Научная статья на тему 'Сравнительный анализ концептов «Эмоция», «Чувство», «Переживание» у студентов'

Сравнительный анализ концептов «Эмоция», «Чувство», «Переживание» у студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1146
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ / ПРОТОТИП / ЭМОЦИЯ / ЧУВСТВО / ПЕРЕЖИВАНИЕ / CONCEPT / NOTION / PROTOTYPE / EMOTION / FEELING / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левченко Елена Васильевна, Федосина Светлана Сергеевна

Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип. Выявлены различия в содержании и структуре синонимичных концептов «эмоция», «чувство», «переживание» у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of students' concepts "emotion", "feeling", "experience"

Concept is considered to be a complex cognitive structure, including two components. The first one is organized on definitional principle; the second one has a prototype as its basis. The particular content of three synonymic concepts ("emotion", "feeling" and "experience") for students is described.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ концептов «Эмоция», «Чувство», «Переживание» у студентов»

Примечания

1. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Пе-тухова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 132.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 21.

3. Салов Ю. И. Психолого-педагогическая антропология. М.: Изд-во «Владос-пресс», 2003. С. 214.

4. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 57.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 211.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость: учеб. пособие для вузов. М., 2000. С. 179.

7. Там же. С. 181.

8. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 23.

9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994; Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 112.

11. Барон Ф. Указ. соч.; Gruber H, Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolvingsystem approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243-270; Amabile T. M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Pers. & Soc. Psychol. 1982. V. 43.

12. Feldman D. N. Creativity: dreams, insights and trans-formation. Cambridge: Camb. Press, 1988.

13. Пономарёв Я. А. Указ. соч. С. 113.

14. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. С. 149.

15. Gullford Y. P. The nature of human intelligence. Me Gaw Hill, 1967.

УДК 159.9

E. В. Левченко, С. С. Федосина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЭМОЦИЯ», «ЧУВСТВО», «ПЕРЕЖИВАНИЕ» У СТУДЕНТОВ

Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип. Выявлены различия в содержании и структуре синонимичных концептов «эмоция», «чувство», «переживание» у студентов.

Concept is considered to be a complex cognitive structure, including two components. The first one is organized on definitional principle; the second one has a prototype as its basis. The particular content of three synonymic concepts ("emotion", "feeling" and "experience") for students is described.

Ключевые слова: концепт, понятие, прототип, эмоция, чувство, переживание.

Keywords: concept, notion, prototype, emotion, feeling, experience.

Проблема изучения концепта «эмоция» в современной психологии была поставлена еще в работе Джемса «Что такое эмоция?» (1884). В ответах на этот вопрос мало согласия. Еще меньше его в научных взглядах на то, где кончается эмоция и начинается что-то другое. Нет формального критерия для того, чтобы четко различать, что является эмоцией, а что нет. Понимается ли эмоция как свойство мозга, действие или стремление к действию, рефлекс, инстинкт, отношение, познавательная структура, мотив, ощущение или чувство? Список употребляющихся в обыденной жизни слов, таких, как страх, гнев и счастье, делит эмоции по категориям, с которых начинается периодическая таблица эмоциональных атомов. «Концепты эмоции, страха, гнева и так далее есть части житейской теории. Эти концепты долгое время позволяли осуществлять предсказание и объяснение и в настоящее время являются частью здравого смысла» [1].

Некоторые житейские концепты переплавились в орудия работы психолога, другие же оказались слишком частными или малопригодными для научных целей, «поэтому каждый житейский концепт должен быть тщательным образом проверен с точки зрения его полезности для науки» [2].

Эмоции как феномен обыденного сознания в современной психологии изучаются представителями как классического, так и прототипи-ческого подхода к пониманию сущности концепта.

© Левченко Е. В., Федосина С. С., 2010

С точки зрения классического подхода концепт представляет собой дефиницию, включающую в себя ряд черт, необходимых и достаточных для отнесения объекта к классу эмоциональных.

