УДК 005.336.4
М.В. Михальченко СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ
в.г. Смирнова УПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Сформулировано понятие креативности и креативной деятельности в бизнес-организации, представлены результаты сравнительного анализа видов менеджмента, связанных с управлением творческой деятельностью. Ключевые слова: творчество, креативность, креативная деятельность, креативный менеджмент, менеджмент креативности, инновационный менеджмент, эвристический менеджмент, управление знаниями, управление талантами, дизайн-менеджмент.
A COMPARATIVE ANALYSIS OF MANAGEMENT CONCEPTS OF CREATIVE ACTIVITY IN BUSINESS ORGANIZATIONS
Annotation. The concepts of creativity and creative activity are defined and the remits of comparative analysis of kinds of management relating with creative activity management are given.
Keywords: creation, creativity, creative activity, creative management, idea management, innovation management, heuristic management, knowledge management, talent management, design management.
Основными чертами современного этапа экономического развития, который получил название новой, или инновационной экономики, являются инновационная активность, увеличение доли наукоемкой продукции и услуг, рост инвестиций в науку и образование, развитие и широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий, глобализация, сетевой характер связей. Инновационная экономика основана на знаниях, поэтому главным источником ее роста становятся интеллектуальные ресурсы. В настоящее время в развитых странах мира около 90 % прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в продуктах и услугах.
Инновационные продукты становятся все более «насыщенными знаниями», т.е. в затратах на их создание нематериальная, интеллектуальная составляющая может значительно превышать стоимость материальных ресурсов. Все это требует формирования специфических подходов к управлению бизнес-организациями, способствующих созданию, распространению и продуктивному применению знаний. Ключевым ресурсом для успешной деятельности организаций становится ее интеллектуальный капитал, так как он представляет собой активы знаний, которые являются основой инноваций. Приращение интеллектуального капитала увеличивает стоимость компании, повышает эффективность ее деятельности, а непрерывный инновационный процесс обеспечивает устойчивую конкурентоспособность на рынке.
Создание инноваций невозможно без созидательной, творческой деятельности людей, в процессе которой знания превращаются в уникальные инновационные продукты. Таким образом, у бизнес-организаций появляется осознанная необходимость управления творчеством. Это подтверждают результаты масштабного исследования, проведенного в 2007 г. международной исследовательской организацией Conference Board. В опросе руководителей высшего звена приняли участие 769 компаний различных отраслей из разных стран мира (США - 53 %, Европа -22%, Азия -11%, другие регионы - 14 %). Менеджеры указывали наиболее важные управленческие проблемы, связанные с развитием компании.
Maria Mihalchenko Valentina Smirnova
© Михальченко M.B., Смирнова В.Г., 2014
Полученные ответы свидетельствуют о том, что десять наиболее важных управленческих задач, которые необходимо решать, связаны с развитием инновационной деятельности и управлением интеллектуальным капиталом компаний (см. табл. 1) [9]. Почти третья часть опрошенных менеджеров (31 %) в качестве одной из таких актуальных задач назвала приобретение и развитие подлинных талантов. Талантливые люди, обладающие выдающимися творческими способностями, необходимы компаниям для генерации идей и создания новых продуктов, без которых невозможно инновационное развитие современной бизнес-организации.
Таблица 1
Десять самых важных вызовов руководителям высшего звена в 2008 г.
Номер Факторы инновационного развития компаний Доля в общем числе
места обследованных компаний
1. Приобретение и развитие подлинных талантов 31,0%
2. Укрепление связей с потребителями 28,4 %
3. Усиление целенаправленного влияния высших руководителей на инновационное развитие 24,3 %
4. Определение бренда 23,3 %
5. Создание и углубление инновационной культуры 22,0 %
6. Увеличение рыночных акций с помощью новых продуктов и сервисов 20,0 %
7. Обмен знаниями между работниками 16,9 %
8. Улучшение выпускаемых продуктов и процессов 15,5 %
9. Совершенно новые продукты и процессы 14,2 %
10. Стратегические слияния и поглощения 13,9 %
Творчество, которое традиционно связывали со сферой искусства и науки, стало проникать в бизнес, поэтому управление талантами и творческой деятельностью в настоящее время становится новой важной задачей управления компанией. Творчество как объект управления представляет собой процесс создания новых материальных и нематериальных объектов на основе новых оригинальных идей. Говоря об управлении творческой деятельностью, часто используют термин «креативность», который перешел из психологии в исследования экономических систем разного уровня с середины 1980-х гг. [5].
