Научная статья на тему 'Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма на российском Дальнем Востоке и в Китае*'

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма на российском Дальнем Востоке и в Китае* Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1742
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СЕПАРАТИЗМ / РЕГИОНАЛИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / Russia / China / Siberia / Far East / separatism / regionalism / globalization / economics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозов Юрий Васильевич

В статье рассматриваются проявления сепаратизма на Дальнем Востоке как угроза суверенитету и безопасности России и проводится анализ опыта борьбы с этим явлением в Китае. Предлагается ряд рекомендаций для центральной власти России по снижению сепаратистских настроений в стране с учетом китайского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUGGLE AGAINST SEPARATIST MANIFESTATIONS IN THE RUSSIAN FAR EAST AND IN CHINA

The article examines manifestations of separatism in the Russian Far East as a threat to the sovereignty and security of the RF and analyzes the experience of the struggle against the phenomenon in China. The author offers a number of recommendations for Russian authorities on the decreasing of separatism sentiments in this country with the account of relevant China"s experience.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма на российском Дальнем Востоке и в Китае*»

72

Международные отношения КНР

Ю.В. Морозов'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БОРЬБЫ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ СЕПАРАТИЗМА НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В КИТАЕ* **

Аннотация. В статье рассматриваются проявления сепаратизма на Дальнем Востоке как угроза суверенитету и безопасности России и проводится анализ опыта борьбы с этим явлением в Китае. Предлагается ряд рекомендаций для центральной власти России по снижению сепаратистских настроений в стране с учетом китайского опыта.

Ключевые слова: Россия; Китай; Сибирь; Дальний Восток; сепаратизм; регионализм; глобализация; экономика.

Сначала 2014 г. события на Украине прочно заняли первые полосы международных СМИ. Референдумы жителей Крыма и юго-востока Украины и присоединение полуострова к России были расценены западным сообществом как сепаратизм. При этом Запад словно «забыл» о том, что в феврале 2008 г., без проведения подобного референдума, независимость Косово от Сербии была немедленно признана США и рядом стран Евросоюза. И именно с этого момента право наций на са-

* Морозов Юрий Васильевич, к. воен. н., в. н. с. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

** Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-27-21002.

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

73

моопределение и нерушимость государственных границ, определенные Хельсинскими соглашениями, стали толковаться Западом двояко — то, что «можно было Приштине, не положено ни Симферополю, ни Луганску». Хотя, как и в Сербии, в основе украинского кризиса лежит в том числе и конфликт, вызванный, главным образом, противоречием между ростом самосознания жителей Украины, с одной стороны, и желанием сохранить киевской хунтой территориальную целостность страны — с другой. Таким образом, вопрос легитимности отделения от страны ее части вновь оказался на повестке дня для многих государств мира, включая РФ и КНР. Ибо, исходя из анализа дестабилизирующего воздействия сепаратизма на сложившийся геополитический порядок в мире, есть все основания включить это явление в число глобальных проблем человечества. Эксперты подсчитали, что 53 основных очага современного сепаратизма суммарно занимают территорию 12,7 млн кв. км., населенную приблизительно 220 млн человек1.

Проявления тенденций сепаратизма

как угроза суверенитету и безопасности России

Анализ складывающейся в России ситуации показывает, что опасность сепаратистских тенденций в нашей стране на сегодняшний момент до конца не преодолена. В РФ аналитики выделяют от 31 до 75 точек этнотерриториальных напряжений2. Их основным центром является Северный Кавказ, где продолжается «вымывание» русских из ареалов их проживания. Отток русских происходит и из районов Сибири и Дальнего Востока. Причины такой миграции вызваны как социально-экономическими факторами, так и этнократическим давлением титульных наций. А образование этнической однородности в автономиях РФ в перспективе может усиливать потенциал центробежных процессов в России.

Существенное влияние на проявление тенденций сепаратизма в Сибири и на Дальнем Востоке оказывает их экономическая регионализация. Горные массивы Урала, крупные реки и другие

74

Международные отношения КНР

природные условия существенно затрудняют связи с ядром страны и приводят к определенной обособленности этих обширных земель. Из-за этого экономика региона естественным образом ориентируется на соседние страны, с которыми и ведется практически полностью товарообмен. Сохранение такой тенденции может привести к тому, что интересы субъектов России за Уральским хребтом войдут в конфликт и с экономическими интересами Центра, и с интересами государственной целостности.

