ных единиц в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом и т.д.
Как подчеркивают комментаторы КТМ РФ, применение ст. 190 рассчитано на перевозки в заграничном сообщении, когда и перевозчик, и пассажир не являются организациями или гражданами РФ. Если же осуществляется каботажная перевозка или перевозка в заграничном сообщении, но ее участники (перевозчик и пассажир) являются организациями или гражданами РФ, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ14. Очевидно, в третьем случае, т.е. когда одно из лиц (перевозчик или пассажир) будут являться иностранным лицом, вопросы о праве, подлежащем применению к международной морской перевозке пассажира, а также размерах ответственности перевозчика, должны решаться на основе норм международных договоров, в первую очередь Афинской конвенции 1974 г., а также на основании коллизионных норм российского законодательства - ч. 3 ГК РФ и КТМ РФ.
1 КасаткинаА.С. Договор перевозки пассажира и багажа в международном частном праве: Автореф. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.
2 См. напр.: Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное частное морское право. Л., Судостроение, 1984. 280 с.; Гре-чуха В.Н. Международное транспортное право: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2011. 474 с.
3 Киселев В.А. «Общепринятые» международные нормы и стандарты в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. С. 12-19. В кн.: Морское право и международное сотрудничество Сб. науч. тр. / Под ред. А.Л. Колодкина. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1990; Мовчан А.П. Международное морское право: учеб. пособ. М.: ИГиП РАН, 1997; Международное морское право: Учеб. пособие / С.А. Гуреев, И.В. Зенкин, Г.Г. Иванов; отв. ред. С.А. Гуреев. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011; Джунусова Д.Н. Международное морское право: учебное пособие. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012 и др.
4 Россия участвует.
5 Гречуха В.Н. Ук. раб. С. 334.
6 Гречуха В.Н. Ук. раб. С. 334.
7 Гречуха В.Н. Ук. раб. С. 336.
8 Ведомости ВС СССР. 21.09.1983. № 38. Ст. 570.
9 Федеральный закон РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 03.02.14 № 15-ФЗ)// СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
10 Гречуха В.Н. Указ. раб. С. 336.
11 Там же.
12 Касаткина А.С. Указ. соч. С. 11.
13 Сергеева М.А. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору морской перевозки пассажиров. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 25.
14 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации/ под ред. Г.Г. Иванова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2005. С. 384.
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.И. Сущинская,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 - административное право;
административный процесс E-mail: [email protected]
Аннотация. Приводится сравнительно-правововой анализ административно-правового статуса гражданина Российской Федерации и иностранного гражданина на территории Российской Федерации; общие и отличительные особенности их административно-правового статуса.
Ключевые слова: административно-правовой статус, административно-правовые отношения, гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, права, обязанности, ограничения, свободы, гарантии.
THE RATHER-LEGAL ANALYSIS OF ADMINISTRATIVELY-LEGAL STATUS CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FOREIGN CITIZEN IN TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
S.I. Suschinskaja,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the senior lecturer of chair of administrative law of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article is devoted to the analysis of the administrative legal status of a citizen of the Russian Federation and the administrative legal status of a foreign citizen on the territory of Russia, to the distinctive features of their administrative and legal status, and what is common to them.
Keywords: administrative legal status, administrative legal relations, a citizen of the Russian Federation, a foreign citizen, rights, obligations, restrictions, freedoms and guarantees.
«Статус» в переводе с латинского языка «status» означает состояние, положение. Что же касается понятия административно-правового статуса человека и гражданина, то это комплекс прав и обязанностей в административно-правовых отношениях1. Административно-правовые отношения являются особым видом правовых отношений, построенных на началах «власть-подчинение», где одной из сторон в этих отношениях выступает орган исполнительной власти или должностное лицо этого органа.
Административно-правовой статус человека и гражданина - это часть общего правового статуса личности, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларацией прав человека и др. международными правовыми актами, а также законами и подзаконными актами Российской Федерации.
