5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЫРГЫЗСТАНА
Султаналиев М.Б., соискатель. Место учебы: Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина. E-mail: [email protected].
Аннотация: Данная статья посвящена сравнительной характеристике признаков объективной стороны преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства по уголовному законодательству Российской Федерации и Кыргызстана. В ней рассматриваются объективные стороны составов преступлений, находящихся в главах 29 УК РФ и УК КР.
Ключевые слова: осознание, содействие, враждебная деятельность, противоправная пропаганда, агитация, призывы, экстремистская деятельность, насильственный захват власти, насильственное удержание власти.
COMPARATIVE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE OBJECTIVE SIDE OF CRIMES AGAINST THE CONSTITUTIONAL ORDER AND STATE SECURITY UNDER THE CRIMINAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND KYRGYZSTAN
Sultanaliev M.B., applicant. Place of study: Moscow state law academy named after O.E.Kutafin. E-mail: [email protected].
Annotation: This article focuses on the comparative characteristic features of the objective side of crimes against the constitutional order and security of the state of the criminal laws of the Russian Federation and Kyrgyzstan. It discusses the objective of the crimes that are in Chapter 29 of the Criminal Code and Criminal Code. Keywords: awareness, support, hostile activity, illegal propaganda campaign, calls, extremist activity, the seizure of power, forcible retention of power.
Большинство ученых придерживается позиции, согласно которой специфика каждого состава преступления находит свое выражение главным образом в объективной стороне, и здесь чаще всего проходит грань, отделяющая одно преступление от другого1.
Составы преступлений, находящихся в главах 29 УК РФ и УК КР, могут быть как формальными, так и материальными, деление на которые общепринято в науке уголовного права. Составы преступлений, в которых уголовный закон считает объективной стороной состава сам факт совершения действия или бездействия, независимо от дальнейших последствий, вызванных им во внешнем мире, принято называть формальными, а те составы, в которых уголовный закон для наличия объективной сторо-
1 Грайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М.: Го-сюриздат, 1957. - С.131.
ны состава преступления требует наступления в результате действия или бездействия определенных преступных последствий, - материальными2.
Для признания каждого из преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства оконченным деянием необходимо либо совершение действия, либо наступление преступного результата в результате совершенного действия или бездействия. Например, для признания государственной измены оконченным преступлением необходимо совершенное действие, а для признания таковым разглашения государственной тайны, повлекшего тяжкие последствия, - не только действие или бездействие, но и наступившие вредные последствия, обусловленные причинной связью.
К области преступного и наказуемого отнесено совершение государственной измены (ст. 275 УК РФ, ст.292 УК КР), «которая является самым тяжким злодеянием против...»3 основ конституционного строя и безопасности государства.
Объективная сторона этого преступления представлена примерным перечнем ее форм. Последними обозначены:
а) шпионаж;
б) выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям;
в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.
Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности государства, если они совершаются гражданином этого государства. Не образует государственную измену в форме шпионажа сбор и передача не составляющих государственную тайну сведений по собственной инициативе. Субъект преступления в таких случаях может нести ответственность, например, за государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности.
В отличие от иных форм государственной измены, которые, как правило, предполагают контакт гражданина с представителем иностранного государства или организации, шпионаж как форма государственной измены признается оконченным, в том числе, и в случаях, когда гражданин собирает, похищает или хранит сведения, составляющие государственную тайну, с целью их передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям без предварительного с ними контакта.
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны - это предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям гражданином этого государства любым способом сведений, составляющих государственную тайну.
2 Там же. С. 150.
3 Карпушин М.П., Курдляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М.: Юрид. лит., 1974. - 231 с.
Для наступления ответственности обязательно осознание лицом характера сведений, которые относятся к государственной тайне, а также характера адресата, являющегося иностранным государством, иностранной организацией или их представителями.
Выдача окончена с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием адресата: органа или представителя иностранного государства или иностранной организации, проводящих враждебную деятельность против государства.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против государства может проявиться в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в подрывной деятельности против внешней безопасности (например, в срыве поставок вооружений в третьи страны или заключения перемирия).
Оказание адресатам помощи в проведении враждебной деятельности против государства может осуществляться как на территории государства, так и за его пределами.
Объективная сторона охватывает все деяния по оказанию помощи, к которым относятся:
- действия, не требующие дополнительной квалификации и квалифицируемые только по ст. 275 УК РФ, ст.292 УК КР. К таким деяниям может относиться: установление отношений с иностранной стороной и заранее данное обещание выполнять ее задания, поиск помощников для зарубежных разведывательных органов, укрывательство их сотрудников, снабжение последних документами, деньгами, средствами передвижения.
- деяния, сами по себе содержащие признаки преступлений и требующие дополнительной квалификации по иным статьям УК (диверсия, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершаемые по заданию иностранного государства).