Экономическая обособленность Сибири и Дальнего Востока дополняется иными факторами. Так, с точки зрения сохранения территориальной целостности страны у Дальнего Востока и Сибири есть еще две проблемы — демографическая и цивилизационная. Наиболее высокой плотностью населения отличается восточноазиатский ареал, включающий Китай, КНДР, РК и Японию. Здесь средняя плотность населения составляет около 200 человек на кв. км. А по России средняя плотность населения составляет 8,7 человек, сельского населения — лишь 2,33. Поэтому территория за Уральским хребтом стала объектом легальной и нелегальной иммиграции из других стран. Так, на Дальнем Востоке велика вероятность дальнейшего укрупнения китайской диаспоры, которая в настоящее время и так весьма значительна. Существует угроза образования там диаспор и проявлений сепаратистских настроений отдельных районов, населенных корейцами, монголами, уйгурами и другими этносами. Это может способствовать созданию на территории России этнических анклавов наподобие «чайна-таунов», живущих не по российским, а по своим законам, что не способствует этническому добрососедству. Тому примеры — межэтнические столкновения в Кандапоге и в Читинской обл. (2006 г.), в Уральской обл. (2012 г.) и в Москве в 2013 г. В целом, ввиду несовершенства эмиграционной политики и практической «прозрачности» границ с Республиками Центральной Азии (ЦА), Россия вышла на 2-е место в мире по количеству мигрантов.

Проблема проявлений сепаратизма ряда областей РФ является актуальной и в силу особенностей ее конфессионального состава. В России проживают порядка 20 млн мусульман4 (12 %

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

75

населения), определенная часть которых придерживаются сепаратистских взглядов и получают поддержку со стороны зарубежных организаций. Важное место в распространении сепаратистских настроений занимают различного рода информационные центры и радиостанции. В Интернете также можно легко обнаружить немалое количество сайтов сепаратистских движений, которые нацелены на развал нашей страны под благовидными предлогами. И если миграцию из зарубежных стран можно блокировать полицейскими методами, то остановить продвижение идей и утверждение иного мироощущения представляется трудноразрешимой задачей.

Нельзя не упомянуть и о факторе глобализации, который отражает ведущую роль высокоразвитых стран в развитии технологий и в торговле, в первую очередь для установления экономического контроля над территориями, представляющими особую ценность в связи с перспективой истощения природных ресурсов, прежде всего энергетических. На этом фоне ресурсный потенциал одной только Сибири составляет: 77 % добываемой в РФ нефти; 85 % газа; 80 % угля; 45 % гидроэнергоесурсов; древесины — более 41 %; металлов платиновой группы — 99 %5.

Глобализация экономики РФ проявляется в создании свободных экономических зон (по аналогии с Магаданом), которые в ряде случаев содействуют научно-техническому прогрессу, выпуску наукоемкой продукции, насыщению внутреннего рынка качественными товарами и т. д. Экономическая эффективность этих зон создает иллюзию их абсолютной полезности для страны. Тем не менее они подрывают государственный суверенитет, так как способствуют ослаблению барьерной функции центральной власти. В том случае, если такие зоны будут создаваться в таких обособленных и удаленных регионах, как Сибирь и Дальний Восток, они могут послужить дополнительным фактором, ослабляющим государственный суверенитет и создающим предпосылки для деятельности сепаратистских сил.

Есть еще одно обстоятельство, на которое следует обратить пристальное внимание, — несовершенство законодательной базы РФ. В России, как и в любой другой классической федерации, присутствуют два законодательных уровня: федеральный (госу-

76

Международные отношения КНР

дарственный) и субъектный (региональный). При этом стремительное развитие законодательства на региональном уровне порождает множество юридических коллизий, по сути, являющихся проявлениями правового сепаратизма. Наиболее характерно подобные тенденции проявляются:

• в попытках принимать нормативно-правовые акты, относящиеся к исключительной компетенции РФ, на региональном уровне, в частности в области регулирования прав и свобод человека, установления государственной границы, обеспечения целостности территории России;

• в противоречивой практике заключения договоров на региональном уровне о разграничении предметов ведения и полномочий, положения которых грубо противоречат Конституции РФ, и в приостановлении действия указов президента РФ, федеральных законов и других правовых актов РФ, не соответствующих интересам субъектов Федерации.

В Уголовном кодексе РФ в его нынешнем виде нет ряда статей, по которым можно было бы привлечь к уголовной ответственности за сепаратизм, за публичные призывы к отделению какого-либо региона (области) от РФ, за распространение идей сепаратизма в СМИ, Интернете и т. д.

Названные проблемы обостряются ввиду неоднозначного понимания субъектами РФ характера такого государственного образования, как Российская Федерация, и их места в нем. Иногда увлечение самостоятельностью дальневосточных областей России принимает крайние формы.

Пример тому — попытка создания в 1993 г. «Уральской республики». Эта идея губернатора Э. Росселя была «на шаг впереди» позиции 3. Бжезинского, который в 1997 г. в книге «Великая шахматная доска» отмечал, что «России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче...»6. Но не об облегчении системы управления Россией заботился этот последовательный русофоб. Им двигала идея дальнейшего дробления нашей страны по аналогу с некогда сильным государством — бывшей Югославией, распавшейся на

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

77

«удельные княжества» в результате реализации сепаратистских идей под влиянием третьих сил и гражданской войны.

