УДК 336.221
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
В.К. ГИРАЕВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, налогов и бизнес-информатики Е-mail: [email protected] Дагестанский государственный технический университет
В статье проведено исследование состава и структуры налоговых поступлений. Предложена методика анализа компонентной структуры налоговых поступлений для определения связи между уровнем налоговых поступлений и валовой добавленной стоимостью в регионе. Дана оценка тесноты связи между валовой добавленной стоимостью и объемами поступлений основных налогов. Полученные результаты анализа могут использоваться как в практике налогового администрирования, так и при планировании налоговых поступлений.
Ключевые слова: налоговые поступления, компонентный анализ, прямые и косвенные налоги, структура, налоговые поступления, корреляционная матрица
Ключевым элементом определения эффективности системы налогообложения является оценка меры ее соответствия общему состоянию экономики, в том числе и на региональном уровне. Налоговая база в регионах, развиваясь в определенных естественных и социально-экономических условиях, объективно имеет территориальные и структурные различия. Это может выразиться в структуре налоговых поступлений по видам налогов, соотношении прямых и косвенных налогов и т.д. Кроме того, дополнительным фактором этих различий выступает величина структурных колебаний налоговых поступлений, связанная с частыми изменениями бюджетного и налогового законодательств.
Важным направлением анализа структуры налоговых поступлений является определение уровня ее диверсификации и динамики основных соотношений.
На уровне субъектов Федерации актуальным является исследование территориальных особенностей влияния налогов на предпринимательскую деятельность, обусловленные следующими факторами:
— особенностью региональной системы налогообложения;
— территориальной дифференциацией социально-экономического развития и специализация регионов;
— моделью бюджетно-налоговой политики государства и спецификой межбюджетных отношений;
— влиянием процессов глобализации на экономику регионов;
— стабильностью налогового и бюджетного законодательств и др.
Действие этих факторов проявляется не только в объемах налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты, но и в структуре налоговых поступлений. Ввиду специфики этих факторов эффективным, по мнению автора, методологическим подходом является сравнительный анализ компонентной структуры налоговых поступлений в конкретном регионе. Это позволяет определить
уровень соответствия системы налогообложения состоянию региональной экономики и налогового потенциала региона и т.д.
Анализ состава и структуры налоговых поступлений базируется на определенных методологических принципах, важнейшими из которых выступают:
— научно-исследовательский характер;
— комплексность и системный подход;
— объективность и т.д.
Эти и другие принципы нашли достаточно широкое освещение в специальной литературе и исследованиях ученых [2, 6, 10, 14, 15].
Система налогообложения организаций в Республике Дагестан имеет определенные особенности развития и функционирования, поэтому и исследование взаимосвязи социально-экономических и налоговых процессов рассмотрим на примере этого региона.
Первой особенностью системы налогообложения в Республике Дагестан является незначительная роль республики в общих объемах налоговых поступлений в стране. В 2013 г. объем налоговых поступлений составлял лишь 24 117,7 млн руб., или 0,21% в налоговых поступлениях в целом по России.
Второй важной особенностью является наличие заметных колебаний в объемах налоговых поступлений. Так, по сравнению с 2012 г. объемы поступлений налоговых доходов в 2013 г. составили 112,39% (возросли с 21 458,2 до 24 117,7 млн руб.). Наибольшие изменения наблюдались в объемах поступлений по налогу на доходы физических лиц (124,6%), по акцизам (120,7%), по налогу на имущество организаций (131,5%), уменьшились поступления по налогу на прибыль организаций (84,7%), по НДС (84,1%).
Не анализируя детально факторы таких изменений (например, по налогу на прибыль — введение института консолидированных налогоплательщиков), необходимо отметить значительные колебания соответствующих показателей в разрезе отдельных видов налогов.
Дифференциация показателей отдельных видов налогов усиливается сложностью системы налогообложения в регионе, которая являются третьей важной особенностью. Система налогообложения является сложной совокупностью элементов и связей между ними и характеризуется определенной целевой направленностью. Соотношение между
ее составляющими определяет общие особенности налоговых процессов и характер влияния этой системы на социально-экономическое развитие региона. Поэтому анализ этого соотношения является важным инструментом исследования особенностей системы налогообложения в Республике Дагестан, направления отношений и связей в которой достаточно многообразны.
