граммирования макрофагов на морфофункциональ-ные изменения тканей пародонта у больных хроническим пародонтитом // Вятский медицинский вестник. 2018. № 2(58). С. 76-80. [Yusupova Yu.I., Rumyantsev VA., Shimanskiy Sh.L., Egorova E.N., Budasova E.I. Influence of the reprogramming of macrophages on morphofunctional changes of periodontal tissues in patients with chronic periodontitis. Vyatskii meditsinskii vestnik. 2018; 58 (2): 76-80. (In Russ.)]
12. Румянцев В.А., Шиманский Ш.Л., Будашова Е.И., Юсупова Ю.И., Афоненкова В.С., Моисеев Д.А. Современная концепция поляризации макрофагов и ее значение для пародонтологии (обзор литературы) // Пародонто-логия. 2018. № 3. С. 64-69. [Rumyantsev VA., Shimanskiy Sh.L., Budashova E.I., Yusupova Yu.I., Aphonenkova VS., Moiseev D.A. The modern concept of polarization of macrophages and its significance for Periodontology (literature review). Parodontologiya. 2018; 3: 64-69. (In Russ.)]
УДК 613.2.03-616-093/-098
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЧИСТКИ ЗУБОВ ЗУБНЫМИ ЩЕТКАМИ И ЗУБНЫМИ ТРЕНАЖЕРАМИ
ЯковлеваМ.В., Поздеев О.К., Морозова Л.Г., Ксембаев С.С., Салахов А.К.
ФГБОУ ВО Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, Казань, Россия (420012, г. Казань, ул. Бутлерова, 49), e-mail: [email protected]
Кариес зубов и заболевания тканей пародонта являются самыми распространенными заболеваниями. В полости рта создаются благоприятные условия, такие, как влажность и температура, наличие пищевых остатков для колонизации и размножения различных микробов. На уровень гигиенического состояния рта также влияет и снижение жевательной нагрузки. Для компенсации жевательной нагрузки нами был разработан зубной тренажер.
Цель исследования: определение эффективности очистки зубов с помощью зубных щеток и зубных тренажеров путем оценки микробной обсемененности.
Определена микробная обсемененность ротовой жидкости у 30 детей, разделенных на 3 группы: 1-я -стандартная чистка зубов; 2-я группа - использование жевательной резинки; 3-я - использование зубного тренажера, а также смывов с 5 головок зубных щеток и 5 зубных тренажеров. Определялось общее содержание мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (600 измерений). Определялись средние величины с расчетом среднеквадратичных отклонений. После использования зубных тренажеров (группа 3) общая микробная обсемененность ротовой жидкости увеличилась в среднем в 2 раза (р<0,01), в 1-й группе (после стандартной чистки зубов) - в 1,7 раза, а во второй группе (после использования жевательной резинки) - в 1,4 раза (р<0,05). При сравнении полученных показателей у представителей трех групп достоверное различие установлено только между показателями 2-й и 3-й групп (р<0,05). Установлено достоверное (р<0,001) преобладание общего микробного числа на использованных зубных щетках в отличие от использованных зубных тренажеров в 1,75 раза. Установлено, что зубочелюстной тренинг, как и стандартная чистка, приводит к очищению поверхности зубов от микробного налета. Использование зубного тренажера в дополнение к стандартной чистке зубов способствует повышению уровня индивидуальной гигиены полости рта.
Ключевые слова: зубной тренажер, зубная щетка, микробная обсемененность, индивидуальная гигиена рта.
COMPARATIVE EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF CLEANING TEETH WITH A TOOTHBRUSH AND DENTAL EQUIPMENT
Yakovleva M.V., Pozdeev O.K., Morozova L.G., Kembaev S.S., Salakhov A.K.
Kazan State Medical University, Kazan, Russia (420012, Kazan, Butlerov St., 49), e-mail: [email protected]
Dental caries and periodontal diseases are the most common. Appropriate humidity and temperature as well as presence of food pieces in the mouth favour colonization and reproduction of various microbes. also affects the hygienic condition of the oral cavity. To compensate for the reducedmastication, a dental simulatorhas been developed.
The purpose of the research is todetermine the effectiveness of tooth cleaning with toothbrushes and dental simulators by assessing microbial contamination.
