3. 125-мм танковые пушки 2А46 и 2А46-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. В 2 ч. Ч. 1. и Ч. 2. — М. : Воениздат, 1979. - 280 с.
4. Пивоваров, В. П. Использование численного моделирования при анализе работоспособности пневмогидроустройств / В. П. Пивоваров, О. В. Кропотин, Ю. К. Машков // Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во СибАДИ, 2003. — Кн. 3. — С. 230 — 231.
ПИВОВАРОВ Владимир Петрович, кандидат технических наук, начальник кафедры электрооборудования и автоматики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2016 г. © В. П. Пивоваров
УДК 655.3.06
И. А. СЫСУЕВ И. В. ПРУД Н. Н. КОЗИНА К. В. ВАСИЛЕВИЧ В. В. СКИТЧЕНКО О. Е. СЕРДЮК
Омский государственный технический университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРАСТА ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА СТРАНИЦЫ ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к созданию привлекательного и удобочитаемого внешнего графического облика регулярных страниц печатных и электронных публикаций. Приводятся данные, относящиеся к насыщенности текстового набора и контрасту страниц печатных и электронных публикаций. Показано изменение контраста графического образа страницы при печати и при отображении на экране, в том числе в зависимости от цвета подложки (бумаги) или фона экрана. Ключевые слова: графический образ страницы, печатные и электронные публикации, насыщенность текстового набора, контраст, цветная подложка, фон экрана.
Зрительная система человека с раннего возраста приспосабливается для восприятия предметов преимущественно в отраженном свете. При чтении текста с бумажного носителя человек воспринимает отраженный от бумаги свет. С появлением в жизненной практике электронных средств отображения информации (экран монитора, электронные книги, дисплеи гаджетов и т. д.) зрительная система человека вынуждена адаптироваться к особенностям восприятия излучающих свет устройств. Интенсивность свечения монитора (дисплея), его мерцание, разрешающая способность и пр. вносят коррективы в восприятие человеком текстовой и изобразительной информации, представленной в электронном виде.
Однако в обоих случаях удобочитаемость текста в значительной степени зависит от контраста публикации, который определяется соотношением белого (поля страницы, пробелы), серого (массив основного текста) и черного (заголовки, графика, иллюстрации) пространств. Публикации с высоким контрастом предпочтительнее малоконтрастных. Это справедливо как для печатных публикаций, так и для текстовых документов, представленных в электронном виде и отображаемых на экране (монитора, элек-
тронной книги, планшета, телефона и т. д.), несмотря на различие механизмов восприятия печатного оттиска в отраженном свете и электронного документа на экране, являющемся источником оптического излучения и характеризующемся низким (относительно устройств печати) разрешением [1]. В этой связи является актуальным изучение и сравнительный анализ контраста печатных и электронных публикаций на предмет выработки рекомендаций для разного рода дизайнерских решений при создании графического образа страниц текстовых документов.
Наиболее приемлемым и удобным для чтения остается черный текст на белом фоне. Однако в текущей практике для реализации различных дизайнерских решений широко используются цветные подложки. В этом отношении значительную роль в восприятии графического образа страницы текстового документа играет цвет фона, на котором расположен текст [2].