Другой пример — действия жителей Курил, которые выдвигали идею о вхождении островов в состав Японии. До сих пор имеющаяся «территориальная проблема» в отношениях России и Японии косвенно способствует возникновению сепаратистских настроений в ряде субъектов Приморского края и Сахалинской области, региональные элиты которых порой не прочь разыграть «японскую карту» в своих требованиях максимальной автономии от федерального центра. Очевидно, что проявления тенденций сепаратизма дальневосточных регионов как фактор ослабления России будет активно использоваться геополитическими соперниками РФ в целях недопущения ее возрождения как великой державы.

Таким образом, основными факторами сепаратизма, несущими вызовы национальным интересам России в Сибири и на Дальнем Востоке и ослабляющими центральную власть, выступают:

• социально-экономическая обособленность этих регионов и их ориентированность на развитие связей с приграничными странами;

• миграция русских из Сибири и Дальнего Востока и стремление к перераспределению доступа соответствующих национально-этнических групп к власти и ресурсам, подкрепляемые историческим материалом, оправдывающим соответствующие притязания;

• создание свободных экономических зон в рамках глобализации;

• проявление сепаратистских тенденций в конституционно-правовой сфере государства, нарушающее единство правового пространства страны.

Нельзя сказать, что центральная власть РФ не борется с проявлениями сепаратизма. Но делается это, как правило, запоздало. Стабильность достигается или за счет грубого применения военной силы и «большой крови» (Чечня, Дагестан), либо гигантских финансовых вливаний в «мятежные территории», которые, как правило, «распиливаются» местными коррупцио-

78

Международные отношения КНР

нерами. В интересах выявления наиболее эффективных методов борьбы с проявлениями современного сепаратизма в отдаленных от Центра России регионах было бы целесообразно проанализировать зарубежный опыт борьбы с этим явлением в других государствах, в частности в КНР.

Борьба с проявлениями сепаратизма в Китае: возможные уроки для России

В настоящее время в Китае к наиболее проблемным территориям страны с точки зрения сохранения сепаратистских идей и движений относится два из пяти автономных районов страны — Синьцзян-Уйгурский автономный и Тибетский автономный районы (СУАР и ТАР), а также о. Тайвань.

Наиболее активным и опасным для центральной власти КНР является уйгурский вид сепаратизма. СУАР имеет общую границу с Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном, а также соседствует с одними из наиболее напряженных точек ЦА — Афганистаном и Кашмиром. Основной сепаратистской организацией уйгуров является «Исламское движение Восточного Туркестана», которое пользуется наибольшей поддержкой среди представителей этого этноса. Они желают создать независимое государство «Уйгурстан», куда предусматривается включение областей других государств ЦА, прежде всего тех, в которых есть значительная уйгурская диаспора (Казахстан, Киргизия, Узбекистан). Но не столько желание видеть это государство независимым движет сепаратистами. Они хотели бы единолично распоряжаться значительными природными ресурсами местных гор, разработка которых началась в 1950-х годах. Интересуют сепаратистов и транспортные коридоры из Китая в Европу, а также строящиеся газо- и нефтепроводы в центральные районы Китая.

Этому движению удалось не только добиться одобрения и финансовой поддержки уйгурских диаспор в ЦА и странах Запада, но и создания в них собственных организаций. Так, в ЦА действуют «Уйгурстанская организация свободы», ассоциация уйгу-

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

79

ров «Иттипак», «Объединенный национальный революционный фронт Восточно-Туркестанской организации» и «Уйгурская освободительная организация». На Западе это — «Восточно-Туркестанский союз», «Международная Такламаканская ассоциация прав человека» и «Восточно-Туркестанский национальный освободительный центр».

Обсуждая возможности обретения независимости СУАР, ряд организаций начинает склоняться к принятию на вооружение террористических методов достижения поставленных целей. Так, Исламское движение Восточного Туркестана насчитывает до 600 боевиков, прошедших подготовку в лагерях исламистов в Афганистане, Таджикистане, Пакистане и Чечне. Структура организации включает: религиозно-политический центр, центр оперативного управления, мобильные бандформирования, подразделения разведки и контрразведки, а также органы, отвечающие за пропаганду и материально-техническое обеспечение. Наиболее масштабными выступлениями уйгуров стали июльские события 2009 г. в г. Урумчи, в ходе которых погибли 186 человек, более 1000 были ранены, а 1400 участников беспорядков — арестованы.