Один из наиболее очевидных для этого подхода путей исследования - попросить испытуемого дать определение тому или иному эмоциональному явлению. Девидс [3] составил словарь эмоциональной лексики именно таким образом. Анализ эмоциональной лексики (500 слов) Орто-ни и дреиЬ[ [4] показывает, что эмоциональные термины относятся к «внутренним психическим состояниям, в центре которых стоит аффект». Это определение проверялось экспериментально: испытуемые оценивали, насколько каждое из предъявленных слов, встречающихся в сочетаниях со словами «чувствовать» и «быть», относится к эмоциям. Слова, обозначающие внутренние, психические, аффективные явления, оценивались как эмоциональные в обоих случаях. Например, «чувствовать гнев» и «быть в гневе» относились испытуемыми к эмоциональному переживанию, в то время как «чувствовать заброшенным» обычно оценивалось как эмоциональное состояние, а «быть заброшенным» (состояние объекта внешнего мира) - нет.

Еще одно исследование [5] было направлено на выявление обыденных определений видов эмоциональных явлений (так, например, «гнев» в итоге был определен как «аффективное психическое состояние, вызванное неодобрением чьих-то заслуживающих порицания действий и неудовольствием от связанных с этим нежелательных событий»).

Смутность и неясность обыденных определений эмоциональных явлений натолкнули исследователей на мысль, что классический подход не способен дать удовлетворительное объяснение тому, каким образом люди используют эмоциональные термины в повседневной жизни, и побудил обратиться к прототипическому подходу.

В его рамках Рассел и Фер [6] выполнили серию экспериментов по определению структуры житейского концепта «эмоция». Участникам одного из экспериментов предлагалось назвать так много примеров, входящих в категорию «эмоция», сколько «приходит на ум». Большинством участников в первую очередь были названы счастье, гнев, печаль, любовь, страх, ненависть, радость. В другом эксперименте участников просили оценить по шестибалльной шкале, насколько те или иные примеры подходят для представления категории «эмоция». Наибольшее количество баллов набрали ответы любовь, ненависть, гнев, печаль, счастье, радость, страх. Эксперименты показали, что наивным респондентам достаточно сложно определить, относятся те или иные

слова к эмоциям или нет. По мнению авторов, в результатах исследования нашла отражение недостаточность классического подхода к концепту «эмоция».

В исследовании Шавер [7] использовалась оценка 213 названий эмоций по 4-балльной шкале: испытуемых просили оценить, насколько то или иное слово можно отнести к классу эмоциональных явлений. Итогом исследования явилась матрица рангов, где первые места заняли любовь, гнев, ненависть, депрессия, страх, ревность и т. д. Применяется также метод сортировки. Использовались 135 слов-стимулов, обозначающих эмоции. Путем кластерного анализа были получены шесть основных групп: любовь, радость, удивление, злость, страх, печаль.

Результаты исследований позволили осмыслить различия между прототипическим и классическим подходами к концепту «эмоция» и зафиксировать их в следующих положениях.

1. В классическом подходе все объекты эквивалентны в плане их принадлежности к концепту, а в прототипическом различаются по степени сходства (образуя внутреннюю структуру категории, которая, по-видимому, понимается как система связей между элементами).

2. В классическом подходе объекты, входящие в концепт, четко отличимы от других, не принадлежащих концепту; для прототипическо-го подхода эта грань является нечеткой.

3. В классическом подходе критерием принадлежности является определенный набор черт, а в прототипическом - сходство с прототипом.

Сторонники классического подхода, в свою очередь, высказывают мнение, что полученные результаты не являются обоснованием преимуществ прототипического подхода. Трудность отнесения того или иного явления к эмоциям может объясняться рядом причин. Так, наивный испытуемый может неправильно понимать сам концепт. Кроме того, эмоционально окрашенные слова могут иметь больше чем одно значение, и трудности могут возникать из-за различного их толкования. Следует также различать узнавание и лежащее в его основе знание. Возможно, люди узнают то или иное эмоциональное явление по степени его сходства с прототипом, но это не мешает им обладать знанием о том, что такое эмоция, и формулировать на его основании четкое определение.