Многие права и обязанности граждан Российской Федерации в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей. Например, право на свободу и личную неприкосновенность, право на передвижение, право на участие в управлении делами государства, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, защищать свое Отечество и ряд других конституционных прав и обязанностей. Эти и другие права и обязанности граждан Российской Федерации нашли свое развитие и детализацию
в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу. Например, в Федеральном Конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в Федеральном Конституционном законе «О военном положении», в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в Налоговом кодексе Российской Федерации и в других законах и правовых актах.
Поскольку перед нами стоит задача сравнить административно-правовой статус гражданина Российской Федерации с административно-правовым статусом иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то было бы уместно в начале определить понятия «гражданин Российской Федерации» и «иностранный гражданин». К сожалению, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» недостаточно полно трактует понятие «гражданин Российской Федерации». И поэтому, на основании Конституции Российской Федерации [ч. 2, ст. 6], Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» [ст. 5], а также Гражданского кодекса Российской Федерации
[ст. 17] можно дать следующее определение понятию «гражданин Российской Федерации». Итак, гражданин Российской Федерации - это физическое лицо, обладающее устойчивой политико-правовой связью с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также имеющий доказательства наличия гражданства своего государства.
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства2.
Административно-правовой статус как гражданина Российской Федерации, так и иностранного гражданина определяют объем и характер административной правосубъектности, элементами которой являются административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность. Административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Моментом возникновения правоспособности граждан Российской Федерации является рождение, а моментом прекращения правоспособности - смерть. Но ряд прав, особенно в сфере управления, граждане могут приобрести позже. В то же время, некоторые права прекращаются до их смерти. Правоспособность не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в определенных случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает временное лишение гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения, а также административный арест на срок до 15 суток [например, ст.ст. 6.9, 20.1, 20.25 и др.] и на срок до 30 суток [ст. 20.5 и ч. 3 ст. 20.27]. При этом, следует добавить, что объем правоспособности зависит от ряда факторов. Среди них можно выделить возраст, образование, состояние здоровья, пол и т.д. При этом наиболее важным фактором среди них является гражданство Российской Федерации. И хотя в Конституции Российской Федерации сказано, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации [ч. 3 ст. 62], отсутствие у них гражданства Российской Федерации оказывает непосредственное влияние на объем прав и обязанностей. В этой связи правоспособность российских и иностранных граждан имеет значительные различия.
Анализ нормативных правовых актов и юридической литературы позволяет сделать вывод о том,
что правоспособность иностранных граждан значительно ограничена. Одним из основных отличий административной правоспособности гражданина Российской Федерации от правоспособности иностранного гражданина является момент ее возникновения. Как уже ранее было сказано, у российских граждан она возникает, как правило, в момент рождения и прекращается в момент смерти. У большинства иностранных граждан возникновение правоспособности обусловлено сначала моментом получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве или консульстве, затем моментом, связанным непосредственно с прибытием иностранного гражданина на территорию Российской Федерации. Полная правоспособность возникает у иностранных граждан с момента их прибытия на территорию Российской Федерации. Момент прекращения правоспособности иностранных граждан связан с их выездом за пределы Российской Федерации. В связи с этим можно сделать вывод, что правоспособность иностранных граждан носит временный характер, так как у них отсутствует устойчивая постоянная правовая связь с Российской Федерацией и их правоспособность ограничена периодом их пребывания на территории Российской Федерации.
Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане также обладают административной дееспособностью. Административная дееспособность российских граждан - это способность своими решениями и действиями (бездействиями) приобретать и осуществлять права и обязанности. Административная дееспособность российских граждан частично наступает с 14 лет, когда лицо получает паспорт Российской Федерации, в 16 лет лицо уже может быть привлечено к административной ответственности, а полная дееспособность наступает по достижении гражданином 18 лет.
Административная дееспособность иностранных граждан - это способность иностранных граждан приобретать, а также осуществлять права и обязанности и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Ее возникновение зависит от того, какие права способен осуществлять иностранный гражданин, и какие обязанности на него возложены нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Полная дееспособность российских и иностранных граждан возникает по достижении ими 18-летнего возраста. 16-летние иностранные граждане могут являться субъектами административной ответственности, т.е. они становятся деликтоспособными.
