УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Е.Н. Полянская, Д. Дж. Эрназарова
Аннотация. Выбор карьеры является неотъемлемой и очень важной частью становления личности. Интересы, ценности, склонности конкретного человека в отношении его профессии и карьеры отражены в понятии «карьерные ориентации». Карьерные ориентации представляют собой некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, ценности в отношении карьеры.
Сравнительное исследование карьерных ориентаций российских и китайских студентов представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. С одной стороны, проблема карьерных ориентаций китайских студентов является недостаточно освещенной в психологической науке, с другой стороны, ее разработка представляется актуальной в современных условиях развития высшего образования, его интернационализации. Сравнительные исследования карьерных ориентаций представителей разных этносов единичны.
Ключевые слова: карьерные ориентации, китайские студенты, китайцы, карьерные предпочтения, якоря карьеры, карьера, психология карьеры, этнопсихология.
COMPARATIVE ANALYSIS OF CAREER ORIENTATION OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS
E. Polyanskaya, D. Ernazarova
Abstract. Career choice is an integral and very important part of personal development. Interests, values, inclinations in the field of career are reflected in the concept of "career orientations". Career orientations is answer the question about what the person wish to realize choosing and implementing his career, what values he want to realize in career.
The comparative study of career orientations of Russian and Chinese students has great scientific interest in theoretical and applied aspects. On the one hand, the problem of career orientations of Chinese students is insufficiently covered in psychological science, on the other hand, its development is relevant in the modern conditions of development of higher education, its internationalization. Comparative studies of career orientations of representatives of different ethnic groups are isolated.
Keywords: career orientations, Chinese students, Chinese, career preferences, career anchors, career, psychology of career, ethnopsychology.
Выбор карьеры является неотъемлемой и очень важной частью становления личности. Интересы, ценности, склонности конкретного человека в отношении его профессии и карьеры отражены в понятии «карьерные ориентации». Карьерные ориентации представляют собой некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, ценности в отношении карьеры.
Сравнительное исследование карьерных ориентаций российских и китайских студентов представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. С одной стороны, проблема карьерных ориентаций китайских студентов является недостаточно освещенной в психологической науке, с другой стороны, ее разработка представляется актуальной в современных условиях развития высшего образования, его интернационализации.
Сравнительные исследования карьерных ориентаций представителей разных этносов единичны.
Карьера является междисциплинарной проблемой, при этом психологический подход к ее изучению стал развиваться с середины ХХ века с работ Э. Рое (1956), Сьюпера Д. (1957, 1983), Д. Холланда (1963) и др. В отечественной психологии психологические аспекты карьеры рассматривались в рамках вопроса о профессиональном самоопределении.
Значительный вклад в изучение феномена карьеры и профессионального роста был внесен таким учеными, как В.А. Бодров, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Р. Фонарев и др.
Терновской О.П. (2006) составлена классификация основных подходов к изучению
карьеры. Карьера может рассматриваться как внешний процесс, социальная модель продвижения. Здесь представлены подходы, изучающие продвижение по должностной иерархии (Р.Л. Кричевский, Е.Л. Климов и др.), подходы, изучающие общую схему профессионального развития (Д. Сьюпер, Е. Рое, С. Барлей и др.). Карьера может рассматриваться как внутренний процесс реализации личностного потенциала. Данное направление представлено подходами, изучающими личностные различия (Мак Млелланд, Э. Шейн, А.Д. Кибанов, А.С. Гусева и др.), и подходами, изучающими профессионализацию личности (Е.Г. Молл, Н.С. Пряжников и др.).
Уже Э. Рое выделял разные факторы выбора человеком карьеры - ориентацию личности на вид работы и уровень образования (теоретическая - практическая; высокий - низкий) и ориентацию на людей. При этом определяющим фактором считал бессознательную потребность в человеческом тепле и защите от чрезмерного контроля (автор придерживался
психоаналитического подхода). На основе разработанной теории Э. Рое была предложена классификация профессий: офисная работа, наука, технологии, контакты в учреждении, работа с общественностью, услуги, работа на открытом воздухе, искусство (Roe A., 1956).
Д. Сьюпер и Э. Гинзберг сфокусировали внимание на «Я-концепции» индивида, считая сутью профессионального развития реализацию «Я-концепции», когда человек видит себя через призму профессиональной деятельности. Д. Сьюпер подчеркивал, что удовлетворение профессией приходит при реализации собственной «Я-концепции» (Super D., 1957, 1983; Могилевкин Е.А., 2005).
