Научная статья на тему 'Сравнительное описание программных комплексов по контролю знаний TestMaker и x-Tls'

Сравнительное описание программных комплексов по контролю знаний TestMaker и x-Tls Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
389
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕСТОВ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ / АНАЛИЗ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / TESTMAKER / X-TLS / TESTING / CONSTRUCTION OF TESTS / COMPUTER SYSTEM FOR TESTING KNOWLEDGE / ANALYSIS / TEST TASKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Павлов Максим Павлович, Чобанюк Богдан Васильевич

Работа посвящена сравнению возможностей систем по контролю знаний TestMaker и x-Tls. Рассматривается функционал программ, возможность самостоятельно конструировать тестовые задания и проводить контрольно-оценочный этап учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Павлов Максим Павлович, Чобанюк Богдан Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to comparing the capabilities of knowledge management systems TestMaker and x-Tls. The functionality of programs, the ability to independently design test tasks and conduct a control-evaluation stage of the learning process are considered.

Текст научной работы на тему «Сравнительное описание программных комплексов по контролю знаний TestMaker и x-Tls»

Сравнительное описание программных комплексов по контролю знаний TestMaker и x-Tls

Павлов Максим Павлович Студент группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К.Маркса, 10, г. Казань, 420111, (999)1565075

Чобанюк Богдан Васильевич Студент группы 4407 института компьютерных технологий и защиты информации Казанский Национальный Исследовательский Технический Университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), ул. К.Маркса, 10, г. Казань, 420111, (904)7625663

Аннотация

Работа посвящена сравнению возможностей систем по контролю знаний -TestMaker и x-Tls. Рассматривается функционал программ, возможность самостоятельно конструировать тестовые задания и проводить контрольно-оценочный этап учебного процесса.

The work is devoted to comparing the capabilities of knowledge management systems - TestMaker and x-Tls. The functionality of programs, the ability to independently design test tasks and conduct a control-evaluation stage of the learning process are considered.

Ключевые слова

тестирование, конструирование тестов, компьютерная система тестирования знаний, анализ, тестовые задания, TestMaker, x-Tls

testing, construction of tests, computer system for testing knowledge, analysis, test tasks, TestMaker, x-Tls

Введение

Внедрение современных средств переработки и передачи информации послужило началом нового процесса, называемым информатизацией общества. Сейчас компьютеры является неотъемлемой частью работы людей. Они помогают систематизации полученных данных, как в рабочих целях, так и в учебных.

В последние годы в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации промежуточного и финального контроля результатов обучения учащихся самых различных учебных заведений, начиная от школ и заканчивая коммерческими курсами. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге вычислительной системы с пользователем[1].

Обзор возможностей программных комплексов TestMaker и x-Tls.

ТеБШлкег - программный продукт, который позволяет составлять и проводить тестирование обучаемого с неограниченным количеством вопросов и ответов в учебной аудитории на отдельном компьютере и в локальной сети.

x-Tls - это программа, предназначенная для создания тестовых заданий. x-TLS представляет собой современную инструментальную среду для создания автоматизированных обучающих и контролирующих систем на основе расширенных мультимедийных тестовых заданий. Система позволяет создавать тестирования и проводить их с неограниченным количеством вопросов. Система бесплатна, находится в открытом доступе [2], предоставляет множество функций, позволяющих качественно проверить знания.

x-TLS представляет собой полностью клиент-серверную кроссплатформенную среду, теоретически способную работать в кластере.

Серверная часть написана с использованием реляционной СУБД mySQL и технологий java-servlets. В качестве клиентского ПО студенческого рабочего места используется любой современный браузер (Mozilla FireFox, Miscrosoft Internet Explorer, Opera и т.д.).

Возможности программы TestMaker: [3-6]

- установка определенного балла каждому вопросу;

- установка порога для зачёта в процентах / в баллах;

- установка сложности вопроса;

- неограниченное количество вопросов и ответов;

- возможность задать несколько верных ответов;

- возможность ограничения теста по времени (общее время/время на каждый вопрос);

- шифрование файла теста;

- возможность проведения теста по всем вопросам/по определенной выборке;

- вставка в тест OLE объектов (изображений/видео/аудио);

- опциональная возможность просмотра верных ответов в «Протоколе Тестирования»;

- перенос данных из одного теста в другой;

- блокировка выхода из программы паролем / блокировка редактирования теста/ блокировка запуска теста;

- возможность сохранить результаты тестирования в сетевую / локальную папку;

- скрытие тестовой оболочки от диспетчера задач (в WINDOWS XP);

- настройка шрифта для тестовой оболочки;

- импорт данных в тест из TXT-файлов;

Возможности программы x-Tls:

- установка определенного балла каждому вопросу;

- установка порога для зачёта в процентах / в баллах;

- установка сложности вопроса;

- неограниченное количество вопросов и ответов;