Точка зрения, которой мы следуем, предполагает, что концепт - это сложное когнитивное образование, в состав которого входят понятийный и образный компоненты. Понятийный компонент является центральным, по содержанию дефиниционным, по организации - аналогом «теории теории», согласно которой концепты объясняются через их взаимосвязь друг с другом, по-

добно системе научных терминов [8]. Основу образного (периферического) компонента составляет прототип [9], [10], [11]. Теория прототипов [12] утверждает, что концепты организованы по признаку родового сходства (где прототип представляет собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же паттерна).

Концепт может включать в себя субконцепты и сам выступать в этой функции по отношению к концепту более высокого уровня обобщения. Он содержит знание как об основных свойствах и отличиях данного явления от других явлений, так и о его прототипах. Концепт - явление динамическое, развивающееся на протяжении всей жизни человека [13], [14]. Зрелый концепт характеризуется легкостью перехода от понятийной формы его представления к образной и обратно [15].

В нашей статье представлены результаты изучения отличий концепта «эмоция» от близких по содержанию концептов («чувство», «переживание»), выделенных на основе работы с толковыми словарями русского языка [16], [17], [18]. В нем приняли участие 210 студентов (100 юношей и 110 девушек) географического, историко-по-литологического, механико-математического, философско-социологического и юридического факультетов Пермского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет. Участникам исследования предлагались слова-стимулы «эмоция», «чувство», «переживание», для каждого из которых следовало сначала написать ассоциации, а затем - определения. Полученные данные обрабатывались методом контент-анализа и мате-матико-статистическими методами (частотный анализ, тест р2 по методу Мак-Немара).

При обработке текстов определений выделение основных категорий производилось по аналогии с логической схемой анализа дефиниций, предполагающей указание на род и видовое отличие. Для ассоциаций наиболее часто встречающимися категориями оказались указания на классы эмоциональных явлений, их виды (модальности), свойства, поведенческие проявления, а также когнитивные феномены.

Сравнение определений слов-стимулов «эмоция», «чувство», «переживание» показало, что, помимо этого синонимичного ряда, каждый из трех концептов определяется испытуемыми и через другие родовые понятия (отношение, реакция, состояние, ощущение), однако частота обращения к ним и степень единообразия ответов различаются. Вероятность обращения к одним и тем же категориям является наибольшей для концепта «эмоция», который чаще всего определяется как чувство (38,57% ответов), реакция (20,47%), состояние (10,95%), переживание (5,23%). При этом категории, занимающие пер-

вые четыре ранга, представлены в 75% ответов (см. рис. 1).

Для других слов-стимулов характерно распределение ответов по многим категориям с небольшим преимуществом для категорий, имеющих высшие ранги. Так, «чувство» чаще всего раскрывается как отношение (14,28%), ощущение (12,85), эмоция (10,47), переживание (8,57) (в совокупности лишь около 45% ответов) (см. рис. 2).

«Переживание» описывают преимущественно как чувство (21,9%), эмоцию (16,9%), состояние (11,4%), ощущение (3,3%) (в целом менее 50% ответов) (см. рис. 3).

Использование статистического критерия р2 показало, что испытуемые значимо чаще склонны определять «эмоцию» через указание на родовые понятия «чувство», «реакция» и «состояние», а «чувство» - через «отношение» и «ощущение». Для «переживания» значимых предпочтений в частоте обращения к тем или иным понятиям не выявлено.

Таким образом, по сравнению с близкими по содержанию концептами концепт «эмоция» имеет наиболее устойчивое, в наибольшей степени разделяемое большинством студентов (носителей русского языка) содержание, на что указывает «кучность» распределения ответов по категориям.

