ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КАНДИДАТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ФОРМОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ И ДРУГИХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
В.О. Солнцев, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. В. А. Корзунин, доктор психологических наук, профессор; В.В. Юсупов, кандидат медицинских наук, доцент.
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург
Приведены результаты сравнительного анализа по оценке уровня интеллектуального развития, психофизиологических и личностных профессионально важных качеств у кандидатов для обучения различных силовых ведомств в зависимости от профиля их довузовской подготовки. Показано, что организация довузовской подготовки в наибольшей степени способствует формированию профессионально важных психофизиологических и личностных качеств, соответствующих требованиям обучения и успешной профессиональной адаптации в вузе.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, кадетский корпус, вуз, профессионально важные качества, довузовская подготовка, интеллектуальное развитие, психофизиологические и личностные качества, кандидаты для обучения, девиантное поведение, суицидальный риск, профессиональная адаптация
COMPARATIVE ASSESSMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES CANDIDATES WITH VARIOUS FORMS OF PRE-UNIVERSITY OF PREPARATION FOR TRAINING EMPLOYEES THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA AND OTHER POWER DEPARTMENTS
V.O. Solntsev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. V.A. Korzunin; V.V. Yusupov.
Military Medical Academy after S.M Kirov, Russian Defense Ministry, Saint Petersburg
In article results of the comparative analysis according to a level of intellectual development, psycho-physiological and personal professionally important qualities at candidates for training various power departments depending on their structure pre-university education. It is
shown, that the organization of pre-university training to the greatest degree assists formation professionally important psycho-physiological and the personal qualities, meeting requirements training and successful professional adaptation in high school.
Key words: professional psychological selection, military school, high school, professionally important qualities, pre-university training, intellectual development, and personal qualities, candidates for training, psycho-physiological, deviant behavior, suicide risk, professional adaptation
По результатам проведения мероприятий профессионального психологического отбора осуществлен сравнительный анализ профессионально важных психофизиологических и личностных качеств кандидатов на обучение в вузе, окончивших различные общеобразовательные учреждения (кадетские корпуса, школы и средне-специальные образовательные учреждения) [1, 2].
Таким образом, были сформированы три группы обследуемых кандидатов на обучение: а) выпускники кадетских корпусов, (n = 177); б) выпускники (школьники) средних общеобразовательных школ или лицеев (n = 169); в) выпускники средне-специальных образовательных учреждений (n = 178).
В качестве стимульного материала для оценки психофизиологических показателей испытуемым предъявлялась достаточно хорошо известная «батарея» КР 3-85 (Б.В. Кулагин, М.М. Решетников, 1985 г.), состоявшая из семи субтестов («Аналогии», «Арифметический счет», «Зрительная память», «Исключение слов», «Кубы», «Силлогизмы» и «Числовые ряды»), направленных на оценку уровня и особенностей развития основных познавательных психических процессов: кратковременной, оперативной и долговременной знаковой и вербальной памяти, объема и распределения внимания, характеристик мышления (логичность, пространственное мышление, умение оперировать вербальной и знаковой информацией). Кроме того, учитывались показатели продуктивности, эффективности и надежности выполнения тестовых заданий. Интегральным показателем выполнения психофизиологических тестов являлся, так называемый, «уровень общего интеллектуального развития» (ОИР).
Личностные особенности кандидатов изучались по результатам использования клинико-психологического опросника СМИЛ, шкалам третьего и четвертого уровней «Многоуровнего личностного опросника (МЛО). Адаптивность».
В ходе сравнительного анализа были выявлены различия данных контингентов по многим показателям с применением критерия Стьюдента с поправкой Бонферрони (для множественных сравнений выборок по средним значениям). При групповом сравнении для обеспечения выбранного критического уровня значимости, равного 0,017, было установлено пороговое значение а = 0,017 : 3 = 0,017 [3, 4].