В последние годы уйгурская проблема все более тесно соприкасается с проблемами религиозного экстремизма и нестабильности в Афганистане. Власти КНР обеспокоены тем, что уход сил международной коалиции из Афганистана к исходу 2014 г. вызовет рост религиозного фундаментализма и террористической угрозы в СУАР и в других областях ЦАР7. Поэтому проблема сепаратизма СУАР рассматривается Китаем не только как проблема внутренней политики страны, но и как угроза безопасности всей Центральной Азии. Именно этому вопросу Пекином постоянно уделяется большое внимание в рамках ШОС. Так, в области обуздания «трех сил зла» (сепаратизма, терроризма и экстремизма) и обеспечения региональной безопасности по инициативе Пекина была подписана (2001 г.) и введена в действие Конвенция о борьбе с этими явлениями. Также налажено взаимодействие между спецслужбами стран ШОС, составлены списки террористических организаций и лиц, на основании которых казахстанские и киргизские власти

80

Международные отношения КНР

выдали Китаю ряд уйгурских боевиков. Пекин также счел важным установить практические взаимоотношения с Москвой, дабы совместными усилиями предотвращать ситуации, угрожающие стабильности в ЦА.

Пекин проводит последовательную политику противодействия уйгурскому сепаратизму. Так, после распада Советского Союза китайские власти пошли на принятие ряда превентивных мер с целью пресечения поддержки уйгурских сепаратистских группировок в СУАР извне. С этой целью Китай усилил режим охраны границы с государствами ЦА. Было увеличено количество пограничных нарядов и постов, а на маршрутах перемещения «челноков и гастарбайтеров», которые в массовом порядке стали посещать СУАР, спецслужбы КНР установили за ними жесткий контроль. Может, и российским спецслужбам стоило бы перенять этот опыт в плане пресечения нелегальной миграции из приграничных стран, одновременно избавившись от коррупционеров в своих рядах, которым выгодно существование каналов поставок «рабсилы XXI века» в Россию?

Тезисы о запрещении деятельности уйгурских сепаратистских организаций на территории центрально-азиатских республик постоянно озвучиваются официальными лицами КНР в ходе переговоров на самых различных уровнях. В результате китайская сторона получила от руководителей этих государств заверения в том, что «они не допускают на своей территории направленную против КНР сепаратистскую деятельность организаций и сил».

Пекин также постоянно расширяет деятельность, направленную на дискредитацию представителей уйгурского радикального этноса путем использования информационных технологий. В этой области активно ведется работа, связанная с показом всему миру того, как уйгурский сепаратизм может повлиять на другие государства. КНР регулярно предоставляет СМИ и органам власти других стран информацию, приравнивающую уйгурское движение к терроризму и исламскому радикализму и свидетельствующую, что перспективы расширения географии уйгурского сепаратизма ведут к дестабилизации обстановки в мире.

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

81

Также центральная власть проводила и будет проводить в Китае политику ограничения рождаемости. Так как данный процесс уже длится более 25 лет, следует ожидать, что через 50 лет малочисленные этносы Китая или исчезнут, или ассимилируются. Очевидно, подобная демографическая политика поможет властям КНР избавиться как от проблемы сепаратизма в СУАР, так и от этнических меньшинств, которые в последнее время активизировались на окраинах Китая.

Кроме того, политика КНР направлена на развитие промышленности и инфраструктуры СУАР, что ведет к увеличению численности ханьцев в этом районе. Приток ханьцев на территорию СУАР не только «разбавляет» количество уйгуров, но и снимает напряжение в районе. При этом Пекину не грозит международное порицание, так как процесс индустриализации не может быть негативным, направленным против той или иной этнической группы. И, наконец, китайские спецслужбы продолжают вести последовательную борьбу с уйгурскими радикальными организациями и их лидерами.

Другим очагом напряженности в Китае является Тибет. В период «культурной революции» центральная власть Китая довольно жесткими мерами боролась с сепаратизмом в Тибете. Так, в тот период культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из 3 тыс. монастырей (носителей тибетской культуры) все, за исключением трех, были разрушены. В ходе первой 100-дневной компании (1996 г.) «против преступности» китайские власти арестовали около 2 тыс. тибетцев, из них 115 были расстреляны без суда, порядка 100 духовных школ — закрыто, более полумиллиона национальных печатных изданий — изъято у населения и сожжено8. Столь жесткие меры борьбы с сепаратизмом на Тибете вызывали неоднозначную реакцию международной общественности. В Тибете и за рубежом не прекращаются акции протеста тибетцев, организуемые «Движением за свободный Тибет» и поддерживаемые различными общественными организациями и общественными деятелями других стран. Поскольку территория Тибета имеет военно-стратегическое значение (контроль границ и тыла Китая), то, преследуя свои геополитические интересы, ситуацию в ТАР используют и такие госу-

82

Международные отношения КНР

дарства, как Индия, Непал и США: негласная поддержка протестных выступлений может перевести фазу демонстраций и пикетов к восстанию с участием тибетцев, а также проживающих в Тибете мусульман-хуэй.

А на международном уровне в дискуссиях по поводу будущего обустройства Тибета до сих пор продолжаются малопродуктивные споры: какая должна здесь превалировать власть — светская или духовная? Однако эти дебаты, имеющие мало общего с реальностью в ТАР, можно отнести к рудиментам прошлого. На нынешний день власть в районе — светская. Что касается свободы вероисповедания, традиций и культуры — центральная власть ничего не запрещает. В Тибете работают все монастыри, которые были восстановлены за счет государства.

