СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БОЛЬШОГО ОБОРОТА НАЗАД НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
A COMPARATIVE ANALYSIS OF CLASSICAL AND MODERN PERFORMANCE TECHNIQUES OF A LONGSWING ON A HIGH BAR
Ю.В. Шевчук, Н.Г. Сучилин Yu.V. Shevchuk, N.G. Suchilin
Спортивная гимнастика, гимнасты, перекладина, большой оборот классическая техника, современная техника, видеосъемка, программное обеспечение, фазовая структура, сравнительный анализ.
С использованием видеосъемки и современного программного обеспечения определена фазовая структура и биомеханические характеристики классической и современной техники исполнения большого оборота назад на перекладине в исполнении высококвалифицированных гимнастов.
Artistic gymnastics, gymnasts, high bar, longswing, classical technique, modern technique, video recording, software, phase structure, comparative analysis.
The paper defines the phase structure and bio-mechanical characteristics of classical and modern performance techniques of a longswing on a high bar performed by highly skilled gymnasts through video recording and modern software.
Современная техника большого оборота назад на перекладине является одним из базовых элементов современной спортивной гимнастики и широко используется гимнастами высокой квалификации. Однако если структурные различия между современной и классической техниками исполнения данного элемента очевидны, то в количественном плане они разработаны недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо исследовать кинематическую структуру современного большого оборота назад с использованием современных инструментальных методов и сравнить ее с классической. Вышеизложенное обусловливает актуальность настоящего исследования.
Классический большой оборот в спортивной гимнастике в настоящее время широко используется гимнастами младших разрядов в качестве целевого элемента. Высококвалифицированными гимнастами он используется в качестве связующего и подготовительного элемента в связках и комбинациях.
Техника классического способа исполнения большого оборота назад исследована в ряде работ [Укран, 1965; Гавердовский, 1986; Назаров, 1973; Ипполитов, 1969; Евсеев, Халилов, 1984; Сучилин, 1989; Родионенко и др., 2011; Irwin, Kerwin, 2007]. Однако при этом в основном использовались вербальные методы описания и (или) обычные кинокамеры с низкой скоростью съемки (24 кадров/с), что давало большую погрешность измерений вследствие нестабильной лентопротяжки и фиксации пленки в фильмовом канале, а также дисторсий изображения по краям кадра. Прецизионные видеокамеры использовались в работе [Сучилин, 1989].
Цель статьи - провести сравнительный биомеханический анализ классической и современной техники исполнения большого оборота назад на перекладине для создания объективных предпосылок к оптимизации обучения и использования обеих вариантов.
В работе представлены результаты экспериментальных биомеханических исследований технической структуры классической и со-
временной техники исполнения большого оборота назад на перекладине с использованием видеосъемки и программного обеспечения «MaxTrack» и «Tema» для обработки видеоматериалов. Съемки производились в гимнастическом зале Центра спортивной подготовки сборных команд России «Озеро Круглое» видеокамерой «Sony» на контингенте сборной команды России по спортивной гимнастике.
Для анализа техники выбрана плоская механическая модель тела спортсмена, состоящая из четырех звеньев (две руки, туловище вместе с головой, два бедра и две голени вместе со сто-
пами, соединенными идеальными плоскими шарнирами). Опорными точками модели являются проекции на плоскость съемки следующих продольных осей: ось грифа перекладины (она же ось хвата), ось плечевых суставов, ось тазобедренных суставов, ось коленных суставов.
Результаты исследования. На рис. 1 и 2 представлены компьютерные фазовые диаграммы перемещений биомеханических звеньев тела гимнаста и опорных точек его модели при выполнении большого оборота назад на перекладине классическим способом (направление движения - сверху вниз и вверх справа налево).
Рис. 1. Компьютерная фазовая ХY диаграмма перемещений биомеханических звеньев тела гимнаста и опорных точек его модели при выполнении большого оборота назад на перекладине классическим способом (направление движения - сверху вниз и вверх справа налево)
Опорными точками модели являются проекции на плоскость чертежа осей коленных суставов (точка 1), тазобедренных (2), плечевых (3) и точка хвата за перекладину кистями рук.
Ниже представлена современная структура исследуемого движения.
Верхнее вертикальное положение (начало) Т = 0 ms.
Правое горизонтальное положение
Т = 600 ms. Нижнее вертикальное положение
Т = 920 тк. Левое горизонтальное положение
Т = 1200 тк. Верхнее вертикальное положение (конец) Т = 1680 т5.
<С
ш £
С т
0
ь
х
1
w т Е-
U
о.