Цель исследования — определение и сравнительный анализ контраста графического образа регулярной страницы печатных публикаций, выполненных на цветных подложках (бумагах), и электронных публикаций с аналогичными параметрами текстового набора и фоном, соответствующим по цвету
о
оэ
П РОГ PA RMHO-MICTPy МЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЫЩЕННОСТИТЕКСТОВОГО НАБОРА ПЕЧАТШХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
В последнее время распет интерес историновк советскому образу жизни. составной частью которого являлся косткы. Мода и социализм, на первый взгляд, совершенно несовместимые понятия. С самого начала отношения социализма к м оде отличались враждебностью, счлая ее "Эстетическом пережитком-прошлого. Наилучшей одеждой для нового человека считалась утилитарная, лишенная беси слезных украшений спецодежда. В середине 1930-%годов был сформирован иной подход к моде с возвращением к некоторым символам традиционной моды. Цель - создание особого, един огодл я всех советского стиля в12 сдежде с его основными характеристикам и: ск рем и ость, простота и чувство меры. Весь процесс моделирования и прсизводстоа одежды был подчинен централизованному кентролю. Функция трансляции одофенногостиля в одежде была возложена на средства массовой информации и кинематограф. Смена ид «алогических вех произошла с утверждением у власти Н. С. Хрущева. Пел и тика открытости способствовала смягчению официального отношгния к западной моде, проникновению западных тенденций моды с Советский С txG. Это способствовал о возникновению иных направлений вмоде. отличных от образцов, регламентированных социалистической модой. В настоящей статье предлагается рассмотреть механизмы трансляции моды вСССР в период ■■ оттепели-, когда п рои аодит встреча социалистической и западней моды и окончательноформируется "советский стиль- в одежде. П риз на в все мож несть существования моды в социалистическом обществе, руководство страны стремится к ее регламентации. Пропагандистом "советского стиля-, пелучившим официальное одобрение, являются средства массовой информации, в первую очередь этоспециализированные журналы и буклеты. Уже после войны постепенно налаживается выпуск модных журналов. К194S годуп ре имуществен но усилия ми Московскогодома моделей вСССР регулярно вы пуска лея "Журнал м од >( тираж 50 тыс. экземпляров), атакже более оперативные рабочие альбомы под название-Модели одежды-(тираж 7 0 ты с. экземпляров) [1]. Со временемассортимент альбомов расширялся, их уже издаютдругие дома моделей, такие как Ленинградский. Киевский. Рижский. Например. Ленинградский дом моделей выпускал дважды в год ли раж ом 2 Б ты с.-экзем пл я ров Альбом мод-с рисова и н ы ми и л л юстра ци я м и. ре гул я ри о изда вал ся журнал •• М еда дл я п от и ых ж е hluji и ■ ти раж ом 26 ты с. эиземпляровпод редакцией В. Г. Каминской. Тотже дом моделей выпускал сборник-Блузы-юбки-тиражом 80 тыс. экземпляров под редакцией Т. Ивановой [2]. В сибирском регионе риссеанныеальбомы мод издает Новосибирский дом моделей. Альбомы мод распространялись через розничнуюторговлюповсей стране, в Омской областной библиотеке им.А. С. Пушкина сохранились альбомы мод. изданные разлитыми м одел и ру гац1 м и орга н иза ци я мн. швей н ы м и и торговы м и п редп ри ятия м и. Са м ы м и осве дом л е н ны м и советскими изданиями о моде вСССР были эстонский журнал-Силуэт- и латвийский »Ригас мод eci, издававшиеся на двух языках, русском и латышском. Журналы распространялись по подписке и через сеть киошовиСсюзпечэть-. нодаже при-значительном тираже их невозможно было купить. Главными достоинства ми журнала -Силуэт- были точная информация о наиболее - приемлемых-для советского образа жизни тенденциях моды, качественные модные фотографии. Странички м еды существуют в периодических женских изданиях, таких как "Работница-.-Крестьянка-. <Советскаяженшйна-. Здесь регулярно печатались модели одежды, разработанные ведущими домами моделей, экспериментальными лабораториями и ателье. К ним предлагались выкройки платьев, которые можно сшить вдомашних условиях, стольже регулярно появлялись и заметки отом.