Сравнительный анализ и оценка требований, предъявляемых в профессиональных стандартах к руководителю
Comparative analysis and assessment of the requirements set in professional standards for the manager
Зайцева Н. A.
Zaitseva N.
В статье представлены результаты исследования сложившейся практики разработки профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности, связанным с руководством в организациях, и обоснованы основные выводы, касающиеся формулировки в профстандартах обобщенных трудовых функций, трудовых функций, требований к уровню квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы. Описана практика формулировки в профессиональных квалификациях требований к программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Материалы статьи могут быть полезны бизнес-сообществу при разработке мер по совершенствованию подбора менеджмента российских компаний, а также образовательным организациям, занимающимся совершенствованием образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
The article presents the results of a study of the existing practice of developing professional standards for professional activities related to management in organizations, and substantiates the main conclusions concerning the formulation in vocational standards of generalized labor functions, labor functions, qualification requirements, education and training, and practical work experience. It is described the practice of formulating in professional qualifications requirements for programs of professional development and professional retraining. The materials of the article can be useful to the business community when developing measures to improve the selection of management of Russian
companies, as well as educational organizations engaged in improving educational programs in accordance with the requirements of professional standards.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, руководитель, умения, знания, требования к образованию, профессиональные квалификации, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Keywords: professional standard, leader, skills, knowledge, requirements to education, professional qualifications, programs of improvement of professional skill and professional retraining.
В последнее время все большее количество руководителей стало задумываться о применении профстандартов в организациях, и о том, соответствуют ли они сами уже утвержденным профстандартам. Рассмотрим, какая практика по разработке профстандартов руководителей уже существует в нашей стране.
Если обратиться к материалам раздела «Национальный реестр профессиональных стандартов» программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru/), то можно по названию профстандарта, области профессиональной деятельности или другим параметрам найти актуальный перечень утвержденных профстандартов.
Введя в фильтр «Название» понятие «Руководитель» получаем полный перечень утвержденных профстандартов, в названии которых есть слово «Руководитель» (рис. 1.).
Рис. 1. Результаты поиска в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» по ключевому слову «Руководитель»
Анализ содержания профстандартов (ПС), отраженных на рис. 1, позволил
сделать несколько выводов:
1. Руководитель, по мнению профсообщества и Минтруда РФ, -это не обязательно тот, у кого высшее образование.
Базовые требования к уровням квалификации утверждены в приказе Минтруда № 148н от 12.04 апреля 2013 г. В соответствии с этим приказом с первого до четвертого уровня квалификации включительно предполагается «деятельность под руководством». Только начиная с 5-го уровня квалификации, может быть «самостоятельная деятельность» и «ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности». Для 5-го квалификационного уровня - это ответственность за результат деятельности группы работников или подразделения. Для 6-го - на уровне подразделения или организации. Для 7-го - ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.
Исходя из этого, для 5-го и 6 уровня квалификации в данном приказе Минтруда указан путь достижения уровня квалификации - получение
среднего профессионального образования (СПО). Правда, для 6-го уровня квалификации может быть и другая траектория - получение высшего образования на уровне бакалавриата. На 7 и 8 уровнях квалификации -только специалитет или магистратура. Также дополнительно в профессиональных стандартах могут указываться требования к практическому опыту (стажу работы по определенной профессии или виду деятельности) и другие характеристики.