Специфика этого концепта может быть описана при обращении к указаниям на видовое отличие. Чаще всего в определениях всех слов-стимулов эти указания включают в себя носителя эмоционального явления и неопределенное указание на объект, послуживший поводом для возникновения эмоционального явления(«что(кто)-либо») (занимающие первый и второй ранги в категории «указания на видовое отличие»). Следовательно, при работе с предложенными словами участник исследования прежде всего обращается к субъектно-объектной шкале. Видовые отличия проявляются в частоте обращения к ее полюсам. Субъект (носитель) эмоционального явления наиболее важен при работе с концептом «чувство» (25,2% ответов, в то время как объект упоминается лишь в 16,2% случаев). Объект (внешний повод для возникновения эмоционального явления) оказывается максимально выраженным при актуализации концепта «переживание» (20,47% определений, в то время как субъект представлен в 15,7%). При работе же с концептом «эмоция» субъект обращается к обоим полюсам шкалы примерно в равной степени (носитель эмоции представлен в 23,8% ответов, объект - в 21,9%). Таким образом, для концепта «эмоция», в отличие от двух прочих, характерно отсутствие привязки к одному из полюсов, имеется возможность действовать свободно, в пределах всей шкалы «субъект-объект».

£ 35,00%

I

| 30,00%

10,95%

= 3

5,23%

2,85% 2,38% ■ ш

19,55%

I

Чувство Реакция Состояние Переживание физиология .Ощущение Нет ответа

Рис. 1. Распределение ответов по частоте встречаемости в категории «указание на род» (по данным контент-анализа определений слова-стимула «эмоция»)

| 25,00%

6 |

I 20,00%

Отношение Ощущение Эмоция Переживание Реакция Восприятие Состояние Процесс Нет ответа

Рис. 2. Распределение ответов по частоте встречаемости в категории «указание на род» (по данным контент-анализа определений слова-стимула «чувство»)

Чувство Эмоция Состояние Ощущение Отношение Реакция Нет ответа

Рис. 3. Распределение ответов по частоте встречаемости в категории «указание на род» (по данным контент-анализа определений слова-стимула «переживание»)

Еще более интересные различия обнаруживаются при анализе подкатегорий, занимающих по частоте обращения к ним участников исследования третий и четвертый ранги. Для концепта «эмоция» это оценка длительности эмоционального явления (с выявлением его кратковременности 9,52%) и принадлежности к внутреннему миру (7,14%). При работе с концептом «чувство» ранги этих подкатегорий (то есть значимости актуализируемых признаков) оказываются инвертированными: оценка принадлежности к явлениям внутреннего мира осуществляется несколько чаще (9,52%), в то время как оценка длительности (с указанием на долговременность) - реже (7,61%). Однако концепт «переживание» не содержит следов обращения к названным признакам. Вместо этого при работе с ним участник исследования обращается к конкретным видам эмоциональных явлений (как правило, с негативным знаком), которые выступают как прототипы. В их роли выступают беспокойство (10,47% ответов) и волнение (7,14%), за которыми следует тревога (6,19%). Описанные различия указывают на сфор-мированность операций обобщения и, следовательно, актуализацию понятийного компонента при работе с концептами «эмоция» и «чувство» и обращение к прототипам (конкретным видам) эмоциональных явлений, то есть актуализацию

образного компонента при работе с концептом «переживание» (несмотря на то что метод определений, результаты которого обсуждаются, адресован понятийному компоненту концепта).

Применение ассоциативного эксперимента имело своей целью более подробный анализ образного компонента трех выбранных для изучения концептов. Анализ его результатов показал, что для всех слов-стимулов наиболее высокой является частота встречаемости ассоциаций, принадлежащих к категории «Виды (модальности) эмоциональных явлений» (рис. 4).

Самые высокие показатели получены для стимула «чувство» (41,6%), самые низкие - для слова «переживание» (35,97%). Обращает на себя внимание значительное отличие этих показателей от приведенного выше для стимула «эмоция» (лишь 23,87% ответов). Работая с соответствующим концептом, участники исследования довольно часто дают ассоциации, принадлежащие к категориям «Поведенческие проявления эмоциональных явлений» (18,56%), «Классы эмоциональных явлений» (14,58%), «Использование метафор» (10,08%). Подобное распределение нехарактерно для двух других концептов. Так, для концепта «чувство» соответствующие показатели варьируют от 0 до 5% (для категории «Классы эмоциональных явлений»). Для концепта «пе-