Д. Холланд полагал, что выбор профессии зависит от реализации личностных черт, и выделил шесть типов личности: реалистическая ориентация; интеллектуальная ориентация; социальная ориентация; конвенциональная ориентация; предпринимательская ориентация; ориентация на искусство (Holland J.L., 1968).
Значительный вклад в изучение психологии профессионального становления и карьеры внес Э. Шейн, которым было разработано восемь «карьерных якорей» - основных профессиональных ценностей работников (Shein E., 1990, 1996).
1) Ориентация на самореализацию в определенной профессии - «профессиональная компетентность».
2) Стремление сотрудника к общему руководству и контролю остальных -«менеджмент».
3) Значимость свободы, самостоятельности и независимости в работе - «автономия».
4) Желание стабильности, потребность в безопасности - «стабильность» (работы и места жительства).
5) Стремление разрабатывать новые проекты, создавать свое дело, организацию, новаторское видение дела -«предпринимательство».
6) Желание помогать другим, быть полезным - «служение».
7) Интерес к работе, требующей «испытания сил в чистом виде» - «вызов».
8) Важность сохранять баланс между работой и личной жизнью - «стиль жизни».
В современных исследованиях карьерная ориентация стала рассматриваться как элемент профессиональной «Я-концепции», смысловая диспозиция, отражающая приоритетное направление профессионального продвижения, которое имеет для субъекта устойчивый жизненный смысл. Участвуя в процессах смыслообразования карьерная ориентация порождает личностные смыслы
профессионального продвижения и установку работать по специальности. Основными видами карьерной ориентации студентов являются вертикальная (стремление к продвижению в социально-профессиональной иерархии) и горизонтальная (стремление к профессионально-личностному росту,
мастерству) ориентации. Критерием выделения последних выступает ценностный вектор продвижения в социально-профессиональной сфере (Жданович А.А., 2008). Отечественными авторами В.А. Чикер, Л.Г. Почебут понятие «карьерные ориентации» соотносятся с устойчивыми потребностями, влияющими на
профессиональный жизненный путь человека, отношение человека к целям жизни, средствам их удовлетворения. Авторы определяют карьерные ориентации как ценностные ориентации в карьере, которыми субъект руководствуется, выбирая, определяя и моделируя свой профессиональный и в целом жизненный путь (Почебут Л.Г., Чикер В.А., 2000). Карьерные ориентации служат внутренним источником карьерных целей человека, выражая личностные смыслы в области работы, определяя направления личностного роста, саморазвитие, способы их реализации.
Выделяются вертикальная карьерная ориентация как стремление к продвижению по социально-профессиональной иерархической лестнице, а также горизонтальная карьерная ориентация как стремление к профессиональному и личностному росту, достижению мастерства. Интересно, что горизонтальная карьерная ориентация положительно морально оценивается в разных культурах и концепциях, в отличие от вертикальной карьерной ориентации, которая может оцениваться положительно или отрицательно в зависимости от культурного контекста, и дифференцируется под влиянием преобладающих стратегий поведения (Жданович А.А., 2015).
Анализ исследований, проводимых в последние годы и посвященных проблемам карьерных и ценностных ориентаций студентов показывает кризис в области развития профессиональной ориентации современной молодежи. В обзорной статье Полянская Е.Н. (2014) обобщает результаты исследований карьерных ориентаций - в большинстве выборок студентов оказываются наименее значимыми ориентации на профессиональное мастерство, стремление к самореализации в выбранной профессии. Вместе с тем современные российские студенты отличаются деловитостью, прагматизмом, направленностью в первую очередь на дело, однако они переживают противоречие: хорошая работа желаемая ценность, но при этом представляется труднодостижимой. При этом для них не столь значимо то, чтобы работа была интересной. В целом их карьерные ориентации отличаются малой осознанностью, противоречивостью (Полянская Е.Н., 2014; Богуславская Д.Г., Полянская Е.Н., 2015).
Следует отметить, что студенческий возраст -это возраст формирования карьерных ориентаций, которые характеризуются еще недостаточной осознанностью, отражают социально-экономическое состояние общества и зависят от направленности, периода профессиональной подготовки. Низкая осознанность карьерных ориентаций, неопределенность профессионального будущего может негативно влиять на формирование психологического благополучия студентов, снижать их удовлетворенность жизнью, в то время как ориентация на реализацию в карьере, предпринимательство, характерные для волевых, активных создают предпосылки для удовлетворенности жизнью студентами (Полянская Е.Н., 2014).
