Полякова Ирина Вячеславовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Трусиков Владислав Юрьевич, магистрант, vlad trusikovaimail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES MODELS ZDOROVESBEREZHENIYA SCHOOLCHILDREN IN CLASSES MINI-FOOTBALL
I. V. Polyakova, V. Y. Trusikov
As part of the development model of the formation of health saving skills of younger schoolboys in the course of employment by mini football analyzed literature relating to the study, based on which the identified components of health-activity, stages of formation of health saving skills and criteria for performance evaluation.
Key words: health saving skills, junior high school students, a mini-football.
Polyakova Irina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, polviparambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy,
Trusikov Vladislav Yur'yevich, undergraduate, vlad Lrnsikovaimail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy
УДК 796.015
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЦИКЛИЧЕСКИМИ, ИГРОВЫМИ, СИЛОВЫМИ И АЭРОБНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
А.И. Рахматов, И.В. Машошина, О.А. Швачун
Проведен сравнительный анализ двигательной активности девушек-студенток, занимающихся легкой атлетикой, баскетболом, ритмической гимнастикой, пилатесом, аэробикой, силовыми видами спорта по показателям: количество локомоций, энерготраты, сумма ударов сердца с целью оптимизации соотношения физических нагрузок. Выявлена корреляционная взаимосвязь между функциональными реакциями систем организма и параметрами физических нагрузок.
Ключевые слова: здоровье, физические нагрузки, студенты, методики занятий, циклические, игровые, силовые, аэробные упражнения.
Проблема совершенствования процесса физического воспитания студенток высших учебных заведений связывается с выбором средств подготовки, имеющих наивысшую оздоровительную ценность, оказывающих развивающее и укрепляющее влияние на организм и функционирование ведущих систем организма молодых девушек [1, 3, 7]. Разработка и внедрение современных педагогических технологий физической подготовки с оздоровительной и общеподготовительной
направленностью в учебном процессе девушек-студенток может существенно повысить ее оздоровительную эффективность, обеспечить успешную психофизиологическую адаптацию молодых девушек к учебной деятельности, ликвидировать дефицит двигательной активности, приблизить ее к биологическим нормам физической дееспособности, необходимым для развития молодого организма [2, 4, 6].
Для совершенствования физической подготовленности и оптимизации психофизического состояния студенток следует применить комплексный подход, базирующийся на интеграции современных технологий физического воспитания и предусматривающий оптимальное соотношение методик в занятиях циклическими, игровыми, силовыми и аэробными упражнениями. Последнее требует оценки влияния используемых средств на организм студенток. В этом контексте актуальной проблемой является совершенствование содержания, форм и методов физического воспитания студентов, поиск научно обоснованных путей инновационного преобразования системы физического воспитания на основе комплексного подхода к организации занятий по физической культуре. Решение проблемы совершенствование системы физического воспитания девушек-студенток младших курсов основного учебного отделения следует искать в интеграции всех оздоровительных и физкультурных программ [3, 5].
Результаты исследований. В сравнительном педагогическом эксперименте анализировалась количественная сторона физических нагрузок на занятиях физической культурой у девушек-студенток основного учебного отделения, занимающихся циклическими, игровыми, силовыми и аэробными методиками - на уроках легкой атлетики, баскетбола, атлетизма и бодифитнесса, ритмической гимнастики и аэробики. В исследовании изучалась двигательная активность девушек-студенток I курса, занимающихся с общеподготовительной направленностью по программам основного учебного отделения. Применялась методика пульсометрии с использовании мониторов сердечного ритма фирмы Polar, модель кардиомонитора «POLAR RS400». Отдельные данные приведены в табл. 1.