Наиболее распространенным является исследование по видам налогов — компонентной структуры налоговых поступлений (табл. 1).
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что развитие компонентной структуры налоговых поступлений является достаточно неоднозначным.
С одной стороны, она является достаточно динамичной. Удельный вес отдельных видов налоговых поступлений колеблется в значительных пределах. В частности, по налогу на прибыль организаций размах колебаний составляет 12,9% (с 25,5% в 2009 г. до 12,9% в 2013 г.), по акцизам — 6,8% (6,6% в 2009 г. и 13,4% в 2013 г.) и т.п. Значительное влияние на особенности компонентной структуры оказывает рост (или снижение) роли отдельных видов налоговых поступлений, что связано с динамикой их объемов. Наиболее стабильными видами налоговых поступлений (по величине коэффициента вариации) в 2009-2013 гг. были (табл. 2):
— по федеральным налогам и сборам — налог на прибыль организаций (0,08);
— по региональным налогам — налог на имущество организаций (0,21);
— по местным налогам — земельный налог (0,07).
К противоположной группе необходимо отнести соответственно налог на добавленную стоимость и акцизы (0,34 и 0,43), транспортный налог (0,28), налог на имущество физических лиц (0,13).
С другой стороны, в компонентной структуре налоговых поступлений в Республике Дагестан существуют определенные черты стабильности. В частности в целом сохраняется ведущая роль следующих видов налогов: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов и налога на имущество организаций. Удельный вес этой группы в общем объеме налоговых поступлений в 2009 г. составлял 81,8%, в 2010 и 2011 гг. — по 79,9%, в 2012 г. — 79,6%, в 2013 г. — 82,1%, хотя соотношение между составляющими группы существенно изменилось. Основным источником
е
п
0
1
Таблица 1
а §
сг
тз го Е
ГО I
Состав и структура поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации по Республике Дагестан за 2009-2013 гг.
Налог 2009 2010 2011 2012 2013
Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, % Млн руб. Удельный вес, %
Федеральные налоги и сборы
Налог на прибыль организаций 3 604,3 25,5 3 934,3 24,5 3 840,7 21,6 3 697,4 17,2 3 132,8 12,9
Налог на доходы физических лиц 5 573,4 39,4 6 157,9 38,3 6 858,7 38,6 8 820,9 41,1 10 993,2 45,5
Налог на добавленную стоимость 746,8 5,3 854,8 5,3 1 259,6 7,1 1 882,9 8,8 1 584,2 6,6
Акцизы 932,6 6,6 1 246,0 7,7 1 877,1 10,6 2 675,1 12,5 3 228,8 13,4
Налог на добычу полезных ископаемых 413,7 2,9 542,2 3,4 808,2 4,5 793,8 3,7 779,5 3,2
Прочие федеральные налоги и сборы 603,2 4,3 919,5 5,7 745,4 4,2 820,8 3,8 929,8 3,9
Региональные налоги
Налог на имущество организаций 1 459,1 10,3 1 512,0 9,4 1 614,3 9,1 1 879,8 8,8 2 473,1 10,3
Транспортный налог 57,8 0,4 102,4 0,6 85,5 0,5 101,6 0,5 143,7 0,6
Местные налоги
Земельный налог 666,4 4,7 732,1 4,6 604,2 3,4 693,8 3,2 741,3 3,1
Налог на имущество физических лиц 78,6 0,6 85,6 0,5 79,1 0,4 92,1 0,4 111,3 0,5
Всего налоговых доходов 14135,9 100 16 086,8 100 17 772,8 100 21 458,2 100 24117,7 100
а>
О)
СП
ь
0
1
т
Источник: отчетные данные ф. № 1-НМ УФНС России по Республике Дагестан за соответствующие годы.
Таблица 2
Объем налоговых поступлений в Республике Дагестан за 2009-2013 гг.
Вид поступлений Среднегодовая величина налоговых поступлений, млн руб. Среднеквадратическое отклонение, млн руб. Коэффициент вариации
Федеральные налоги и сборы
Налог на прибыль организаций 3 641,9 278,8 0,08
Налог на доходы физических лиц 7 680,8 1 985,3 0,26
Налог на добавленную стоимость 1 265,7 429,1 0,34
Акцизы 1 991,9 858,8 0,43
Налог на добычу полезных ископаемых 667,5 160,2 0,24
Прочие федеральные налоги и сборы 803,7 120,9 0,15
Региональные налоги
Налог на имущество организаций 1 787,7 372,1 0,21
Транспортный налог 98,2 27,9 0,28
Местные налоги
Земельный налог 687,6 49,6 0,07
Налог на имущество физических лиц 89,3 12,0 0,13
ы
м н»
О)
I
м о
Источник: рассчитано автором по данным УФНС России по Республике Дагестан за 2009-2013 гг.
