Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ
УДК 378
с в. Баранова СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ
НАСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена выявлению различий факторной структуры переменных настойчивости с различными личностными характеристиками у студентов. Представлены основные понятия и определения настойчивости с позиции системно-функционального подхода, настойчивость рассматривается как система мотивационно-смысловых характеристик. Результаты эмпирического исследования факторной структуры настойчивости студентов рассмотрены в рамках восьмикомпонентной модели А.И. Крупнова.
Ключевые слова: настойчивость, факторная структура настойчивости, переменные настойчивости, тревожность.
Svetiana Baranova MEANINGFUL AND SEMANTIC ASPECT OF PERSISTENCE
AT STUDENTS
Abstract. The article is devoted to detection of factorial structure of persistence variables with various individual characteristics of students. The main concepts and meanings of persistence from the position of systemic-functional approach are presented. Persistence is considered as a system of motivational and semantic characteristics. Results of empirical research of factorial structure of persistence of students are considered within the eight-component model by A.I. Krupnov. Keywords: persistence, factorial structure, persistence variables, anxiety.
В русле целостной системно-функциональной организации личностных свойств, разработанной многомерно-функциональной модели свойств личности (А.И. Крупнов 1996, 2008), проведено эмпирическое исследование, в ходе которого выявлены психологические особенности соотношения настойчивости с личностными характеристика студентов. В исследовании приняли участие 121 студент МГУДТ, использованы методики «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), тест «Мотивация к успеху» (Элерс), тест суждений «Настойчивость» (А.И. Крупнов). Согласно концептуальному подходу научной школы А.И. Крупнова настойчивость включает в себя инструментально-стилевые и мотивационно-смысловые характеристики.
Настойчивость как системное базовое свойство личности включает динамические, мотиваци-онные, когнитивные, продуктивные, рефлексивно-оценочные и эмоциональные компоненты. Для выявления особенностей соотношения настойчивости с личностными характеристиками студентов нами проведен факторный анализ методом главных компонент с дальнейшим вращением (нормализованный варимакс). В результате выделилось по пять факторов по каждой из групп студентов, объясняющих до 60-80 % суммарной дисперсии.
Проанализируем результаты факторного анализа в сравнительном аспекте: сначала выделим сходные для двух групп факторы, а затем - специфичные. В факторной структуре переменных настойчивости обеих групп студентов (более п = 48, и менее, п = 45, настойчивых) выделились с наибольшими факторными весами целевой фактор (см. табл. 1) и фактор проблем (см. табл. 2). Подобный фактор проблем был выделен и описан другими исследователями при анализе общительности, настойчивости, любознательности, инициативности, агрессивности, уверенности (Каргина, 2005; Стакина, 2006; Полянская, 2008; Новикова, Нечепуренко, 2007; Селиверстова, 2007).
© Баранова С.В., 2014
В исследовании Т.В. Нечепуренко «в первый фактор вошел комплекс мотивацинно-смысловых и интрументально-гармоничных переменных... Первый фактор отражает содержательную суть..., а второй - трудности. В первый фактор агрессивности с положительными значимыми весами входят аффективность, операциональные и личностные трудности. На уровне тенденции в этот фактор входят также эгоцентричность, склонность к физической и вербальной агрессии...» [3, с. 256].
В исследовании E.H. Полянской «первый фактор (фактор успешности)... вошли переменные общественно и личностно значимые цели, социоцентричность, осмысленность, предметность, субъек-тость, эргичность, стеничность и интернальность» [3, с. 285]. Примечательно, что у менее настойчивых первым выделился фактор проблем, а у более настойчивых - целевой фактор. Рассмотрим сначала целевой фактор. У обеих групп в него вошли переменные целевого и мотивационного компонентов. Различия проявились в том, что у более настойчивых к ним присоединились переменные продуктивного компонента (предметность-субъектность) и стеничность (см. табл. 1). Это может свидетельствовать о том, что у этой группы студентов целенаправленное настойчивое поведение приводит к желаемому результату и сопровождается переживанием положительных эмоций. В группе менее настойчивых студентов (см. табл. 2) к целевым и мотивационным переменным добавились эргичность и из личностных характеристик - агрессивность и мотивация стремления к успеху. Возможно, для этой группы студентов характерно, что целенаправленное настойчивое поведение осуществляется, только если у них хватает энергии за счет внешней регуляции, то есть когда такое поведение является следствием требований ситуации, окружения и т.д. По-видимому, нехватка внутренней мотивации, ин-тернальности приводит к тому, что любое активное поведение (как настойчивое, так и агрессивное) может осуществляться только в условиях группового одобрения и зависит от внешних факторов.