как следуетсебя вести и одеваться. 9 странеиздавалисьтолькосоветские журналы мод. Положение начало меняться во второй половине 1950-х годов. В декабрьском журнале иСоветскаяженш^на-за 1956 год опубликовано обращение Александры Гримм, журналистки.-в прошлом моделистки лучших парижских данов мод готового платья-с предложением информировать читателей о французских модах [3]. С 1957 года журнал начинает публикации этих материал св. Были представлены фотографии известного немецкого фотографа середины XX века Вилли Майвальда и модели ДомовЖака Гриффа.ЖанаПатуиЛюсильМангэн. Таким образом, на чт на я с 1956 года в модных публикациях чувствовался большой интерес к западным модам. Журнал -Силуэт- в специальном разделе -Совсего света- публикуетперепечатанные-пиратским- образ см фотограф и и из последних французских ианглийских журналов мод [4]. В1959 году Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности >ВНАлегпром) начинает издавать новый журнал--Мод ел и сезона-.В нем сочетались рисунки и фотоиллюстрации женской, детской и мужской моды. Особенновнем рекламирэвались советские модели одежды, демонстрировавшиеся на IX Международном конгрессе моды в Бухаресте в195Э году. В 1960-е годы ВИАлегпром выпускаетжурнэл-Мода стран сециализма>.а для служебного пользевания тиражом 200 зкземпляровброшюру-Мода за рубежом-.составленную Л. Монаховой и И. Андреевой, вкогорой кратко излагались ссновныеевропейскиетенденциимоды иприлагалисьфотс<графии. перепечатанные из журналов. В Общесоюзном доме моделей также для служебного пальзования составлялись обзоры французскихжурналсв мод сописанием оси сены* модных тенденции [5].В195S году тиражом НОтыс.
ПРОГРАМИНО-МГСГРУМЕНТАЛЬНЫИ МЕТОД ОГРЕДЕЛЕПНЯ НАСЫЩЕННОСТИ ТЕКСТОВОГО НАБОРА ПУБЛИКАЦИЙ12
В ПОСЛЕДКЕЕ ВРЕМЯ РАСТЕТ ИНТЕРЕС ИСТОРИКОВ К СОВЕТСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЛСЯ КОСТЮМ. МОДА И СОЦИАЛИЗМ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, СОВЕРШЕННО НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ. С САМОГО НАЧАЛА 0ТН011ЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА К МОДЕ ОТ/МЧАЛИСЬ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, СЧИТАЯ ЕЕ • ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПЕРЕЖИТКОМ» ПРОШЛОГО. НАИЛУЧШЕЙ ОДЕЖДОЙ ДЛЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЛАСЬ УТИЛИТАРНАЯ, /МШЕМ1АЯ БЕСПОЛЕЗНЫХ У КРАШЕШЙ СГЕЦОДЕЖДА. В СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГОДОВ БЫЛ СФОРМИРОВАН ИНОЙ ПОДХОД К МОДЕ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ К НЕКОТОРЫМ СИМВОЛАМ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЫ. ЦЕЛЬ -СОЗДАЙТЕ ОСОБОГО, ЕДИНОГО ДЛЯ ВСЕХ СОВЕТСКОГО СТИЛЯ В ОДЕЖДЕ С ЕГО ОСНОВНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ: СКРОМНОСТЬ, П>ОСТОТА Н ЧУВСТВО МЕРЫ. ВЕСЬ ПРОЦЕСС МОДЕЛИЧШАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ БЫЛ ПОДЧИНИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ КОНТРОЛЮ. ФУНКЦИЯ ТРАНСЛЯЦШ ОДОБРЕННОГО СТИЛЯ ВОДЕЖДЕ БЫЛА ВОЗЛОЖЕНА НА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦШ И КИКЕМАТОГРАФ. СМЕНА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЕХ ПРОИЗОШЛА С УТВЕРЖДЕНИЕМ У ВЛАСТИ Н. С. ХРУЩЕВА. ПОЛПИКА ОТКРЫТОСТИ СПОСОБСТВОВАЛА СМЯГЧЕНИЮ ОФИЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАПАДНОЙ МОДЕ, ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПАДНЫХ ТЕНДЕЩИЙ МОДЫ С СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО В03НИКН0ВЕНМ0 ИШХНАШЮЕИШ В МОДЕ, ОТЛ1ЧНЫХОТ ОБРАЗЦОВ, РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДОЙ. В72 НАСТОЯ1ЩЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАССМОТРЕТЬ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ МОДЫ В СССР В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛН>, КОГДА ПРОНСХОДКТ ВСТРЕЧА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ И ЗАПАДНОЙ[МОДЫ И ОКОНЧАТЕЛЬНО ФОРМИРУЕТСЯ СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ» В ОДЕЖДЕ. ПРИЗНАВ ВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Рис. 1
Рис. 2
подложке печатных публикаций (цвет символов текста — черный, цвет подложки (фона) — белый, светло-пурпурный (розовый), оранжевый, зеленый, желтый).