налоговых поступлений в 2013 г. является налог на доходы физических лиц — 45,5%. Второе место занимают акцизы — 13,4%. Удельный вес налога на прибыль организаций составляет 12,9%, а налога на имущество организаций — 10,3%.
Доминирующая роль этих налогов в формировании налоговых доходов подтверждается проведенным корреляционным анализом. Величина коэффициента парной корреляции с общими объемами налоговых поступлений в республике положительная для налога на доходы физических лиц (0,98), акцизов (0,99) и налога на имущество организаций (0,94). Отрицательная — для налога на прибыль организаций (-0,67). Самый меньший показатель коэффициента парной корреляции — по земельному налогу (0,407).
Анализируя компонентную структуру, необходимо отметить, что федеральные налоги и сборы составляют 85,7% в общей структуре налоговых поступлений, а удельный вес региональных и местных налогов значительно ниже, в среднем за 2009-2013 гг. он составил 10,1 и 4,2% соответственно. Среди этих налогов необходимо выделить налог на имущество организаций (9,6%) и земельный налог (3,7%). К налогам с минимальными объемами поступлений относятся налог на добычу полезных ископаемых (3,6%), транспортный налог (0,5%) и налог на имущество физических лиц (0,5%). Такая пропорция несколько отличается от компонентной структуры налоговых поступлений России в целом. Например, по итогам 2013 г. поступления по видам налогов составили:
— налог на добычу полезных ископаемых — 22,8%;
— налог на доходы физических лиц — 22,1%;
— налог на прибыль организаций — 18,4%;
— налог на добавленную стоимость — 17,4%;
— акцизы — 8,4%.
Вторым признаком стабильности компонентной структуры налоговых поступлений в Республике Дагестан является сохранение соотношения между федеральными, региональными и местными налогами и сборами. Удельный вес федеральных налогов и сборов увеличился с 84,0% в 2009 г. до 85,5% в 2013 г. Удельный вес региональных налогов за этот период не претерпел каких-либо заметных изменений (рост всего на 0,2 п.п.), а местных налогов — снизился с 5,3 до 3,6%.
Для изучения структуры явлений используем абсолютные и относительные показатели структурных различий.
В качестве абсолютных показателей структурных различий применимы линейный и квадратичес-кий коэффициенты структурных сдвигов [17].
Как известно, линейный коэффициент отражает
29, 4
среднее изменение структуры Ь = = 2,94.
Для представленных данных это означает, что удельный вес каждого из элементов структуры налоговых поступлений в среднем изменился на 2,94 п.п.
Квадратический коэффициент структурных сдвигов с отражает средний квадрат изменения
/246,76 , пп структуры с = Л——— = 4,97 .
Скорость изменения удельных весов отдельных частей совокупности составляет 4,97 п.п.
Индекс Салаи и коэффициент Гатева — это относительные показатели структурных сдвигов.
Индекс Салаи равен: 1С
0,332 10
= 0,18 . Чем
ближе к нулю значение (0 < I < 1), тем структуры тождественнее. Чем ближе к единице, тем структуры противоположнее.
Судя по значению индекса, можно утверждать, что за рассматриваемый период структура налоговых поступлений по видам налогов не претерпела каких-либо заметных изменений.
Более точным критерием, не зависящим от величины градаций, является коэффициент Гатева:
I,
246,76
= 0, 22 .
\ 5031,4
Результаты, полученные на основе индекса Салаи, незначительно отличаются от результатов, определенных по интегральному показателю Га-тева.
Важным аспектом исследования структуры налоговых поступлений является анализ соотношения прямых и косвенных налогов. В масштабах страны этот аспект анализа системы налогообложения детально рассмотрен в многочисленных публикациях [4, 5, 8, 9, 11-13, 16]. В частности определены ее отличительные особенности в России, рассмотрены основные факторы, которые предопределяют соотношение прямых и косвенных налогов (природно-климатические ресурсы страны, структура производства, жизненный уровень основной массы населения и т.д.). Но, как показали проведенные исследования, на уровне регионов эти факторы значительно различаются [1, 3, 7].