В этой связи необходимо также рассмотреть и 3-й элемент административно-правового статуса граждан Российской Федерации и иностранных
граждан - административная деликтоспособность. Административная деликтоспособность - это способность лица в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (бездействия), в том числе подвергаться административному наказанию.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [ч. 1 ст. 2.6] иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, т.е. наравне с гражданами Российской Федерации. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и международными договорами Российской Федерации и совершивших на территории Российской Федерации административные правонарушения, разрешается в соответствии с нормами международного права.
К наиболее характерным составам административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами, относятся нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (например, незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации), нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (например, несоблюдение установленного порядка регистрации, передвижения, выбора места жительства, а также уклонение от выезда с территории Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и несоблюдение прочих установленных правил).
Поскольку иностранные граждане, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации подлежат административной ответственности на общих основаниях, то в качестве административных видов наказаний к ним, как и к российским гражданам могут применяться следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы. Здесь следует внести ясность, что такой вид административного наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации является видом административного наказания, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях, а синонимичное ему понятие «депортация» является мерой административного предупреждения или административного пресечения и не регламентируется вышеуказанным Кодексом.
К иностранным гражданам, нарушающим законодательство Российской Федерации, может быть применен ряд специфических мер административного воздействия. К таким мерам относятся сокращение срока пребывания, аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание или вида на жительство, аннулирование разрешения на работу, депортация. Последнее (депортация) как и выдворение, осуществляется за счет средств депортируемого гражданина либо за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемое лицо.
В заключении, хотелось бы сказать, что Российская Федерация, предоставляя иностранным гражданам национальный режим, не уравнивает их со своими гражданами. Административно-правовой статус иностранных граждан и граждан Российской Федерации не совпадает, так как в отношении иностранных граждан действуют определенные ограничения, установленные государством. И поэтому, иностранные граждане имеют ограниченную правоспособность, которая ограничена периодом их пребывания на территории Российской Федерации. Административная правосубъектность иностранных граждан опосредуется через предоставление им определенной совокупности прав и обязанностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также возможности их реализовать. Прежде всего, речь идет о предоставлении основных прав и свобод человека и гражданина, которые признает и гарантирует Российская Федерация, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В основе разграничения административно-правового статуса иностранных и российских граждан лежит объем предоставляемых прав и обязанностей. Так, иностранные граждане не имеют права принимать участие в деятельности политических партий, замещать государственные должности, принимать участие в выборах, референдумах и т.д.
Согласно Конституции Российской Федерации [ч. 1 ст. 30], каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих прав. Данное право распространяется и на иностранных граждан. Право на объединение находит свое подтверждение в Федеральном законе «Об общественных объединениях» [ст. 19], где сказано, что «иностранные граждане и лица
без гражданства, наравне с гражданами Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Право на учредительство, членство и участие в общественных объединениях для иностранных граждан позволяет им активно участвовать в общественной жизни страны пребывания, реализовывать свои интересы, защищать свои права и свободы.
Российская Федерация через общественные объединения, создаваемые иностранными гражданами, должна стремиться обеспечить их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно это имеет особое значение для приграничных районов, на которых лежит основная нагрузка по приему иностранных граждан.
Проанализировав административно-правовой статус граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, можно сказать, что это сложное правовое явление, объем и содержание которого зависит от ряда факторов, основное место среди которых отведено гражданству. Именно отсутствие гражданства Российской Федерации оказывает свое влияние на полноту прав и обязанностей граждан -подданных других государств.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и ос-
новных свобод от 04 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С.159-160.
3. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
4. Федеральный Конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении».
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе».
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О гражданстве Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (ред. от
28.12.2013) «Об общественных объединениях».
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. от
03.02.2014).
11. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. Москва.: Издательство Норма, 2008.
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Издательство Норма, 2008. С. 131.
2 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В НЕЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ (ГАРАЖАХ-СТОЯНКАХ)
Д.В. Уткин,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право, семейное право международное частное право Рецензент: кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Рогачев Е.С.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отсутствие конкретных норм закона, регулирующих отношения по поводу общего имущества в нежилых зданиях (гаражах стоянках) приводит к возникновению спорных ситуаций на практике. Автор анализирует отношение юристов к применению, в отсутствии норм закона, аналогии