Сравнительно-правовое исследование деятельности Совета экономической взаимопомощи, Европейского экономического союза и Евразийского экономического союза
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.2.4
Логинова Анастасия Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), е-таН: [email protected].
Травина Лилия Андреевна, студентка 4 курса факультета права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), руководитель центра Студенческого Правового Бюро, е-таП: [email protected].
Аннотация. В статье проводится сравнительно-правовое исследование
создания и функционирования международных экономических организаций имевших место в различные исторические периоды времени: Совета экономической взаимопомощи, Европейского союза и Таможенного союза ЕАЭС. В процессе исследования определяется значение международных организаций в экономическом росте стран - участниц организаций. Оценивается роль названных организаций в установлении и развитии внешнеэкономических связей и интеграционных процессов в мировой экономике. Необходимостьподобногородасравнительно-правового исследования определена ее теоретической не разработанностью. В заключение делается обобщающий вывод о целесообразности и полезности функционирования СЭВ, ЕС и ТС ЕАЭС.
Ключевые слова: Таможенный союз ЕАЭС, Совет экономической взаимопомощи, Европейский союз, таможенное законодательство; сравнительно-правовое исследование; интеграция; наднационализм, внешнеэкономическая деятельность.
Право и современные государства
Введение
Сравнительные исследования могут проводиться не только в отношении отдельных государственных и правовых институтов, имевших место в различные исторические периоды в одной стране1, но и в отношении межгосударственных организаций, существовавших в разные эпохи, однако обладавших при этом некоей совокупностью схожих функций.
Сравнительно-правовое исследование трех межправительственных организаций2: Совета экономической взаимопомощи (далее - СЭВ), Европейского экономического сообщества и в настоящее время действующего Таможенного союза ЕАЭС обусловлено, тем, что перечисленные организации, на разных исторических отрезках времени, принимали участие в международной экономической интеграции в целях стабилизации и оптимизации экономик их стран-участниц.
Начиная с Лиги Наций по настоящее время национальные правительства по всему миру систематически делегируют свои полномочия различным международным организациям, специализирующимся в разных сферах интернациональных отношений3, изначальное подобное делегирование полномочий связывалось с необходимостью управления территориями общего пользования. Первые международные организации4 образовались в связи с необходимостью развития судоходства на реках5, протекающих по территории нескольких государств. В настоящее время острых разногласий по поводу роли, значения и места межправительственных организаций в международных отношениях не прослеживается , однако нет единого мнения по поводу целесообразности функционирования подобного рода межправительственных организаций.
Основная часть
Совет экономической взаимопомощи являлся межправительственной организацией созданной по итогам экономического совещания представителей таких стран как Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии в 1949 г. Странами - участницами СЭВ были Албания, Болгария, Венгерская народная республика, Германская демократическая республика, Польская народная республика, Румынская народная республика, СССР и Чехословакия. Правовой основой деятельности СЭВ был Устав
1 Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. - 2010. - № 16. -С. 2-7.
2 Belousova O.M., Chibisova E.V. Institutional support of the state innovation policy in the system of russian law // Law and modern states. - 2014. - № 3. -С.8-16.
3 Нешатаева Т.Н. Интеграция и наднационализм // Российское правосудие. - 2014. - № 9 (101). - С. 6-11.
4 CadietL. International association of procedural law welcome note // Russian law journal. - 2013. № 1 (1). -С 7.
5 Ignatyeva I.A. The «green economy's» tools in Russian law: problems and prospects // Russian law: theory and practice. - 2014. - № 1. - С. 71-77.
Логинова А.С., Травина Л.А. Сравнительно-правовое исследование деятельности Совета Экономической Взаимопомощи, Европейского Экономического Союза...
Совета экономической взаимопомощи, принятый Сессией Совета в Софии 14 декабря 1959 г. Основной целью создания СЭВ являлось экономическое, научно-техническое сотрудничество, ускорение экономического и научно-технического прогресса, социальная экономическая интеграция, повышение уровня индустриализации, жизни и производительности труда социалистических стран, планомерное развитие народного хозяйства. Деятельность СЭВ базировалась на принципах суверенного равенства всех стран-участниц, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимопомощи и взаимовыгоды. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.
