Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика систем медицинского образования применительно к Болонскому процессу'

Сравнительная характеристика систем медицинского образования применительно к Болонскому процессу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубаха А. Б., Лигоненко А. В., Черная И. А., Стороженко А. В., Шумейко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика систем медицинского образования применительно к Болонскому процессу»

BÍCHMK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

ных возможностей компьютера, но значительно оптимизирует методику проведения такого контроля и обработки полученных результатов, позволяет исключить субъективность оценки знаний студента преподавателем [4].

Основная часть

Примером удачной реализации такой задачи можно рассматривать программу «UniTest System», созданную компанией «Sight2k». Программа позволяет создавать собственные тесты различного вида и проводить тестирование в условиях локальной сети компьютерного класса.

Опыт использования программы «UniTest System» в течение года среди студентов-стоматологов и интернов-хирургов подтвердил достаточную ее функциональность, удобство в создании тестовых заданий, возможность использования графического материала - диаграмм и фотографий. В комплекте поставки программы имеется редактор тестов; программа-монитор, которая отслеживает компьютеры, работающие в сети, раздает им тексты тестовых заданий и собирает результаты тестирования; тестирующий модуль с настраиваемым интерфейсом, копии которого устанавливаются на тестирующие станции; программа подготавливающая отчет тестирования, сохраняющая результаты в виде базы данных; программа настройки, позволяющая настраивать имеющиеся компоненты в зависимости от потребностей преподавателей и возможностей компьютерной сети. Обращает внимание доступный интерфейс поставляемой тестирующей программы, чего нельзя в полной мере сказать об остальных компонентах «UniTest System». Удобным представляется возможность извлечения из базы данных о правильно и неправильно решенных тестовых заданиях.

Немаловажное преимущество применения тестирующей программы - возможность апробации созданных тестов и определение их валид-ности. Упрощается процедура изготовления тестирующих материалов, поскольку нет необходимости размножения бумажного варианта тестов до момента окончания их апробации. Следовательно, имеется возможность доработки тестового материала после начала тестирования.

В течение последних полутора лет преподавателями кафедры хирургических болезней стоматологического факультета ДонГМУ им. М.Горького создан компьютерный класс с локальной сетью. Отлажена работа закупленной тестирующей программы «UniTest System» и ведется работа по созданию базы ситуационных тестовых заданий, применимых для обучения, текущего и итогового контроля знаний по общей хирургии и хирургическим болезням студентов-стоматологов и врачей-интернов. Применение подобных систем позволит повысить эффективность учебной работы как в количественном, так и в качественном отношении.

Литература

1. АлексейчукИ.С. Особенности создания систем контроля в высшей школе. //Современные проблемы дидактики высшей школы: Сб. тр. Междунар. конф.- Донецк: Изд-во ДонГУ, 1997.- С. 121-130.

2. Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями или введение в практику деятельностного обучения.- Донецк: ДОУ, 2004.- 108 с.

3. План организации учебно-методической работы.- Донецк: Изд-во ДонГМУ, 2006.- 55 с.

4. Потяженко М.М., БалакЫО.К., СоколикН.Л. та ¡нш. Шляхи рацюнал1зацп використання комп'ютерних програм в процеа формування практичних навичок у лкаря - ¡н-терна. //Практичне заняття у пщготовц1 л1кар1в i пров1зо-p¡B 36ipHHK науково-методичних праць науково-методичноТ конференцп КМАПО ¡м. П.Л.Шупика. Книга I.-КиТв.- 2001.- С. 97-100.

Реферат

КОМП'ЮТЕРНЕ ТЕСТУВАННЯ У ВИКЛАДАННЫ Х1РУРГ1Т Гринцов О.Г., ХристуленкоА.О., Совпель О.В., Куницкий Ю.Л. Ключов1слова: викпадання мрургм, цт1 навчання, комп'ютернетестування.

3 метою полтшення викпадання х1рургп, пщвищення мотивацп отримання знань та навичгав студентами та лкарями Штернами, викладачами кафедри хирурпчних хвороб стоматолопчного факультета ДонДМУ ¡м. М.Горького був оргашзований комп'ютерный клас з локальною аттю. Використання тестових атуацмних задач, запропонування учням «навчальних» проблем, яга наближеш до реальноТ клЫнноТ ситуацп пщвищус ¡нтерес студента до отримання ¡нформацп.

