Научная статья на тему 'Сравнительный анализ и возможность гармонизации отечественных и международных подходов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников'

Сравнительный анализ и возможность гармонизации отечественных и международных подходов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
987
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЖЕНЩИНЫ-РАБОТНИЦЫ / HARMONIZATION / LEGAL DOCUMENT / REPRODUCTIVE HEALTH / FEMALE WORKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивочалова О. В., Голованева Галина Владимировна, Фесенко М. А., Денисов Э. И., Морозова Т. В.

В статье приведены результаты оценки и сравнительного анализа отечественных и международных документов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников Конвенции и Рекомендации МОТ, Директивы ЕС (89/391/ЕЕС) 1989, (92/85/ ЕЕ, 1992; Конституция РФ, Трудовой и Семейный кодексы РФ, ФЗ № 323н и др. Установлено, что по большинству позиций, прописанных в международных документах, российские требования к охране здоровья и безопасности труда женщин-работниц соблюдены и регламентируются нормативными правовыми документами по данной проблеме. Недостатком Российского законодательства является разрозненность ряда положений по охране труда и здоровья беременных работниц в различных законодательных документах, что не дает полного представления о значимости и объеме мероприятий по защите от профессиональных рисков беременных, недавно родивших и кормящих женщин-работниц и затрудняет их использование в целом. Целесообразна разработка отдельного законодательного документа «Федеральный закон о безопасности и охране здоровья беременных женщин-работниц», который объединил бы все имеющиеся в российских законодательных документах статьи по охране труда и здоровья беременных работниц и включил отсутствующие в российском законодательстве нормы по оценке риска для репродуктивного здоровья работников и здоровья потомства. Существует необходимость и имеются предпосылки для пересмотра и/или внесения изменений и дополнений в действующие документы по охране репродуктивного здоровья работников на основе новой идеологии. Перечень их представлен в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сивочалова О. В., Голованева Галина Владимировна, Фесенко М. А., Денисов Э. И., Морозова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis and possibility of harmonizing national and international approaches to issues of reproductive health care of workers

The article presents results of assessment and comparative analysis of such national and international documents concerning issues of reproductive health care of workers as Conventions and Guidelines ofILO, Directives of EU (89/391/EEC 1989, 92/85/EE 1992), constitution of the Russian Federation, Labor and Family Codes of the Russian Federation, Federal Law № 323n, etc. It is established that by most positions detailed in international documents the Russian requirements to health care and labor safety of female workers are observed and are regulated by standard legal acts concerning this issue. The shortcoming of the Russian legislation is number of uncoordinated positions of labor and health care of pregnant female workers in various legal documents. This situation gives no complete notion of significance and amount of activities concerning defense against occupational risks provided to pregnant, recently delivered and breast-feeding female workers. The implementation of these activities is also impeded. It is appropriate to develop a separate legal document “The Federal law on safety and health care of pregnant female workers ” consolidating all articles on labor and health care of pregnant female workers present in Russian legal documents and including standards of evaluation of risks for reproductive health of workers and posterity health presently absent in Russian legislation. There are both necessity and prerequisites for revising and/or inclusion of alterations and complements into current documents on reproductive health care of workers on the basis of new ideology. The listing is present in article.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ и возможность гармонизации отечественных и международных подходов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:331.4-055.26

СИВОЧАЛОВА О.В.', ГОЛОВАНЕВА Г.В.1, ФЕСЕНКОМ.А.1, ДЕНИСОВ Э.И.1, МОРОЗОВА Т.В12, ФЕДОРОВА Е.В.13

Сравнительный анализ и возможность гармонизации отечественных и международных подходов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников

1ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда», 105275, г. Москва; 2ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова» Минздрава России, 119048, г. Москва; 3ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», 111250, г. Москва

