УДК 796.015
Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств
физической культуры
Меруан Зохеир'*, Родичкин П.В.', Пугачев И.Ю.2
1Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]* ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]
Аннотация: Сформулирована проблема, с одной стороны, программы обучения по физической культуре России и Алжирской Республики сегодня насыщены практически одинаковыми элементами содержания; с другой стороны, степень функционирования этих элементов разнится. Материалы и методы исследования: в процессе работы применялись методы логической обработки информации и синтеза информационных, статистических и научных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, аналитическое прогнозирование. На основе предварительного тщательного изучения базового содержания программ физической культуры школьников 12-15 лет России и Алжирской Республики, регламентированных правовым полем руководящих документов и составляющих контент основной части программы, нами непосредственно в естественных условиях школьной среды в течение 4-х недель изучалась 4-х модульная реализация учебных занятий с учетом вариативной части программы, применительно к условиям материальной базы, традициями и специализацией педагогов. Результаты. Установлено, что обе программы имеют ориентир на здравоохранение, воспитательную и образовательную направленность. В то же время в России более совершенная система физического воспитания с характерной тренирующей функцией, учитывающей при благоприятных условиях развития подростка полноценный его путь от азов движений до уровня спорта высших достижений. Заключение. Программа Алжира рассматривает физическое воспитание, преимущественно как средство рекреации, развлечения и релаксации. Предполагается целесообразность усиления функций тренирующей направленности. Научная новизна: синтезированы контенты типовых программ по физической культуры двух государств; выделены три основных кластера-инструментария, по которым квалиметрически можно их сопоставлять, а именно: общая характеристика учебного предмета; ценностные ориентиры; принципы и особенности содержания. Практическая значимость: результаты исследований вызывают необходимость разработки перспективной модели инновационной проектной программы по физической культуре обучающихся путем поддержки гранта со стороны Республики Алжир. Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, школьники, образовательная программа, содержание, структура, функции, направленность, дидактический принцип, сопоставление.
Для цитирования: Меруан Зохеир*, Родичкин П.В., Пугачев И.Ю. Сравнительный анализ физического воспитания школьников 12-15 лет в России и Республике Алжир по содержанию программных средств физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 89-94.
Comparative analysis of physical education of schoolchildren aged 12-15 in Russia and the Republic of Algeria on the content of physical culture software
Meruan Zoheir'*, Pavel V. Rodichkin', Igor Yu. Pugachev2
1A.I. Herzen Russian State Pedagogical University Saint Petersburg, Russia
[email protected]* ORCID: 0000-0003-1181-3800, [email protected] 2G.R. Derzhavin State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]
Absract: The problem is formulated, on the one hand, the training programs in physical culture of Russia and the Algerian Republic today are saturated with almost identical elements of content; On the other hand, the degree of functioning of these elements varies. Materials and research methods: In the course of the work, methods of logical information processing and synthesis of information, statistical and scientific sources on the research topic, pedagogical observation, analytical forecasting were used. On the basis of a preliminary thorough study of the basic content of physical education programs for schoolchildren aged 12-15 in Russia and the Republic of Algeria, regulated by the legal field of guidance documents and constituting the content of the main part of the program, we directly in the natural conditions of the school environment for 4 weeks studied the 4-module implementation of training sessions, taking into account the variable part of the program, in relation to the conditions of the material base, traditions and specialization of teachers. Results. It has been established that both programs have a focus on healthcare and educational orientation. At the same time, Russia has a more advanced system of physical education with a characteristic training function, which, under favorable conditions for the development of a teenager, takes into account his full-fledged path from the basics of movements to the level of high-performance sports. Conclusion. The Algerian program considers physical education primarily as a means of recreation, entertainment and relaxation. It is assumed that it is expedient to strengthen the functions of the training orientation. Scientific novelty: synthesized content of standard programs on physical culture of the two states; Three main clusters-tools have been identified, according to which they can be compared qualimetrically, namely: general characteristics of the subject; value orientations; Principles and features of the content. Practical significance: the results of the research necessitate the development of a promising model of an innovative project program for the physical culture of schoolchildren through the support of a grant from the Republic of Algeria. Key words: physical education, physical education, schoolchildren, educational program, content, structure, functions, orientation, didactic principle, comparison.
