мотива: направленных на приобретение знаний, овладение профессиональными знаниями и приобретение диплома по окончанию обучения в вузе. При этом преобладание мотивов приобретения знаний
и овладения профессией говорит о том, что обучающийся осуществил верный выбор профессии и удовлетворен процессом приобретения знаний, умений и навыков в данной профессиональной области. Мотивация на получение документа о высшем образовании говорит о формальности в обучении и низкой профессиональной мотивации.
Математический анализ показал отсутствие различий в учебной мотивации среди групп курсантов и студентов. Основная часть курсантов и студентов (89 и 18) ориентированы на приобретение знаний. Стремление к овладению профессиональными знаниями и развитию профессионально важных качеств проявили 19 курсантов и 4 студента. Получить диплом по окончании высшего образования стремятся 42 курсанта и 15 студентов, что говорит об их сниженном уровне профессиональной мотивации и неосознанности будущей профессии.
Мотивация оказывает влияние как на процесс профессионального становления и развития профессионально важных качеств курсантов и студентов, так и в целом на эффективность будущей профессиональной деятельности. У респондентов с высоким уровнем профессиональной и учебной мотивации выражено стремление к овладению профессиональными навыками, развитию, становлению, проявляется высокая активность в достижении поставленных перед ними целей и задач, повышается уровень работоспособности и ответственности за успешное выполнение деятельности. Курсанты и студенты с низким уровнем профессиональной и учебной мотивации ориентированы на формальное усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, могут испытывать трудности в процессе адаптации к особенностям трудовой деятельности и проявлять сниженную активность и профессиональную неэффективность.
Выводы:
1. Сравнительный анализ показал различия между группами по уровню жизнестойкости и осмысленности жизни. Уровень осмысленности жизни и его компонентов - процесс жизни, результат жизни, локус контроля и уровень жизнестойкости (контроль, вовлеченность и принятие риска) у курсантов ниже, чем у студентов.
2. Исследование показало, что у курсантов акцентуации характера - педантичный, эмотивный и тревожный менее выражены, чем у студентов.
3. Курсанты более эксцентричные и целеустремленные, с высоким уровнем работоспособности, устойчивыми личностными качествами, преобладанием симпатикотонии и сниженной тенденцией к возникновению стрессового состояния. У студентов в большей степени выражены концентричность, сниженный уровень работоспособности, преобладание парасимпатической активности, а также выше тенденция к возникновению стресса.
4. В отличие от студентов, у курсантов менее выражены стратегии совладающего поведения «принятие ответственности» и «положительная переоценка», а также у некоторых курсантов доминируют стратегии конфронтации и дистанцирования. В группе курсантов выявлены копинг-стратегии, отсутствующие у студентов: когнитивные стратегии -относительности и религиозности; эмоциональные - протеста самообвинения и агрессивности; поведенческие - обращения и альтруизма.
5. Различия выявлены также и в мотивации к профессиональной деятельности, где у курсантов менее выражено стремление к продвижению по службе, удовлетворения от самого процесса и результата работы, а также возможность полной самореализации в профессиональной деятельности.
Таким образом, несмотря на то, что курсанты проходят тщательный профессиональный психологический отбор на этапе поступления, комплексное психологическое сопровождение в процессе обучения, исследование показало психологические особенности курсантов, требующие коррекции и профилактики.
Литература
1. Косман Е.Ю. Формирование психологической устойчивости курсантов вузов МЧС России к экстремальным факторам профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 217 с.
2. Епонишников Ю.В. Динамика развития функциональных свойств нервной системы у курсантов учебных заведений MВД России за период обучения: дис. ... канд. биол. наук. Aрхангельск, 2012. 154 с.
3. Бакиров Р.С. Динамика эмоционально-мотивационных характеристик сотрудников государственных спасательной и пожарной служб в период реабилитации: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2014. 189 с.
4. Земскова A.A. Психокоррекция дезадаптивных реакций, возникающих при тренировках в условиях имитаций чрезвычайных ситуаций у курсантов вузов MЧC России // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. статей VI Mежрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Р.В. Кадырова. Владивосток: ТтУ, 2016.
5. Земскова A.A., Кравцова H.A. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологическими свойствами курсантов в тренировочных условиях // СПЖ. 2017. № 65. C. 40-52.
6. Mихайлова В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС MЧC России к деятельности в условиях риска: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 243 с.
7. Сурина A.E. Социально-психологические факторы адаптивности курсантов к профессиональной деятельности в системе MЧC России: дис. ... канд. психол. наук. Кострома. 2008. 216 с.
8. Mельников В.И., Леонтьев В.Г. Применение модифицированного теста Люшера для диагностики психических состояний личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2.
References
1. Kosman E.Yu. Formirovanie psihologicheskoj ustojchivosti kursantov vuzov MCHS Rossii k ehkstremal'nym faktoram professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2005. 217 s.
2. Eponishnikov Yu.V. Dinamika razvitiya funkcional'nyh svojstv nervnoj sistemy u kursantov uchebnyh zavedenij MVD Rossii za period obucheniya: dis. ... kand. biol. nauk. Arhangel'sk, 2012. 154 s.
3. Bakirov R.S. Dinamika ehmocional'no-motivacionnyh harakteristik sotrudnikov gosudarstvennyh spasatel'noj i pozharnoj sluzhb v period reabilitacii: dis. ... kand. psihol. nauk. Kazan', 2014. 189 s.
4. Zemskova A.A. Psihokorrekciya dezadaptivnyh reakcij, voznikayushchih pri trenirovkah v usloviyah imitacij chrezvychajnyh situacij u kursantov vuzov MCHS Rossii // Lichnost' v ehkstremal'nyh usloviyah i krizisnyh situaciyah zhiznedeyatel'nosti: sb. nauch. statej VI Mezhregion. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. R.V. Kadyrova. Vladivostok: TGMU, 201б.
5. Zemskova A.A., Kravcova N.A. Vzaimosvyaz' zhiznestojkosti s psihofiziologicheskimi svojstvami kursantov v trenirovochnyh usloviyah // SPZH. 2017. № 65. C. 40-52.
6. Mihajlova V.V. Povyshenie ehffektivnosti formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti kursantov vuzov GPS MCHS Rossii k deyatel'nosti v usloviyah riska: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2008. 243 s.
7. Surina A.E. Social'no-psihologicheskie faktory adaptivnosti kursantov k professional'noj deyatel'nosti v sisteme MCHS Rossii: dis. ... kand. psihol. nauk. Kostroma. 2008. 21б s.
8. Mel'nikov V.I., Leont'ev V.G. Primenenie modificirovannogo testa Lyushera dlya diagnostiki psihicheskih sostoyanij lichnosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2001. № 2.