Д. Хокинс определяет креативность (от англ. creative) как «способность порождать что-то новое» [10, с. 12]. Однако следует отметить, что это правильное, но узкое понимание не дает современного представления о креативности, не передает ее связи с интеллектуальным капиталом компании, важной роли для деятельности бизнес-организаций. Т. Амабайл указывает, что креативность - это способность создавать идеи и решения, которые являются новыми и разрабатываются с определенной целью [13]. К признаку новизны здесь добавляется признак направленности идей и решений на практическую реализацию поставленных целей.
Современные исследователи в области психологии сходятся во мнении, что креативность -это не отдельная способность человека, а совокупность когнитивных и личностных характеристик, например, дивергентного мышления, особой внутренней мотивации, чувствительности к новым проблемам, открытости к новым идеям и т.д. [6]. Креативные способности могут использоваться человеком, а могут и не использоваться в зависимости от ситуации. Поэтому креативность можно рассматривать как потенциальную способность по генерированию и разработке новых, нестандартных идей и решений для достижения целей организации. В этом понимании креативность является одной из важных составляющих человеческого капитала, используется для создания добавленной стоимости,
обеспечивает конкурентоспособность компании. Креативную деятельность можно определить как совокупность действий по разработке инновационных, нестандартных идей для достижения целей организации, решения задач, связанных с созданием новых товаров и услуг.
Проблемы, связанные с созданием инноваций, стали предметом исследований с 50-х гг. прошлого века. Тогда ведущие экономисты полагали, что инновационный процесс имеет линейный последовательный характер и включает в себя следующие этапы: научные открытия, прикладные исследования и разработки, производственную деятельность, выведение продукта на рынок и дальнейшее распространение инновации [16]. С тех пор представление о содержании и характере инновационного процесса значительно изменилось. Современный инновационный процесс многоаспектен, имеет интегрированный и нелинейный характер. Основными его чертами являются мультиин-ституциональность и сетевой характер, что выражается в тесной связи с потребителями и различными организациями из внешней среды; увеличение использования экспертных систем и автоматизированного проектирования; межфункциональные связи внутри организации; параллельность процессов по разработке инновации. По сути, перечисленные черты отражают важную роль знаний, интеллектуального капитала организации в современном инновационном процессе. Креативная деятельность обеспечивает, питает инновационную деятельность в организации, поскольку связана с созданием идей, которые являются новыми знаниями.
В креативном процессе различают две стороны: иррациональный (хаотический) процесс мышления и рациональные процессы, обеспечивающие творческую деятельность в организации. В настоящее время известны несколько подходов или видов менеджмента, связанные с управлением творчеством: инновационный менеджмент, креативный менеджмент, менеджмент креативности, управление знаниями, управление талантами, дизайн менеджмент и эвристический менеджмент (см. табл. 2).
Инновационный менеджмент выделился из стратегического менеджмента в середине XX в. и стал первым видом управления, связанным с творчеством. Объектом управления инновационного менеджмента является инновационный процесс, предметом управления - процессы создания, освоения, распространения и использования инноваций. Под инновациями в широком смысле понимаются новые знания, получившие воплощение в новых технологиях, процессах, продуктах и других новшествах. В узком понимании инновация - это только коммерциализированное новшество, т.е. новый товар, который компания продает на рынке. Поскольку инновационные процессы пронизывают научно-техническую, производственную, маркетинговую и другие виды деятельности организации, то управление ими носит сложный междисциплинарный характер. Поэтому в инновационном менеджменте используются методы управления проектами, инвестициями, маркетингом, персоналом и т.д.
Ускоренный, опережающий рост нематериальных активов и рыночной стоимости компании привел в 90-е гг. прошлого столетия к появлению нового вида менеджмента - управления знаниями. Объектом управления являются знания, а предметом управления - процессы их создания, распространения, обмена и использования. Знания формируются в головах людей и существуют в организации в явном и неявном виде. Поскольку напрямую управлять знаниями нельзя, то суть управления знаниями состоит в создании такой организационной среды, в которой есть все условия для непрерывного процесса формирования новых знаний, добровольного обмена и распространения их по всей организации, обеспечения доступа каждого сотрудника к знаниям и их применения. Новые знания в компании могут быть коммерциализированы, то есть использованы для получения прибыли, могут применяться в деловых процессах при разработке и реализации управленческих решений, для обучения персонала и т.п.