Именно поэтому, например, в ПС «Руководитель плавкрана (кранмейстер) в области атомного флота» предусмотрен только 5-й уровень квалификации и образование на уровне СПО. Основной целью профессиональной деятельности, указанной в этом профстандарте,является организация безопасной эксплуатации плавкрана в области атомного флота, и для ее достижения выделено три обобщающих трудовых функции (ОТФ), соответствующих пятому уровню квалификации: обеспечение управления плавкраном, обеспечение эксплуатации грузоподъемного устройства, обеспечение безопасности при эксплуатации плавкрана. Вместе с тем, помимо СПО, в данном профстандарте установлены дополнительные требования к опыту практической работы. Например, для ОТФ «Обеспечение управления плавкраном» дополнительно требуется практический опыт работы в должности помощника кранмейстера не менее трех лет. Аналогичный подход использован и в ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» для руководителей структурного подразделения (службы) - службы приема и размещения; службы питания и службы гостиничного фонда, а также для заместителя руководителя гостиницы. Но для заместителя директора, как и в упоминавшемся выше приказе Минтруда № 148н, предусмотрено две траектории: либо СПО и не менее двух лет практического опыта не ниже 5-го квалификационного уровня, либо высшее образование (бакалавриат) и не менее года практического опыта не ниже 5-го квалификационного уровня.
Вместе с тем есть профстандарты, в которых СПО и небольшого опыта работы достаточно для того, чтобы быть директором организации. Таким является ПС "Руководитель организации социального обслуживания". В нем указано, что для того, чтобы быть руководителем организации социального обслуживания, директором организации социального обслуживания или заведующим филиалом достаточно иметь среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена и не менее 1 года на руководящей должности. Правда, стоит отметить, что данный стандарт был одним из первых, утвержденных Минтрудом РФ (он принят Приказом Минтруда РФ от 18 ноября 2013 г. и имеет порядковый номер 7), поэтому имеет свои особенности - всего одна обобщенная трудовая функция, а общий объем ПС - 8 страниц. В последнее время неоднократно обсуждался вопрос о необходимости актуализации этого профстандарта.
Таким образом, видно, что в сложившейся практике разработки профстандартов есть разные подходы к требованиям в области уровня образования и стажа работы, необходимого для руководителя подразделения или организации.
2. Целью деятельности директора является обеспечение эффективности деятельности организации.
В большинстве профстандартов, указанных на рис. 1, предусматривается должность директора организации. На примере четырех из этих профстандартов рассмотрим, какие цели профессиональной деятельности и другие характеристики них заложены (табл. 1).
Таблица 1.
Сравнительная характеристика основной цели вида профессиональной деятельности, уровня квалификации, ОТФ и ТФ директоров организаций, отраженных в профстандартах.
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) Трудовые функции (ТФ) Уровень квалификации
ПС «Руководитель организации социального обслуживания»
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение деятельности организации социального обслуживания населения, оказание социальных услуг гражданам
Управление организацией социального обслуживания Планирование и контроль деятельности организации социального обслуживания (организация) 5
Управление ресурсами организации социального обслуживания 5
Взаимодействие с клиентами, вышестоящими и партнерскими организациями 5
Обеспечение развития организации социального обслуживания 5
ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»
Основная цель вида профессиональной деятельности:обеспечение эффективной деятельности гостиничных комплексов и иных средств размещения, оказание услуг размещения и питания
Стратегическое управление развитием гостиничного комплекса Анализ и оценка деятельности гостиничного комплекса 7
Разработка и реализация стратегии развития гостиничного комплекса 7
Управление проектами и изменениями в гостиничном комплексе 7
ПС «Руководитель строительной организации»
Основная цель вида профессиональной деятельности: управление деятельностью строительной организации; управление и организация производственной и финансово-экономической деятельности строительной организации; обеспечение соответствия деятельности строительной организации требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов; руководство работниками строительной организации
Управление строительной организацией Управление деятельностью строительной организации 7
Организация производственной деятельности строительной организации 7
Организация финансово-хозяйственной деятельности строительной организации 7
Оптимизация производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации 7
Формирование корпоративной культуры строительной организации 7
Руководство работниками строительной организации 7
Представление и защита интересов строительной организации 7
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) Трудовые функции (ТФ) Уровень квалификации
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение жизнеспособности и эффективного развития нефтебазы
Планирование деятельности нефтебазы Разработка стратегии деятельности нефтебазы 7
Руководство формированием бюджета нефтебазы 7
Руководство разработкой комплексного плана работы нефтебазы 7
Организация деятельности нефтебазы Управление производственно-хозяйственной деятельностью нефтебазы 7
Контроль финансово-хозяйственной деятельности нефтебазы 7
Управление кадрами нефтебазы 7
Обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности и охраны труда на нефтебазе 7
Управление производственно-хозяйственной деятельностью нефтебазы 7
Контроль деятельности нефтебазы Выявление отклонений от плановых показателей деятельности нефтебазы 7
Корректировка планов работы нефтебазы 7
По данным таблицы 1 сразу видно, что в ПС «Руководитель организации социального обслуживания» заложен очень низкий уровень квалификации - пятый, о чем уже было указано выше. Все остальные ПС, отраженные в табл. 1, устанавливают уровень квалификации для директора организации не ниже седьмого и уровень образования не ниже специалитета или магистратуры. Кроме того, в этих ПС требуется опыт работы не менее пяти лет.
