_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1972.
3.Боботов С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития /Отв. ред. A. M. Яковлев. - М.: Наука, 1989.
4.Грицаенко Л. Г. Прокуратура в странах Европы: Учебное пособие. - М.: БИНОВАТОР, 2006.
5.Додонов В.Н. прокуратуры стран мира. Справочник /Под общ. науч. ред. С. П. Щербы. - М.: Юрлитинформ, 2006.
6.Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. Сравнительное исследование /Под ред. С. И. Герасимова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.
7.Полянский Н.Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. - М.: Юрид. лит., 1969.
8.Судебные системы европейских стран. - М.: Международные отношения, 2002.
© Новикова А.А., 2016
УДК 347.1
Е.С. Погребняк
г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена отрицательным и положительным аспектам процедур банкротства физических лиц и исполнительного производства в Российской Федерации.
Ключевые слова
Банкротство физических лиц, несостоятельность, кредитор, должник, исполнительное производство,
конкурсное производство, реструктуризация долга
Изменение общественных отношений требует постоянного мониторинга соответствия потребностей общества и реализации законодательной базы.
Законодателем ведется активная работа по выявлению отраслей требующих усовершенствования. Для этого исследуются существующие проблемы, и предлагаются варианты их решения путем принятия нормативных правовых актов.
1 октября 2015 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом №154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [2]
Данные изменения предусматривают процедуру банкротства для физических лиц, что является нововведением для российской правовой системы.
Принятие новой процедуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Проанализировав данные Объединенного кредитного бюро за 2014 и 2015 года можно прийти к выводу, что сумма задолженностей у населения Российской Федерации растет и на данный момент составляет более 1 триллиона рублей. Основной задачей, которая стояла перед государством — это создать процедуру, которая будет защищать как права должников, так и кредиторов.
Обеспечение баланса прав и обязанностей участников общественных отношений позволит защитить социальные права участников при этом реализовать их имущественные права. Все эти факторы послужили мотиватором изменения правового регулирования в данной сфере.
До введения процедуры банкротства физических лиц активно применялось исполнительное производство. На данный момент, эти две процедуры регулируют одинаковые общественные отношения,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
однако необходимо выявить положительные и отрицательные стороны в каждой процедуре, и установить что нужно изменить, и какая процедура эффективнее.
Банкротство физических лиц - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В статье 213.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержатся основания для признания гражданина банкротом:
- долг не менее чем пятьсот тысяч рублей;
- требования кредиторов не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. [2]
При этом правом на обращение в суд обладают гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный
орган.
Процедура банкротства физических лиц предусматривает несколько механизмов:
- оспаривание сделок должника;
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- процедуру мирового соглашения.
На данный момент, исходя из сложившихся общественных отношений, процедура может быть использована недобросовестными должниками, и хотя законодатель предусмотрел в Уголовном Кодексе Российской Федерации ответственность за такие деяния, злоупотребление правом все равно остается возможным.
Существенными положительными особенностями банкротства физических лиц являются:
1. Возможность оспорить сделки должника по отчуждению имущества;
2. Право подать заявление о разделе имущества супругов;
3. Проведение контроля за ходом торгов по реализации имущества должника-гражданина.
4. После признания лица банкротом лицо не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства;
5. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина;
6. Существует альтернатива конкурсного производства, в виде процедуры реструктуризации долга, которая заключается в том, что при уверенности большинства кредиторов в возможности должника рассчитаться с долгами на время реструктуризации долгов начисляется пониженный процент — в размере половины ставки рефинансирования.
Данные положения позволяют защитить кредиторов от злоупотреблений должника, и позволяют им контролировать им процесс получения средств. Эти же положения направлены на социальную адаптацию должника и помогают удовлетворить требования кредиторов без объявления банкротом, как при реструктуризации долгов.
Негативными аспектами банкротства физических лиц являются:
1. Установление суммы долга не менее чем пятьсот тысяч рублей и ограничение срока 3 месяцами. С одной стороны данные ограничения освобождают арбитражные суды от чрезмерной загруженности, и избавляют от должников, злоупотребляющих своими правами. С другой стороны ограничивают круг общественных отношений, которые фактически подпадают под действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». [2]
2. Стоимость процедуры банкротства физических лиц, по оценке юристов, составляет от 100 до 300 тысяч рублей. При минимально допустимой задолженности в 500 тысяч рублей судебные издержки
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
непомерно завышены, что лишает возможности гражданина обратится за помощью в судебные органы. Также не редка практика отказа в предоставлении услуг арбитражного управляющего ввиду низкой коммерческой привлекательности этого вида банкротства.
3. Длительность процедуры банкротства физических лиц может быть искусственно затянута.