35,00%

6 20,00%

5,00%

Классы Виды Свойства Поведенческие Локализация Когнитивные Черты личности Другие явления Использование Ситуация Другое

эмоциональных (модальности) эмоциональных проявления эмоциональных феномены внутреннего метафор

явлений эмоциональных явлений эмоциональных явлений мира

явлений явлений

Рис. 4. Распределение ответов по частоте встречаемости (по данным контент-анализа ассоциаций на слова-стимулы «эмоция», «чувство», «переживание»)

реживание» вариации составляют от 3 до 6%. Таким образом, эти концепты характеризуются высокой частотой ассоциаций, принадлежащих к категории «Виды (модальности) эмоциональных явлений», а также более частым, чем при работе с концептом «эмоция», обращением к категории «Когнитивные феномены» (11,6% и 6,57% соответственно). Кроме того, для концепта «переживание» характерна актуализация значительного количества единичных ассоциаций (рис. 5).

Рис. 5. Распределение единичных и повторяющихся ответов по частоте встречаемости (по данным контент-анализа ассоциаций на слова-стимулы «эмоция», «чувство», «переживание»)

Значимость описанных различий подтверждена использованием критерия р2.

Эти данные вновь указывают на то, что при работе с концептом «эмоция» даже в ходе ассоциативного эксперимента, адресованного области неосознаваемого, образному компоненту концепта, срабатывают механизмы понятийного уровня, выделяются существенные признаки явления, актуализируются операции обобщения и категоризации.

Обратимся к содержанию категории с наибольшей частотой актуализации - «Виды (модальности) эмоциональных явлений» - с тем, чтобы проанализировать особенности обращения к прототипам для каждого из изучаемых концептов. Набор прототипических эмоциональных явлений, актуализируемый при работе с каждым из трех изучаемых концептов, включает в себя как общие для трех или двух концептов явления, так и специфичные только для данного концепта (рис. 6).

Общими для трех концептов ассоциациями, репрезентирующими их единое прототипическое ядро, являются «страх» и «печаль», обозначающие эмоциональные явления с отрицательным знаком.

Рис. 6. Общие и специфичные для концептов «эмоция», «чувство», «переживание» прототипические эмоциональные явления (по данным контент-анализа ассоциаций)

Концепты «эмоция» и «чувство» объединяют обращения к эмоциональным явлениям из сферы межличностных отношений как с положительным знаком («радость», «любовь»), так и с отрицательным («злость»). Концепты «эмоция» и «переживание» объединяет ассоциация «грусть» (также из числа обозначающих негативные эмоции). Концепты «чувство» и «переживание» общего только для них прототипического основания не имеют.

Только при работе с концептом «эмоция» актуализируются прототипы «гнев», «удивление», «раздражение», «ярость», относящиеся, как правило, к кратковременным и ярким эмоциональным явлениям выраженной интенсивности, преимущественно с отрицательным знаком (выраженность признака кратковременности для этого концепта была уже отмечена выше, при анализе данных, полученных методом определений). Лишь концепт «чувство» требует обращения к таким прототипам, как «ненависть», «счастье», «нежность», «дружба», «ревность», «привязанность», «обида», относящимся преимущественно к долговременным и позитивным эмоциональным явлениям, возникающим в сфере межличностных отношений (обращение к признаку долго-временности также отмечалось для этого концепта выше). Специфика концепта «переживание» определяется ассоциациями «волнение», «беспокойство», «нервы», «тревога», «сочувствие», «разочарование», обозначающими в большинстве своем негативные эмоциональные состояния и их

проявления, возникающие как реакции на социально значимые ситуации или объекты (см. рис. 6).

Количественные данные свидетельствуют о том, что при работе с каждым концептом в общей совокупности актуализируемых прототипи-ческих эмоций отчетливо выделяются доминирующие по частоте упоминания эмоциональные явления. Для концепта «эмоция» это «радость» (47,77% ассоциаций), за которой с большим отрывом следуют «гнев» (16,66%) «страх» и «злость» (по 6,66%) (рис. 7).