<
П >>
о ^ 2h 5 °
cu X О О
X
I—
<с
П W С
S
к
Н
и «
Рис. 2. Компьютерная фазовая ХY диаграмма перемещений биомеханических звеньев тела гимнаста и опорных точек его модели при выполнении большого оборота назад на перекладине современным способом (направление движения - сверху вниз и вверх справа налево)
Опорными точками модели являются те же точки, что и на рис. 1. Как видно из рис. 1 и 2, состав фазовой структуры обоих способов (техник) идентичен. Он включает в себя следующие фазы: разгон, замах, хлестообразный бросок, финал. Однако при структурном подобии фазового состава обоих вариантов выполнения большого оборота назад на перекладине технические действия в фазах параметрически существенно различны.
Так, фаза замаха (общее прогибание тела с отведением ног назад и растягиванием передней поверхности мышц, подготавливаемых к мощному сокращению их в последующем броске) при использовании современной техники выполняется позже. Гимнаст, нажимая на перекладину руками, продолжает прогибаться в по-
ясничной области, тогда как при классическом варианте уже начинается хлестообразный бросок с одновременным сгибанием в плечевых и тазобедренных суставах (в последних более выражено). Бросок при современной технике выполняется более поздно, резко и энергично.
В финальной фазе классического варианта техники гимнаст плавно выпрямляется во всех суставах до полностью выпрямленной идеальной стойки на руках. Однако в этой фазе современного варианта техники исполнения гимнасты не выпрямляются в стойку на руках в верхнем положении. Сильно нажимая руками на перекладину, они не проходят положение стойки, а «проскакивают» верхнее вертикальное положение в сильно согнутом в плечевых суставах положении (порядка 90°), разгибаясь под 45°в тазобедренных суставах.
Ниже в таблице представлены данные для классической и современной техники исполне-сравнительного анализа временной структуры ния большого оборота назад на перекладине.
Временные характеристики классической и современной техники исполнения большого оборота назад на перекладине
Положение тела Классическая техника, мс Современная техника, мс
Вертикальное вниз головой (начальное) 0.0 0,0
Горизонтальное справа 0,766 600
Вертикальное внизу 0,1120 920
Горизонтальное слева 0,1400 1200
Вертикальное вниз головой (конечное) 2160 1680
Как видно из таблицы, современная техни- 2. ка исполнения большого оборота назад на перекладине характеризуется меньшим временем исполнения упражнения по сравнению с клас- 3. сической (77,8 %) и, следовательно, большими ускорениями и скоростями, что биомеханически более благоприятно для выполнения сложных соскоков и перелетов.
Современная техника обеспечивает боль- 4. шую максимальную скорость в нижней точке маха и создает более благоприятные скорост- 5. ные и структурные условия для выполнения последующих сложных перелетов и соскоков с перекладины.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. 6.
1. С использованием современных инструментальных методов исследована техническая структура и проведен сравнительный биомеханический анализ классической и современной 7. техники исполнения большого оборота назад на перекладине.
2. Созданы объективные предпосылки для 8. оптимизации обучения и целевого использования обоих технических вариантов в процессе технической подготовки квалифицированных гимнастов.
Библиографический список 9.
1. Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1986. 49 с.
Евсеев С.П., Халилов А.А. Большой оборот назад на брусьях // Гимнастика. М.: ФиС, 1984. Вып. 1. С. 25-26.
Ипполитов Ю.А. Исследование биомеханических характеристик гимнастических упражнений и путей изменения их структуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1969. 21 с.
Назаров В.Т. Упражнения на перекладине. М.: ФиС, 1973. 135 с.
Родионенко А.Ф., Сучилин Н.Г., Шевчук Ю.В. Биомеханические основы спортивной техники // Гимнастика: теория и практика: методическое приложение к журналу «Гимнастика». М.: Советский спорт, 2011. Вып. 2. 96 с. Сучилин Н.Г. Становление и совершенствование технического мастерства в упражнениях прогрессирующей сложности: дис. ... д-ра пед. наук. М. 1989. Укран М.Л. О технической подготовке гимнастов // Теория и практ. физич. культ. 1965. № 9. С. 59-63.
Шевчук Ю.В., Сучилин Н.Г. Качественный педагогико-биомеханический анализ технических ошибок при обучении спортсменов сложным техническим действиям // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2011. № 4 (11). 1654 с. Irwin G., Kerwin D.G. Inter-segmental coordination in progressions for the longswing on high bar // Sports Biomech. 2007. May. № 6 (2). P. 131-144.
<C £
ti pq
0
b X
1 w m EU
CL
<
О ^
О о ^ h о Q
3
ш t-
K О CL W
§
о §
X
%
«
о w :r s
b L
<c n w с
« s
M
H
и
W M