Сравнительный анализ данных, представленных в табл. 1., позволяет также сделать вывод о том, что целью вида профессиональной деятельности, указанного в этих четырех профстандартах, как правило, является обеспечение эффективной деятельности организации, что соответствует классическим требованиям к результатам деятельности директора организации. Что касается отражения в ОТФ и ТФ классических функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль (ПОМК),- то наиболее полно они отражены в ПС «Руководитель нефтебазы»:
планирование, организация и контроль деятельности организации выделены как ОТФ, а функция мотивирования отражена в ТФ «Управление кадрами нефтебазы». В частности, в ней отражены трудовые действия: «Разработка и утверждение кадровой политики нефтебазы», «Руководство разработкой системы оплаты труда работников нефтебазы», «Разработка локальных нормативных актов, определяющих меры материального и нематериального стимулирования работников нефтебазы» и другие, связанные со стимулированием сотрудников к эффективному труду.
3. Опыт работы директора организации не обязательно должен быть связан с руководящей деятельностью или аналогичной сферой деятельности.
Несмотря на то, что в трех стандартах, представленных в табл. 2., требуется опыт работы не менее 5 лет, сами требования сформулированы по-разному. Рассмотрим далее, как в этих и еще одном профстандарте руководителя отражены требования к опыту практической работы директора организации (табл. 2.)
Таблица 2.
Требования к опыту практической работы директора организации
Наименование профстандарта Требования к опыту практической работы
ПС «Руководитель организации социального обслуживания» Не менее 1 года на руководящей должности
ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» Не менее пяти лет практического опыта не ниже 6-го квалификационного уровня
ПС «Руководитель строительной организации» Не менее пяти лет работы в области строительства и не менее двух лет работы на руководящей должности
ПС «Руководитель нефтебазы» Не менее пяти лет в области приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов в составе инженерно-технического персонала
ПС «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» Стаж работы в должности специалиста, а также на руководящих должностях в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, не менее трех лет или стаж работы на руководящих должностях в других отраслях не менее трех лет
Как видно из данных табл. 2, в ПС «Руководитель нефтебазы» ни слова про опыт руководящей работы нет. Другой особенностью, которую можно отметить анализируя данные этой таблицы, является то, что опыт работы не обязательно должен быть связан с той же сферой деятельности, к которой относится профстандарт. Только в ПС «Руководитель строительной организации» четко указано, что у директора строительной компании должно быть не менее пяти лет работы в области строительства. У остальных акцент сделан на опыте работы именно на руководящих должностях, и не важно, в каких отраслях экономики.
4. Повышение квалификации для директора организации не является обязательным.
Анализируя профстандарты руководителей, можно отметить, что для директора организации повышение квалификации в большинстве случаев не является обязательным или отсутствуют требования по периодичности обучения (таблица 3).
Таблица 3.