Разд ражен ив; 3,33% Удивление; 3,5 Печаль; 3,33%

Грусть; 4,44% Любовь; 4,44%

Радость; 47,77%

Страх; 6,

Обида; 2, Привязанность; 2,36% Ревность; 2, Злость; 3,14%

Дружба; Нежность; 3,93%

Печаль; 11,81%

Любовь; 48,03%

Радость; 13,38%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ненависть; 13,38%

Рис. 8. Частота актуализации прототипических эмоциональных явлений (по данным контент-анализа ассоциаций на слово-стимул «чувство»)

Концепт «переживание» характеризуется отсутствием выраженного доминирования одного из эмоциональных явлений-прототипов. Испытуемые наиболее склонны в этом случае предлагать ответы «волнение» (25%), «страх» (22,41%), «беспокойство» (17,24%), «нервы» (16,39%), «тревога» (12,93%) (рис. 9).

Разочарование; 4,31% Печаль; 4,31%—\

Тревога; 12,93%

Страх; 22,41%

Нервы; 16,:

Беспокойство; 17,24%

Рис. 7. Частота актуализации прототипических

эмоциональных явлений (по данным контент-анализа ассоциаций на слово-стимул «эмоция») Для стимула «чувство» это «любовь» (48,03%), с которой также со значительным отрывом по частоте ассоциирования соседствуют «ненависть» (13,38%), «радость» (13,38%), «печаль» (11,38%) (рис. 8).

Рис. 9. Частота актуализации прототипических эмоциональных явлений (по данным контент-анализа ассоциаций

на слово-стимул «переживание») Интересно отметить, что доминируют эмоциональные явления с положительным знаком (радость и любовь) либо без выраженного знака (волнение, которое может быть и радостным).

Частота обращения к «сквозным» эмоциональным явлениям страха и печали варьирует от концепта к концепту. Так, для концепта «эмоция» она невысока и составляет всего 6,66 и 3,33% соответственно. Эти показатели возрастают для концепта «чувство» с акцентом на печали (11,81 и 5,51%) и приобретают еще более большую выраженность для концепта «переживание» с ярко выраженным акцентом на страхе (4,31 и 22,41% соответственно) (см. рис. 10).

Таким образом, по-видимому, именно страх и печаль составляют глубинную прототипичес-кую основу для концептов, охватывающих близкие, но, тем не менее, различаемые испытуемыми студентами эмоциональные явления. Для зрелых концептов характерен отрыв от прототипи-ческой основы, ее смещение в структуре концепта на периферию. Чем менее зрелым является концепт, тем в большей степени представлена в его содержании базовая прототипическая ткань. По-видимому, осмысление содержания концептов, относящихся к эмоциональным явлениям, его переработка с применением операций обобщения и категоризации осуществляется в направлении от эмоциональных явлений с отрицательным знаком к таким, которые имеют

положительный знак. Именно последние и закрепляются в качестве генерального обобщенного образца рассматриваемого эмоционального явления - это «радость» для «эмоции» и «любовь» для «чувства».

Представленность в обыденном сознании страха и печали, особенности их развития в онтогенезе, степень их дифференцированности заслуживают дальнейшего изучения. Особое внимание следует уделить страху. Наши данные, полученные совместно с А. С. Устиновой, свидетельствуют о том, что доступ этой эмоции в сознание и ее предъявление Другому существенно затруднены. Лишь 52% школьников 9-11 лет признают, что когда-либо испытывали страх. Ответили, что в настоящее время испытывают страх, 37% опрошенных школьников и 50% студентов (из которых 45% - девушки).

Вместе с тем результаты того же исследования позволяют утверждать, что представленность этой эмоции в сознании обладает значительной дифференцирующей силой. Так, удалось выявить различия в содержании представлений о страхе у студентов различной профессиональной направленности на выборке представителей гуманитарных и математических специальностей (по 30 человек) (см. таблицу).