Результаты сравнительного анализа выявили статистически значимые различия в группах по многим показателям. Так из табл. 1 видно, что кадеты превосходили кандидатов, окончивших средне-специальные образовательные учреждения (студенты), как по отдельным субтестам (исследуемым показателям развития познавательных психических процессов), так и по интегральному показателю ОИР (132,7±23,4 и 102,2±25,8, соответственно). Различия в результатах выполнения тестовых заданий составили в среднем 29,8 % (p < 0,017).
При этом кадеты демонстрировали более высокие показатели:
- развития логического мышления при оперировании как знаковой, так и вербальной информацией: значения по методике «Аналогии» в среднем в группе кадет были выше, по сравнению с группой студентов, на 38,3 % (p < 0,017), по методике «Числовые ряды» - на 38,1 % (p < 0,017), по методике «Силлогизмы» в среднем на 47,5 % (p < 0,017);
- объема оперативной памяти: по методике «Зрительная память» в среднем на 30,4 % (p < 0,017);
- скорости мыслительных операций по методике «Арифметический счет» - на 30,4 % (p < 0,017);
- произвольного внимания по методике «Исключение слов» - на 30,4 % (р < 0,017);
- пространственного мышления: по методике «Кубы» - на 16,5 % (р < 0,017). Сравнительный анализ результатов в группах кадет и выпускников
общеобразовательных школ показал, что кадеты также имели более высокие значения развития психических познавательных процессов (табл. 2). Однако, различия в результатах выполнения тестов были несколько меньшими.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа развития познавательных психических процессов в группах кандидатов на обучение, окончивших кадетские корпуса и средне-
специальные образовательные учреждения
X ± £
средне- кадетские кор-
Субтесты батареи КР 3-85 1расч. специальные образовательные учреждения (п = 178) пуса (п = 177)
Аналогии 6,897* 12,2±6,0 16,9±6,8
Арифметический счет 11,074* 13,4±4,4 18,5±4,2
Зрительная память 8,689* 15,9±5,4 20,8±5,3
Исключение слов 8,309* 13,9±5,1 18,1±4,5
Кубы 9,097* 11,2±5,1 16,5±5,8
Силлогизмы 7,738* 15,8±6,7 20,6±4,9
Числовые ряды 4,129* 15,5±5,7 18,0±5,9
ОИР - интегральный показатель 11,657* 102,2±25,8 132,7±23,4
Примечание: X - среднее арифметическое значение; 8 - стандартное отклонение; 1табл. = 2,330 - табличная квантиль при групповом сравнении; * - 1расч. > то есть различия признаются статистически значимыми (р < 0,017).
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа развития познавательных психических процессов в группах кандидатов на обучение, окончивших кадетские корпуса и среднюю
общеобразовательную школу
Субтесты батареи КР 3-85 1расч. X ± £
кадетские корпуса (п = 177) средняя школа (п = 169)
Аналогии 1,471 16,9±6,8 15,8±7,4
Арифметический счет 6,859* 18,5±4,2 15,3±4,5
Зрительная память 6,670* 20,8±5,3 17,0±5,5
Исключение слов 4,959* 18,1±4,5 15,3±6,1
Кубы 5,798* 16,5±5,8 12,7±6,3
Силлогизмы 7,657* 20,6±4,9 16,6±4,8
Числовые ряды 4,025* 18,0±5,9 15,4±6,1
ОИР - интегральный показатель 7,419* 132,7±23,4 111,3±30,0
По величине интегрального значения развития познавательных процессов кадеты превосходили школьников в среднем на 19,2 %. Показатели логического мышления у кадет были выше: по методике «Аналогии» в среднем на 7,4 % (р < 0,017), по методике «Числовые ряды» - на 21,2 % (р < 0,017), по методике «Силлогизмы» - на 18,6 % (р < 0,017); объем
оперативной памяти, оцениваемый по методике «Зрительная память», у кадет в среднем был больше на 22,7 % (р < 0,017); скорость мыслительных процессов («Арифметический счет») была в среднем выше на 29,8 % (р < 0,017); характеристики произвольного внимания («Исключение слов») - в среднем на 24,2 % (р < 0,017). Развитие пространственного мышления у кадет, по сравнению со школьниками, было выше в среднем на 16,8 % (р < 0,017).