Государственная измена считается оконченной с момента фактического оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против государства в ущерб ее внешней безопасности.
Преступления, предусмотренные статьями 280 и 282 УК РФ, а также 297 и 299 УК КР, по своему основному содержанию носят характер информационнопропагандистского воздействия на сознание и волю их участников и представляют собой злоупотребление свободой слова и распространения информации. Их объективная сторона заключается в противоправной пропаганде или агитации (не только словами, но и конкретными действиями), направленной, например, на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, а также на склонение не-конкретизированного круга лиц к осуществлению экстремистской деятельности.
Преступный характер названным призывам, пропаганде или иным действиям придает их публичный характер, в силу которого распространенные призывы рассматриваются уголовным законом уже не как проявление определенных политических взглядов или намерений, а как деяния, которые сами по себе причиняют вред социально значимым ценностям, интересам и благам.
Основная направленность уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за такие призывы, заключается в предупредительной функции уго-
ловного закона, в стремлении к предотвращению соответствующих насильственных посягательств.
С учетом того, что призывы, не дополненные иными преступными действиями, не способны непосредственно разрушить основы конституционного строя и безопасности государства, законодатель отнес их к категории преступлений средней тяжести, предусмотрев уголовную ответственность лишь за оконченные преступные деяния или покушение на их совершение.
Общественная опасность данного преступления - в действиях подстрекательского характера (призывах), направленных на сознание людей с целью побуждения их к осуществлению экстремистской деятельности.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ и ст.297 УК КР, образуют призывы к действиям, перечисленным статьей 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»4, и ст.1 Закона Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»5 соответственно.
Преступление признается оконченным с момента осуществления призывов, независимо от того, побудили они граждан к насильственным действиям указанного характера или нет.
Поскольку рассматриваемые статьи содержат указание о действиях, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение человека либо группы лиц, то данный состав следует считать усеченным, в связи с чем для признания преступления оконченным не требуется, чтобы ненависть или вражда возникли в действительности, как и унижение человеческого достоинства. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции действий.
В случае, если призывы к экстремистской деятельности связаны с действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам национальности, деяние виновного необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.
Как известно, деяние - это человеческое поведение, протекающее в пассивной и активной форме, соответственно, в бездействии и действии. Таким образом, по своему объему квалифицирующий признак превосходит признак объективной стороны основного состава преступления.
Пожалуй, самым малоисследованным преступлением с точки зрения объективной стороны, по нашему мнению, является насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ, ст.295 УК КР). Данное преступление корреспондирует с одной из форм измены Родине: заговором с целью захвата власти (ст. 64 УК РСФСР), что превращало последнюю в «сложный и тяжеловесный состав»6.
Диспозиция рассматриваемого состава преступления связывает противоправные действия, которые «...фактически сводятся к заговору с целью совершения государственного переворота»7 с насилием, выражаемым:
4 Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - №30. - Ст. 3031.
5 Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» № 150 от 17.08.2005г.
6 Дьяков СВ. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М.: НОРМА, 1999. - С. 4.
7 Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под общ. ред. МЛ. Журавлева и СИ. Никулина. М.: Норма, 2004. - С. 658.
а) в насильственном захвате власти в нарушение Конституции;
б) в насильственном удержании власти в нарушение Конституции;
в) в насильственном изменении конституционного строя.
Статьи 278 УК РФ и 295 УК КР не конкретизируют, на
захват или удержание какой ветви власти или ее уровня направлены насильственные действия. Изучение диспозиции рассматриваемой уголовно-правовой нормы, а также точек зрения исследователей, ранее рассматривавших проблемы заговора с целью захвата власти, показывает, что речь идет о захвате или удержании власти как на государственном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления, осуществляемого в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных традиций для самостоятельного решения населением вопросов местного значения.
Диспозиция нормы предусматривает насилие как способ захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя, к которым стремится преступник или группа лиц. Причем степень насилия не конкретизирована. Такие действия могут сопровождаться угрозами применения и фактическим применением огнестрельного оружия.
Насильственный захват власти - это завладение ею насильственным (вероятнее всего вооруженным) путем лицами, которым власть не принадлежала. Действия, направленные на такой захват, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих предоставленные им по закону властные полномочия, нанесении им побоев, причинении вреда здоровью различной степени тяжести и самопровоз-глашении на их месте кого-либо без законных оснований. Направленные на захват власти действия могут сопровождаться прямым блокированием работы законодательных органов власти путем изоляции депутатов, предъявления ультиматумов и иных противоправных требований, недопущения их в рабочие помещения, угроз физической расправы и т.д.