По мнению студентов-математиков, страх в большей мере связан с опасениями за будущие

25,00% -,

события, а именно с ожиданиями неблагоприятного исхода, стремлением избежать каких-либо последствий, чувством неопределенности, малой информированностью, неизвестностью (ц = 1,851; р # 0,05). Для студентов-гуманитариев источником страха выступают преимущественно актуальные явления и ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью (ц = 2,363; р # 0,01).

Если вернуться к общему перечню прототипи-ческих эмоциональных явлений, выявленных в настоящем исследовании, то обращает на себя внимание значительное сходство их общего набора с данными вышеупомянутых зарубежных исследований (и это несмотря на языковые, методические и методологические различия и трудности сопоставления). В списки эмоциональных явлений, полученных в описанных выше эмпирических исследованиях, выполненных на выборке носителей английского языка, чаще всего попадали страх, печаль и любовь, затем ненависть, радость и гнев, а также счастье, ревность, удивление и злость. В нашем исследовании этот перечень не только нашел подтверждение, но и оказался дополненным. Наши испытуемые дифференцируют злость, ярость и раздражение, печаль и грусть, привязанность и дружбу, любовь и нежность, любовь и дружбу. Можно предполагать, что эти различия обусловлены не только языком, но и культурой и укоренной в ней системой ценностей.

22,41%

■ Страх

■ Печаль

£ 20,00% с

0,00%

Эмоция Чувство Переживание

Рис. 10. Частота актуализации «сквозных» прототипических эмоциональных явлений (по данным контент-анализа ассоциаций на слова-стимулы «эмоция», «чувство», «переживание»)

Таким образом, концепты «эмоция», «чувство», «переживание» у лиц студенческого возраста различаются по степени их психологической зрелости. Зрелость концепта определяется возможностью при работе с ним удерживать высокий уровень обобщения и специфические признаки явления, легкостью перехода от понятийного уровня к образному и обратно, возможностью отрыва от исходной прототипической основы во всем ее объеме, ее свертывания, обобщения. Незрелый концепт характеризуется обращением ко многим разнообразным конкретным специфическим, образцам явления (прототипам), актуализацией мыслительной операции конкретизации. У лиц студенческого возраста, носителей русского языка, наименее зрелым среди изученных концептов является концепт «переживание», наиболее зрелым - концепт «эмоция».

Полученные различия можно объяснить недостатком эмоционального и жизненного опыта студентов, книжностью их знаний об эмоциональных явлениях. Таким образом, механизмы мышления, «встроенные» в изученные концепты, не безличны, не равнодушны к содержанию концептов, объединяющему не только почерпнутые из литературы знания, но и эмоциональный опыт, и способны его учитывать. Перспективы дальнейших исследований состоят в сравнении особенностей (прежде всего уровня зрелости) концептов «эмоция», «чувство», «переживание» у лиц студенческого возраста и взрослых.

Резюмируем сказанное.

Концепт «эмоция» представлен не только в научной психологии, но и в обыденном сознании. Однако о том, как он функционирует, известно недостаточно. Для его изучения пытались применять как классический (дефиниционный) подход, так и прототипический. В настоящем исследовании представлена точка зрения, согласно которой эти подходы не являются взаимоисключающими. Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, объединяющее в своей структуре понятийный (дефиниционный) и образный (прототипический) компоненты (уровни).

Эмпирическое исследование с предъявлением испытуемым-студентам слов-стимулов «эмоция»,

«чувство», «переживание» и инструкцией дать ассоциации и написать определения на каждое из них позволило получить данные, свидетельствующие о правомерности такой точки зрения. В результате контент-анализа полученных определений и описаний для всех изученных концептов был получен единый набор категорий, характеризующих содержание как понятийного, так и образного компонентов. Отчетливо выявилась и специфика каждого концепта, проявившаяся в различиях по частоте обращения к общим категориям и содержании выделяемых дополнительно для каждого концепта подкатегорий.

Сравнение данных по отдельным концептам показало, что они различаются по уровню зрелости. Зрелый концепт характеризуется актуализацией обоих входящих в его состав компонентов, легкостью как прямого, так и обратного перехода от обобщения (анализа родовидовых признаков) к конкретизации (указанию на одно из множества эмоциональных явлений). Незрелому концепту свойственна актуализация преимущественно образного компонента, работа с конкретными образцами эмоциональных явлений. Зрелые концепты характеризуются малой представленностью в их структуре прототипической основы, высоким уровнем обобщенности даже конкретных образцов.