В статье приведены результаты оценки и сравнительного анализа отечественных и международных документов по вопросам охраны репродуктивного здоровья работников — Конвенции и Рекомендации МОТ, Директивы ЕС (89/391/ЕЕС) 1989, (92/85/ ЕЕ, 1992; Конституция РФ, Трудовой и Семейный кодексы РФ, ФЗ № 323н и др. Установлено, что по большинству позиций, прописанных в международных документах, российские требования к охране здоровья и безопасности труда женщин-работниц соблюдены и регламентируются нормативными правовыми документами по данной проблеме. Недостатком Российского законодательства является разрозненность ряда положений по охране труда и здоровья беременных работниц в различных законодательных документах, что не дает полного представления о значимости и объеме мероприятий по защите от профессиональных рисков беременных, недавно родивших и кормящих женщин-работниц и затрудняет их использование в целом. Целесообразна разработка отдельного законодательного документа — «Федеральный закон о безопасности и охране здоровья беременных женщин-работниц», который объединил бы все имеющиеся в российских законодательных документах статьи по охране труда и здоровья беременных работниц и включил отсутствующие в российском законодательстве нормы по оценке риска для репродуктивного здоровья работников и здоровья потомства. Существует необходимость и имеются предпосылки для пересмотра и/или внесения изменений и дополнений в действующие документы по охране репродуктивного здоровья работников на основе новой идеологии. Перечень их представлен в статье.

Ключевые слова: гармонизация; законодательные документы; репродуктивное здоровье; охрана здоровья; женщины-работницы.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (5): 23—27.

Sivochalova O.V.1, Golovaneva G.V.1, Fesenko M.A.1, Denisov E.I.1, Morozova T. V.1,2, Fedorova E.V.1,3

THE COMPARATIVE ANALYSIS AND POSSIBILITY OF HARMONIZING NATIONAL AND INTERNATIONAL APPROACHES TO ISSUES OF REPRODUCTIVE HEALTH

CARE OF WORKERS

1The research institute of occupational medicine, Moscow, Russia; 2The I.M. Sechenov first Moscow state medical university, Moscow, Russia; 3The National research university "Moscow Power Engineering Institute", Moscow, Russia

The article presents results of assessment and comparative analysis of such national and international documents concerning issues of reproductive health care of workers as Conventions and Guidelines of ILO, Directives of EU (89/391/EEC 1989, 92/85/EE 1992), constitution of the Russian Federation, Labor and Family Codes of the Russian Federation, Federal Law № 323n, etc. It is established that by most positions detailed in international documents the Russian requirements to health care and labor safety of female workers are observed and are regulated by standard legal acts concerning this issue. The shortcoming of the Russian legislation is number of uncoordinated positions of labor and health care of pregnant female workers in various legal documents. This situation gives no complete notion of significance and amount of activities concerning defense against occupational risks provided to pregnant, recently delivered and breast-feeding female workers. The implementation of these activities is also impeded. It is appropriate to develop a separate legal document — "The Federal law on safety and health care of pregnant female workers " consolidating all articles on labor and health care of pregnant female workers present in Russian legal documents and including standards of evaluation of risks for reproductive health of workers and posterity health presently absent in Russian legislation. There are both necessity and prerequisites for revising and/or inclusion of alterations and complements into current documents on reproductive health care of workers on the basis of new ideology. The listing is present in article.

Key words: harmonization; legal document; reproductive health; female worker.

Received 13.04.15

For correspondence: Galina Golovaneva , MD, PhD, DSc; e-mail: [email protected] Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(5): 23—27. (In Russ.)

Введение

Одной из важнейших составляющих общего здоровья населения является репродуктивное здоровье (РЗ). Право на его охрану связано с особой, социально-биоло-

гической функцией человека - функцией деторождения. В первой Глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области репродуктивного здоровья, принятой 57-й сессией Всемирной ассамблеи

Для корреспонденции: Голованева Галина Владимировна, д-р мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. профилактики нарушений репродуктивного здоровья работников; e-mail: [email protected]

здравоохранения (2004 г.), сказано, что репродуктивное и сексуальное здоровье имеет фундаментальное значение для отдельных лиц, супружеских пар и семей, а также для социально-экономического развития общин и наций [1]. Проблема сохранения и укрепления РЗ населения, включая безопасность на работе, определяет уровень воспроизводства здорового населения, демографическую картину страны и трудовой потенциал страны в будущем.