Таблица 2
Виды менеджмента, связанные с управлением творчеством в организации
Инновационный Управление Управление Креативный Менеджмент Дизайн- Эвристи-
менеджмент знаниями талантами менеджмент креативности менеджмент ческий менеджмент
Объект Инновационный Знания Талантливые Процесс креа- Креативная Креативный Процесс
управления процесс сотрудники тивного мышления менеджеров деятельность организации процесс проектной группы креативного мышления индивида
Содержание Управление про- Управление Управление Использование Объединение и Управление Само-
концепции цессами создания, процессами процессами нестандартных организация групповым про- управление
освоения, распро- создания, рас- привлечения, методов произ- всех видов, цессом разра- участника
странения и ис- пространения, удержания, водства и управ- уровней и ботки продуктов креативной
пользования инно- обмена и ис- развития и во- ления с примене- этапов творче- и бизнес- деятельно-
ваций пользования влечения та- нием гибких ства в компа- решений на сти, ис-
знаний лантливых со- стратегий, при- нии, обеспече- основе методо- пользова-
трудников в нятие решений ние логии дизайн- ние им
креативную на основе интуи- непрерывного мышления приемов
деятельность ции процесса гене- активиза-
организации рации идей. ции творческого мышления
Существует большое количество стратегий и методов управления знаниями. Это обусловлено разнообразием различных видов интеллектуального капитала как объекта управления. Известна классификация Т. Стюарта, который в структуре интеллектуального капитала компании выделяет человеческий, организационный и клиентский капитал [8].
Выбор конкретных методов также зависит от того, на какие виды знаний - явные или неявные - направлено управление. Для управления явными знаниями широко используют различные информационные технологии. Управление неявными знаниями является более сложным процессом, требующим формирования определенного типа организационной культуры, ориентированной на знания. Ценности культуры знаний, разделяемые сотрудниками организации, ее принципы и нормы способствуют генерированию идей, созданию новых знаний, их обмену, распространению, совместной групповой работе, обучению, мотивации, использованию знаний.
Именно с неявными знаниями сотрудников, существующими в виде идей, догадок, озарений и т.п., связано творчество. Носителями знаний являются люди, но не все люди имеют одинаковые способности к творческой деятельности. Людей, обладающих выдающимися способностями и креативным мышлением, которое является необходимым для превращения знаний в инновацию, называют талантами. Характеризуя талантливых людей, можно отметить, что эти люди оригинальны, обладают абстрактным мышлением, жизнерадостны и любознательны. Они независимы, для них не существует авторитетов.
Таких незаурядных сотрудников достаточно сложно мотивировать, поэтому стандартные методы управления персоналом здесь оказываются несостоятельны. Появляется новая концепция менеджмента - управление талантами, которая возникла из управления знаниями. Объектом управления являются талантливые сотрудники. Современные организации призваны постоянно осуществлять поиск новых талантов; удерживать таких сотрудников, удовлетворяя их потребности; эффективно использовать их потенциал и создавать им такую атмосферу, которая способствует творческой деятельности, решению творческих задач. Это и составляет предмет управления талантами. Управление талантами в отличие от управления персоналом ориентировано на получение наибольшей отдачи
именно от талантливых сотрудников, к которым нужен индивидуальный подход. В качестве примера можно назвать применение гибкого рабочего графика, предоставление времени для собственных проектов на рабочем месте и т.д.
Часто смешивают понятия эвристического, креативного менеджмента (creative management) и менеджмента креативности (creativity management / management of creativity / idea management). Bee эти виды управления тесно связаны с инновационным менеджментом, но в отличие от последнего сосредоточены на вопросе, каким образом можно получить новые знания, создать инновации, как сделать креативный процесс более продуктивным. По мнению К.А. Кирсанова, инновационный менеджмент является «предтечей» креативного и эвристического менеджмента [5]. Изменения в характере современного инновационного процесса действительно повлекли за собой необходимость нового подхода к управлению инновационной деятельностью.