Источник: Официальный сайт ФНС России. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru.
Таблица 3
Состав и структура налоговых поступлений в разрезе прямых и косвенных налогов в Российской Федерации и в Республике Дагестан за 2012-2013 гг.
Вид налогов Российская Федерация, млрд руб. Республика Дагестан, млн руб.
2012 2013 2012 2013
Прямые налоги, всего 7 860,4 8 045,8 16 900,2 19 304,7
В том числе:
— налог на добычу полезных ископаемых 2 459,4 2 575,8 793,8 779,5
— налог на доходы физических лиц 2 260,3 2 497,8 8 820,9 10 993,2
— налог на прибыль 2 355,4 2 071,7 3 697,4 3 132,8
— имущественные налоги 785,3 900,5 3 588,1 4 399,2
Косвенные налоги, всего 2 669,7 2 820,7 4 558,0 4 813,0
В том числе:
— налог на добавленную стоимость 1 886,1 1 868,2 1 882,9 1 584,2
— акцизы 783,6 952,5 2 675,1 3 228,8
Всего 10 530,1 10 866,5 21 458,2 24 117,7
Удельный вес прямых налогов, % 74,6 74,1 78,6 80,0
Удельный вес косвенных налогов, % 25,4 25,9 21,4 20,0
Структура налоговых поступлений в разрезе прямых и косвенных налогов в Российской Федерации в целом не претерпела заметных изменений (табл. 3). Так, если в 2012 г. это соотношение составляло 74,6/25,4%, то в 2013 г. удельный вес прямых налогов уменьшился на 0,5 п.п. и составил 74,1%. В Республике Дагестан соотношение прямых и косвенных налогов в 2012 г. составило 78,6/21,4%, а в 2013 г. удельный вес прямых налогов увеличился на 1,4 п.п. и составил 80,0%.
В общем объеме налоговых поступлений удельный вес прямых налогов в Республике Дагестан в 2012 г. был выше, чем в целом по России, на 4,0 п.п. и достиг 78,6%. В 2013 г. эта дифференциация увеличилась на 5,9 п.п. и составила 80,0% против 74,1% по Российской Федерации. Это является одним из проявлений усиления территориальной дифференциации налоговых процессов в Российской Федерации, которая обусловлена в первую очередь структурой экономики и потребления, а также развитием различных видов предпринимательской деятельности.
Анализ данных табл. 3 свидетельствует, что в республике, в отличие от России в целом, заметны тенденции усиления роли прямых налогов, среди которых заметную роль играют налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Среди косвенных налогов выделяются акцизы, что связано с ростом потребления подакцизных товаров и улучшением качества налогового администрирования этих платежей.
В группе косвенных налогов необходимо отметить две тенденции. Во-первых, снижение роли
налога на добавленную стоимость, как в абсолютном, так и относительном выражении в целом по России и в Республике Дагестан. Удельный вес этого налога за 2012-2013 гг. в России снизился с 17,9 до 17,1%, а в Республике Дагестан — с 8,7 до 6,5%. Во-вторых, прямо противоположная тенденция роста наблюдается по акцизам: по России — с 7,4 до 8,7%, а по Республике Дагестан — с 12,4 до 13,4% за анализируемый период.
Положительную динамику роста поступлений прямых налогов нужно рассматривать как позитивное явление, направленное на усиление регулирующего и стимулирующего потенциала налогов, в том числе и на региональном уровне.
Выбор оптимального соотношения прямых и косвенных налогов зависит от состояния экономики страны на разных этапах социально-экономического развития и обусловлен не только выбранной моделью налоговой политики, но и спецификой межбюджетных отношений, социальных гарантий со стороны государства и т.д. Доктор экономических наук, профессор Д.Г. Черник отмечает, что ни в коем случае нельзя отказываться ни от прямых, ни от косвенных налогов. Но обращаться с ними следует очень аккуратно, как с мощнейшим орудием воздействия на экономические процессы. Соотношение же их на разных этапах развития должно меняться [18].
Оценивая компонентную структуру налоговых поступлений, необходимо учитывать два критерия:
1) соответствие компонентной структуры налоговых доходов общему состоянию экономики региона;
2) плотность взаимосвязи между видами налоговых поступлений.