Для выполнения исследования были подготовлены тестовые образцы регулярной страницы публикации, содержащей основной текст и заголовок (цвет символов шрифта — черный, рис. 1). Набор выполнялся с использованием шрифтов гарнитуры Франклин Готик (Franklin Gothic) различных начертаний и кеглей. Выбор указанной гарнитуры был осуществлен ввиду того, что она содержит значительное количество начертаний.
Образцы содержат текст на общую тему, специальные символы и выделения не используются (сплошной текст). Формат полосы набора 165x240 мм. Текст набирают в программе Adobe InDesign с выключкой влево, с программным делением на строки, без переносов в словах, без членения на абзацы. Всё это обеспечивает однородность межсимвольных и межсловных пробелов, а также однородность заполнения полосы набора текстом.
Кегль шрифта тестовых образцов основного текста — 10 пт, а образцов текстов заголовков — 12 и 16 пт, интерлиньяж «по умолчанию» (120 % от кегля), трекинг — нормальный. Начертания шрифтов указаны в табл. 1.
Всего было сформировано восемь вариантов тестовых образцов регулярной страницы с различными сочетаниями параметров набора основного текста и заголовков (табл. 1).
Поскольку предполагалось насыщенность текстового набора определять программно-инструментальным методом с использованием программы для обработки изображений Adobe Photoshop [3] (что требует выделения на странице текста произволь-
ных прямоугольных областей площадью не менее 100 000 пикселов), дополнительно были изготовлены тестовые образцы текстов, набранных заголовочными шрифтами с теми же параметрами, что и заголовки регулярной страницы публикации (рис. 2).
Тестовые образцы печатных публикаций распечатывались на черно-белом лазерном принтере LaserJet Pro 400 M401dne с параметрами печати по умолчанию на белой бумаге «Снегурочка» (80 г/м2) и бумаге Maestro color серии neon (80 г/м2) цветов: розового (светло-пурпурного), оранжевого, зеленого и желтого (цветовые параметры указаны в табл. 1).
Насыщенность текстового набора определялась согласно [3, 4], а контраст графического образа регулярной страницы определялся согласно [1]; результаты представлены в табл. 1.
Тестовые образцы текстов электронных публикаций с аналогичными параметрами текстового набора и фоном, соответствующим по цвету подложке печатных публикаций (цвет фона — белый, светло-пурпурный (розовый), оранжевый, зеленый, желтый) изготавливались следующим образом. Использовались файлы текстовых образцов регулярной страницы публикации (рис. 1) и дополнительных образцов текстов, набранных заголовочными шрифтами (рис. 2), тех, что были подготовлены для печатных публикаций. Под тексты подкладывался фон, который по цвету соответствовал цвету подложки (бумаги). Цветовые параметры подкладываемого цветного фона определялись в программе Adobe Photoshop после сканирования тестовых образцов печатных публикаций, выполненных на различных цветных подложках, при определении насыщенности текстового набора (приведены в табл. 1).