Перейдем к анализу фактора проблем. В группе более настойчивых студентов, кроме операциональных и личностных трудностей, в этот фактор вошли эргичность с отрицательным знаком, аэргичность и осмысленность. С качественной стороны такое соотношение переменных настойчивости свидетельствует о том, что трудности в осуществлении настойчивого поведения у этой группы студентов связаны с нехваткой широты, силы, разнообразия в проявлениях настойчивости и с избыточной рефлексивностью, стремлением размышлять, когда надо действовать. В группе менее настойчивых студентов в этот фактор не вошли переменные когнитивного компонента, к трудностям присоединились такие личностные характеристики, как тревожность, фрустрация и ригидность. Это может свидетельствовать о том, что у этой группы студентов трудности имеют не ситуативный, а постоянный личностный характер, являются закономерным результатом неблагоприятного эмоционального фона и неспособности вовремя изменять ранее сформировавшиеся (затверженные) шаблоны поведения.
В третий фактор в группе более настойчивых студентов вошли в основном такие личностные характеристики, как тревожность, фрустрация, ригидность и астеничность настойчивости. По смыслу вошедших в него показателей этот фактор можно назвать тревожно-астеническим (негативным), так как в нем объединились характеристики, препятствующие активному настойчивому поведению - отрицательные эмоции, тревожность, негибкость и чувство неполноценности. В третий фактор в группе менее настойчивых студентов вошли обе переменные продуктивного компонента (предметность -субъектность) его можно назвать продуктивным. Указанные переменные оказались изолированными, несвязанными ни с какими другими, возможно, является признаком низкой результативности настойчивого поведения у этой группы испытуемых. У более настойчивых предметность вошла в четвертый фактор вместе с обеими переменными регуляторного компонента, осведомленностью и социоцен-тричностью. Интересно отметить, что интернальность вошла в этот фактор с обратным знаком, поэтому его можно назвать экстернально-социоцентрическим (фактором внешней регуляции).
Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия
Таблица 1
Факторная структура переменных настойчивости, характеристик теста психических состояний и мотивации стремления к успеху у более настойчивых студентов
Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Общественно значимые цели 0,782 -0,088 0,016 0,375 0,019
Личностно-значимые цели 0,763 0,050 -0,070 -0,162 -0,016
Социоцентричность 0,595 0,034 0,074 0,624 -0,091
Эгоцентричность 0,881 -0,055 0,082 -0,047 -0,050
Осмысленность 0,474 0,553 -0,395 0,141 0,241
Осведомленность 0,145 0,228 0,050 0,744 0,043
Предметность 0,540 0,076 -0,135 0,572 0,001
Субъектность 0,617 -0,108 -0,255 0,124 0,101
Эргичность 0,011 -0,629 -0,144 0,493 -0,188
Аэргичность -0,125 0,835 0,241 0,155 -0,084
Стеничность 0,599 -0,349 0,148 0,111 0,331
Астеничность 0,211 -0,073 0,687 0,368 0,018
Интернальность 0,188 0,208 0,049 -0,528 0,439
Экстернальность -0,019 0,218 0,240 0,793 0,134
Операциональные трудности -0,128 0,862 0,315 0,224 -0,105
Личностные трудности -0,087 0,805 0,413 0,192 -0,059
Тревожность -0,042 0,436 0,810 -0,056 0,013
Фрустрация -0,128 0,330 0,802 0,039 -0,124
Агрессивность 0,056 0,058 0,209 0,015 0,780
Ригидность -0,107 0,175 0,585 -0,019 0,166
Мотивация стремления к успеху -0,046 -0,283 -0,343 0,026 0,604
Настойчивое поведение побуждается внешней социоцентрической мотивацией, регулируется внешней экстернальной регуляцией и направлено не на субъектный, а на предметный результат.
В четвертый фактор, условно названный когнитивно-смысловым, у менее настойчивых студентов вошли осмысленность и мотивация стремления к успеху с обратным знаком. Возможно, в этой пассивной группе с выраженными агармоническими чертами даже правильное понимание настойчивости не ведет к ее реализации из-за недостаточной уверенности в своих силах.