Требования к образованию и обучению директора организации в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО)
Название профстандарта Требования к образованию и обучению в части программ ДПО
ПС «Руководитель организации социального обслуживания» Требований по повышению квалификации нет
ПС «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки по управлению предприятиями
ПС «Руководитель строительной организации» Непрофильное и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки Дополнительное профессиональное образование - программа повышения квалификации не реже одного раза в пять лет
ПС «Руководитель нефтебазы» Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов
ПС «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в Допускается среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и обучение по программам повышения
Название профстандарта Требования к образованию и обучению в части программ ДПО
области физической культуры и спорта» квалификации, в том числе в форме стажировки
По данным таблицы 3 видно, что только в ПС «Руководитель строительной организации» четко прописано про необходимость прохождения обучения на программах профессиональной переподготовки при отсутствии профильного образования, а также указана периодичность повышения квалификации - не реже одного раза в пять лет. В остальных ПС требования к обязательному повышению ПС либо отсутствуют, либо не указана их периодичность. При этом в ПС «Руководитель нефтебазы» указано, что дополнительное профессиональное образование должно быть не по управлению, а именно в области приема, хранения и отгрузки нефти и нефтепродуктов.
Вместе с тем, повышение квалификации руководителей российских организаций, безусловно, необходимо, и многие директора фирм это хорошо понимают, но, как правило, испытывают трудности с поиском таких программ ДПО, которые действительно способствовали бы не только приобретению новых знаний, но и умений[6, с. 290]. Именно на программах повышения квалификации и хотелось бы остановиться во второй части данной статьи.
Требования профстандарта или описание квалификации: что важнее?
В настоящее время в рамках формирующейся национальной системы профессиональных квалификаций, помимо разработки профессиональных стандартов, реализуется еще множество направлений деятельности. На рис. 2. представлены ключевые бизнес-процессы национальной системы квалификаций, представленные Лейбовичем А.Н., генеральным директоров Национального агентства развития квалификаций (НАРК) на круглом столе «Новые квалификации для новой России».
КЛЮЧЕВЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
Национальное агентство развития квалификаций
Основные участники
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ
НСК - Национальная система квалификаций НСПК - Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям СП К - советы по профессиональным квалификациям
ЦОК - центры оценки квалификаций
[ спк )
Технологический 1Т-инстру мента рий
Методический инструментарий
Разработка профессиональных стандартов
Разработка квалификаций
Операционные, управляющие и поддерживающие процессы ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Поддержка Н1* - процессов в компаниях
Настройка системы подготовки кадров
Международное взаимодействие
Рис. 2. Ключевые бизнес-процессы национальной системы квалификаций [3]
Как видно из данной схемы, профстандарты являются основой для подготовки кадров и независимой оценки их квалификаций, а также описания квалификаций. Вместе с тем, существует ряд проблем, которые проявились в процессе применения профстандартов в российской экономике. Директор по развитию профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Волошина И.А. выделяет следующие проблемы, выявляемые при применении профессиональных стандартов в процессе реализации механизма независимой оценки квалификаций:
- выделение квалификаций - неточность формулировок (требования к образованию, опыту работы);
- разработка оценочных средств - неточность формулировок трудовых действий, умений, знаний (сложность измерения)[1].
Остановимся на первой проблеме, связанной с описанием квалификаций.
В приказе Минтруда России от 12.12.2016 N 726н "Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка
квалификации", определена структура описания квалификации:
• наименование квалификации, на соответствие которой планируется проводить независимую оценку квалификации;
• наименование и реквизиты профессионального стандарта (профессиональных стандартов), на соответствие которому(ым) проводится независимая оценка квалификации;
• уровень (подуровень) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (профессиональными стандартами);
• положения профессионального стандарта (профессиональных стандартов) с указанием кода и наименования трудовой функции, дополнительных сведений (при необходимости);
• квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, и реквизиты этого акта;
• перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации и подтверждающих наличие у соискателя соответствующего образования и (или) прохождения обучения, и (или) опыта работы, и (или) допуска к работе;
• срок действия свидетельства о квалификации, установленный решением Совета в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах профессиональной деятельности);
• дополнительные характеристики (при необходимости) в соответствии с квалификационными справочниками (наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего по ЕТКС, ЕКС1 с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии).