Насыщенность текстового набора электронных публикаций определялась согласно [5, 6], а контраст
Насыщенность текстового набора и контраст графического образа регулярной страницы печатных публикаций, выполненных на цветных подложках, и экранных публикаций с цветом фона экрана, соответствующим цвету подложки, с различным соотношением насыщенности текстового набора основного текста и заголовка
Таблица 1
№ Шрифт основного текста Шрифт заголовка Контраст
кегль, пт начертание насыщенность кегль, пт начертание насыщенность
1 2 3 4 5 6 7 8
белая бумага (здесь и далее координаты цвета Ь* = 94, а* = 4, Ь*=—9)/ белый фон (100,0,0)
1 10 книжное 220,0/ 212,5 12 полужирное1 196,9/ 192,3 23,1/ 20,2
2 10 книжное 220,0/ 212,5 12 полужирное (В)2 190,5/ 169,5 29,5/ 43,0
3 10 книжное 220,0/ 212,5 16 темное1 182,0/ 163,4 38,0/ 49,1
4 10 книжное 220,0/ 212,5 16 темное (В) 174,2/ 146,4 45,8/ 66,1
5 10 среднее 211,6/ 208,5 12 полужирное 196,9/ 192,3 14,7/ 16,2
6 10 среднее 211,6/ 208,5 12 полужирное (В) 190,5/ 169,5 21,1/ 39,0
7 10 среднее 211,6/ 208,5 16 темное 182,0/ 163,4 29,6/ 45,1
8 10 среднее 211,6/ 208,5 16 темное (В) 174,2/ 146,4 37,4/ 62,1
светло-пурпурная (розовая) бумага (87, 53, 12)/ светло-пурпурный (розовый) фон (78, 39, —11)
1 10 книжное 190,8/ 177,7 12 полужирное1 171,8/ 161,8 19,0/ 15,9
2 10 книжное 190,8/ 177,7 12 полужирное (В)2 168,5/ 132,3 22,3/ 45,4
3 10 книжное 190,8/ 177,7 16 темное1 161,0/ 145,6 29,8/ 32,1
4 10 книжное 190,8/ 177,7 16 темное (В) 158,1/ 124,9 32,7/ 52,8
5 10 среднее 184,9/ 176,5 12 полужирное 171,8/ 161,8 13,1/ 14,7
6 10 среднее 184,9/ 176,5 12 полужирное (В) 168,5/ 132,3 16,4/ 44,2
7 10 среднее 184,9/ 176,5 16 темное 161,0/ 145,6 23,9/ 30,9
8 10 среднее 184,9/ 176,5 16 темное (В) 158,1/ 124,9 26,8/ 51,6
оранжевая бумага (87, 35, 75)/оранжевый фон (79, 19, 81)
1 10 книжное 173,4/ 152,3 12 полужирное1 153,6/ 138,0 17,1/ 14,3
2 10 книжное 173,4/ 152,3 12 полужирное (В)2 151,1/ 113,0 22,7/ 39,4
3 10 книжное 173,4/ 152,3 16 темное1 148,4/ 124,6 25,0/ 27,7
4 10 книжное 173,4/ 152,3 16 темное (В) 142,0/ 107,2 31,4/ 45,1
5 10 среднее 168,4/ 151,2 12 полужирное 153,6/ 138,0 12,1/ 13,2
6 10 среднее 168,4/ 151,2 12 полужирное (В) 151,1/ 113,0 17,3/ 38,2
7 10 среднее 168,4/ 151,2 16 темное 148,4/ 124,6 20,0/ 26,6
8 10 среднее 168,4/ 151,2 16 темное (В) 142,0/ 107,2 26,4/ 44,0
1 2 3 4 5 6 7 8
зеленая бумага (96, —41. 82) / зеленый фон (95, —26, 46)
1 10 книжное 189,7/ 172,8 12 полужирное1 169,6/ 156,7 20,1/ 16,1
2 10 книжное 189,7/ 172,8 12 полужирное (В)2 161,6/ 129,6 28,1/ 43,2
3 10 книжное 189,7/ 172,8 16 темное1 158,2/ 141,0 31,6/ 37,8
4 10 книжное 189,7/ 172,8 16 темное (В) 152,3/ 120,9 37,4/ 51,9
5 10 среднее 180,0/ 171,4 12 полужирное 169,6/ 156,7 10,4/ 14,7
6 10 среднее 180,0/ 171,4 12 полужирное (В) 161,6/ 129,6 18,4/ 41,8
7 10 среднее 180,0/ 171,4 16 темное 158,2/ 141,0 21,8/ 30,4
8 10 среднее 180,0/ 171,4 16 темное (В) 152,3/ 120,9 27,7/ 50,5
желтая бумага (96, —24, 91) / желтый фон (97, — 12, 65)
1 10 книжное 202,8/ 185,8 12 полужирное1 182,0/ 166,3 20,8/ 19,5
2 10 книжное 202,8/ 185,8 12 полужирное (В)2 174,1/ 149,5 28,7/ 36,3