На карьерные ориентации студентов оказывает влияние ряд факторов: этап обучения, направленность обучения и специальность, этническая принадлежность, гендер и др. Говоря об этапах обучения, для первого курса характерен процесс адаптации к обучению в вузе; на 2 - 3 году обучения возникает некий кризис, разочарование в выбранной профессии, снижение учебной мотивации; на последнем курсе актуально определение дальнейшего
профессионального пути (Жданова С.П., 2007). На первом курсе студенты оказываются более профессионально-ориентированными, что,
видимо, отражает ситуацию совершившегося выбора специальности и оптимистичной готовности самореализации в ней. У выпускников, по сравнению с другими курсами, отмечается повышение значимости такого профессионального выбора как
предпринимательство (Полянская Е.Н., 2014). С другой стороны, в студенческом возрасте развиваются такие волевые и нравственные свойства личности как чувство долга, ответственность, настойчивость,
самостоятельность, а также самосознание и рефлексия, что служит благоприятными факторами для формирования жизненных планов, построения иерархии ценностей, соотнесения их с общественными интересами. Известно, что студенческий возраст является сензитивным для формирования идеалов, мировоззрения, ценностей.
Одним из направлений исследований карьерных ориентаций стало изучение их этнопсихологических аспектов. В большей степени таковые исследования встречаются в англоязычной литературе, в отечественной психологии данное направление представлено единичными работами (Полянская Е.Н., 2015, 2016; Щелокова Е.Н., 2014). В работе Щелоковой Е.Г. проводится сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов российских и британских вузов, выявлены кросс-культурные различия в карьерных предпочтения и в ценностно-смысловом аспекте карьерной направленности. Если у российских студентов карьерная успешность ассоциировалась, в первую очередь, с высокой руководящей должностью, то британские студенты, в большей степени, ориентированы на профессиональное развитие. Важно раскрыть смысл данных выборов и смысл ценностей. Так, профессиональное развитие у британских студентов связывалось с ценностями «материальное положение», «сохранение индивидуальности», а карьерный вектор «вверх»
- с ценностями «взаимоотношения», «саморазвитие», «духовное удовлетворение», «престиж». Очевидно, что подобные связи могут быть объяснены особенностями экономической и социокультурной жизни разных стран, особенностями рынка труда.
Нами было проведено эмпирическое исследование с целью сравнительного анализа карьерных ориентаций российских и китайских студентов.
Таблица 1. - Карьерные ориентации российских и
В процессе исследования использовалась методика «Якоря карьеры» Э. Шейна, адаптированная Почебут Л.Г., Чикер В.А. (2000). Выборку составили 144 студента Российского университета дружбы народов в возрасте 20 - 24 лет. Из них 68 российских студентов (30 юношей и 38 девушек) и 76 китайских студентов (42 юноши и 34 девушки).
Рассмотрим результаты тестирования студентов по методике Э. Шейна, которые представлены в таблице 1.
ских студентов
Карьерные ориентации Российские студенты Китайские студенты Статистика и Манна-Уитни Асимпт. знч. (двухсторонняя)
средний ранг место средний ранг место
Профессиональная компетентность 63,92 8 80,18 2 2000,500 ,019
Менеджмент 82,29 2 63,74 8 1918,000 ,008
Автономия 79,59 3 66,16 7 2102,000 ,053
Стабильность работы 85,53 1 60,84 9 1698,000 ,000
Стабильность места жительства 58,71 9 84,84 1 1646,500 ,000
Служение 73,80 4 71,34 6 2495,500 ,723
Вызов 72,45 6 72,55 4 2580,500 ,989
Интеграция стилей жизни 71,17 7 73,69 3 2493,500 ,717
Предпринимательство 72,64 5 72,38 5 2574,500 ,970
Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия при р > 0,01.
Проранжировав выборы российских студентов, нами выделена иерархия их карьерных предпочтений:
1. Стабильность работы;
2. Менеджмент;
3. Автономия;
4. Служение;
5. Предпринимательство;
6. Вызов;
7. Интеграция стилей жизни;
8. Профессиональная компетентность;
9. Стабильность места жительства.
Результаты свидетельствую о том, что
главным для российских студентов является ориентация на стабильность - они предпочтут работать в надежной организации, которая обеспечит им долгосрочную работу и контракт, социальный пакет. Данный выбор отражает потребность в безопасности, защищенности. Сотрудники с данной карьерной ориентацией предпочитают ответственность за их карьерное продвижение переложить на работодателя.
Вместе с тем наименее значимым для них является стабильность места жительства. Российские студенты готовы совершать какие угодно географические перемещения ради работы, не переживая, что они «отрываются от корней», дома, привычного круга.