Основными органами управления СЭВ являлась Сессия Совета, Совещание представителей стран в Совете, Постоянная комиссия и Секретариат. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам. Решения органов СЭВ не имели обязательной юридической силы, применялись только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. В рамках деятельности СЭВ одним из приоритетных направлений было внешнеторговое сотрудничество СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Однако Устав Совета экономической взаимопомощи не затрагивал вопросы налогообложения товаров и услуг стран-участниц, единой тарифной и таможенной политики.
Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов для экономического роста нашей страны. В странах, входящих в СЭВ, создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов в соответствии с Уставом Совета экономической взаимопомощи. За время функционирования СЭВ товарооборот увеличился в 8,7 раз1. В 1974 г СЭВ получил статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций.
Опыт совместного решения вопросов экономической интеграции и таможенного контроля, полученный в рамках стран-участниц СЭВ, бесспорно обогатил теорию и практику советского таможенного дела. СЭВ способствовал четкой кодификации и унификации товарной номенклатуры, приближению таможенной системы СССР к международной модели и порядку оформления таможенных процедур. Однако были и отрицательные результаты функционирования СЭВ. Опыт торгово-экономических отношений СЭВ пагубно сказался на национальной экономике и торговых отношениях нашего государства с третьими странами, поскольку создание СЭВ в большей
1 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского (1907-1995). - М. 1995. - С. 174.
Право и современные государства
степени объяснялось политикой противостояния с Западом. В целом система СЭВ как организационная основа мирового социалистического хозяйства применительно к СССР являлась скорее «затратным механизмом», чем взаимовыгодным. Товары из социалистических стран поступали в СССР как правило, по ценам на уровне мировых, а из СССР в социалистические страны - ниже мировых. Фактически СССР обеспечивал свои политические интересы в ущерб своим экономическим интересам1.
Ю.Г Кисловский говорит о том, что на работу СЭВ накладывали отпечаток неблагоприятные тенденции в мировой торговле и отдельные неувязки внутри самого содружества. Но самым существенным недостатком являлось слабое вхождение в мировой рынок и недостаточное использование научного и производственного потенциала. Помимо дискриминации со стороны капиталистического мира, не была учтена взаимосвязь между структурой товарооборота и потребностями научно-технической революции2. Формально СЭВ был распущен в 1991 г Руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой Европейского экономического сообщества (далее - ЕЭС) деятельность которого, была бы направлена на экономическую интеграцию, включая создание общего рынка.
Правовой основой создания и функционирования ЕЭС был Договор об учреждении экономического сообщества заключенный 25 марта 1957 г. в Риме. В ЕЭС входило двенадцать европейских государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Западная Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция)3. Деятельность ЕЭС основывалась на следующих принципах: введение общего таможенного тарифа и общей торговой политики по отношению к третьим странам; устранение между государствами-членами барьеров для свободного движения товаров, работ, услуг, лиц и капиталов; создание общего конкурентоспособного рынка; сближение и унификация законодательства стран-участниц в сфере регулирования деятельности общего рынка и т.п.
Основными административными органами ЕЭС являлся Европейский парламент, Совет, Комиссия и Суд. Основой ЕЭС являлся Таможенный союз. Таможенный союз ЕЭС охватывал всю торговую деятельность и предусматривал запрет импортных и экспортных таможенных пошлин и сборов между странами-участницами. В рамках действия Таможенного союза ЕЭС устанавливался единый таможенный тариф в отношении третьих стран, но не предусматривалось создание единой таможенной территории стран-участниц Таможенного союза ЕЭС. Процедура внутреннего налогообложения продукции стран-участниц ЕЭС так же была унифицирована. Ни одна
1 Васин А.М., Чекин А.Н. Некоторые аспекты развития международного экономического права в эпоху глобализации. Международное публичное и частное право. - 2007. - № 3. - С. 14-17.