1 ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, ЕКС - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
В данном приказе Минтруда также прописана процедура утверждения описания квалификаций. Часть профессиональных квалификаций уже утверждена НАРКом и информация о них внесена в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (рис. 3)
5 nok-nark.ru
Вход Д Регистрация © Справка О Версия для слабовидящих
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации
Рис. 3. Главная страница сайта Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации (НПр://пок-пагк. ги/)
По состоянию на 10 мая 2017 года в этом реестре нет ни одной из квалификаций, разработанной в соответствии с рассмотренными в данной статье профстандартами руководителя. Вместе с тем, если на этом сайте в разделе «Сведения о квалификации» ввести ключевое слово «руководитель», то появятся 24 названия квалификаций (рис. 4), разработанных в соответствии с профстандартами, в названии которых отсутствует слово «Руководитель».
Советы по профессиональным квалификациям
Центры оценки квалификаций
Сведения о квалификациях
Оценочные средства
Свидетельства и заключения о квалификации
Подать апелляцию
Рис. 4. Результаты поиска квалификаций руководителей в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (фрагмент)
Рассмотрим в качестве примера описание квалификации «Руководитель структурного подразделения организации, управляющей многоквартирным домом» (6 уровень квалификации), разработанной на основе профстандарта «Специалист по управлению многоквартирным домом».
Вот как описаны в этой квалификации требования к документам,
которые необходимо подать для прохождения в Центре оценки квалификаций профессионального экзамена1:
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата по одному из направлений «Строительство», «Экономика».
2. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в компании по управлению многоквартирными домами не менее одного года.
ИЛИ.
1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата.
2. Диплом профессиональной переподготовки, подтверждающий освоение искомой квалификации.
3. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в компании по управлению многоквартирными домами не менее одного года.
При этом в самом профстандарте требования к образованию указаны следующим образом (табл. 4):
Таблица 4.
Требования к образованию и обучению, установленные в профстандарте «Специалист по управлению многоквартирным домом», к начальнику отдела (службы) (6 уровень квалификации)
Требования к образованию и обучению Высшее образование - бакалавриат Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки
Общероссийский классификатор специальностей по образованию 270115 - Экспертиза и управление недвижимостью
270103 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
080100 - Экономика
Иные направления подготовки и специальности, соответствующие требованиям к образованию
Сравнивая требования к образованию, установленные в профстандарте и описании квалификации, можно выявить ряд отличий:
1
http://nok-
naгk.гu/pk/?mode=view&ID=4082&PAGE=2&name=%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C&ps=&opd=&spk =&к1=&к2=&к3=&к4=&к5=&к6=&к7=&к8=&к9=
- название квалификации отличается от возможных наименований должностей, указанных в профстандарте (в названии квалификации -руководитель, в названии должности в ПС - начальник);
- требования в части образования практически совпадают с требованиями в профстандарте, т.к. в нем были предусмотрены «иные направления подготовки и специальности, соответствующие требованиям к образованию».
В ряде квалификаций даются более четкие требования к тому, по каким программам ДПО должно быть обучение, чем в рассмотренном выше описании квалификации «Руководитель структурного подразделения организации управляющей многоквартирным домом» (табл. 5).
Таблица 5.
Примеры описания в квалификациях требований к программам ДПО
Наименование квалификации Наименование профстандарта Требования к программам ДПО
Руководитель экспертного подразделения (организации) в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд (8 уровень квалификации) Эксперт в сфере закупок. Повышение квалификации или диплом о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Руководитель группы инженеров-технологов формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс (7 уровень квалификации Специалист формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс. Документ о профессиональной переподготовке, подтверждающий получение квалификации инженера-технолога.