Кандидаты со средним общим образованием статистически значимо превосходили кандидатов со средне-специальным образованием по интегральному показателю ОИР на 8,9 % (р < 0,017) и по показателям развития логического мышления: по методике «Аналогии» в среднем на 29,2 % (р<0,017), по методике «Числовые ряды» в среднем на 13,9 % (р < 0,017) и скорости мыслительных операций («Арифметический счет») в среднем на 13,6 % (р < 0,017) (табл. 3).
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа развития познавательных психических процессов в группах кандидатов на обучение, окончивших средне-специальное образовательное учреждение и среднюю школу
Субтесты батареи КР 3-85 1расч. X ± £
средне-специальное образование (п = 178) средняя школа (п = 169)
Аналогии 4,954* 12,2±6,0 15,8±7,4
Арифметический счет 3,859* 13,4±4,4 15,3±4,5
Зрительная память 1,796 15,9±5,4 17,0±5,5
Исключение слов 2,287 13,9±5,1 15,3±6,1
Кубы 2,474* 11,2±5,1 12,7±6,3
Силлогизмы 1,272 15,8±6,7 16,6±4,8
Числовые ряды 0,062 15,5±5,7 15,4±6,1
ОИР - интегральный показатель 3,030* 102,2±25,8 111,3±30,0
При изучении личностных профилей кандидатов на обучение в вузе по методике СМИЛ было установлено, что у выпускников средне-специальных учреждений и общеобразовательных школ они были достаточно однородны и по большинству шкал статистически значимые различия не выявлялись (рис. 1). Исключением являлись достоверно более высокие значения шкалы Б (пессимистичность) у лиц со средне-специальным образованием (на 6,2 %, р<0,017).
В то же время, кадеты статистически значимо отличались от школьников и студентов по целому ряду показателей (рис. 2, 3), они имели:
- более высокие значения по шкалам достоверности (Ь, Б и К) и эмоциональной лабильности - Ну (выше, чем в группах школьников и студентов на 5,8 % и 5,7 % соответственно, р<0,017);
- более низкие значения по шкалам импульсивности - Рё (на 3,1 % и 4,7 % соответственно, р<0,017), индивидуалистичности - Бе (на 7,3 % и 6,3 % соответственно (р<0,017), оптимистичности - Ма (на 8,5 % и 8,1 % соответственно, р<0,017) и социальной интроверсии - (на 9,3 % и 10,8 % соответственно, р<0,017).
70,0 65,0 60,0 55,0 50,0 45,0 40,0
61,8
57,4
59,0
54,5 51,5; 55,3
51,1 51,3 51,5
54,7'
51,9 51,6
F K HS D HY PD MF PA PT SC MA SI ^средне-специальные учреждения -средняя школа
Рис. 1. Средние групповые значения шкал в личностных профилях кандидатов на обучение, окончивших средне-специальные образовательные учреждения и среднюю школу
по методике СМИЛ
*
L
Рис. 2. Средние групповые значения шкал в личностных профилях кандидатов на обучение, окончивших кадетский корпус и среднюю общеобразовательную школу по методике СМИЛ
*** ** ***
средне-специальные учреждения ^^кадетский корпус
Рис. 3. Средние групповые значения шкал в личностных профилях кандидатов на обучение, окончивших средне-специальные образовательные учреждения и кадетский корпус
по методике СМИЛ
Полученные различия свидетельствуют о большем стремлении кадет произвести хорошее впечатление в значимой для них ситуации поступления в вуз, показать отсутствие проблем и внутренних трудностей. Ведущая шкала К (коррекции) в профиле шкал достоверности у кадет указывает на достаточно высокую защиту от проникновения в мир внутренних переживаний и может дополнительно свидетельствовать о достаточно высоком развитии мыслительных процессов. Ведущая шкала МА в общем профиле говорит о достаточно высоком уровне поведенческой активности.
Кроме того, отличительной особенностью кадет, по сравнению с двумя другими группами, являются большая самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в себе и стремление к лидерству [5, 6].