Исходя из этого проблемы охрана РЗ населения выходят за рамки компетенции системы здравоохранения, приобретают характер первостепенных задач социальной политики и требуют государственной поддержки, что определено в основных положениях ФЗ № 323 [2].

В начале ХХ1 века расширилось сотрудничество государств и усилились интегративные процессы, что предъявило повышенные требования к совместимости их правовых актов. Все сказанное подтверждает актуальность пересмотра, систематизации, координации и гармонизации нормативных правовых актов по охране репродуктивного здоровья (в том числе и по ограничению применения труда женщин на работах с опасными и (или) вредными условиями), действующих в нашей стране, с международными правовыми документами.

Материалы и методы

Материалами послужили нормативные правовые документы, определяющие в нашей стране право населения на охрану здоровья на основе Конституции Российской Федерации [3]: федеральные законы № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [4], Трудовой кодекс Российской Федерации [5], Семейный кодекс Российской Федерации [6], Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [7] и другие законодательные и нормативные акты.

Цель работы — изучение возможности гармонизации отечественных нормативных правовых документов в области охраны РЗ работников с международными требованиями для единого понимания и разработки целевой профилактики, направленной на сохранение и укрепление здоровья женщин во время беременности, после родов, а также здоровья новорожденных и несовершеннолетних детей.

Применен метод сравнительного анализа международных и российских документов, содержащих положения по охране РЗ, в том числе работников; установлены тождества и различия требований и рекомендаций; унифицированы термины и понятия, касающиеся вопросов охраны РЗ, например, определение «женщина-работник» и др.).

Для гармонизации с международными документами разработаны предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы применения труда женщин, особенно беременных, недавно родивших и кормящих грудью.

В настоящее время в России репродуктивное право и охрана РЗ населения определены следующими документами:

— Конституцией Российской Федерации [3];

— Трудовым кодексом РФ [5];

— Семейным кодексом РФ[6];

— федеральными законами № «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации» [2] и

№ 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [4];

— Постановлением Правительства Российской Федерации № 162 "Перечень тяжелых работ и работ, связанных с вредными и/или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" 2000 г. [8];

— Санитарными правилами «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (СанПиН 2.2.0.555— 96) [9];

— приказами от 12 апреля 2011 г. № 302н Минздравсоц-развития России [10], от 27 апреля 2012 г. № 417н [11]. Проанализированы конвенции и рекомендации МОТ,

Директива ЕС (89/391/ЕЕС), 1989, Директива ЕС (92/85/ Е.), 1992.

Основными международными документами в области охраны РЗ являются:

— Конвенция МОТ № 183 "О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства" (заключена в Женеве 15.06.2000) [12];

— Директива Совета европейских сообществ (89/391/ ЕЕС) «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников» была принята в 1989 г. [13];

— Директива 92/85/ ЕЕС (1992) «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда беременных, а также недавно родивших и кормящих женщин-работниц» [14].

В Российской Федерации, являющейся правопреемницей СССР, ранее установленные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры являются составной частью ее правовой системы и защищаются наравне с законом.

«Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), согласно которой (ст. 4 п. 2) специальные меры, направленные на охрану материнства, не считаются дискриминационными, ратифицирована в СССР в 1980 г. [15].