2 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - М., 2004. -С. 323.
3 Sharkova A.V., Alieva I.Z., Monakhova V.S. Development of socio-economic cooperation between Russia and the USA // Law and modern states. - 2014. - № 1. - С.30-39.
страна-участница не облагала прямо или косвенно продукцию других государств-членов, более высокими ставками налогов, чем национальную продукцию. Кроме того, в соответствии с Договором об учреждении ЕЭС государствам-членам запрещалось облагать продукцию других государств-членов внутренними налогами с целью косвенной защиты другой продукции. Просуществовало ЕЭС с 1957 по 1993 гг. После создания Европейского союза ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трех опор Евросоюза, а институты сообщества стали институтами Союза.
В рамках функционирования ЕЭС произошло налаживание валютной, кредитной, таможенной и налоговой политик между странами-участницами ЕЭС; экономика стран-участниц перешла с экстенсивного на интенсивный путь развития; произошло стимулирование развития отраслей науки и биотехнологий; укрепились позиции ЕЭС в мировой экономике. Опыт, накопленный ЕЭС в области правовой унификации при реализации соответствующих положений Договора во многом являлся уникальным. В рамках ЕЭС достигнут по сравнению с другими экономическими союзами наиболее высокий уровень экономической интеграции и, как следствие этого, наиболее высокий уровень правовой интеграции.
История правовой унификации в рамках ЕЭС, насчитывающая более 30 лет и позволяет проследить то, как первые и достаточно общие представления об этой унификации, заложенные в текст Договора, воплотились в реальный механизм ее проведения и в значительный по своему объему комплекс унифицированных норм. Проводимая в ЕЭС правовая унификация охватила государства с разными правовыми системами, между правовыми нормами которых имелись и имеются глубокие различия. Осуществляемая в рамках ЕЭС правовая унификация, как составная часть всемирного унификационного процесса, не только испытывает на себе влияние этого процесса, но и сама оказывает на него значительное воздействие. Сегодня уже во многих европейских государствах, не являющихся членами ЕЭС (например, в Австрии, в странах Восточной Европы) новое законодательство разрабатывается с учетом унифицированных правовых норм, принятых и действующих в ЕЭС.
Что касается современного Таможенного союза ЕАЭС, то его история образования восходит к середине 90-х гг прошлого века. В 1995 г Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г в Союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в августе 1998 г - Таджикистан.
Формирование ТС должно было пройти в два этапа. В 1995 г первый этап был в целом завершен, и уже к середине 1996 г была подготовлена программа мер по завершению формирования Союза, предполагалось подписать соответствующие документы, которое впоследствии не состоялось из-за различных экономических интересов стран-участниц Союза, что еще более усугубило положения касающееся взаимной торговли.
Право и современные государства
Таможенный союз ЕАЭС окончательно был сформирован в 2010 г однако в октябре 2015 г. к Таможенному Союзу присоединилась Армения, а 8 мая 2015г. - Киргизия, Таджикистан, Сирия, Тунис и Индия объявили о намерениях вступить в ЕАЭС. Отметим, что с 1 января 2015 г. вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе и ЕАЭС начал свою деятельность на основе правил ВТО. Оценить перспективы присоединения Армении и Киргизской Республики к ЕАЭС пока сложно, но стоит озвучить некоторые риски для вновь присоединившихся стран.
