A
Медиакультура
Media Culture
Сравнительный анализ эволюции образа школьника и студента в советских и российских плакатах, карикатурах и профессиональных фотографиях*
А.Ю. Шаханская
Ростовский государственный экономический университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, Shahanskaya. anastasia@yandex. ru
* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
Аннотация. В статье, на примерах конкретных советских и российских визуальных медиатекстов дан герменевтический анализ эволюции образа школьника и студента в плакатах, карикатурах и профессиональных фотографиях.
В ходе исследования мы выяснили, что в различные исторические периоды в нашей стране образ школьника и студента постоянно трансформировался. Обобщенно это можно представить следующим образом:
- 1920-е - 1930-е годы: школьник и студент - это «борец» за дело коммунистической партии и рабочего класса; молодой строитель коммунизма, противник безграмотности и атеист;
- 1940-е - 1945-е годы: школьники и студенты оказывают посильную помощь фронту по всевозможным направлениям, активно занимаются научной и учебной деятельностью;
- 1950-1960-е годы: школьники и студенты обладают такими качествами как: достоинство и честь, совесть, честность, доброта и ответственность, инициативность, воспитанность, отзывчивость, образованность, участие, преемственность, непримиримость к невежеству, активная жизненная позиция и политическая (коммунистическая) определенность. Главный мотив при профессиональном самоопределении -общественная польза. Образ уже сформированной личности с высокими моральными ценностями;
- 1970-е - 1980-е годы: школьная и молодежная аудитория более мобильна и свободна в выборе близких ей ценностей; усиливается межкультурный диалог, влияние западных тенденций в поведении молодого поколения;
- 1990-е годы - настоящее время: неоднозначные идеологические, политические и нравственные взгляды всего общества, что способствует созданию очень разноплановых медиатекстов по выбранной тематике. Каждый автор предлагает свои представления и, создает свой образ школьника и студента, опираясь на личный опыт, что наглядно прослеживается в большом объеме медиатекстов, отражающих разнообразные, как положительные, так и отрицательные, образы и типажи школьников и студентов.
Ключевые слова: школьник, студент, плакат, карикатура, художественная фотография, школа, вуз, герменевтический анализ.
Comparative analysis of the evolution of the image of the schoolboy and student in the Soviet and Russian
posters, caricatures and professional photos *
Anastasia Shahanskaya
Rostov State University of Economics, 344002, Rostov-on-Don, B. Sadovaya, 69, Shahanskaya. anastasia@yandex. ru
Abstract. This article give a hermeneutic analysis of the evolution of the image of the schoolboy and student in the posters, caricatures and professional photos with examples of specific Soviet and Russian visual media texts. The image of the students is constantly transformed in different historical periods. Generally it can be represented as follows:
- 1920s - 1930s years: students are a fighters for the cause of the Communist party and the working class; young builders of communism and atheists.
- 1940 - 1945 years: students, providing all possible assistance to the front in every possible direction, creative, actively engaged in scientific and teaching activities;
- 1950s-1960s: students are such qualities as dignity and honor, conscience, honesty, kindness and responsibility, initiative, orientation to communism, responsiveness, education, participation, continuity, active life. The main motive of professional self-determination - public use. The image is already formed personality with high moral values;
- 1970s - 1980s: students become more mobile and free to choose similar values; enhanced intercultural dialogue and we the influences of Western trends. More examples of parasitism, idleness, unwillingness work, although these qualities are shown in a negative context, they still reflect the realities of the time.
- 1990s - present: the ambiguous ideological, political and moral views of society, creating a very mixed media texts according to the chosen theme. Each author offers their own ideas and creates his image of students, based on personal experience, which is clearly seen in the incredibly large volume of media texts that reflect diverse, both positive and negative images, and character types of students.
Key words: schoolboy, student, poster, caricature, photography, school, university, hermeneutic analysis.
* Support and acknowledgement
This article is written within the framework of a study financially supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF). Project 17-18-01001 "School and university in the mirror of the Soviet, Russian and Western audiovisual media texts ", performed at Rostov State University of Economics.
Введение
Воспитание школьников и студентов имеет огромное значение в масштабах не только нашей страны, но и мира в целом; от того, какие моральные ориентиры, ценности и убеждения имеют молодые люди, зависит, каким в будущем будет наше общество, культура, страна.
Искусство всегда чутко реагирует на все социальные, политические и экономические преобразования в обществе. Чтобы провести анализ эволюции образа школьника и студента мы обратились к искусству плаката, карикатуры и профессиональной фотографии. Авторы каждого из этих видов искусства по-своему интерпретировали замысел, используя свои художественно-выразительные средства, представляя на суд зрителя образы школьников и студентов, их характерные черты присущие определенному временному периоду.
Материалы и методы
Материал нашего исследования - визуальные медиатексты на тему образа школьника и студента в советских и российских плакатах, карикатурах и профессиональных фотографиях; осуществлен сравнительный герменевтический анализ визуальных медиатекстов, касающихся данной тематики (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ и др.), Мы использовакЬ методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанные А. Силверблэтом [Silverblatt, 2001, pp. 80-81] и У.Эко [Эко, 2005, с. 209].
Дискуссия
Проблема эволюции образа школьника и студента в советских и российских плакатах, карикатурах и профессиональных фотографиях на сегодняшний день слабо исследована. Практически не изучен вопрос сравнительного анализа данной темы в отечественных визуальных медиа от советского периода до наших дней.
Различные аспекты заявленной нами темы рассматривались отдельными авторами как в советский период [Баранов, 1979; Кабо, 1978; Левшина, 1978; Парамонова, 1976; Пензин, 1973; Рабинович, 1991; Усов, 1980 и др.], так и в наши дни [Федоров, Левицкая, Горбаткова, 2017; Шипулина, 2010; Аркус, 2010, Шмитько, 2017 и др.]. Однако в данных работах рассмотрены преимущественно вопросы школьной и вузовской тематики советского и российского периода в аудиовизуальных медиатекстах, прежде всего - на материале кинематографа, реже телевидения и Интернета. Анализ образа педагога в современных медиатекстах (в основном - ТВ, Интернет) дан в статье А. Маченина [Маченин, 2016].
Тема школы и вуза в разные годы в отечественном искусстве интересовала многих авторов. В искусстве 1950-х-1960-х были созданы замечательные образцы педагогического плаката такими художниками как: В. Брискин, Н. Ватолина, Н. Вигилянская, В. Грицевич, К. Иванов, Ф. Качелаев, И. Коминарц, В. Корецкий, М. Нестерова, С. Низовая, Е. Позднева, Е. Соловьев, Р. Сурьянинов, Г. Шубина и др. Эти постеры популярны и сегодня, их можно найти в продаже, на интернет-сайтах и альбомах иллюстраций [Снопков, Снопков, Шклярук, 2006].
Так как карикатура призвана в большей степени высмеивать и обличать «пороки» общества в целом, и отдельных социальных групп в частности, сатирическая трактовки темы школы и вуза также отразилась в работах многих художников. В советские времена самым популярным сатирическим журналом был «Крокодил», на страницах которого появлялись карикатуры о школьной и студенческой жизни различных авторов (Г. Огородников, М. Семенова, В. Шкарбан, Н. Щеглова и др.).
У каждого вида искусства по выбранной нами теме своя сила воздействия на зрителя, и если плакат в большей степени агитирует следовать определенному образу, а карикатура указывает на недостатки, то фотография чаще показывает сюжеты из реальной жизни, в наименее измененном виде.
Результаты исследования
Нами проделан анализ советских и российских плакатов, карикатур и художественных фотографий (1922-2017) в целях выявления эволюции образа школьника и студента.
Место действия, исторический, религиозный, культурный, политический, идеологический контекст
Особенности исторического периода создания медиатекстов, условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания медиатекстов, степень влияния событий того времени на медиатексты.
Одной из особенностей образования в Советском союзе, начиная с самых первых ступеней, было сильное политическое и идеологическое влияние со стороны государства.
История отечественной школы в советский период развивалась довольно драматично и противоречиво. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Подавляющая часть сформированных этой системой людей искренне поддерживала существовавший политический режим. Сомневавшихся уничтожали или заставляли молчать [Константинов, Медынский, Шабаева, 1982]. В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
Вступление СССР в период «развитого социализма» обусловило возрастающие потребности общества в повышении культурного и общеобразовательного уровня всего советского народа. Это поставило перед школой и педагогикой нашей страны новые
важные задачи [Константинов, Медынский, Шабаева, 1982]. С начала 1970-х перемены в общественной и политической жизни внесли новые веяния и в среду молодежи, что со временем проявлялось все в большей степени.
На сегодняшний день мы видим в различных сферах общественной жизни множество трансформаций, модернизаций и реформ, касающихся молодого поколения, что, несомненно, отражается и на образе школьников и студентов нашего времени.
Как знание реальных исторических событий конкретного периода помогает пониманию данных медиатекстов.
В первые годы Советской власти был положен курс на право всех граждан быть образованными независимо от национальной, имущественной и гендерной принадлежности. И на фотографиях тех лет мы видим в качестве учеников за партами людей разных возрастов, пола, профессий по всей территории Советского союза.
Фото: «Ликбез» (1920-е) Фото: «Русский учитель с учащимися «ликбеза»
перед импровизированной доской» (1929)
В течение 1920-х годов было много новообразований и реформ, но в целом существенного повышения эффективности обучения не произошло. В содержании учебного материала поощрялась в большей степени политическая, идеологическая и антирелигиозная составляющая.
Фото: «Науроке» (1931) Фото: «Советские школьники» (1930-е)
Фото: «Доносительство» (1920-е)
Постепенно улучшалось качество обучения. Это стало возможным, прежде всего, в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение, и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина [Константинов, Медынский, Шабаева, 1982].
Фотограф М. Шагин (1930-е) Плакат «Спасибо любимому Сталину... ».
В.Говорков (1936)
Советские плакаты 1930-х гг.
Воспитание молодёжи в 20-30 гг. XX столетия определялось как стратегическая задача строительства социализма. Практически всё отношение государства и общества к молодёжи выражалось через воспитание, которое по инициативе В.И. Ленина именовалось коммунистическим [Криворученко, Цветлюк, 2011].
Школьники и студенты представлялись молодыми строителями коммунизма, борцами за дело коммунистической партии и рабочего класса.
В годы Великой Отечественной войны большое количество детей и молодежи была лишена возможности учиться. Тем не менее, на фотографиях военных лет мы видим школьников и студентов не только за партами, но и во время военно-физической подготовки, сельскохозяйственных работ, строительстве оборонительных сооружений и пр.
училища №6 на занятии Фото: «Урок по анатомии» (Ф. Кислов, 1940-е)
в классе. Москва» (Я. Халип, 1943)
Новокузнецк» (1944) Фото: «Школьники Дзержинского района идут на работу
на огороды, находящиеся в Летнем саду. Ленинград» (1943)
Оказывать посильную помощь фронту призывали и лозунги с плакатных листов.
Несмотря на тяжёлые условия, вызванные Великой Отечественной войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения [Медынский, 1955]. Все это также нашло свое отражение в фотохронике, где мы видим студенческую молодежь, активно вовлеченную в учебный процесс.
Фото: «Студенты второго курса металлургического института имени Сталина за испытанием на разрыв металлического стержня. Днепропетровск» (1944)
Фото: «Лучший красноярский хирург, доцент Михедко Н.М. принимает зачет у студентов-выпускников Красноярского медицинского института» (1944)
В конце 1950-х - 1960-е годы наша страна вступила в период «развитого социализма». В это время активно использовалась сила воздействия и педагогические возможности плакатного искусства. Так называемый педагогический плакат на протяжении 1950-х-1960-х активно пропагандировал образцово-показательный образ школьника и студента, ярко представляя черты, которыми должен обладать достойный советский человек, предлагал зрителю ориентиры, на которые должно было равняться все подрастающее поколение.
Плакат «Будь достойным сыном. Плакат «Носи с честью».
Родины!» Сурьянинов В. (1950) Шубина Г. (1956)
Темы плакатов затрагивали практически все стороны жизни школьников. Призывали вести здоровый образ жизни, соблюдать распорядок дня, заниматься спортом, закаляться и пр.
Плакат «Если хочешь здоров быть - закаляйся!». Плакат «Распорядок дня».
Корецкий В, Грицевич В. (1950) Соловьев Е. (1964)
Чтобы стать опорой Великой страны в будущем нужно было отлично учиться, поощрялась также помощь в учебе отстающим товарищам, преемственность поколений.
Уит
ж ПЯТЬ!
Плакат «Учись на пять». Сурьянинов Р.(1957)
Плакат «Пионер без лишних слов малышу помочь готов!». Решетников Б. (1960)
Позитивное отношение к учебе можно увидеть не только в плакате, но и в фотоискусстве, где учебный процесс показан не как рутина, а как увлекательный, творческий поиск, особенно в студенческой среде.
Фото: «После уроков». Болдин С. (1960-е) Фото: «Первокурсник. МВТУ им. Баумана». Болдин А. (1962)
Фото: «Мир формул». Лагранж В. (1966)
Фото: «После лекций. МВТУ им. Баумана» .
Фото: «Физика и лирика». Хрупов А. (1960)
Особую нишу занимают плакаты на тему труда, помощи младшим товарищам и приучении их к труду, начиная с младшего возраста.
Плакат «Воспитывай Плакат «Люби труд!». Плакат «Любим потрудиться
в себе любовь к труду!». Низовая С. (1954) - есть чем погордиться!»
Шубина Г. (1955) Маризе-Краснокутская М. (1960)
На плакатах школьники представлены самостоятельными и имеющими навыки самообслуживания, они выполняют домашние обязанности без помощи взрослых, и оказывают помощь родителям, наставляя в этом младших.
Плакат «Учись все делать сам!». Плакат «Всеумеем делать сами.
Дацкевич С. (1955). Помогаем нашей маме». Вигилянская Н., Качелаев Ф. (1960),
Недостатки и отрицательные черты характера высмеиваются, либо подвергаются жесткой критике. Высокий моральный облик будущего строителя коммунизма, активная гражданская позиция представляет школьника этих лет честным, ответственным, вежливым, воспитанным, непримиримым к невежеству.
Плакат «Не смей». Низовая С. (1955) Плакат «Октябрята» Плакат «А ты не такой?»
(1968) Позднева Е., Коминарца И.
(1957)
Осуждающее отношение к хулиганам можно увидеть и в карикатуре. Здесь примерами могут служить выпуски журнала «Крокодил» за 1967 и 1968 годы.
Карикатура «Прощай, оружие». Семенова М. (1967) Карикатура «Ветеран». Щеглова Н.(1968)
Итогом всестороннего развития советского молодого человека в процессе его воспитания и обучения в школе должно было стать формирование диалектико-материалистического мировоззрения, непоколебимой уверенности в победе коммунизма, советского патриотизма и социалистического интернационализма, активной жизненной позиции [Константинов, Медынский, Шабаева, 1982].
С начала 1970-х годов образ школьника серьезно пошатнулся: веяния, моды, влияние западных медиа, раскрепощенность, все это определенным образом сказалось на облике молодого поколения. В карикатурах все чаще молодые люди представляются как бездельники, пренебрегающие рабочими профессиям, не имеющие желания трудится на благо своей страны.
Карикатура «Ребята! Это мне не по плечу!» (1970-е) Карикатура «Ребенок вырос!» (1970-е)
Тенденции более свободных нравов можно видеть и в молодежной среде на фотографиях тех лет.
Фото 1970-х гг.
В 1980-1990-е годы ситуация обострилась: менялись ориентиры, практически исчезли высокие идеалы, прежние моральные принципы, на первое место среди жизненных ценностей вышло материальное благополучие.
Карикатура «Итак, дети... » Шкарбан В. (1980-е) Карикатура «Как я провел лето?... »
Огородников Г. (1980-е)
Резкая смена образа школьника изображалась художниками в сравнении с предшествующими идеалами и образцами (с акцентом на снижение морального облика подраставющего поколения).
ГЕРОИ РАЗНОГО ВРЕМЕНИ
Yaldub.ru I ^
Карикатура «Герои разного времени». Дубинин В. (2000-е)
Некоторые карикатуры 1990-х на тему негативного влияния медиа на детей и подростков выглядят очень актуально и сегодня.
Ежедневная многочасовая телепропаганда насилия, жестокости и разврата отравляет души западной молодежи и в значительной степени способствует росту преступности в странах капитала.
Карикатура «СМИ» (1990-е)
Негативное влияние медиа на молодое поколение сегодня отмечают многие ученые и исследователи [Федоров, 2004; Шариков, 2000; Тарасов, 1997 и др.]. Опасения по этому поводу можно увидеть и в плакатном искусстве. Сегодня авторы поднимают такие проблемы как: интернет-зависимость, повышение агрессивности и ухудшения здоровья в результате длительного взаимодействия с компьютерными играми, неумение молодежи общаться и дружить в реальной жизни.
Время, потраченное зря - не вернуть
Плакат «виртуальные друзья» Плакат «Время, потраченное
(2010) зря — не вернуть». Краснобаева К. (2016)
Плакат «Ваня. 7 лет. Орк 9-й степени». Голованова С. (2010)
Плакат «Долой интернет-зависимость!». Вольф Д. (2015)
Постоянные реформы в образовании пока не приносят устойчивых результатов, падает уровень образованности молодого поколения. Примеры тому, наглядно представлены в карикатуре и плакате.
Карикатура «Идет экзамен» (2010) Карикатура «Все вижу...».
Голованова С. (2008)
Вместе с этим у школьников и студентов крепнет ощущение, что учиться сегодня совсем необязательно, коррупция в школе и вузе позволит получить диплом и без достаточного уровня знаний.
Карикатура «Голова - дубовая, медаль - липовая». Карикатура «Студент, давай пять... » (2010-е).
Рачков Н. (2014)
Существуют и попытки популяризировать хорошую учебу, образованность, начитанность, но судя по содержанию такого рода работ, чтобы привлечь молодое поколение к таким вещам достаточно сказать, что это модно или оплачиваемо.
Из серии плакатов «Мода на мозги». Максимов С. (2011)
МОЛОДОЙ??*04"
ПРОСТОЕ!
В Пермском крае | науки, образования и
мода на мозги.
П
V
Из серии плакатов «Мода на мозги». Маконнен Д. (2011)
ЧИТАТЬ - МОДНО
Плакат «Читать - модно». Дорошевич О. (2016)
Сегодня размыты границы четких ориентиров того, как должно себя вести молодое поколение, над чем работать, и в каком направлении двигаться. Конечно, общество сегодня стремится к формированию активного гражданина, патриота, человека, обладающего политической культурой и критическим мышлением, со способностью самостоятельно сделать правильный выбор. Но в реальности мы видим, что «правильный выбор» готовы сделать не все: кто-то проводит школьное и студенческое время в стремлениях хорошо учится, заниматься спортом, самосовершенствоваться, участвовать в фестивалях, форумах, волонтерской деятельности и пр.; остальные же предпочитают пассивную жизнедеятельность, погружение в социальные сети, интернет, компьютерные игры и релити-шоу, аморальный образ жизни.
Фото: «Отличница». Татаренко Т. (2010)
Фото: «Выпускницы» (2014)
Несомненно, и сегодня существуют медиатексты позитивного содержания, наставляющие на здоровый образ жизни, гражданскую активность и прочее, но в огромном информационном потоке сегодня они уже не имеют такую силу воздействия, часто проходя лишь фоном в череде разношерстной информации.
Социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст.
Идеология, мировоззрение авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиатекстах.
Повсеместное влияние идеологии во времена Советского Союза, по мнению советских властей, должно было сформировать правильное коммунистическое мировоззрение подрастающего поколения людей, которые в будущем окажут неоценимую помощь в деле развития своей Родины и строительстве коммунистического общества.
Во многом этому способствовало создание детских и юношеских организации. Дети 7-8 лет были октябрятами, идея данной структуры заключалась в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Дети младшего школьного возраста должны были хорошо учиться, помогать старшим, быть прилежными. В качестве вожатых выступали пионеры - следующая возрастная группа школьников 9-14 лет, объединенная в отряды и дружины, со своими съездами и собраниями, сферой занятий: помощь престарелым и нуждающимся (тимуровское движение), сбор вторсырья, борьба с вредными привычками и пр.
Советские плакаты 1940-1960-х гг.
Передовой молодежью считались комсомольцы (15-28 лет), для того чтобы вступить в комсомол необходимы были положительные рекомендации от пионерской организации. Пропагандируя здоровый образ жизни и патриотическое воспитание,
впоследствии комсомольцы становились активными коммунистами, а изгнание из комсомола считалось серьезным «крахом» молодого человека.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОМСОМОЛЬСКОЕ ПЛЕМЯ!
Плакат 1940-х гг.
Так или иначе, детские организации разного рода в советское время формировали устойчивый позитивный образ своих участников. Все положительные герои медиатекстов советского времени выступающие в роли октябрят, пионеров и комсомольцев характеризуются как однозначно положительные, целостные, воспитанные, образованные атеисты - строители нового коммунистического общества.
Мировоззрение людей мира, изображенного в медиатекстах, иерархия ценностей согласно данному мировоззрению; как данные медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют отношения, ценности; поведение, мифы.
Изображение в медиатекстах советских плакатах, карикатурах и художественной фотографии:
- оптимистическое мировоззрение, основанное на коммунистической идеологии в ее сталинской/ленинской трактовке;
- иерархия ценностей: коммунизм, пионерия, комсомол, народ, семья.
- основной стереотип успеха в этом мире: коммунистическая убежденность, высоконравственное поведение, образованность.
Изображение в медиатекстах российских плакатах, карикатурах и художественной фотографии:
- оптимистическое мировоззрение, основанное на вере в светлое будущее;
- иерархия ценностей: финансовое благополучие, здоровье, соответствие современным тенденциям, требованиям времени;
- основной стереотип успеха в этом мире: самосовершенствование, карьера, возможность улучшения материального состояния, активность.
Структура и приемы повествования в данных медиатекстах. Схематично структуру, репрезентативность, этику, особенности жанровой модификации можно представить следующим образом:
- место и время действия медиатекстов: СССР и современная Россия.
- характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта: чаще обстановка - это учебный класс, аудитория, школьный двор, домашняя обстановка.
- жанровые модификации: репортаж, социально-политический портрет.
- (стереотипные) приемы изображения действительности: варианты построения композиции различны, школьники и студенты изображены как правило во время занятий, общественной работы и в свободное от учебы время.
Типология персонажей: в образах представленных в плакатах, художественных фотографиях и карикатурах школьники и студенты разных лет - это отличники и двоечники, хулиганы и бездельники, патриоты и активисты. - возраст персонажа: 7-23 лет;
- уровень образования: в процессе учебы в общеобразовательных и высших учебных заведениях;
- социальное положение, профессия: ученик, студент.
- семейное положение персонажа: как правило, не акцентировано.
- внешний вид, одежда, телосложение персонажа, черты его характера, лексика зависит от целей автора медиатекста.
Вариант № 1. Положительный персонаж: школьник или студент, опрятно одетый, чаще в школьной форме, имеющий правильную речь, хорошую осанку, спортивное телосложение, ведущий здоровый образ жизни, активист (октябренок, пионер (обязательный атрибут - пионерский галстук) или комсомолец в советский период), представляющий правильные ориентиры в поведении, моральные и нравственные ценности.
Вариант № 1. Отрицательный персонаж: школьник или студент, пассивный, двоечник, бездельник, неопрятный, олицетворяющий аморальные нормы поведения.
Выводы
На примерах конкретных советских и российских визуальных медиатекстов мы осуществили герменевтический анализ эволюции образа школьника и студента в плакатах, карикатурах и профессиональных фотографиях.
В ходе исследования мы выяснили, что в различные исторические периоды в нашей стране образ школьника и студента постоянно трансформировался. Обобщенно это можно представить следующим образом:
- 1920-е - 1930-е годы: школьник и студент - это «борец» за дело коммунистической партии и рабочего класса; молодой строитель коммунизма, противник безграмотности и атеист;
- 1940-е - 1945-е годы: школьники и студенты, оказывают посильную помощь фронту по всевозможным направлениям, активно занимаются научной и учебной деятельностью;
- 1950-1960-е годы: школьники и студенты обладают такими качествами как: достоинство и честь, совесть, честность, доброта и ответственность, инициативность, воспитанность, отзывчивость, образованность, участие, преемственность, непримиримость к невежеству, активная жизненная позиция и политическая (коммунистическая) определенность. Главный мотив при профессиональном самоопределении - общественная польза. Образ уже сформированной личности с высокими моральными ценностями;
- 1970-е - 1980-е годы: школьная и молодежная аудитория более мобильна и свободна в выборе близких ей ценностей; усиливается межкультурный диалог, влияние западных тенденций в поведении молодого поколения;
- 1990-е годы - настоящее время: неоднозначные идеологические, политические и нравственные взгляды всего общества, что способствует созданию очень разноплановых медиатекстов по выбранной тематике. Каждый автор предлагает свои представления и создает свой образ школьника и студента, опираясь на личный опыт, что наглядно прослеживается в большом объеме медиатекстов, отражающих разнообразные, как положительные, так и отрицательные, образы и типажи школьников и студентов.