For citation: Meruan Zoheir*, Pavel V. Rodichkin, Igor Yu. Pugachev. Comparative analysis of physical education of schoolchildren aged 12-15 years in Russia and the Republic of Algeria on the content of physical culture software. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 89-94.
Введение
Физическая активность, как типично сленговое понятие в зарубежных странах, имеет тесную связь с когнитивными функциями и академической успеваемостью. Подчёркивается, что: регулярная физическая активность улучшает психофизические функции на протяжении всей жизни: дети, находящиеся в хорошей физической форме, могут сдавать академические тесты в два раза лучше, чем подростки с отставанием в двигательных кондициях [8].
По этой причине большинство стран мира включают физическую активность в качестве обязательного предмета в свою образовательную программу под названием «физическое воспитание» в соответствии с Международной хартией физического воспитания и спорта ЮНЕСКО. Концентрированным содержанием хартии отражается, что каждый человек имеет фундаментальное право на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы
для развития его личности. Право на развитие физических, интеллектуальных и моральных способностей посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах социальной жизни.
Физическое воспитание - это наиболее эффективный способ вооружить всех детей и молодых людей навыками, установками, ценностями, знаниями и идеями, необходимыми для участия в жизни общества на протяжении всей жизни.
Каждая образовательная программа требует рабочей методологии, которой необходимо следовать для достижения конечных целей. В наше время, с развитием и доступностью технологий среди молодежи, многие из них потеряли интерес к физическому воспитанию, ориентируясь на виртуальный мир с негативными последствиями для психического и физического здоровья.
Повышенный уровень недостаточной физической активности и связанные с этим высокие
риски заболеваний также в наши дни связан с ухудшением природной экологии и эпидемиями, как СОУГО-19 [7]. Это послужило триггером для реализации нашего исследования в Институте физической культуры и спорта Российского педагогического университета имени А. И. Герцена, идеей которого явилось сравнение образовательных программ по физическому воспитанию Республики Алжир и России с задействованием школьников в возрасте от 12 до 15 лет, чтобы установить различия между каждой из них, а затем дополнить одну другой в соответствии с нуждами и требованиями каждой программы, с целью их модернизации, развития и обогащения, чтобы модернизировать их более привлекательной экспозицией содержания для молодежи.
Целью работы является сопоставить содержание средств образовательных программ по физической культуре для учащихся 12-15 лет России и Алжирской Республики.
Материалы и методы
Применялись методы логической обработки информации и синтеза информационных, статистических и научных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, аналитическое прогнозирование. На основе предварительного тщательного изучения базового содержания программ физической культуры школьников 12-15 лет России и Алжирской Республики, регламентированных правовым полем руководящих документов [1; 2; 3; 5; 6] и составляющих контент основной части программы, нами непосредственно в естественных условиях школьной среды в течение 4-х недель изучалась 4-х модульная реализация учебных занятий с учетом вариативной части программы, применительно к условиям материальной базы, традициями и специализацией педагогов. Соответственно процедура работы предполагала два этапа: первый - сбор и анализ методологического спектра документального массива руководящих документов (законодательные и исполнительные законы, регулирующие физическое воспитание в школьной среде); второй - синтез образовательных программ по преподаванию предмета физического воспитания у лиц в возрасте 12-15 лет с точки зрения содержания и направленности. Базовыми компонентами сравнения алжирской и российской школ педагогики физического воспитания являлись: концептуальные цели; основные задачи; общие характеристики учебного предмета; ценностные ориентиры; принципы и особенности содержания программы; ключевые коммуникации учебного предмета в образовательной программе; тематическое планирование [4, 9, 10]. Последу-
ющим алгоритмом второго этапа являлось непосредственное наблюдение за организацией и проведением образовательных занятий в течение 4 недель в обеих странах, которые включали 4 уровня обучения - 6, 7, 8, 9 классы.
Результаты и обсуждение
Детальное изучение дифференцированных отличий в образовательных программах, а также дополнительные консультации с юристами, применительно специфической транскрипции и толкованию понятий и законов, позволили нам выявить сходства и различия, которые заключаются в нижеследующих областях.