На уроках занятий с циклической организацией при использовании средств легкой атлетики, кроссовой подготовки структура нагрузок низкой-средней-большой интенсивности составила 43,7 %-38,1 %-18,2 %, общее количество локомоций - 4299 движений, расход энергии - 730 ккал. Максимальная ЧСС в занятии составила - 173 уд/мин, минимальная -139 уд/мин, общая сумма ударов сердца - 8033 ударов. Затраты времени при ЧСС до 100 уд/мин - 0,5 %, до 110 уд/мин - 7,6 %, до 120 уд/мин - 9,2 %, до 130 уд/мин - 15,8 %, до 140 уд/мин - 18,1 %, до 150 уд/мин - 14,2 %, до 160 уд/мин - 16,4 %, до 170 уд/мин - 14,6 %, до 180 уд/мин - 3,6 %.
Таблица 1
Анализ пульсовой напряженности упражнений и количество
выполненных локомоций девушками-студентками I курса на комплексном занятии циклическими методиками - легкой атлетикой, кроссовым бегом
Содержание двигательных заданий Номер задания Время этапа (зада ния) ЧСС уд/мин Сумма ударов сердца Количество локомоций
максимальная средняя
Текущее время урока (мин:с) /Итого за задание (мин)
Начало урока 0 0:00:00 Исходная 84
Построение. Строевые приемы 1 02:35/02:35 112 103 266 105
Ходьба и ее разновидности 2 06:20/03:45 115 109 409 295
Спортивная ходьба 3 08:20/02:00 122 118 236 200
Медленный бег 4 12:25/04:05 143 136 555 393
Специальные беговые упражнения легкоатлета:
Бег с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени 5 15:05/02:40 155 139 371 201
Бег с выпрыгиванием вверх, скачками, с ноги на ногу 6 16:50/01:45 148 137 240 165
Ускорения, спурты, рывки 7 20:55/04:05 162 140 572 295
Общеразвивающие упражнения в движении 8 26:35/05:40 129 122 691 228
Бег на короткие дистанции:
Повторный бег с низкого старта 9 29:10/02:35 139 125 323 145
Скоростной повторный бег на дистанции 60-100 м 10 32:00/02:50 151 134 380 186
Повторный бег на время на дистанции 40-60 м 11 34:10/02:10 152 140 303 168
Эстафетный бег в парах на отрезках 40-60 м 12 37:30/03:20 151 138 460 241
Кроссовый бег:
Кроссовый бег равномерный 13 41:25/03:55 152 143 560 303
Кроссовый бег переменный 14 45:05/03:40 164 159 583 402
Кроссовый бег с преодолением препятствий 15 50:20/05:15 165 160 840 445
Кроссовый бег темповой 16 54:10/03:50 173 169 648 377
Восстановительная ходьба 17 56:00/01:50 166 154 282 85
Дыхательные упражнения 18 58:02/02:03 153 153 314 65
Всего по уроку Расход энергии 730 ккал 173 139 8033 4299
Затраты времени в зонах ЧСС I зона (91-135 уд/мин) - 25:20 мин:с II зона (136-160 уд/мин) - 22:05 мин:с III зона (161-180 уд/мин) - 10:35 мин:с
Интенсивность работы в зонах ЧСС I зона (91-135 уд/мин) - 43,7 % II зона (136-160 уд/мин) - 38,1 % III зона (161-180 уд/мин) - 18,2 %
На уроках с игровой организацией при использовании средств баскетбола структура нагрузок низкой- средней-большой интенсивности составила 57,0 %-40,6 %-2,4 %, общее количество локомоций -3566 движений, расход энергии - 704 ккал. Максимальная ЧСС в занятии составила - 166 уд/мин, минимальная - 134 уд/мин, общая сумма ударов сердца - 7829 ударов. Затраты времени при ЧСС до 100 уд/мин - 1,9 %, до 110 уд/мин - 4,3 %, до 120 уд/мин - 4,6 %, до 130 уд/мин - 26,2 %, до 140 уд/мин - 32,0 %, до 150 уд/мин - 19,9 %, до 160 уд/мин - 8,0 %, до 170 уд/мин - 3,1 %.