По мнению автора, наиболее точным методом оценки эффективности налоговой структуры является корреляционный анализ взаимосвязи величины валовой добавленной стоимости (ВДС) и объемов налоговых поступлений в регионе.
Коэффициенты корреляции позволяют сопоставить динамику налоговых поступлений с изменениями величины валовой добавленной стоимости, как одного из наиболее емких показателей уровня социально-экономического развития региона. С помощью корреляционной матрицы определяется плотность взаимосвязи между отдельными видами налоговых поступлений в процессе реализации функционального назначения системы налогообложения — достижения индикативных показателей поступлений налоговых доходов в бюджет, определенных соответствующими законами о бюджете на соответствующий год.
Исходя из полученных результатов расчетов (см. рисунок) можно сформулировать несколько выводов.
Во-первых, существует прямая тесная связь между величиной ВДС и объемами поступлений основных видов налогов — налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых,
налога на имущество организаций. Обратно пропорциональная связь ВДС и налога на прибыль организаций (как отмечалось ранее) связана с постепенным уменьшением поступлений этого вида налога (с 3 604,3 млн руб. в 2009 г. до 3 132,8 млн руб. в 2013 г.), что обусловлено как изменениями налогового законодательства, так и сокращением налогооблагаемой базы по данному налогу.
Во-вторых, наблюдается тесная взаимосвязь основных видов налоговых поступлений между собой: большинство показателей коэффициентов корреляции превышают 0,7 (по налогу на прибыль — с отрицательным знаком).
Анализ налоговых процессов свидетельствует, что структура налоговых поступлений имеет четко выраженный региональный характер. Это выражается в определенных территориальных диспропорциях налоговых поступлений в разрезе городов и административных районов республики, что позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра практики взаимодействия местных органов власти и налоговых администраций, основной задачей которых выступает снижение дотационности местных бюджетов путем эффективного взаимодействия с налоговыми органами.
Важной особенностью налоговых поступлений в административных районах и городах республики является их стабильность. Ежегодные колебания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Всего
1 1,000 -0,662 0,970 0,906 0,998 0,848 0,545 0,923 0,812 0,272 0,838 0,989
2 -0,662 1,000 -0,778 -0,384 -0,662 -0,220 -0,198 -0,861 -0,585 -0,430 -0,820 -0,670
3 0,970 -0,778 1,000 0,818 0,978 0,707 0,609 0,983 0,880 0,468 0,943 0,987
4 0,906 -0,384 0,818 1,000 0,908 0,861 0,414 0,701 0,600 0,133 0,615 0,886
5 0,998 -0,662 0,978 0,908 1,000 0,830 0,578 0,929 0,832 0,326 0,859 0,996
6 0,848 -0,220 0,707 0,861 0,830 1,000 0,459 0,610 0,602 -0,129 0,473 0,797
7 0,545 -0,198 0,609 0,414 0,578 0,459 1,000 0,587 0,896 0,704 0,705 0,638
8 0,923 -0,861 0,983 0,701 0,929 0,610 0,587 1,000 0,883 0,504 0,967 0,943
9 0,812 -0,585 0,880 0,600 0,832 0,602 0,896 0,883 1,000 0,660 0,927 0,874
10 0,272 -0,430 0,468 0,133 0,326 -0,129 0,704 0,504 0,660 1,000 0,707 0,408
11 0,838 -0,820 0,943 0,615 0,859 0,473 0,705 0,967 0,927 0,707 1,000 0,895
Всего 0,989 -0,670 0,987 0,886 0,996 0,797 0,638 0,943 0,874 0,408 0,895 1,000
Источник: рассчитано автором по данным УФНС России по Республике Дагестан (URL: http://www.r05nalog.ru) и Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#).
Корреляционная матрица величины валовой добавленной стоимости (в основных ценах) и объемов налоговых поступлений в Республике Дагестан за 2009-2013 гг.:
1 — валовая добавленная стоимость; 2 — налог на прибыль организаций; 3 — налог на доходы физических лиц; 4 — налог на добавленную стоимость; 5 — акцизы; 6 — налог на добычу полезных ископаемых; 7 — прочие федеральные налоги; 8 — налог на имущество организаций; 9 — транспортный налог; 10 — земельный налог; 11 — налог на имущество физических лиц
объемов налоговых поступлений в этих территориальных единицах (коэффициент вариации составляет соответственно 0,15 и 0,34) обусловили в свою очередь небольшие значения коэффициента вариации административных районов (0,21) и городов (0,10) в общем объеме налоговых поступлений.