3 10 книжное 202,8/ 185,8 16 темное1 170,4/ 140,6 32,4/ 45,2
4 10 книжное 202,8/ 185,8 16 темное (В) 163,1/ 128,1 39,7/ 57,7
5 10 среднее 195,0/ 184,3 12 полужирное 182,0/ 166,3 13,0/ 18,0
6 10 среднее 195,0/ 184,3 12 полужирное (В) 174,1/ 149,5 20,9/ 34,8
7 10 среднее 195,0/ 184,3 16 темное 170,4/ 140,6 24,6/ 43,7
8 10 среднее 195,0/ 184,3 16 темное (В) 163,1/ 128,1 31,9/ 56,2
Примечания.
1 — если не указано начертание шрифта по пропорциональности, то оно — нормальное.
2 — кнопка «В» на панели управления параметрами шрифта в прикладных программах.
графического образа регулярной страницы определялся согласно [1]; результаты представлены в табл. 1.
На основании анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.
Показатели насыщенности (а именно, показатель уровень яркости, изменяющийся от 0 (самый темный) до 255 усл. ед. (самый светлый)) набора основного текста и заголовка у всех восьми исследованных вариантов печатных публикаций, выполненных на различных цветных подложках, выше, чем у электронных (для основного текста — на 3 — 21 усл. ед., для текстов заголовков — на 5 — 38 усл. ед.). Это означает, что тексты печатных публикаций светлее текстов электронных публикаций. Причем чем выше насыщенность используемого шрифта, тем значительнее различия.
Однако контраст печатных публикаций в семи из восьми вариантов ниже, чем контраст электронных, для всех исследованных цветов подложки/фона. Выявленное исключение (первый вариант, табл. 1), очевидно, не является единственным. Допустимо предполагать, что для других вариантов сочетаний начертаний и кеглей шрифтов основного текста и заголовков контраст страницы электронной публикации окажется ниже, чем контраст печатной. Это объясняется характером и особенностями отображения шрифтов на устройствах с низким разрешением,
каковыми являются экраны (что особенно актуально для шрифтов малых кеглей), и используемыми операционной системой алгоритмами отображения (в том числе сглаживания) шрифтов на экране. Таким образом, имеет смысл говорить о том, что контраст печатных публикаций значительно чаще ниже, чем контраст электронных.
Кроме того, установленные различия контраста графического образа регулярной страницы печатных и электронных публикаций можно объяснить внесением искажений в процессе выполнения дополнительных операций — печати и сканирования — при измерении насыщенности текстового набора печатных публикаций [3, 4].
Установленные закономерности справедливы для всех цветов подложки/фона. Однако чем темнее цвет подложки/фона, тем значительнее снижение контраста как печатных, так и электронных публикаций. Это означает, что для повышения контраста следует использовать менее насыщенные начертания шрифтов основного текста и более насыщенные начертания шрифтов заголовков.
Библиографический список
1. Сысуев, И. А. Определение оптимального контраста графического образа страницы печатных и электронных пуб-
ликаций / И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко, Ю. С. Григорова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2013. - № 2 (120). - С. 328-331.