На уроках, предусматривающих силовые методики и использование силовых средств подготовки структура нагрузок низкой-средней-большой интенсивности составила 47,7 %-52,3 %-0 %, общее количество локомоций - 1660 движений, расход энергии - 505 ккал. Максимальная ЧСС в занятии составила - 153 уд/мин, минимальная - 137 уд/мин, общая сумма ударов сердца - 7658 ударов. Затраты времени при ЧСС до 100 уд/мин - 0,1 %, до 110 уд/мин - 1,8 %, до 120 уд/мин - 4,0 %, до 130 уд/мин - 14,8 %, до 140 уд/мин - 43,1 %, до 150 уд/мин - 26,3 %, до 160 уд/мин - 9,8 %.
Если сравнить функциональные сдвиги в системах организма под воздействием циклических, игровых и силовых методик общей физической подготовки, то несложно заметить, что в силовых методиках сдвиг наименьший, они оказывают меньшее воздействие на сердечную деятельность и характеризуются меньшим количеством освоенных локомоций и затрат энергии.
На уроках, предусматривающих аэробные и координационные нагрузки при использовании ритмической гимнастики, пилатеса, аэробики, степ-аэробики структура нагрузок низкой-средней-большой интенсивности составила 38,2 %-48,8 %-13,0 %, общее количество локомоций - 3116 движений, расход энергии - 781 ккал. Максимальная ЧСС в занятии составила - 177 уд/мин, минимальная - 140 уд/мин, общая сумма ударов сердца - 8459 ударов. Затраты времени при ЧСС до 100 уд/мин - 0,5 %, до 110 уд/мин - 8,7 %, до 120 уд/мин - 13,6 %, до 130 уд/мин - 5,8 %, до 140 уд/мин - 15,6 %, до 150 уд/мин - 22,3 %, до 160 уд/мин - 19,4 %, до 170 уд/мин - 5,4 %, до 180 уд/мин - 8,7 %.
Анализ корреляционной взаимосвязи между функциональными реакциями систем организма и параметрами физических нагрузок, зафиксированный в отдельном занятии по физической культуре у девушек-студенток I курса, занимающихся с общеподготовительной направленностью по программам основного отделения с циклической, игровой, силовой, аэробно-координационной организацией двигательной деятельности показал, что наибольшая связь наблюдается между количеством выполненных локомоций и энерготратами (г=0,804), максимальной ЧСС (г=0,768), объемом нагрузки в III зоне интенсивности
(г=0,733), количество освоенных локомоций отрицательно связано с объемом нагрузки во II зоне интенсивности (г=-0,928). Данные анализа приведены в табл. 2.
Таблица 2
Корреляционная матрица взаимосвязи функциональных показателей у девушек-студенток I курса, занимающихся различными методиками
общей физической подготовки
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Количество локомоций
2. Затраты энергии 0,804
3. Сумма ударов сердца - 0,828
4. Максимальная ЧСС 0,768 0,977 0,894
5. Средняя ЧСС - - 0,717 0,532
6. Объем нагрузки в III зоне интенсивности 0,733 0,728 0,708 0,837 0,750
7. Объем нагрузки во II зоне интенсивности -0,928 -0,553 - -0,478 - -0,490
8. Объем нагрузки в I зоне интенсивности - - -0,744 -0,508 -0,991 -0,676
Примечание: в таблице приведены только значимые коэффициенты корреляции
Корреляционный анализ показал, что наблюдается сильная взаимосвязь между энерготратами и суммой ударов сердца (г=0,828), максимальной ЧСС в занятии (г=0,977), объемом нагрузки в III зоне интенсивности (г=0,728). Наивысшие корреляты между суммой ударов сердца наблюдались с максимальной ЧСС (г=0,894), средней ЧСС (г=0,717), объемом нагрузки в III зоне интенсивности (г=0,708). Максимальная ЧСС имеет среднюю взаимосвязь с объемом нагрузки в III зоне интенсивности (г=0,837). Средняя ЧСС в занятии имеет взаимосвязь с объемом нагрузки в III зоне интенсивности (г=0,750) и очень высокую, но отрицательную взаимосвязь, с объемом нагрузки в I зоне интенсивности (г=-0,991).