Присоединение Армении к ЕАЭС, несомненно, снизит административные и торговые барьеры со странами Таможенного союза, но с третьими странами, не входящими в ЕАЭС, может возникнуть целый ряд проблем: невозможность иметь соглашения о свободной торговле и торгово-экономическом сотрудничестве со странами, не входящими в таможенный союз, так как в камках ЕАЭС применяется общая торговая политика. Необходимо учитывать и тот факт, что объем торговли Армении с Евросоюзом превышает в разы объем торговли со странами СНГ (30% от общего торгового оборота Армении составляет торговля со странами ЕС; 24% с Россией; 26% со странами СНГ1). Другой опасностью для Армении является рост российского капитала, что в свою очередь может привести к увеличению зависимости Армении от России2. Присоединение Киргизской Республики к ЕАЭС имеет для экономим Киргизии также ряд отрицательных моментов, например, потеря привлекательности КР как базы для реэкспорта китайских товаров на территорию ЕАЭС и соответственно снижение товарных потоков через ее территорию с высвобождением работающего в этой сфере населения. Однако присущи и положительные моменты. Ученые и политологи Киргизии считают, что присоединение Киргизской рспублики к ЕАЭС повысит рост экспорта текстильной, сельскохозяйственной продукции и стройматериалов; появиться возможность долгосрочных инвестиций в экономику Киргизии3.
В свою очередь стоит отметить, что присоединение Армении и Киргизии существенно не скажется на общих макроэкономических показателях государств-членов Таможенного союза (РФ, РБ, РК) ввиду малого удельного веса экономики Армении и Киргизии в общих показателях стран Таможенного союза, а для осуществления оценки экономической эффективности вхождения Армении и Киргизии в Таможенный союз, необходимо произвести комплексную оценку перспективного макроэкономического эффекта присоединения названных стран.
1 Григорян М. Армения пытается избавиться от экономической зависимости от России? // URL: http://russian.eurasianet.org/node/62121.
2 Айрапетян А. Оценка перспектив присоединения Армении к таможенному союзу // Сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. - М., 2014. - С. 5-8.
3 Павлов А.Н. Оценка экономического эффекта присоединения Киргизской республики к Таможенному союзу // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - № 4 (13). - С. 18-29.
Деятельность ЕАЭС определяется и регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе, Решениями Комиссии Таможенного союза, Таможенным кодексом ТС, международными договорами, Меморандумами Евразийского экономического сообщества и Решениями суда Евразийского экономического сообщества.
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) Таможенный союз определяется как «форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающих единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с территории, состоящей из таможенной территории сторон, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер»1. Из определения вытекает, что Таможенный союз носит более экономический характер, нежели правовой.
Согласно ст. 2 ТК ТС территории государств-участниц ЕАЭС составляют единую таможенную территорию. Таможенное регулирование, правовое регулирование, связанное с перемещением товаров через таможенную границу, осуществление таможенного контроля осуществляется в рамках единой таможенной территории, что может привести к снижению качества таможенного контроля в отношении ввозимых товаров.
Создание и функционирование Таможенного союза и по сей день носит спорный характер, некоторые теоретики говорят, что деятельность Таможенного союза имеет массу отрицательных сторон и что его ожидает та же учесть и те же последствия, что и СЭВ. Аналогично деятельности СЭВ, деятельность Таможенного союза оказала положительное влияние на динамику роста товарооборота в рамках Таможенного союза, что можно оценить по приведенной ниже таблице, унифицировало нормы таможенного законодательства, обогатило практику таможенного дела.
Таблица №1
Итоги торговли государств-членов Таможенного союза 2
Период Российская Федерация Республика Белоруссия Республика Казахстан
2011 г. 837,2 млрд. долл. 14316,5 млрд. долл. 7341,3 млрд. долл.
2012 г 40615,2 млрд. долл. 214,4 млн. долл. 240,7 млрд. долл.
1 Разумов Ю.А. Методы и способы национально-правовой имплементации в законодательстве Российской Федерации // Международное право и международные организации. - 2013. - № 1. -С. 126.
2 Статистические данные об экономических показателях взяты с официальных сайтов Федеральной таможенной службы России, Государственного таможенного комитета Белоруссии, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан
Право и современные государства
2013 г. 844,2 млрд. долл. 186,8 млн. долл. 243,9 млрд. долл.
2014 г. 782,9 млрд. долл. 77180 млн. долл. 11589 млрд. долл.