Конвенция МОТ 183 «Об охране материнства» (Конвенция 183 — это пересмотренная в 2000 г. Конвенция 103, 1952 г.) является основным международным документом по охране материнства и рассматривается как новейший инструмент реализации международных требований к охране здоровья матери и ребенка. Следует сказать, что исторически Конвенция 103 об охране материнства, 1952 г. [16], была ратифицирована Россией в 1956 г. Ее особенностью являлось то, что она применялась к женщинам, занятым как на промышленных предприятиях, так и на непромышленных предприятиях и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Конвенция 103 в 1952 г. была дополнена Рекомендацией 95 об охране материнства [17], в которой сказано о продлении (по необходимости) отпуска по беременности и родам до 14 нед; о выплате, по возможности, денежных пособий в размере 100% заработка женщины; о предоставлении дополнительных пособий и т.д. Конвенцией рекомендовалось не допускать беременных и кормящих работниц к работе в ночную смену, на сверхурочные работы; не допускать в течение 3 мес после родов, а в случае кормления грудью и дольше, на работу, признанную вредной для здоровья матери или здоровья ребенка, на работу у вибрирующих машин, требующую особого равновесия. Женщина имела право на перевод с вредной для ее здоровья работы на другую без уменьшения зарплаты. Такие же права имела и беременная женщина, если врачебное свидетельство удостоверяло, что это не-

обходимо в интересах ее здоровья или здоровья ее ребенка.

Конвенция 183 «Об охране материнства» до настоящего времени Россией не ратифицирована. Основной причиной невозможности ратифицировать эту пересмотренную Конвенцию является то, что не соблюдены требования, записанные в Конвенции МОТ 103, ратифицированной еще в Советском Союзе. Если же будет ратифицирована Конвенция 183, то для этого потребуются дополнительные материальные расходы на выполнение требований по охране материнства и детства. Конечно, ратификация Конвенции 183 позволила бы разработать предложения не просто по охране материнства, но поставить вопрос о защите РЗ трудящихся (мужчин и женщин) и здоровья беременных и кормящих грудью матерей, работающих в неблагоприятных условиях.

Созвучно Конвенции 183 в 1989 г. была принята Директива Совета европейских сообществ 89/391/ЕЕС «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников [13]. В эту Директиву включены общие принципы, касающиеся предупреждения производственных рисков с акцентом на «Группы риска» (ст. 15), к которым относятся беременные женщины. Данная Директива (89/391/ЕЕС) входит в список основных документов по охране здоровья и труда работников, а также служит базой для разработки отдельных директив с целью содействия улучшениям, в особенности производственной среды, для обеспечения более высокого уровня охраны труда и здоровья работников.

В рамках этой Директивы (89/391/ЕЕС) разработана Директива 1992 г. (92/85/ ЕЕ) «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда беременных... женщин-работниц» [14], цель которой состоит в реализации мер, способствующих улучшениям в области безопасности и гигиены труда беременных, недавно родивших и кормящих женщин-работниц. В Директиве (92/85/ ЕЕС) указано, что беременные, недавно родившие или кормящие женщины-работницы во многих отношениях должны рассматриваться как особая группа риска, и по отношению к охране их труда должны быть приняты соответствующие меры защиты. Подчеркивается, что охрана труда беременных, недавно родивших или кормящих женщин-работниц не должна неблагоприятно отразиться на отношении к ним на рынке труда или ущемлять их в вопросах занятости, ко -торые, согласно директивам, предусматривают равные права мужчин и женщин.

Некоторые виды работ, связанных с воздействием опасных агентов, процессов или условий труда, могут представлять особый риск для беременных. Для этих видов работ работодатель должен оценить любые риски для безопасности и здоровья, и возможное влияние на беременность или на кормящих матерей. Результаты такой оценки должны быть сообщены женщинам-работницам или их представителям.

Если в результате такой оценки выявлено существование такого риска для безопасности и здоровья женщин-работниц, то должны быть приняты меры для их защиты, так как согласно данной Директиве «. беременные... женщины-работницы не должны заниматься работой, которая связана с риском воздействия на безопасность и здоровье особо опасных агентов или вредных условий труда».

Проведенное исследование показало, что международные правовые стандарты интегрированы в правовую систему Российской Федерации по большинству

позиций, прописанных в международных документах, требования к охране здоровья и безопасности труда нами соблюдены и регламентируются нормативными правовыми документами по данной проблеме, но в современных условиях юридическое обеспечение охраны репродуктивного здоровья требует совершенствования, особой социальной защиты работающих женщин, особенно в период беременности, недавно родивших и кормящих ребенка грудью.