Microbial contamination of the oral fluid in 30 children has been determined.The childrenwere divided into 3 groups.Group 1 used standard teeth cleaning; group2 used a chewing gum; group3 used a dental simulator. Microbial contamination of the oral fluidwas confirmed by washes from 5 toothbrushes and 5 dental simulators. The total number of mesophilic aerobic and facultatively anaerobic microorganisms has been determined (600 calculations). The average with calculation of standard deviation have been determined. The total microbial countinthe oral fluid has increased in group 3 on average twice, if compared with the microbial concentration before the use of dental simulators (p<0.01), while in group 1 (after standard brushing)-by 1.7 times, and in group 2(after the use of a chewing gum) - by 1.4 times (p<0.05). When comparing the obtained indicators in
the three groups, a significant difference has been found only between the indicators of groups 2 and 3 (p<0.05). Significant prevalence (p<0.001) of total microbial count on the used toothbrushes in comparison with the used dental equipment has been determined.
Conclusion: dental training, as well as standard cleaning contributes to cleaning the surface of the teeth from bacterial plaque. Using a dental simulator in addition to standard cleaning of teeth helps to improve individual oral hygiene.
Key words: dental simulator, toothbrush, microbial contamination, individual oral hygiene.
Введение
Кариес зубов и заболевания тканей пародонта до настоящего времени являются самыми распространенными заболеваниями, которые поражают в равной мере как взрослых, так и детей [1-6], что обуславливает особую актуальность проблемы их профилактики, ведущей составляющей которой является индивидуальная гигиена ротовой полости.
Полость рта является уникальным местом для колонизации и размножения различных микроорганизмов, для которых здесь существуют благоприятные условия, такие как постоянные влажность и температура, наличие пищевых остатков [7]. Поэтому в стоматологической профилактике индивидуальной гигиене полости рта должно уделяться особое внимание, так как только регулярный гигиенический уход может способствовать предупреждению возникновения основных стоматологических заболеваний или снижению их частоты и тяжести течения.
Низкий же уровень гигиены полости рта и, как следствие, наличие зубного налета и зубного камня являются факторами риска, приводящими к развитию заболеваний зубов и тканей пародонта. На уровень гигиенического состояния рта также влияет и снижение жевательной нагрузки, приводящее к недостаточному кровоснабжению тканей пародонта и усилению тяжести течения стоматологической патологии [1, 8].
Гигиена полости рта включает в себя систематическую чистку зубов для удаления мягких зубных отложений и массажа десен. Однако только 9,27% населения, независимо от возраста, чистят зубы 2 раза в день, а 29,9% - осуществляют однократный уход за зубами. Связано это, прежде всего, с недостаточным привитием в детстве навыков санитарно-гигиенической культуры [9].
Несмотря на то, что индивидуальная гигиена полости рта существует много столетий, именно новые технологии последних двадцати лет позволили осуществить прорыв в практике личной гигиены полости рта. В первую очередь это касается разработки и создания новых предметов и средств личной оральной гигиены, в частности, зубных тренажеров [9, 10].
Цель исследования: определение эффективности очистки зубов с помощью зубных щеток и зубных тренажеров путем оценки микробной обсемененности.
Материал и методы
Работы по определению микробной обсемененности ротовой жидкости (РЖ) у 30 детей, а также головок зубных щеток (ЗЩ) и детских зубных тренажеров (ДЗТ) у 10 детей были проведены на кафедре микробиологии Казанской государственной медицинской академии - филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава РФ (зав. кафедрой, д.м.н., профессор О.К. Поздеев).
Сущность метода заключалась в определении общего содержания в РЖ мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, спо-
собных расти на питательной агаризованной среде. Для этого после проведения в течение 1 мин. соответствующих процедур (1-я группа - стандартная чистка зубов; 2-я группа - использование жевательной резинки; 3-я - использование зубного тренажера), не производя при этом глотательных движений, РЖ в объеме 3 мл собирали в стерильную пробирку около пламени горелки путем сплевывания (забор проводился в первой половине дня). Из каждого разведения брали по 1 мл суспензии и вносили в стерильные чашки Петри, которые затем заливали расплавленным и охлажденным до 45-50°С мясо-пептонным агаром (глубинный посев). Подсчет колоний проводили в вариантах разведений, дающих не более 80 колоний на чашке. Данные выражали в виде средних величин с расчетом среднеквадратичных отклонений.
Всего у 30 детей было проведено 600 измерений уровня обсемененности РЖ (до процедур и после них) в сравнительном аспекте.
Кроме того, материалом для исследования служили смывы с 5-ти головок зубных щеток (ЗЩ) и 5-ти детских зубных тренажеров (ДЗТ), проведенные с помощью стерильного физиологического раствора. Для этого детям давали стерильные ЗЩ и ДЗТ и после проведения ими в течение 1 мин. соответствующих процедур (1-я группа - стандартная чистка зубов; 2-я группа - использование зубного тренажера) в асептических условиях у ЗЩ откусывали чистящие головки и помещали в герметичные бюксы, содержащие 20 мл стерильного физиологического раствора. Аналогично поступали и с ДЗТ. Перед проведением микробиологических исследований содержимое бюксов энергично встряхивали и в течение 10 мин. перемешивали на магнитной мешалке «М^ НеьМлх D» (Heidolph Германия).
Для определения уровней микробной обсеме-ненности применяли метод глубинного посева. Определяли общее микробное число (ОМЧ) мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, способных образовывать колонии на питательном агаре при 37 °С в течение 24 ч, видимые с увеличением в 2 раза. От каждого образца отбирали по 3 пробы в объеме 1 мл физиологического раствора и вносили по 1 мл в стерильные чашки Петри, слегка приоткрывая крышки. После внесения пробы в каждую чашку диаметром 90 и 100 мм вливали соответственно по 8 или 12 мл расплавленного и остуженного до 45-49 °С питательного агара. Для этого на период проведения анализа агар помещали в термостат, поддерживающий температуру 45-49°С. Затем быстро смешивали содержимое чашек, равномерно распределяя по всему дну, избегая образования пузырьков воздуха, попадания агара на края и крышку чашки. Эту процедуру проводили на горизонтальной поверхности, где чашки оставляли до застывания агара.
После застывания агара чашки с посевами помещали в термостат вверх дном и инкубировали 24 часа при 37 ± 1 °С.
Подсчитывали все выросшие на чашке колонии, наблюдаемые при увеличении в 2 раза. Количество колоний на трех чашках суммировали и делили на три. Результат выражали числом колониеобразую-щих единиц (КОЕ) в 1 мл исследуемой пробы воды. На всех чашках во всех пробах выросло более 300 колоний, которые были распределены равномерно. Поэтому поверхность среды делили на восемь секторов с последующим пересчетом на всю поверхность. Результаты с каждой из трёх чашек суммировали и рассчитывали средние величины ОМЧ.
Математическая обработка полученных показателей проводилась на персональном компьютере методом вариационной статистики. В оценку брались
Динамика снижения микробной обсемененности
средние арифметические значения и на их основе вычислялись средняя ошибка средней арифметической, среднее квадратическое отклонение. Полученные цифровые данные исследований анализировали с определением достоверности средних значений по критерию Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
Проведена сравнительная оценка количественного изменения микрофлоры ротовой жидкости у представителей трех групп (1-я - стандартная чистка зубов; 2-я - использование жевательной резинки; 3-я - использование зубного тренажера) (табл. 1).
Таблица 1
>товой жидкости до и после проведения процедур
№ Группы Показатели общей микробной обсемененности ротовой жидкости (КОЕ/мл)
До процедуры После процедуры
1 Стандартная чистка (зубная щетка) (п=10) 42342,1 ± 282,5)103 '(4326,9 ± 501,3)103
2 Использование жевательной резинки (п=10) 2(2433,9 ± 269,6)103 2(3522,7 ± 478,6)103
3 Использование зубного тренажера(п=10) 3(2471,3 ± 271,8)103 3(5043,3 ± 554,8)103
Примечание:1,2,3 - статистически значимые различия между сравниваемыми показателями. 6000
Стандартная чистка Жевательная резинка Зубной тренажер
Исследуемые группы
Рис. 1. Динамика увеличения микробной обсемененности ротовой жидкости.
Как видно из таблицы и рисунка 1, после использования зубных тренажеров (группа 3) общая микробная обсемененность ротовой жидкости (РЖ) достоверно увеличилась в среднем в 2 раза (р<0,01). В свою очередь у детей первой группы (после стандартной чистки зубов) общая микробная обсеменен-ность РЖ достоверно увеличилась в среднем в 1,7 раза, а во второй группе (после использования жевательной резинки) - в 1,4 раза (р<0,05).
При сравнении полученных показателей у представителей трех групп достоверное различие установлено только между показателями 2-й и 3-й групп (р<0,05).
При проведении исследований микробной об-семененности головок зубных щеток и зубных тренажеров после проведения в течение 1 мин. чистки зубов получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Микробная обсемененность головок зубных щеток и зубных тренажеров после процедуры чистки зубов (количество микробов)
№ ОМЧ (головка зубной щетки) ОМЧ (зубной тренажер)
(n=3) (n=3)
1 2,9 х 103 1,2 х 103
2 2,0 х 103 1,9 х 103
3 2,4 х 103 1,5 х 103
4 3,2 х 103 1,1 х 103
5 3,5 х 103 2,3 х 103
Итого *2,8±0,27х103 *1,6±0,22х103
Примечание: *статистически значимые различия между сравниваемыми показателями.