Возникновение креативного менеджмента - явление проникновения творчества в управленческий процесс. Объектом управления является креативное мышление менеджеров. Выше говорилось о том, что стандартные методы не подходят для управления талантами. Это верно и для управления современной компанией, поскольку многие процессы, которые происходят во внешней среде, становятся все более сложными, динамичными и непредсказуемыми. Кроме того, управление бизнес-организацией, в которой работают таланты, также является неординарной задачей. Задача креативного менеджмента состоит в достижении системной креативности. Ее решение является ответом на вопрос: как генерировать новые идеи и организовывать других людей, чтобы эти идеи воплощались? Креативный менеджмент - это системное управление процессом креативного мышления в рамках соотношения между линейным и нелинейным мышлением в управлении. Линейное мышление связано с пошаговыми инструкциями, технологиями, а нелинейное - выходит за пределы четких правил, использует интуицию. Креативный менеджмент выражается во внедрении творческих, гибких стратегий и нестандартных методов производства и управления, а также в принятии смелых, эффективных и интуитивных решений [7]. Иными словами, речь идет о развитии творческих способностей в процессе принятия решений, когда последние принимаются на основе неких озарений и интуиции.
Концепция эвристического менеджмента, введенная К.А. Кирсановым, связана с эвристикой -отраслью знаний, изучающей творческое, неосознанное мышление человека [2]. Объектом является процесс креативного мышления индивида. Задачей эвристического менеджмента является развитие креативного мышления сотрудника в процессе его индивидуальной творческой деятельности. Эвристический менеджмент является разновидностью самоуправления, как и креативный менеджмент. Эвристические методы помогают принять и стимулируют интуитивные решения и используются для слабоструктурированных задач, а также при недостатке времени в сочетании с обширным полем данных. Примерами таких методов являются метод синектики, морфологический анализ, метод мозгового штурма и т.д.
Когда интеллектуальный продукт создается в результате коллективного труда, необходим менеджмент креативности- управление процессами формирования новых идей в организации [15]. Важно вовлечь каждого работника организации в непрерывный процесс генерации идей, чтобы потом использовать эти идеи для достижения организационных целей. Возникает частичное пересечение с концепцией управления талантами, но в последней делается упор на управление персоналом и на такие процессы, как привлечение и удержание талантов, карьерное планирование, оценка необходимого человеческого капитала и его развитие. Объектом менеджмента креативности является креативная деятельность организации в целом. Выделяют поведенческий и организационный аспект управления креативностью в организации. В первом случае предмет креативного менеджмента включает в себя вопросы развития определенного типа мышления, креативности, управления человеческим капиталом. Во втором - вопросы создания и управления организационными структурами, ин-
формационными системами для создания, обмена, хранения и использования идей (новых знаний) [17]. Задачи управления менеджмента креативности во многом перекликаются с задачами управления знаниями. В то же самое время менеджмент креативности очень тесно связан и с инновационным менеджментом, поскольку возник на базе последнего, но дает новый подход к управлению инновационной деятельностью. Концепция менеджмента креативности появилась не так давно, поэтому на данном этапе ее развития четкое разграничение задач между инновационным менеджментом и менедж-менеджментом креативности, управлением знаниями и менеджментом креативности представляет определенную сложность, поскольку они пересекаются и тесно взаимосвязаны друг с другом.
Дизайн-менеджмент - еще одно новое направление в управлении творческой деятельностью. Западные компании первые осознали, какое значение дизайн продукции может оказывать на конкурентоспособность товара и как дизайн-мышление может быть использовано для создания успешных инноваций. Еще в 1961 г. Чикагский производственник Уолтер Папке организовал первую конференцию, где обсуждали тему «Дизайн как функция менеджмента» [3]. В 2004 г. по инициативе главы компании IDEO был открыт Институт дизайна Хассо Платтнера Стэнфордского университета. IDEO - компания в США по дизайну и консалтингу в области инноваций основана в 1991 г. [14]. Специалистами этой компании были сформулированы многие методы и инструменты дизайн-менеджмента. В 2009 г. появилась первая в России образовательная программа по дизайн-менеджменту в Британской высшей школе дизайна (г. Москва) [3]. Объектом дизайн-менеджмента является креативный процесс группы разработчиков. Предметом - групповой процесс разработки продуктов, услуг и бизнес-решений. При этом используют особые методы организации групповой работы, эвристические методы активизации творческого мышления, маркетинговые инструменты, а также дизайн-мышление - методологию организации креативного процесса. Первоначально эта методология применялась только в дизайнерских компаниях. Но необходимость разрабатывать новый продукт в ситуации неопределенности, в быстро меняющихся условиях породила потребность в подходе, который бы гарантировал результат, то есть, чтобы новый продукт был коммерчески успешен, он должен удовлетворять потребности людей. «Дизайн-мышление - это процесс непрекращающегося поиска новых решений, их быстрой проверки, доработки или отбрасывания неудачных вариантов, включающий как выход за пределы привычного, поиск новых решений, так и постоянную сверку найденных решений с требованиями реальности» [11]. Реализация и роль дизайн-менеджмента в компании зависит от значимости дизайна для компании, ее размера, конкурентной позиции и специфики отрасли. Управление дизайном может осуществляться как на стратегическом уровне, когда создается долгосрочный план дизайна в компании, осуществляется связь дизайна с бизнес-стратегией компании, так и на тактическом уровне, отвечая за организацию дизайн-ресурсов, управление проектными командами [12]. Дизайнерская деятельность в зарубежной практике представляет собой более широкое поле деятельности, чем просто внешнее оформление. Дизайн подразумевает проектирование новых объектов, разработку идей по улучшению продуктов, услуг и рационализации процессов.