Анализируя особенности формирования структуры налоговых доходов в административных районах республики, необходимо отметить незначительные масштабы налоговых поступлений к общему их объему: 5,6% — в 2012 г. и 6,1% — в 2013 г. При этом в городах преобладают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и акцизы, а в административных районах — налог на доходы физических лиц (отчисления), налог на совокупный доход и земельный налог.
Определенные особенности заметны и в структуре налоговых поступлений по городам республики. Львиную долю налоговых доходов формирует г. Махачкала (свыше 85%), где сосредоточены основной промышленный потенциал, средний и малый бизнес, территориальные органы государственной власти и управления и т.д. Наименьший вклад в формирование налоговых доходов вносит г. Южно-Сухокумск (0,16%).
В целом следует отметить, что результаты проведенного анализа могут быть полезны для налоговых органов не только при планировании контрольных мероприятий, но и при прогнозировании налоговых доходов в бюджетную систему с учетом региональных особенностей.
Список литературы
1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Налоги и финансовое право. 2010.№ 4. С. 317-322.
2. Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2007. 336 с.
3. Валиева Д.Г. Межбюджетные трансферты и политика региональных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 50-62.
4. Гашенко И.В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5. С. 49-56.
5. Гашенко И.В. Налоговое законодательство и его влияние на развитие малого и среднего бизнеса // Экономические науки. 2009. № 5. С. 204-211.
6. Гвоздикова А.В., Голищева Л.Е., Краснолуц-кая О.Г. [и др.]. Налогообложение: планирование, анализ, контроль: учеб. пособие /под общ. ред. проф. Л.Е. Голищевой. М.: КноРус, 2009. 272 с.
7. Джурбина Е.М., Фатеев Д.И. Анализ возможностей балансирования финансовых потоков в межбюджетных отношениях регионов СКФО // Управление экономическими системами. URL: http://www.uecs.ru/uecs60-602013/item/2692-2013-12-30-09-54-42.
8. Иловайский С.И. Косвенное налогообложение в теории и практике. Пенза: ПГСХА, 2010. 339 с.
9. Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международный аспекты // Финансы и кредит. 2011. № 3. С. 43-52.
10. Кортьева Т.Ю., АрхипцеваЛ.М. Формирование и реализация налогового потенциала хозяйствующего субъекта как системный процесс // Налоги и налогообложение. 2012. № 6. С. 4-12.
11. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб: Питер, 2006. 496 с.
12. Налоговая политика: теория и практика / под ред. проф. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ, 2010. 518 с.
13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. для бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 680 с.
14. Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.А. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / под ред. Ф.К. Садыгова. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004. 232 с.
15. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. для вузов. 12-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2006. 679 с.
16. Самофалов В.Г. Косвенные налоги и подоходный налог: учебник. СПб: Питер, 2007. 150 с.
17. Сивелькин В.А., Кузнецова В.Е. Статистический анализ структуры социально-экономических процессов и явлений: учеб. пособие. Оренбург: ОГУ, 2002. 99 с.
18. Черник Д.Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2000. 112 с.
Financial analytics: science and experience Taxes and taxation
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
COMPARATIVE ANALYSIS OF COMPONENT-BASED STRUCTURE OF TAX REVENUE IN THE REGIONAL CONTEXT
Vezirkhan K. GIRAEV
Abstract
The article undertakes a study of the composition and structure of tax revenues. The author offers the technique of an analysis of component-based revenue structure in order to determine the relationship between the level of tax revenue and gross added value in a region. The paper gives an estimate of the closeness of the connection between gross added value and income levels of major taxes. The author emphasizes that the obtained results of analysis can be used both in the practice of tax administration and during the tax revenue planning.
Keywords: tax revenues, component analysis, direct taxes, indirect taxes, structure, tax proceeds, correlation matrix
References
1. Balatskii E.V., Ekimova N.A. Finansovaya nesostoyatel'nost' regionov i sovershenstvovanie mezhbyudzhetnykh otnoshenii [Financial insolvency of regions and improvement of inter-budgetary relations]. Nalogi i fmansovoe pravo — Taxes and financial law, 2010, no. 4, pp. 317-322.