Характерными особенностями профилей СМИЛ в группах школьников и студентов являются относительные (в пределах абсолютной нормы) «пики» по шкалам МА (оптимистичности и активности), (индивидуалистичности) и РБ (импульсивности), превышающие значение аналогичных шкал у кадет.
Следует отметить, что указанные особенности у кандидатов из числа гражданской молодежи определяются практически всеми специалистами по профессиональному психологическому отбору и являются весьма характерными на протяжении десятка лет. В этом возрасте (17-20 лет) для молодежи, стремящейся к воплощению своих жизненных и профессиональных планов, присущи высокие активность и самооценка, настойчивость и эгоцентризм в сочетании со склонностью к размышлениям и критическим оценкам существующих социальных теорий, установок и ценностей, а также - формированием собственных жизненных концепций.
Исследование и сравнительный анализ адаптационных личностных характеристик в группах школьников и студентов с помощью методики МЛО «Адаптивность» не выявили между ними статистически значимых различий.
В то же время, оценка и сравнительный анализ профессиональной направленности, а также - склонности к девиантным поведенческим реакциям выявили между кандидатами этих групп ряд достоверных различий. Так, выпускники средне-специальных образовательных учреждений имели более низкую мотивацию к обучению в вузе и более выраженную склонность к отклоняющемуся поведению (табл. 4).
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа показателей методики ВПП в группах
школьников и студентов
Показатели 1расч. X ± £
студенты (п = 178) школьники (п = 169)
ВПП («сырые» баллы)
Профессиональная направленность (ПН) 3,842* 5,2±4,4 3,6±3,0
Склонность к девиантному поведению (ДП) 2,955* 13,6±6,9 11,4±7,0
Суицидальный риск (СР) 1,967 5,7±3,3 6,4±4,0
Степень волевого контроля (СВК) 1,985 3,0±2,5 2,6±2,1
В отношении кадет групповые сравнения показали, что по показателям личностных адаптационных способностей и предикторам успешности профессиональной адаптации в вузе, они превосходили две другие группы кандидатов на обучение (табл. 5, 6). Так, при сравнении показателей методик МЛО «Адаптивность» (3-й и 4-й уровни) и ВПП (Данные методик МЛО «Адаптивность» и ВПП приведены в «сырых» баллах, поэтому шкалы -«обратные»: высокие значения интерпретируются как более выраженные негативные характеристики, и соответственно, чем ниже «сырые» оценки, тем они в большей степени отражают положительную направленность динамики изучаемых характеристик.) в группе
кадет с аналогичными показателями в группах школьников и студентов, практически по всем из них были выявлены статистически значимые различия:
- значение шкалы «Поведенческая регуляция» (ПР) были ниже на 61,4 % и 62,0 % их значений в группах «школьников и «студентов», соответственно (р<0,017);
- показатели шкалы «Коммуникативный потенциал» (КП) - на 31,3 % и 36,5 % соответственно (р<0,017);
- значения шкалы «Моральная нормативность» (МН) - на 36,2 % и 41,1%, соответственно (р<0,017);
- значения интегрального показателя «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) - на 46,7 % и 49,3 %, соответственно (р<0,017).