- возможность задать несколько верных ответов;

- ограничение теста по времени (общее время/время на каждый вопрос);

- возможность создания сценария проведения;

- опциональная возможность просмотра верных ответов;

- возможность хранить данные теста на контролирующей стороне;

Типы вопросов х-Гк:

1. Множественный выбор ответа;

2. Выбор одного правильного ответа; Типы вопросов TestMaker;

1. Выбор одного правильного ответа;

2. Выбор нескольких правильных ответов;

3. Открытий вопрос;

4. Расширенный открытый вопрос;

5. Поиск соответствия;

Для начала работы с системой обучения x-Tls необходимо скачать последнюю версию инсталлятора программу с официального сайта[2]:

Рис. 1. Официальный сайт программного комплекса х-Т1з

Программный комплекс TestMaker не требует обязательной установки, достаточно скопировать файлы любым носителем.

Оба программных комплекса состоят из модуля обучаемого и модуля редактора.

На рис. 2 и рис. 3 представлены интерфейсы программных комплексов TestMaker и x-Tls.

Рис. 2. Интерфейс программного комплекса TestMaker

Рис. 3. Интерфейс программного комплекса x-Tls

Сравнение типов вопросов:

1. Закрытый однозначный вопрос.

Закрытый однозначный вопрос представляет собой набор вариантов ответа, из которых только один верный. В данных программных комплексах есть возможность создавать неограниченное количество вопросов.

На рис. 3 и рис. 4 представлены интерфейсы программных комплексов ТеБШакег и х-Тк.

Рис. 4. Пример создания вопроса с выбором одного правильного ответа в

Тез1Макег

Файл Правка Вид Анализ Сервис Справка

Выберите две основные разновидности сети Хопфилда: Сложность: Г Л

Максимальная частота импульсации нейрона: Сложность: |1 ▼ |

Нто такое нейрокомпьютер? Сложность: |1 т |

К преимуществам нейросегевых методов управления относят: Сложность: |1 т | ££

Функция Ляпунова по-другому называется: Сложность: Г

| Я В | X

Текст 1 Подсказка при ответе | Процент Обязательный л

Несколько компьютеров, связанных между собой. о □

Устройство, построенное и работающее на основе принципов мозга. 100 0

Таких компьютеров не бывает. 0 □

Компьютер, управляемый мозгом человека 0 □ V

Тестирование по нейросетям=>Нейросети |Системный идентификато 1066 л

Рис. 5. Пример создания вопроса с выбором одного правильного ответа в х-Т1з 2. Закрытый многозначный вопрос.

Закрытый многозначный вопрос представляет собой набор вариантов ответа, однако в отличие от однозначного вопроса, правильных ответов несколько. Также есть возможность создавать неограниченное количество вариантов ответа, которые могут иметь различные комбинации правильных и не правильных ответов. На рис. 5 и рис. 6 пример создания закрытого многозначного вопроса в программных комплексах TestMaker и x-Tls.

Тестирование по нейросетям Основные недостатки НС Хогфипда Редактор закрытого многозначного вопроса ^Э

Лево |ЙПа Ширина |450 Заголовок Верх Высота |Ю5 ^ I

Ошшы Г" Нечувствительность к искажениям распознаваемых образов Ц? Неэкономическое использование памяти Чувствительность к искажению распознаваемый образов Не инвариантность к геометрическим преобразованиям образов Г" Сложность реализации

Г" ^чувствительность к и скажем/яг»- эаспознаваемых образов ¡Г~ -ез^сч омическое испог=зозание гауяти Чувствительность к искажению распознаваемых образов Г" е инварис-тьеггь к геометрическим преобразованиям образсв Г~ Слзжчост= реализа^ли

Варианты

Нечувствительность к искажениям распо^^^^^^^^^^^^

Чувствительность к искажению распознаваемых образов Не инвариантность к геометрическим преобразованиям образов Сложность реализации

Удалить | Добавить | [Неэкономическое использов ОК | Отмена

Рис. 6. Пример создания вопроса с выбором несколько вариантов ответа в

Тез1Макег

2) Редактирование тестовых заданий □ ^к

Файл Правка Вид Анализ Сервис Справка

В.ГП а |) У 5 ш к р а

• В перцегттроне выделяют пороговые НПЗ трех типов: Сложность: [1 ^

• Выберите две основные разновидности сети ХопФилда: Сложность: [1 т |

• Максимальная частота импульсации нейрона: Сложность: [1 т |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Что такое нейрокомпьютер? Сложность: [1 т |

• К преимуществам нейросетевын методов управления относят: Сложность: [1 т | V

□ Н | X

Текст Подсказка при ответе | Процент Обязательный Л

Сенсорные 100 И

Решающие 100 И

Нейтральные о □

Ассоциативные о 2 V

Тестирование по нейросетям=>Нейросети ¡Системный иденти:|>икато|10бЗ

Рис. 7. Пример создания вопроса с выбором несколько вариантов ответа в х-Пз

3. Вопрос на соответствие.