Однако в рамках действия ЕАЭС (ранее Таможенного союза) появились и некие риски для экономики РФ. По мнению ученых теоретиков, политологов и практиков, отечественный производитель в рамках функционирования ЕАЭС менее защищен перед иностранной конкуренцией, что возможно повлечет за собой, снижение экономического потенциала России.
А.Б. Ярощук выделяет 4 группы рисков в развитии интеграционного проекта ЕАЭС:
- увеличение отрыва интеграционной межгосударственной политической надстройки и договорно-правовой базы от материальных факторов интеграции и фактических уровней торгово-экономического взаимодействия сторон;
- «замораживание» интеграции на одной из промежуточных стадий может привести к девальвации роста экономик стран-участниц ЕАЭС, ухудшению климата для предпринимательства и инвестиций;
- разбалансирование развития наднациональной системы регулирования в рамках ЕАЭС (усложнение правоприменительной практики, а также снижение обеспечения национальных интересов в экономической деятельности)1;
- «замыкание» аналогично деятельности СЭВ экономического развития стран - участниц ЕАЭС и ухудшение экономической конъектуры.
Думается, что главной целью создания ЕАЭС является восстановление значительной части экономического пространства бывшего СССР как единого организма, унификация таможенного законодательства, устранение таможенных преград и увеличения товарооборота. СЭВ и ЕАИС имеют сходство, так как оби организации являются международными, направлены на либерализацию внешней торговли, регулирование торгово-политических отношений государств-членов и унификацию в сфере таможенного дела.
Исходя, из вышесказанного вытекает, что в деятельности ЕАЭС существуют определенные риски, которые могут стать препятствием на пути дальнейшего развития экономической и социальной интеграции, но деятельность ЕАЭС имеет и свои положительные стороны. Например, это увеличении товарооборота, упрощение процедуры таможенного оформления и создании привлекательного инвестиционного климата (в 2010 г. рассмотрено 70 пакетов документов инвесторов на строительство таможенно-логистических терминалов в приграничных регионах; материалы
1 Ярощук А.Б. Таможенный союз как форма развития экономической и социальной интеграции на пространства европейского экономического сообщества // Гуманизация образования. -2011. - № 5. - С. 82-88.
37 инвесторов признаны соответствующими Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации).
Выводы
В заключение исследования составим обобщенную таблицу трех рассматриваемых международных межправительственных организаций.
Таблица №2
Сравнительный анализ международных организаций СЭВ, ЕЭС, ЕАЭС
Совет экономической взаимопомощи Европейский союз Евразийский экономический союз
Правовая основа деятельности Устав Совета экономической взаимопомощи принятый Сессией Совета в Софии 14 декабря 1959. Правовой основой создания и функционирования ЕЭС был Договор об учреждении экономического сообщества заключенный 25 марта 1957 г в Риме. - Единый таможенный кодекс; - Единый таможенный тариф; - международные договоры государств участников таможенных правоотношений.
Право и современные государства
Цели создания
- экономическое, научно-техническое сотрудничество;
- ускорение экономического и научно-технического прогресса;
- социальная экономическая интеграция;
- повышение уровня индустриализации, жизни и производительности труда социалистических стран;
- планомерное развитие народного хозяйства.
-экономическая интеграция; - создание общего рынка.
- всесторонняя модернизации, кооперации
и повышения конкурентоспособности национальных экономик;
- создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Руководящие органы
- Сессия Совета;
- Совещание представителей стран в Совете;
- Постоянная Комиссия; -Секретариат.
- Европейский парламент;
- Совет ЕЭС;
- Комиссия ЕЭС;
- Суд ЕЭС.
- Высший Евразийский экономический совет
- Евразийский межправительственный совет;
- Евразийская экономическая комиссия;
- Суд Евразийского экономического союза
Итоги - создание раз- - налаживание - увеличение
деятельности витой инфра- валютной, кре- товарооборота
структуры в дитной, тамо- стран-участниц;
странах - участ- женной и нало- - вхождение
ницах СЭВ; говой политики: России в ВТО;
- научно-техни- - стимулирова- - выход на
ческое сотруд- ние развития от- международный
ничество; раслей науки и рынок;
- увеличение то- биотехнологий; - 1 января 2015
варооборота на - укрепление г. Таможенный
8,7%; позиций стран- союз прекратил
- обогащение участниц на ми- свое действие и
теории и практи- ровом рынке; начал действо-
ки таможенного - накопление вать ЕАЭС на
дела; правового опыта основе правил
- унификация регулирования ВТО.