Кроме того, усилия центральной власти Китая направлены на борьбу с экономическими причинами сепаратизма этого района. За время существования Тибета в составе Китая центральная власть вложила в инфраструктуру района огромные деньги, что значительно улучшило жизненный уровень тибетцев. Так, средняя продолжительность жизни тибетцев с 36 лет возросла до 65. Прежде в Тибете не было ни одной шоссейной дороги, сейчас в ТАР создана транспортная сеть дорог протяженностью свыше 20 тыс. км. В прошлом в Тибете не было электричества, ныне построено уже более 500 гидроэлектростанций, и их строительство продолжается9. Кроме того, как и в СУАР, на Тибете растет численность ханьского населения (благодаря развитию экономики района и присутствию там войск НОАК).

Другим направлением снижения сепаратистских настроений и поддержания стабильности в районе является реализация на практике основных положений Конституции КНР в ТАР. Тибетцы пользуются правом избирать и быть избранным, предусмотренными Конституцией КНР и другими законами. Они активно принимают участие в выборах Собраний народных представителей разных ступеней и через своих депутатов имеют возможность управлять делами государства и местными делами. Руководящие работники тибетской национальности и других нацменьшинств сегодня являются «костяком кадровой армии» ТАР. Они составляют 77,97 % в кадровом контингенте трех

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

83

уровней: районном, окружном (городском) и уездном, 69,82 и 82,25 % среди работников судов и прокуратур10.

В отношении далай-ламы, бежавшего за границу, правительство Китая заняло терпеливо-выжидательную позицию, что продиктовано интересами единства государства и национального сплочения. Руководство КНР согласно на продолжение переговоров с далай-ламой по статусу Тибета, но только после его отказа от сепаратистской деятельности и признания Тибета частью Китая, а правительства страны — единственной законной властью.

В Пекине самоотделение о. Тайвань от материка трактуется как сецессия, и признается неприемлемой для центральной власти КНР, которая разработала концепцию мирного воссоединения страны, получившую название «одно государство, два строя».

В противовес этому тайваньские сепаратисты неоднократно пытались различными способами сохранить отделение острова от материка «de jure», прибегая к таким уловкам, как наименование Тайваня «Республика Китай», объявлением «новой конституции Тайваня» и ее «легализации» на международном уровне. Для достижения цели по сохранению «разделенных народов Китая» они также прибегали к различным ухищрениям, чтобы прервать переговоры о воссоединении и спровоцировать конфликт между США и КНР.

В области идеологии и культуры сепаратисты пытаются сформировать у молодого поколения острова неправильное отношение к понятию «родина», тем самым стараясь оборвать культурные связи между соотечественниками по обе стороны Тайваньского пролива. Они неоднократно заявляли, что «демократизация на Китайском материке является ключом к воссоединению Китая». По существу это представляет собой схему обмана соотечественников в Тайване и является поводом для того, чтобы отложить и ограничить воссоединение разделенного народа.

Главным идеологом тайваньских сепаратистских сил является Ли Дэн-Хуэй. В 1999 г. он опубликовал книгу «Дорога к демократии», в которой обосновал деление Китая на семь областей с

84

Международные отношения КНР

«полной автономией» каждой из них. В ней он назвал отношения между частями страны, разделенной проливом, «межгосударственными отношениями или, по меньшей мере, отношениями государств особого рода», пытаясь изменить статус Тайваня как части Китая и саботировать переговоры о мирном воссоединении11.

Однако в качестве отклика на эту публикацию большинство официальных властей стран мира подтвердили свою позицию поддерживать политику единого Китая. Даже американское правительство засвидетельствовало свою приверженность политике «не поддержки двух». Хотя давно известно, что одной из наиболее влиятельных сил, не заинтересованных в присоединении к КНР Тайваня, является Вашингтон, который никогда не отказывался от военной поддержки Тайбея.

Новый виток конфронтации между Тайбэем и Пекином начался в 2000 г., когда президентское кресло на Тайване занял Чэнь Шуйбянь — представитель Демократической прогрессивной партии, самой мощной сепаратистской силы Тайваня. Тем не менее, будучи вынужден считаться с позицией Пекина и Вашингтона, он публично отказался от провозглашения независимости, которая увеличивала бы политическую дистанцию между островом и материком. Чэнь Шуйбянь стал реализовать сепаратистские устремления в иных формах. Так, процесс «тайваниза-ции» охватил сферы образования, науки, массовой информации. Подотчетные Демократической партии СМИ энергично внедряли в сознание обитателей Тайваня мысль, что они являются отдельной, отличной от материка общностью с собственной историей и культурой и собственным путем в будущее. Постоянно подогревались опасения, что сближение с континентальным Китаем рано или поздно поставит малую экономику Тайваня в одностороннюю зависимость от огромной экономической мощи материка и даже может привести к ее поглощению.