Недостатком российского законодательства, на наш взгляд, является то, что ряд статей по охране труда и здоровья беременных работниц включены отдельными фрагментами в различные законодательные документы, что затрудняет их использование в целом и не дает полного представления о значимости и объеме мероприятий, проводимых в России в рамках защиты от профессиональных рисков беременных, а также недавно родивших и кормящих женщин-работниц.

Учитывая демографическую ситуацию в Российской Федерации, доказанность вредного воздействия профессиональных факторов на РЗ и развитие плода, было бы целесообразно в рамках гармонизации трудового законодательства Российской Федерации с Директивой Совета (92/85/(ЕЕС) «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда беременных, а также недавно родивших и кормящих женщин-работниц» разработать отдельный законодательный документ, идентичный Директиве Совета, а именно «Федеральный закон о безопасности и охране здоровья беременных женщин-работниц», который включил бы все статьи по охране труда и здоровья беременных работниц из всех действующих российских законодательных документов, а также отсутствующие в российском законодательстве нормы по оценке риска для РЗ работников и здоровья потомства.

Разработка подобного документа не является дискриминационной мерой по отношению к мужчинам, так как предполагается в предлагаемый закон включить оценку риска воздействия профессиональных факторов на репродуктивную функцию мужчин, учитывая, что ответственность за здоровье человека и его охрана должны начинаться с момента зачатия и продолжаться в течение всей беременности, родов и кормления ребенка грудью.

В качестве примера более детально рассмотрим утвержденный в 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 162 "Перечень тяжелых работ и работ, связанных с вредными и/или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" [8]. Перечень предусматривает запрет тяжелых работ и работ, связанных с вредными или опасными условиями труда для женщин, в различных отраслях экономики по профессиям.

Данный документ был направлен на сохранение здоровья женщин независимо от репродуктивного возраста. В последние годы в результате социально-экономических перестроек произошли перемены в трудовых отношениях с возрастанием роли работодателя при практически полном отсутствии роли профсоюзов, что значительно ухудшило условия труда. В настоящее время сохранение здоровья женщин-работниц, особенно беременных, является для работодателя в значительной степени убыточным обременением.

Анализ Перечня с учетом современных условий показал следующее:

— название документа не согласуется со статьей 253

Трудового кодекса РФ, которая ограничивает приме-

нение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в то время как Перечень запрещает;

— в Перечне имеются противоречия: к списку запрещенных работ приложено пояснение о возможном принятии решения работодателем о применении труда женщин на работах, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, которая на сегодня заменена требованиями Закона по специальной оценке условий труда [18];

— условия труда в одной и той же профессии, запрещенной Перечнем, могут быть различными в зависимости от степени модернизации предприятия, даже в одной и той же отрасли экономики;

— имеются повторы профессий в различных отраслях экономики (например, № 395—машинист крана (крановщик), занятый на плавучем кране (подраздел морской транспорт), № 403 — машинист крана (крановщик), занятый на плавучем кране (подраздел речной транспорт), № 395 — машинно-командный состав (подраздел морской транспорт), № 404 — машинно-командный состав судов всех видов флота и т.д.;

— отсутствует дифференцированный подход к запрету работ во вредных и опасных условиях труда в зависимости от периода репродуктивной жизни женщин. Кроме того, в последние годы происходит внедрение

новой более безопасной техники и технологий; повышается эффективность некоторых средств коллективной и индивидуальной защиты. Также следует учитывать, что участились случаи обращений женщин по поводу желания работать на работах, указанных в ныне действующем Перечне. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости пересмотра данного документа, внесения в него изменений и дополнений.

Современные реалии требуют также переработки санитарных правил и норм «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (СанПиН 2.2.0.55—96) в направлении создания системы оценки и управления профессиональным риском для женщин-работниц, дифференцированной по репродуктивным возрастам: женщин раннего репродуктивного возраста, проходящих обучение рабочим профессиям (девушки-подростки 15—18 лет), а также для женщин-работниц, планирующих беременность, беременных, недавно родивших и кормящих грудью, работающих во вредных и опасных условиях труда с включением перечня веществ, опасных для РЗ человека (репротоксиканты).