В кластере «Общая характеристика учебного предмета» для российских школ отражены задачи: приобщения детей и подростков к физической культуре и спорту; воспитанию национальных культурных ценностей и традиций; обеспечению равных возможностей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; повышение уровня физической подготовки учащихся, что позволяет соответствовать стандартам и требованиям комплексу ГТО. Для школ Республики Алжир: ориентация на здравоохранение, культурный сектор и социализацию.
В кластере «Ценностные ориентиры» для российских школ подчеркивается необходимость: укрепления здоровья; формирования устойчивых мотивов к регулярным занятиям физической культурой и спортом; организации активного отдыха; социализации и адаптации детей и подростков к требованиям и вызовам современного общества. Для школ Республики Алжир: сохранение гигиены жизни и здоровья; уважение правил совместного проживания и терпимости; возвеличия (ценности) коллективного труда; борьбы с расизмом и насилием во всех формах; уважения законов и государственных символов.
В кластере «Принципы и особенности содержания программ» для российских школ ассимилируется первостепенность принципов и дидактических правил: систематичности и последовательности средств и методов преподавания предмета; непрерывности процесса формирования двигательных навыков и повышения уровня физических показателей; доступности и индивидуализации с трансформацией средств, форм и методов содержания физкуль-турно-спортивного образования в элементы опыта личности обучающегося; вариативности в организации образовательной деятельности; минимакса в организации образовательной деятельности; соблюдение дидактических правил системно-деятельностного подхода педагогического работника по физической культуре и спорту к планированию учебного материала.)
Для школ Республики Алжир: соблюдение морального контента с учетом национальных и глобальных ценностей; эпистемологический, методологический и педагогический принципы, а в модернизированной учебной программе - усиление принципов компетентностного и системного подходов.
Отраженные различия искомых школ вносят существенный национальный оттенок в методологию работы и содержание учебных модулей. Так, российская учебная программа более насыщенна и варьируется, в зависимости от теоретического и практического изучения предмета, проводимого по методологии, ориентированной от массовой практики к практике для достижения результатов (спорт высших достижений), самостоятельной практике по программе ГТО; существует большее количество учебных модулей 6 (+ 8 спортивных дисциплин) и 3-х
часовой объём занятий в неделю; имеют место внутренние и внешние соревнования, а также функционирование школьных спортивных секций на протяжении всего цикла основного общего образования. Учебная программа Алжира определяется преимущественно практическим обучением, проводимым с использованием методологии, ориентированной на отдых и досуг, а также на социальную интеграцию посредством физического воспитания. Это отмечается низким почасовым объемом практики (2 ч в неделю); преподаваемые модули ограничены 4-6 спортивными дисциплинами; отсутствуют внутренние соревнования и программы самостоятельной практики.
Соотношение объема (в часах) практических занятий в структуре годового макроцикла в школах России и Алжирской Республики, отражено на рис. 1.
Рис.1. Соотношение объема (в часах) практических занятий в структуре годового макроцикла в
школах России и Алжирской Республики
В таблицах 1 и 2 представлено содержание ных школах. тематического планирования в дискриминант-
Таблица 1
Содержание тематического планирования в школах России
Блоки Мпд у.111 кчрв
Ойпатспьыан '■эстъ. Mcqy.iL 1. Си'Ирттшпис три Н|?ут6йЛ
Ьъскггайп
Mcqy.iL 2. (.'гли'о ГлЫНЫГПЫ
Самба
Mcqy.iL 1 Лш'си атлелша Лгаипш
Часть пи вибору учагпшЕос —————— ■□лишении. Mcqy.iL ^ "цилше над готовы .1N ,+:1ия лодпугопки
Mcqy.iL 5. [1.1ллл.м мс Платине
Mcqy.iL К Е Ьшкинлышс. рсшома-илис 11.-1: TПI□KyЛLTyplШlC ОСиОСИМОГТИ. 11 а роли и с игры: чЛата.'-. «Горьким л ;|р.
Таблица 2
Содержание тематического планирования в школах Алжира
Блоки m dp у.ill fmou
Оопатслшая часть. Модуль 1. Спртви hi pu ГжкдБал
EicKinâin
Ьвй&ш
Md:ii~i. Леш атлетика .Ii 1 lu атлетика
Md:ii~i. 3. ['нммаит|[ка r'jiMiuic-niEi iu 110:1^
'Часть-no 111.11V.1p_v участника!! ■эйраюпатольыых иnmiri Md:ii~i. 4. Падготоаигглысде uipu um .тр;, 1 hl сиартмоыыс .hîjumiiimiiu. Л11 и.т.о. övumjitom. целик л ,:ip.