Стремясь предотвратить развитие событий в нежелательном для себя направлении по обе стороны Тайваньского пролива, Пекин всегда жестко реагирует на каждый сепаратистский шаг Тайбэя, напоминая о своей готовности применить силу в критической ситуации. Размещенные в пров. Фуцзянь 500 ракет, ко-

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

85

личество которых прибавляется каждый год12, служили весомым аргументом, подкрепляющим демарши китайского руководства. Кроме того, оно устроило Тайбэю жесткий прессинг, добиваясь максимальной изоляции его на международной арене. Так, Пекин возражал против допуска Тайваня во Всемирную организацию здравоохранения, полагая, что участие Тайваня даже в качестве наблюдателя в организации, членами которой являются суверенные государства, послужит ободрением тайваньскому сепаратизму.

Помимо этих шагов, власти Китая разработали юридическую базу для мирного воссоединения страны. В 2005 г. был принят Закон о противодействии расколу государства, который фиксирует и развивает позицию КНР по тайваньской проблеме. Анализ его основных положений показывает что:

• он составлен в соответствии с Конституцией КНР и направлен на воспрепятствование отделения части Китая под лозунгом «независимости Тайваня». «В мире существует только один Китай. Тайвань является частью Китая», — говорится в Законе;

• решение тайваньской проблемы и достижение национального воссоединения являются внутренним делом Китая, не допускающим вмешательства извне: «Государство никогда не позволит раскольническим силам — сторонникам “независимости Тайваня ” под тем или иным именем, тем или иным способом отторгнуть Тайвань от Китая»;

• объединение страны мирным путем отвечает коренным интересам соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива: «После мирного объединения страны Тайвань сможет иметь общественную систему, отличающуюся от системы на материке, и пользоваться высокой степенью автономии. Государство будет принимать меры в целях поддержания мира и стабильности в Тайваньском проливе и укрепления связей через пролив».

Особого внимания заслуживает ст. 8 Закона, которая гласит: «Если раскольнические силы тем или иным способом добьются фактического отторжения Тайваня от Китая или возможности мирного воссоединения будут полностью исчерпаны — государство прибегнет к немирным и другим необходимым мерам для защиты

- 13

своего суверенитета и территориальной целостности» .

86

Международные отношения КНР

Содержание Закона не сводится к перечислению базовых положений и рассмотрению силовых аспектов позиции Пекина по тайваньской проблеме. В ст. 6 закона обозначены направления, по которым правительство КНР готово развивать связи с тайваньской стороной. Сюда входят: обмен персоналом в интересах лучшего взаимопонимания и укрепления доверия; экономическое сотрудничество, включая налаживание прямых связей через пролив (кстати, тайваньский бизнес уже вложил на материке свыше 200 млрд долл. инвестиций); обмены в области образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стремясь еще более склонить в свою пользу общественное мнение острова, Пекин стал предоставлять тем или иным группам его населения разного рода льготы, смягчать ограничения на их деятельность на материке. Такого рода тактика использовалась Пекином и раньше, однако она касалась, главным образом, тайваньских предпринимателей, работающих на материке. Теперь она в той или иной мере охватывает крестьян, учащихся, отставных военных и т. д. Этими положениями Закона Пекином реализуются на практике две тактики давления на Тайбэй: «и шан вэй чжэн» (давление на политику с помощью предпринимателей) и «и минь би гу-ань» (принуждать чиновников, опираясь на народ).

Единственное условие применения Китаем военной силы обозначено в «Белой книге по национальной обороне»: «Если тайваньские власти зайдут настолько далеко, что предпримут безрассудную попытку объявить Тайвань независимым»14. Однако в настоящее время существует три фактора, сдерживающих применение военной силы.

Важнейший фактор: военное столкновение непредсказуемым образом может отразиться на экономике острова, а значит, и на экономике приморских районов Китая. То же можно сказать и о блокаде коммуникаций, и об экономических санкциях. Поскольку экономические связи приморских районов с Тайванем постоянно расширяются — будь то коммерция или инвестиции, — плата за применение «военных» средств против Тайваня будет возрастать. Второй сдерживающий фактор — опасение Пекина вызвать негативную реакцию со стороны США и других ве-

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

87

дущих держав мира, экономическое сотрудничество с которыми жизненно необходимо Китаю для успешной реализации стратегии своего развития. Возникновению вооруженного конфликта препятствует и третий — психологический фактор, в котором присутствуют элементы морали и национализма. В Законе о противодействии расколу государства правительству КНР введена обязанность заботиться обо всех соотечественниках, в том числе и о жителях Тайваня. И еще довод — тезис, входящий в «восемь пунктов Цзян Цзэминя», а именно: «Китайцы не должны бить китайцев»15.