Насильственное удержание власти представляет собой насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону. При этом субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои полномочия, а те, кто ею незаконно обладает, контролируют принятие и исполнение своих решений с помощью насильственных методов и средств. Фактически действия, направленные на насильственное удержание власти, представляют собой отказ уступить власть другому лицу (лицам) вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту. Указанные действия должны быть сопряжены с применением насилия, например, к представителям политических партий, движений, к которым в соответствии с Конституцией должна перейти государственная власть.
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, либо действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя России, независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы: применить насилие, захватить или удержать власть, изменить конституционный строй Российской Федерации.
Преступления такого рода хоть и редко, но все-таки совершаются. Так, 4 ноября 2006 года Генпрокуратурой Кыргызстана возбуждено уголовное дело по ста-
тье 295 (насильственные захват и удержание власти) и 297 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя) по факту предъявленной в Жогорку Кенеш аудиозаписи совещания лидеров митинга. Все материалы переданы в СНБ для проведения технической экспертизы и вынесения заключения.
Заместитель главы Службы национальной безопасности Эльмурза Сатыбалдиев сообщил на пресс-конференции, что милиционеры Аламудунского и Ис-сыкатинского РОВД дали показания о попытках захвата 3 ноября акимиатов этих районов. Показания получены в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по признакам ст. 295 и ст. 297 УК КР на основании переданной в Генпрокуратуру аудиозаписи совещания лидеров движения «За реформы!» в ночь со 2 на 3 ноября .
Действия, предусмотренные диспозицией ст.278 УК РФ и ст.295 УК КР, могут быть связаны с созданием незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества, планирующего насильственный захват власти, ее удержание или изменение конституционного строя России.
Для внесения ясности в понимании и толковании рассматриваемой нами нормы считаем целесообразным изложить диспозицию в следующем содержании:
«Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.
Действия, направленные на насильственный захват любой из ветвей государственной власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции, равно направлены на насильственное изменение конституционного строя».
Считаем целесообразным данную формулировку применить в уголовных законодательствах обоих государств: Российской Федерации и Республики Кыргызстан.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. -
29.07.2002. - №30. - Ст. 3031.
2. Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» № 150 от
17.08.2005г.
3. Грайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М.: Госюриздат, 1957. - С.131.
4. Дьяков СВ. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М.: НОРМА, 1999. - С. 4.
5. Дни испытания. Хроника событий // Слово Кыргызстана. 7 ноября 2006 года. - №119 (22009).
6. Карпушин М.П., Курдляндский В.И. Уголовная ответственность и состав
преступления. М.: Юрид. лит., 1974. - 231 с.
7. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под общ. ред. МЛ. Журавлева и СИ. Никулина. М.: Норма, 2004. - С. 658.
References:
1. Federal Law of 25.07.2002 № 114-FZ (as amended of 29.04.2008) "On Countering Extremist Activities" // Collected Legislation of the Russian Federation. -
29.07.2002. - № 30. - Art. 3031.
8 Дни испытания. Хроника событий // Слово Кыргызстана. 7 ноября 2006 года. - №119 (22009).
2. Law of the Kyrgyz Republic "On Combating Extremist Activity» № 150 from 17.08.2005g.
3. Graynin A.N. General doctrine of corpus delicti. M. Gosyurizdat, 1957. - P. 131.
4. Dyakov S.V. Crimes against the state (against the constitutional order and state security) and state crime. Moscow: Norma, 1999. - P. 4.
5. Days of the test. Chronicle // Word of Kyrgyzstan. November 7, 2006. - № 119 (22 009).
6. Karpushin M.P., Kurdlyandsky V.I. Criminal responsibility and the composition of crime. M. Legal. Lit., 1974. - 231 p.
7. Criminal Law. General and Special Parts: textbook for higher education / under total. Ed. MLS. Zhuravlev and MI. Nikulin. Moscow: Norma, 2004. - P. 658.
Рецензия
В статье «Сравнительная характеристика признаков объективной стороны преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства по уголовному законодательству Российской Федерации и Кыргызстана» Султаналиев М.Б. раскрывает проблему содержания объективной стороны преступлений, объясняя ее актуальность тем, что большинство ученых придерживается позиции, согласно которой специфика каждого состава преступления находит свое выражение главным образом в объективной стороне, и здесь чаще всего проходит грань, отделяющая одно преступление от другого.
В статье также рассматривается степень вины субъекта в разглашении государственной тайны или секретной информации. Самым малоисследованным преступлением с точки зрения объективной стороны является насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ, ст.295 УК КР). Для внесения ясности в понимании и толковании рассматриваемой в статье нормы автор считает целесообразным применить следующую формулировку в уголовных законодательствах Российской Федерации и Республики Кыргызстан: «Действия, направленные на насильственный захват любой из ветвей государственной власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции, равно направлены на насильственное изменение конституционного строя».
Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»
Ковалева Н.М., к.ю.н.