2. Сысуев, И. А. Влияние цвета бумаги на насыщенность текстового набора и контраст графического образа страницы печатных публикаций / И. А. Сысуев, И. В. Пруд, Е. А. Державина, О. Е. Сердюк, В. В. Скитченко // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. - 2015. -№ 1 (137). - С. 107-109.
3. Григорова, Ю. С. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора печатных публикаций / Ю. С. Григорова, О. А. Зырянова, И. А. Сысуев, О. А. Тимощенко // Полиграфия: технология, оборудование, материалы : материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск : ОмГТУ, 2010. - С. 54-58.
4. Сысуев, И. А. Модернизация программно-инструментального метода оценки насыщенности текстового набора для печатных публикаций, выполненных на цветной подложке / И. А. Сысуев, И. В. Пруд, О. Е. Сердюк, В. В. Скитченко, К. В. Василевич, К. А. Епифанцева, М. Ф. Федорчук // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. -2015. - № 3 (143). - С. 216-221.
5. Сысуев, И. А. Программно-инструментальный метод определения насыщенности текстового набора электронных публикаций / И. А. Сысуев // Динамика систем, механизмов,
машин : материалы VII Междунар. науч.-техн. конф. - Омск : ОмГТУ, 2009. - С. 327-330.
6. Воробьева, А. С. Насыщенность текстового набора электронных публикаций / А. С. Воробьева, И. А. Сысуев // Полиграфия: технология, оборудование, материалы : материалы заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск : ОмГТУ, 2010. - С. 39-45.
СЫСУЕВ Игорь Александрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Оборудование и технологии полиграфического производства».
ПРУД Ирина Валерьевна, магистрант гр. ТПм-141 факультета «Элитное образование и магистратура». КОЗИНА Надежда Николаевна, студентка гр. ТП-141 нефтехимического института. ВАСИЛЕВИЧ Ксения Витальевна, СКИТЧЕНКО Виктория Викторовна, СЕРДЮК Ольга Евгеньевна, студентки гр. ТП-121 нефтехимического института. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2016 г. © И. А. Сысуев, И. В. Пруд, Н. Н. Козина, К. В. Василевич, В. В. Скитченко, О. Е. Сердюк
УДК 681.513.7:681.3.037.8
Е. В. ШЕНДАЛЕВА
Омский государственный технический университет
УСТОЙЧИВОСТЬ ВСЕРЕЖИМНОГО ТОПЛИВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И В ХОДЕ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
В статье рассмотрены вопросы устойчивости всережимного топливного регулятора и газотурбинного двигателя в условиях эксплуатации и вопросы испытания и отладки топливного регулятора на полунатурном моделирующем испытательном стенде. Предложено вычисление фрактальной размерности характеристик газотурбинного двигателя в качестве параметра прогнозирования его устойчивости. Работа может быть использована в производстве топливорегулирующей аппаратуры, насосного оборудования.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, топливорегулирующая аппаратура, всережимный топливный регулятор, модель газотурбинного двигателя, полунатурный моделирующий испытательный стенд.
Одним из основных инструментов обеспечения согласованной работы газотурбинного двигателя (ГТД) и его топливорегулирующей аппаратуры (ТРА) являются полунатурные стендовые испытания все-режимных топливных регуляторов или дозаторов топлива. Данные испытания позволяют контролировать статические и динамические характеристики совместной работы ГТД и ТРА.
Полунатурные моделирующие стенды используют для приближения условий испытания ТРА к условиям их эксплуатации, а также для снижения затрат на совместные испытания ТРА и ГТД. В ходе
испытаний осуществляется отладка всережимных топливных регуляторов или дозаторов топлива.
На рис. 1 представлена структурная схема полунатурного испытательного стенда для испытания всережимного топливного регулятора или дозатора топлива (гидромеханической части системы автоматического управления — ГМЧ САУ) [1]. Стенд содержит модель ГТД по контурам регулирования частоты вращения и давления за компрессором, реализованную программно, и преобразователи электрических сигналов с выхода модели ГТД в физические величины, передаваемые в топливный регулятор.
о
оэ