Поэтому XVII съезд закрепил проводимый лидером КПК Ху Цзиньтао курс на урегулирование тайваньской проблемы «мягкими» методами. К этому следует добавить, что в 2008 г. Чэнь Шуйбянь был арестован тайваньскими властями, состоящими из лидеров партии Гоминьдан, которая сейчас находится во власти и согласна с воссоединением Тайваня с Китаем. В этом же направлении сосредоточены и усилия материкового Китая. КПК во главе с Си Цзиньпином ведет курс на дальнейшее развитие идеи «одна страна — две системы» и намерена вести диалог с любой политической партией Тайваня, «если она признает, что континентальный Китай и Тайвань принадлежат одному Китаю»16.

Какие же уроки могут извлечь центральные органы российской власти из анализа китайского опыта борьбы с сепаратизмом применительно к российским условиям?

Во-первых, центральная власть КНР борется с проявлениями сепаратизма одновременно по нескольким направлениям. К первому относится социальное и экономическое развитие проблемных, с точки зрения сохранения сепаратистских идей и движений, районов страны. Повышение жизненного уровня населения является одним из мощных рычагов положительного воздействия на этнополитическую обстановку в таких районах.

Во-вторых, развитие промышленности и инфраструктуры депрессивных районов увеличивает приток ханьцев, которые не только «разбавляют» коренное население, склонное к сепаратизму, но и снимают напряжение в этих районах.

Третьим направлением является реализация на практике основных положений Конституции КНР, Закона о национальной

88

Международные отношения КНР

районной автономии и Закона о противодействии расколу государства, определяющих политическую систему государства как демократический федерализм, сочетающий федеральную власть с широкими правами районов и местным самоуправлением.

Четвертое направление является комбинированным. Оно сочетает в себе как передовые информационные технологии в борьбе с идеями и лидерами сепаратизма, так и применение силы по отношению к ним либо угрозу ее применения, которая базируется на законодательстве КНР.

Некоторые предложения по снижению сепаратистских настроений и поддержанию стабильности в Российской Федерации

Анализ предпосылок сепаратизма на российском Дальнем Востоке и нормативно-правовой базы РФ, а также шагов, предпринимаемых органами центральной власти КНР в области борьбы с проявлениями сепаратизма в Китае, позволяет сформулировать ряд направлений и мер, направленных на снижение сепаратистских настроений и поддержание стабильности в стране.

Первое направление — усовершенствование действующего законодательства РФ. Оно включает необходимость реализации следующих мер.

Органам законодательной власти России нужно сократить отставание от тех стран, которые юридически обезопасили себя, введя в практику уголовную ответственность практически за любые попытки поставить под сомнение свою территориальную целостность. В этом ключе целесообразно разработать законопроект с рабочим названием «О противодействии сепаратисткой деятельности». В нем необходимо дать определение сепаратизму, установить виды сепаратизма, отразить условия признания организаций и общественных движений сепаратистскими. Это позволит в рамках правового поля пресекать сепаратистскую деятельность и привлекать к ответственности граждан,

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

89

должностных лиц и организации за осуществление сепаратистской деятельности, а также СМИ за распространение сепаратистских материалов.

В плане преодоления существующих противоречий в нормативно-правовых актах РФ целесообразно ускорить принятие ряда федеральных законов, конкретизирующих положения Конституции по развитию федерализма. Проекты документов такого плана должны подлежать экспертизе на предмет учета этнополитического фактора и обеспечения национальной безопасности России.

Необходимо также внести изменения в Уголовный кодекс РФ, добавив в него новые статьи, которые предусматривали бы уголовную ответственность за распространение идей сепаратизма, за высказывания по отделению территорий от государства, за отрицание сохранения территориальной целостности России, за создание сепаратистских организаций и движений.

Все вопросы, касающиеся защиты территориальной целостности государства, а также вопросы, от решения которых зависит его целостность в экономическом, политическом, правовом, социально-культурном, экологическом и информационном отношениях, должны находиться в исключительном ведении Федерации. Конституции субъектов РФ не должны предусматривать институты, создающие субъектам Федерации условия для фактического противопоставления себя федеральной власти, которая должна обладать правом контроля за исполнением изданных законов и правом принуждать к их исполнению.

Все предлагаемые меры, направленные на противодействие угрозе правового сепаратизма и защиту основ конституционного строя РФ, должны носить комплексный характер, причем приоритет должен принадлежать именно превентивным мерам предотвращения этой угрозы.

Необходимость претворения в жизнь этих мер обусловливает второе направление действий органов исполнительных власти РФ. Оно должно быть нацелено на разработку и реализацию

« 17

следующих программ и мероприятий .

