ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ
Е. В. Неборский
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 90-95. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 2, no. 2 (92). P. 90-95.
Научная статья УДК 37.013
doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95
«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» К. Д. УШИНСКОГО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ И ПОИСКА САМОБЫТНОСТИ
Егор Валентинович Неборский
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье на основе работы К. Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании» (1856) проанализирован исследовательский подход педагога-исследователя в области сравнительной педагогики.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский, наследие К. Д. Ушинского, история педагогики, сравнительная педагогика, методология сравнительной педагогики
Для цитирования: Неборский Е. В. «Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент фиксации разнообразия и поиска самобытности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 2 (92). С. 90-95. ао1: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95
"COMPARATIVE EDUCATION" BY K. D. USHINSKY AS A TOOL FOR FIXING DIVERSITY AND SEARCHING FOR INDIVIDUALITY
Egor V. Neborsky
Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, [email protected]
© HefiopcKMH E. B., 2023
Abstract. In the article on the basis of the work of K. D. Ushinsky "On nationality in public education" (1856) the research approach of a teacher-researcher in the field of comparative pedagogy is analyzed.
Keywords: K. D. Ushinsky, legacy of K. D. Ushinsky, history of pedagogy, comparative education, methodology of comparative education
For citation: Neborsky E. V. "Comparative education" by K. D. Ushinsky as a tool for fixing diversity and searching for individuality. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;2(2):90-95. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-92-90-95
Введение
Наследие К. Д. Ушинского до сих пор востребовано современниками в различных отраслях образования и педагогической науки [1]. К. Д. Ушинский, без преувеличения, Моцарт отечественной народной педагогики. Как в свое время композитор стал писать оперы для немецкоязычной публики на родном, а не итальянском языке, так и К. Д. Ушинский стал поборником национального языка и национальной системы образования в России. Его смело можно назвать создателем русской национальной педагогики [3]. Это и национальный язык в обучении (книги для обучения чтению «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), и наука на национальном языке для народного воспитания («Человек как предмет воспитания». Том I (1867); Том II (1869). При этом К. Д. Ушинский, развивая свои идеи в рамках антропологического подхода, разработал уникальную педагогическую систему [2]. Но, как отмечает отечественный историк педагогики М. В. Богуславский, К. Д. Ушинский в действительности заложил не только научные основы педагогики и воспитания в России, но и сразу несколько областей научно-педагогических исследований, среди которых, в частности, сравнительная педагогика. Именно эта область научного наследия мало исследовалась на данный момент. Среди работ в области сравнительной педагогики К. Д. Ушинского: «О народности в общественном воспитании» (1856) (в которой им изучался опыт Германии, Англии, Франции и США), «Три элемента школы» (1857) (о соотношении воспитания и обучения, анализ опыта школ Великобритании, Германии и Франции), «Школьные реформы в Северной Америке» (1858), «Внутреннее устройство североамериканских школ» (1858).
Методология и методы исследования
«Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент ... I
С целью изучения методологии сравнительной педагогики К. Д. Ушинского, особенностей его исследовательского подхода был осуществлен анализ механизма реализации сравнительного исследования на примере его работы «О народности в общественном воспитании» (1856) [8].
Результаты исследования и обсуждение
В качестве методологического конструкта реализации замысла сравнительного исследования К. Д. Ушинский выстраивает «пирамиду»: общие основы европейского воспитания («корни» — как отмечает сам автор), государственное устройство и общественное воспитание («ствол» и «ветви»). Используя такой методологический конструкт в своем сравнительно-педагогическом исследовании, он выявляет истоки воспитания, в основе которых лежит христианство как общая для всех европейцев традиция. Государственное устройство в таком методологическом конструкте позволяет К. Д. Ушинскому обнаружить разнообразие в воспитательных практиках разных стран. Государственное устройство становится фактором, оказывающим влияние на воспитание, что раскрывается и детализируется в работе К. Д. Ушинского. Общественное воспитание как третий уровень «пирамиды» выступает элементом государственной и общественной жизни, что усиливает разнообразие воспитательных практик не только на уровне государств, но и местных сообществ.
Исследовательскую формулу К. Д. Ушинского можно представить следующим образом: народный характер + история народа (как условие изменений среды) = особенное характеристическое понятие «национальное воспитание». Ведущая идея его исследования: «...каков характер народа, таков и характер его воспитания» [8]. Иными словами, характер народа, или, говоря языком К. Д. Ушинского, «характеристические черты» народа, которые сформировались под влиянием трех факторов — христианства, государства и общественной жизни,— становятся своего рода способом удовлетворения потребности в воспитании, а история народа определяет непосредственно сами потребности в воспитании и цели воспитания.
К. Д. Ушинским предпринята попытка реализации сравнительного исследования с учетом сложности самой системы образования. Образовательное пространство включает в себя не только систему образования, но и различные подструктуры и подсистемы [5]. С некоторым
допущением можно утверждать, что педагог-исследователь предпринял попытку анализа систем образования с учетом его пространства — например, анализа нормативных документов, научных и методических трудов, структуры организации системы образования и т.д.
К. Д. Ушинский не принимает слепо на веру те или иные постулаты, которые в связи с академической модой проникают в умы его современников в сфере образования из Германии. Он прибегает к использованию критического мышления, как его охарактеризовали современные философы-методологи, как единству логики и антропологии [4]. Слишком уж разнообразны исторические условия и культурные грани народов Европы, чтобы эта печать разнообразия не легла и на воспитание.