4. Возможность злоупотребления для недобросовестных граждан, которые решили избавиться от долгов, но являются платежеспособными и могут платить по обязательствам. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №45 отмечено о недопустимости злоупотребления должником своими правами и о добросовестности лица. [3] О реализации этих положений и об эффективности норм можно будет утверждать после обширной судебной практики, а пока необходимо выяснить особенности процедуры банкротства физических лиц. Законодатель предусмотрел в Уголовном Кодексе Российской Федерации ответственность за такие деяния, но злоупотребление правом все равно остается возможным.
5. Раскрытие информации о процедурах банкротства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. При исполнительном производстве не раскрывается публично информации об имуществе должника.
Так же не все кредиторы будут обращаться в арбитражный суд, зная о раскрытии информации об общественных отношениях с должником.
Альтернатива процедуре банкротства физических лиц — это исполнительное производство.
Исполнительное производство - это заключительная стадия взыскания задолженности в судебном порядке. Она имеет ряд особенностей, которые не только отличают её от процедуры банкротства, но и наделяют рядом положительных последствий.
Оно имеет ряд особенностей, которые и ставят под сомнение необходимости введения новой процедуры.
С одной стороны, в отличие от банкротства при исполнительном производстве происходит полное удовлетворение требований 1 кредитора. Однако, необходимо отметить наличие законодательно закрепленных правил удовлетворения требований и порядок их осуществления, включающих защиту всех кредиторов.
Следующим негативным аспектом является невозможность оспорить сделки. Но 29 января 2015 года в Госдуму внесен законопроект № 711269-6, предоставляющий взыскателю, судебному приставу и должнику право на оспаривание в судебном порядке заключенных должником сделок: подозрительных, влекущих за собой предпочтения одному из кредиторов, в отношении правопреемников и т.д. [4]
Разработчики законопроекта предлагают дать возможность взыскателям (кредиторам) требовать признания недействительными сделок должника и возврата, ранее отчужденного должником имущества и/или денежных средств. Для этого они предлагают включить в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» новую главу «Оспаривание сделок должника». [1]
По моему мнению, основные негативные положения исполнительного производства реформируются, и вскоре будут устранены.
Отрицательные черты банкротства более существенные, начиная длительностью и дороговизной процесса, ограниченностью круга лиц, разглашением информации, заканчивая ограничением занимать определенные должности, что влияет на социальную адаптацию должника.
Для эффективной работы необходима сложившаяся инфраструктура недорогой и квалифицированной помощи. В рамках исполнительного производства предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность за неисполнение исполнительного листа, также ответственность от уклонения по выплате долга, данный институт наделен большей императивностью.
Проанализировав две похожие процедуры, можно прийти к выводу, что процедуры банкротства физических лиц как отдельную процедуры вводить рано.
Эффективнее было наделить исполнительное производство некоторыми механизмами, такими как: реструктуризация долга в целях восстановления платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами, и реализация имущества гражданина, применяемая к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. [5]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х
Ввиду того, что сегодня в Российской Федерации нет альтернативных правовых средств для решения проблемы недостатка имущества для расчета с кредиторами, кроме как существующих процедур, необходимо оперативно вносить изменения в процедуру параллельно с судебной практикой в данной отрасли.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ»//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 45 г. Москва "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"
4. Проект Федерального закона N 711269-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве.
5. Игбаева Гузель Римовна Особенности банкротства физических лиц // Евразийская адвокатура. 2016. №1 (20).
© Погребняк Е С., 2016
УДК 341
Темаева Юлия Сергеевна
магистрант 2 года обучения юридического факультета
НИИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ЕАЭС Аннотация
В данной статье изучаются особенности права Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а именно правовые акты высших органов ЕАЭС.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз, решения и распоряжения органов ЕАЭС, международные правовые акты, Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет.
Создание межгосударственных экономических объединений порождает формирование нового права, лежащего в основе деятельности этих союзов. Принимаемые ими нормативные правовые акты представляют интерес для исследователей как с точки зрения их содержания, так и процедуры принятия. Через них раскрывается сущность новых образований, в них закреплены основные принципы организации и деятельности, способствующие сохранению стабильности межгосударственного образования[5, с. 308].
Система правовых актов ЕАЭС определена учредительным Договором об учреждении Евразийского экономического союза 2014 года [1] и включает в себя два вида источников: международные договоры и акты органов ЕАЭС, правом принятия которых наделены два межправительственных органа Союза -Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и один наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия.
Международно-правовые акты, принимаемые органами ЕАЭС по отношению к Договору о ЕАЭС являются актами вторичного порядка. К ним относятся решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической