Р. М. Воронин
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
ФГОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань
Сегодня в многочисленных исследованиях рассматриваются проблемы оценки и прогнозирования адаптации к самым разнообразным факторам окружающей среды. Однако вряд ли найдется фактор столь кардинальным образом всесторонне влияющий на молодого человека, как военная служба. Служба в армии значительно изменяет условия жизнедеятельности индивидуума, предъявляя высокие требования к функциональным возможностям организма, требует значительного использования физиологических резервов [1, 2]. Вместе с тем, помимо теоретических аспектов изучения данной проблемы, что имеет немаловажное значение, существует еще ее огромная социальная значимость. Не секрет, что в последние годы имеются значительные трудности с комплектованием Вооруженных Сил здоровым контингентом, что практически стало угрожать национальной безопасности России [3]. Сложившееся положение призвана исправить проводимая сегодня реформа Вооруженных Сил РФ, основной целью которой является создание современной высокопрофессиональной армии, что невозможно осуществить без существенного повышения качества кадрового состава. Результатом законодательных изменений в ходе реформирования является увеличение притока в Вооруженные Силы молодых людей, уменьшение случаев отказа и уклонения от военной службы; среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, появилось больше людей с высшим образованием [4].
Вместе с тем подобные изменения поднимают ряд новых серьезных проблем.
Во-первых, один год службы для полноценного обучения военному делу, всестороннего изучения современной техники и вооружения — достаточно малый срок. Это требует значительного физического и психического напряжения молодого военнослужащего.
Во-вторых, неоднородность призывного контингента (по возрасту, образованию, физическому развитию, этнической принадлежности, социальным характеристикам) создает сложности с точки зрения различного уровня и характера адаптации в разных группах призывников, что, безусловно, необходимо учитывать при определении конкретной военной специальности, места и характера службы.
Таким образом, комплексное исследование различных характеристик молодого человека, влияющих на его адаптацию к военной службе, является актуальной задачей, решение которой позволит сделать более успешной прохождение службы, освоение воинской специальности и вместе с тем сократит до минимума ситуации, когда после зачисления в ряды Вооруженных Сил, под влиянием больших физических и психологических нагрузок, происходит возникновение новых и обострение имеющихся скрытых заболеваний, что в итоге ведет к комиссованию военнослужащего.
© Р. М. Воронин, 2011
Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка физических и психологических характеристик различных групп лиц призывного возраста.
Материал и методы исследования. Для достижения заявленной цели было проведено комплексное исследование физического и психологического состояния трех групп лиц призывного возраста: 1) призывников (юношей, призываемых в Вооруженные Силы РФ) в количестве 392-х человек; 2) студентов Рязанского государственного медицинского университета (признанных годными для военной службы, но имеющих отсрочку на период учебы) в количестве 286-ти человек; 3) курсантов Академии ФСИН России в количестве 104-х человек. Возраст всех обследуемых составлял 17-18 лет.
С целью получения данных, пригодных для последующей оценки и сравнения, антропометрические исследования проводились стандартными проверенными инструментами по общепринятой методике [5]. Для оценки личностных особенностей и психологического состояния обследуемых нами использовались личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора [6] и тест определения уровня невротизации и пси-хопатизации [7].
Результаты исследования, после формирования выборок, заносились в табличный процессор и в дальнейшем оценивались с помощью Microsoft Office Excel 2003 Windows XP, статистического пакета STATISTICA for Windows Ru v 5.5. Статистические показатели оценивались с помощью t-теста с соответствующими критериями надежности (m — вероятностная ошибка; t — критерий Стьюдента).
Результаты и их обсуждение. Для реализации цели нашего исследования нами были оценены основные факторы, на наш взгляд, наиболее сильно влияющие на физическое и психологическое формирование молодого человека и, возможно, определяющие уровень его адаптации к военной службе. Результаты были сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Краткая характеристика различных групп призывного контингента
Признаки Призывники Студенты Курсанты
Пол мужской мужской мужской
Средний возраст 18 17,7 17,6
Образование Среднее — 69,3%; неполное среднее — 30,7% Среднее — 100% Среднее — 100%
Состав семьи Отсутствие одного или обоих родителей — 35,6% Отсутствие одного или обоих родителей — 10,3% Отсутствие одного или обоих родителей — 11,1%
Материальное положение семьи (по оценке обследуемого) Достаточно обеспечены — 17,7% Достаточно обеспечены — 35,7% Достаточно обеспечены — 40,2%
Образование родителей Высшее образование у одного или обоих родителей — 28,3% Высшее образование у одного или обоих родителей — 76,5% Высшее образование у одного или обоих родителей — 70,8%
То есть, по данным таблицы, сходством исследуемых категорий призывников является: пол (мужской), возраст (18 лет). Отличием является: уровень образования, уровень материального достатка в семье, образование родителей, состав семьи.
С целью проведения сравнительной оценки уровня физического развития различных категорий призывного контингента, в рамках нашей работы, были проанализированы антропометрические данные групп призывников, курсантов и студентов (табл. 2). При анализе антропометрических данных обращают на себя внимание существенные межгрупповые различия, затрагивающие практически все определяемые показатели, кроме показателя длины тела, где статистически значимые различия выражены в меньшей степени (р < 0,05) и затрагивают только группы призывников и студентов. Наибольшей массой тела обладают представители группы студентов, наименьшей — курсанты, призывники занимают промежуточное положение. Вместе с тем причины данного распределения показателя, по всей видимости, неоднозначны. Если больший вес студентов по сравнению с призывниками можно объяснить более высоким уровнем жизни первых, как следствие сравнительно высокого социального статуса, то относительно низкая масса тела курсантов является следствием высоких физических нагрузок, связанных с прохождением службы, а также питания, не выходящего за нормы курсантского рациона. Подтверждением данного предположения является то, что весо-ростовой индекс (индекс Кетле) в группах студентов и призывников, несмотря на возможные различия уровня жизни и характера питания, в обоих случаях превышает уровень нормы (350-400 г/см), а в группе курсантов находится в границах нормы.
Таблица 2. Показатели физического развития различных групп призывного контингента
Длина тела, см Масса тела, кг ЖЕЛ, мл Индекс Кетле, г/см Жизненный показатель, мл/кг
Призывники (1) 177,1 ± 2,1 73,4 ± 3,9 3856,3 ± 399,2 415,0 ± 25,0 52,8 ± 6,2
Студенты (2) 177,6 ± 2,2 76,3 ± 3,8 4686,5 ± 353,0 429,7 ± 20,4 61,6 ± 4,8
Pd 1-2 <0,05 <0,001 < 0,001 < 0,001 <0,001
Курсанты (3) 177,4 ± 2,8 69,7 ± 4,2 4601,0 ± 370,4 392,9 ± 21,1 66,2 ± 4,8
Pd 1-3 >0,05 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
Pd 2-3 >0,05 <0,001 >0,05 <0,001 <0,001
В рамках исследования проводилась проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе), используемая для определения степени устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии и, в общем, для оценки резервных сил организма [8]. Сегодня отсутствует четкая интерпретация результатов данной пробы, имеется лишь указание, что в норме время произвольной задержки дыхания у лиц с обычной степенью физической подготовленности составляет 40-60 с, хотя может достаточно сильно варьировать с учетом индивидуальных особенностей организма. Например, у спортсменов это время гораздо больше указанного [9]. Был проведен сравнительный анализ продолжительности пробы Штанге в различных группах призывного контингента. Оказалось, что наибольшая продолжительность пробы была в группе студентов — 73,3 ± 10,6 с, в группе курсантов это время было статистически значимо меньше — 69,4 ± 10,3 с (р < 0,01). У призывников данный показатель был наименьшим по сравнению с двумя остальными группами — 50,1 ± 9,7 с (р < 0,001). То есть, если у призывников время
пробы Штанге находится в пределах нормы, то у студентов и курсантов показатель превышает норму, что в какой-то мере свидетельствует о значительном резерве адаптационных возможностей данных категорий.
При оценке психологических качеств изучаемых групп нами использовались личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора [6] и тест определения уровня не-вротизации и психопатизации [7]. Тест тревожности Дж. Тейлора предназначен для определения уровня тревожности индивидуума (склонности к стрессу и депрессии). Уровень тревожности среди всего призывного контингента равен 20,4 ± 4,7 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низкому (11-29 баллов). Вместе с тем по группам уровень тревожности статистически значимо различается, хотя и не выходит за пределы вышеуказанных рамок. У призывников уровень тревожности был статистически значимо выше — 22,6 ± 5,0, чем у студентов — 21,4 ± 4,6 (р < 0,05). У курсантов этот показатель был наименьшим по сравнению с двумя остальными группами — 17,2 ± 4,1 (р < 0,001). При проведении межгруппового сравнительного анализа мы также оценивали распространенность того или иного типа тревожности в группах (рисунок).
Призывники
Студенты
Курсанты
11,4 62,5 26,1
12,1 59,7 | 28,2
44,7 47,6
0 25 50 75
1 I Низкий П Средний Н Высокий
100%
Уровень тревожности различных групп призывного контингента (тест Дж. Тейлора, адаптация В. Г. Норакидзе)
При оценке полученных результатов обращает на себя внимание более широкое распространение среди курсантов лиц с низким уровнем тревожности (44,7% от общего числа обследуемых в группе) и меньшее количество молодых людей с высоким уровнем (7,7%) по сравнению с другими группами. Что касается групп призывников и студентов, то здесь распространенность различных типов тревожности была примерно одинакова.
Методика определения общего уровня невротизации и психопатизации (УНП) используется для выявления и количественной оценки невротических расстройств, а также для скрининг-диагностики пограничной психической патологии [7]. Результаты исследования представлены в табл. 3.
Обращает на себя внимание достаточно широкий диапазон индивидуальных балльных оценок, предполагающий присутствие лиц с диаметрально противоположным психологическим профилем во всех группах. Во всех обследуемых группах отмечался низкий уровень психопатизации, статистически значимых различий между
Таблица 3. Уровень невротизации и психопатизации в различных группах призывного контингента (по тесту УНП)
Призывники Студенты Курсанты
Уровень невротизации 55,9 ± 18,4; от -25 до +100 48,4 ± 22,7; от -25 до +101 75,9 ± 24,1; от -31 до +105
Уровень психопатизации 15,6 ± 5,0; от +6 до +З0 16,1 ± 5,6; от +7 до +29 15,2 ± 5,3; от +6 до +30
Примечание: 1-я строка цифр показывает среднеарифметические значения по шкалам невротизация и психопатизация со средней ошибкой средней арифметической; 2-я строка — диапазон колебаний индивидуальных балльных оценок. Группы по шкале не-вротизации статистически значимо различаются между собой (р < 0,001).
группами не определялось. Интересно отметить, что лиц с высоким уровнем психопатизации среди всех обследованных выявлено не было. Можно предположить, что причиной данного факта является предварительный военно-врачебный отбор с целью определения годности молодых людей к службе в Вооруженных Силах.
По данным исследования во всех обследуемых группах определяется низкий уровень невротизации. У курсантов он является наиболее низким, затем, в порядке возрастания, следует группа призывников, потом студентов. Таким образом, у студентов отмечен более высокий уровень невротизации, чем в других группах. Следует отметить, что данные различия по шкале невротизации носят статистически значимый характер (р < 0,001). В нашем исследовании также был проведен анализ распределения лиц с разным уровнем невротизации по группам. Необходимо указать, что, в общем, низкие показатели невротизации выявлены у 72,6% лиц призывного контингента, однако по группам наблюдались различия. Среди курсантов таких лиц имелось наибольшее количество (90,3% от общего числа обследуемых в данной группе), среди студентов — наименьшее (64,3%), призывники занимали промежуточное положение по данному критерию (73,5%).