Значимой карьерной ориентацией для них является менеджмент. Они склонны видеть цель карьеры в достижении должности, при которой смогут управлять различными сторонами организации, ориентированы на сплочение усилий других сотрудников, высокий социальный статус, руководство.
На третьем месте по значимости для российских студентов находится ориентация на автономию в работе. Данная ориентация связана с нежеланием подчиняться правилам, предписаниям, ограничениям организации (рабочее место, время, дресс-код). Такое положение данной карьерной ориентации может быть связано с возрастными особенностями студентов, их стремлением к свободе.
Достаточно важна для российских студентов и идея служения. Они хотели бы заниматься таким видом деятельности, который бы позволил принести пользу другим людям, обществу, желают сделать мир лучше. Данная карьерная ориентация свидетельствует о важности нравственных идеалов для российский молодежи.
В средней степени студенты ориентированы на предпринимательство как необходимость создать что-то новое, свое дело, вложить в него душу с полной готовностью пойти на риск ради этого. Студенты еще не задумываются об открытии своего дела.
Еще менее значим для них вызов - студенты не слишком стремятся конкурировать, бороться, решать трудные задачи, находя в этом ценность.
Несколько неожиданно для нас оказалось, что российские студенты мало ориентированы на интеграцию стилей жизни. Иначе говоря, для них не так важен баланс разных сфер жизни без доминирования какой-либо одной над другой.
Ожидаемо, что профессиональная компетентность в последние годы так и остается малозначимой карьерной ориентацией для российских студентов. Данная тенденция прослеживается во всех российских исследованиях 2000-х годов, проводимых на студенческой выборке. На наш взгляд, данная ситуация свидетельствует о сложном и нестабильном российском рынке труда, когда многие студенты вынуждены искать работу не по специальности, готовы менять профессию.
У китайских студентов мы наблюдаем буквально противоположные выборы и иерархию карьерных предпочтений. В отличие от российских студентов на 1 месте у них отмечается стабильность места жительства. Китайские студенты объединяют себя с местом своего жительства, не желая покидать его ради своей карьеры. Если организация потребует его переехать в другой регион, то такому сотруднику будет трудно принять такое решение, он предпочтет остаться на привычном месте. Подобный выбор может отражать их стремление «пускать корни», тесную связь с семьей и родственниками, высокую значимость жизни в своем регионе, среди «своих». Следует отметить, что даже приезжая учиться в Россию, китайские студенты являются очень сплоченной, достаточно закрытой этнической группой.
Также, в отличие от российских студентов, китайские студенты ориентированы, в первую очередь, на профессиональную компетентность. Люди с такой установкой хотят быть знатоками своего дела, стремятся к успеху в
профессиональной сфере. Они ищут признания своего таланта и мастерства, проявление его заслуг в социальном статусе. Управленческая должность не представляет для них особого интереса. Люди данной категории могут отвергать работу администратора, а само управление расценивают как момент принятия компетентных решений. Данная карьерная направленность связывается с наличием у человека склонностей к определенной сфере (научные исследования, техническое
проектирование, финансовый анализ и т.д.).
Для китайских студентов характерно стремление к интеграции стилей жизни. Они не хотят, чтобы в ней доминировала или работа, или семья, или хобби - им важен баланс разных жизненных сфер.
Достаточно важна для них карьерная ориентация на вызов. В работе им необходима конкуренция, они стремятся решать трудновыполнимые задачи, преодолевать препятствия. В жизни такие люди склонны все рассматривать с позиции «или выиграл, или проиграл», поэтому всегда стараются бросать вызов обстоятельствам. Слишком простая работа не представляет для них интерес, такие люди нацелены на сложную «игру», на борьбу. Подобный выбор требует понимания его смыслового содержания для китайских студентов. Мы не исключаем возможности, что выборы китайских студентов могут отражать социально желательные ценности в их культуре, либо стремление соответствовать предполагаемым ими ожиданиям со стороны других лиц.
Предпринимательство играет не последнюю роль в выборах китайских студентов. Это отражает их готовность идти на риск, стремление создать свое дело, «свое детище». Они готовы преодолевать препятствия для достижения желаемого результата. Это необязательно свидетельствует о творческом уклоне личности, главным здесь является желание создать собственную организацию, вложить всю душу в свою концепцию.
Идея служения для них оказывается менее значимой. Для китайских студентов не очень характерно быть нацеленными на работу с людьми, руководствоваться желанием сделать мир лучше, а людей счастливей.