Дизайн-менеджмент и дизайн-мышление давно и успешно применяется для создания инноваций многими западными компаниями, среди которых Apple, Amazon и Philips [11]. В России, по результатам опроса, проведенного в 2006 г. Санкт-Петербургской художественно-промышленной академией среди 150 российских компаний из различных сфер деятельности, в большинстве компаний дизайнер необходим только как «иллюстратор». Доля компаний, которые указали, что дизайнеры привлекаются на этапе генерации идей продуктов, составила лишь 17,5 % [1]. Это говорит о том, что в подавляющем большинстве российских компаний творческий потенциал сотрудников не используется в полной мере, дизайн-мышление не используется для создания инноваций, а дизайн-менеджмент отсутствует.
В заключение отметим, что виды управления творчеством в ближайшее время получат еще большее развитие, дополнятся новыми методами, в том числе междисциплинарными, и будут активно использоваться на практике. Проведенный сравнительный анализ содержания видов управления креативной деятельностью позволяет разграничить и установить взаимосвязь между областями управления, связанными с творчеством в организации, что, в свою очередь, позволяет выделить направления, в которых возможно проведение дальнейших теоретических и практических исследований с точки зрения управления креативной деятельностью.
Библиографический список
1. Аналитический отчет по итогам экспертного исследования роли дизайна в бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosdesign.com/design_imterials/semnar.htm (дата обращения: 26.02.2014).
2. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность - основные черты нового социума // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2(200). - С. 64-71.
3. История дизайн-менеджмента // BLANK. - 2010. - № 1. - С. 4-6
4. Кирсанов К.А. Креативный и эвристический менеджмент // Российский экономический журнал. - 1995. -№ 11.-С. 78-83.
5. Кирсанов К.А. Креативный и эвристический менеджмент и изобретательское творчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-6.pdf (дата обращения: 26.02.2014).
6. Макаренко О.Г. Креативный менеджмент: учеб. пособ. / О.Г. Макаренко, В.Н. Лазарев. - Ульяновск: Ул-ГТУ, 2011.-154 с.
7. Марков C.JL Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.geniusrevive.com/ru/stati/tvorcheskoe-upravlenie-i-upravlenie-tvorchestvom-v-novejshej-kreatologicheskoj-formatsii.html (дата обращения: 22.10.2013).
8. Мильнер Б.З. Управление знаниями в инновационной экономике/ Б.З. Мильнер. - М.: Экономика, 2009. -599 с.
9. Мильнер Б.З. Перестройка управленческой деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://es.msiu.ru/upload/iblock/08a/3-2009.pdf (дата обращения: 26.02.2014).
10. Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги / Д. Хокинс. - М.: ИД «Классика-ХХ1», 2011.-256 с.
11. Что такое дизайн-мышление (и с чем его едят) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.makonews.ru/238.html (дата обращения: 26.02.2014).
12. Что такое дизайн-менеджмент [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/books-radar/121259-design-management-po-russki (дата обращения: 26.02.2014).
13. Amabile Т.М. Componential theory of creativity [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/12-096.pdf (дата обращения: 26.02.2014).
14. A design and innovation consulting firm [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ideo.com/ (дата обращения: 26.02.2014).
15. Bakker H.J. Idea management [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dare.ubvu.vu.nl/bitstream/handle/1871/16385/dissertation.pdf?sequence=l (дата обращения: 26.02.2014).
16. Hobday М. Firm-level innovation models: perspectives on research in developed and developing countries/ M. Hobday // Technology Analysis & Strategic Management. 2005. Vol.17, №2. Pp. 121-146.
17. Rose A., Jensen V. A literature review of idea management [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.academia.edu/1944803/A_literature_review_of_idea_management (дата обращения: 26.02.2014).