Заключение

По большинству позиций, прописанных в международных документах, российские требования к охране здоровья и безопасности труда женщин-работниц соблюдены и регламентируются нормативными правовыми документами по данной проблеме.

Недостатком российского законодательства является разрозненность ряда положений по охране труда и здоровья беременных работниц в различных законодательных документах, что не дает полного представления о значимости и объеме мероприятий по защите от профессиональных рисков беременных, недавно родивших и кормящих женщин-работниц и затрудняет их использование в целом.

Необходима разработка отдельного законодательного документа — «Федеральный закон о безопасности и охране здоровья беременных женщин-работниц», кото-

рый объединил бы все имеющиеся в российских законодательных документах статьи по охране труда и здоровья беременных работниц и включил отсутствующие в российском законодательстве нормы по оценке риска для РЗ работников и здоровья потомства.

Существует необходимость и имеются предпосылки для разработки ряда нормативных документов с новой идеологией, а также для пересмотра и/или внесения изменений и дополнений в ряд действующих законодательных документов по охране репродуктивного здоровья: «Перечень тяжелых работ и работ, связанных с вредными и/или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"», 2000 г. и «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (СанПиН 2.2.0.555—96), 1996 г.

Литература

1. Стратегия в области репродуктивного здоровья в целях ускорения прогресса в направлении достижения международных целей и задач в области развития. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2004. [Электронный ресурс] — URL: http://whqlibdoc.who.int/hq/2004/WHO_ RHR_04.8_rus.pdf (дата обращения: 18.03.2015).

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_173308 (дата обращения: 18.03.2015).

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://constitution.kremlin.ru (дата обращения: 20.02.2015).

4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". [Электронный ресурс] — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171752 (дата обращения: 18.03.2015).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации, от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс] — URL: http:// www.consultant.ru/popular/tkrf (дата обращения: 20.02.2015).

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс] — URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 18.03.2015).

7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". [Электронный ресурс] — URL: http://base.garant.ru/12115118 (дата обращения: 19.03.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/181761/ (дата обращения: 18.03.2015).

9. "СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы". [Электронный ресурс]. — URL: (http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=94955;req=doc (дата обращения: 18.03.2015).

10. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174953 (дата обращения: 18.03.2015).

11. Приказ Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 г. № 417н "Об утверждении перечня профессиональных

заболеваний" [Электронный ресурс]. — URL: http://pravo-med.ru/legislation/fz/9908 (дата обращения: 18.03.2015).

12. Конвенция Международной организации труда № 183 о пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства (Женева, 15 июня 2000 г.) [Электронный ресурс] — URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convdisp1. htm и http://base.garant.ru/2563866/#ixzz3IleGhUsm (дата обращения: 18.03.2015).

13. Директива Совета Европейских сообществ № 89/391/ЕЭС от 12 июня 1989 г "О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников на производстве" [Электронный ресурс] — URL: http://base.garant. ru/2564487/#ixzz3d95gmy3P (дата обращения: 30.03.2015).

14. Директива совета 92/85/ЕЕС от 19 октября 1992 г «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда беременных, а также недавно родивших и кормящих женщин-работниц (первая отдельная директива в рамках толкования статьи 16(1) Директивы 89/391/ ЕЕС) [Электронный ресурс] — URL: http://www.safework. ru/directiv_92_85.html (дата обращения: 18.03.2015).

15. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1979 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/text/0360795R.pd (дата обращения: 18.03.2015).

16. Конвенция Международной организации труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 г.). В кн.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919—1956 гг. Женева: Международное бюро труда; 1991; т. 1: 1088—94.

17. Рекомендация Международной организации труда № 95 об охране материнства, 1952. В кн.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919—1956 гг. Женева: Международное бюро труда; 1991; т. 1: 1095—94.

18. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164535/ (дата обращения: 18.03.2015).