2. Borovikova E.V. Nalogovoe i byudzhetnoe planirovanie v sub "ektakh Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh: teoriya i praktika [Tax and budget planning in the constituent entities of the Russian Federation and municipal entities: theory and practice]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2007, 336 p.
3. Valieva D.G. Mezhbyudzhetnye transferty i politika regional'nykh vlastei v usloviyakh vysokoi dotatsionnosti regionov [Inter-budget transfers and the policy of regional authorities in the highly beneficiary regions]. Voprosygosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya — Issues of State and municipal management, 2011, no. 4, pp. 50-62.
4. Gashenko I.V. Genezis sootnoshenii pryamogo i kosvennogo nalogooblozheniya [The genesis of the ratio of direct and indirect taxes]. Ekonomicheskie
nauki — Economic sciences, 2009, no. 5, pp. 49-56.
5. Gashenko I.V. Nalogovoe zakonodatel'stvo i ego vliyanie na razvitie malogo i srednego biznesa [Tax legislation and its influence on the development of small and medium-sized businesses]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2009, no. 5, pp. 204-211.
6. Gvozdikova A.V., Golishcheva L.E., Krasno-lutskaya O.G. et al. Nalogooblozhenie: planirovanie, analiz, kontrol' [Taxation: planning, analysis, control: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 272 p.
7. Dzhurbina E.M., Fateev D.I. Analiz vozmozh-nostei balansirovaniya finansovykh potokov v mezhby-udzhetnykh otnosheniyakh regionov SKFO [Analysis of the possibilities of balance of financial flows in inter-budgetary relations of the regions of the North Caucasus Federal District]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami — Management of economic systems. Available at: http://www.uecs.ru/uecs60-602013/item/2692-2013-12-30-09-54-42. (In Russ.)
8. Ilovaiskii S.I. Kosvennoe nalogooblozhenie v teorii i praktike [Indirect taxation in theory and practice]. Penza, PSAA Publ., 2010, 339 p.
9. Kalinina O.V. Sotsial'naya napravlennost' rossiiskoi nalogovoi sistemy: natsional'nyi i mezhdunar-odnyi aspekty [The social orientation of the Russian tax system: national and international aspects]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2011, no. 3, pp. 43-52.
10. Kort'eva T.Yu., Arkhiptseva L.M. Formirov-anie i realizatsiya nalogovogo potentsiala khozyaistvuy-ushchego sub"ekta kak sistemnyi protsess [Formation and realization of the tax potential of an entity as a system workflow]. Nalogi i nalogooblozhenie — Taxes and taxation, 2012, no. 6, pp. 4-12.
11. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, 496 p.
12. Nalogovaya politika: teoriya i praktika [Tax policy: theory and practice]. Moscow, Yuniti Publ., 2010,518 p.
13. Panskov V.G. Nalogi i nalogooblozhenie : teoriya i praktika [Taxes and taxation: theory and practice: a textbook]. Moscow, Yurait Publ., 2011, 680 p.
14. Paskachev A.B., Sadygov F.K., Mishin V.I., Saakyan R.A. Analiz iplanirovanie nalogovykhpostu-plenii: teoriya i praktika [An analysis and tax revenue planning: theory and practice]. Moscow, Izdatel'stvo ekonomiko-pravovoi literatury Publ., 2004, 232 p.
15. Savitskaya G.V. Ekonomicheskii analiz [Economic analysis: a textbook]. Moscow, Novoe znanie Publ., 2006, 679 p.
16. Samofalov V.G. Kosvennye nalogi ipodokhod-nyi nalog [Indirect taxes and income tax]. St.Petersburg, Piter Publ., 2007, 150 p.
17. Sivel'kin V.A., Kuznetsova V.E. Statisticheskii analiz struktury sotsial 'no-ekonomicheskikh protsessov i yavlenii: ucheb. posobie [Statistical analysis of the
structure of socio-economic processes and phenomena: a textbook]. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2002, 99 p.
18. Chernik D.G. Nalogovaya reforma na rubezhe vekov [Tax reform at the turn of the century]. Moscow, Mezhdunarodnyi tsentr finansovo-ekonomicheskogo razvitiya Publ., 2000, 112 p.
Vezirkhan K. GIRAEV
Dagestan State Technical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]