В результате при строительстве судов для внутреннего рынка рост стоимости судна может составлять порядка 10%. Тогда как при постройке судна на экспорт пошлины на ввоз комплектующих не взимаются. В итоге суда российского производства обходятся российским же пароходствам на 10% дороже, чем зарубежным. И если российский судовладелец импортирует судно и ставит его на учет в Российский морской судовой реестр, то это судно также не облагается пошлинами.
- Кредиты и субсидии. Судостроение - отрасль, требующая больших капиталовложений, окупаемость которых растянута на длительный период. Именно поэтому в мире принята практика, когда строительство судов ведется с использованием банковских кредитов с последующей их выплатой за счет получаемого от эксплуатации судна дохода. В России отлаженной системы кредитования в сфере судостроения не существует.
- Технологическая отсталость. На судостроительных предприятиях проблема заключается не в том, что оборудование выработало свой ресурс - благодаря ремонтам оно поддерживается в рабочем состоянии. Проблема заключается в том, что это оборудование устарело морально. Из-за отсталой материально-технической базы российские судостроители существенно проигрывают мировым лидерам судостроения по трудоемкости постройки судов.
- Руководство предприятий, как правило, рассматривает отдельные узкие проблемы и не видит ситуации в смежных отраслях, влияющих на работу судоремонтной и судостроительной промышленности, хотя они требуют комплексного рассмотрения и решения [3].
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в условиях жесткой конкуренции на рынке судостроению не обойтись без внедрения передовых технологий и современного технологического оборудования с целью повышения эффективности производства.
Литература
1. Развитие судостроения на 2013-2030 годы: тезисы Государственной программы Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ ministry/fcp/ (дата обращения: 25.02.2016).
2. Глазьев С. Ю. Вопросы экономики // О стратегии экономического развития России. - 2007. - №5. - С.30-32.
3. Судостроение в России: проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс]: [2010]. - URL: http://www.raexpert.ru/researches/river_shipbuilding/part2/ (дата обращения: 01.03.2016).
Сравнительный анализ кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена и кабелей с бумажно-пропитанной изоляцией
Якупова П. И.
Якупова Полина Ильдаровна / Yakupova Polina Ildarovna - студент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г.Уфа
Аннотация: приводится сравнение кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена и кабелей с бумажно-пропитанной изоляцией. Рассматриваются особенности производства СПЭ-кабелей.
Abstract: the cables with XLPE insulation and cables with paper-impregnated insulation are compares. Especially the production of XLPE cables are considered.
Ключевые слова: кабель, изоляция, кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена, пероксид, долговечность.
Keywords: cable, insulation, XLPE-cable, peroxide, durability.
В настоящее время отечественные электрические сети испытывают потребность в широком внедрении кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ), поскольку подавляющее большинство применяемых в России и странах СНГ кабелей - с пропитанной бумажной изоляцией, а их конструкция уже давно не претерпевала существенных изменений.
Но, к сожалению, в России нет ни одного производителя полиэтилена высокого качества в такой мере, в которой это нужно при изготовлении силовых кабелей, поэтому 100 % сырья для кабелей и муфт привозится из-за границы. К тому же кабели с изоляцией из СПЭ совсем недешёвые, и их стоимость в ряде случаев в полтора—два раза превосходит кабели с БМИ, но, как показывает сравнительный анализ этих видов кабелей, надёжность и долговечность должны быть гораздо важнее цены [1, с. 132].
Большинство применяемых в России маслонаполненных кабелей с бумажной пропитанной изоляцией (рисунок 1,а) имеет ряд существенных недостатков: высокая повреждаемость, ограничения по нагрузочной способности, ограничения по разности уровней прокладки, низкая технологичность монтажа муфт [3, с. 48].
Рис. 1а. МНК 1 - токоведущая жила; 2 - изоляция; 3 - оболочка кабеля; 4 - стальная труба; 5 - защитные покровы трубы
Рис. 1б. СПЭ 1 - Токоведущая жила; 2, 4 - Внутренний и внешний экраны; 3 - СПЭ-изоляция; 5 - Слой обмотки электропроводящей полимерной лентой или бумагой; 6 - Экран из медных проволок; 7 - Медная лента; 8 - Алюмополимерная лента для кабелей; 9 - Наружная оболочка из полиэтилена, ПВХ пластиката
Особенностями же кабельных линий с изоляцией из шитого полиэтилена (рисунок 1,б) является соответствие международному стандарту качества, а также явные преимущества перед кабелями с бумажной пропитанной изоляцией: большая пропускная способность за счет более высокой температуры нагрева жил при эксплуатации в режиме перегрузки и короткого замыкания, возможность прокладки на трассах с неограниченной разностью уровней, меньший вес и допустимый радиус изгиба, что облегчает прокладку кабелей на сложных трассах, большие строительные длины, отсутствие жидких диэлектриков в изоляции, устраняет неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Температура окружающей среды при эксплуатации кабеля может составлять от +50 до -50 °С. Срок службы не менее 30 лет [2, с. 94].
При производстве кабелей используется пероксидная сшивка, происходящая при помощи пероксидов в среде нейтрального газа при температуре 300-400 °С и давлении 20 атм. [4, а 47]. После «сшивания» у полиэтилена наблюдаются: повышенная устойчивость к температуре и давлению, снижение температуры хрупкости и увеличение стойкости к растрескиванию под напряжением, способность восстанавливать форму после деформирования; долговечность. Основные различия в характеристиках кабелей сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительные характеристики МНК и СПЭ-кабелей
Характеристики кабелей СПЭ-кабель МНК-кабель
Длительно допустимая температура жилы, °С 90 85
Допустимая температура в аварийном режиме, °С 130 90
Максимально допустимая температура жилы при протекании !КЗ, °С 250 200
Допустимая плотность 1 -секундного тока !КЗ, А/мм2 для медной жилы для алюминиевой жилы 144 93 101 67
Относительная диэлектрическая проницаемость 8 при 20°С 2,4 3,3
tgф при 20°С 0,001 0,004
Таким образом, кабели с СПЭ изоляцией по многим параметрам превосходят кабели с бумажной изоляцией, поэтому их применение позволяет решить многие назревшие проблемы по надежности электроснабжения, упрощения и оптимизации схемы сети, снижению расходов на реконструкцию и эксплуатацию кабельных линий.
Литература
1. Белорусов Н. И., Саакян А. Е., Яковлева А. И. Электрические кабели, провода и шнуры. Справочник. 5-е издание переработанное и дополненное. М.: Энергоатомиздат, 1987. 170 с.
2. Городецюм С. С., Лакертк Р. М. Испытание кабелей и проводов. М.: Энергия, 1971. 272 с.
3. Ларине Э. Т. Силовые кабели и высоковольтные кабельные линии. М.: Энергоатомиздат, 1984. 368 с.
4. Стерхов В. Кабели 10 кВ с изоляцией из сшитого полиэтилена: так ли важна технология сшивки? // Новости электротехники. 2003. № 6. С. 43-47.