Заключение
На основе сопоставления изученных данных следует резюмировать, что обе программы имеют ориентир на здравоохранение, воспитательную и образовательную направленность. В то же время в России более совершенная система физического воспитания с характерной тренирующей функцией, учитывающей при благоприятных условиях развитие подростка, полноценный его путь от азов движений до уровня спорта высших достижений. В то время как алжирская программа рассматривает физическое воспитание преимущественно как средство рекреации, развлечения и релаксации.
Список литературы
1. Захарова С.А., Пугачев И.Ю. Совершенствование правового регулирования детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Спорт: экономика, право, управление. 2021; 3: 16-19.
2. Пономарев Г.Н. Физическая культура в образовательном пространстве России: тенденции развития. Культура физическая и здоровье. 2014; 2:23-28.
3. Пономарев Г.Н. Физическая культура в образовательном пространстве России: тенденции развития. Культура физическая и здоровье. 2014; 2: 23-28.
4. Примерная рабочая программа учебного предмета физическая культура для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/ files/f121c4a6a82b7917621c2c9579cec4c4.pdf.
5. Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Киэлевяй-нен Л.М., Парамзин В.Б. Соотношение правового поля и контента физической готовности специалиста. Теория и практика физической культуры. 2023; 7: 105-107.
6. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-
ФЗ (ред. от 28.12.2022). "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73038/.
7. L'Éducation physique de qualité (EPQ), Publié en 2015 par UNESCO l'Organisation des Nations Unies pour l'éducation, la science et la culture 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf000023i339.
8. Séminaire : La santé des enfants en milieu scolaire, Université Ahmed Ben Bella Oran. Éducation physique et santé des enfants en milieu scolaire. URL: https://(PDF) Éducation physique et santé des enfants en milieu scolaire (researchgate. net).
9. The attached document on the subject of physical education and sports for middle Education-Ministry of National Education-National Curriculum Committee 2016. URL: https://www. education.gov.dz.
10. Curriculum of physical education and sports for the middle school stage-Ministry of national education-2016. URL: website:// www.education. gov.dz.
References
1. Zakharova S.A., Pugachev I.Yu. Improving the legal regulation of youth sports in the Russian Federation. Sport: ekonomika, parvo, menedgement. 2021; 3: 16-19 [In Russ.].
2. Ponomarev G.N. Physical culture in the educational space of Russia: development trends. Fizicheskaya kul'tura Izdorov'e. 2014; 2: 23-28 [In Russ.].
3. Ponomarev G.N. Physical culture in the educational space of Russia: development trends. Fizicheskaya kul'tura I zdorov'e. 2014; 2: 23-28 [In Russ.].
4. The approximate work program of the
academic subject physical culture for educational organizations implementing programs of primary, basic and secondary general education. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/f121c4a6a82b7 917621c2c9579cec4c4.pdf.
5. Pugachev I.Yu., Raznovskaya S.V., Kielevainen L.M., Paramzin V.B. Correlation of the legal field and the content of a specialist's physical readiness. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2023; 7: 105-107 [In Russ., In Engl.].
6. 04.12.2007 n 329 - (from 12/28/2022). "On physical culture and sports in the Russian Federation". URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_73038/.
7. In 2015 from the United Nations Educational, Scientific and cultural organization, no science and
culture 7, place Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000231339.
8. Ahmed Ben Bella Oran. Teach fitness and St.-children in a schooler environment. URL: https: // (PDF) fitness education and St.-Palace of children in the schooler environment (researchgate.net).
9. The attached document on the subject of physical education and sports for middle Education-Ministry of National Education-National Curriculum Committee 2016. URL: https://www. education.gov.dz.
10. Curriculum of physical education and sports for the middle school stage-Ministry of national education-2016. URL: website:// www.education. gov.dz.
Статья поступила в редакцию: 08.07.2023
Меруан Зохеир - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected]
Родичкин Павел Васильевич - доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392036, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: [email protected]