Из трех изученных концептов наиболее высоким уровнем зрелости отличается концепт «эмоция». При работе с ним испытуемые способны актуализировать механизмы понятийного уровня: они активно обращаются к разнообразным существенным признакам этого явления, свободно действуют в пределах всей шкалы «субъект-объект» без фиксации на одном из ее полюсов, обращаясь к прототипам, используют операцию обобщения.

Вместе с тем концепты «эмоция», «чувство», «переживание» имеют единую глубинную про-тотипическую основу, в которой представлены «страх» и «печаль» («сквозные» для трех концептов эмоциональные явления).

Можно предполагать, что осмысление опыта эмоциональных явлений осуществляется в направлении от негативных эмоциональных явлений к позитивным. Об этом же свидетельствует и раз-

Показатели различий в осознании причин страха студентами различных специальностей

Подкатегории Студенты-гуманитарии Студенты мех-мат. фак-та ф-критерий Уровень значимости

частота % частота %

Категория «Осознание причин страха»

Ситуации, связанные с будущими событиями 9 30 16 53,3 1.851 р?0,05

Критическая, опасная ситуация, угроза жизни и здоровью 19 63,3 10 33,3 2.363 р?0,01

витие языка, который предоставляет субъекту больше возможностей для выражения негативных эмоций по сравнению с позитивными. В более зрелых концептах в качестве генерального обобщенного образца (прото)типичного для данного концепта феномена закрепляются позитивные эмоциональные явления - это «радость» для «эмоции» и «любовь» для «чувства». В связи с этим перспективной задачей исследования может стать сравнение содержания и структуры изученных концептов у представителей различных возрастных групп, дополненное диагностикой у них уровней развития понятийного (словесно-логического) и образного мышления.

Примечания

1. Russell J. A. In defense of a prototype approach to emotion concepts // Journal of personality and social psychology. 1991. Vol. 60. № 1. P. 37-47.

2. Там же.

3. Davitz J. R. The language of emotion. N-Y.: Academic Press, 1969.

4. Clore J. L, Ortony A. & Foss M. A. The psychological foundations of the affective lexicon // Journal of personality and social psychology. № 53. P. 751-766.

5. Ortony A, Clore J. L. & Collins G. The cognitive structure of emotions. Oxford: University Press, 1988.

6. Maya B. A Contribution to the Language of Emotion in English and Portuguese // Tese de doutoramento. Porto: FLUP. Nida, Eugene A, 1975.

7. Shaver P., Schwartz J., Kirson D. & O'Connor C. Emotion knowledge: further exploration of a prototype

approach // Journal of personality and social psychology. 1987. Vol. 52. № 6. P. 1061-1086.

8. Gopnik A. The scientist as child // Philosophy of science. Vol. 63. № 3. December, 1996. P. 485-514.

9. Шелестюк E. В. Представленность символа в структуре понятия // Mentalitat und Mentales / Hrsg. von E. A. Pimenov, M. V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2003. Pp. 32-45.

10. Margolis E., Laurence, S. Concepts // The Blackwell Guide to Philosophy of Mind / ed. by Stich S. P., Warfield T. A. Wiley-Blackwell: December 2002. Pp. 190-213.

11. Аюсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 50-61.

12. Rosch E., Mervis C. В., Gray W. D, Johnson D. M, Boyes-Braem P. Basic Objects in Natural Categories // Cognitive Psychology. Vol. 8. № 3. (July 1976). P. 382439.

13. Oxforg P. The effects of mental activities on early concept acquisition // Diss. in education... for the degree of doctor of education. Texas Tech. University: Aug., 1978.

14. Выготский А. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999.

15. Веккер А. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.

16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН: Российский фонд культуры. 3-е изд., стер. М.: АЗЪ, 1996.

17. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

18. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: ИДДК, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.