таможенного за- внешнеэкономи-
конодательства; ческих отноше-
- приближение ний;
таможенной си- - активное раз-
стемы СССР к витие экономики
международной стран - участ-
модели; ниц.
- стагнация
в экономике
стран-участниц
СЭВ, в связи со
слабым вхож-
дением на ми-
ровой рынок и
недостаточным
использованием
научного и про-
изводственного
потенциала.
Таким образом, на основании проведенного сравнительно-правового анализа деятельности Совета экономической взаимопомощи, Европейского экономического союза и Евразийского экономического союза следует сказать, что эти организации являются международными организациями региональной экономической интеграции, обладающие международной правоспособностью. Цели создания всех трех организаций во многом схожи и направлены в основном на укрепление международных мирохозяйственных связей. Названные международные организации имеют правовую основу своей деятельности и коллегиальные органы управления. Странам -участницам ЕАЭС целесообразно применить опыт, полученный в результате
Право и современные государства
функционирования СЭВ в целях недопущения состояния экономической стагнации. Думается, что опыт ЕЭС в области налаживания единой налоговой, кредитной и валютной политики также будет полезен ЕАЭС. В настоящее время существуют разногласия именно по налоговым отношениям стран-участниц ЕАЭС. Например, в Казахстане действует более льготный, по сравнению с российским, налоговый режим и российские предприниматели открывают свои компании и представительства на территории Республики Казахстан, что приводит к снижению налоговой нагрузки на территории России. Также стоит отметить, что опыт функционирования ЕЭС наиболее удачный по сравнению с СЭВ и ЕАЭС стоит обратить на него пристальное внимание при формировании новых торгово-экономических отношений с вновь присоединяющимися странами.
Библиографический список
1. Belousova, O.M., Chibisova E.V. Institutional support of the state innovation policy in the system of russian law // Law and modern states. - 2014. - № 3.
2. Cadiet, L. International association of procedural law welcome note [Текст] / L. Cadiet // Russian law journal. - 2013. - Т.1. №1 (1). - P. 7.
3. Ignatyeva, I.A. The «green economy's» tools in Russian law: problems and prospects // Russian law: theory and practice. - 2014. - №1.
4. Sharkova A.V., Alieva I.Z., Monakhova V.S. Development of socio-economic cooperation between Russia and the // Law and modern states. - 2014. -№ 1.
5. АйрапетянА. Оценка перспектив присоединения Армении к таможенному союзу // Сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса. - М., 2014.
6. Васин А.М., Чекин А.Н. Некоторые аспекты развития международного экономического права в эпоху глобализации // Международное публичное и частное право. - 2007. - № 3.
7. Демичев А.А. Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. - 2010. - № 16.
8. Зайцева О.П. Возникновение и развитие международных организаций // Вопросы истории. - 1976. - № 2.
9. Кисловский Ю.Г История таможенного дела и таможенной политики России. - М., 2004.
10. Кисловский Ю.Г История таможни государства Российского (1907-1995). - М., 1995.
11. Нешатаева, Т.Н. Интеграция и наднационализм // Российское правосудие. - 2014. - №9 (101).
12. Павлов А.Н. Оценка экономического эффекта присоединения Киргизской республики к Таможенному союзу // Евразийская экономическая интеграция. - 2011. - № 4 (13).
13. Разумов Ю.А. Методы и способы национально-правовой имплементации в законодательстве Российской Федерации // Международное право и международные организации. - 2013. - № 1.
14. Ярощук А.Б. Таможенный союз как форма развития экономической и социальной интеграции на пространства европейского экономического сообщества // Гуманизация образования. - 2011. - № 5.