Таблица 5. Результаты сравнительного анализа показателей методики МЛО «Адаптивность» в группах кандидатов на обучение, окончивших кадетский корпус и среднюю
общеобразовательную школу
Показатели 1расч. X ± £
кадетский корпус (п = 177) средняя школа (п = 169)
МЛО «Адаптивность» («сырые» баллы)
Поведенческая регуляция (ПР) 10,198* 5,8±3,6 15,0±11,4
Коммуникативный потенциал (КП) 7,544* 6,0±2,2 8,7±4,3
Моральная нормативность (МН) 8,199* 5,2±2,3 8,1±4,1
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 10,580* 16,9±6,6 31,8±17,5
ВПП («сырые» баллы)
Профессиональная направленность (ПН) 8,497* 1,4±1,1 3,6±3,0
Склонность к девиантному поведению (ДП) 2,641* 9,7±5,0 11,4±7,0
Суицидальный риск (СР) 6,485* 4,1±2,7 6,4±4,0
Степень волевого контроля (СВК) 7,130* 1,0±0,9 2,6±2,1
Таблица 6. Результаты сравнительного анализа показателей методики МЛО «Адаптивность» в группах кандидатов на обучение, окончивших средне-специальные образовательные
учреждения или кадетский корпус
Показатели 1расч. X ± £
медицинское училище (п = 178) кадетский корпус (п = 177)
МЛО «Адаптивность» («сырые» баллы)
Поведенческая регуляция (ПР) 11,384* 15,5±10,4 5,8±3,6
Коммуникативный потенциал (КП) 9,285* 9,5±4,4 6,0±2,2
Моральная нормативность (МН) 12,121* 8,8±3,2 5,2±2,3
Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) 12,840* 33,4±15,8 16,9±6,6
ВПП («сырые» баллы»)
Профессиональная направленность (ПН) 11,129* 5,2±4,4 1,4± 1,1
Склонность к девиантному поведению (ДП) 6,136* 13,6±6,9 9,7±5,0
Суицидальный риск (СР) 5,061* 5,7±3,3 4,1±2,7
Степень волевого контроля (СВК) 10,045* 3,0±2,5 1,0±0,9
Как указано выше, при сравнительном анализе результатов методики ВПП в группах, у кадет, по сравнению со школьниками и студентами, были также, как и по МЛО «Адаптивность», выявлены более низкие значения показателей всех шкал (табл. 6, рис. 4):
- по шкале «Профессиональная направленность» снижение определялось на уровне 61,6 % и 72,9 % по сравнению с ее значениями в группах школьников и студентов, соответственно (р<0,017);
- по шкале «Склонность к девиантному поведению» - на 15,1 % и 28,8 % соответственно (р<0,017);
- по шкале «Суицидальный риск» - на 37,0 % и 28,5 % соответственно (р<0,017);
- по шкале «Степень волевого контроля» - на 61,5 % и 68,5 % соответственно (р<0,017).
Полученные результаты в группе кадет указывают на их более высокую и устойчивую профессиональную мотивацию, более высокий уровень эмоционально-волевого контроля и меньший риск девиантного, в частности суицидального поведения.
ВПН ДП СР СВК
□ средне-специальные учреждения □ кадетский корпус
Рис. 4. Средние значения личностных показателей по методике ВПП в группах кандидатов на обучение, окончивших средне-специальные образовательные учреждения или кадетский
корпус
По результатам проведенного сравнительного анализа в 95 % доверительном интервале можно утверждать, что организация довузовской подготовки в кадетских корпусах, по сравнению с общеобразовательными и средне-специальными образовательными учреждениями Министерства образования и науки РФ, в наибольшей степени способствует формированию профессионально важных психофизиологических и личностных качеств, соответствующих требованиям обучения и успешной профессиональной адаптации в вузе.
Литература
1. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. СПб. 2002. 555 с.
2. Корзунин В. А., Будко Д.Ю. Сопровождение учебного процесса в вузах с учетом этапа адаптации: теоретичские и прикладные проблемы клинической психологии. СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, АЙСИНГ. С. 197-200.
3. Корзунин В.А., Чермянин С.В., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № 4. С. 49-53.
4. Церфус Д.Н., Корзунин В.А., Соколиков О.Р. Дифференцированный подход в определении направлений и методов психологической коррекции курсантов военного вуза в начальном периоде обучения // Вестник психотерапии. 2006. № 18 (23). СПб.: Международный институт резервных возможностей человека. С. 161-165.
5. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Актуальные проблемы стандартизации и нормирования критериев профессионального психологического отбора в вузы Минобороны РФ. Актуальные проблемы военной психиатрии: Материалы Всерос. юбилейной науч.-практ. конф. 9-11 июня 2011 г. СПб., ГВМУ, ВМедА, 2011. С. 44-47.
6. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 128 с.