• проведение исторического анализа опыта (удачного и неудачного) Российской империи и СССР по нейтрализации, по-

90

Международные отношения КНР

давлению и духовному разоружению сепаратизма. Взятие на вооружение успешных отечественных и зарубежных методов борьбы с сепаратизмом, адаптировав их к современным условиям РФ;

• периодическая организация представителями верховной власти общественных диалогов в регионах о желаемом «образе будущего» многонациональной России и соответствующей коррекции курса реформ на местах;

• изучение общественного мнения, выявление тенденций задолго до того, как они выплеснутся на улицы в виде массовых беспорядков. На базе анализа целесообразно составление и постоянное обновление «карты» очагов сепаратизма в России. Желательно, чтобы система сбора и обработки информации об общественном мнении, ее анализ были бы централизованными и находилась в ведении государства;

• на федеральном уровне — регулярное проведение «штабных игр» с беспристрастной оценкой мотивов и ресурсов всех сил сепаратизма и противостоящих им сил государства и общества. По результатам игр целесообразно разработать многовариантный план наиболее эффективных мероприятий по стабилизации обстановки в конфликтных районах РФ (в качестве приложения к «карте» очагов сепаратизма в России);

• разработка доктрины информационной войны с сепаратистами в условиях свободы слова, отсутствия цензуры и неэффективности авторитарных методов управления. Для ее создания необходим отбор мотивированных и способных гуманитариев и журналистов и организация коллектива для ведения контрпропаганды и параллельного исследования тенденций современного сепаратизма;

• постоянное проведение информационных кампаний по подрыву легитимности сепаратизма в соответствующих «группах риска» граждан РФ и влиятельных кругах мирового сообщества;

• подготовка и издание видео-лекций для «ликбеза» по проблемам национально-государственного устройства РФ, этнологии, межэтнического общежития, межэтнических конфликтов и сепаратизма. Проведение в регионах страны курсов для госчи-

Сравнительный анализ борьбы с проявлениями сепаратизма...

91

новников и работников СМИ, связанных с этими проблемами. Аналогичные мероприятия целесообразно проводить в образовательных учреждениях и религиозных общинах, привлекая в общинах в качестве ведущих — светских богословов соответствующих конфессий;

• и последняя мера, хотя по важности она является ведущей: разработка министерствами по развитию Дальнего Востока, равно как и Северного Кавказа, чрезвычайной программы модернизации социально-экономической обстановки депрессивных районов и областей проживания нацменьшинств, склонных к сепаратизму. И надо сделать так (и материально, и морально), чтобы в менталитете русских, проживающих на Дальнем Востоке, ушло в прошлое понятие что «настоящая Россия сосредоточена до Уральских гор». А в тех местах, где все же будет не хватать рабочих рук для развития экономики региона, вместо этнических мигрантов целесообразно привлекать по контракту специалистов из центральных областей России, где наблюдается стагнация экономики.

Примечания

1 URL: http://www.dissercat.com/content/territorialnye-konflikty-na-sovre mennoi-politicheskoi-karte-mira-ochagi-i-riski-separatizma

2 URL: http://партиявеликоеотечество.рф/nuzhen-yuridicheskij-zaslon-se paratizm?print=pdf

3 URL: http://www.litmir.net/br/?b=136680&p=76. С. 76.

4 Там же. С. 79.

5 См.: Стратегии экономического развития Сибири. М. 2002.

6 Цит. по: URL: http://topwar.ru/20861-zbignev-bzhezinskiy-vsya-politika -rossii-oznachaet-begstvo-ot-realnyh-problem.html

7 Подробнее см.: Морозов Ю. Афганистан после 2014 года: стабильность для государств ШОС или новый виток напряженности в Центрально-Азиатском регионе? //Проблемы Дальнего Востока. 2013, № 2.

8 URL: http://www.apn.kz/publications/print144.htm

9 URL: http://stud-baza.ru/problema-mejdunarodnogo-separatizma-na-pri mere-sovremennogo-kitaya-diplomnaya-rabota-mejdunarodnyie-otnosimere-

10 URL: http://russian.china.org.cn/mssian/115293.htm

92

Международные отношения КНР

11 Подробнее см.: Титаренко М.Л. Лекции в Санкт-Петербургском университете профсоюзов. URL: http://www.gup.ru/events/news/lections/

12 URL: http://stud-baza.ru/problema-mejdunarodnogo-separatizma-na-pri mere-sovremennogo-kitaya-diplomnaya-rabota-mejdunarodnyie-otnoshmere; URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:4nCCiyg1jEsJ:stu d24.ru/relations/mezhdunarodnyj-separatizm-v-atr-na/505799-2044917-page4.ht ml+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

13 Цит. по: URL: http://www.studsell.com/view/129339/200000

14 Цит. по: URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache: vqljCOzuCk0J:freepapers.ru/109/mezhdunarodnyj-separatizm-na-primere-knr/2 01110.1215717.list8.html+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

15 Цит. по: Ларин А.Г. Тайвань — социально-экономический, политический, идеологический феномен. URL: http://www.socionauki.ru/journal/ articles/145569/

16 Цит. по: Титаренко М.Л. Китай и Россия в современном мире. СПб.: СПб ГУП. 2013. С. 20.

17 URL: http://партиявеликоеотечество.рф/nuzhen-yuridicheskij-zaslon-s eparatizm?print=pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.