УДК 616.35:378.1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ

Зубаха A.B., Лигоненко A.B., Черная И.А., Стороженко A.B., Шумейко И.А.

Высшее государственное учебное заведение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава

Много сотен лет назад в мире возникла и развивалась европейская классическая система образования. Немного позже возникла двухступенчатая американская школа медицинского образования, основанная на бакалавра те и магистрате. Это были два конкурирующих между

собой направления, и, казалось бы, оба они имели и имеют все основания продолжать, существовать и работать, дополняя другдруга.

Сравнение разных подходов и разных структур медицинского образования позволяет выделить три основных фазы или цикла обучения -

Актуальт проблеми сучасно! медицини

до клиническое, теоретико-клиническое и практическое.

К примеру структура медицинского образования в Германии может считаться типичной для европейских стран, где функционирует 36 медицинских факультетов которые являются частью университетов. Минимальная продолжительность медицинского образования 6 лет: 2 года до клинического и 4 года клинического обучения. В течении этого времени необходимо отработать практику на протяжении 18 месяцев в аккредитованном госпитале. Каждая фаза завершается государственным экзаменом, который состоит из письменного теста, устной части и трех клинических экзаменов.

Продолжительность последипломного образования является довольно значительной. Специализация по внутренним болезням требует 6 лет: 4 года в клинике внутренних болезней, полгода в отделениях неотложной помощи терапевтического профиля, оставшееся время может быть посвящено другим специальностям.

Получение узкой специальности требует дополнительных 2-3х лет.

В США нет чёткой национальной системы высшего медицинского образования, существует так называемая трехступенчатая система высшей школы, которая сейчас достигла широкого развития. Для медицинского образования эта система состоит из:

- двухлетних медицинских колледжей, в которых наряду с общеобразовательной подготовкой осуществляется домедицинское образование.

- четырехлетних медицинских колледжей, которые представляют среднее специальное медицинское образование.

- высших медицинских учебных заведений, которые называются медицинскими школами, в которых осуществляется додипломное медицинское образование.

Интернатура в США первая фаза в последипломном медицинском образовании, которое идет непосредственно после завершения четырехлетней программы обучения в высшей медицинской школе. Интернатура - это практическая работа (стажировка по специальности), в больницах и амбулаториях под руководством

квалифицированных врачей.

В прямой интернатуре первична специализация в области терапии, хирургии, педиатрии, акушерства и гинекологии, патологии продолжительность обучения один год.

В ротационной интернатуре осуществляется подготовка по двум или более клиническим специальностям, однако с обязательной подготовкой на протяжении четырех месяцев в области внутренних болезней. С 1970 года организована резидентура в университетских учебных медицинских центрах и на базах больниц, связанных с медицинскими школами - это вторая фаза последипломного образования. Срок обучения от трех до пяти лет, по анестезиологии, внутренним болезням, акушерству и гинекологии, урологии - три года. По нейрохирургии и отоларингологии - четыре года, общей хирургии - пять лет, для получения специальной лицензии для самостоятельной работы по специальности врачи вынуждены один-два года посвятить практической работе по избранной специальности.

Система высшего медицинского образования в Украине и странах СНГ представлена сетью медицинских институтов, университетов, факультетов в составе университетов. Она имеет централизованное управлении со стороны министерств здравоохранения. Это дает возможность решать проблему обеспеченности всех регионов врачами. В её рамках сформировались значительные научные и клинические школы, деятельность которых ценится не только у нас, но и за рубежом.

Болонский процесс - это деятельность европейских стран направленная на согласование систем высшего образования континента, принятый в 1999 году. Страны участницы обязались до 2010 года привести свои образовательные системы до единого стандарта.

Присоединение Украины до Болонского процесса даст возможность расширить доступ до образовательных ценностей стран Европы, повысить качество высшего образования, позволит эффективно использовать специалистов с высшим образованием как у нас в стране, так и за рубежом.

Том 7, Выпуск 1-2

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.