Таким образом, такие параметры физической нагрузки как количество локомоций, энерготраты, сумма ударов сердца могут быть использованы как маркеры контроля при оценке и сравнении двигательной активности девушек-студенток, занимающихся по различным методикам. При этом наибольшее прогностическое значение, как показывает корреляционный анализ, имеют показатели энерготрат, сумма ударов сердца, максимальной и средней ЧСС и объем нагрузки в III зоне интенсивности, имеющих в структуре плеяды корреляционных связей 5 значимых показателей.
Список литературы
1. Адаптивные возможности организма студентов с разным типом гемодинамики с учетом сезонов года / Г.Н. Германов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2015. Т. 55. № 4. С. 96-101.
2. Коник А.А. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощениями: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
3. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. Т. 83. № 1. С. 40-45.
4. Повышение мотивации девушек-студентов I—II курсов технического вуза к занятиям физической культурой при использовании различных систем физических упражнений / А.И. Рахматов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10 (128). С.251—258.
5. Подскребышева Н.П. Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.
6. Рахматов А.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов высших учебных заведений на примере университета железнодорожного транспорта: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
7. Рахматов А.И., Германов Г.Н., Аннамырадова Л.Г. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодых девушек 17—20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 223—229.
Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, канд. пед. наук, проф., Мастер спорта СССР, Заслуженный работник физической культуры РФ, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МГУПС (МИИТ),
Машошина Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., Мастер спорта России, irofan@mail. ru, Россия, Воронеж, Воронежский институт ГПС МЧС России,
Швачун Оксана Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Воронеж, Российский государственный университет правосудия, Центральный филиал (Воронеж)
COMPARA TIVE STUDY OF PHYSICAL ACTIVITIES ON PHYSICAL EDUCA TION CLASSES AT GIRLS-STUDENTS WHO ARE ENGAGED CYCLICALLY, GAMING, POWER
AND AEROBIC EXERCISES
A.I. Rakhmatov, I. V. Mashonina, O.A. Shvachun
A comparative analysis of motor activity of female students involved in athletics, basketball, rhythmic gymnastics, pilates, aerobics, power sports in terms of: the number of locomotion, energy consumption, the amount of heartbeats for the purpose of optimization of the physical exertion. Correlation relationship between the functional response of the body's systems and the parameters of physical activity.
Key words: health, exercise, students, teaching methods, cyclic, game, power, aerobic exercise.
Rakhmatov Akhmedzhan Ibrahimovic, candidate of pedagogical Sciences, professor, Master of Sports of the USSR, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, head of Department, axmed-20-06-09ayandex. ru, Russia, Moscow, Moscow State University of ways of the message of the Emperor Nicholas II (MGUPS (MIIT),
Mashoshina Irina Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Master of Sports of Russia, irofanamail. ru, Russia, Voronezh, GPS Voronezh institute of Emercom of Russia,
Shvachun Oksana Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, oksana.shvachun amail.ru, Russia, Voronezh, Russian State University of Justice, Central branch (Voronezh)
УДК 796.011
ОБОСНОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИИ БИОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА
А.Г. Сухих, Д.В. Фонарев
Выявлены уровни гармоничности ядра личности на основе базовых потребностей подростков. Дана характеристика каждой группы с позиции личностно-ориентированного и биосоциального подхода.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, личностно-ориентированный подход, биосоциальный подход, ядро личности, базовые потребности.
Реализация на практике Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования предусматривает следования, прописанных в нем требований к реализации основной образовательной программы в части формирования личностных, предметных результатов и метапредметных универсальных учебных действий, наличие которых у выпускника позволит согласовать целевые установки и потребности личности подростка, общества и государства в целом [1].