REFERENCES

1. Strategy in the Field of Reproductive Health for Acceleration of Progress in the Direction of Achievement of the International Purposes and Tasks in The Field of Development. Geneva: World Health Organization, 2004. Available at: http://whqlibdoc.who. int/hq/2004/WH0_RHR_04.8_rus.pdf (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

2. The Federal Law of the Russian Federation of November 21, 2011 N 323-FZ "On the Bases of Public Health Protection in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173308/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

3. The Constitution of the Russian Federation, December 12, 1993 Available at: http://constitution.kremlin.ru/ (accessed: 20.02.2015). (in Russian)

4. The Federal Law of November 29, 2010 N326-FZ "On the Obligatory Medical Insurance in the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171752/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

5. The Labor Code of the Russian Federation ofDecember 30, 2001 N197-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171752/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

6. The Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N 223-FZ. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. The Federal Law of the Russian Federation of March 30, 1999 N52-FZ "About Sanitary and Epidemiologic Wellbeing of the Population". Available at: http://base.garant.ru/12115118/ (accessed: 19.03.2015). (in Russian)

8. Russian Federation Government Decree of February, 25 2000 N162 "On Approval of the List of Heavy Work and Work in Harmful or Dangerous Conditions Under Which the Employment of Women is Prohibited". Available at: http://base.garant. ru/181761/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

9. (SanPiN 2.2.0.555-96), Occupational health. "Hygienic Requirements to Working Conditions of Women", Sanitary rules and Norms. Available at: (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base= LAW;n=94955;req=doc (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

10. Order of the Health Ministry of the Russian Federation of April 12, 2011 N302n "On Approval of the Lists Of Harmful and (Or) Hazardous Occupational Factors and Works, Under Which a Mandatory Preliminary and Periodic Medical Examinations (Surveys) Are Carried Out, and Procedure of Mandatory Preliminary and Periodic Medical Examinations (Surveys) of Employees Engaged in Heavy Work or Work in Harmful and (or) Dangerous Conditions". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_174953 (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

11. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of April 27, 2012 N417n "On the Approval of the List of Occupational Diseases". Available at: http://pravo-med.ru/legislation/fz/9908/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

12. The International Labour Organization Convention N183 concerning the Revision of the Maternity Protection Convention (Revised), 1952 (Geneva, June 15, 2000). Available at: http://www. ilo.org/public/english/standards/relm/ilc/ilc88/pdf/con-183.pdf (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

13. Directive 89/391/EEC — OSH "FrameworkDirective"of 12 June 1989 on the Introduction ofMeasures to Encourage Improvements in the Safety and Health of Workers at work —"Framework Directive". Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ ALL/?uri=CELEX:31989L0391 (accessed: 30.03.2015). (in Russian)

14. Directive 92/85/EEC - pregnant workers of 19 October 1992 on the Introduction of Measures to Encourage Improvements in the Safety and Health at Work of Pregnant Workers and Workers Who Have recently given birth or are Breastfeeding (tenth individual Directive within the meaning of Article 16 (1) of Directive 89/391/EEC) Available at: https://osha.europa.eu/en/legislation/ directives/10 (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

15. Convention on the Elimination of all Forms of Discrimination Against Women, 1979. Available at: http://www.unicef.org/ emerg/files/cedaw.pdf. (accessed: 18.03.2015).

16. International Labour Organization Convention N103 on Maternity Protection (Revised in 1952). In: The Conventions and Recommendations Accepted by the International Labour Conference. Geneva: International Labour Office; 1991; vol. 1: 1088— 94. (in Russian)

17. International Labour Organization Recommendation N95 on Maternity Protection, 1952. In: The Conventions and Recommendations accepted by the International Labour Conference. Geneva: International Labour Office; 1991; vol. 1: 1095—98. (in Russian)

18. The Federal Law ofDecember 28, 2013 N426-FZ "On the Special Assessment of Working Conditions". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164535/ (accessed: 18.03.2015). (in Russian)

Поступила 13.04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.