Как видно из таблицы 2, определяется достоверное (р<0,001) преобладание общего микробного числа на использованных зубных щетках, в отличие от использованных зубных тренажеров, примерно в 1,75 раза. Это обстоятельство может быть связано с более «удобной» для обсеменения «щетинистой» структурой зубной щетки в отличие от зубного тренажера, поверхность которого гладкая.
Заключение
Таким образом, зубочелюстной тренинг, как и стандартная чистка, также приводит к очищению поверхности зубов от микробного налета, использование зубного тренажера в дополнение к стандартной чистке зубов способствует повышению уровня индивидуальной гигиены рта.
Литературa/References
1. Кузьмина И.Н. Эффективность применения средств гигиены полости рта у детей дошкольного возраста // Dental Forum. 2012. № 4. С. 22-24. [Kuz'mina I.N. The efficiency of use of means of hygiene of an oral cavity of children of preschool age. Dental Forum. 2012; 4: 22-24.(In Russ.)]
2. Леонтьев В.К., Маслак Е.Е. Кариес зубов, этиология, патогенез, классификация. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. [Leont'ev V.K., Maslak E.E. Karies zubov, etiologiya, patogenez, klassifikatsiya. Detskaya terapevticheskaya stomatologiya: national leadership. Moscow: GEOTAR-Media, 2010. (In Russ.)]
3. Терехова Т.Н., Луцкая И.К. Системная профилактика стоматологических заболеваний в детском возрасте. Пути и цели профилактики // Современная стоматология. 2015. № 1. С. 32-36. [Terekhova T.N., Lutskaya I.K. System prevention of dental diseases in childhood. Way and prevention. Sovremennaya stomatologiya. 2015; 1: 32-36. (In Russ.)]
4. Улитовский С.Б. Профилактика кариеса: нейтрализация кислот // Стоматолог-практик. 2015. № 2. С.10-12. [Ulitovskii S.B. Prevention of dental caries: the neutralization of acids. Stomatolog-praktik. 2015; 2: 10-12. (In Russ.)]
5. Newby E.E., Martinez-Mier E.A., Hara A. et al. A randomised clinical study to evaluate experimental children'stoothpastes in an in-situ palatal caries model in children aged 11-14 years. Int Dent J. 2013. Vol. 63, Suppl. 2. Р. 31-38.
6. Winter J., Glaser M., Heinzel-Gutenbrunner M., Pieper K. Association of caries increment in preschool children with nutritional and preventive variables. Clin Oral Investig. 2015. № 1.
7. Макеева И.М., Полякова М.А., Хон Я.А. Сравнительный анализ эффективности детских зубных паст, содержащих фториды и гидроксиапатиты // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 42, № 4. С. 9-13. [Makeeva I.M., Polyakova M.A., Khon Ya.A. Comparative analysis of the effectiveness of children's toothpaste containing fluoride and hydroxyapatite. Sbornik nauchnykh trudov Sworld. 2012; 42 (4): 9-13. (In Russ.)]
8. Лукиных Л.М. Роль и значение гигиены полости рта // Материалы XII и XIII Всероссийских научш-практических конференций и Труды IX съезда СТАР. М., 2004. С. 334-336. [Lukinykh L.M. Rol' i znachenie gigieny polosti rta. Materialy XII i XIII Vserossiiskikh nauchno-prakticheskikh konferentsii i Trudy IX s"ezda STAR. Moscow, 2004. P. 334-336. (In Russ.)]
9. Улитовский С.Б. Новые подходы к профилактике кариеса // Клиническая стоматология. 2014. № 4. С. 20-24. [Ulitovskii S.B. New approaches to the prevention of caries. Klinicheskaya stomatologiya. 2014; 4: 20-24. (In Russ.)]
10. Муллина А.Р., Ксембаев С.С., Салахов А.К., Орлинский С.Б. ЭПР-спектроскопическая оценка влияния зубочелюстного тренинга на состав и свойства ротовой жидкости // Практическая медицина. 2014. № 1. С. 108-110. [Mullina A.R., Ksembaev S.S., Salakhov A.K., Orlinskii S.B. EPR spectroscopic evaluation of the effect of dental training on the composition and properties of oral fluid. Prakticheskaya meditsina. 2014; 1: 108-110. (In Russ.)]