В пятый фактор, обозначенный нами как эмоционально-когнитивный, у более настойчивых студентов вошли личностные переменные - агрессивность и мотивация стремления к успеху. Связь этих переменных можно объяснить общим активным настроем этой группы испытуемых. У менее настойчивых в пятый фактор вошли переменные - стеничность и осведомленность. Можно предположить, что стеничность, некоррелирующая у этой группы респондентов ни с какими гармоническими характеристиками мотивационно-смыслового комплекса настойчивости, не может помочь этим студентам в преодолении трудностей в достижении поставленной цели.
Таблица 2
Факторная структура переменных настойчивости, психических состояний и мотивации стремления к успеху у менее (п = 45) настойчивых студентов
Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Общественно-значимые цели 0,101 0,837 0,061 -0,026 0,111
Личностно-значимые цели -0,030 0,653 0,233 0,127 -0,204
Социоцентричность 0,052 0,643 0,145 0,066 ,217
Эгоцентричность -0,086 0,792 0,217 -0,087 0,104
Осмысленность 0,274 -0,097 0,249 0,727 -0,096
Осведомленность 0,165 0,323 0,214 0,288 0,582
Предметность -0,130 0,232 0,863 0,163 0,172
Субъектность -.180 0,323 0,798 0,081 0,042
Эргичность -0,336 0,580 0,194 0,441 -0,223
Аэргичность 0,573 -0,028 -0,324 0,237 0,403
Стеничность -0,020 -0,056 0,107 -0,171 0,826
Астеничность 0,710 0,010 -0,011 0,226 0,024
Интернальность 0,110 -0,365 0,180 0,046 -0,313
Экстернальность -0,014 0,577 -0,465 0,429 0,104
Операциональные трудности 0,789 0,085 -0,225 0,290 0,050
Личностные трудности 0,735 0,044 -0,141 0,407 0,140
Тревожность 0,742 -0,161 -0,245 -0,133 0,104
Фрустрация 0,813 -0,082 0,023 -0,069 -0,123
Агрессивность 0,431 0,623 0,069 -0,123 -0,032
Ригидность 0,815 0,180 0,205 -0,180 -0,107
Мотивация стремления к успеху -0,081 0,648 0,028 -0,501 -0,088
Сравнивая содержание факторных структур настойчивости у рассматриваемых групп студентов, можно ответить следующее: менее настойчивые основные усилия тратят на преодоление трудностей, тревожности, фрустрационных состояний, ригидности; более настойчивые применяют более четкий принцип организации данного свойства.
Согласно результатам корреляционного анализа в установочно-целевом компоненте значимыми (р < 0,15) оказались личностно-значимые цели: стремление быть во всем самостоятельным и независимым; намерение самоопределиться и самореализовать себя; стремление создать уют и личное благополучие. У выделенных групп в когнитивном компоненте в переменной «осмысленность» выявлены значимые различия средних значений (р < 0,01). Для более настойчивых испытуемых характерно постоянство в достижении каких-либо планов, упорство в достижении каких-либо целей, постоянство усилий человека в решении намеченных им задач.
Сопоставив результаты корреляционного и факторного анализа, мы пришли к выводу о существовании индивидуально-типических вариантов реализации настойчивости, которые обладают спецификой проявления в учебной и профессиональной деятельности. Выявленные связи между настойчивостью и личностными характеристиками имеют практическое значение для тренингов и осуществления психокоррекции в целях гармонизации настойчивого поведения.
Раздел TV. Педагогика, психология, социология, философия
Библиографический список
1. Баранова С.В. Содержательно-смысловой аспект настойчивости у студентов // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования. Ч. 2. Материалы IV Международной научно-практической конференции (21-22 ноября 2013 г., Россия, Ростов-на-Дону). - Р/нД.: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. - С. 78-80.
2. Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов, дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 159 с.
3. Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: сб. научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. - М.: РУДЫ, 2009.
4. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: учеб. пособие / А.И. Крупнов. - М.: ИИЦ МГУДТ, 2008. - 56 с.
5. Стакина Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 19 с.
6. Полянская E.H. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 22 с.
7. Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. - (Серия: Психология, педагогика). - 2007. - № 1. - С. 20-28.
8. Селиверстова М.А. Сравнительная характеристика уверенности старших школьников и студентов: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2007. - 16 с.