Как видно из данных табл. 5, в описании квалификаций в части требований к программам ДПО либо указывается, в какой сфере должны быть программы (например, «в сфере закупок»), либо какая квалификация должна быть отражена в дипломе о профпереподготовке (например, «квалификация инженера-технолога).
Вместе с тем, некоторые проекты описания квалификация содержат конкретные названия программ ДПО. Например, в Приложении 8 к Протоколу заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 27 сентября 2016 года № 16 - «Перечень наименований профессиональных квалификаций в индустрии гостеприимства»1 дано описание профессиональных квалификаций для работников индустрии туризма, указанных в профстандарте «Экскурсовод (гид)». Несмотря на то, что для директора экскурсионного бюро в утверждённом Минтрудом России профстандарте «Экскурсовод(гид)» указано единственное образование: «Туризм» (магистратура), в Перечнях профессиональных квалификаций, разработанных СПК в индустрии гостеприимства, отражено, что возможен любой другой диплом магистра, если есть диплом по профессиональной переподготовке по программам менеджмента, операционной эффективности и предпринимательству в индустрии гостеприимства. Такие же программы ДПО предусмотрены и для многих других квалификаций, разработанных СПК в индустрии гостеприимства.
Такой подход, предполагающий указание конкретных названий программ ДПО, на мой взгляд, может иметь ряд негативных последствий. Из-за недостатка директоров экскурсионных бюро, желающих обучаться на таких программах, образовательные организации, заинтересованные в окупаемости образовательных программ, будут вынуждены разрабатывать программы таким образом, чтобы привлечь максимально возможную целевую аудиторию - от руководителей турфирм до менеджмента гостиниц и предприятий питания.
В результате в одной группе обучающихся будут присутствовать представители разных видов профессиональной деятельности, следствием чего станет обучение по принципу «понемногу обо всем» - о менеджменте, операционной эффективности, предпринимательстве, гостиницах,
1http://nspkrf.ru/documents/materialy-natsionalnogo-soveta/19-09-2016_16/539-p_8.html
турфирмах, предприятиях питания и т.д. Особенно это будет заметно в программах повышения квалификации, по которым приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 установлен минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки не менее 16 часов. За два дня качественно обучить руководство гостиниц, турфирм и предприятий питания по всем вышеперечисленным вопросам просто невозможно.
Как было указано выше, эти описания квалификаций в индустрии гостеприимства отсутствуют в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет НАРК. Возможно, они еще не прошли всей процедуры утверждения, и в них могут быть внесены изменения.
В завершении статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на наличие большого спектра нерешенных вопросов, многое уже сделано в части формирования национальной системы профессиональных квалификаций, по сравнению с тем, что было даже 3 года назад [2, с. 72-73].
Постепенно формируется механизм, реализация которого может способствовать повышению уровня профессионализма руководителей всех уровней в российской экономике. Литература
1. Волошина И. А. Профессиональные стандарты. Справочник профессий. Презентация на круглом столе «Практические аспекты развития профессиональных квалификаций». Сочи. 11.04.2017 г. Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/nationalnews/65725/. Дата обращения 29.04.2017 г.
2. Зайцева Н.А. Актуальные вопросы разработки профессиональных стандартов в индустрии питания, гостеприимства и развлечений, и проведения их независимой профессионально-общественной экспертизы. Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма», № 3, 2014, С. 71-78
3. Лейбович А.Н. Среднесрочные направления развития национальной системы квалификаций». Презентация на круглом столе «Новые квалификации для новой России». Москва, 12.04.2017. Режим
доступа: http://nark.ru/wp-content/uploads/2017/04/lejbovich.pdf. Дата
обращения 30.04.2017
4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (в ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
5. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
6. Zaitseva N.A.,Goncharova, I.V. Androsenko, M.E. Necessity of Changes in the System of Hospitality Industry and Tourism Training in Terms of Import Substitution. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(1), рр. 288-293