Наименьшее значение для китайских студентов имеет профессиональная
направленность на автономию, менеджмент и стабильность работы. Для них не характерно желание все делать по-своему, самому решать, когда и с чем ему работать. Наоборот, они
стремятся подчиняться правилам и ограничениям компании, соблюдать предписания организации относительно места и времени работы, дресс-кода. Они не стремятся к руководящей работе, предполагающей объединение усилий других людей, полноту ответственности за конечный итог и соединение различных работ организации. Самой малозначимой для китайских студентов оказывается установка на поиск работы в компании с хорошей репутацией, обеспечивающей долгосрочный контракт с сотрудником. К сожалению, мы не располагаем данными о специфике рынка труда в Китае. Возможно, решающим фактором для успешного профессионального пути в Китае может быть уровень профессионального мастерства, наличие связей, достаточно хорошие возможности для развития собственного бизнеса.
Использование критерия Манна-Уитни позволило выявить значимые различия в карьерных ориентациях российских и китайских студентов. Они оказывались существенными в отношении карьерных ориентаций на «стабильность места жительства», которая доминирует у китайских обучающихся, у российских является наименее значимой. То же самое касается выбора профессиональной компетентности. Менеджмент и стабильность работы высоко ценятся российскими
студентами, в то время как для китайских студентов данные ориентации наименее значимы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Исследование показывает радикальные различия в карьерных ориентациях российских и китайских студентов. В группе российских студентов преобладают выборы стабильного места работы, а также они проявляют высокий интерес к руководящей деятельности, возможности организовывать работу других людей, иметь высокий социальный статус, что для китайских студентов малозначимо. Для последних особенно важна стабильность места жительства, привязанность к своему региону, «корням», а также профессиональная компетентность, желание реализоваться в определенной профессиональной области - что незначимо для студентов из России.
Определенное сходство карьерных ориентаций студентов из России и Китая наблюдается в среднем уровне выраженности предпочтений всех остальных «якорей карьеры».
Мы полностью разделяем точку зрения Щелоковой Е.Г. (2014) о важности раскрытия смысла данных выборов и того, что глубинное их понимание доступно, скорее, представителям культур. Вместе с тем подобные исследования представляют большой научный интерес.
1. Богуславская Д.Г., Полянская Е.Н. Ценностные ориентации современных студентов: теоретический обзор / Д.Г. Богуславская, Е.Н. Полянская // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых / Материалы межвузовских психолого-педагогических чтений, г. Москва, 23 апреля 2015г. - М.: РУДН, 2015. -С. 151-157.
2. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Жданович. - М., 2008.
3. Жданова С.П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.П. Жданова. -Томск, 2007. - 252 с.
4. Могилёвкин Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала. - Владивосток: Изд-во-ВГУЭС, 2005.
5. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи / Е.Н. Полянская // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал), 2014, №2.
6. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации греческих студентов: сборник научных трудов / Е.Н. Полянская // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире / II Международная научно-практической конференция, Москва, РУДН, 2324 апреля 2015 г. - М.: РУДН, 2015. - С. 280-286.
7. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: учебное пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 с.
8. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. псих. наук / О.П. Терновская. - М., 2006. - 19 с.
9. Щелокова Е.Н., Щелокова Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Е.Н. Щелокова, Е.Г. Щелокова. - Ярославль, 2012. - 25 с.
10. Holland J.L. Holland Y.L. Explorations of a theory о!" vocational choice // J. Appl. Psychol., 1968.
11. Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956.
12. Schein E.H. Career Anchors (Discovering Your Real Values). San Francisco. 1990. - URL: https://rapidbi.com/careeranchors/
13. Schein E.H. Career anchors revisited: implications for career development in the 21st century // The Academy of Management Executive (1993-2005). Vol. 10. № 4. Careers in the 21st Century (Nov., 1996). URL:
http://www.jstor.org/discover/10.2307/4165355?uid=37389 36&uid=2&uid=4&sid=21101970543943
14. Super D.E. et al. Vocational Development: A Framework of Research. - New York, 1957.
15. Super D.E. Synthesis: Oz it distillation // Personnel and Guidance Journal, 1983, vol.61.P.508-512.
Сведения об авторах:
Полянская Екатерина Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, e-mail: polyanskayae@mail.ru
Эрназарова Дилдар Джоракулиевна (г. Москва, Россия), аспирант, Российский университет дружбы народов, e-mail: dildar212@gmail.com
Data about the authors:
E. Polyanskaya (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and Pedagogy, Pirogov Russian National Research Medical University, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, RUDN University, e-mail: polyanskayae@mail. ru
D. Ernazarova (Moscow, Russia), graduate student, RUDN University, e-mail: dildar212@gmail.com
Статья поступила в редакцию 24.10.2019 19.00.07 - Педагогическая психология