Литература
Аркус Л. Приключения белой вороны: эволюция «школьного фильма» в советском кино // Сеанс. 2010. 2 июня. http://seance.ru/blog/whitecrow/
Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
Кабо Л.Р. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 1978. 173 с. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение. 1982. 447 с.
Криворученко К., Цветлюк Л. Советское общество в воспитании молодёжи. 1917-1941 гг. //
Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 4. Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.
Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет
медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. C. 23-48.
Парамонова К.К. Фильм и дети. М.: Знание, 1976. 48 с.
Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. М.: Учпедгиз, 1955. 237 с.
Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж, 1973. 152 с.
Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.
Снопков А., Снопков П., Шклярук А. Материнство и детство в русском плакате. М.: Контакт-культура. 2006. 160 с.
Тарасов К.А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией / Ред. М.И. Жабский. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 1997. С. 74-97.
Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980. 125 с.
Федоров А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Школа и вуз в зеркале аудиовизуальных медиатекстов:
Основные подходы к проблеме исследования // Медиаобразование. 2017. № 2.
Шариков А.В. Если сомневаешься, исключи. По поводу пропаганды насилия на телеэкране // Культура. 2000. № 46. С. 4.
Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). С. 4-16.
Шмитько Э.О. Исследование медиаобразов современной молодёжи на основе молодёжных изданий «Студенческий меридиан» и «LA Youth» // Филология и литературоведение. 2013. № 11. http://philology.snauka.ru/2013/11/607
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с. Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
References
Arcus, L (2010). Adventures of the black sheep: evolution of the «school movie» in the Soviet cinema. Seance. June 2. http://seance.ru/blog/whitecrow/
Baranov, O. (1979). The screen becomes the friend. Moscow: Education, 96 p.
Eco U. (2005). The Role of the Reader. Studies on the Semiotics of the Text. St. Petersburg: Symposium, 502 p. Fedorov, A. (2004). The rights of the child and a problem of violence on the Russian screen. Taganrog. 418 p. Fedorov, A., Levitskaya, A. and Gorbatkova, O. (2017). School and university in a mirror of audiovisual media texts: main approaches to a research problem. Media education. No. 2.
^bo, L. (1978). Cinema in esthetic and moral education of children. Moscow: Education. 173 p. Konstantinov, N., Medynsky, E., Shabayeva, M. (1982). Pedagogics history. Moscow: Education. 447 p. Krivoruchenko, K., Tsvetlyuk, L. (2011) The Soviet society in education of youth. 1917-1941. Information humanitarian portal «Knowledge. Understanding. Ability». No. 4. Levshina, I. (1978). Whether you love cinema? Moscow: Art. 254 p.
Machenin, A. (2016). A generalized character of the school teacher in reflection the body / cinema/ the Internet of media space. Media education. No. 3. C. 23-48.
Medynsky, E. (1955). Education in the USSR. Moscow: Uchpedgiz. 237 p. Paramonova, K. (1976). Movie and children. Moscow: Knowledge. 48 p. Penzin, S. (1973). Cinema as educational tool. Voronezh, 152 p.
Rabinovich, Y. (1991). Cinema, literature and all my life. Kurgan: Periodical press. 120 p. Sharikov, A. (2000) If in doubt, leave out. Regarding the propaganda of violence on the TV. Culture. No. 46. P.4. Shipulina, N. (2010) An image of the teacher in the Soviet and modern Russian cinema. VGPU News. No. 8 (52), pp. 4-16.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
Snopkov, A., Snopkov, P., Shklyaruk, A. (2006) Motherhood and the childhood in the Russian poster. Moscow: Contact-culture. 160 p.
Shmit'ko, E. (2013). Study of media images of today's youth based on the youth edition of Student Meridian and LA Youth. Philology and literature. No. 11. http://philology.snauka.ru/2013/11/607
Tarasov, K. (1997). Violence at cinema: attraction and pushing away. Test of a competition. Moscow: Publishing house of scientific research institute of motion picture art. P. 74-97.
Usov, Y. (1980). A technique of use of motion picture art in ideological and esthetic education of pupils of 8-10 classes. Tallinn. 125 p.