По данным методики УНП, призывной контингент имеет достаточно низкий уровень психопатизации и невротизации. Обращают на себя внимание межгрупповые различия по уровню невротизации, статистически значимо определяемые между всеми обследуемыми группами. В группе курсантов уровень невротизации значительно более низкий, чем в двух других группах.
Таким образом, при подведении итогов физической и психологической сравнительной оценки различных категорий призывного контингента, можно сформулировать следующие выводы.
Определяемые расхождения физического и психологического профиля призывного контингента в сформированных нами группах по уровню образования и характеру отношения к военной службе (призывники, студенты, курсанты) являются следствием имеющихся различий молодых людей, связанных с их социальным статусом (материальное положение, состав семьи, образование родителей).
При оценке антропометрических данных определяются значимые различия между исследуемыми группами, в большей мере относящиеся к массе тела и жизненной емкости легких и в меньшей — к длине тела. При оценке уровня физического развития
с использованием расчетных показателей, наиболее высокий уровень определяется у курсантов, которые имеют индекс Кетле и жизненный показатель в пределах нормы. В остальных группах индекс Кетле выше нормального уровня, а жизненный показатель ниже.
Продолжительность пробы Штанге во всех группах находится в пределах нормы. Вместе с тем выявленные статистически значимые различия между группами позволяют отметить наибольшую продолжительность пробы у студентов, наименьшую — у призывников. Курсанты занимают промежуточное положение между этими двумя группами. Имеющееся снижение продолжительности пробы у призывников может свидетельствовать как о сниженных адаптационных возможностях данной категории, так и о недостаточном волевом усилии, прилагаемом призывниками для выполнения данной пробы (то есть, о слабой психологической подготовке к службе в Вооруженных Силах РФ).
Показатели психологического тестирования во всех группах призывного контингента находятся в границах нормы. Однако имеются статистически значимые различия между исследуемыми группами, которые заключаются как в различных средних баллах, так и в структуре психологического профиля групп. Наиболее выраженные различия психологического профиля определяются между группой курсантов и двумя остальными группами — призывниками и студентами.
Литература
1. Коваль А. М., Михайлин В. Н. Современные подходы к оценке функционального состояния военнослужащих и к коррекции его нарушений // Воен.-мед. журн. 2003. № 4. С. 33-36.
2. Махнев М. В., Махнев А. В. Медико-социальные аспекты адаптации военнослужащих // Воен.-мед. журн. 2000. № 9. С. 57-64.
3. Шуркин Д. А. Медико-социальные проблемы состояния здоровья и разработка системы мероприятий по адаптации призывников и вновь прибывшего пополнения к военной службе: дис. ... канд. мед. наук. Н. Новгород: Нижегород. гос. мед. акад., 2003. 137 с.
4. Птичкин С. Новобранцев стало больше. Минобороны подвело итоги // «Российская газета». Центральный выпуск. 2009. 22 июля (№ 4957 (133)).
5. Методики исследования в целях врачебно-летной экспертизы: пособие для членов врачебно-летных комиссий / под ред. Е. С. Бережного и П. Л. Слепенкова. М.: Воениздат, 1995. 452 с.
6. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и состав. И. Б. Дерманова СПб.: Речь, 2002. 176 с.
7. Ласко Н. Б. Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации // Психологические методы исследования личности в клинике. Л.: ВМА, 1978. 135 с.
8. Иржак Л. И., Полякова П. В., Осколкова Е. М. Функциональные пробы для оценки легочного дыхания // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 3. С. 76-80.
9. Спортивная медицина: учеб. пособие / под ред. В. А. Епифанова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 336 с.
Статья поступила в редакцию 1 июня 2011 г.