Фиксация разнообразия становится возможной за счет методологического конструкта, который в ходе сравнительного анализа позволяет выявить как схожие черты в народных системах образования в Германии, Англии, Франции и США, так и различные черты. Так, например, К. Д. Ушинский раскрывает характеристические черты европейцев: страсть к абстракции и системе (Германия); полезность, практичность знания, а также характер, привычка владеть собой (Англия); внешний блеск, тщеславие и материальная, техническая польза (Франция); независимость, свобода выбора, поиск выгоды и пользы от обстоятельств, активная жизненная позиция (Новая Англия в США).
Фиксация разнообразия позволяет осуществлять и поиск самобытности через определение тех черт, которыми не обладают представители славянского народа, как бы методом от обратного. В чем же самобытность характеристических черт народа России? К. Д. Ушинский выявляет следующее: славянская размашистая природа, в отличие от холодного характера англичанина; русскому человеку будет скучно и неуютно посреди всеобщего комфорта и посреди самой развитой американской жизни, где все так хорошо, так полезно устроено; славянская восприимчивость и непоследовательность, в отличие от педантичности немца, спасает в сложные времена.
В своем сравнительно-педагогическом исследовании К. Д. Ушинский приходит к выводам:
- общей системы народного воспитания для всех народов нет ни в теории, ни на практике;
- у каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных
«Сравнительная педагогика» К. Д. Ушинского как инструмент ... I
систем невозможно;
- опыт в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех народов, но в том понимании, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам;
- наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она обща для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни [8].
Такие выводы становятся возможными благодаря специфике исследовательского подхода К. Д. Ушинского, который он реализовал в рамках сравнительной педагогики. Этот подход в дальнейшем получил название релятивистского подхода, когда некое явление или объект исследуются в контексте его специфической уникальной среды в связи с его культурно-историческим контекстом.
Заключение
К. Д. Ушинского можно охарактеризовать не только как основоположника научной педагогики в России, но и как педагога-компаративиста, который заложил в нашей стране основы релятивистского подхода в сравнительной педагогике, позволяющего фиксировать разнообразие и через него осуществлять поиск самобытности.
Развитие современных исследований в области сравнительной педагогики все больше принимают междисциплинарный характер [7], и такую попытку в своих исследованиях уже предпринимал К. Д. Ушинский. Исследования национальных систем образования от детского сада до университета до сих пор составляют приблизительно треть всех исследований в области сравнительной педагогики [6], и релятивистский подход К. Д. Ушинского в этом ракурсе представляется одним из интересных подходов, исследования в рамках которого позволили бы раскрыть потенциал и уникальность отдельных образовательных и воспитательных феноменов, воспроизводимость которых если и возможна в других локальных средах, то может требовать учета специфики локальной среды и, как следствие, необходимости поиска иного способа разворачивания феномена.
Список источников
1. Богуславский М. В. К. Д. Ушинский: классик на все времена // Вестник образования России. 2014. № 81. С. 4-10.
2. Богуславский М. В., Милованов К. Ю. Педагогическая система К. Д. Ушинского // Открытая
школа. 2014. № 3 (134). С. 56-62.
3. Богуславский М. В. Создатель русской национальной педагогики К. Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения) // Вестник образования России. 2023. № 2. С. 72-80.
4. Грифцова И. Н., Сорина Г. В. Критическое мышление против псевдонауки // Человек. 2022. Т. 33, № 1. С. 7-30.
5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 5. С. 70-82.
6. Неборский Е. В. Сравнительная педагогика: обзор диссертационных исследований 20112020-х гг. // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 1 (45). С. 77-83.
7. Тагунова И. А. Компаративистика и западные междисциплинарные исследования в сфере образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 106-114.
8. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.: АПН СССР, 1948. С. 69-166.
References
1. Boguslavsky M. V. K. D. Ushinskiy: klassik na vse vremena // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2014. № S1. S. 4-10. [In Rus].
2. Boguslavsky M. V., Milovanov K. Yu. Pedagogicheskaya sistema K. D. Ushinskogo // Otkrytaya shkola. 2014. № 3 (134). S. 56-62. [In Rus].
3. Boguslavsky M. V. Sozdatel' russkoy natsional'noy pedagogiki K. D. Ushinskiy (k 200-letiyu so dnya rozhdeniya) // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2023. № 2. S. 72-80. [In Rus].
4. Griftsova I. N., Sorina G. V. Kriticheskoye myshleniye protiv psevdonauki // Chelovek. 2022. T. 33, № 1. S. 7-30. [In Rus].
5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Metodologiya issledovaniya sotsial'no-ekonomicheskikh parametrov obrazovatel'nogo prostranstva // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2022. № 5. S. 70-82. [In Rus].
6. Neborsky E. V. Sravnitel'naya pedagogika: obzor dissertatsionnykh issledovaniy 2011-2020-kh gg. // Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye. 2021. T. 12, № 1 (45). S. 77-83. [In Rus].
7. Tagunova I. A. Komparativistika i zapadnyye mezhdistsiplinarnyye issledovaniya v sfere obrazovaniya // Pedagogika. 2017. № 8. S. 106-114. [In Rus].
8. Ushinskiy K. D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii // Sobraniye sochineniy. T. 2. Pedagogicheskiye stat'i 1857-1861 gg. M.: APN SSSR, 1948. S. 69-166. [In Rus].
Информация об авторе
Е. В. Неборский — доктор педагогических наук, профессор кафедры иноязычного образования Information about the author
E. V. Neborsky — Dr. Sc. (Education), Professor of the Foreign Language Department