Вопрос на соответствие имеет структуру, в которой необходимо найти соответствие между набором элементов левого поля и набором элементов правого поля (на пару элементов в левом и правом наборе по одному соответственно). Выбранная пара полей автоматически занесется в верхнее поле. Чтобы удалить созданную пару из верхнего поля необходимо дважды щелкнуть по ней левой клавишей. Также есть возможность создать в вопросе на соответствие, чтобы один элемент одного поля мог иметь несколько соответствий другого поля или вовсе не иметь ни одного соответственного элемента. В случае если все пары были выбраны на соответствие правильно, ответ считается верным. Количество создаваемых пар и элементов неограниченно.

Рис. 8. Пример создания вопроса на соответствие в Тез1Макег 4. Открытый вопрос.

При ответе на открытый вопрос необходимо в поле ответа вести строку. Это строка будет являться ответом на данный вопрос. При выборе функции «Допускать опечатку» (галочкой в окне) ответ с несколькими орфографическими ошибками будет считаться верным. В программном комплексе х-Т1б отсутствует возможность создания открытого вопроса. На рис. 8 представлен пример создания открытого вопроса в ТеБМакег.

Рис. 9. Пример создания открытого вопроса в Те«1Макег

5. Расширенный открытый вопрос.

В отличие от обычного открытого вопроса, расширенный открытый имеет более сложную структуру. Вся сложность данного типа вопроса заключается в формировании поля с ответом на вопрос (ответ имеет сложную структуру со своим алфавитом и грамматическими конструкциями). Расширенный открытый вопрос позволяет семантически правильно изложить все множество правильных ответов. В расширенном открытом вопросе, по сравнению с открытым вопросом отсутствует возможность игнорирования опечаток.

1 ?ггировяни«1 по нейросегям Редактор открытого вопроса

Лево |20 ^ Ширина Г Многострочный редактор

Верк 1 Щ Высота |20 ^

Вход 1ью каналы ^лЧУ^ й

нейлона называ-о сн \ Значение Ответ

);/ - ^ - {Д|д}ендрит[{ы|ом|ами}] V

< < >

ОК Отмена |

Рис. 10. Пример создания расширенного открытого вопроса в Тез1Макег

Основные достоинства и недостатки программных комплексов TestMaker и х-Т^

Достоинства программного комплекса ТеБ1Макег:

1. Программный комплекс ТеБ1Макег универсален и работает в любой операционной системе. Для него не требуется большой объем памяти. Значительное увеличение памяти программного комплекса возможно только добавлением графических объектов.

2. Простой и понятный интерфейс. Очень быстро усваиваешь возможности ТеБМакег.

3. Система TestMaker имеет локальный характер, то есть для переноса всех данных достаточно сделать копию на носитель и перенести на другую машину.

4. Возможность создания расширенного открытого вопроса, позволяющего качественно провести проверку знаний обучаемого.

Недостатком программного комплекса ТеБ1Макег является устаревший интерфейс.

Достоинства х-Т1б:

1. Универсальность и стабильная работа в любой операционной системе.

2. Возможность работы в режиме клиент-сервер с "тонким" клиентом.

3. Возможность управления доступом к тестированию.

4. Простой и удобный интерфейс.

5. Возможность установки доступа определенному пользователю или группе пользователей.

Недостатком программного комплекса х-Тк является наличие только однозначного и многозначного типов вопроса.

Заключение

Оба комплекса являются хорошими программными продуктами, которые можно использовать для проверки знаний учащихся. Также обе программы поддерживаются в любой операционной системе, так что с установкой программ проблем возникнуть не должно.

На сегодняшний день имеется широкий выбор программных комплексов для тестирования. Выбор программного продукта зависит от ее функционала. ТеБШакег позволяет качественно проверить знания обучаемого, за счет возможности создания расширенного открытого вопроса. Это является решающим при выборе программных продуктов.

Работа выполнена под научным руководством доцента кафедры АСОИУ КНИТУ- КАИ Галеева И.Х.

Литература

1. Тимкин С.Л. Вводный курс в информационно-образовательную среду открытого образования (ИОС ОО): Учебное пособие. - Омск: Издательство ОмГУ, 2005. -136 с.

2. Автоматизированная система обучения и контроля знаний на основе расширенных тестовых заданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// xtls.org.ua/.html (дата обращения: 09.03.2017).

3. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. //Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. - С. 33-35.

4. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. - Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. - 126 с.

5. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И.. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в многоуровневой системе образования» - 2005.- Казань: ЗАО "Новое знание" - С. 101-105.

6. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT-Test // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество

(EducationalTechnology&Society)" 2007-T.10-N 3.- С.336-360. - ISSN 1436-4522.U RL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.